Скачать 159.03 Kb.
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ для слушателей курса по дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации педагогических и руководящих работников «ТЕХНОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (Вариативный модуль72 часа) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К КУРСУ 1. Слушателю, обучающемуся технологии здоровьесбережения школьников необходимо осознавать, что состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. 2. На сегодняшний день известно, что состояние здоровья учащихся, покидающих школу, не является удовлетворительным. Именно поэтому тема здоровьесберегающих технологий сегодня актуальна. 3. Обучение - это крайне энергозатратный процесс, а между тем учащихся не обучают восстановлению своих сил, вследствие чего страдает их физическое и психическое здоровье. 4. Учитель так же как и школьник не обучен методам самовосстановления, поэтому в процессе освоения программного материала ему предстоит самому овладеть психолого-педагогическими методами и приемами, помогающими осуществлению его личной саморегуляции и способствующими здоровьесбережению школьников. 5. Понимание «здоровьесберегающих технологий» как понятия в науке осложнено тем, что они рассматриваются и как технологические основы здоровьесберегающей педагогики, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественная характеристика любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов. Поэтому поясним сразу, что в данном курсе под понятием «здоровьесберегающие технологии» мы будем подразумевать интеграцию всех направлений работы школы по сохранению, формированию, развитию и укреплению здоровья школьников. Сюда же войдут сведения и конкретные рекомендации по экологии, физиологии и психологии процессов обучения и воспитания. 6. Концептуально здоровье в данном учебном курсе рассматривается в концепции ортобиоза (здорового образа жизни). Ортобиотика как наука предлагает рассматривать здоровье в единстве трех его составляющих: здоровья физического, психического и духовного. (Шепель В.М. «Ортобиотика: слагаемые оптимизма». М. 1996.). Слушатель должен знать:
Слушатель должен уметь:
Слушатель должен владеть:
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. Под ФИЗИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ обычно понимается естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Под ПСИХИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ понимается такое состояние психической сферы человека, которое обеспечивает адекватную регуляцию его поведения в социуме. Под ДУХОВНЫМ ЗДОРОВЬЕМ принято понимать наличие у человека таких моральных принципов и норм, которые помогают сознательно относиться к труду, родине, другим людям, овладевать сокровищами человеческой культуры, познавать законы строения вселенной. Метод визуализации – наблюдение за образами, возникающими в сознании человека. Саморефлексия – процесс самопознания; размышления человека о происходящем; сосредоточение на своем отношении к получаемой информации; субъективное отражение действительности. Самоценность – любовь и уважение к себе. УЧЕБНЫЙ СТРЕСС – это состояние, характеризующееся избыточным напряжением тела, снижением эмоционального и интеллектуального потенциала, ведущее в перспективе к психосоматическим заболеваниям и остановке личностного роста школьника. ВОПРОСЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ И ЛИТЕРАТУРА Тема 1.4. Способы нейтрализации физиологического стресса. 1. Каковы принципы построения мини-технологий по снятию напряжения у школьников. 2. Что такое СПС – система психофизической саморегуляции? 3. Назовите методы нейтрализации психофизического напряжения через работу с телом, дыханием, сознанием. Рекомендуемая литература.
Тема 1.5. Информационный стресс и способы его коррекции.
Рекомендуемая литература.
Тема 1.9. Формы работы с эмоциональным стрессом.
5. Каков алгоритм мини-технологии «Сосуд самоценности»? Рекомендуемая литература.
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ Тема 1.1. Модель технологии здоровьесбережения школьников. Эссе на тему: «Здоровьесбережение школьников в современной школе». Балльно-рейтинговая система оценки
Тема 1.5. Информационный стресс и способы его коррекции. Контрольная работа на тему: «Составляющие информационного стресса». Вопросы к контрольной работе:
Балльно-рейтинговая система оценки
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЕЙ. Тема 1.3. Система психофизической саморегуляции. Цель: самостоятельный анализ изменений в учебной деятельности школьников после применения системы психофизической саморегуляции. Задачи:
Задания для самостоятельной работы.
Вопросы для самоконтроля слушателя.
Литература для самостоятельного изучения.
Тема 1.6. Особенности восприятия информации. Цель: учет индивидуально-личностных особенностей учащихся при подаче информации. Задачи: - выявление ведущего типа восприятия педагога; - выявление ведущего типа восприятия школьников; - проведение анализа полученных данных. Задания для самостоятельной работы.
Вопросы для самоконтроля слушателя.
Литература для самостоятельного изучения.
Тема 1.8. Ценности самоактуализации. Цель: обучение применению на практике методу самоактуализации личности — визуализации. Задачи: - знакомство с литературой по методу визуализации; - знакомство с литературой по проблеме самоактуализации личности; - применение метода визуализации в учебной деятельности со школьниками; - осуществление анализа полученных данных по предложенной схеме. Задания для самостоятельной работы.
Вопросы для самоконтроля слушателя.
Литература для самостоятельного изучения.
Итоговый контроль. Практико-ориентированная проектная работа. Примерная тематика проектов:
Балльно-рейтинговая шкала по итоговому проекту
Список рекомендуемой литературы: 1. Алдер Г. НЛП-графика. Мышление в рисунках и образах. – СПб: Питер, 2003. – 192 с.: ил. - (Серия «Сам себе психолог»). 2. Вильямс К.Тренинг по управлению стрессом.- М.:Изд-воЭксмо, 2002.-272с. 3. Батмангхелидж Ф. Вода – натуральное лекарство от ожирения, рака, депрессии//Пер. с англ. О.Г. Белошеев. – Мн.: ООО «Попурри», 2005. – 368. 4. Батмангхелидж Ф. Вы не больны, у вас жажда // Пер. с англ. О.Г. Белошеев. – 2-е изд. – Мн.: ООО «Попурри», 2006.– 320с.: ил. 5. Вольская В.В. Формирование имиджа педагога дополнительного образования. - М.: ЦРСДОД, 2002. 64с. 6. Гордеев М.Н., Гордеева Е.Г. НЛП в психотерапии. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 264с. 7. Гриндер М, Ллойд Л. НЛП в педагогике. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 320 с. 8. Грэхэм Х. Визуализация: Практическое руководство. - С-Пб.: Питер, 2001. - 128 с. 9. Дилтс Р. НЛП: Управление креативностью. – СПб.: Питер, 2003. – 416 с. 10. Клег Б. Интенсивный курс по развитию творческого мышления: Пер. с англ./ Б. Клег; П. Бич. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 392 с. 11. Кови Стивен р. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности/ Кови Стивен Р.: пер. с англ. – 2-ое изд. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 375 с. 12.Лапик В.В. Самоактуализация личности (Психологический инструментарий). - М.: Лига профессиональных имиджмейкеров, 2000. - 180с. 13. Методика апробации и внедрения здоровьсеберегающих технологий в образовательную практику. – М.: ГОУ Педагогическая академия. -2008.–90 с. 14. Онишина В.В. Способы развития уверенности в себе (Техники и методические рекомендации). – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003. – 68 с. 15. Онишина В.В., Руссова Н.А., Полунина Н.В. Технология здоровьесбережения младших школьников (методическое пособие). – Серпухов: МОУ ДПО. – 2009. – 100 с. 16. Роббинс Э. Разбуди в себе исполина/ Пер. с англ. Я.А. Алексина; Худ. Обл. М.В. Драко. – Мн.: ООО «Попурри», 2002. – 640 с. 17. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии: Наука о душе. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 208 с.: ил. – (Психология для всех). 18. Чайдлерс Г. Великолепная фигура за 15 минут в день/ Пер. с англ. Е.А. Мартинкевич; Худ. Обл. М. В. Драко. – 5-е изд. – Мн.:ООО «Попурри», 2002. – 208 с.:ил. – (Серия «Здоровье в любом возрасте»). 19. Шепель В.М. как жить долго и радостно.– М.:Антиква, 2006.–352 с. 20. Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера: Управленческая антропология. - М.: Дом педагогики, - 2000. - 544 с. |
Методические рекомендации по организации самостоятельной учебной,... Методические рекомендации для учителей и школьников по работе с современными социальными веб-сервисами для включения информационных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «человековедческая компетентность современного педагога» (Вариативный модуль72 часов) | ||
Методические рекомендации преподавателям по курсу «Технология» 5-9... Учебное электронное издание «Технология» (5-9) входит в серию «Библиотека электронных наглядных пособий» и предназначено для применения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «человековедческая компетентность учителя физической культуры» (Вариативный модуль72 часов) | ||
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности... Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач... | Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля)... Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля) в. 9 Психологическая диагностика развития младших школьников (с... | ||
Методические рекомендации по реализации внеурочной деятельности сельских... Методические рекомендации по реализации внеурочной деятельности сельских школьников духовно-нравственной направленности | Внеурочной деятельности школьников Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно... | ||
Пояснительная записка 3 Теоретические основы внеурочной деятельности... «Методические рекомендации по содержательно-методическому обеспечению внеурочной деятельности сельских школьников духовно-нравственной... | Вариативный модуль 72 часа Учебно-методические документы: учебный... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования | ||
Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по дисциплине... Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности» для студентов естественнонаучного... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Технология обработки материалов» Рабочая программа дисциплины «Технология обработки материалов» рассчитана на 114 часов ( из них: 12 часов – лекции, 4 часа – практические... | ||
Методическая разработка урока по курсу: «технология. Технический труд» Место занятия в учебном процессе: раздел программы «Технология обработки металла» | Вариативный кафедральный модуль 72 часа Учебно-методические документы:... Центр Интернет-образования (повышения квалификации) специалистов Московской области | ||
Методические рекомендации к курсу «педагогика и психология» Новикова И. А. Методические рекомендации к курсу «Педагогика и психология». – Ч. I. Психология. Для студентов аграрного факультета.... | Методические рекомендации по организации самостоятельной Методические рекомендации рассмотрены методическим советом колледжа и рекомендованы для использования в учебном процессе протокол... |