Скачать 156.98 Kb.
|
![]() Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Трехмерная графика и анимация» для направления 072500.62 «Дизайн» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет дизайна Программа дисциплины «Трехмерная графика и анимация» для направления 072500.62 «Дизайн», профили «WEB-дизайн», «Графический дизайн», «Телевизионный и кино дизайн» подготовки бакалавра Автор программы: Московкин В.В., ассистент, vmoskovkin@hse.ru Утверждена УС Факультета дизайна «5» сентября 2013 г. Ученый секретарь ________________________ Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для направления 072500.62 "Дизайн" по профилю обучения «WEB-дизайн», «Графический дизайн» и «Телевизионный и кино дизайн» изучающих дисциплину «Трехмерная графика и анимация». Программа разработана в соответствии с: 072500.62 "Дизайн" для образовательных программ для направления 072500.62 "Дизайн" «Графический дизайн», «WEB-дизайн», «Телевизионный и кино дизайн» Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки для направления 072500.62 "Дизайн" профили «Графический дизайн», «WEB-дизайн», «Телевизионный и кино дизайн» утвержденным в 2011- 2012гг.
Основные цели изучения данной дисциплины - овладение навыками работы в программном пакете Autodesk 3D Studio Max, приобретение навыков компьютерной трехмерной анимации, приобретение знаний, необходимых для работы с трёхмерной графикой вне зависимости от приложения. В рамках изучения курса Autodesk 3DS Max происходит ознакомление с современными методиками управления и настройки трехмерных сцен с анимацией и спецэффектами различной степени сложности и получение продуктов современной компьютерной графики. 2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен: Знать - существующие программные решения для производства компьютерной графики, их принципиальные отличия и сферы применения; - основы трёхмерной анимации графики, базовые понятия и принципы; - необходимые настройки, необходимые для создания анимационных роликов в среде Autodesk 3D Studio Max; - основы визуализации анимационных роликов;
- использовать анимационный инструментарий Autodesk 3D Studio Max; - настраивать различные спецэффекты; Иметь навыки (приобрести опыт) - создания анимационных роликов различной длины и степени сложности; - создания сложных эффектов; - визуализации анимированных сцен В процессе освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Настоящая дисциплина относится к циклу х дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую профессиональную подготовку. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Пропедевтика Цветоведение и колористика Компьютерная графика Трехмерная графика Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: - знать основы работы на компьютере; - уметь работать с научной и учебной литературой; - знать принципы создания гармоничных композиционных решений; - знать принципы работы растровых графических редакторов; - уметь использовать растровые и векторные графические редакторы для создания и изменения изображений; - уметь вести проектно-поисковую и эскизную деятельность. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Трехмерная визуализация Видеомонтаж и композитинг Режиссура
5.1. Критерии оценки знаний, навыковПри выполнении текущего контроля на 7-ой неделе 1-го семестра необходимо предоставить файл в программной среде Autodesk 3DS Max или скриншоты, демонстрирующие промежуточный этап работы над проектом. Домашнее задание. При выполнении домашнего задания студент должен продемонстрировать знания и умения по анимации различных объектов и их взаимодействие , выстроенное во времени. Формат представляемых работ: файл в программной среде Autodesk 3DS Max с настроенной анимацией/эффектами, анимационный ролик на с режиссурой на определенную тему. Экзамен. На экзамене студент должен продемонстрировать знания по основным разделам создания анимации и спецэффектов в программной среде Autodesk 3DS Max, выбор оптимального режиссерского и операторского решения для решения производственной дизайнерской задачи в условиях трехмерной графики. Экзамен проходит в форме просмотра выполненных работ. В процессе оценки рассматривается умение студента пользоваться основным инструментарием программы, визуализировать анимационные постановки. Студент должен продемонстрировать навыки анимацией и спецэффектами, работы с виртуальными камерами, освещения динамических сцен, композиционные и колористичские качества роликов, общий уровень презентационных материалов. Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. 5. Порядок формирования оценок по дисциплине Итоговая оценка по дисциплине складывается из суммы оценок за промежуточный контроль и итоговый.Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:
На промежуточный просмотр предоставляется домашнее задание по теме №3 «Сплайновое моделирование». На итоговый просмотр предоставляются работы по всем заданиям курса. На просмотрах оценивается: качество созданных объектов; наличие всех заданий и полнота их выполнения. Итоговая оценка выводится по формуле средней взвешенной с учетом введенных весов. В ведомость проставляется итоговая оценка. Вес зачета в итоговой оценке – 0,6 (k); самостоятельная работа (промежуточный контроль по выполнению домашнего задания) - 0,4 (k1). Оценку за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным контролем – Онакопл. Оценка за зачет выставляется в результате итогового просмотра - Оэкз/зач. Таким образом, итоговая оценка рассчитывается по формуле Орезульт = k1* Онакопл + k *·Оэкз/зач Например, оценка за зачет - 8 баллов; за самостоятельную работу - 6, тогда итоговая оценка (ИО) складывается следующим образом: ИО = 6*0,4 + 8*0,6 = 2,4+ 4,8 = 7,2 – округляем по правилам округления чисел и получаем итоговую оценку –7. В ведомость проставляем итоговую оценку – 7. На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. Оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.
Раздел 1. Анимация и спецэффекты Тема 1. Анимация – основные методы анимации объектов и материалов Количество часов аудиторной работы – 3 часа Самостоятельная работа — 10 часов Основы анимации в Autodesk 3D Studio Max. Понятия ключей анимации, дорожек и контроллеров. Анимация при помощи ключевых кадров. Контроль «входа» в ключевой кадр и «выхода» из него. Редактор кривых – графическое отображение и управление процессом анимации. Задание 1. Выполнение заданий для закрепления знаний по созданию простой анимации объектов, основанной на ключевых кадрах. Задание для самостоятельной работы: Создание анимированной сцены с использованием перемещения/вращения объектов, изменения их размеров. Форма отчетности: файл сцены Autodesk 3DS Max с сохраненным анимационным алгоритмом. Тема 2. Анимация модификаторов и материалов Количество часов аудиторной работы – 5 часов Самостоятельная работа — 14 часов Модификаторы Melt и Slice. Модификатор PathDeform – деформация формы объекта по пути. Модификатор Flex – имитация мягких тел. Методы анимации материалов и карт. Управление анимацией материалов через редактор кривых. Рендеринг видеоролика. Форматы хранения и виды сжатия видеоданных. Задание 1. Выполнение заданий для закрепления знаний по созданию анимации, с появлением или исчезанием объектов, их деформацией. Задание для самостоятельной работы: Создание анимированной сцены, с появлением или исчезанием объектов, их деформацией. Форма отчетности: файл сцены Autodesk 3DS Max с сохраненным анимационным алгоритмом. Тема 3. Иерархические связи между объектами, редактор дорожек Количество часов аудиторной работы – 5 часов Самостоятельная работа — 14 часов Создание иерархических связей между объектами для анимации сложных структур. Изучение окна схематического вида. Редактор дорожек – основные отличия от редактора кривых, основные примеры применения. «Зацикливание» действий объекта. Дорожка видимости – возможность «прятать» и «проявлять» объект без использования модификаторов. Задание 1. Выполнение заданий для закрепления знаний по созданию анимации. Задание для самостоятельной работы: Создание анимированного ролика, с применением полученных знаний. Форма отчетности: файл сцены Autodesk 3DS Max или файл в видео-формате с анимационным роликом. Тема 4. Контролеры и констрэйнты. Анимация толпы с помощью Populate tool. Морфинг объектов Количество часов аудиторной работы – 5 часов Самостоятельная работа — 14 часов Назначение контроллерам и констрейтам свойств объекта. Управление контроллерами с помощью редактора кривых. Управление констрейтами через систему Motion. Изучение констрейтов Attachment, Path, Link. Анимация толпы с помощью инструмента Populate. Морфинг объектов – анимация превращения одного объекта в другой и деформации объектов. Задание 1. Выполнение заданий для закрепления знаний по созданию анимации. Задание для самостоятельной работы: Создание анимированного ролика, с применением полученных знаний. Форма отчетности: файл сцены Autodesk 3DS Max с сохраненным анимационным алгоритмом. Тема 5. Спецэффекты: эффекты свечения, система частиц Particle Flow и деформации пространства Количество часов аудиторной работы – 5 часов Самостоятельная работа — 14 часов Lens Effect Glow – создания эффекта оптического свечения. Изучение системы частиц Particle Flow. Деформации пространства и их привязка к частицам. Создание материалов для систем частиц. Задание 1. Выполнение заданий для закрепления знаний по созданию анимации. Задание для самостоятельной работы: Создание анимированного ролика, с применением полученных знаний. Форма отчетности: файл сцены Autodesk 3DS Max с сохраненным анимационным алгоритмом. Тема 6. Mparticles: продвинутые спецэффекты в Particle Flow Количество часов аудиторной работы – 5 часов Самостоятельная работа — 14 часов Система частиц нового поколения Mparticle для создания погодных эффектов. Изучение операторов в системе Mparticle Задание 1. Выполнение заданий для закрепления знаний по созданию анимации. Задание для самостоятельной работы: Создание анимированного ролика, с применением полученных знаний. Форма отчетности: файл сцены Autodesk 3DS Max с сохраненным анимационным алгоритмом. Тема 7. MASS FX: расчёт физически-достоверной анимации Количество часов аудиторной работы – 4 часа Самостоятельная работа — 14 часов Принципы создания анимации объектов с помощью MASS FX. Настройки параметров пространства. Модификаторы MASS FX. «Запекание» анимации MASS FX. Придание объектам состояния покоя. Совмещение обычной анимации и MASS FX. Создание ткани с помощью MASS FX. Задание 1. Выполнение заданий для закрепления знаний по созданию анимации. Задание для самостоятельной работы: Создание анимированного ролика, с применением полученных знаний. Форма отчетности: файл сцены Autodesk 3DS Max с сохраненным анимационным алгоритмом. Тема 8. Создание и анимация тканей, волос и меха Количество часов аудиторной работы – 4 часа Самостоятельная работа — 14 часов Создание и анимация реалистичных изделий из ткани с помощью модификаторов Garment Maker и Cloth. Создание и анимация волос и меха с помощью системы генерации волос и меха в 3D studio MAX - Hair and Fur. Задание 1. Выполнение заданий для закрепления знаний по созданию анимации. Задание для самостоятельной работы: Создание анимированного ролика, с применением полученных знаний. Форма отчетности: файл сцены Autodesk 3DS Max с сохраненным анимационным алгоритмом. Литература по разделу: Базовый учебник
Основная литература
Дополнительная литература
Основные учебные технологии, используемые при изучении раздела: изучение теоретического материала, выполнение практических работ по заданным темам, решение и рассмотрение задач, разбор домашних заданий.
При реализации учебной работы предусмотрены следующие формы проведения занятий: изучение теоретического материала по дисциплине (знакомство с основными терминами и понятиями); выполнение практических заданий по разделам дисциплины; разбор практических задач.
8.1 Тематика заданий текущего контроляТекущий контроль осуществляется в виде просмотров выполненных работ по темам дисциплины. В ходе данного контроля оценивается качество и количество работ, выполненных студентом. Темы заданий соответствуют темам практических занятий: 1. Настройка Autodesk 3DS Max под индивидуальный стиль работы 2. Создание и настройка базовых объектов 3. Инструменты для построения и редактирования кривых 4. Инструменты для построения объектов на базе кривых 5. Полигональное моделирование – методы и инструменты 6. Создание материалов и работа с текстурами 7. Постановка освещения и камер в сцене 8. Имитация различных видов освещения 9. Постобработка изображения средствами Adobe Photoshop 8.2 Вопросы для оценки качества освоения дисциплиныСамопроверка студентов может быть осуществлена по следующим вопросам: 1. Основные элементы интерфейса Autodesk 3DS Max и способы его настройки ? 2. Создание и настройка базовых объектов. 3. Перечислить основные инструменты для работы с кривыми. 4. Перечислить основные инструменты для построения поверхностей на базе кривых. 5. Создание и настройка материалов. 6. Виды источников света и основные параметры? 10. Перечислить основные способы постобработки изображения.
Базовый учебник
Основная литература
Дополнительная литература
Для проведения дисциплины необходима стандартно оборудованная аудитория для проектных и макетных работ, а также для демонстрации образцов работ, компьютер РС, видеопроектор и экран настенный. Для изучения дисциплины необходимо индивидуальное аппаратное и системное программное обеспечение, минимальные требования которого соответствуют спецификации среды разработчика Autodesk 3D Studio Max. В дисплейном классе требуется установка Windows совместимой системы. Для обеспечения возможности отображения шейдерных моделей в реальном времени требуется видеоплата, поддерживающая соответствующие шейдерные модели на аппаратном уровне. |
![]() | Программа дисциплины «3D моделирование и анимация» для специальности 072500. 62 «Дизайн» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... | ![]() | Программа дисциплины "Анимация" Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... |
![]() | Программа дисциплины для направления подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 072500. 62 "Дизайн"... | ![]() | Программа дисциплины «Материаловедение» для направления 072500. 62 «Дизайн» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... |
![]() | Программа дисциплины «Фотографика» для направления 072500. 62 «Дизайн» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... | ![]() | Программа дисциплины «Рисунок» для направления 072500. 62 «Дизайн» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... |
![]() | Программа дисциплины «Живопись» для направления 072500. 62 «Дизайн» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... | ![]() | Программа дисциплины «Звукорежиссура» для направления 072500. 62 «Дизайн» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... |
![]() | Программа дисциплины «Материаловедение» для направления 072500. 62 «Дизайн» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... | ![]() | Программа дисциплины «Пропедевтика» для направления 072500. 62 «Дизайн» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... |
![]() | Программа дисциплины «Пропедевтика» для направления 072500. 68 «Дизайн» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... | ![]() | Программа дисциплины «Визуализация 3D объектов» для специальности 072500. 62 «Дизайн» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... |
![]() | Программа дисциплины Физическая культура для направления 072500.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ для... | ![]() | Программа дисциплины «Моделирование методом наколки» для направления 072500. 62 «Дизайн» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 072500. 62 "Дизайн",... |
![]() | Программа дисциплины «Менеджмент и маркетинг в дизайне» для направления 072500. 62 «Дизайн» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... | ![]() | В. М. Марков история и методология Рабочая программа учебной дисциплины «История и методология дизайн-проектирования» предназначена для студентов направления 072500.... |