Скачать 36.12 Kb.
|
Педагогическая целесообразность использования ИКТ на уроках гуманитарного цикла Кашникова Елена Владимировна, преподаватель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 2», e-mail: sh2-chernu@yandex.ru Наиболее популярной из всех современных технологий на данном этапе является информационно-коммуникационная. Многие педагоги проходят курсы обучения работе с компьютером, скупают диски с презентационными уроками. Возникает проблема: а целесообразно ли с головой окунаться в эту технологию, когда твой многолетний педагогический опыт даёт хороший результат и без использования ИКТ? В своём докладе я попытаюсь рассмотреть плюсы и минусы данной технологии. Начнём с плюсов. Во-первых, в сегодняшних условиях применение компьютера позволяет значительно расширить границы урока. Создаётся новая система работы с иллюстративным материалом, возможность его сведения к единому формату, появляются новые варианты использования, казалось бы, традиционных форм. Это уже второй плюс. Как учитель-практик, я выделила несколько направлений работы с использованием презентации на уроке – анализе:
Наиболее интересной считаю методику по использованию эффектов анимации как средства обучения: работу со сменой цвета текстовых и иллюстративных объектов, изменением их размера, выделением ключевых слов, использованием некоторых цветовых и анимационных решений для развития зрительной памяти и др. Третий плюс – это работа самих учащихся. Мои ученики сами активно работают в данном направлении, они создают авторские презентации, защищают свои экзаменационные рефераты и исследовательские работы с использованием компьютера. Современные программы по литературе наряду с анализом и интерпретацией литературного произведения, написанием сочинений различных типов ставят и задачу поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет. Материалы к биографиям писателей, а также многие тексты критических статей, современных произведений, включенных в школьную программу, старшеклассники находят в данной сети. Таким образом, мы на уроках имеем возможность работать, не испытывая трудностей из-за отсутствия текстов, тогда как ещё несколько лет назад эта проблема стояла весьма остро. Четвёртый плюс - облегчение физической нагрузки педагога. Вместо кипы журналов и книг с маленькими, не всегда чёткими и потому не всем видными иллюстрациями, вместо магнитофона и кассет учитель приходит на урок с диском или флеш-картой. Пятым достоинством ИКТ я считаю то, что грамотный педагог, создавая урок в рамках данной системы, начинает видеть занятие по-другому, начинает творить, развиваться, а умелое использование анимации приводит к созданию эксклюзивных методических приёмов. Но, как практикующий учитель, не могу не отметить минусы данного педагогического направления. Во-первых, техника может отказать, погаснет свет, не включится вовремя музыка, не сработает анимация в связи с разницей офисных программ; поэтому не факт, что не пригодится запасной, классический вариант с доской, магнитофоном и т. д. Во-вторых, качество оборудования не всегда соответствует задаче урока. Школы не могут позволить себе дорогие проекторы. Если для урока геометрии, математики цвет объекта не важен, то на МХК или литературе очень. В-третьих, погубить урок может и презентация, в основе которой лишь прописанные вопросы и картинки к ним, таких сейчас много. Четвёртый минус вытекает из вышесказанного. На данный момент нет даже попытки создать методическое пособие по использованию ИКТ на уроках, не выявлены основные приёмы и методы работы в данном направлении, и учителю приходится интуитивно их находить. Трудно и оценивать такие уроки, ведь применить к ним классические схемы анализа трудно, а новых форм нет. Каковы же результаты использования ИКТ на моих уроках? Это повышение интереса к предмету. Например, по окончании изучения МХК, многие ребята просят продолжить преподавание факультативным курсом, сами активно берутся за проекты по МХК и литературе, где используется компьютер, Интернет и т. д. Хорошо сдают ребята выпускные и переводные экзамены (качество от 60 до 85%). Мои ученики часто побеждают на предметных олимпиадах, успешно участвуют в конкурсах исследовательских работ, в дистанционных конкурсах. Так применять или не применять ИКТ? Мне кажется, каждый решает для себя сам. Современные уроки должны быть разными, рядом с передовыми технологиями, которые пока ещё не зарекомендовали себя, должны стоять и классические, проверенные временем. Однако жизнь стремительно движется вперёд, ещё несколько лет назад мобильный телефон и компьютер были роскошью, а теперь так трудно представить себе без этих предметов ученика, да и учителя тоже. Если педагог не боится рискнуть, хочет разнообразить свою деятельность, сблизиться с учениками, он должен входить в этот новый образовательный формат. |
Методические рекомендации по использованию икт на уроках биологии Заключение Теоретические основы использования информационных технологий при обучении школьников на уроках биологии | Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Преимущества использования икт на занятиях по математике | ||
Актуальность, педагогическая целесообразность Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малобикшихская средняя общеобразовательная школа» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Икт на уроках физической культуры – это полезная и интересная форма работы и для ученика, и для учителя. Занятия физической культурой... | ||
Программа работы классного руководителя с коллективом класса «Ступени личностного роста» Направленность программы, ее новизна, актуальность, отличительные особенности, педагогическая целесообразность … 3 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Направленность и педагогическая целесообразность рабочей программы по литературному чтению | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гудилина С. И. Интернет на уроках искусства: педагогическая технология создания и использования информационно-коммуникационной среды... | Использование информационных технологий при подготовке к егэ Целесообразность применения новых информационных технологий в обучении различным предметам школьного цикла, безусловно, не вызывает... | ||
Из опыта работы использования икт на уроках литературы. Серебрякова... Цель определяется овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Икт на этапах урока (применяется адаптированная методика использования средств икт, применяется авторская методика использования... | ||
Педагогического опыта (рпо) ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фольклор в музыкальной школе (методы, цели и задачи, педагогическая целесообразность и актуальность) | ||
«Инновационные технологии преподавания на уроках музыки» Применение... Использование на уроках икт способствует повышению интереса, внимания; формированию мыслей, их высказыванию, формированию впечатлений;... | 1. Варианты использования икт на уроке Информационно-коммуникационные... Цели: в- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к природным ресурсам | ||
Использование икт на уроках географии Номинация: «Лучшая методика использования современных информационных технологий и продуктов компании Microsoft» при изучении предметов... | Доклад по теме: «Использование икт на уроках истории и обществознания» Основная идея: повышение мотивации и качества знаний учащихся через использование икт на уроках истории и обществознания |