Скачать 36.72 Kb.
|
Формирование читательской компетенции у учащихся на примере блока интегрированных уроков литературы и информатики. Тоесева Марина Витальевна (Marvittioe@gmail.com) Олейник Виктория Вячеславовна (viv78@list.ru) Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение центр образования № 195 адмиралтейского района Санкт-Петербурга (ГБОУ центр образования № 195 адмиралтейского района Санкт-Петербурга) Аннотация Освоение ИТ – это компетенция учителя, которая позволяет осуществлять информационную и обучающую функции. Сотрудничество учителя информатики с предметниками, подчас сводится к обучению предметника пользоваться ИКТ. Это большая польза для образовательного процесса, но учитель информатики должен быть «проводником» в лабиринтах информационных технологиях и для педагогов, и для учащихся. Интернет – среда сегодня становится важнейшим источником информации, в том числе и в образовательной сфере. Педагог сталкивается с необходимостью осваивать УМК нового стандарта. В связи с этим появилась потребность у учителей развиваться в области ИКТ, расширять минимальные ИКТ компетенции и формировать новые педагогические профессиональные качества – навыки использования ИКТ в образовательном процессе на регулярной основе. Освоение интернет технологий – есть одна из базовых компетенций учителя, которая позволяет осуществить как информационную, так и обучающую функции. Интернет становится важнейшим каналом доступа к инновациям. Сбор материала к уроку, формирование собственной базы данных, как учительской, так и ученической, решение проблемы текстов на уроке – вот та помощь, которую могут оказать ЭОР. Интернет – сопровождение возможно на всех этапах процесса обучения. Сотрудничество учителя информатики с учителями-предметниками на наш взгляд, подчас сводится к обучению предметника пользоваться информационными технологиями (поиск информации в интернете, работа с офисным пакетом, освоение интерактивной доски). В этом, конечно, присутствует большая польза для образовательного процесса, но, по нашему мнению, учитель информатики должен быть «проводником» в лабиринтах информационных технологиях и для педагогов, и для учащихся. То, как может помочь информационно-технологический инструментарий и взаимодействие с учителем информатики в повседневной работе учителя литературы показано на примере урока «Работа на уроке литературы с паратекстом (пьеса М. Горького «На дне»). При изучении школьного курса литературы особую сложность подчас вызывает изучение драматических произведений, поскольку текст в драматургическом жанре специфичен: ремарки, реплики, список действующих лиц – вот и все, что читатель может использовать для характеристики персонажа. Отсутствует пейзаж, интерьер, авторское описание внешности. Воссоздать образ персонажа безусловно можно, «дешифруя» все то, что предложил нам автор. Работа с паратекстом (текстом вне текста) дает обширные возможности учителю возбудить фантазию ученика, сделать его настоящим читателем. В школьной программе достаточно драматургических произведений: Д. И. Фонвизин «Недоросль», А. С. Грибоедова «Горе от ума», Н. В. Гоголя «Ревизор», А. Н. Островский «Гроза», А. П. Чехов «Вишневый сад», М. Горький «На дне». Подобный жанр требует к себе особого отношения и изучения. Работа с паратекстом в художественном произведении сегодня, на наш взгляд, невозможно без применения информационных технологий: экономия времени при подготовительной работе (изучение интернет-ресурсов), ценность знаний, добываемых самих учащихся не сравнимо с полученными в формате учительской лекции, более понятна деятельность современному школьнику (поколение компьютерного мышления…). И, конечно, наглядность, о которой не следует забывать. Задачей учителя на начальном этапе подготовки к уроку является предоставление учащимся сведений об источниках (ссылках), в данном случае ссылка на сайт www.slovari.ru (словарь В. И. Даля, этимологический и др.). Результат – возможность охарактеризовать персонажи, раскрыть замысел автора до чтения основного текста пьесы. Подобная деятельность на уроке способствует формированию читательских компетенций у читателей художественного текста. Далее мы представим алгоритм интегрированных занятий. Подготовка материалов к уроку педагогами информатики и литературы и использованием ИКТ (составление совместного планирования урока, подбор ЭОР). Работа учащихся с интернет ресурсами: составление биографической справки о Горьком, его творчестве. Пьеса М. Горького «На дне» и получение навыка грамотного поиска информации в интернете. Работа учащихся в группах с применением ИКТ по анализу паратекста (изучение наработанной информации на предыдущем этапе с использованием интерактивной доски). Предъявление продукта (выступление учащихся оформленных с помощью пакета офисных программ). Таким образом, продуктом этого блока занятий станет создание базы материалов по пьесе М. Горького с помощью использования интернет – среды (литература) и формирование навыка работы в глобальной сети и освоение пакета офисных программ (информатика). Необходимость в подобных уроках при формировании читательской и коммуникативной компетенции, на наш взгляд, требует продолжения. |
![]() | Типы и формы интегрированных уроков Цель таких уроков в том, чтобы активизировать внимание учащихся, разнообразить познавательную и учебную деятельность, создать творческую... | ![]() | Департамент образования города Москвы Возможности разных видов мультипликации в изучении информатики на примере уроков информатики |
![]() | Республики Казахстан Общеобразовательная средняя школа №42 имени Хамзы доклад Использование заданий в формате pisa для формирования читательской компетенции учащихся | ![]() | Формирование представлений учащихся о художественном пространстве... Формирование представлений учащихся о художественном пространстве при изучении современной литературы в 11 классе |
![]() | Список литературы на 11 марта 2010 г Цель урока: формирование коммуникативной компетенции учащихся; совершенствование употребления Present Continuous Tense (Настоящее... | ![]() | Объектно-ориентированное программирование на примере размножения и развития живых организмов Данная работа представляет собой методическую разработку четырёх уроков информатики, посвящённых объектно-ориентированному программированию.... |
![]() | Урока Тема урока ... | ![]() | Тема урока Вид урока ... |
![]() | Уроков 1 Интегрированный урок по теме «Путешествие в страну моей мечты» ... | ![]() | Формирование читательской самостоятельности у учащихся через Организовать помощь подрастающему поколению в получении дополнительных знаний по школьной программе |
![]() | Опыт активизации интеллектуальной деятельности студентов с ограниченными... | ![]() | Конспект урока литературы в 5 классе. Тема Учимся читать и понимать... Развитие читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций |
![]() | На уроках литературы происходит Система уроков литературы, разработанная на основе программы по литературе для 8 класса Г. С. Меркина, ориентирована на формирование... | ![]() | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая система «Роль интегрированных уроков в формировании духовного мира учащихся и развития их творческих способностей» |
![]() | Янчилина Елена Владимировна, учитель изо, маоу №сош №1 им. Н. А.... Представленная разработка блока уроков на тему «Народные промыслы. Разделочная доска» | ![]() | Формирование информационно-коммуникативной компетенции на уроках информатики Изменение социального заказа со стороны государства, общества, родителей, ориентированного на новое качество образования развитие... |