Центр Национальной Славы «Организация и проведение конкурса «Венок морской славы» Методические рекомендации





Скачать 124.86 Kb.
НазваниеЦентр Национальной Славы «Организация и проведение конкурса «Венок морской славы» Методические рекомендации
Дата публикации15.11.2014
Размер124.86 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > Информатика > Конкурс
Центр Национальной Славы
«Организация и проведение конкурса «Венок морской славы»

Методические рекомендации.

Автор: С.В. Конкевич, к.п.н.

Уважаемые коллеги!

Вы решили включиться вместе со своими учениками в конкурс «Венок морской славы». Это решение, с одной стороны, ответственное, влечет за собой дополнительную напряженную работу, но с другой – пусть это время окрасится для Вас в яркие краски совместного творческого поиска, будет озарено светом открытий, которые, мы в этом уверены, совершат ваши питомцы. Пусть конкурс послужит основой для дальнейшего вашего сплочения, рождения новых удивительных замыслов. Мы бы очень хотели, чтобы в итоге ваши ученики стали немного мудрее, терпимее, увереннее, ведь вас и их будут вести за собой и вдохновлять жизнь и подвиги тех людей, которые прошли раньше нас по дорогам тяжких испытаний, и теперь мы вместе сплетем для них Венок славы.

Значимость конкурсов патриотического содержания имеет особое значение для формирования жизненных ориентиров, становления молодого поколения и, на наш взгляд, заключается в следующем:

 В создании условий для самореализации

 В выдвижении новых целей и ценностей

 В поиске, освоении и представлении информации, важной для духовно-нравственного роста

 В возможности позиционирования себя и продуктов своего творчества.

Успешность конкурсов, их притягательность для потенциальных участников во многом определяется принципами, на которых они проводятся. Для организаторов конкурса «Венок морской славы» принципиально важны следующие позиции:

1. Доступность. Конкурс предусматривает возможность включения в него не только разных возрастных групп участников (с 11 лет), но и различных образовательных учреждений.

2. Открытость. Информация о конкурсе будет предоставлена как на сайте ЦНС, так и передана в Комитет по образованию и Научно-методические центры города.

3. Разнообразие жанров и тематики. Номинации и тематические направления конкурса обеспечивают возможность участникам проявить свои интересы и способности в широком спектре деятельности.

4. Единство требований. Работы будут оцениваться конкурсной комиссией в соответствии с разработанными критериями по трехуровневой 7-ми балльной шкале.

Ориентирами оценки материалов, присылаемых на конкурс ЦНС, стали:

  • Уровень информационной компетентности участников

  • Уровень сформированности их личностной позиции

  • Убедительность (фактологичность, аргументированность выбора темы)

  • Целостность представления содержания

  • Творчество в изложении материала

  • Соответствие требованиям к оформлению работы

Конкурс «Венок морской славы» проводится по следующим номинациям:

  • "Литературно-поэтическая"

  • "Художественно-изобразительная"

  • "Прикладная"

  • "Электронная презентация"

  • "Школьная газета"

Некоторые из номинаций имеют подразделы в зависимости от жанра работ.

«Литературно-поэтическая»:

  • Сочинения, стихи, рассказы, очерки, эссе

  • Исследовательские работы, рефераты

"Прикладная":

  • Вышивки, батик, оригами, резьба и др.

  • Модели и макеты кораблей

Интересен тот факт, что некоторые участники конкурсов, проводимых Центром Национальной Славы, присылают работы в жанре сразу нескольких номинаций, например, и сочинение, и электронную презентацию.

Конкурс предусматривает возможности как группового, так и индивидуального участия.
Групповой уровень:

  • Организация экипажей для творческой самопрезентации экипажа и участия в игре по станциям

  • Создание творческих групп учащихся для выполнения работ в жанре выбранной номинации

  • Индивидуальный уровень:

  • Выполнение работы в жанре выбранной номинации.

В конкурсную комиссию входят методисты из Научно-методических центров, педагоги, завоевавшие награды на профессиональных конкурсах различного уровня. Кроме того, представленные материалы оценивают специалисты судостроители: конструкторы, инженеры, а также ветераны морского флота, что дает возможность максимально объективно определить уровень работ.

Конечно, каждого участника конкурса волнуют вопросы: «Какие факторы влияют на оценки жюри? Какие работы оцениваются наиболее высоко?» Ответ на эти вопросы далеко не однозначен и затрагивает несколько принципиальных моментов.

1. При включении учащихся в конкурс, педагогам, на наш взгляд, необходимо, всесторонне продумать возможности для расширения их социального опыта в процессе участия, их культурного кругозора, чтобы в итоге этот опыт стал достоянием их личности, преобразовался во внутреннюю культуру, сыграл определенную роль при выборе жизненного пути.

Но, как показывает практика, этот аспект не всегда осознается кураторами участников конкурса. В жюри приходят немалое количество работ, большой акцент в которых уделяется, в основном, информационной насыщенности материалов. В этом случае, к сожалению, не проявлена индивидуальность автора, уникальность его мышления, особенность позиции. Эти работы зачастую выполнены грамотно, правильно (сейчас не имеется в виду откровенная компиляция), но по шаблонным стереотипам.

Поэтому хотим обратить ваше внимание на взаимосвязь четырех компонентов социального опыта:

1. Знания

2. Опыт осуществления общепринятых способов деятельности

3. Опыт творческой деятельности

4. Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

Безусловно, для создания работы в том или ином жанре необходимы и знания, которые формируют представления о мире, создают условия для ориентации в нем, и опыт осуществления уже проверенных, знакомых способов деятельности. Однако необходимо подчеркнуть, что именно опыт творческой деятельности необходим для дальнейшего развития каждого человека.

Ниже мы предлагаем алгоритм творческой деятельности, знание и применение которого поможет педагогам более успешно руководить процессом создания конкурсных материалов.

  1. Исследование ситуации и постановка проблемы.

  2. Превращение проблемы в идею.

  3. Превращение идеи в цель.

  4. Создание средств для реализации цели.

  5. Создание творческого продукта.

Хотим подчеркнуть, что педагогу необходимо найти такой подход к каждому участнику, чтобы создать условия для проявления его творческого потенциала, поощрять устремление к поиску собственной идеи, авторских способов подачи и изложения материала.

Обращаем внимание, что в критерии внесен показатель «Творчество в исполнении работы», и для жюри он является одним из самых значимых.

Кроме того, успех работы определяет ее эмоциональная окраска, через которую можно ощутить отношение автора к теме, уровень его интереса к ней. Напомним, что именно эмоционально-чувственный опыт отражает и формирует потребности человека, обусловливает отношение к миру и характер взаимодействия с окружающей действительностью. Поэтому необходимо помочь ребенку осознать и сформулировать свою собственную позицию, которая задаст логику изложения, придаст убедительность и завершенность работе, а, значит, даст возможность жюри поставить высокие баллы за следующие показатели:

  • Уровень сформированности личностной позиции

  • Убедительность (фактологичность, аргументированность выбора темы)

  • Целостность представления содержания

Советуем педагогам внимательно отслеживать состояние ребенка, и если в процессе работы он не испытывает душевного подъема, желания находить свои способы подачи материала, проявляет признаки нервозности и неуверенности, то педагогу следует проанализировать причины и найти факторы, которые позволят изменить ситуацию.

2. В связи с вышеизложенным выявляется важная проблема управления состоянием и творческим ростом ученика. Мы советуем педагогам - наставникам при подготовке и в процессе участия детей в конкурсе опираться на главные параметры саморазвития человека, а именно: потребности, способности, сознание. Рассмотрим сущность этих понятий.

Потребности относятся к мотивационной сфере человека, которая признается ядром его личности. Потребности (влечения, устремления, желания, мотивы, интерес и т.д.) – это наш внутренний побудитель активности..

Мы считаем, что значимыми потребностями в сфере патриотического воспитания являются:

- потребность к изучению истории своего государства и уважение к ней;

- стремление к познанию исторических фактов, связанных с тем регионом, областью, местом, где живет участник конкурса;

- интерес к истории своей семьи, семейных традиций.

Вывод: находите способы пробудить (и поддерживать!) у учащихся такие желания и стремления. Отмечаем, что, как показывает наш опыт, самые интересные работы были связаны с представлением истории своей местности, своей семьи.

Если исходить из иерархии потребностей, разработанной американским ученым А. Маслоу, потребности, которые развиваются и актуализируются в таком случае, относятся к потребностям высшего порядка, среди которых:

  • принадлежность, любовь (принадлежать семье, группе, любить, быть любимым);

  • чувство собственного достоинства (чувствовать себя компетентным, независимым, значимым);

  • самоактуализация (знать, понимать, ценить и создавать прекрасное).


Следующее ключевое понятие – способности. Нам необходимо помнить, что именно они обеспечивают возможности реализации потребности. Несмотря на то, что конкурс представлен самыми разнообразными видами человеческой деятельности, мы предлагаем опираться на пять универсальных (инвариантных) способностей:

  • исследовательские;

  • проектировочные;

  • исполнительские;

  • рефлексивные;

  • коммуникативные.

Это позволит Вам последовательно и грамотно сопровождать вашего питомца в процессе создания авторского продукта. Рассмотрим каждую способность подробнее.

Исследование – один из видов познавательной деятельности и основная функция исследования – познание, изучение объекта исследования.

Компоненты исследования:

- постановка цели;

- анализ имеющейся информации, условий, способов решения;

- обобщение полученных данных;

- формулировка новых данных и их аргументация;

- прогнозирование

Обращаем внимание, что на качестве работ очень часто сказывается недостаточная проработка этого этапа. Например, невнимательное изучение условий конкурса, сроков проведения и требований к выполнению конкурсных работ или нечеткое представление об особенностях выбранного жанра (что бывает достаточно часто).

Проектирование (латин. - брошенный вперед) - способность создания проекта-прототипа, плана, программы действия. На этом этапе происходит принципиальной конструирование работы, подбор средств к ее реализации. Помощь педагога на этом этапе должна быть ненавязчивой, опосредованной, но в результате должен родиться четкий проект будущей работы. Предоставьте ребенку инициативу, но умело направляйте его, максимально тактично делая подсказки и предложения.
Исполнение – реализация намеченной программы, претворение проекта – прототипа в реальный продукт. Как уже было отмечено, поддерживайте энтузиазм, укрепляйте веру в свои силы, поощряйте юного автора, но и не забывайте о конструктивной критике в случае необходимости. Полезным бывает консультирование с другим человеком, специалистом в данной области. Важно постоянно соотносить производимый творческий продукт с критериями оценки, что развивает у ребенка рефлексивные способности.

Рефлексия (позднелатин. – обращение назад) – размышление о своем внутреннем состоянии, самонаблюдение. Важнейшая функция рефлексии – осмысление своих собственных действий, и в этом важном процессе также огромная роль принадлежит наставнику.

Коммуникативные способности позволяют установить взаимосвязи с людьми в процессе выполнения поставленной задачи, вызывать желание общения у другого человека. Педагогам следует иметь в виду, что эти способности особенно важны и актуализируются при выполнении задания творческой группой.

Таким образом, способности, развитие которых стимулируется через включение в конкурс, это:

- умение находить и систематизировать нужную информацию, планировать свои действия;

- способность к творческому претворению и предъявлению материала, своих мыслей и идей, проектирование их дальнейшего развития;

- навык оформления собранного материала;

- умение соотнести получившийся продукт с теми требованиями, по которым он будет оцениваться;

- коммуникативные и рефлексивные способности.

Третье ключевое понятие – сознание. Оно включает в себя образцы собственного «Я», самооценку и самоуважение, от которых во многом зависит уровень потребностей и реальное поведение наших питомцев. В контексте рассматриваемой проблемы сознание будет проявляться:

- в понимании значимости проделанной работы, успехов и сбоев в процессе ее осуществления;

- в рождении новых потребностей и постановке новых целей;

- в стремлении к осознанному выбору жизненного пути.

Итак, умение педагога обеспечить условия для развития этих параметров у участников конкурса: потребностей, способностей, сознания в их гармоничном единстве - важнейший показатель его профессиональной зрелости, и в то же время важнейшее условие успешности участия в конкурсе для его учеников.

3. Небольшой комментарий к групповому этапу конкурса. Это - игра по станциям, которую предваряет творческая самопрезентация экипажа.

Критериями оценивания творческой самопрезентации были:

1. Соответствие выступления тематике конкурса

2. Эмоциональный настрой участников

3. Артистичность

4. Слаженность действий

5. Оригинальность, разнообразие применяемых средств

6. Культура оформления выступления

В этом процессе экспертами были выявлены следующие проблемы:

1. Иногда экипажи представляли морскую тематику слишком обще, не связывая ее с главной идеей конкурса.

2. Не всегда дети были эмоционально готовы к выступлению, поэтому страдала артистичность и слаженность.

3. Применяемые средства, чаще всего, не отличались разнообразием и оригинальностью, некоторые экипажи вообще ограничивались только речёвками.

4. Непродуманность оформления выступления, разнобой в одежде, отсутствие символики.

Для второй части этого этапа экипажам надо было ответить на вопросы в процессе последовательного посещения четырех станции, которые были организованы различными музеями.

Каждая из этих станций соответственно оформлялась. Время прохождения одной станции 15-20 минут.


Критериями оценки игры по станциям были:

  1. Точность ответов/выполнения задания

  2. Полнота владения информацией

  3. Логичность изложения

  4. Слаженность действий

  5. Находчивость, ситуативность

  6. Соблюдение регламента

Подготовка и выполнение этих заданий требовала от экипажей высокой самооорганизация всей группы, саморегуляция каждым участником состояния равновесия, согласование личных и групповых позиций, умение творчески работать с вопросами.

Проблемами при выполнении этих заданий были:

- спонтанность изложения информации;

- недостаточная ситуативность;

- несгармонизованность взаимодействия членов экипажа в процессе ответов;

- слабое проявление корпоративности.

Выбранная форма игры по станциям доказала свою эффективность, т.к. предлагаемые задания помогают участникам расширить свой кругозор, укрепляют интерес к морской истории России, способствуют формированию жизненной позиции, выявляют творческий потенциал, личностные качества членов экипажей, служат сплочению коллектива.

Центром Национальной Славы готовится публикация лучших работ участников конкурса в номинации «Литературная»: «Страницы истории морского флота в творческих работах учащихся». В сборник включены также фотографии материалов номинаций «Художественно-изобразительная» и «Прикладная». Эта публикация даст возможность новым участникам конкурса, и педагогам, и учащимся, получить образцы призовых работ, станет дополнительным стимулом для тех, кто создавал эти материалы.

Мы уверены, что для многих участников, которые уже имеют опыт создания и представления своих творческих работ, конкурс «Венок морской славы» станет следующим шагом на пути самореализации, становления гражданской позиции, расширения сферы социальной деятельности. Тем, кто первый раз попробует свои силы, конкурс поможет убедиться в своих возможностях, даст стимул к творческому поиску, и пусть маленьким, но важным для каждого человека личным свершениям.

Мы желаем успеха всем, и педагогам, и воспитанникам на пути открытия не только неизведанных страниц великой истории страны, но и открытия себя.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Центр Национальной Славы «Организация и проведение конкурса «Венок морской славы» Методические рекомендации iconНациональной Славы «Морской венок славы»
Конкурса проводится в рамках программы Центра Национальной Славы «Морская слава России» и плана городских массовых мероприятий Комитета...
Центр Национальной Славы «Организация и проведение конкурса «Венок морской славы» Методические рекомендации iconПоложение о проведении Открытого межрегионального историко-патриотического...
Яки на службе Отечеству» проводится в рамках программы Центра Национальной Славы «Морская слава России» и посвящен 300-летию со Дня...
Центр Национальной Славы «Организация и проведение конкурса «Венок морской славы» Методические рекомендации iconПоложение о проведении районного этапа открытого межрегионального...
«Морской венок славы: моряки на службе Отечеству» посвящен 300-летию со Дня первой в российской истории морской победы русского флота...
Центр Национальной Славы «Организация и проведение конкурса «Венок морской славы» Методические рекомендации iconКонкурс проводится Межрегиональным общественным фондом «Центр Национальной Славы»
России», направленной на сохранение в общественной и гражданской памяти важных страниц истории флота, наследия выдающихся флотоводцев...
Центр Национальной Славы «Организация и проведение конкурса «Венок морской славы» Методические рекомендации iconПоложение о проведении Открытого межрегионального историко-патриотического...
Тву» проводится в рамках программы Центра Национальной Славы «Морская слава России», направленной на сохранение в общественной и...
Центр Национальной Славы «Организация и проведение конкурса «Венок морской славы» Методические рекомендации iconПротокол заседания оргкомитета областного историко-патриотического конкурса
«Морской венок славы: моряки на службе Отечеству», посвященного 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза
Центр Национальной Славы «Организация и проведение конкурса «Венок морской славы» Методические рекомендации iconКонкурс «Морской венок славы: моряки на службе Отечеству»
Славы «Морская Слава», направленной на сохранение в общественной и гражданской памяти славных страниц истории флота, наследия выдающихся...
Центр Национальной Славы «Организация и проведение конкурса «Венок морской славы» Методические рекомендации iconПоложение о проведении Открытого межрегионального историко-патриотического...
Отечеству» проводится в рамках программы Центра Национальной Славы «Морская слава России» и посвящен 300-летию со Дня первой в российской...
Центр Национальной Славы «Организация и проведение конкурса «Венок морской славы» Методические рекомендации iconСписок победителей и призеров Открытого межрегионального историко-патриотического...
Победителей и призеров Открытого межрегионального историко-патриотического конкурса
Центр Национальной Славы «Организация и проведение конкурса «Венок морской славы» Методические рекомендации iconСписок победителей и призеров Открытого межрегионального историко-патриотического...
Победителей и призеров Открытого межрегионального историко-патриотического конкурса
Центр Национальной Славы «Организация и проведение конкурса «Венок морской славы» Методические рекомендации iconО проведении в Санкт-Петербурге в 2014 году историко-патриотического конкурса
Санкт-Петербурге в 2014 году историко-патриотического конкурса «Морской венок славы: моряки на службе Отечеству»
Центр Национальной Славы «Организация и проведение конкурса «Венок морской славы» Методические рекомендации iconПоложение о Межрегиональном историко-патриотическом конкурсе, посвященном...
Центра Национальной Славы «Морская слава России». Программа направлена на содействие формированию в национальном общественном сознании...
Центр Национальной Славы «Организация и проведение конкурса «Венок морской славы» Методические рекомендации iconДля разработки и творческого осмысления предлагаются темы: "От Гангута...
Сообщаем, что в марте 2014 года пройдет городской конкурс "Морской венок славы: моряки на службе Отечеству"
Центр Национальной Славы «Организация и проведение конкурса «Венок морской славы» Методические рекомендации iconПриказ 07. 05. 2014 №472 Великий Новгород Об итогах областного историко-патриотического...
В соответствии с графиком проведения областных конкурсных мероприятий на 2014 год в апреле 2014 года проведен областной историко-патриотический...
Центр Национальной Славы «Организация и проведение конкурса «Венок морской славы» Методические рекомендации iconМетодические разработки проведения урока написания писем
Организация и проведение регионального этапа конкурса осуществляется оргкомитетом. Оргкомитет получает материалы, формирует жюри,...
Центр Национальной Славы «Организация и проведение конкурса «Венок морской славы» Методические рекомендации iconСодействия укреплению национального самосознания народа «центр национальной...
Карла Маркса ул., л. 48, оф. 1001, Красноярск, 660049, тел/факс (391) 252-99-56, 252-99-76, e-mail: cnsr


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск