Педагогическая целесообразность использования икт на уроках





Скачать 36.12 Kb.
НазваниеПедагогическая целесообразность использования икт на уроках
Дата публикации24.08.2014
Размер36.12 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Педагогическая целесообразность использования ИКТ на уроках
гуманитарного цикла

Кашникова Елена Владимировна, преподаватель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 2», e-mail: sh2-chernu@yandex.ru 
Наиболее популярной из всех современных технологий на данном этапе является информационно-коммуникационная. Многие педагоги проходят курсы обучения работе с компьютером, скупают диски с презентационными уроками. Возникает проблема: а целесообразно ли с головой окунаться в эту технологию, когда твой многолетний педагогический опыт даёт хороший результат и без использования ИКТ? В своём докладе я попытаюсь рассмотреть плюсы и минусы данной технологии.

Начнём с плюсов. Во-первых, в сегодняшних условиях применение компьютера позволяет значительно расширить границы урока. Создаётся новая система работы с иллюстративным материалом, возможность его сведения к единому формату, появляются новые варианты использования, казалось бы, традиционных форм. Это уже второй плюс.

Как учитель-практик, я выделила несколько направлений работы с использованием презентации на уроке – анализе:

  • работа с текстовыми слайдами, где могут быть представлены цитаты, готовые материалы для чтения, лингвистические упражнения, вопросы, подобранные по микротеме по принципу углубления в текст;

  • работа с графическими слайдами, позволяющая соединять схемы из отдельных частей, применять готовые опорные рисунки, таблицы;

  • работа с иллюстративными слайдами, в которых можно использовать сопоставительные задания, вопросы по синтезу искусств;

  • работа со слайдами-загадками, где даются задания на образное мышление, на наблюдательность;

  • работа с синтезированными слайдами, где даются сопоставительные задания разного характера, с использованием текстовых, видео- и аудиорядов.

Наиболее интересной считаю методику по использованию эффектов анимации как средства обучения: работу со сменой цвета текстовых и иллюстративных объектов, изменением их размера, выделением ключевых слов, использованием некоторых цветовых и анимационных решений для развития зрительной памяти и др.

Третий плюс – это работа самих учащихся. Мои ученики сами активно работают в данном направлении, они создают авторские презентации, защищают свои экзаменационные рефераты и исследовательские работы с использованием компьютера. Современные программы по литературе наряду с анализом и интерпретацией литературного произведения, написанием сочинений различных типов ставят и задачу поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет. Материалы к биографиям писателей, а также многие тексты критических статей, современных произведений, включенных в школьную программу, старшеклассники находят в данной сети. Таким образом, мы на уроках имеем возможность работать, не испытывая трудностей из-за отсутствия текстов, тогда как ещё несколько лет назад эта проблема стояла весьма остро.

Четвёртый плюс - облегчение физической нагрузки педагога. Вместо кипы журналов и книг с маленькими, не всегда чёткими и потому не всем видными иллюстрациями, вместо магнитофона и кассет учитель приходит на урок с диском или флеш-картой.

Пятым достоинством ИКТ я считаю то, что грамотный педагог, создавая урок в рамках данной системы, начинает видеть занятие по-другому, начинает творить, развиваться, а умелое использование анимации приводит к созданию эксклюзивных методических приёмов.

Но, как практикующий учитель, не могу не отметить минусы данного педагогического направления.

Во-первых, техника может отказать, погаснет свет, не включится вовремя музыка, не сработает анимация в связи с разницей офисных программ; поэтому не факт, что не пригодится запасной, классический вариант с доской, магнитофоном и т. д.

Во-вторых, качество оборудования не всегда соответствует задаче урока. Школы не могут позволить себе дорогие проекторы. Если для урока геометрии, математики цвет объекта не важен, то на МХК или литературе очень.

В-третьих, погубить урок может и презентация, в основе которой лишь прописанные вопросы и картинки к ним, таких сейчас много.

Четвёртый минус вытекает из вышесказанного. На данный момент нет даже попытки создать методическое пособие по использованию ИКТ на уроках, не выявлены основные приёмы и методы работы в данном направлении, и учителю приходится интуитивно их находить. Трудно и оценивать такие уроки, ведь применить к ним классические схемы анализа трудно, а новых форм нет.

Каковы же результаты использования ИКТ на моих уроках? Это повышение интереса к предмету. Например, по окончании изучения МХК, многие ребята просят продолжить преподавание факультативным курсом, сами активно берутся за проекты по МХК и литературе, где используется компьютер, Интернет и т. д. Хорошо сдают ребята выпускные и переводные экзамены (качество от 60 до 85%). Мои ученики часто побеждают на предметных олимпиадах, успешно участвуют в конкурсах исследовательских работ, в дистанционных конкурсах.

Так применять или не применять ИКТ? Мне кажется, каждый решает для себя сам. Современные уроки должны быть разными, рядом с передовыми технологиями, которые пока ещё не зарекомендовали себя, должны стоять и классические, проверенные временем. Однако жизнь стремительно движется вперёд, ещё несколько лет назад мобильный телефон и компьютер были роскошью, а теперь так трудно представить себе без этих предметов ученика, да и учителя тоже. Если педагог не боится рискнуть, хочет разнообразить свою деятельность, сблизиться с учениками, он должен входить в этот новый образовательный формат.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Педагогическая целесообразность использования икт на уроках iconМетодические рекомендации по использованию икт на уроках биологии Заключение
Теоретические основы использования информационных технологий при обучении школьников на уроках биологии
Педагогическая целесообразность использования икт на уроках iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Преимущества использования икт на занятиях по математике
Педагогическая целесообразность использования икт на уроках iconАктуальность, педагогическая целесообразность
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малобикшихская средняя общеобразовательная школа»
Педагогическая целесообразность использования икт на уроках iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Икт на уроках физической культуры – это полезная и интересная форма работы и для ученика, и для учителя. Занятия физической культурой...
Педагогическая целесообразность использования икт на уроках iconПрограмма работы классного руководителя с коллективом класса «Ступени личностного роста»
Направленность программы, ее новизна, актуальность, отличительные особенности, педагогическая целесообразность … 3
Педагогическая целесообразность использования икт на уроках iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Направленность и педагогическая целесообразность рабочей программы по литературному чтению
Педагогическая целесообразность использования икт на уроках iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гудилина С. И. Интернет на уроках искусства: педагогическая технология создания и использования информационно-коммуникационной среды...
Педагогическая целесообразность использования икт на уроках iconИспользование информационных технологий при подготовке к егэ
Целесообразность применения новых информационных технологий в обучении различным предметам школьного цикла, безусловно, не вызывает...
Педагогическая целесообразность использования икт на уроках iconИз опыта работы использования икт на уроках литературы. Серебрякова...
Цель определяется овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных...
Педагогическая целесообразность использования икт на уроках iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Икт на этапах урока (применяется адаптированная методика использования средств икт, применяется авторская методика использования...
Педагогическая целесообразность использования икт на уроках iconПедагогического опыта (рпо)
...
Педагогическая целесообразность использования икт на уроках iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фольклор в музыкальной школе (методы, цели и задачи, педагогическая целесообразность и актуальность)
Педагогическая целесообразность использования икт на уроках icon«Инновационные технологии преподавания на уроках музыки» Применение...
Использование на уроках икт способствует повышению интереса, внимания; формированию мыслей, их высказыванию, формированию впечатлений;...
Педагогическая целесообразность использования икт на уроках icon1. Варианты использования икт на уроке Информационно-коммуникационные...
Цели: в- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к природным ресурсам
Педагогическая целесообразность использования икт на уроках iconИспользование икт на уроках географии
Номинация: «Лучшая методика использования современных информационных технологий и продуктов компании Microsoft» при изучении предметов...
Педагогическая целесообразность использования икт на уроках iconДоклад по теме: «Использование икт на уроках истории и обществознания»
Основная идея: повышение мотивации и качества знаний учащихся через использование икт на уроках истории и обществознания


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск