«Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности»





Скачать 67.47 Kb.
Название«Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности»
Дата публикации28.08.2014
Размер67.47 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
«Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности»

СЛАЙД 1. Сегодня, работая в школьной библиотеке, понятно, что она не должна отста- вать от жизни, став сильным современным информационным центром, то есть стараться модернизировать её работу, внедрять инновации, использовать нетрадиционные носители информации. Очень хочется, чтобы школьная библиотека занимала достойное место в образовательном и информационном пространстве. Соответственно и роль библиотекаря в рамках школьного коллектива должна меняться.

Школьная библиотека – это неотъемлемая часть образовательного процесса. Миссией школьной библиотеки сегодня является подготовка подрастающего поколения к жизни в информационном обществе; создание комфортной информационно-библиотечной среды через сочетание различных форм работы школьной библиотеки с учетом индивидуальных особенностей участников образовательного процесса. На первом плане стоит гармоничное развитие личности, её творческих способностей, а это невозможно без знаний умений и навыков работы с информацией.

Исследователи проблем информатизации и информационного общества приходят к выводу: в настоящее время формируется личность нового типа – информационная личность, которую характеризует высокий уровень информационной культуры.

Поэтому главной целью работы школьной библиотеки и является повышение уровня информационной культуры участников образовательного процесса, то есть школьная библиотека – это первая ступень к формированию информационной личности.

СЛАЙД 2. Само понятие «информационная культура школьника» это:

Ø уметь извлечь информацию из источников;

Ø использовать её наиболее эффективно для себя.

Как показывает практика, наши дети сегодня владеют этими умениями на низком уровне. Многие затрудняются вести самостоятельный поиск информации, предпочитая обратиться за помощью. Не способны самостоятельно ориентироваться в каталогах, не умеют пользоваться справочным аппаратом книги. В такой ситуации разовая консультация библиотекаря не может заменить систематической работы по развитию информационно-библиографической грамотности.

Для каждой ступени школы существуют свои ориентиры выработки знаний, умений и навыков работы с информацией.

СЛАЙД 3. Выпускник начальной школы должен уметь:

Ø обращаться к различным источникам информации;

Ø владеть техникой работы с периодическими изданиями;

Ø использовать рациональные приёмы ознакомления с нею;

ØØ работать с критической литературой, уметь находить её в каталогах и картотеках, использовать списки литературы внутри книги; Ø в короткий срок подбирать необходимую литературу;

Ø свободно работать с любыми каталогами и картотеками.

Формы и методы работы разнообразны: через СБА библиотеки, организацию книжных выставок, проведение уроков информационной грамотности.

Моя библиотека имеет два отдела: абонемент и читальный зал. СЛАЙД 6.

Для абонемента главное обеспечить учебно-воспитательный процесс школы самой необходимой литературой, плюс к этому сегодня имеется фонд нетрадиционных носителей информации  СЛАЙД 7 – программные диски и интерактивные учебники, а также энциклопедии на дисках, учебные фильмы для учащихся в помощь при подготовке докладов и т.п.

Информационный поиск на абонементе должно обеспечиваться и такими традиционными средствами как справочно-библиографический аппарат школьной библиотеки  СЛАЙД 8 – алфавитный и систематический каталоги, тематические картотеки. Создана база данных учебников, которые состоят на учёте в библиотеке, ведётся работа по созданию базы данных фонда справочной, учебно-методической и художественной литературы школьной библиотеки.  СЛАЙД 9. Для создания этих баз данных используется программа АИБС «МАРК-SQL» - версия для школьных библиотек. ВнедрениеАИБС “MAPК-SQL ” в работу школьной библиотеки поставит ее на более высокий уровень. Да и детям сегодня проще и привычнее общение с компьютером, нежели с книгой.

СЛАЙД 10. В читальном зале школьной библиотеки собираются различные энциклопедии, словари и справочники для учителей и учащихся, книги повышенного спроса, периодика. Здесь же должно быть оборудовано специальное рабочее место пользователя СЛАЙД 11, где стоит компьютер, для просмотра дисков, принтер, ксерокс и сканер. Школьная библиотека должна быть подключена к Сети Интернет. Всё это позволяет сделать справочно-библиографический аппарат школьной библиотеки более современным и подвижным.

Также информационно-библиографическое обслуживание пользователей осуществляется и через организацию различных книжных выставок

СЛАЙД 12, которые помогают не только формировать критическое мышление учащихся, возможность изучить литературу, но и отобрать необходимую им информацию.

Не менее важно справочно-библиографическое обслуживание учащихся – библиографическое обслуживание в соответствии с разовыми запросами потребителей информации в режиме «запрос-ответ». При выполнении любой библиографической справки учащегося даётся рекомендация по методике библиографического поиска, проводится беседа об использовании справочно-библиографического аппарата.

Самое главное средство в формировании информационной культуры школьников – уроки информационной грамотности для 1-11 классов. Эти уроки целенаправленны на воспитание информационной культуры учащихся, обучение поиску информации, формирование навыков работы с информацией и применение их на практике.

Уроки предлагают необходимый минимум знаний об информации и информационной культуре и рассчитаны на реализацию силами школьной библиотеки, предусматривая при этом обязательное проведение уроков информационной грамотности в каждом классе.

СЛАЙД 13.

График проведения уроков информационной грамотности

1 класс

1ч. Первое посещение библиотеки. Правила пользования библиотекой. (сентябрь)

1 ч. Правила обращения с книгой. (февраль)

2 класс

1ч. Структура книги. (ноябрь)

1 ч. Газеты и журналы для детей. (май)

3 класс

1ч. Как читать книгу. (октябрь)

1ч. Выбор книги в библиотеке. (январь)

4 класс  

1ч. Справочная литература. Понятие об энциклопедиях, словарях, справочниках. (ноябрь) 

1ч. Научно-познавательная литература. (апрель)

5 класс  

1ч. История книги. (декабрь)

1ч. Начальное понятие об информации. Традиционные и нетрадиционные носители информации. (март)

6 класс

1ч. Справочная литература: словари, энциклопедии, справочники. (ноябрь)

1ч.Структура библиотечных фондов. (апрель)

7 класс

1ч. Научно-популярная литература. (октябрь)

1ч. Каталоги в библиотеке. (январь)

8 класс 

1ч.Краеведческая литература. (сентябрь)

1ч. Алгоритм поиска и обработки информации при самостоятельной работе. (март)

9 класс

1ч. Справочно-библиографический аппарат библиотеки. (декабрь)

1 ч. Как составить реферат (памятка). Библиографическое описание. (март)

10 класс

1ч. Методы самостоятельной работы с литературой. (май)

11 класс

1 ч. Библиотека как информационная среда (книжный фонд, его организация,

СБА библиотеки, нетрадиционные носители информации). (октябрь)

При проведении уроков информационной грамотности нужно обязательно учитывать возраст детей. Для учащихся начальной школы в уроки включается много игровых моментов, обязательно иллюстративное оснащение уроков. Для 5-8 классов игровые моменты не исключаются, но формы проведения уроков более серьёзные. Для старших классов – это уроки-консультации, лекции, мини-диспуты.

Хорошо, если уроки информационной грамотности сопровождаются компьютерной презентацией.

Таким образом, формирование информационной культуры личности начинается именно со школы, школьной библиотеки. СЛАЙД 14.

Ведя в школьной библиотеке работу по воспитанию информационной культуры школьника, нужно стараться реализовать важнейшую из целей современного образования – формирование мотивационной готовности ребёнка к использованию современных научно-информационных технологий в своей деятельности. Ибо психологическая готовность к жизни в новом информационном обществе становится необходима каждому человеку независимо от образования. И формирование у пользователей умений и навыков поиска, оценки, организации и использования информации необходимы для их эффективного применения на практике.

Информационная грамотность учащихся становится тем выше, чем чаще они вовлекаются в самостоятельную работу с источниками информации.

И то, что учащимся доступны не только информационные ресурсы школы, компьютер, но и Интернет – это большой плюс.

Сегодня уже никто не сомневается в том, что от оперативного нахождения и использования информации всё в большей степени зависит качество жизни. Формирование информационной культуры, начатое детьми в школе, должно продолжаться в техникумах, вузах и так далее на протяжении всей жизни. Такая цепная реакция – совершенно естественна.

Выступление на РМО библиотекарей Николаевой Е.Е. библиотекаря Конарской СОШ (октябрь 2011г.)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности» iconШкольная библиотека как центр формирования информационной культуры...
Гендина Н. И. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (2002)
«Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности» iconРусская школьная библиотечная ассоциация, Москва, Россия Русская...
Дорогие коллеги, этот слайд в форме вопросов представляет план нашей презентации
«Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности» iconИнформационная культура личности библиографический указатель кемерово 2006
Библиографический указатель предназначен для исследователей, занимающихся разработкой теории формирования информационной культуры...
«Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности» iconПрограмма внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности младших школьников»
Большими возможностями для ее реализации располагают образовательные учреждения, в том числе библиотека. Именно в условиях библиотечно-информационной...
«Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности» icon«основы информационной культуры личности» Гендина Н. И., Колкова...
Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Анализ общеобразовательных знаний и умений учащихся как база формирования учебных...
«Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности» iconШкольная библиотека информационный центр школы
А это прежде всего медиаобразование и создание в школе медиатеки так пришло ли время?1 да, и доказательство этому Федеральная целевая...
«Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности» iconПояснительная записка Курс, адресованный руководителям образовательных...
Данная установка становится базовой для воплощения идеи непрерывного образования, в котором особое значение имеет информационное...
«Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая тема школы «Становление информационной культуры педагогов и учащихся как средство формирования личности участников образовательного...
«Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности» iconСовременная школьная библиотека информационный и интеллектуальный центр современной школы
Современная школьная библиотека – информационный и интеллектуальный центр современной школы
«Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности» iconСоставить программу курса Основы информационной культуры и грамотности в школьной библиотеке
Содержание ее документальных ресурсов направлено на повышение уровня учебных достижений школьников. Школьная библиотека перестала...
«Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности» iconШкола имени А. А. Яковлева
Школьная библиотека представляет информацию и идеи, имеющие большое значение для успешной деятельности в нашем сегодняшнем мире,...
«Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности» iconТ. Д. Жукова, кпн, президент Русской школьной библиотечной ассоциации,...
Библиотека как когнитивный ресурс инновационных образовательных процессов в школе
«Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Школьная библиотека – неотъемлемая часть образовательного процесса. Содействуя развитию грамотности, информационных навыков, преподавания,...
«Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. Л., Стародубова Г. А. Опыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и...
«Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности» iconПлан работы библиотеки на 2012 -2013 учебный год Основные задачи библиотеки
Школьная библиотека неотъемлемая часть образовательного процесса. Содействуя развитию грамотности, информационных навыков, преподавания,...
«Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности» iconСогласовано
Школьная библиотека вооружает учащихся навыками непрерывного самообразования и формирования установки на ответственное и активное...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск