Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта среднего полного образования ( Приказ мо РФ от 5 марта 2004г. №1089)





Скачать 250.81 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта среднего полного образования ( Приказ мо РФ от 5 марта 2004г. №1089)
Дата публикации28.09.2014
Размер250.81 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Информатика > Пояснительная записка
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании следующих документов:

  • Федеральный компонент государственного стандарта среднего полного образования ( Приказ МО РФ от 5 марта 2004г. №1089) ;

  • Учебный план МБОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа» на 2013-2014 учебный год, утвержденный решением педагогического совета (Протокол №1, от 31 августа 2013).

  • Примерная рабочая программа по информатике. Сборник нормативных документов «Информатика и ИКТ» Москва. Бином.2007г

Рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 10 класса в течение 35 часов (1 час в неделю), согласно учебного плана МБОУ Рождественская СОШ Лаишевского муниципального района Республики Татарстан.

   Информатика - в настоящее время одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.

Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационной технологии решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этом следует отметить, что в основном решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

Это позволяет:

  • обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);

  • систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;

  • заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;

  • сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.

Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: " Технология использования и разработки информационных систем", "Технология информационного моделирования" и "Основы социальной информатики". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

Изучение курса предполагает наличие в школе компьютерного класса и включение практической работы на компьютерах в общее количество учебных часов. Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

При проведении уроков используются беседы, практикумы, работа в группах, деловые игры, самостоятельные работы и исследования.

Итоговый контроль проводится в форме контрольной работы. Материалы контроля представлены в приложении.

Основные содержательные линии

Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:

  • линию информации и информационных процессов;

  • линию моделирования и формализации;

  • линию информационных технологий;

  • линию компьютерных коммуникаций;

  • линию социальной информатики.


Цели и задачи изучения курса:

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Задачиизучения курса:

  • Мировозренченская задача: раскрытие роли информации и информационных процессов в природных, социальных и технических системах; понимание назначения информационного моделирования в научном познании мира; получение представления о социальных последствиях процесса информатизации общества.

  • Углубление теоретической подготовки: более глубокие знания в области представления различных видов информации, научных основ передачи, обработки, поиска, защиты информации, информационного моделирования.

  • Расширение технологической подготовки: освоение новых возможностей аппаратных и программных средств ИКТ. Приближение степени владения этими средствами к профессиональному уровню.

  • Приобретение опыта комплексного использования теоретических знаний (из области информатики и других предметов) и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической деятельностью.


Теоретический материал курса имеет достаточно большой объем. Выделяемого учебным планом времени для его усвоения (1 час в неделю) недостаточно. Для разрешения этого противоречия планируется активное использование самостоятельной работы учащихся с учебником. В качестве контрольных (домашних) заданий используются вопросы и задания, расположенные в конце каждого параграфа.
Методика обучения должна быть в большей степени ориентирована на индивидуальный подход. Следует стремиться к тому, чтобы каждый ученик получил наибольший результат от обучения в меру своих возможностей и интересов. С этой целью используется резерв самостоятельной работы учащихся во внеурочное время, а также резерв домашнего компьютера.

В тематический план включен региональный компонент по следующим темам: измерение информации ,передача информации, шифрование информации ,структура данных, организация локальных сетей.


Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения данного предмета в 10 классе учащийся должен:

знать/понимать

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

  • назначение и функции операционных систем;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • осуществлять выбор и строить информационные компьютерные модели для решения поставленных задач;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • создавать Web-страницы;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Содержание образовательной программы

1. Информация - 7 часов.

Основные подходы к определению понятия «информация». Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

2. Информационные процессы в системах – 11 часов.

Классификация информационных процессов. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. Обработка информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.

3. Информационные модели - 6 часов.

Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования. Алгоритм как модель деятельности.

4. Программно-технические системы реализации информационных процессов - 11 часов.

Компьютер – универсальная техническая система обработки информации. Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации. Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел, текста, графики и звука. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Организация глобальных сетей.

Учебно-тематический план




Тема

Всего часов

Количество

контрольных работ

практических работ




10 класс

35

3

8

1

Информация.

7

-

1

2

Информационные процессы в системах.

11

1

2

3

Информационные модели.

6

1

2

4

Программно-технические системы реализации информационных процессов.

11

1

3


Календарно – тематическое планирование




Тема учебного материала

Коли- чество часов



Содержание


Форма контроля

Календарные сроки

Примечание

План

Факт







Глава I. Информация.

7







1

Введение. Структура информатики. Правила ТБ.

1

в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах; из каких частей состоит предметная область информатики

ФО










2

Понятие информации.

1

три философские концепции информации; понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации;

ФО










3

Представление информации, языки, кодирование.

1

что такое язык представления информации; какие бывают языки; понятия «кодирование» и «декодирование» информации; примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо; понятия «шифрование», «дешифрование»;


ФО










4

Измерение информации. Объемный подход.

1

сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации; определение бита с алфавитной т.з.; связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов); связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб;

Т










5

Измерение информации. Содержательный подход.

1

сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации; определение бита с позиции содержания сообщения;

ФО









6

Обобщающий урок по теме «Измерение информации».

1

Решать несложные задачи на измерение информации

ФО










7

Практическая работа «Измерение информации».

1

определять количество информации с использованием различных подходов к определению количества информации;

ПР













Глава II. Информационные процессы в системах.

11







8

Введение в теорию систем.

1

система; структура системы; свойства системы; подсистема; системный подход в науке и практике;

ФО













9

Информационные процессы в естественных и искусственных системах.

1

типы информационных процессов: хранение, передача и обработка информации; чем отличаются естественные и искусственные системы; какие типы связей действуют в системах; роль информационных процессов в системах; состав и структуру систем управления;


ФО, Т













10

Хранение информации.

1

носитель информации; история развития носителей информации; современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики;


ФО









11

Передача информации.

1

модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи; основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность; понятие «шум» и способы защиты от шума;


ФО











12

Обработка информации и алгоритмы.

1

основные типы задач обработки информации; понятие исполнителя обработки информации; понятие алгоритма обработки информации

ФО










13

Автоматическая обработка информации.

1

что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов; определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной; устройство и систему команд алгоритмической машины Поста;

ФО










14

Практическая работа «Автоматическая обработка данных».

1

составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста;

ПР










15

Контрольная работа «Хранение, передача и обработка информации».

1

демонстрировать навыки расширения и обобщения знаний об основных информационных процессах;

КР










16

Поиск данных.

1

что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»; что такое «структура данных»; какие бывают структуры; алгоритм последовательного поиска; алгоритм поиска половинным делением; что такое блочный поиск; как осуществляется поиск в иерархической структуре данных;

ФО










17

Защита информации.

1

виды угроз для числовой информации; физические способы защиты информации; программные средства защиты информации; что такое цифровая подпись и цифровой сертификат;

ФО













18

Практическая работа «Шифрование данных».

1

что такое криптография; применять простейшие криптографические шифры

ПР













Глава III. Информационные модели.

6







19

Компьютерное информационное моделирование.

1

определение модели; что такое информационная модель; этапы информационного моделирования на компьютере;

ФО













20

Структуры данных.

1

что такое граф, дерево, сеть; структура таблицы; основные типы табличных моделей; что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы;

ФО, ИРК










21

Практическая работа «Структуры данных: графы, таблицы».

1

ориентироваться в граф-моделях; строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы; строить табличные модели по вербальному описанию системы;

ПР










22

Алгоритм как модель деятельности.

1

понятие алгоритмической модели; способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык; что такое трассировка алгоритма;

ФО










23

Практическая работа «Управление алгоритмическим исполнителем».

1

строить алгоритмы управления учебными исполнителями;

ПР










24

Контрольная работа «Информационные модели».

1

демонстрировать навыки расширения и обобщения знаний об информационных моделях;

КР













Глава IV. Программно-технические системы реализации информационных процессов.

11




25

Компьютер – универсальная техническая система обработки информации.

1

архитектура персонального компьютера; контроллер внешнего устройства ПК; назначение шины; принцип открытой архитектуры ПК; основные виды памяти ПК; системная плата, порты ввода-вывода; назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.;

ФО













26

Практическая работа «Выбор конфигурации компьютера».

1

подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения;

ПР










27

Программное обеспечение компьютера.

1

программное обеспечение ПК; структура ПО ПК;

ФО










28

Дискретные модели данных на компьютере. Представление чисел.

1

основные принципы представления данных в памяти компьютера; представление целых чисел; диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком; принципы представления вещественных чисел;

ФО, СР










29

Практическая работа «Представление чисел».

1

получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера;

представление текста; представление изображения; цветовые модели; в чем различие растровой и векторной графики; дискретное представление звука;

ПР










30

Представление текста, графики и звука.

1

ФО










31

Практическая работа «Представление текстов, графики и звука».

1

вычислять размер цветовой палитры по значению битовой глубины цвета; сжимать текстовую информацию;

ПР













32

Контрольная работа «Дискретные модели данных на компьютере».

1

демонстрировать навыки расширения и обобщения знаний о представлении данных в памяти компьютера;

КР










33

Организация локальных сетей.

1

назначение и топологии локальных сетей; технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции); основные функции сетевой операционной системы;

ФО










34

Организация глобальных сетей.

1

Интернет; система адресации в Интернете; способы организации связи в Интернете;

ФО










35

Обобщающий урок за курс 10-го класса

1




ФО












Виды контроля:

ФО — фронтальный опрос.

ИРК — индивидуальная работа у доски.

СР — самостоятельная работа.

ПР — практическая работа.

Т – тестовая работа.

Раздел V. Перечень методического обеспечения

1. Литература для учащихся

  1. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г. Семакин., Е.К. Хеннер – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009. – 246 с: ил.

  2. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов / И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина – М.: БИНОМ. Лаборатория Базовых Знаний, 2012.


II. Литература для учителя.

  1. Информатика и ИКТ. Базовый уровень 10-11 классы: методическое пособие / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – М,: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 102 с.: ил.

  2. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г. Семакин., Е.К. Хеннер – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009. – 246 с: ил.

  3. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов / И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина – М.: БИНОМ. Лаборатория Базовых Знаний, 2012.

  4. Контрольно – измерительные материалы. Информатика: 10 класс /Сост. А.Х. Шелепаева. – М.: ВАКО, 2012г.


III. Технические средства обучения.

  1. Компьютер

  2. Проектор

  3. Принтер

  4. Модем ASDL

  5. Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.

  6. Сканер.

  7. Web-камера.

  8. Локальная вычислительная сеть.

VI. Программные средства.

  1. Операционная система Windows ХР.

  2. Операционная система ALT LINUX.

  3. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0

  4. Программа-архиватор WinRar.

  5. Клавиатурный тренажер Аленка.

  6. Интегрированное офисное приложение МsOffice 2003, 2007.

  7. Система оптического распознавания текста АВВYYFineReader 8.0 Sprint.

  8. Мультимедиа проигрыватель.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта среднего полного образования ( Приказ мо РФ от 5 марта 2004г. №1089) iconРабочая программа по химии для 10 класса составлена на основе следующих...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки от 05....
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта среднего полного образования ( Приказ мо РФ от 5 марта 2004г. №1089) iconРабочая программа по химии для 11 класса составлена на основе следующих...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки от 05....
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта среднего полного образования ( Приказ мо РФ от 5 марта 2004г. №1089) iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих...
...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта среднего полного образования ( Приказ мо РФ от 5 марта 2004г. №1089) iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии (приказ мо РФ от 05....
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта среднего полного образования ( Приказ мо РФ от 5 марта 2004г. №1089) iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии (приказ мо РФ от 05....
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта среднего полного образования ( Приказ мо РФ от 5 марта 2004г. №1089) iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии (приказ мо РФ от 05....
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта среднего полного образования ( Приказ мо РФ от 5 марта 2004г. №1089) iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству (приказ...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта среднего полного образования ( Приказ мо РФ от 5 марта 2004г. №1089) iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству (приказ...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта среднего полного образования ( Приказ мо РФ от 5 марта 2004г. №1089) iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству (приказ...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта среднего полного образования ( Приказ мо РФ от 5 марта 2004г. №1089) iconПояснительная записка Данная рабочая программа по литературному чтению...
Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта среднего полного образования ( Приказ мо РФ от 5 марта 2004г. №1089) iconРабочая программа по географии для 10-11 классов составлена на основе...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки от 05....
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта среднего полного образования ( Приказ мо РФ от 5 марта 2004г. №1089) iconПояснительная записка Данная рабочая программа по технологии в 7...
Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта среднего полного образования ( Приказ мо РФ от 5 марта 2004г. №1089) iconПояснительная записка Данная рабочая программа по музыке 5 класс...
Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта среднего полного образования ( Приказ мо РФ от 5 марта 2004г. №1089) iconПояснительная записка Данная рабочая программа по технологии в 8...
Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта среднего полного образования ( Приказ мо РФ от 5 марта 2004г. №1089) iconПояснительная записка данная рабочая программа по искусству (изо)...
Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта среднего полного образования ( Приказ мо РФ от 5 марта 2004г. №1089) iconПояснительная записка Данная рабочая программа по Основам безопасности...
Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск