Лекция как основная форма организации обучения в высшей школе





Скачать 112.19 Kb.
НазваниеЛекция как основная форма организации обучения в высшей школе
Дата публикации05.11.2014
Размер112.19 Kb.
ТипЛекция
100-bal.ru > Информатика > Лекция
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ДЛЯ АСПИРАНТОВ ПО ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

 
Раздел I. Высшая школа и общество

1. Общественные требования к формированию специалиста в современной высшей школе

2. Зарождение и основные тенденции развития высшего педагогического образования в России (ХVII - начало XX вв.).

3. Система высшего образования России в период между первой и второй мировыми войнами.

4. Современные тенденции развития высшего образования в индустриально развитых странах.

5. Перспективы развития высшего педагогического образования в России.

6. Многоступенчатая система образования: сущность, структура и содержание.

7. Целеполагание в образовательных системах.

8. Непрерывное образование как социально-педагогическая проблема.

9. Концепция реформирования высшего образования в России.

10. Проблема стандартов в образовании: состояние и пути их решения.

11. Проблема повышения качества высшего образования.

12. Студент как объект и субъект воспитания.

13. Характеристика современной студенческой молодежи как объекта и субъекта образования и воспитания.

14. Учебные заведения нового типа: поиски и решения.

15. Развитие системы высшего образования в России.

 

Раздел II. Учебная деятельность в высшей школе

19. Учение как познавательная деятельность студентов: содержание и технология.

20. Педагогические основы обучения студентов учебно-познавательной деятельности.

21. Процесс обучения студентов как целостная система.

22. Проблема формирования содержания вузовского образования.

23. Содержание высшего образования, пути и способы его постоянного обновления.

24. Дидактические средства обучения студентов в высшей школе.

25. Формирование учебной деятельности студентов.

26. Теория поэтапного (планомерного) формирования умственных действий и понятий как пример последовательного воплощения деятельностного подхода к обучению.

27. Сущностные характеристика преподавания как деятельности.

28. Деятельность преподавателя и студентов в различных видах деятельности.

29. Психолого-педагогические основы формирования

профессиональной направленности личности.

30.Формирование познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения.

31. Система принципов обучения студентов в дидактике высшей школы.

32. Активизация познавательной деятельности студентов в процессе обучения.

33. Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения

34. Организационные формы обучения в вузе: история и современность.

35. Лекция как основная форма организации обучения в высшей школе.

36. Педагогические основы организации семинарских и практических занятий в высшей школе.

37. Психолого-педагогические предпосылки повышения эффективности семинарских и практических занятий.

38. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов.

39. Педагогические условия эффективности научно-исследовательской работы студентов и тенденции ее развития.

40. Самостоятельная работа студентов: сущность и содержание.

41. Мотивационная основа самостоятельной познавательной деятельности студентов.

42. Современные методы обучения в вузе: функции методов и критерии их выбора.

43. Модульное обучение и принципы его организации.

44. Контроль в системе высшего образования: функции, виды, формы.

45. Рейтинговая система контроля учебно-познавательной деятельности студентов.

46. Проектирование процесса обучения студентов в вузе.

47. Зависимость результативности процесса обучения от условий его протекания.

48. Состав и структура научно обоснованного обучения студентов в вузе.

49. Педагогические основы организации познавательной деятельности студентов.

50. Методы и процедура организации познавательной деятельности студентов

51. Активные методы обучения в высшей школе.

52. Лекция в вузе и ее возможности как источника метода формирования специалиста»

53. Учебная игра как средство активизации познавательной деятельности студентов»

54. Факторы успешности учебы студентов в вузе.

55. Повышение эффективности учебного процесса в вузе на основе обратной связи.

56. Педагогические основы проведения семинарских и практических занятий в вузе.

57. Педагогические основы конструирования учебных игр.

58. Функции моделирования в процессе решения задач студентами.

59. Дидактические основы использования наглядности в обучении студентов.

60. Состав и классификация учебных задач, используемых в вузе.

61. Алгоритмизация процесса обучения студентов.

62. Дифференциация обучения студентов в вузе.

63. Проблема индивидуализации обучения студентов в вузе.

64. Развитие и совершенствование учебных умений и навыков студентов.

65. Формирование исследовательских умений у студентов в процессе обучения•

66. Проблемно-поисковая деятельность студентов как средство развития их познавательной активности.

67. Поисковые задачи как средство развития познавательной активности студентов.

68. Саморегуляция познавательной деятельности студентов

69. Роль обобщенных интеллектуальных умений в саморегуляции познавательной деятельности студентов.

70. Самореализация студентов в процессе учебной деятельности

71. Формирование познавательного интереса у студентов в процессе обучения.

72. Активизация познавательной деятельности студентов во время лекции.

73. Формирование практических умений у студентов в процессе решения задач.

74. Пути повышения познавательной активности студентов в учебном процессе.

75. Воспитание у студентов ответственного отношения к учению.

76. Инновационные технологии обучения в вузе.

77. Педагогические основы организации научно-исследовательской работы студентов.

78. Преемственность в содержании образования в средней и высшей школе.

79. Преемственность в формировании общеучебных умений и навыков у школьников и студентов.

80. Преемственность в формировании познавательного интереса студентов в процессе обучения в вузе

81. Структурно-логический анализ преемственности в обучении школьников и студентов.

82. Логико-исторический анализ проблемы преемственности в обучении.

83. Преемственность в свете теории синергетики

84. Познавательный интерес как средство интеллектуального развития студентов,

85. Организация самостоятельной учебно-исследовательской деятельности студентов.

86. Совершенствование педагогического руководства НИРС.

87. Педагогические основы управления самообразованием студентов.

88. Интеграция естественно-научных (гуманитарных) дисциплин в вузе.

89. Формирование интереса у студентов к работе с ЭВМ.

90. Особенности учебно-познавательной деятельности с применением компьютера.

91. Дидактическая адаптация студентов к условиям обучения в вузе.

92. Педагогические основы использования технических средств обучения в вузе.

93. Дидактические требования к компьютерному учебному пособию.

94. Компьютерный учебник: структура, содержание, принципы составления.

95. Логико-исторический анализ проблемы оценки знаний, умений и навыков студентов в вузе.

96. Сущность, задачи и функции контроля учебно-воспитательной деятельности студентов вуза.

97. Педагогические основы организации контроля знаний, умений и навыков студентов.

98. Методика и техника контроля знаний, умений и навыков студентов в вузе.

99. Взаимосвязь оценки и самооценки учебно-познавательной деятельности студентов.

100. Формирование самоконтроля и самооценки учебно-познавательной деятельности студентов.

101. Рейтинговая система контроля и оценки знаний, умений и навыков студентов.

102. Разработка критериев оценки качества усвоения знаний, умений и навыков студентов.

103. Проблема учебника в зарубежной педагогике

104. Проблема учебника в отечественной педагогике

 

Раздел III. Социальная ситуация развития личности студента

105. Развитие личности студента как задача преемственности школы и вуза.

106. Психологические особенности студенческого возраста и проблема воспитания в высшей школе.

107. Адаптация студентов к условиям вуза и профессии.

108. Сравнительный анализ концептуальных моделей подготовки будущих специалистов в различных отечественных и зарубежных вузах.

109. Стратегия жизни и пути ее формирования в высшей школе.

110. Культура жизнетворчества как цель высшего образования.

111. Методика изучения индивидуальных особенностей студентов.

112. Методология и методика педагогического исследования.

113. Воспитание студентов в условиях обновления общества.

114. Проблема идеологического воспитания студентов в вузе.

115. Идеологическое воспитание молодежи как государственная задача.

116. Воспитательная система вуза: сущность, структура, пути совершенствования.

117. Педагогические проблемы патриотического воспитания студентов.

118. Гуманизация педагогического процесса в вузе.

119. Формы и методы воспитания студентов в вузе.

120. Нравственное воспитание студентов через учебный процесс, научную работу и внеаудиторную деятельность.

121. Теория свободного воспитания: история и современность.

122. Трудовое и профессиональное воспитание студентов в вузе.

123. Эстетическое воспитание специалиста в вузе.

124. Логико-исторический анализ проблемы студенческого самоуправления в истории педагогики и практике высшей школы.

125. Студенческое самоуправление в условиях обновления общества.

126. Воспитательная работа кафедры на курсе и в учебной группе (из опыта).

127. Педагогический менеджмент в вузе.

 

Раздел IV. Личность преподавателя вуза и проблемы педагогического мастерства

128. Анализ профессиональной деятельности преподавателя вуза. Характеристика педагогического мастерства.

129. Установки преподавателя и стили педагогического общения

130. Психолого-педагогические и социально-экономические предпосылки повышения эффективности деятельности преподавателя вуза.

131. Психолого-педагогические особенности деятельности преподавателя вуза при подготовке и чтении лекции, проведении семинаров и экзаменов.

 

Раздел V. Психолого-педагогические условия успешного руководства учебно-воспитательным процессом в вузе

132. Культурно-образовательная среда вуза: содержание образования, состав профессоров и преподавателей, традиции вуза.

133. Психолого-педагогические условия эффективной деятельности коллектива кафедры вуза.

134. Студенческое самоуправление и его роль в формировании культурно-образовательной среды вуза.

 

Раздел VI. Практические задания.

135. Разработать проект вуза нового типа.

136. Разработать план работы кафедры по руководству познавательной деятельностью студентов.

137. Разработать кроссворды по дидактике высшей школы (теории воспитания студентов)

138. Разработать рейтинговую систему контроля учебно-познавательной деятельности студентов.

139. Проанализировать учебные планы вуза по той или иной специальности и внести свои предложения по их совершенствованию.

140. Разработать систему задач по педагогике высшей школы (общие основы педагогики, дидактика, теория воспитания).

141. Подготовить компьютерный вариант общих основ педагогики высшей школы.

142. Подготовить компьютерный вариант дидактики высшей школы.

143. Подготовить компьютерный вариант теории воспитания в высшей школе.

144. Подготовить компьютерные презентации по общим проблемам педагогики высшей школы.

145. Подготовить компьютерные презентации по дидактике высшей школы.

146. Подготовить компьютерные презентации по теории воспитания в высшей школе.

147. Разработать тесты для проверки усвоения различных разделов курса педагогики высшей и средней школы.

148. Составление системы математических задач по различным разделам школьного курса математики.

149. Изучение педагогического наследия ведущих ученых Белорусского государственного университета.

150. История создания и развития кафедр в университете (на примере того или иного подразделения).

151. Проанализировать опыт организации воспитательной работы в университете.

152. Разработать программу спецкурса «Гуманизация учебно-воспитательного процесса в средней (высшей школе)».

153. Разработать программу курса «Педагогика высшей школы» для студентов технического (гуманитарного вуза).

154. Разработать программу курса «Технологизация педагогического процесса в высшей (средней) школе».

155. Разработать программу спецкурса «Педагогические технологии: сущность, содержание и конструирование».

156. Разработать программу спецкурса «Управление самореализацией студентов (школьников) в процессе обучения».

157. Разработать программу спецкурса «Основы педагогического менеджмента в высшей (средней) школе».

 

Дополнительные темы:

1. Стимулирование самопознания студентов как фактор гуманизации педагогического процесса

2. Проблема гуманизации обучения в педагогическом наследии В.Г. Белинского (других представителей российской и белорусской педагогической мысли)

3. Гуманитаризация естественно-математического образования в средней школе

4. Гуманитаризация естественно-математического образования в высшей школе

5. Система работы учителя по гуманитаризации школьного математического образования

6. Исторические экскурсы о жизни и деятельности математиков как средство гуманитаризации процесса обучения

7. Преемственность в системе непрерывного образования с позиций теории синергетики

8. Методологические основы преемственности в обучении школьников и студентов

9. Проблема преемственности в теории и истории педагогики

10. Преемственность как методологический принцип процесса обучения

11. Преемственность как общепедагогический принцип обучения и воспитания

12. Психологические основы преемственности в обучении школьников и студентов

13. Преемственность в содержании образования как условие эффективности педагогического процесса

14. Ценностное отношение к образованию как психолого-педагогическая проблема

15. Сущность ценностного отношения студентов к образованию

16. Модель формирования у студентов ценностного отношения к образованию

17. Педагогический процесс как фактор развития у студентов ценностного отношения к образованию

18. Педагогические условия формирования у студентов ценностного отношения к образованию

19. Основные тенденции применения компьютерных программ в обучении студентов естественно-математическим дисциплинам

20. Типы компьютерных программ и способы их использования в процессе обучения студентов естественнонаучным дисциплинам

21. Ценностные ориентации современного студента

22. Компьютерный учебник как средство повышения качества самостоятельной работы студентов

23. Структурные особенности построения компьютерного учебного пособия по гуманитарным дисциплинам

24. Принципы конструирования компьютерного учебника (учебного пособия)

25. Проблема качества подготовки специалиста в вузе.

26. Многоступенчатая система образования: взгляд через история и современные проблемы.

Литература:

1. Абульханова-Славская К.А, Стратегия жизни. - М»,:Мысль, 1991.- 299 с.

2. Бенедиктов Б.А., Бенедиктов С.Б. Психология обучения и воспитания в высшей школе, - Мн.: Высшая школа, 1983. - 224 с,

3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию - М.,: "Школа-пресс", 1995. - 448 с.

4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. -Мн.:Изд-во БГУ, 1981. - 383,

5. Зинченко В.П., Мунилов В.М. Основы эргономики. - М»:Изд-во Моск.ун-та, 1979. - 344 с.

6. Кузьмина Н.В. Основы вузовской педагогики. - Изд-во Ленингр. ун-та, 1972. - 309 с.

7. Ладыжец Н.С. Философия и практика университетского образования: Учебник. Ижевск: Изд-во Удмуртск.ун-та, 1995. - 256 с.

8. Левина М.М. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности. - Мн.:ИПК преподавателей руководящих работников и специалистов образования, 1996. - 232 с»

9. Ляудис В.Я. Формирование учебной деятельности студентов. - М.:Изд-во Моск.ун-та, 1989. - 240 с,

10. Рочинский В.М. Азбука педагогического труда, - М,: Высш. школа, 1990. - 112 с.

11. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования:

от деятельности к личности. - М,: Аспект-пресс, 1995. - 271 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция как основная форма организации обучения в высшей школе iconЛекция от лат. «lektiо»
Таким образом, к традиционным технологиям обучения в высшей школе можно отнести технологии проведения лекций, семинаров, лабораторных...
Лекция как основная форма организации обучения в высшей школе iconСеминарское занятие № Урок как основная форма организации учебного...
Раскройте сущность понятий «форма обучения», «урок», «классно-урочная система», «целостный педагогический процесс»
Лекция как основная форма организации обучения в высшей школе iconУрок как основная форма обучения. Дополнительные формы организации обучения
В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют...
Лекция как основная форма организации обучения в высшей школе icon1. Урок, как основная форма организации учебной работы
Учителю надо стремиться к созданию моделей обучения двигательным действиям, что значительно повысит эффективность обучения, сэкономит...
Лекция как основная форма организации обучения в высшей школе iconРеферат Формы профильного обучения в современной школе
Это основная форма, однако, перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе...
Лекция как основная форма организации обучения в высшей школе iconУрок Современный урок математики: теория и практика
Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. В современной школе основной формой...
Лекция как основная форма организации обучения в высшей школе iconВ высшей школе
Методика преподавания в высшей школе: учебное пособие / М. Н. Кох, Т. Н. Пешкова Краснодар: Куб гау, 2011. – 150 с
Лекция как основная форма организации обучения в высшей школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Самое главное – урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т е как форма обучения, но и как деятельность ученика,...
Лекция как основная форма организации обучения в высшей школе icon«Технология проблемно-диалогического обучения в ос «Школа 2100» как...
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов по организации проблемного обучения в школе
Лекция как основная форма организации обучения в высшей школе iconСамостоятельная работа студентов по теории и методике обучения математике
Соотношение между математикой как наукой и математикой как учебным предметом в современных условиях. Методическая система обучения...
Лекция как основная форма организации обучения в высшей школе iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос вп
«Менеджмент организации», специализация «Управление конкурентоспособностью организации», заочная форма обучения
Лекция как основная форма организации обучения в высшей школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Среди современных дидактических поисков одно из ведущих мест принадлежит учебной дискуссии. Она диалогична по своей сути и как форма...
Лекция как основная форма организации обучения в высшей школе iconШелковникова Ольга Андреевна учитель информатики высшей категории,...
В начальной школе работаю с 2002 учебного года: в 1-4 классах информатика ведется в группе продленного дня (гпд) как дополнительный...
Лекция как основная форма организации обучения в высшей школе iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направлений:...
Рабочая программа для студентов направлений: 011200. 62 "Физика" (очная форма обучения), 011800. 62 "Радиофизика" (очная форма обучения),...
Лекция как основная форма организации обучения в высшей школе iconПрофессиональный тренинг как форма организации внутрифирменного обучения...
Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный...
Лекция как основная форма организации обучения в высшей школе iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск