Гирба Е.Ю.
ПОДГОТОВКА К КОНКУРСУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА Методические рекомендации
УДК 37.013
ББК 74.05
М 34 М34 Гирба Е.Ю. Подготовка к конкурсу профессионального мастерства – УМЦ Серпухов 2012. – 150с. В Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", утвержденной Президент ом Российской Федерации Д.А.Медведевым одним из направлений модернизации образования выделено совершенствование учительского корпуса: «Система моральной поддержки - это уже сложившиеся конкурсы педагогов ("Учитель года", "Воспитать человека", "Сердце отдаю детям" и др.), масштабный и действенный механизм поддержки лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта "Образование".
Такая практика будет расширяться на уровне субъектов Российской Федерации. Участие в конкурсах и распространение педагогического опыта, так или иначе, связано с выступлением для аудитории или публикацией статей в специализированной литературе.
Как подготовиться к столь ответственному моменту? Мы рассмотрели несколько позиций, которые, полагаем, смогут в чем-то помочь учителям при подготовке к участию в конкурсах «Учитель года», «Воспитатель года», «Самый классный классный».
Данные методические рекомендации предназначены для педагогов общеобразовательных школ, воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования, словом тех, кто является потенциальным участником конкурса профессионального мастерства.
Оглавление Оглавление 3
ЗАОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА 4
ПОРТФОЛИО 4
ВИДЕОРОЛИК 7
ЭССЕ «МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ» 8
ПУБЛИКАЦИЯ В НАУЧНЫХ ЖУРНАЛАХ И СБОРНИКАХ МАТЕРИАЛОВ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЙ 10
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ 11
ТЕЗИСЫ 12
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ И КРИТЕРИИ ЕГО ОЦЕНКИ 13
ОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА 17
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ 17
«ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА». 18
«ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА» 20
«МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ». 21
ОТКРЫТЫЙ УРОК И ЕГО АНАЛИЗ 23
МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУР УРОКА 24
ТИПОЛОГИЯ УРОКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 27
ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ 29
ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА И ПОДГОТОВКИ К НЕМУ УЧИТЕЛЯ 32
АНАЛИЗ УРОКА 34
УРОВНИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА С ПОЗИЦИИ ЖЮРИ 37
«ДИАЛОГ С РОДИТЕЛЯМИ» (ИМПРОВИЗАЦИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ) 38
«РАЗГОВОР С УЧАЩИМИСЯ» (КЛАССНЫЙ ЧАС) 42
ОТКРЫТАЯ ДИСКУССИЯ 44
МАСТЕР-КЛАСС. 47
ЛИТЕРАТУРА 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
ЗАОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА ПОРТФОЛИО
Портфолио учителя - это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Портфолио учителя показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности.
Главное назначение портфолио - продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, такие как реализованные проекты, участия в олимпиадах и конкурсах, проведённые педагогом исследования.
Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.
Второе важное предназначение портфолио учителя - это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории. В портфолио входят:
структура представленного материала;
описание опыта и системы работы участника, раскрывающие модель совместной деятельности педагога и обучающихся, которая отражает процесс воспитания, развития, формирования и становления личности обучающихся (не более 15 страниц печатного текста (без приложений) 14 шрифтом Times New Roman с интервалом 1,5);
наиболее значимые авторские проекты, программы, аналитические материалы (диагностики изучения детского коллектива; методики оценки результативности деятельности классного руководителя, разработки и другое);
список публикаций и печатных работ (при наличии);
цветная фотография (4х6) участника;
компьютерная презентация c изложением лучшего образца собственного опыта.
Примерная структура портфолио учителя. Общие сведения об учителе Фамилия Имя и Отчество должны быть прописаны достаточно крупным, красивым, хорошо читаемым шрифтом. Ошибкой многих является "слишком" красивый шрифт с излишними завитушками. Некоторые педагоги считают, что чем изощрённее шрифт, тем очевиднее их умение пользоваться компьютером. Это не так. Подобные надписи нечитабельны и демонстрируют полную безвкусицу. Не нужно портить впечатление о вас с самого начала. Поступите иначе - постарайтесь создать чёткую ассоциацию между ФИО и всем остальным, что говорит о Вас. Подберите хороший шрифт и цвет, тогда появится шанс, что портфолио вызовет положительные эмоции, а его автор не останется безымянным.
Разместите рядом с ФИО вашу фотографию. Фото само расскажет о вашем возрасте. Кроме того оно продемонстрирует вашу обаятельность и красоту. А это, согласитесь, немаловажно!
Образование. В этом разделе нужно указать свою основную специальность и квалификацию по диплому. Если у Вас несколько дипломов, то их всех нужно перечислить здесь.
Трудовой и педагогический стаж работы. Этот раздел отражает ваше положение на карьерной лестнице педагога. Не забывайте обновлять этот раздел! Здесь нужно перечислить все учебные заведения, в которых вам удалось поработать. Данный раздел один из самых важных, поскольку демонстрирует Ваш педагогический опыт и его разнообразие, а это один ключевых параметров оценки учителя.
Повышение квалификации. В этом разделе указываются пройденные вами курсы, семинары в которых вам удалось поучаствовать или проявить себя. Возможно, вы были организатором подобных курсов или семинаров - это также стоит отметить. Если курсы не были связанны с профессией педагога (из смежных областей), то о них всё равно стоит упомянуть.
Награды, грамоты, благодарственные письма. Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога. В нём можно писать всё! Но советую размещать награды, грамоты и благодарственные письма в порядке значимости. Последние строки раздела обычно получают меньше внимания, поэтому постарайтесь самое важное поместить под №1. 2 . Результаты педагогической деятельности В этом разделе должны быть собраны: материалы, демонстрирующие результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету; сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании контрольных срезов, участия воспитанников в школьных и других олимпиадах, конкурсах; результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся; сведения о наличии медалистов; сведения о поступлении в вузы по специальности и т.п.
Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя. 3. Научно-методическая деятельность В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога:
обоснование выбора аттестуемым образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы;
обоснование выбора аттестуемым используемых образовательных технологий;
обоснование применения аттестуемым в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т. п.;
работа над методической темой;
работа в методическом объединении;
участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах
участие в методических и предметных неделях;
участие в организации и проведении семинаров, "круглых столов", мастер-классов и т.п.;
проведение научных исследований;
разработка авторских программ;
написание рукописей кандидатской или докторской диссертации;
подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статей.
4. Внеурочная деятельность по предмету Раздел должен содержать документы:
список творческих работ учащихся, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
сценарии внеклассных мероприятий, классных часов, фотографии проведенных мероприятий;
программы работы кружков, факультативов, элективных курсов.
5. Учебно-материальная база В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии):
наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.);
наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные учебники и т. п.);
аудио- и видеопособия;
(Указание наличия полного перечня дидактических и методических материалов нецелесообразно)
|