Урока информатики по теме «Табличные базы данных». (Открытый урок.)





Скачать 277.21 Kb.
НазваниеУрока информатики по теме «Табличные базы данных». (Открытый урок.)
страница1/3
Дата публикации14.11.2014
Размер277.21 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
  1   2   3
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА «КОСИНСКАЯ»

Реферат

Тема: «Методика подготовки и проведения урока информатики по теме «Табличные базы данных». (Открытый урок.)
Автор работы: учитель информатики Клестов А.А.

Москва 2013


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Психолого-педагогическая характеристика 11 класса НОУ ЦПШ «Косинская».

    1. Общие данные о классе и уровне развития ученического коллектива.

    2. Содержание и характер деятельности учащихся как средства воспитания и развития коллектива.

    3. Деятельность классного руководителя по организации и воспитанию ученического коллектива класса.

    4. Общие выводы и предложения по дальнейшему совершенствованию воспитательной работы с классом.

  1. Методологическая траектория-стратегия преподавания информатики в 11 классе Церковно-приходской школы «Косинская» в учебном году 2012 – 2013.

  2. Место темы урока «База данных. Системы управления базами данных» в разделе курса, курсе информатики. Требования к знаниям и умениям учащихся по окончании изучения темы «Технологии хранения, поиска и сортировки информации».

  3. Триединая цель урока темы урока «База данных. Системы управления базами данных». Три аспекта: образовательный, развивающий, воспитательный.

  4. Характеристика типа урока, обоснование.

  5. Технологическая карта урока (разбиение на этапы, для каждого этапа: задачи, метод, форма, планируемый результат).

  6. Самоанализ урока.

  7. Критерии оценки деятельности детей на уроке.

  8. Заключение.

Приложени№1. Практическая работа № 1MS Access 2003.

Приложение№2. Кроссворд по теме: «Базы данных с ключевым словом»


1. Психолого-педагогическая характеристика 11 класса НОУ ЦПШ «Косинская».

1.1.     Общие данные о классе и уровне развития ученического коллектива
В 11 классе обучается 8 учеников: 2 мальчика и 6 девочек. Возраст 16-17 лет. В классе пятеро учащихся из многодетных семей, двое из неполных семей.. В классе нет ребят с хроническими болезнями, все ученики относятся к основной группе здоровья. Никому из учеников не противопоказаны занятия физкультурой и трудовые нагрузки. Все эти обстоятельства могут свидетельствовать о том, что класс ведет активный образ жизни, ученики всегда ставят перед собой цели, которых непременно достигают.

Достижение намеченных учащимися целей происходит, конечно же, при непосредственном участии педагогического коллектива, который по сравнению с прошлым годом не изменился. Ребята с большим уважением относятся ко всем без исключения учителям.

Учитывая особенность нашей школы – малая наполняемость классов (в нашей школе 112 учеников на 11 классов), следует отметить , что все учащиеся школы, и 11 класса, живут одной «семьей». Они всегда готовы помочь ребятам и своего класса, и младшим сверстникам, в решении различных вопросов, не только учебных, но и касающихся жизни вне школы.

Класс является одним сплоченным коллективом. У них очень активная и внешкольная жизнь. Половина класса является участниками школьного ансамбля. Все учащиеся 11 класса принимают активное участие в школьном театре.
1.2. Содержание и характер деятельности учащихся как средства воспитания и развития коллектива
В результате анализа успеваемости учащихся по классному журналу и по данным за 10 класс, выяснилось, что учащиеся улучшили свои показатели. Они мотивированы на учебно-познавательную деятельность по всем предметам, и особенно по предметам, которые им необходимы для поступления в Вуз. Несмотря на то, что класс гуманитарной направленности, двое учащиеся выбрали информатику, как экзамен по выбору. Взаимоотношения между мальчиками и девочками уважительные. Учащиеся на уроках внимательны, проявляют активность в получении знаний, выполняют домашнее задание. Среди учеников класса есть весьма способные. Один ученик идет на медаль. Учащиеся способны анализировать, обобщать, делать выводы, умеют самостоятельно работать на уроке.

Классу присущ высокий уровень знаний по различным предметам. Конечно же, стоит отметить и то, что не все учебные предметы нравятся детям. Но это обстоятельство не мешает им получать хорошие оценки.

  На занятиях проблем с дисциплиной, и учебной, и внеучебной не бывает. Они активно занимаются и с помощью учителя, и самостоятельно, и очень активны для дополнительных занятий, и при выполнении домашних заданий.
1.3. Деятельность классного руководителя по организации и воспитанию ученического коллектива класса

 

Классный руководитель 11класса работает с учащимися с 5класса. У них очень хорошие , уважительные и даже дружеские взаимоотношения. За время работы классным руководителем 11 класса она смогла найти подход к каждому из учеников. Они же в свою очередь очень любят и уважают своего классного руководителя, хотя и причиняют огорчения. Учащиеся класса все уравновешены, адекватны в поведении, поэтому в любой ситуации учащиеся и классный руководитель найдут правильный выход, а при необходимости послушно сделают то, что им скажет классный руководитель.

У классного руководителя 11 класса хорошие отношения с родителями учащихся. Они нередко обращаются к ней с вопросами, касающимися не только учебы их детей, но и вопросов воспитания . Все это говорит о том, что классный руководитель за время работы с классом смогла заработать большой авторитет, как у детей, так и у их родителей.

 

1.4.Общие выводы и предложения по дальнейшему совершенствованию воспитательной работы с классом
В целом можно говорить о том, что этот год обучения является главным из всего срока обучения учащихся в школе. Поэтому важно за этот год как можно больше внимания уделять всестороннему развитию ребят, способствовать их интеллектуально-нравственному формированию.

Судя по успеваемости учащихся, проблем с учебой у них не возникает, поэтому следует направить деятельность учителей и самих учеников на выбор будущей профессии и предстоящих экзаменов. Тем более что для этого уже созданы идеальные условия.

 

2.Методологическая траектория-стратегия преподавания информатики в 11 классе Церковно-приходской школы «Косинская» в учебном году 2012 – 2013.
Методологическая стратегия основана на психолого-педагогической характеристике класса с учётом следующих основных факторов. Наша школа является конфессиональной (православной) и преимущественно гуманитарной направленности. В 11 классе учатся мотивированные дети, общий интеллектуальный и духовный уровень которых достаточно высокий. Также они принимают активное участие в общешкольных мероприятиях и любых проектах, и имеют навык работы не только самостоятельной, но и командной.

Методологическая траектория также определяется содержанием рабочей программы для 11 класса, составленной на основе программы Н.Угриновича а также тем, что двое учащихся выбрали информатику, как экзамен по выбору.

При таком подходе, а также учитывая образовательный стандарт в части требований к уровню подготовки выпускников по информационным технологиям, важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей, умению выполнять действия с информационными объектами, создавать их и т.п. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.

Учитывая вышеизложенное, методологическая стратегия обучения учащихся 11 класса направлена на:

  • Систематизацию знаний в области информатики и информационных технологий, полученных в основной школе, и углубление их для учащихся, которые выбрали информатику как экзамен по выбору;

  • Сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.

При работе с учащимися используются разные методы и подходы в обучении: проектный метод, исследовательский метод, объяснительно-иллюстративный метод обучения, Новый материал излагался мною в форме презентаций, используются эвристические беседы.

Так, учащимся предоставляется достаточно широкий выбор проектов, как индивидуальных, так и коллективных. Учащиеся снабжаются инструкцией по работе над проектом, учитывая индивидуальные способности.

Проект обязательно имеет практическую значимость. Завершенный проект представляется в виде презентации с привлечением сверстников и взрослых.

Учащимся предоставляется возможность гибкого распределения времени на выполнение проекта, как в ходе учебных занятий по расписанию, так и во внеурочное время

Для коллективных проектов проходит публичная защита, которая проводится в виде презентации и демонстрируется как перед одноклассниками, так и перед учащимися других классов.

Такой подход позволяет эффективно осуществлять межпредметные связи, а готовые проекты использовать как наглядные пособия на уроках по соответствующим предметам, а также использовать при изучении информатики учащимися других классов.
Программированный контроль проводится в конце тем, а также при повторении материала, изучаемых в предыдущих классах. Он имеет цель установить уровень усвоения знаний, а также подготовки учащихся к ЕГЭ. Обычно проводится в форме теста, а для учащихся, выбравших информатику для сдачи ЕГЭ – в виде тренировочных и диагностических работ.

Методологическая стратегия направлена на следующие основные цели:

- Образовательная цель обучения информатике – дать каждому учащемуся начальные базовые знания основ науки информатики, включая представления о процессах преобразования, передачи и использования информации, и на этой основе раскрыть роль информационных технологий и компьютеров в развитии современного общества. Обучение способствует общему умственному развитию учащихся, развитию их мышления и творческих способностей.

-Практическая цель – предполагает вклад в технологическую подготовку учащихся. Учащихся не только знакомятся с теоретическими основами информатики, но и обучаются работе на компьютере и использованию средств современных информационных технологий.


3. Место темы урока «База данных. Системы управления базами данных» в разделе курса, курсе информатики. Требования к знаниям и умениям учащихся по окончании изучения темы «Технологии хранения, поиска и сортировки информации».

Тема «Технологии хранения, поиска и сортировки информации» рассматривается на уроках информатики как в 9 классах, так и в 11. Задания по данной теме предусмотрены в итоговой аттестации 9-х и 11-х классов. На первом уроке знакомства с базами данных (БД) рассматриваются основные понятия данной темы. Успешное решение заданий по этой теме обусловлено знанием принципов организации табличных (реляционных) баз данных, владением понятиями «таблица», «запись таблицы», «поле записи», «значение поля». Учащимся важно понимать, что каждая строка таблицы базы данных (БД) представляет собой целостный объект, объединяющий элементы с разными, как правило, типами данных — запись, с которым можно производить действия путем запросов к БД. Учащимся нужно научиться отличать общие для всех записей таблицы наименования полей от их значений в отдельных записях. Основными операциями, встречающимися в заданиях этой темы, являются отбор (поиск) записей по некоторым условиям и их сортировка. В задачах на эту тему обычно требуется вручную выполнить заданный поисковый запрос к предложенному фрагменту базы данных или самостоятельно сформулировать такой запрос исходя из поставленной цели.

Изучение темы «Технологии хранения, поиска и сортировки информации» начинается в основной школы (9 класс), где учащиеся получают первые представления о сущности информации и информационных процессов, у учащихся развивается алгоритмическое мышление. В 9 классе на тему «Технология хранения, поиска и сортировки информации» отводится 10 часов. В процессе изучения данной темы в 9 классе рассматриваются следующие вопросы:

-Создание табличной базы данных.

-Создание формы для ввода, просмотра и редактирования записей.

-Поиск данных с помощью фильтров и запросов.

-Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.

-Сортировка данных в электронных таблицах

-.Поиск данных в электронных таблицах.

-Создание и редактирование базы данных.

-Создание и редактирование базы данных.

В 11 классе продолжается изучение темы «Технология хранения, поиска и сортировки информации» и на изучение отводится 12 часов. Данная тема изучается после темы «Моделирование и формализация» (9 часов), и темы «Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование (22 часа). По данной теме в 11 классе рассматриваются следующие вопросы:

-Базы данных.

-Система управления базами данных Access.

-Создание структуры базы данных.

-Ввод и редактирование данных.

-Использование Формы для просмотра и редактирования записей.

-Быстрый поиск данных. Поиск данных с помощью Фильтров. Поиск данных с помощью Запросов.

-Сортировка данных. Печать данных с помощью Отчетов.

-Реляционные базы данных.

-Связывание таблиц.

-Создание реляционной базы данных.

Заканчивается изучение данной темы зачётным уроком.

Разработанный урок в 11 классе на тему «База данных. Системы управления базами данных» - это 33 урок.

В процессе изучения данной темы в 11 классе учащиеся выполняют практические работы: «Создание табличной базы данных», «Создание формы в табличной базе данных», «Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов», «Сортировка записей в табличной базе данных», «Создание отчета в табличной базе данных», «Создание генеалогического древа семьи».

По окончании изучения этой темы учащиеся должны знать/ понимать:

-назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности ( баз данных);

- что такое база данных (БД); какие модели данных используются в БД;

- основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;

- определение и назначение СУБД;

-основы организации многотабличной БД;

-что такое схема БД; что такое целостность данных; этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД;

- распознавать информационные процессы в различных системах;

- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

-осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных; осуществлять поиск информации в базах данных.

Материал на проверку сформированности умений применять свои знания по работе с базами данных входит во вторую часть экзаменационной работы (задания с кратким ответом) и содержит 1 задание по этой теме, дающее максимальный балл, равный 1. Уровень сложности – базовый, время выполнения задания – 2 мин.

Проверяемые элементы содержания: Умение осуществлять поиск в готовой базе данных по сформулированному условию .

Коды проверяемых элментов содержания по кодификатору -2.3.2. Коды требований к уровню подготовки по кодификатору -2.5 . Уровень сложности задания – Б.

Кодификатор определяет элементы содержания, проверяемые на государственной (итоговой) аттестации:

2.3.2. Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.

2.5. Учащиеся должны уметь искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках).

4. Триединая цель урока темы урока «База данных. Системы управления базами данных». Три аспекта: образовательный, развивающий, воспитательный.

Данный урок «База данных. Системы управления базами данных» является первым уроком по теме «Технологии хранения, поиска и сортировки информации» в 11 клессе. Поэтому тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

Триединая дидактическая цель:

1. Образовательная: сформировать у учащихся понятие баз данных, табличных баз данных, системы управления базами данных, объекты СУБД; дать первоначальные знания по работе с базой данных Microsoft Access.

2. Развивающая: развивать у учащихся алгоритмическое мышление, память, способность наблюдать, объяснять понятия, работать группами, совершенствовать навыки самоконтроля, развивать знания в области информационных технологий.

3. Воспитательная: воспитывать положительное отношение к знаниям, мотивы учения, внимания, уважения дуг к другу. Показать важность знаний и умений в сфере информационных компьютерных технологий, а именно технологий хранения, поиска и сортировки информации.


5. Характеристика типа урока, обоснование.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока информатики по теме «Табличные базы данных». (Открытый урок.) iconУрок по информатике по теме "Системы управления базами данных. Создание...
Повторить понятие “База данных”, “поле базы данных”, “запись базы данных”, “субд”
Урока информатики по теме «Табличные базы данных». (Открытый урок.) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Место урока в теме – урок проводится в ходе изучения темы “Информационные системы”, после изучения понятий базы данных, видов баз...
Урока информатики по теме «Табличные базы данных». (Открытый урок.) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Место урока в теме – урок проводится в ходе изучения темы “Информационные системы”, после изучения понятий базы данных, видов баз...
Урока информатики по теме «Табличные базы данных». (Открытый урок.) iconБазы данных
Для признания исключительного права на базы данных не требуется специальной регистрации (однако предпочтительно осуществлять государственную...
Урока информатики по теме «Табличные базы данных». (Открытый урок.) iconУрок информатики в 11 классе Тема урока: «Система управления базами...
«Сестринское дело в инфектологии» организованная профессиональным комитетом зроо «ПрофАсМедСпец» «Сестринское дело в инфектологии»...
Урока информатики по теме «Табличные базы данных». (Открытый урок.) iconКурсовая работа Тема: «Создание базы данных ’’Поставщики’’»
Базы данных обеспечивают надежное хранение информации, структурированном виде и своевременный доступ к ней. Практически любая современная...
Урока информатики по теме «Табличные базы данных». (Открытый урок.) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В этой теме мы рассмотрим работу с базами данных оборудования: создание новой базы, подключение существующей базы; создание, копирование...
Урока информатики по теме «Табличные базы данных». (Открытый урок.) iconПонятие информационно – коммуникационных технологий – (икт) и их роль в образовательном процессе
Повторить понятие “База данных”, “поле базы данных”, “запись базы данных”, “субд”
Урока информатики по теме «Табличные базы данных». (Открытый урок.) iconПрограмма дисциплины Анализ данных и прогнозирование для направления...
Требования к студентам: Приступая к изучению данной дисциплины, студент должен обладать знаниями информатики в объеме общеобразовательной...
Урока информатики по теме «Табличные базы данных». (Открытый урок.) iconБазы данных, экспертные системы реферат «Реляционная модель данных...
...
Урока информатики по теме «Табличные базы данных». (Открытый урок.) iconРеферат выпускницы 11 класса Яковлевой Александры по теме «Разработка...
Взяв данную тему Александра провела попытку систематизации и приведения к одному стандартному виду информации по учащимся Раздольнинской...
Урока информатики по теме «Табличные базы данных». (Открытый урок.) iconУрок в 6а классе по теме: «Нахождение части от целого и целого по его части»
Открытый урок в 6а классе по теме: «Нахождение части от целого и целого по его части» на заседании методического объединения учителей...
Урока информатики по теме «Табличные базы данных». (Открытый урок.) iconУрок Открытый урок математики в 1 классе по теме
Тема урока: Название компонентов и результата действия сложения: слагаемые, сумма
Урока информатики по теме «Табличные базы данных». (Открытый урок.) iconЦикла (nazv)- строка до 120 символов, обязательного заполнения
Задание: Для модели базы данных, разработанной в первой самостоятельной работе [1], используя DataBase Desktop, дать описание системы...
Урока информатики по теме «Табличные базы данных». (Открытый урок.) iconМетодические рекомендации по обучению базовому курсу информатики...
«Передача информации в компьютерных сетях», «Информационное моделирование», «Хранение и обработка информации в базах данных», «Табличные...
Урока информатики по теме «Табличные базы данных». (Открытый урок.) icon2. Реляционные базы данных. Занятия 7-10 Занятие Практическая работа...
Цель занятия: закрепление практических навыков построения Базы данных, составления простых и сложных запросов, в том числе, с использованием...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск