Отчет о результатах самообследования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Якшур-Бодьинская гимназия
2013
Оглавление Анализ выполненных задач, поставленных на 2012-2013 учебный год 2
Педагогический анализ итогов 2012-2013 учебного года 5
Анализ методической работы 11
Отчет по работе в режиме пилотной площадки по раннему внедрению 31
ФГОС ООО в 2012-2013 учебном году 31
Анализ работы по информатизации 38
Анализ воспитательной работы 50
Анализ образовательной и методической работы педагогов 72
дошкольного звена 72
Анализ работы по социально-психологическому сопровождению учащихся 86
Анализ работы школьной библиотеки 93
Анализ выполненных задач, поставленных на 2012-2013 учебный год Цель работы гимназии на 2012-2013 учебный год была поставлена следующая – совершенствование воспитательно-образовательной среды, способствующей личностному, познавательному и общекультурному развитию учащихся и воспитанников в условиях введения ФГОС второго поколения и ФГТ.
В соответствии с данной целью велась вся работа гимназии. Изучались вопросы создания воспитательно-образовательной среды в условиях введения ФГОС. Приказом МОиН УР в гимназии утверждена пилотная площадка по внедрению ФГОС ООО. С сентября 2012 года в 5-в классе внедряется Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. С целью знакомства с опытом практической работы МБОУ Якшур-Бодьинская гимназия - пилотной школы по раннему внедрению ФГОС, 29 ноября 2012 года состоялся республиканский семинар «Формирование воспитательного пространства ОУ как условие реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО». Открытые мероприятия прошли в 1-х, 2-х, 5-х и 10-х классах. Была представлена внеурочная деятельность в реализации проектов: «Выборы в Совет старшеклассников», «Школьная форма», декоративно-прикладной проект «Бабочка», проектная деятельность в интеллектуально-творческой смене для одаренных детей «Новый мир».
Реализуя идею открытого педагогического пространства, гимназия в 2012-13 уч.году активно проводила семинары различного уровня. 29 апреля в гимназии состоялся семинар заместителей директоров и учителей Якшур-Бодьинского, Каракулинского, Балезинского районов «Информационная среда ОУ в условиях внедрения ФГОС НОО и ООО». Речь шла об информационной среде гимназии, о материально-технической базе, о реализации проектов в рамках работы базовой школы по информатизации, об организации дистанционного обучения через школьный сайт, о необходимости систематического самообразования педагога в области ИКТ. 7 февраля, в школе состоялся межрайонный семинар заместителей директоров и учителей Якшур-Бодьинского, Игринского, Красногорского районов «ИКТ – компетентность учителя в условиях реализации ФГОС». Были показаны открытые уроки по математике (Галанова О.В.), литературному чтению (Караваева В.М.), английскому языку (Зиннатова Г.А.), биологии (Кудрявцева К.А.), химии (Вахрушева Л.Ю.) и логопедическое занятие (Шкляева Е.В.). Уроки были проведены с использованием ЭОР, документ-камеры, нетбуков, учебно-лабораторного оборудования, Google-документов. После открытых уроков учителя сами смогли поработать с ИКТ оборудованием на мастер-классах.Познакомились с проектами, реализуемыми гимназией как базовой школой по информатизации. Электронные образовательные ресурсы - один из инструментов, который призван обеспечить работу по внедрению новых образовательных стандартов и получению нового образовательного результата.
Таким образом, ключевые мероприятия были ориентированы на выполнение ведущей цели. Она реализовывалась с помощью решения следующих задач.
1.Обеспечение высокого качества обучения на основе требований ФГОС, использования современных технологий, компетентностного и системно-деятельностного подхода в образовании.
По итогам года качество знаний в гимназии составило 51,6%, по сравнению с прошлым годом выше на 1 %. Значительно уменьшилось по сравнению с прошлым учебным годом количество учащихся с одной тройкой. Учителям следует отходить от традиционных подходов и фронтальной работы с учащимися. Новые требования к результатам обучения по ФГОС обращают внимание на каждого ученика и призваны развивать его самооценку. Необходимо активнее внедрять технологии формирования самооценки и оценки учебных достижений учащихся. Важным является сотрудничество с родителями.
В ноябре-декабре 2012 года прошли районные предметные олимпиады. 24 победителя, 25 призеров Всероссийской олимпиады школьников, среди них 4 победителя и 1 призер в олимпиаде начальных классов, 2 победителя и 2 призера в олимпиаде по русскому языку и литературе среди 5-6 классов. Итого количество призеров и победителей составило 49 учащихся.
По итогам районного тура олимпиад 13 учеников гимназии стали участниками республиканского этапа Всероссийской олимпиады школьников.
В методической работе большое внимание уделялось совершенствованию работы с использованием системно-деятельностного подхода. Много было уделено внимания обучению педагогов новым требованиям ФГОС в вопросах измениения и дополнения в образовательной системе школы: проведение современного урока с использованием технологий системно-деятельностного подхода, составление рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС, диагностика метапредметных УУД. В гимназии проводились семинары-практикумы в рамках тьюторского сопровождения, с педагогами работала тьютор ИПКиПРО Тукмачева Елена Анатольевна. В течение учебного года велась работа творческих групп по актуальным вопросам введения ФГОС ООО. Результатом работы стало создание методических рекомендаций «Новые образовательные результаты: регулятивные УУД», создание образовательных карт в помощь учителю «Карта действий учителя по обучения читать инструкцию», «Карта образовательных технологий по ФГОС», «Карта экспертов и консультантов по введению ФГОС» и «Карта работы с учебником по ФГОС».
Анализ всех посещенных уроков проводился по схеме, разработанной в соответствии с системно-деятельностным подходом. Активное использование технологий развивающего обучения, предложенных ОС «Школа 2100» в начальной школе и внедрение этих технологий в среднем звене приносят свои плоды. Проведены открытые уроки в рамках работы МО и кафедр, в том числе педагогами, работающими в пилотном режиме.
2.Осуществление методического сопровождения внедрения ФГОС второго поколения и ФГТ.
Вся методическая работа гимназии была направлена на сопровождение введения ФГОС. Диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов и внесение изменений в план курсовой подготовки.
Разработка рабочих программ учителями 1, 2, 5в классов с учетом формирования универсальных учебных действий.
Организация психологического сопровождения обучающихся начальной школы, 5 класса.
Мониторинг метапредметных результатов в 4-х, 5в классах на основе присланных материалов из Министерства образования и науки.
Курсовая переподготовка учителей.
Подготовка и проведение педсоветов: «Новые образовательные результаты потребованиям ФГОС НОО и ООО. РегулятивныеУУД»; «Новые технологии в образовании и воспитании. Образовательная картография».
Участие педагогов в семинарах, семинарах-практикумах по актуальным проблемам перехода на ФГОС (Формирование воспитательного пространства ОУ как условие реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО; Сотрудничество как основное направление профессионального роста педагогического коллектива в условиях реализации ФГОС; ИКТ-компетентность учителя в условиях реализации ФГОС; Новые технологии системно-деятельностного подхода).
Работа научно-методического совета, кафедр и МО по основным вопросам ФГОС НОО и ООО в пилотном режиме.
Организация Рабочей группы по основным вопросам ФГОС ООО в пилотном режиме.
Участие педагогов гимназии в районных, республиканских семинарах, посвящённых ФГОС НОО и ООО.
Создание и работа творческих групп по решению проблем, возникающих в образовательном процессе при внедрении нового стандарта НОО и ООО в пилотном режиме; работа с тьютором ИПК и ПРО Тукмачевой Е.А.
Разработка методических рекомендаций «Формирование и развитие регулятивных универсальных действий»;
Освоение педагогами гимназии основных технологий системно-деятельностного подхода и применение на практике.
Проведены открытые уроки по формированию УУД.
Ведение внеурочной деятельности в пилотном режиме.
Информирование родителей обучающихся о ФГОС через школьный сайт, родительские собрания.
В целом, работа по внедрению ФГОС в 2012-2013 учебном году носила системный характер. Стоит отметить положительные тенденции: учителя используют в образовательной практике учебно-методические разработки и материалы, ориентированные на стандарты нового поколения, используют современные образовательные технологии, осознают необходимость перехода на развивающие системы обучения, есть возможность профессионального общения педагогов и обмена опыта с коллегами.
3. Развитие информатизации образования и расширение единого информационного пространства.
В течение учебного года в гимназии – базовой школе по информатизации реализовывались следующие проекты: 1) дистанционное обучение (в проекте «Использование ресурсов СДО «Телешкола»» в течение года приняло участие 142 человека и 15 педагогов. Руководителем данного проекта в школе является Лесникова Е.Ю.); 2) Проект «Автоматизированная информационная система управления ОУ «Электронная школа»»; 3) Проект «Обеспечение создания и ведения официального сайта на образовательном портале»; 4) Проект «Школьный информационно-библиотечный центр»; 5) Проект «Создание условий для повышения уровня информационной компетентности разных категорий граждан» (по проекту «Обучение населения основам компьютерной грамотности» в первом полугодии обучены 81 человек, имеющие пенсионное удостоверение, во втором полугодии обучены 33 человека. По проекту «Обучение государственных и муниципальных служащих» обучили 26 человек)
Программа информатизации «Современная информационная среда гимназии как условие обеспечения преемственности дошкольного и начального образования» реализовывалась через мероприятия, проводимые в гимназии. Это проекты «Внедрение ЭОРов в деятельность педагогов», «Обеспечение преемственности дошкольного и начального звена средствами ИКТ», «ИКТ-компетентность родителей».Увеличилось количество тьюторов, вырос их уровень ИКТ-компетентности. Благодаря этому появилась возможность проведению большего числа внутренних семинаров-практикумов для учителей гимназии, оказание консультативной помощи тьюторами в вопросах ИКТ своим коллегам. Учителя активно используют на уроках и внеклассных мероприятиях ИКТ, электронные образовательные ресурсы, мобильный класс, делятся своим опытом с коллегами школы, района, республики, публикуют материалы в Интернете, дают задания учащимся, используя школьный сайт, вместе с учащимися участвуют в сетевых проектах. Необходимо обратить внимание на реализацию проекта «ИКТ-компетентность родителей» и вовлечение родителей в мероприятия.
4.Совершенствование воспитательной системы гимназии.
Воспитанию учащихся, формированию их активной гражданской позиции в последнее время уделяется большое внимание. На это нацеливают нас и новые образовательные стандарты. Они вводят понятие личностных результатов обучения, это и есть обобщенный результата воспитательной работы образовательного учреждения. Стандарты нового поколения обращают внимание на необходимость создания единой воспитательно-образовательной среды. Гимназические традиции и должны послужить данной цели.
Наиболее важными достижениями коллектива гимназии являются следующие:
происходит интеграция учебного и воспитательного процессов в разрешении целей и задач воспитания;
продолжают развиваться формы взаимодействия семьи и школы, такие как: праздничные совместные вечера, спортивные соревнования, поездки, походы. Применяются новые формы- проведение мастер-класса родителями.
бережно сохраняются и преумножаются традиции школы;
Все запланированные мероприятия соответствовали возрастным и психологическим особенностям детей, были направлены на реализацию поставленных задач, и имели место в воспитательной системе школы.
Актуальной остаётся проблема вовлечения учащихся в проектную деятельность.
Наиболее активно она пока реализуется через работу интеллектуально-творческих смен учащихся. В рамках работы этих смен учащиеся и педагоги получают возможность научиться делать проекты. Однако, в повседневную учебную ситуацию проекты пока вошли слабо. Необходимо уделять этому большее внимание, так как метод проектов, один из основных в реализации системно-деятельностного подхода.
Так же необходимо обратить внимание на развитие социального проектирования и практики. Участие учащихся в акциях стали уже доброй традицией, но вовлеченность достаточно низкая. Одним из запоминающихся моментов прошлого года стала акция «Будь в форме», участниками которой стали все желающие с 1 по 11 класс гимназии. Данную работу нужно продолжать.
Цели и задачи работы гимназии на 2013-2014 уч.г.
Цель – совершенствование воспитательно-образовательной среды, способствующей личностному, познавательному и общекультурному развитию учащихся и воспитанников в условиях введения ФГОС второго поколения и ФГТ.
Задачи:
1.Обеспечение высокого качества обучения на основе требований ФГОС на основе системно-деятельностного подхода через:
- индивидуализацию процесса обучения;
- повышение уровня профессиональных компетенций педагога;
- развитие информационно-коммуникационной среды гимназии;
2. Создание условий для выявления, развития и поддержки одарённых детей, обеспечения их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
3. Сопровождение введения ФГОС НОО и ООО через
- освоение педагогами современных технологий, а именно технологии продуктивного чтения;
- создание методических рекомендаций по формированию и развитию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности;
-создание программы подготовки педагогов к внедрению ФГОС НОО и ООО.
4. Формирование высоконравственной личности учащихся в условиях информационно-коммуникационной образовательной среды через:
- повышение воспитательного потенциала урока;
- организации внеурочной деятельности;
- правовое просвещение;
- совершенствование работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся;
- широкое привлечение родителей к участию в создании культурно-образовательной среды гимназии. |