«Особенности внедрения цифровых образовательных ресурсов в урочном процессе.»





Скачать 77.79 Kb.
Название«Особенности внедрения цифровых образовательных ресурсов в урочном процессе.»
Дата публикации20.09.2014
Размер77.79 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
«Особенности внедрения цифровых образовательных ресурсов в урочном процессе.»
Давыдова Светлана Геннадьевна, Аверьянова Светлана Александровна

РТ г. Буинск МОУ « СОШ имени академика Р. З. Сагдеева»

учителя начальных классов

e-mail: sweta-dawidowa@yandex.ru
В современном обществе дети с ранних лет окружены разнообразными цифровыми инструментами. Приходя в 1 класс, ученики с гордостью говорят, что умеют работать на компьютере. Правда, при дальнейшей беседе выясняется, что вся работа заключается в лучшем случае в освоении отдельных развивающих игр. Как научить младших школьников использовать разнообразные цифровые ресурсы для своей учебной деятельности и как педагогу начальной школы сделать этот инструмент средством обучения?

Новые информационные технологии приживаются в нашей стране крайне неравномерно. Тезис более чем очевидный, а поэтому - не требующий обоснований. На сегодняшний день практически все образовательные учреждения имеют компьютеры и наборы образовательных ресурсов на компакт-дисках.

Вслед за компьютерами в школу начали поступать цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) для совершенствования учебного процесса.

Внедрение цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс влечет за собой применение новых методов учебно-воспитательного процесса, повышения педагогической компетентности учителя.

ЦОР помогают внедрять ИКТ в учебный процесс и наносят ощутимый удар по “меловым” технологиям. У электронных учебных материалов огромные потенциальные возможности, создающие условия для успешного решения дидактических задач.

ЦОР – необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, модели, ролевые игры, картографические материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, “привязанных” к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями. В одном цифровом образовательном ресурсе могут быть выделены информационные (или информационно-справочные) источники, инструменты создания и обработки информации, управляющие элементы.

По методическому назначению цифровые образовательные ресурсы можно классифицировать на обучающие, тренажеры, контролирующие, информационно-поисковые и информационно-справочные, демонстрационные, лабораторные, моделирующие, расчетные, учебно-игровые, игровые, коммуникационные и интегрированные (ЦОР, сочетающие в себе комплекс интегрированных средств, удовлетворяющих широкому спектру потребностей системы образования).

Практика показывает, что применение цифровых образовательных ресурсов имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Положительные стороны.

· обеспечивают новое качество образования, ориентируются на современные формы обучения, высокую интерактивность, усиление учебной самостоятельности школьников;

· обеспечивают возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения (это относится как к уровню формирования предметных умений и знаний, так и интеллектуальных и общих умений);

· учитывают возрастные, психолого-педагогические особенности учащихся и существующие различия в культурном опыте учащихся;

· содержат материалы, ориентированные на работу с информацией, представленной в различных формах (графики, таблицы, составные и оригинальные тексты различных жанров, видеоряды и т.д.);

· содержат набор заданий (как обучающего, так и диагностического характера) ориентированных преимущественно на нестандартные способы решения;

· предлагают виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных (в том числе бытовых) проблем на основе знаний и умений, освоенных в рамках данного предмета;

· обеспечивают организацию учебной деятельности, направленной на использование форм самостоятельной групповой и индивидуальной исследовательской деятельности, формы и методы проектной организации образовательного процесса.

Отрицательные стороны.

· полноценно и устойчиво не воспроизводятся на современном мультимедийном компьютере;

· не воспроизводятся с помощью стандартных программ;

· часто не обеспечивают сохранение промежуточных результатов выполнения задания (в частности – тестирования);

· не имеют встроенную помощь, дающую возможность получить полное представление о возможностях набора ЦОР и работе с ним;

· учителя и учащиеся испытывают затруднения при их использовании.

· качество содержания многих попадающих в школу ЦОР невысоко.

Можно предложить следующие модели уроков с использованием новых информационных технологий:

1 модель – урок с использованием мультимедиа курсов на CD-ROM – демонстрирует реальные возможности проведения урока с применением мультимедиа технологий (учебных мультимедиа курсов).

2 модель – урок с применением Интернет технологий – позволяет привлечь для участия в проведении урока в режиме реального времени специалистов в предметной области или вузовских преподавателей, обеспечить непосредственный диалог учащихся с этими специалистами. Данная модель особенно эффективна для проведения интегрированных уроков, построенных на пересечении или совмещении различных предметных зон. К on-line урокам относятся музейные уроки, уроки с динамическими иллюстрациями, уроки с применением экспериментальных установок.

3 модель – урок-диалог – позволяет организовать проектную деятельность учащихся и обеспечить учебный диалог между удаленными группами учащихся.

4 модель – урок с использованием баз данных удаленного доступа – позволяет использовать удаленные ресурсы (вычислительные, имитационные модели, виртуальные лаборатории и т.п.).

5 модель – урок с применением лабораторных комплексов удаленного доступа – позволяет проводить лабораторные работы с уникальным оборудованием.

6 модель – урок с использованием демонстрационного эксперимента в режиме on-line – дает возможность использовать ресурсы университета: физических и химических кабинетов, биологических лабораторий, где можно в режиме on-line проводить натурные эксперименты.

7 модель – урок с применением информационных ресурсов музеев. Музейные коллекции используются для проведения уроков по различным темам.

Изучение окружающего мира предлагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и предлагаются в цифровом виде.

Изучение искусства предлагает изучение современных видов искусств наравне с традиционными. В частности, цифровые фотографии, видеофильма, мультипликации.

В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это изготовление бэджита, проекты «Я и мое имя», «Моя семья», современное издание Азбука и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.

Интегрированный подход к обучению, применимый при создании нового стандарта, предлагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами- описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

Новый Стандарт поставил задачу разработки новых учебно-методических комплексов, которая решается в настоящее время. Помимо деятельного подхода к содержанию учебного материала авторы должны предусмотреть адекватные современному информационному обществу средства его представления, в том числе и цифровые, которые могут быть представлены как на дисках, так и Интернете.

Виды демонстрационных материалов:

Плакаты (слайды) – могут содержать правила, формулировки, их можно распечатать.

Могут быть интерактивные ( ребенок имеет возможность отвечать и управлять)

Могут быть музыкальные, с голосовым сопровождением.

Презентация – несколько последовательных слайдов с чертежами и подписями. Управление с помощью системы кнопок.

Видеоролики – с помощью щелчка можно остановить показ или вернуться назад, запустить заново. К тому же эмоциональный фон создает звуковое сопровождение.

Материалы, обеспечивающие практическую работу (слайды с условиями задач и задания, предполагающие индивидуальную работу ребенка со средствами ИКТ)

Текстовые (ввод ответа и автоматическая проверка; тесты для контроля)

Как показывает практика использования ресурсов медиатеки на уроках, работа с ЦОР усилила наглядность уроков, дала возможность оживить урок, вызвать у учащихся интерес к изучаемому предмету, подключила одновременно нескольких каналов представления информации. Благодаря мультимедийному сопровождению занятий, экономится до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски.

Кому и зачем нужны ЦОР?

ЦОР необходим для самостоятельной работы учащихся потому, что они: облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.;

допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;

освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;

предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;

дает возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки;

выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и прочие;

Подготовка к любому уроку с использованием ИКТ, конечно, кропотливая, требующая тщательной переработки разнообразного материала, но она становится творческим процессом, который позволяет интегрировать знания в инновационном формате. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным, запоминающимся, повышают престиж учителя в глазах учеников.

Применение цифровых образовательных ресурсов оправдано, так как позволяет активизировать деятельность учащихся, дает возможность повысить качество образования, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы общения всех участников образовательного процесса. Но необходимо создать условия для творческой и исследовательской деятельности учащихся с различным уровнем развития.

И все-таки, хочется сказать, как бы ни были революционны техногенные изменения, как бы ни были высоки информационные технологии, последнее слово всегда останется за личностью, его творческим мышлением и желанием изменить мир.
Список использованной литературы.

1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образо-

вании. М.: Полиграфический участок Института общеобразова-

тельной школы Российской академии образования, 1994. 216 с.

2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного про-

цесса: методические основы. М., 1982. 375 с.

3. Концепция модернизации российского образования на период

до 2010 года // Вестник образования. 2002. № 6. С. 11–40.

4. Кравцова А.Ю. Основные направления использования зарубеж-

ного опыта для развития методической системы подготовки учи-

телей в области информационно-коммуникационных технологий

(теория и практика). М.: Образование и Информатика, 2003. 232 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Особенности внедрения цифровых образовательных ресурсов в урочном процессе.» iconО проведении районного конкурса цифровых образовательных ресурсов
Провести районный заочный конкурс цифровых образовательных ресурсов «Современный урок географии» для педагогов оу в сроки с 01. 02....
«Особенности внедрения цифровых образовательных ресурсов в урочном процессе.» iconКоллекции цифровых и электронных образовательных ресурсов
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Коллекция разнообразных цор в различных форматах
«Особенности внедрения цифровых образовательных ресурсов в урочном процессе.» iconНоменклатура цифровых образовательных ресурсов локального доступа,...

«Особенности внедрения цифровых образовательных ресурсов в урочном процессе.» iconНоменклатура цифровых образовательных ресурсов локального доступа,...

«Особенности внедрения цифровых образовательных ресурсов в урочном процессе.» iconМониторинг наличия в общеобразовательных учреждениях цифровых образовательных...
Мониторинг применения дистанционных образовательных технологий в учебном процессе общеобразовательных учреждений
«Особенности внедрения цифровых образовательных ресурсов в урочном процессе.» iconПлан проведения районного семинара учителей истории и обществознания...
Цель: формирование готовности учителей к использованию цифровых образовательных ресурсов, обеспечение нового качества образования,...
«Особенности внедрения цифровых образовательных ресурсов в урочном процессе.» iconНоменклатура цифровых образовательных ресурсов локального доступа,...

«Особенности внедрения цифровых образовательных ресурсов в урочном процессе.» iconИспользование цор на уроках английского языка
Для сельских школ на сегодняшний день важной является проблема создания, распространения и внедрения в учебный процесс цифровых образовательных...
«Особенности внедрения цифровых образовательных ресурсов в урочном процессе.» iconНоменклатура цифровых образовательных ресурсов локального доступа,...
Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта
«Особенности внедрения цифровых образовательных ресурсов в урочном процессе.» iconТема 15. Методические особенности изучения вопросов общей химии в 11 (10) классе
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам с использованием цифровых образовательных ресурсов
«Особенности внедрения цифровых образовательных ресурсов в урочном процессе.» iconТ ехнология применения цифровых образовательных ресурсов в изучении...
Технология применения цифровых образовательных ресурсов в изучении элементов комбинаторики
«Особенности внедрения цифровых образовательных ресурсов в урочном процессе.» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Создание и использование цифровых образовательных ресурсов и интерактивных технологий в учебном процессе
«Особенности внедрения цифровых образовательных ресурсов в урочном процессе.» iconПримерный перечень цифровых образовательных ресурсов для начальной...
Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования
«Особенности внедрения цифровых образовательных ресурсов в урочном процессе.» iconОб использовании современных образовательных технологий, информационно-образовательных...
Московский институт открытого образования по проведению диагностических и тренировочных работ (СтатГрад)
«Особенности внедрения цифровых образовательных ресурсов в урочном процессе.» iconПрограмма проведения областного семинара «Электронная школа»
Цель: Обобщение опыта работы маоу лицея №14 в рамках работы федеральной и областной экспериментальных площадок по использованию цифровых...
«Особенности внедрения цифровых образовательных ресурсов в урочном процессе.» iconСписок цифровых образовательных ресурсов



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск