Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании следующих документов:
Федеральный компонент государственного стандарта среднего полного образования ( Приказ МО РФ от 5 марта 2004г. №1089) ;
Учебный план МБОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа» на 2013-2014 учебный год, утвержденный решением педагогического совета (Протокол №1, от 31 августа 2013).
Примерная рабочая программа по информатике. Сборник нормативных документов «Информатика и ИКТ» Москва. Бином.2007г
Рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 10 класса в течение 35 часов (1 час в неделю), согласно учебного плана МБОУ Рождественская СОШ Лаишевского муниципального района Республики Татарстан.
Информатика - в настоящее время одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.
Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационной технологии решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этом следует отметить, что в основном решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
Это позволяет:
обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: " Технология использования и разработки информационных систем", "Технология информационного моделирования" и "Основы социальной информатики". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
Изучение курса предполагает наличие в школе компьютерного класса и включение практической работы на компьютерах в общее количество учебных часов. Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
При проведении уроков используются беседы, практикумы, работа в группах, деловые игры, самостоятельные работы и исследования.
Итоговый контроль проводится в форме контрольной работы. Материалы контроля представлены в приложении.
Основные содержательные линии
Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:
линию информации и информационных процессов;
линию моделирования и формализации;
линию информационных технологий;
линию компьютерных коммуникаций;
линию социальной информатики.
Цели и задачи изучения курса:
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Задачиизучения курса:
Мировозренченская задача: раскрытие роли информации и информационных процессов в природных, социальных и технических системах; понимание назначения информационного моделирования в научном познании мира; получение представления о социальных последствиях процесса информатизации общества.
Углубление теоретической подготовки: более глубокие знания в области представления различных видов информации, научных основ передачи, обработки, поиска, защиты информации, информационного моделирования.
Расширение технологической подготовки: освоение новых возможностей аппаратных и программных средств ИКТ. Приближение степени владения этими средствами к профессиональному уровню.
Приобретение опыта комплексного использования теоретических знаний (из области информатики и других предметов) и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической деятельностью.
Теоретический материал курса имеет достаточно большой объем. Выделяемого учебным планом времени для его усвоения (1 час в неделю) недостаточно. Для разрешения этого противоречия планируется активное использование самостоятельной работы учащихся с учебником. В качестве контрольных (домашних) заданий используются вопросы и задания, расположенные в конце каждого параграфа. Методика обучения должна быть в большей степени ориентирована на индивидуальный подход. Следует стремиться к тому, чтобы каждый ученик получил наибольший результат от обучения в меру своих возможностей и интересов. С этой целью используется резерв самостоятельной работы учащихся во внеурочное время, а также резерв домашнего компьютера.
В тематический план включен региональный компонент по следующим темам: измерение информации ,передача информации, шифрование информации ,структура данных, организация локальных сетей.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения данного предмета в 10 классе учащийся должен:
знать/понимать
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
назначение и функции операционных систем;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
осуществлять выбор и строить информационные компьютерные модели для решения поставленных задач;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
создавать Web-страницы;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
автоматизации коммуникационной деятельности;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
эффективной организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
| Содержание образовательной программы
1. Информация - 7 часов.
Основные подходы к определению понятия «информация». Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
2. Информационные процессы в системах – 11 часов.
Классификация информационных процессов. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. Обработка информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.
3. Информационные модели - 6 часов.
Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования. Алгоритм как модель деятельности.
4. Программно-технические системы реализации информационных процессов - 11 часов.
Компьютер – универсальная техническая система обработки информации. Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации. Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел, текста, графики и звука. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Организация глобальных сетей.
Учебно-тематический план
-
№
| Тема
| Всего часов
| Количество
| контрольных работ
| практических работ
|
| 10 класс
| 35
| 3
| 8
| 1
| Информация.
| 7
| -
| 1
| 2
| Информационные процессы в системах.
| 11
| 1
| 2
| 3
| Информационные модели.
| 6
| 1
| 2
| 4
| Программно-технические системы реализации информационных процессов.
| 11
| 1
| 3
|
Календарно – тематическое планирование
№
| Тема учебного материала
| Коли- чество часов
|
Содержание
| Форма контроля
| Календарные сроки
| Примечание
| План
| Факт
|
|
| Глава I. Информация.
| 7
|
|
| 1
| Введение. Структура информатики. Правила ТБ.
| 1
| в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах; из каких частей состоит предметная область информатики
| ФО
|
|
|
| 2
| Понятие информации.
| 1
| три философские концепции информации; понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации;
| ФО
|
|
|
| 3
| Представление информации, языки, кодирование.
| 1
| что такое язык представления информации; какие бывают языки; понятия «кодирование» и «декодирование» информации; примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо; понятия «шифрование», «дешифрование»;
| ФО
|
|
|
| 4
| Измерение информации. Объемный подход.
| 1
| сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации; определение бита с алфавитной т.з.; связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов); связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб;
| Т
|
|
|
| 5
| Измерение информации. Содержательный подход.
| 1
| сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации; определение бита с позиции содержания сообщения;
| ФО
|
|
|
| 6
| Обобщающий урок по теме «Измерение информации».
| 1
| Решать несложные задачи на измерение информации
| ФО
|
|
|
| 7
| Практическая работа «Измерение информации».
| 1
| определять количество информации с использованием различных подходов к определению количества информации;
| ПР
|
|
|
|
| Глава II. Информационные процессы в системах.
| 11
|
|
| 8
| Введение в теорию систем.
| 1
| система; структура системы; свойства системы; подсистема; системный подход в науке и практике;
| ФО
|
|
|
|
| 9
| Информационные процессы в естественных и искусственных системах.
| 1
| типы информационных процессов: хранение, передача и обработка информации; чем отличаются естественные и искусственные системы; какие типы связей действуют в системах; роль информационных процессов в системах; состав и структуру систем управления;
| ФО, Т
|
|
|
|
| 10
| Хранение информации.
| 1
| носитель информации; история развития носителей информации; современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики;
| ФО
|
|
|
| 11
| Передача информации.
| 1
| модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи; основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность; понятие «шум» и способы защиты от шума;
| ФО
|
|
|
|
| 12
| Обработка информации и алгоритмы.
| 1
| основные типы задач обработки информации; понятие исполнителя обработки информации; понятие алгоритма обработки информации
| ФО
|
|
|
| 13
| Автоматическая обработка информации.
| 1
| что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов; определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной; устройство и систему команд алгоритмической машины Поста;
| ФО
|
|
|
| 14
| Практическая работа «Автоматическая обработка данных».
| 1
| составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста;
| ПР
|
|
|
| 15
| Контрольная работа «Хранение, передача и обработка информации».
| 1
| демонстрировать навыки расширения и обобщения знаний об основных информационных процессах;
| КР
|
|
|
| 16
| Поиск данных.
| 1
| что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»; что такое «структура данных»; какие бывают структуры; алгоритм последовательного поиска; алгоритм поиска половинным делением; что такое блочный поиск; как осуществляется поиск в иерархической структуре данных;
| ФО
|
|
|
| 17
| Защита информации.
| 1
| виды угроз для числовой информации; физические способы защиты информации; программные средства защиты информации; что такое цифровая подпись и цифровой сертификат;
| ФО
|
|
|
|
| 18
| Практическая работа «Шифрование данных».
| 1
| что такое криптография; применять простейшие криптографические шифры
| ПР
|
|
|
|
| Глава III. Информационные модели.
| 6
|
|
| 19
| Компьютерное информационное моделирование.
| 1
| определение модели; что такое информационная модель; этапы информационного моделирования на компьютере;
| ФО
|
|
|
|
| 20
| Структуры данных.
| 1
| что такое граф, дерево, сеть; структура таблицы; основные типы табличных моделей; что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы;
| ФО, ИРК
|
|
|
| 21
| Практическая работа «Структуры данных: графы, таблицы».
| 1
| ориентироваться в граф-моделях; строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы; строить табличные модели по вербальному описанию системы;
| ПР
|
|
|
| 22
| Алгоритм как модель деятельности.
| 1
| понятие алгоритмической модели; способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык; что такое трассировка алгоритма;
| ФО
|
|
|
| 23
| Практическая работа «Управление алгоритмическим исполнителем».
| 1
| строить алгоритмы управления учебными исполнителями;
| ПР
|
|
|
| 24
| Контрольная работа «Информационные модели».
| 1
| демонстрировать навыки расширения и обобщения знаний об информационных моделях;
| КР
|
|
|
|
| Глава IV. Программно-технические системы реализации информационных процессов.
| 11
|
| 25
| Компьютер – универсальная техническая система обработки информации.
| 1
| архитектура персонального компьютера; контроллер внешнего устройства ПК; назначение шины; принцип открытой архитектуры ПК; основные виды памяти ПК; системная плата, порты ввода-вывода; назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.;
| ФО
|
|
|
|
| 26
| Практическая работа «Выбор конфигурации компьютера».
| 1
| подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения;
| ПР
|
|
|
| 27
| Программное обеспечение компьютера.
| 1
| программное обеспечение ПК; структура ПО ПК;
| ФО
|
|
|
| 28
| Дискретные модели данных на компьютере. Представление чисел.
| 1
| основные принципы представления данных в памяти компьютера; представление целых чисел; диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком; принципы представления вещественных чисел;
| ФО, СР
|
|
|
| 29
| Практическая работа «Представление чисел».
| 1
| получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера;
представление текста; представление изображения; цветовые модели; в чем различие растровой и векторной графики; дискретное представление звука;
| ПР
|
|
|
| 30
| Представление текста, графики и звука.
| 1
| ФО
|
|
|
| 31
| Практическая работа «Представление текстов, графики и звука».
| 1
| вычислять размер цветовой палитры по значению битовой глубины цвета; сжимать текстовую информацию;
| ПР
|
|
|
|
| 32
| Контрольная работа «Дискретные модели данных на компьютере».
| 1
| демонстрировать навыки расширения и обобщения знаний о представлении данных в памяти компьютера;
| КР
|
|
|
| 33
| Организация локальных сетей.
| 1
| назначение и топологии локальных сетей; технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции); основные функции сетевой операционной системы;
| ФО
|
|
|
| 34
| Организация глобальных сетей.
| 1
| Интернет; система адресации в Интернете; способы организации связи в Интернете;
| ФО
|
|
|
| 35
| Обобщающий урок за курс 10-го класса
| 1
|
| ФО
|
|
|
|
Виды контроля:
ФО — фронтальный опрос.
ИРК — индивидуальная работа у доски.
СР — самостоятельная работа.
ПР — практическая работа.
Т – тестовая работа.
Раздел V. Перечень методического обеспечения
1. Литература для учащихся
Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г. Семакин., Е.К. Хеннер – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009. – 246 с: ил.
Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов / И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина – М.: БИНОМ. Лаборатория Базовых Знаний, 2012.
II. Литература для учителя.
Информатика и ИКТ. Базовый уровень 10-11 классы: методическое пособие / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – М,: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 102 с.: ил.
Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г. Семакин., Е.К. Хеннер – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009. – 246 с: ил.
Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов / И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина – М.: БИНОМ. Лаборатория Базовых Знаний, 2012.
Контрольно – измерительные материалы. Информатика: 10 класс /Сост. А.Х. Шелепаева. – М.: ВАКО, 2012г.
III. Технические средства обучения.
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем ASDL
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
Сканер.
Web-камера.
Локальная вычислительная сеть.
VI. Программные средства.
Операционная система Windows ХР.
Операционная система ALT LINUX.
Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
Программа-архиватор WinRar.
Клавиатурный тренажер Аленка.
Интегрированное офисное приложение МsOffice 2003, 2007.
Система оптического распознавания текста АВВYYFineReader 8.0 Sprint.
Мультимедиа проигрыватель.
|