|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
|
«СОГЛАСОВАНО»
Зав. кафедрой информационного обеспечения экономической деятельности
______________ А.Е.Земцовский
«___» ______________ 2012 г.
| «УТВЕРЖДАЮ»
Декан факультета менеджмента и информатики
____________ Т.Г.Светличная
«____» ____________ 2012 г.
| РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине
| Информатика и программирование
| По направлению подготовки
| 230700 «Прикладная информатика» |
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
| зачет, экзамен
|
Кафедра
| Информационного обеспечения экономической деятельности
|
Архангельск, 2012
1. Цель и задачи освоения дисциплины Дисциплина «Информатика и программирование» имеет целью подготовить студентов высших учебных заведений специальности 23070 «Прикладная информатика» к эффективному использованию современной электронной вычислительной техники в процессе решения экономических и управленческих задач. Основное внимание уделяется приобретению навыков практической работы на персональном компьютере с готовыми программными средствами, а также приобретению навыков программирования.
В ходе изучения дисциплины ставятся задачи:
дать теоретические основы знаний в области информатики и ее приложений;
изучить аппаратную и программную составляющие автоматизированной обработки экономической и управленческой информации;
изучить основные этапы автоматизированного решения экономических и управленческих задач;
сформировать практические навыки работы на персональном компьютере с набором прикладных программных средств, предусмотренных для овладения на практических и лабораторных занятиях;
обучить составлению алгоритмов решения прикладных задач;
ознакомить с распространенными языками и системами программирования;
научить основным конструкциям алгоритмических языков при работе со стандартными структурами данных;
обучить основам технологий программирования и основам разработки программных продуктов.
2.Место дисциплины в структуре ООП
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по
направлению подготовки
| «Прикладная информатика»
| Данная дисциплина относится к математическому и научно-естественному циклу ООП.
Изучение данной дисциплины закладывает основы для изучения специализированных дисциплин по компьютерным технологиям. 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
Коды формируемых компетенций
| Компетенции
| ОК-№
| Общекультурные компетенции
| ОК-5
| способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремится к саморазвитию
| ПК-№
| Профессиональные компетенции
| ПК-3
| способен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности и эксплуатировать современное электронное оборудование и информационно-коммуникационные технологии в соответствии с целями образовательной программы бакалавра
| ПК-4
| способен ставить и решать прикладные задачи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий
| ПК-9
| способен моделировать и проектировать структуры данных и знаний, прикладные и информационные процессы
| ПК-10
| способен применять к решению прикладных задач базовые алгоритмы обработки информации, выполнять оценку сложности алгоритмов, программировать и тестировать программы
| ПК-22
| способен готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности
|
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать
основные понятия информатики, технические и программные средства реализации информационных процессов;
особенности и структуру информации и экономической информации – предмета компьютерной обработки в процессе решения функциональных задач управления;
эксплуатационные возможности ПК, основы информационных систем и технологий;
представление данных и основы алгоритмизации; основные конструкции программирования; современные методы и технологии программирования; критерии качества программ;
инструментальные среды программирования;
уметь
использовать персональный компьютер и пакеты прикладных программ для решения отдельных функциональных задач управления;
работать с различными видами периферийных устройств;
составлять алгоритмы решений для прикладных задач;
записывать алгоритмы на алгоритмических языках;
проектировать дружественный интерфейс приложений;
отлаживать и тестировать программные продукты;
владеть
навыками работы на персональном компьютере;
навыками работы с набором прикладных программных средств;
навыками работы с системами программирования.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы: Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетные единицы.
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестр
| Аудиторные занятия (всего)
| 108
| 1,2
| В том числе:
|
|
| Лекции (Л)
| 32
| 1,2
| Практические занятия (ПЗ)
| 76
| 1,2
| Семинары (С)
|
|
| Лабораторные практикумы (ЛП)
|
|
| Клинические практические занятия (КПЗ)
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 72
| 1,2
| Экзамен
| 36
|
| Общая трудоемкость (час.)
| 216
|
|
5. Содержание дисциплины: 5.1. Содержание разделов дисциплины
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
| 1
| 2
| 3
|
| Информация и информационные процессы
| Основные понятия информатики.
Информация и экономическая информация. Представление информации в ЭВМ. Системы счисления
|
| Технические средства реализации информационных процессов
| Структурная организация ЭВМ. Внутренняя конфигурация ПК. Внешние устройства ПК.
|
| Программные средства реализации информационных процессов
| Программное обеспечение ПК. Системное ПО. Операционная система. Утилиты. Прикладное ПО: виды. Уровни ПО в компьютерной системе.
|
| Организация информационных технологий в системах управления
| Организация информационных технологий в системах управления.
|
| Информационные технологии на сетях
| Основные принципы организации компьютерных сетей.
|
| Основы алгоритмизации.
| Основы алгоритмизации.
|
| Основные этапы компьютерного решения задач. Введение в языки программирования.
| Язык программирование: определение, виды. Системы программирование. Этапы решения задач на ЭВМ.
|
| Базовые операторы языка программирования Паскаль
| Базовые операторы языка программирования Паскаль.
|
| Сложные типы данных.
| Массивы. Записи. Строковый тип данных. Файлы.
|
| Процедуры и функции. Рекурсия.
| Процедуры и функции. Рекурсия.
|
| Динамические структуры
| Динамические структуры. Списки.
|
5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
№
п/п
| Наименование раздела
дисциплины
| Л
| ПЗ
| С
| ЛП
|
КПЗ
| СРС
| Всего часов
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
|
| Информация и информационные процессы
| 4
| 4
|
|
|
|
| 8
|
| Технические средства реализации информационных процессов
| 2
| 2
|
|
|
| 10
| 14
|
| Программные средства реализации информационных процессов
| 2
| 27
|
|
|
| 40
| 69
|
| Организация информационных технологий в системах управления
| 2
| 2
|
|
|
|
| 4
|
| Информационные технологии на сетях
| 2
| 2
|
|
|
|
| 4
|
| Основы алгоритмизации.
| 2
| 4
|
|
|
| 8
| 14
|
| Основные этапы компьютерного решения задач. Введение в языки программирования.
| 2
| 4
|
|
|
|
| 6
|
| Базовые операторы языка программирования Паскаль
| 2
| 10
|
|
|
| 20
| 32
|
| Сложные типы данных.
| 6
| 13
|
|
|
| 20
| 39
|
| Процедуры и функции. Рекурсия.
| 4
| 4
|
|
|
| 10
| 18
|
| Динамические структуры
| 4
| 4
|
|
|
|
| 8
|
6. Интерактивные формы проведения занятий
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Интерактивные формы проведения занятий
| Длительность
(час.)
|
|
|
|
|
| Информация и информационные процессы
| семинар-дискуссия
| 2
|
| Технические средства реализации информационных процессов
| лекция-визуализация
| 4
|
| Программные средства реализации информационных процессов
| работа в малых группах
| 2
|
| Информационные технологии на сетях
| лекция-визуализация
| 2
|
| Основы алгоритмизации.
| лекция-визуализация
| 2
| работа в малых группах
| 2
|
| Базовые операторы языка программирования Паскаль
| работа в малых группах
| 2
|
| Сложные типы данных.
| работа в малых группах
| 2
|
| Процедуры и функции. Рекурсия.
| лекция-визуализация
| 2
|
| Динамические структуры
| лекция-визуализация
| 2
| Итого (час.)
| 22
| Итого (% от аудиторных занятий)
| 20
|
7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Виды самостоятельной работы
| Формы контроля
|
| Технические средства реализации информационных процессов
| Поиск информации по теме реферата
| проверка содержания реферата
|
| Программные средства реализации информационных процессов
| Написание и оформление реферата в текстовом редакторе.
| проверка правильности оформления реферата
| Подготовка доклада по теме реферата.
| заслушивание доклада
| Подготовка презентации к докладу с помощью средства для создания презентаций.
| проверка соблюдения основных принципов создания презентаций
| Создание базы данных в СУБД Access.
| защита проекта
|
| Основы алгоритмизации.
| Решение задач
| проверка правильности решения задач
|
| Базовые операторы языка программирования Паскаль
|
| Сложные типы данных.
|
| Процедуры и функции. Рекурсия.
|
8. Формы контроля 8.1. Формы текущего контроля:
Контрольная работа по теме «Системы счисления».
Опрос по теме «ОС Windows».
Тест по теме «Технические средства реализации информационных процессов».
Тест по темам «Информация и экономическая информация», «Программные средства реализации информационных процессов», «Информационные технологии на сетях».
Проверка правильности оформления реферата и презентации.
Заслушивание доклада по теме реферата.
Защита проектов по созданию базы данных.
Контрольная работа по теме «Составление блок-схем алгоритмов решения задач»
Контрольная работа по теме «Базовые операторы языка программирования Паскаль»
Контрольная работа по теме «Массивы»
8.2. Формы промежуточной аттестации.
Итоговый контроль по дисциплине проводится в форме зачета в 1 семестре и экзамена в 2 семестре.
Зачет выставляется на основе выполнения практического задания, проверяющего умения использовать пакеты прикладных программ общего назначения для решения функциональных задач.
Экзамен включает в себя устный ответ по теоретическому вопросу и выполнение практического задания по теме «Программирование на языке Паскаль».
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
9.1. Основная литература
Иванова Г.С. Основы программирования: Учебник для вузов. – 3-е изд., испр. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004. – 416 с.: ил.
Информатика: Базовый курс / Под ред. С.В. Симоновича и др. - СПб.: Питер, 2002 – 640 с.: ил.
Информатика: Учебник. – 3-е перераб. изд. / Под ред. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2006. - 768 с.: ил.
Острейковский В.А. Информатика: Учеб. для вузов. – М.: Высшая школа, 2001 – 511 с.: ил.
9.2. Дополнительная литература
Turbo Pascal. Практикум 2-е изд. / С.А. Немнюгин. – СПб.: Питер, 2003. – 268 с.: ил.
Белозерова О.В. Представление информации в средствах вычислительной техники: Учеб. пособие. – Арх. ИЦ СГМУ, 2004.
Бройдо В.Л., Ильина О.П. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 766с.
Информатика. 3-е изд. / А.Н. Степанов. – СПб.: Питер, 2003. – 608 с.: ил.
Информатика. Методические указания по выполнению аудиторной (контрольной) работы для студентов высших учебных заведений по специальности 351400 «Прикладная информатика (по областям)» - Архангельск: Издательский центр СГМУ, 2003. – 38 с.
Козырев А.А. Информатика: Учебник для вузов. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 511 с.
Коноплева И.А., Хохлова О.А., Денисов А.В. Информационные технологии: учеб. пособие / под ред. И.А. Коноплевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 304 с.: ил.
Ляхович В.Ф., Крамаров С.О. Основы информатики. Изд. 3-е. – Ростов-на/Д: изд-во «Феникс», 2003. – 704 с.
Меняев Н.Ф. Информационные технологии управления: Учебное пособие. В 3 кн.: Книга 1: Информатика. – М.: Омега-Л, 2003. – 464 с.
Могилев А.В. и др. Информатика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер; Под ред. Е.К. Хеннера. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 816 с.
Никифоров С.В. Введение в сетевые технологии: Элементы применения и администрирования сетей: Учеб. пособие. – М.: ФиС, 2003.
Пятибратов А.П. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / А.П. Пятибратов, Л.П. Гудыно, А.А. Кириченко; Под ред. А.П. Пятибратова. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 512с.
9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы
1. Электронный учебник по информатике [Электронный ресурс]. Режим доступа http://pmi.ulstu.ru/new_project.
2. Самоучитель MS Access [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.taurion.ru/access.
3. Самоучитель Turbo Pascal [Электронный ресурс]. Режим доступа http://dinaf.ru/?page_id=154
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
В качестве материально-технического обеспечения дисциплины для проведения лекций может использоваться проектор с компьютерным интерфейсом, для проведения практических занятий используется компьютерный класс со следующим программным обеспечением:
интегрированный пакет прикладных программ Microsoft Office (Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft Access) или свободный пакет офисных приложений OpenOffice.org;
система программирования Turbo Pascal 7.0 или система программирования Delphi.
11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине Анкета-отзыв на дисциплину «________________» (анонимная) Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_____________». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.
1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий____________________________________________________
________________________________________________________________ 2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий____________________________________________________
________________________________________________________________ 3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий_____________________________________________________
_________________________________________________________________ 4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий______________________________________________________
__________________________________________________________________ 5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?
____________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
СПАСИБО! Автор (ы):
Занимаемая должность
| Фамилия, инициалы
| Подпись
| Ст. преподаватель
| Акатьева Л.Н.
|
|
|
|
|
|
|
|
Рецензент (ы):
Место работы
| Занимаемая должность
| Фамилия, инициалы
| Подпись
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |