Скачать 108.03 Kb.
|
Лободина Наталья Валерьевна учитель немецкого языка Муниципальное автономное образовательное учреждение «Гимназия №1 города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области» г. Кувандык, Оренбургская область ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и по-настоящему одаренных детей. Д.Б. Богоявленская в своих работах дает следующее определение одаренности: «Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». Приоритетными в работе с одаренным ребенком в школе становятся, во-первых, коммуникативные и проектные методики с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Во-вторых, на уроке должен реализовываться принцип разно уровневого обучения. Это позволяет оптимизировать формы взаимодействия педагога с учениками с учетом их интересов, склонностей и способностей. В-третьих, актуальны индивидуальные занятия-консультации и внеклассная творческая и проектная деятельность по предмету. Большую роль в повышении мотивации к иностранным языкам играют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того, диагностику одаренности я провожу, используя классические тесты Амтхауэра. Определив таких ребят, предпринимаю все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. Поэтому, целесообразным считаю деление всего процесса обучения в школе на следующие учебно-методические этапы: 1этап-мотивационный(2-4класс) На этом этапе происходит развитие интереса учащихся к предмету на основе индивидуальных заданий, а также использования красочных презентацией при прохождении нового языкового материала, его закрепления. Дети привлекаются к участию в разнообразные творческие задания (изготовление открыток, приглашений и т.п.). Я заметила, что наибольший эффект при изучении лексики, запоминании речевых оборотов дает использование аудио записей немецких песен и их исполнение детьми под фонограмму. Как было отмечено выше, использование электронных ресурсов при обучении иностранному языку на начальном этапе позволяет осуществить личносто-ориентированное обучение. Использование такого рода ресурсов прекрасно подходит не только для введения материала, но также на этапе его отработки и закрепления. Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность компьютерных программ вызывают огромный интерес у учащихся. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика. 2 этап (5-7 класс)-творческая деятельность и формирование основ проектной деятельности. Происходит вовлечение учеников в творческую деятельность через знакомство с адаптированными образцами художественной литературы страны изучаемого языка, организацией конкурса чтецов на иностранном языке, работой над проектами. Это этап создания ситуаций для исследования, которые открывают для учащихся новые увлекательные темы, идеи и области знания. Обычно это достигается на уроках и во внеурочное время через интересные проблемные ситуации, которые дополняются видео-экскурсиями, сообщениями о культуре, о спорте, об известных людях страны изучаемого языка. Например, видео путешествие в Берлин и другие города Германии; видео экскурсия в Австрию, знакомство с ее достопримечательностями; использование детьми интернет ресурсов для поиска информации об известных людях Германии. Очень нравятся ребятам конкурсы стихотворных переводчиков, составление синквейнов, которые я провожу, начиная с 5 класса. Такие задания способствуют развитию творческих способностей и расширяют словарный запас школьников. На уроках использую такие задания, которые стимулировали бы творческое мышление ребят. К таким заданиям относятся ребусы, головоломки, чайнворды и другие. Ребята не только с удовольствием решают их, но и сами составляют такого рода задания. При этом ребята прочно усваивают лексический материал, запоминают написание слов, учатся работать со словарем. Также пополнению лексики способствуют кроссворды, выполненные с использованием электронного конструктора «Фабрика кроссвордов». Благодаря этому кроссворды никогда не повторяются и становятся одним из мощнейших средств многократного увеличения активного словарного запаса. 3 этап (8-11класс ) - вовлечение в исследовательскую деятельность. Это метод развития, как коммуникативных, так и исследовательских навыков, навыков реферирования, а также деятельности, связанной с личным и социальным развитием. Развитие на этом этапе осуществляется с учащимися в рамках обычного учебного процесса, а также с учащимися, посещающими дополнительные занятия во внеурочное время. Основной, и надо сказать, сложнейшей задачей для меня является постоянная поддержка интереса и стимулирование мотивации к изучению немецкого языка у обучающихся. Как сделать так, чтобы обучающийся испытывал постоянное увлечение, чтобы он не заскучал на уроке. Для этого создается образовательная среда, включающая в себя различные формы работы:
Действенную помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности оказывает Интернет сайт. В течение учебного года учащиеся размещают на сайте свои творческие работы, ведут учёт своим достижениям. Интернет-сайт даёт этим учащимся дополнительный стимул для саморазвития и самовыражения. В работе с одаренными учащимися использую социальный сервис Вики Вики (WikiWiki), позволяющий любому пользователю редактировать текст сайта (писать, вносить изменения, удалять, создавать ссылки на новые статьи). Различные варианты программного обеспечения Вики позволяют загружать на сайты изображения, файлы, содержащие текстовую информацию, видеофрагменты, звуковые файлы и т.д. С его помощью современные школьники могут гораздо эффективнее реализовать себя социально. В современном мире Вики Вики все чаще рассматриваются как альтернатива web-сайтам, а также как эффективное средство для организации педагогической деятельности и как элемент дистанционного учебного курса. Консультации я подразделяю на два вида: индивидуальные и групповые. Индивидуальные консультации проводятся по мере необходимости. В особенности это касается помощи учащимся при подготовке к научно-практической конференции, олимпиаде. Групповые консультации организовываются с целью отработки наиболее сложных грамматических структур, для развития навыков аудирования и, главным образом, для развития навыков устной речи. На групповых консультациях проводятся дискуссии по заданной тематике, которые перекликаются с ситуациями устного общения на олимпиадах. Огромную роль в мотивации познавательной деятельности обучающихся играет внеклассная работа по предмету. Это, прежде всего, работа предметного кружка « Чтобы за границей не заблудиться», а также «Intel. Путь к успеху». Во внеурочное время у ребят есть возможность заниматься в кабинете на компьютере с дисками полного курса немецкого языка. В нашей школе организована научно – исследовательская деятельность в рамках научного общества учащихся «Логос», которое объединяет всех желающих из 1-11 классов, имеющих интерес к научной деятельности. Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Подготовка к решению олимпиадных заданий проводится в группах и индивидуально. Активно используем электронные пособия, ресурсы Интернет. Ребята пробуют свои силы на олимпиадах по уровням - внутриклассном, школьном и наиболее достойные на районном и всероссийском уровнях. Проводимая работа позволила добиться определенных результатов. Мои учащиеся активно принимают участие во Всероссийских дистанционных олимпиадах и конкурсах по немецкому языку:
Важно развивать и прослеживать творческую траекторию талантливого ребенка. Третий год использую инновационную педагогическую технологию «Портфолио» - это своеобразный анализ особых достижений и успехов ученика. Мои воспитанники тоже имеют своё портфолио, а с созданием личного Интернет-сайта (http://lobodina710.ucoz.ru/ ), мне удалось перевести портфолио учащихся в цифровой вариант и разместить его на своём сайте. Теперь действенность портфолио намного увеличилось, учащиеся стали относиться к своим успехам и своему развитию более осознанно. Каждый успех учащихся стараюсь разместить в Интернете. Сегодня существует множество сайтов по немецкому языку, с которыми можно работать как на уроке, так и во внеурочное время. В этом направлении нами проводится следующая работа: дистанционные технологии, которые включают в себя электронную почту, средства On-line-коммуникации Skype, средства On-line-коммуникации Google, ISQ, школьный сайт, информационную систему "Мониторинг образовательных достижений" (электронные дневники, электронный журнал). Благодаря электронной почте, мои учащиеся ведут переписку со своими сверстниками в странах, где немецкий язык является родным языком, или же изучается как иностранный. Они расширяют свой словарный запас, в первую очередь, обиходную лексику, улучшается их орфография. В рамках переписки учащиеся находят практическое применение знаниям, полученным на уроках. Электронная переписка имеет свои преимущества по сравнению с бумажной: она быстрее, удобнее и дешевле. Использование e-mail повышает интерес к самому процессу изучения языка. Социальный сервис «You Tube» использую в своей работе как источник учебных материалов. Например, это учебные видеофильмы, видеоуроки - «Alles Gute», «Hello!» и т.д. При прохождении в 11 классе темы «Музыка» использую просмотр видеоклипов современных немецких групп, в младших классах смотрим мультфильмы и сказки на немецком языке. Большую помощь в усвоении лексическим и грамматическим материалом оказывают участие детей в различных форумах. Это также способствует повышению мотивации в изучении иностранного языка, например, форум «Калейдоскоп» (http://www.kaleidos.de/ ). Он содержит большой объем информации для всех, кто хочет с помощью чтения аутентичных текстов узнать, что интересует немецкую молодежь, а также самим принять участие в обсуждениях. В ходе работы над проектами учащиеся применяют и расширяют свои языковые знания, получают обширную страноведческую информацию. Интернет придаёт проекту больший динамизм, меняет его временные рамки. Существует два вида проектов, планирование, проведение и результаты которых отличаются друг от друга: WWW-проекты и E-mail-проекты. Они могут пересекаться и дополнять друг друга. В самом общем виде WWW-проекты рассчитаны на то, что обучающиеся получают задание, для выполнения которого им необходимо найти информацию в Интернете и представить затем результаты своего поиска. Тема проекта может соответствовать учебной теме или быть совершенно независимой от учебника. В любом случае она должна быть интересной для учащихся и входить в общий контекст обучения языку. Для организации контроля на уроках и во внеурочной деятельности использую тесты множественного выбора, выполненные в среде компьютерного тестирования My-Test (автор программы: Башлаков А.С.). Данная программа может быть использована в двух вариантах: первый, как тренажер, на отработку какого-либо материала (преимущественно грамматика и лексика); второй вариант может служить в качестве программных средств для контроля и измерения уровня знаний обучающихся. В конце прохождения теста ученику будет показано количество выполненных заданий, будет указано количество верных и неверных ответов и общее время тестирования. Кроме этого, на уроке и во внеурочное время можно использовать и тренировочные тесты – онлайн (http://www.testedich.de/index.html). Наши учащиеся умело пользуются инструментами различных сервисов, создают там свои страницы, сообщества, участвуют в проектах и мероприятиях. Так, например, учащиеся 11 класса успешно проходят обучение иностранного языка дистанционно на сайте www.busuu.com, а также используют в своей практике тренажеры по подготовке к ЕГЭ. Такая работа не только может пополнить их словарный запас, но и сделать проверку языковых навыков еще более увлекательной! Интернет- конкурсы сегодня особенно актуальная форма работы с одаренными детьми: Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество», «Первые шаги в науку». В прошлом учебном году ученица 6 класса приняла участие во Всероссийском дистанционном конкурсе «Первые шаги в науку», в котором стала лауреатом 1 степени. Второй год ученица 7 класса занимает 2 место в муниципальном конкурсе исследовательских работ «Восхождение». В 2011-2012 учебном году команда наших учащихся приняла участие в дистанционных Всероссийских конкурсах «Центра развития мышления и интеллекта». Наши работы были оценены дипломом II и III степени за конкурс презентаций «Знакомьтесь, моя семья», «Конкурс Валентинок». Каждый год разрабатываю и апробирую индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка, содержащий все вышеперечисленные современные информационные образовательные технологии, включая вариативные модели дистанционного обучения школьников. Таким образом, применение информационно-коммуникационных обучающих технологий как значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, так и учит детей самоконтролю учебной деятельности, способствует формированию у учеников рефлексии собственного труда, повышает мотивацию учебной деятельности. С помощью Интернета можно успешно осуществлять продуктивное обучение различным видам иноязычной речевой деятельности – письму, чтению, говорению, аудированию. Интернет создаёт уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка, т.е. он создаёт естественную языковую среду. Доступ к постоянно изменяющимся и пополняющимся источникам учебной информации делает обучение иностранному языку весьма продуктивным. Забота об одарённых детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры, социальной жизни завтра. Литература
Интернет источники 1) Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Информационные технологии для одаренных - http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=87 2) Панова Е.Н. Формы дистанционного обучения как средство организации индивидуального развития школьников.- URL:http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,5849/Itemid,118/ 3) Родионова Е.В. Система работы с одаренными учащимися в начальной школе. - http://festival.1september.ru/articles/598305/ 4) http://ru.livemocha.com - Крупнейшее в мире онлайн - сообщество, изучающих иностранные языки. |
Применение икт на уроках английского языка для повышения мотивации обучающихся Применение новых информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, позволяет направить интеллектуальный потенциал учащихся... | На уроках немецкого языка На уроках иностранного языка я широко применяю информационно-компьютерные технологии, выступая в роли консультанта и координатора.... | ||
Формирование здоровьесберегающей среды на уроках немецкого языка... Методические рекомендации предназначены для учителей немецкого языка, работающих в начальной и основной школе | Методическая разработка внеклассная работа как один из главных способов... Методическая разработка «Внеклассная работа как один из главных способов развития интереса учащихся к изучению немецкого языка» посвящена... | ||
Творческий отчет мо учителей иностранных языков Октябрьской сош №2 Загвоздкина С. С., учитель немецкого языка, 1 категория. Тема самообразования: Интернет-проекты на уроках немецкого языка | Применение икт на уроках английского языка Нигманова Галина Васильевна, г. Томск, маоу гимназия №56, учитель английского языка | ||
Использование икт на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные... | Пояснительная записка 9 класс «Книги для учителя» И. Л. Бим, «Лексико-грамматических тестов», для учащихся – «Практического курса немецкого языка» В. Завьяловой,... | ||
На уроках немецкого языка ... | Проектная методика на уроках немецкого языка с применением регионального компонента Описание методической разработки с использованием проектной методики учителя немецкого языка высшей категории моу дсош №2 Домбаровского... | ||
«Инновационные технологии преподавания на уроках музыки» Применение... Использование на уроках икт способствует повышению интереса, внимания; формированию мыслей, их высказыванию, формированию впечатлений;... | Тема: Использование икт на уроках русского языка и литературы Цель работы: внедрение икт в образовательный процесс с целью повышения качества знаний учащихся | ||
Доклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»... С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка... | Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках немецкого языка Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую и мыслительную... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обобщение опыта работы учителя немецкого языка мбоу краснокоммунарская средняя общеобразовательная школа Сакмарского района Слонь... | Самообразования Применение индивидуальных форм работы на уроках истории для развития коммуникативной компетентности учащихся |