Программа элективного курса для учащихся 11 классов «Обработка изображений в редакторе свободного программного обеспечения»





Скачать 241.43 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса для учащихся 11 классов «Обработка изображений в редакторе свободного программного обеспечения»
Дата публикации02.10.2014
Размер241.43 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Информатика > Программа
муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Заозёрная средняя общеобразовательная школа»


Принята на заседании МО

Протокол №____от_________2012г.

Согласовано Заместитель директора по УВР ______________Любкина В.В.

«_____»__________2012г.

Утверждаю Директор _________М.Э.Гартман

Приказ №_____от_______2012 г.


Программа элективного курса

для учащихся 11 классов

«Обработка изображений в редакторе

свободного программного обеспечения»

разработана учителем информатики

Игимбаевой Г.В.

2012-2013 уч. год

(сроки реализации)

Пояснительная записка

В жизни современного человека информация играет огромную роль, даже поверхностный анализ человеческой деятельности позволяет с полной уверенностью утверждать: наиболее эффективным и удобным для восприятия видом информации была, есть и в обозримом будущем будет информация графическая. Любые объемы информации человек лучше усваивает, когда она поступает через канал зрения. Поэтому доля графических данных в профессиональной деятельности любого рода неуклонно растет. Следовательно, требуются средства для работы с изображениями, и специалисты, умеющие грамотно работать с этими средствами. Это - исследователи в различных научных и прикладных областях, художники, конструкторы, специалисты по компьютерной верстке, дизайнеры, разработчики рекламной продукции, создатели Web-страниц, авторы мультимедиа-презентаций, медики, модельеры тканей и одежды, фотографы, специалисты в области теле- и видеомонтажа и др. Под «компьютерным художником» можно понимать любого, кто занимается созданием или редактированием изображений с помощью ЭВМ.

Область информатики, занимающаяся методами создания и редак­тирования изображений с помощью компьютеров, называют компьютерной графикой.

Это сравнительно молодая дисциплина. Ее появлению способствовало развитие компьютерной техники на рубеже 80-х и 90-х годов. В данный момент персональные компьютеры имеют такие характеристики, которые позволяют профессионалам в области изобразительного искусства, к которым можно отнести художников-оформителей, дизайнеров, архитекторов, обходиться без традиционных инструментов художника: бумаги, красок, карандашей - все это заменяет компьютер с установленными на него специальным программным обеспечением.

Компьютерная графика очень актуальна в настоящий момент и пользуется большой популярностью у учащихся старших классов. Умение работать с различными графическими редакторами является важной частью информационной компетентности ученика.

В УМК базового или профильного курса Информатики и ИКТ «Компьютерная графика» как самостоятельный раздел не выделена. Отдельные элементы темы изучаются только на ознакомительном уровне - в этом проявляются ограниченные возможности базовых и профильных курсов по информатике. Поэтому в профильных классах очевидна необходимость изучения графических программ: растровых и векторных редакторов, программ создания и обработки трехмерных объектов, систем автоматизации проектирования, настольных издательских систем и др.

Охватить всю предметную область компьютерной графики в рамках одного курса невозможно, поэтому изучение сведено к рассмотрению вопросов работы с редакторами векторной и растровой графики, при этом основной акцент сделан на технологию создания и редактирования иллюстраций.

Компьютерная графика, как одна из значимых тем школьного курса информатики, активизирует процессы формирования самостоятельности школьников, поскольку связана с обучением творческой информационной технологии, где существенна доля элементов креативности, высокой мотивации обучения. Создание художественных образов, их оформление средствами компьютерной графики, разработка компьютерных моделей требует от учащихся проявления личной инициативы, творческой самостоятельности, исследовательских умений. Данная тема позволяет наиболее полно раскрыться учащимся, проявить себя в различных видах деятельности (диагностической, аналитической, проектировочной, конструктивной, оценочной, творческой, связанной с самовыражением и т.д.).

Элективный курс способствует развитию познавательных интересов учащихся; творческого мышления; повышению интереса к предмету, имеет практическую направленность, так как получение учащимися знаний в области информационных технологий и практических навыков работы с графической информацией является составным элементом общей информационной культуры современного человека, служит основой для дальнейшего роста профессионального мастерства. Реализация программы  позволяет заложить основы работы с графической информации, благодаря которой в будущем учащиеся смогут самостоятельно осваивать новые сложные графические программы.

При составлении программы элективного курса «Компьютерная графика» за основу взята программа Л.А. Залоговой. Данная программа использовалась в качестве базы для последующей модификации по следующим причинам:

  • УМК соответствует учебному плану школы по количеству часов, отведенных на изучение элективного курса.

  • Элективный курс обеспечивает завершение образовательной подготовки учащихся в области теоретической информатики и информационных технологий, а также углублённое изучение технологии и особенностей использования программных средств для решения различных задач.

  • УМК содержит необходимые методические, дидактические материалы.

  • В соответствии с Федеральным проектом в области образования по оснащению всех школ РФ легальным программным обеспечением, компьютерный практикум по «Компьютерной графике» можно адаптировать к использованию свободно распространяемых программ. Возможно использование ОС Windows и ОС Linux.

  • Достаточно упражнений для закрепления теоретического материала и самостоятельной работы, которые можно адаптировать к использованию свободно распространяемых программ.

  • Учебное пособие прекрасно иллюстрировано необходимыми схемами, скриншотами, рисунками, что обеспечивает наглядность и доступность материала.

  • Материал излагается доступным для ученика языком, системно, последовательно, автору удалось избежать излишней научности.

  • Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.

  • УМК содержит большое количество заданий различного уровня сложности. Это позволяет учителю построить для каждого учащегося индивидуальную образовательную траекторию. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Проекты реализуются в форме работ компьютерного практикума, опирающихся на использование цифровых образовательных ресурсов.

  • Большая практическая значимость и актуальность теоретического материала и практических работ.

Элективный курс «Компьютерная графика» разработан автором Залоговой Л.А. для уча­щихся старших классов естественно-научного, физико-математического, социально-гуманитарного и технологического профиля. Проведена адаптация программы для класса информационно-технологического профиля, с учетом перехода школ России на свободное программное обеспечение.

При отсутствии в образовательном учреждении лицензионного ПО для работы с графикой (Photoshop, Corel Draw) для создания векторных иллюстраций можно использовать программы Inkscape и Open Office.org Draw, а для создания, редактирования и монтажа растровых изображений – Gimp, которые относятся к свободно распространяемому ПО. Все эти программы позволяют начинающим и профессиональным художникам создавать иллюстрации разной степени сложности. Лицензионные программы более известны и популярны вследствие своей «раскрученности», но, по словам президента России Д.А. Медведева: «Если Россия не будет независимой в области программного обеспечения, то все сферы, в которых мы хотим быть независимыми и конкурентоспособными, окажутся под угрозой». Поэтому до 2010 г. в России должна быть создана собственная операционная система с открытым кодом и полный комплект приложений для обеспечения эффективной работы государственных органов и бюджетных организаций. Такой операционной системой стала Linux. В рамках реализации проекта «Обеспечение лицензионной поддержки стандартного базового пакета программного обеспечения для использования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» школы получили стандартный базовый пакет свободного программного обеспечения. В состав комплекта вошла и ОС Линукс. В Школьном Линукс есть все для работы с графическими файлами практически любого типа. В состав дистрибутива Альт-Линукс входят две программы, которые могут быть использованы для изучения основ работы с растровой и векторной графикой: Gimp и Inkscape, а в офисном пакете присутствует векторный графический редактор Open Office.org Draw. Кроме того, свободно распространяемые графические программы являются кроссплатформенными, т.е. могут работать как под управлением операционной системы Линукс, так и под управлением операционной системы Windows.

Требования к уровню подготовки учащихся

В рамках данного курса учащиеся должны овладеть основами компьютерной графики, а именно должны знать:

  • особенности, достоинства и недостатки растровой графики;

  • особенности, достоинства и недостатки векторной графики;

  • методы описания цветов в компьютерной графике — цветовые модели;

  • способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;

  • способы хранения изображений в файлах растрового и векторного формата;

  • методы сжатия графических данных;

  • проблемы преобразования форматов графических файлов;

  • назначение и функции различных графических программ.

В результате освоения практической части курса учащиеся должны уметь:

    1. Редактировать изображения в растровом графическом редакторе (Gimp):

  • выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов (область (прямоугольное и эллиптическое выделение), лассо (свободное выделение), волшебная палочка (выделение связанной области) и др.);

  • перемещать, дублировать, вращать выделенные области;

  • редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;

  • сохранять выделенные области для последующего использования;

  • монтировать фотографии (создавать многослойные документы);

  • раскрашивать чёрно-белые эскизы и фотографии;

  • применять к тексту различные эффекты;

  • выполнять тоновую коррекцию фотографий;

  • выполнять цветовую коррекцию фотографий;

  • ретушировать фотографии;

    1. Создавать и редактировать анимированные изображения в программе Gimp;

    2. В векторных редакторах Inkscape и Open Office.org Draw

  • Настраивать интерфейс программы

  • Создавать, упорядочивать и редактировать объекты;

  • Пользоваться вспомогательными средствами. Такими как: направляющие, сетка, прилипание;

  • Формировать собственные цветовые оттенки в различных цветовых моделях;

  • Применять различные графические эффекты;

  • Закрашивать рисунки;

  • Работать с текстом;

    1. Выполнять обмен файлами между графическими программами.

Основной результат обучения - понимание учащимися современных технологий создания компьютерного изображения в растровых и векторных графических программах, освоение основных практических приемов создания изображения в программах Gimp, Inkscape, Open Office.org Draw

Контрольное тестирование

Тема

Учебных часов

Тестирование по теме «Введение в компьютерную графику»

1

Контрольное тестирование по теме «Растровый графический редактор Gimp»

1

Итоговое тестирование по теме «Графический редактор Inkscape» и «Графический редактор Open Office.org Draw»

1

Всего

3

СОДЕРЖАНИЕ учебного КУРСА




Наименование модулей

Всего, час

1.

Введение в компьютерную графику.

2

2.

Растровый графический редактор Gimp

13

3

Векторный графический редактор Inkscape

9

4

Векторный графический редактор Open Office.org Draw

8

Итого:

32


Содержание курса

Модуль 1. Введение в компьютерную графику. Основные виды графики.

Растровая графика. Достоинства растровой графики. Недостатки растровой графики. Векторная графика. Достоинства векторной графики. Недостатки векторной графики. Сравнение растровой и векторной графики. Особенности растровых и векторных программ.

Модуль 2. Растровый графический редактор Gimp

Знакомство с Gimp.Инструменты и диалоги. Текст. Инструмент Штамп. Работа со слоями. Рисование геометрических фигур. Работа с изображением. Фильтры. Анимация в Gimp.

Модуль 3. Векторный графический редактор Inkscape

Интерфейс программы Inkscape. Основы работы с объектами. Закраска рисунков.

Вспомогательные режимы работы. Создание рисунков из кривых. Методы упорядочения и объединения объектов. Работа с текстом.

Модуль 4. Векторный графический редактор Open Office.org Draw

Интерфейс программы. Меню, панель инструментов. Объекты и работа с ними. Контуры. Заливка. Группировка объектов. Объединение, вычитание и пересечение фигур. Расположение объектов. Выравнивание и распределение объектов

Методическое обеспечение

Применяемые технологии

Основной технологией обучения в элективном курсе является метод проектов. Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Технология ориентирована на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся при выполнении практических заданий и творческих проектов в течение определенного отрезка времени.  Выполнение творческих проектных работ завершается их защитой и рефлексивной оценкой.

Формы занятий

Курс включает в себя две части: лекционную и практическую. Теоретическая часть организована в форме лекций. Лекции проводятся с обязательным использованием иллюстративных материалов. Практическая часть – в форме самостоятельных заданий (практических работ на компьютере) и творческих работ, что является важной составляющей всего курса. Теоретическая и прикладная часть курса изучается параллельно, чтобы сразу же закреплять теоретические вопросы на практике.

В ходе выполнения индивидуальных работ, учитель консультирует учащихся и при необходимости оказывает им помощь. Выполняя практические задания, учащиеся не только закрепляют навыки работы с программами, но и развивают свои творческие способности. Каждое  занятие начинается с  мотивационного этапа, ориентирующего учащегося на выполнение практического задания по теме.

Тема урока определяется приобретаемыми навыками, например «Создание рисунков из кривых». Изучение нового материала носит сопровождающий характер, ученики изучают его с целью создания запланированного образовательного продукта (рисунка, логотипа, плаката и др.).

Одной из форм работы могут быть занятия – семинары (занятия-исследования), где учащиеся, разбившись на группы, самостоятельно исследуют определенные возможности программы, затем обмениваются полученными знаниями. В итоге учащиеся должны овладеть полным спектром возможностей работы с программой.

Примерный порядок изложения материала:

  1. Повторение основных понятий и методов для работы с ними.

  2. Ссылки на разделы учебного пособия, которые необходимо изучить перед выполнением заданий урока.

  3. Основные приемы работы. Этот этап предполагает самостоятельное выполнение заданий для получения основных навыков работы; в каждом задании формулируется цель и излагается способ ее достижения.

  4. Упражнения для самостоятельного выполнения.

  5. Проекты для самостоятельного выполнения.

Формы отчетности и контроля

Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (созданные графические изображения), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.

Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения — устные суждения педагога, письменные качественные характеристики.

Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеником минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в рабочей программе учителя и в индивидуальных образовательных программах учеников.

Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога — обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта.

Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:

  • текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий -  оценка промежуточных достижений используется как инструмент положительной мотивации, для своевременной коррекции деятельности учащихся и учителя; осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий на каждом занятии;

  • взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;

  • текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;

  • промежуточное тестирование учащихся – усвоение теоретической части курса проверяется с помощью тестов.

  • итоговый контроль проводится в конце всего курса в форме публичной защиты творческих работ (индивидуальных или групповых);

Техническое и программное оснащение курса:

  1. Персональный компьютер с процессором не ниже 1,2 Ггц и 256 Мб оперативной памяти с установленной операционной системой Linux или Windows

  2. Цифровой фотоаппарат.

  3. Сканер.

  4. Выход в Интернет (желателен, но не обязателен)

  5. Графические редакторы Gimp, Inkscape, Open Office.org Draw.

Календарно – тематическое планирование

№ п\п

Тема занятия

дата

форма контроля

примечание

по плану

фактически

1

1. Введение в компьютерную графику













2.

2.Компьютерная графика







тестиро-вание




Растровый графический редактор Gimp

3.

1. Знакомство с интерфейсом программы GIMP













4.

2. Диалоги Gimp: навигация, история отмен, выбор цвета, кисти, текстуры, градиента, палитры, выбора шрифтов. Вставка текста в Gimp. Параметры текста. Форматирование текста.













5.

3. Слои в Gimp. Атрибуты слоя. Перемещение, удаление слоя. Создание анимационного текста. Анимация изображений. Сменяющиеся кадры. Постепенно появляющиеся и исчезающие рисунки, текст.













6.

4. Сканирование изображений. Характеристики сканеров.













7.

5. Практика «Виниловые наклейки на машину»







Практи-ческая работа




8.

6. Практика «Добавление жизни в фотографию»







Практи-ческая работа




9.

7. Практика «Взгляд с неба»







Практи-ческая работа




10.

8. Практика «Убираем лишние детали с фотографии»







Практи-ческая работа




11.

9. Практика «Как сделать идеальную кожу»







Практи-ческая работа




12.

10. Практика «Объединение фотографий»







Практи-ческая работа




13.

11. Практика «Создание сложного выделения»







Практи-ческая работа




14.

12. Практика «Восстановление цвета на старых покрасневших фотографиях»







Практи-ческая работа




15.

13. Итоговая работа со своей фотографией













Векторный графический редактор Inkscape

16.

1. Знакомство с интерфейсом Inkscape. (Рабочее окно программы Inkscape. Особенности меню. Рабочий лист. Организация панели инструментов. Панель свойств. Палитра цветов. Строка состояния).













17.

2. Создание фигур Inkscape. Инструменты рисования: Звезды Прямоугольник, Эллипс, Многоугольники, Спираль.













18.

3. Однородные (плоский цвет) и градиентные заливки в Inkscape.













19.

4. Особенности рисования кривых в Inkscape. Важнейшие элементы кривых: узлы и траектории. Редактирование формы кривой. Рекомендации по созданию рисунков из кривых.













20.

5. Практическая работа  «Создать иллюстрацию «Домик в деревне»







Практи-ческая работа




21.

6. Практическая работа «Рисование нитью»







Практи-ческая работа




22.

7. Практическая работа «Орнамент»







Практи-ческая работа




23.

8. Практическая работа «Нарды»







Практи-ческая работа




24.

9. Практическая работа «Торт»







Практи-ческая работа




Векторный графический редактор Open Office.org Draw

25.

1. Интерфейс программы Open Office.org Draw. Меню, панель инструментов.













26.

2. Объекты Open Office.org Draw и работа с ними. Контуры. Заливка. Группировка объектов.













27.

3. Объединение, вычитание и пересечение фигур в Open Office.org Draw.













28.

4. Расположение объектов в Open Office.org Draw. Выравнивание и распределение объектов













29.

5. Практическая работа «Построить схему своего движения от дома до школы»







Практи-ческая работа




30.

6. Практическая работа «Создание блок-схем»







Практи-ческая работа




31.

7. Практическая работа «Альтернативная эмблема школы»







Практи-ческая работа




32.

Повторение













Список использованных интернет — ресурсов:

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса для учащихся 11 классов «Обработка изображений в редакторе свободного программного обеспечения» iconСамарский государственный технический университет утверждаю
Целью данного курса является: обновление теоретических и практических знаний педагогических работников образовательных учреждений...
Программа элективного курса для учащихся 11 классов «Обработка изображений в редакторе свободного программного обеспечения» iconО доступе к информационным ресурсам и информационно – телекоммуникационным...
Программное обеспечение: «Первая помощь. 0 + пакет свободного программного обеспечения»
Программа элективного курса для учащихся 11 классов «Обработка изображений в редакторе свободного программного обеспечения» iconПрограмма элективного курса для учащихся 10-11 классов «Компьютерная...
Под «компьютерным художником» можно понимать любого, кто занимается созданием или редактированием изображений с помощью ЭВМ
Программа элективного курса для учащихся 11 классов «Обработка изображений в редакторе свободного программного обеспечения» iconПрограмма элективного курса «основы цитологии»
Он предназначен для учащихся 10-11 классов, желающих выбрать биологию для дальнейшего обучения, а также для учащихся, проявляющих...
Программа элективного курса для учащихся 11 классов «Обработка изображений в редакторе свободного программного обеспечения» iconПрограмма элективного курса по биологии "Клетки и ткани"
Он предназначен для учащихся 10-11 классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии....
Программа элективного курса для учащихся 11 классов «Обработка изображений в редакторе свободного программного обеспечения» iconПояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса...
Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ
Программа элективного курса для учащихся 11 классов «Обработка изображений в редакторе свободного программного обеспечения» iconРабочая программа элективного курса по физике для обучающихся 11...
Элективный курс предназначен для учащихся 11-х классов и построен с опорой на знания и умения учащихся, приобретённые при изучении...
Программа элективного курса для учащихся 11 классов «Обработка изображений в редакторе свободного программного обеспечения» iconРабочая программа элективного курса для учащихся 11-х классов «Химия и экология»
Данный курс предназначен для учащихся 11 классов. Содержание программы знакомит учащихся с характеристикой веществ,окружающих нас...
Программа элективного курса для учащихся 11 классов «Обработка изображений в редакторе свободного программного обеспечения» iconПояснительная записка Программа элективного курса по биологии предназначена...
Программа элективного курса по биологии для10(11)класса в рамках профильной подготовки
Программа элективного курса для учащихся 11 классов «Обработка изображений в редакторе свободного программного обеспечения» iconПрограмма элективного курса по немецкому языку «Guten Tag, Deutschland...
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 10-11 классов гуманитарного профиля, а также для учащихся, желающих расширить свои знания...
Программа элективного курса для учащихся 11 классов «Обработка изображений в редакторе свободного программного обеспечения» iconПрограмма элективного курса «основы избирательного права» 35 учебных...
Введение элективного курса «Основы избирательного права» важный шаг для формирования грамотного гражданина своего государства
Программа элективного курса для учащихся 11 классов «Обработка изображений в редакторе свободного программного обеспечения» iconПрограмма элективного курса по истории для 11 класса Составитель:...
Программа элективного курса «Современная Россия на рубеже XX – начала XXI века» предназначена для учащихся 11-х классов, стремящихся...
Программа элективного курса для учащихся 11 классов «Обработка изображений в редакторе свободного программного обеспечения» iconМетодические рекомендации Уроки физики в школе с использованием малогабаритного...
Целью данной разработки является внедрение малогабаритного аппаратно-программного комплекса приема спутниковых изображений Земли...
Программа элективного курса для учащихся 11 классов «Обработка изображений в редакторе свободного программного обеспечения» iconПрограмма элективного курса «Как живёшь, дальневосточник?»
На программу элективного курса «Как живёшь, дальневосточник?» для учащихся 8-9 классов, разработанную учителем биологии и химии высшей...
Программа элективного курса для учащихся 11 классов «Обработка изображений в редакторе свободного программного обеспечения» icon«Финансирование», «Оплата труда», «Социальные льготы», «Бухгалтерский учет»
Итоговый тест по программе «Установка и администрирование пакета свободного программного обеспечения»
Программа элективного курса для учащихся 11 классов «Обработка изображений в редакторе свободного программного обеспечения» iconПрограмма элективного курса для учащихся 10- 11 классов естественно...
Программа предназначена для учащихся 10- 11 классов, перед которыми стоит проблема самоопределения относительно выбора профессии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск