Аналитико-синтетическая переработка





Скачать 170.39 Kb.
НазваниеАналитико-синтетическая переработка
Дата публикации01.11.2014
Размер170.39 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Информатика > Учебно-методический комплекс
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Институт интеллектуальных ресурсов и информационных технологий

Кафедра библиотечно-информационной деятельности
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

По дисциплине АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ ПЕРЕРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ (Часть 2)

Цикла общепрофессиональных дисциплин ОПД.Ф.06

Специальности 071201.65 «Библиотечно-информационная деятельность»


Составитель: М. В. Носырева

к.п.н., доцент кафедры

библиотечно-информационной деятельности

Учебно-методический комплекс

обсужден и утвержден

на заседании кафедры

«27» декабря 2011 г.

протокол № 5

Зав. кафедрой М.В.Носырева

Тюмень

2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемый курс является обязательным для студентов ОЗО и ОДО I курса библиотечно-информационного факультета. Курс направлен на подготовку специалиста-универсала в области переработки документальной (текстовой) информации. Получение умений и навыков в подготовке аннотаций, рефератов, дайджестов, обзоров.

Знакомство с курсом начинается с изучения теоретических основ свертывания информации. В дальнейшем студенту предстоит последовательно освоить всё разнообразие процессов, связанных с созданием свернутой информации. К ним относятся:

  • аннотирование;

  • реферирование;

  • обзорно-аналитическая деятельность.

Цель курса - вооружить студентов знаниями и умениями в области формирования свернутых видов информации.

Задачи курса:

- изучение теоретических и методических основ аналитико-синтетической переработки информации;

- развитие навыков создания вторичных документов;

- освоение понятийного аппарата предметной области «аналитико-синтетическая переработка информации».

Место курса в профессиональной подготовке выпускников

Курс «Аналитико-синтетическая переработка информации» Ч.2. - общепрофессиональная учебная дисциплина, обязательная для изучения студентами всех специализаций и квалификаций специальности «Библиотечно-информационная деятельность». Это первая и важнейшая дисциплина, позволяющая дать будущим специалистам представление о важнейших процессах, способствующих свёртыванию и развёртыванию информации, сосредоточенных в организациях системы документальных коммуникаций. Овладение теоретическими положениями переработки информации, а также навыками методики аннотирования и реферирования, входящих в данный технологический цикл, является необходимой составляющей успеха на информационном рынке.

Требования к уровню освоения содержания курса

Данный курс будет способствовать более успешному освоению ряда специальных дисциплин - «Лингвистические средства библиотечно-информационных технологий», «Библиотечно-информационное обслуживание», «Библиотечный фонд» и др.

Количество часов, отводимое на дисциплину в соответствии с учебным планом:

Дисциплина изучается в течение второго семестра и завершается зачет во II семестре.

Общий объем дисциплины во II семестре – 64 часов (16 часов лекционных занятий, 16 – семинарских и практических, 32 часов – самостоятельная работа студентов).

Освоение курса требует активной самостоятельной работы студентов, изучения рекомендуемой литературы. Для более глубокого изучения отдельных вопросов новые публикации по теме могут быть выявлены в специальных журналах и сборниках.
ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

(выписка из стандарта основной образовательной программы)
ОПД.Ф.06. АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ ПЕРЕРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ
Аннотирование. Реферирование. Виды аннотаций и рефератов. Формализованный подход к аннотированию и реферированию. Технология аннотирования документов. Технология реферирования документов.

Обзор. Виды обзоров и их назначение. Технология подготовки обзоров.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (ОДО)


Наименование разделов и тем

Количество часов

лек-ции

прак-тическ.

семи-нары

СРС

всего

ВВЕДЕНИЕ

2













РАЗДЕЛ I. СВЕРТЫВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

1.1. Свёртывание первичной информации

2













РАЗДЕЛ II. АННОТИРОВАНИЕ ДОКУМЕНТА

2.1. Теоретические основы аннотирования

4













2.2. Методика аннотирования




4










РАЗДЕЛ III. РЕФЕРИРОВАНИЕ ДОКУМЕНТА

3.1. Теоретические основы реферирования

4













3.2. Методика реферирования




4










РАЗДЕЛ IV. ОБЗОРНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ОБОЗРЕНИЕ

4.1. Теоретические основы обзорно-аналитической деятельности

4













4.2. Методика составления обзора




2










4.3. Составление дайджестов




2










4.4. Фактографирование первичной информации




1










4.5. Анализ содержания первичного документа




1










4.5.1. Контент-анализ линейного текста




1










4.5.2. Составление нелинейного текста




1










Всего: 64 час.

16

16




32

64


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (ОЗО)


Наименование разделов и тем

Количество часов

лек-ции

прак-тическ.

семи-нары

СРС

всего

ВВЕДЕНИЕ










4

4

РАЗДЕЛ I. СВЕРТЫВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

1.1. Свёртывание первичной информации

1







4

5

РАЗДЕЛ II. АННОТИРОВАНИЕ ДОКУМЕНТА

2.1. Теоретические основы аннотирования

1







4

5

2.2. Методика аннотирования




1




4

5

РАЗДЕЛ III. РЕФЕРИРОВАНИЕ ДОКУМЕНТА

3.1. Теоретические основы реферирования

1







4

5

3.2. Методика реферирования




1




4

5

РАЗДЕЛ IV. ОБЗОРНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ОБОЗРЕНИЕ

4.1. Теоретические основы обзорно-аналитической деятельности

1







4

5

4.2. Методика составления обзора




1




4

5

4.3. Составление дайджестов




1




4

5

4.4. Фактографирование первичной информации




1




4

5

4.5. Анализ содержания первичного документа




1




4

5

4.5.1. Контент-анализ линейного текста




1




4

5

4.5.2. Составление нелинейного текста




1




4

5

Всего: 64 час.

4

8




52

64


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ВВЕДЕНИЕ

Предмет, значение, задачи, объем, структура и связь с другими дисциплинами курса «АСПИ-2» для профессиональной подготовки специалистов различных типов библиотек и информационных систем (ИС). Требования к уровню освоения программы и формы текущего и промежуточного и итогового контроля. Терминологический аппарат. Рекомендуемая литература. Обзор специалистов в области свёртывания и развёртывания информации.
РАЗДЕЛ I. СВЕРТЫВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Тема 1.1. Свёртывание первичной информации

Информационная структура текста. Понятие о свёртывании и развёртывании информации. Свёрнутая информация как разновидность вторичной информации. Виды вторичных документов.
РАЗДЕЛ II. АННОТИРОВАНИЕ ДОКУМЕНТА

Тема 2.1. Теоретические основы аннотирования

Назначение процесса аннотирования. Понятие «аннотация». Развитие теории аннотирования. ГОСТ 7.9 — 95 (ИСО 214 — 76) «Реферат и аннотация. Общие требования». Объекты аннотирования. Аннотация как средство раскрытия содержания документа. Функции аннотаций. Типологическая классификация аннотаций: по функциональному назначению, по способам характеристики документов и другим признакам. Требования, предъявляемые к содержанию аннотации и форме изложения.

Использование аннотации в изданиях, в централизованной каталогизации, книготорговых и библиографических пособиях. Отличительные особенности аннотаций в зависимости от сферы применения.

Тема 2.2. Методика аннотирования

Требования, предъявляемые к содержанию, форме представления сведений, построению, объему аннотации.

Основные этапы процесса аннотирования. Источники, используемые при составлении аннотации.

Типовая структура аннотации для различных видов изданий.

Влияние отраслевой специфики на методику аннотирования. Особенности аннотирования различных типов и видов изданий. Особенности аннотирования документов различного целевого и читательского назначения. Автоматизации процесса аннотирования.
РАЗДЕЛ III. РЕФЕРИРОВАНИЕ ДОКУМЕНТА

Тема 3.1. Теоретические основы реферирования

Основы реферирования. Определение понятия «реферат». Назначение, задачи и функции реферата. Типология рефератов. Виды рефератов по целевому назначению, объему, количеству отражаемых в реферате документов, форме изложения; реферат-перевод, реферат-обзор, реферат-экстракт и др. ГОСТ 7.9 — 95 (ИСО 214 — 76) «Реферат и аннотация. Общие требования». Анкетный и избирательный методы реферирования.

Индикативный, информативный и расширенный рефераты. Методика составления рефератов различных (по глубине свёртывания) видов.

Тема 3.2. Методика реферирования

Определение цели реферирования. Основные этапы процесса реферирования. Разработка схемы изложения материала. Структура рефератов различного вида. Выбор смысловых единиц. Формализация и макетирование в процессе реферирования. Роль отраслевой специфики в составлении реферата. Редактирование рефератов. Автоматизация процесса реферирования.
РАЗДЕЛ IV. ОБЗОРНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ОБОЗРЕНИЕ

Тема 4.1. Теоретические основы обзорно-аналитической деятельности

Определение понятий «обзор», «обзорная информация», обзорное издание». Различие между обзором, аннотированием и реферированием. Классификация обзоров. Характеристика видов обзоров, их функции. Сферы применения обзорной информации.

Тема 4.2. Методика составления обзора

Требования, предъявляемые к обзорам. Методы и процесс составления библиографического (сигнального, источниковедческого), реферативного (аналитического, фактографического) и монографического (концептуального) обзоров. Структура обзора и обзорного издания.

Тема 4.3. Составление дайджестов

Понятие о дайджесте. Методика составления дайджестов.

Тема 4.4. Фактографирование первичной информации

Понятие о факте (фактографическом сообщении). Виды фактов. Соотношение документа и факта.

Способы фактографирования. Методика фактографирования.

Тема 4.5. Анализ содержания первичного документа

Тема 4.5.1. Контент-анализ линейного текста

Контент-анализ как анализ содержания документа. Смысловые единицы и их выделение из текста: тема, цель, методы, результаты, выводы, применение, терминосистема, информационная база, заимствования. Методика контент-анализа.
Тема 4.5.2. Составление нелинейного текста

Гипертекст как форма нелинейной (сетевой) организации текста. Структура гипертекста: информационные статьи («якоря»), гиперссылки, гиперпереходы. Методика составления гипертекста.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
РАЗДЕЛ II. АННОТИРОВАНИЕ ДОКУМЕНТА

1. Составление аннотаций
РАЗДЕЛ III. РЕФЕРИРОВАНИЕ ДОКУМЕНТА

2. Составление рефератов
РАЗДЕЛ IV. ОБЗОРНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ОБОЗРЕНИЕ

3. Поиск методик обзора

4. Составление обзора

5. Составление дайджестов

6. Фактографирование документов

7. Анализ содержания документа

8. составления гипертекста

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1.Составление рекомендательной общей аннотации.

2. Составление рекомендательной сводной аннотации.

3. Составление рекомендательной аналитической аннотации.

4. Составление информативного реферата.


ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОТДЕЛЕНИЯ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ


1. Составить справочную и рекомендательную аннотацию на один документ.

Информационная база - 1 статья из научно-популярного журнала объёмом не менее 3 страниц.

2. Составить аналитическую аннотацию на часть документа (глава, параграф).

Информационная база - научное, научно-популярное, учебное издание, состоящее из глав или параграфов.

3. Составить групповую аннотацию на сборник статей.

Информационная база - сборник статей, научных трудов.

4. Составить 2 реферата на одну статью. Виды рефератов: 1) индикативный, экстракт, текстовой; 2) информативный, перефразированный, смешанной формы представления.

Информационная база - та же, что и задании 1.

5. Профактографировать один документ.

Информационная база - 7 научная статья из журнала, сборника статей.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ


В ходе освоения дисциплины должны быть сформированы системные представления о разновидностях свернутой информации.

Текущий контроль уровня знаний и умений по дисциплине осуществляется на практических и лабораторных занятиях, в том числе, в форме тестирования, выполнения проверочных и контрольных работ. Обязательным условием допуска студента к зачету или экзамену является посещение лекционных занятий, участие в практических занятиях или успешное прохождение собеседования по ним (в зависимости от вида работы). Промежуточный контроль организуется в форме зачета по освоенному теоретическому и практическому материалу (II семестр). Вопросы по дисциплине «АСПИ-2» входят в структуру государственной аттестации (итогового контроля) студентов.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ


  1. Свёрнутая информация как разновидность вторичной информации.

  2. Виды вторичных документов.

  3. Аннотирование, сущность, назначение, характеристика процесса.

  4. Типологическая классификация аннотаций.

  5. Отличительные особенности аннотаций в зависимости от сферы применения.

  6. Типовая структура аннотации для различных видов изданий.

  7. Влияние отраслевой специфики на методику аннотирования.

  8. Реферирование, сущность, назначение, виды, характеристика процесса.

  9. Требования, предъявляемые к реферату.

  10. Содержание информативного реферата.

  11. Обзорно-аналитическая деятельность, сущность, назначение, характеристика процесса.

  12. Виды обзоров. Сферы применения обзорной информации.

  13. Различие между обзором, аннотированием и реферированием.

  14. Понятие о дайджесте

  15. Понятие о фактографическом сообщении.

  16. Контент-анализ как анализ содержания документа.

  17. Гипертекст как форма нелинейной (сетевой) организации текста.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Алешин, Л. И. Методы аналитической обработки данных : учеб.- практ. пособие / Л. И. Алешин, Ю. С. Гузев. – Москва : Литера, 2008. – 144 с. – (Серия «Современная библиотека» ; вып. 37).

  2. Блюменау, Д. И. Информационный анализ/синтез для формирования вторичного потока документов : учеб.-практ. пособие / Д. И. Блюменау. – Санкт-Петербург : Профессия, 2002. – 240 с. – (Специалист). – ISBN 5-93913-033-Х.

  3. ГОСТ 7.9 – 95. Реферат и аннотация. Общие требования. – Изд. офиц. – Введ. 01.07.1997. – Минск : Изд-во стандартов, 1995. – 7 с.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Библиографическая работа в библиотеке : организация и методика : учебник / под ред. О. П. Коршунова. – Москва, 1990. – с.

  2. Гречихин, А. А. Жанры информационной литературы : Обзор. Реферат / А. А. Гречихин [и др.]. – Москва, 1983. – 320 с.

  3. Гречихин, А. А. Информационные издания : типология и основные особенности подготовки / А. А. Гречихин, И. Г. Здоров. – Москва, 1988. – 272 с.

  4. Зупарова, Л. Б. Аналитико-синтетическая переработка информации : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 052700 – Библ.-информ. деятельность / Л. Б. Зупарова, Т. А. Зайцева. – Москва : ФАИР, 2007. – 399 с. : ил. – (Специальный издательский проект для библиотек). – ISBN 978–5–8183–1248–4.

  5. Истрина, М. В. Аннотирование произведений печати : метод, пособие / М. В. Истрина. – Москва : Книга, 1981. – 48 с.

  6. Лапшов, Б. А. Дайджест-конспект – новое дитя древней библиографии / Б. А. Лапшов // Библиография. – 1995. – № 6. – С. 25 - 30.

  7. Леонов, В. П. Реферирование научно-технической литературы : учеб. пособие / В. П. Леонов. – Ленинград, 1983. – 84 с.

  8. Шамурин, Е. И. Методика составления аннотаций / Е. И. Шамурин. – Москва, 1959. – 230 с.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ И ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


1. Персональные компьютеры с доступом к Интернету.

2. Программное обеспечение для работы с Интернетом (браузер).

5. Система печатных библиографических ресурсов различных типов, видов, форм и жанров.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Аналитико-синтетическая переработка iconРабочая программа Наименование дисциплины Аналитико-синтетическая переработка
...
Аналитико-синтетическая переработка iconРеферат переработка отходов насущная проблема современности
Переработка отходов на основе сжигания в барботируемом расплаве шлака
Аналитико-синтетическая переработка iconРабочая программа дисциплины «Автоматизация аналитико-синтетической переработки информации»
Программа дисциплины «Автоматизация аналитико-синтетической переработки информации»
Аналитико-синтетическая переработка icon«Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у...

Аналитико-синтетическая переработка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Аналитико-прогностическое обоснование разработки Программы
Аналитико-синтетическая переработка iconОписание и представление основных характеристик принтеров
Принтеры – устройства вывода текстовой и графической информации из персонального компьютера на бумажный носитель. В современных моделях...
Аналитико-синтетическая переработка iconРабочая программа учебной дисциплины
Направление 110900. 62 «Технология производства и переработка сельскохозяйственной продукции»
Аналитико-синтетическая переработка iconПредставление о способностях в работах Б. М. Теплова
Б. Г. Ананьев, 1980; Б. М. Кедров, 1982; Ж. Пиаже, 1966/. Б. М. Теплов родоначальник единой аналитико-синтетической теории индивидуальных...
Аналитико-синтетическая переработка iconАвтоматизация экономико-статистического планирования и аналитико-имитационного...
Специальность 05. 13. 06 – Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (промышленность)
Аналитико-синтетическая переработка iconПереработка вторичного сырья
Автор: кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры технологии производства и переработки молока
Аналитико-синтетическая переработка iconКомплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю
Уход за сельскохозяйственными животными, хранение и переработка продукции животноводства в сельской усадьбе
Аналитико-синтетическая переработка iconУтвержден Постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37 квалификационный справочник
Отнесение служащих к категориям осуществляется в зависимости от характера преимущественно выполняемых работ, составляющих содержание...
Аналитико-синтетическая переработка iconРабочая программа наименование дисциплины Утилизация и вторичная...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Аналитико-синтетическая переработка iconРабочая программа Наименование дисциплины Утилизация и вторичная...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Аналитико-синтетическая переработка iconРабочая программа составлена на основе
Технология и переработка полимеров и композитов”, утвержденной решением Ученого совета инженерно-экологического факультета от 07....
Аналитико-синтетическая переработка iconРабочая программа наименование дисциплины Утилизация и вторичная...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск