Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд)





Скачать 185.25 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины (рпуд)
Дата публикации17.11.2014
Размер185.25 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Информатика > Рабочая программа


лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ИНЖЕНЕРНАЯ ШколА печать иш.jpg

Согласовано


«УТВЕРЖДАЮ»

Инженерная школа

Заведующая кафедрой

Электроника и средства связи

Руководитель ОП

любовь григорьевна


любовь григорьевна


____________________ Л. Г. Стаценко

(подпись) (Ф.И.О. рук. ОП)

______________ Л.Г. Стаценко

(подпись) (Ф.И.О. зав. каф.)

«10» сентября 2012г.

«10» сентября 2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)


Основы научных исследований.
Направление — 210700.68 Инфокоммуникационные технологии и системы связи
Форма подготовки – очная

Инженерная школа

Электроники и средств связи

курс 1 семестр 1

лекции 10 час.

практические занятия 24 час.

лабораторные работы – не предусмотрено учебным планом

всего часов аудиторной нагрузки 34 час.

самостоятельная работа 74 час.

контрольные работы

курсовая работа (проект) работы – не предусмотрено учебным планом

зачет 1 семестр

экзамен – не предусмотрено учебным планом
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 238 от 29 марта 2010 г.)

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры Электроники и средств связи, протокол от 29 августа 2012 г. № 6

Заведующая кафедрой Л.Г. Стаценко

Составитель _ Л.Г. Стаценко
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)

II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)
Аннотация

Дисциплина «Основы научных исследований» входит в вариативную часть общенаучного цикла направления 210700.68 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» всех профилей.

Появление курса «Основы научных исследований» было вызвано бурным развитием отрасли инфокоммуникаций, увеличением объема научной и научно-технической информации, быстрой сменяемостью и обновлением знаний.

На данном этапе возникает необходимость в высококвалифицированных специалистах, имеющих высокую и общенаучную и профессиональную подготовку, способных к самостоятельной творческой работе. Эти специалисты должны не только хорошо ориентироваться в новых научных разработках и исследованиях, но и уметь внедрять в производственный процесс результаты данных исследований, используя инновационную составляющую.

Курс «Основы научных исследований» включает в себя: философские аспекты; изучение структуры НИР в России; методологические основы научного познания; изучение этапов НИР. Кроме того курс изучает методы теоретического исследования, затрагивает вопросы моделирования в научных исследованиях и позволяет производить выбор направления научного исследования. При изучении курса студенты учатся производить поиск, накопление и обработку научной информации, а также проводить, обрабатывать и оформлять экспериментальные исследования.

Для успешного освоения данной дисциплины студентам необходимо иметь знания в пределах образовательных программ курсов «Физика (электродинамика)», «Высшая математика (интегро-дифференциальное счисление, спецфункции)», «Теория вероятности и математическая статистика», «Электрорадиоизмерения», «Экономика отрасли инфокоммуникаций», «Сетевые технологии», «Системы радиосвязи и радиодоступа».

Целями освоения дисциплины (модуля) «Основы научных исследований» являются:

– освоение студентами методологии научного познания как основ научного творчества.

- освоение студентами теоретических основ статистической обработки экспериментальных данных.

- приобретение практических навыков по измерению параметров устройств связи.

Задачи дисциплины:

1.Ознакомление с основными методиками оценки экономической эффективности выполненного исследования;

2. Приобретение теоретических знаний по вопросам планирования эксперимента

для исследования процессов распространения сигнала; исследование антенн, звукового вещания, телевещания, видеотехники.

3. Овладение практическими навыками по вопросам метрологического обеспечения процессов в инфокоммуникационных системах;

4. Приобретение теоретических знаний основных принципов организации и управления научным коллективом.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Дисциплина формирует следующие компетенции:

  1. способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

  2. способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

  3. способностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-5);

  4. способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6);

  5. готовностью осваивать современные перспективные направления развития телекоммуникационных систем и сетей; способностью реализовывать новые принципы построения телекоммуникационных систем различных типов, передачи и распределения информации в сетях связи (ПК-1);

  6. способностью к разработке моделей различных технологических процессов и проверке их адекватности на практике; готовностью использовать пакеты прикладных программ анализа и синтеза телекоммуникационных систем и сетей (ПК-2);

  7. способностью к разработке методов коммутации и определению области эффективного их использования в системах телекоммуникаций; способностью использовать современную элементную базу и схемотехнику аналоговых и цифровых устройств телекоммуникаций (ПК-4);

  8. готовностью использовать современные достижения науки и передовые инфокоммуникационные технологии, методы проведения теоретических и экспериментальных исследований в научно-исследовательских работах в области техники и технологий электросвязи (ПК-8);

  9. способностью самостоятельно выполнять экспериментальные исследования для решения научно-исследовательских и производственных задач с использованием современной аппаратуры и методов исследования; способностью участвовать в научных исследованиях в группе, ставить задачи исследования, выбирать методы экспериментальной работы (ПК-9).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  1. Роль науки в развитии производственных сил, создании принципиально новых видов техники, технологии, повышении производительности труда, охраны окружающей среды и т.д.

  2. Методику поиска научной информации.

  3. Обработку результатов эксперимента и анализ полученных данных

  4. Этапы внедрения результатов НИР, их характеристика и используемые показатели

  5. Классификацию видов НИР

  6. Планирование и методику эксперимента. Их составные части

  7. Применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;

  8. Устанавливать цели проекта, его задачи при заданных критериях, целевых функциях, ограничениях, разрабатывать структуру их взаимосвязей, определять приоритеты решения задач;

  9. Проводить эксперименты по заданным методикам, обрабатывать и анализировать результаты, описывать выполнение научных исследований, готовить данные для составления научных обзоров и публикаций;

  10. Составлять научные отчеты, внедрять результаты исследований и разработок в практику инфокоммуникационных технологий;

  11. Систему организации научных исследований в России. Роль научных кадров, их подготовка и распределение.

Уметь:

  1. Составлять научные отчеты, внедрять результаты исследований и разработок в практику производства средств связи;

  2. Применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;

  3. Устанавливать цели проекта, его задачи при заданных критериях, целевых функциях, ограничениях, разрабатывать структуру их взаимосвязей, определять приоритеты решения задач;

  4. Проводить эксперименты по заданным методикам, обрабатывать и анализировать результаты, описывать выполнение научных исследований, готовить данные для составления научных обзоров и публикаций;




  1. СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса (10 часов)


Тема 1. Наука. Основные положения. Организация научных исследований в России. Методология научного познания (2 часа)

    1. Определение науки

    2. Классификация наук

    3. Наука и другие формы освоения действительности

    4. Основные этапы развития науки

1.5. Структура и организация научных учреждений

1.6. Управление, планирование и координация научных исследований

1.7. Подготовка научных и научно-педагогических кадров в России

1.8. Ученое звание и ученая степень

1.9. Факты, их обобщение и систематизация

1.10. Научное исследование и его методология

1.11. Основные уровни научного познания

1.12. Методы эмпирического и теоретического уровней исследования.

Тема 2. Определение темы. Этапы проведения научного исследования (2 часа)

2.1. Методы выбора и оценки тем научных исследований

2.2. Классификация и этапы научно-исследовательских работ

2.3. Актуальность и научная новизна исследования

Тема 3. Виды хранения научной информации, ее поиск и обработка. Электронные формы информационных ресурсов (2 часа)

3.1. Документальные источники информации

3.2. Анализ документов

3.3. Виды документов с точки зрения целевого назначения.

3.4. Анализ источников информации.

3.5. Научные документы.

3.6. Поиск научной информации

3.7. Накопление научной информации

3.8. Базы данных

3.9. Обработка научной информации, ее фиксация и хранение

3.10. Отбор и оценка фактического материала.

Тема 4. Разработка методики теоретического и экспериментального исследования (2 часа).

4.1. Теоретические методы исследования

4.2. Методы системного анализа.

4.3. Модели исследований

4.4. Экспериментальные исследования

4.5. Роль эксперимента в научном познании.

4.6. Методология эксперимента.

4.7. Планирование эксперимента

Тема 5. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ТРИЗ (2 часа)

5.1. Функции ТРИЗ

5.2. Структура ТРИЗ

5.3. Простейшие приемы изобретательства

- Аналогия

- Инверсия

- Эмпатия

- Фантазия

- Мозговой штурм

- Морфологический анализ

5.4. Законы развития технических систем

5.5. Законы организации технических систем.

5.6. Закон полноты частей системы

5.7.Закон избыточности частей системы


  1. СТРУКТУРА И содержание практической части курса (24 часа)


Занятие 1. Составление рабочих записей (2 часа).

Производится освоение следующих видов рабочих записей: разметка, выписки, тезисы, аннотация, реферат, резюме , конспект.

Занятие 2. Изучение научно-справочного аппарата книги (2 часа).

Производится освоение следующих видов научно-справочного аппарата книги:

1. Информационная часть: сведения о названии; сведения об авторе (авторах); функциональное назначение источника; сведения об издателях; краткая характеристика (аннотация); выходные данные – условный печатный лист.

    1. 2. Пояснительная часть – разъясняет и дополняет авторский текст источника: предисловие; аннотация; послесловие.

3. Поисковая часть: принятые сокращения; указатели; содержание.

Занятие 3. Изучение метода фокальных объектов (2 часа), в виде представления и защиты презентаций студентами по следующим вопросам:

  1. Рассмотрено назначение метода фокальных объектов - активизация ассоциативного мышления человека.

  2. Приведена техника применения метода.

  3. Рассмотрены преимущества и недостатки метода.

  4. Рассмотрена область применения.

Занятие 4. Изучение метода мозгового штурма, обратный мозговой штурм (2 часа). Занятие проходит в форме «мозгового штурма».

  1. Рассмотрено назначение мозгового штурма.

  2. Метод основан на следующем психологическом эффекте

  3. Цель метода: стимулировать всех участников обсуждения к быстрому генерированию большого числа идей.

  4. Приведена техника применения метода.

  5. Рассмотрены условия и правила проведения.

Занятие 5. Метод морфологического анализа (2 часа) в виде представления и защиты презентаций студентами по следующим вопросам:

  1. Рассмотрено назначение морфологического анализа.

  2. Основан на классификации и комбинировании элементов и свойств объекта.

  3. Метод систематизации перебора вариантов решения, увеличения их количества, исключает повторы.

  4. Приведена техника применения метода.

  5. Этапы работы по ММА.

Занятие 6. Метод контрольных вопросов (2 часа).

  1. Рассмотрено назначение метода контрольных вопросов.

  2. Суть метода состоит в использовании при поиске решений творческих задач  списка специально подготовленных вопросов.

  3. Приведен один из универсальных вопросников, составленных А. Осборном, Т. Эйлоартом, Д. Пирсоном.

Занятие 7. Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности с перебором вариантов. Решение научных и исследовательских задач (4 часа).

Занятие 8. Разработка методики теоретического и экспериментального исследования (4 часа).Занятие проходит в форме выступлений студентов с презентациями разработанной методики.

Занятие 9. Классификация и этапы научных исследований (4 часа).

Первая часть занятия проходит в форме активного обсуждения студентами темы занятия, вторая часть предполагает решение задач различной сложности.



  1. контроль достижения целей курса


В течение семестра для контроля знаний студентов проводятся контрольные работы по отдельным блокам дисциплины.
Вопросы к КР №1

  1. Определение науки.

  2. Классификация наук.

  3. Основные этапы развития науки.

  4. Структура и организация научных учреждений.

  5. Управление, планирование и координация научных исследований.

  6. Этапы подготовки научных и научно-педагогических кадров в России.

  7. Ученое звание.

  8. Ученая степень.

  9. Виды эмпирического уровня исследования.

  10. Виды теоретического уровня исследований.

  11. Методы эмпирического и теоретического уровней исследования.

  12. Классификация и этапы научно-исследовательских работ.

  13. Документальные источники информации.

  14. Научные документы.

  15. Поиск и накопление научной информации.

  16. Научно-справочный аппарат книги.

  17. Виды текстовых рабочих записей.

  18. Поиск научной информации по УДК.

  19. Электронные формы информационных ресурсов.

  20. Характеристика экспериментальных исследований.

  21. Планирование и проведение эксперимента.


Вопросы к КР №2

  1. Введение, типы творчества

  2. Основы теории проектирования, комплексный и системный и кибернетический подходы.

  3. Понятие технической системы, типы технических систем.

  4. Классификация новых технических систем (по уровням).

  5. Идеал технических систем

  6. Потребность и противоречие.

  7. Выявление технических противоречий.

  8. Методы разрешения технических противоречий.

  9. Метод прямого и обратного мозгового штурма.

  10. Метод фокальных объектов.

  11. Синектика.

  12. Прямая аналогия и эмпатия.

  13. Инверсия.

  14. Метод морфологического анализа.

  15. Метод контрольных вопросов.

  16. Решение изобретательских задач методом вепольных полей.

  17. Основные технико-экономические параметры эффективности проектных решений.

  18. Функциональные и технологические критерии развития технических объектов.

  19. Экономические и антропологические критерии развития технических объектов.


Вопросы к зачету


  1. Определение науки.

  2. Классификация наук.

  3. Основные этапы развития науки.

  4. Структура и организация научных учреждений.

  5. Управление, планирование и координация научных исследований.

  6. Этапы подготовки научных и научно-педагогических кадров в России.

  7. Ученое звание.

  8. Ученая степень.

  9. Виды эмпирического уровня исследования.

  10. Виды теоретического уровня исследований.

  11. Методы эмпирического и теоретического уровней исследования.

  12. Классификация и этапы научно-исследовательских работ.

  13. Документальные источники информации.

  14. Научные документы.

  15. Поиск и накопление научной информации.

  16. Научно-справочный аппарат книги.

  17. Виды текстовых рабочих записей.

  18. Поиск научной информации по УДК.

  19. Электронные формы информационных ресурсов.

  20. Характеристика экспериментальных исследований.

  21. Планирование и проведение эксперимента.

  22. Введение, типы творчества.

  23. Основы теории проектирования, комплексный и системный и кибернетический подходы.

  24. Понятие технической системы, типы технических систем.

  25. Классификация новых технических систем (по уровням).

  26. Идеал технических систем.

  27. Потребность и противоречие.

  28. Выявление технических противоречий.

  29. Методы разрешения технических противоречий.

  30. Метод прямого и обратного мозгового штурма.

  31. Метод фокальных объектов.

  32. Синектика.

  33. Прямая аналогия и эмпатия.

  34. Инверсия.

  35. Метод морфологического анализа.

  36. Метод контрольных вопросов.

  37. Решение изобретательских задач методом вепольных полей.

  38. Основные технико-экономические параметры эффективности проектных решений.

  39. Функциональные и технологические критерии развития технических объектов.

  40. Экономические и антропологические критерии развития технических объектов.




  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


Основная литература


  1. Кожухар В.М. Основы научных исследований: Учебное пособие/ - М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К°, 2010. - 216 с.

  2. Крампит А.Г. Методология научных исследований: учебное пособие / А.Г. Крампит, Н.Ю. Крампит. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. – 164 с.

  3. Радоуцкий, В.Ю. Основы научных исследований: учебное пособие / В.Ю. Радоуцкий, В.Н. Шульженко, Е.А. Носатова. - Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2008. - 133 с. http://window.edu.ru/resource/454/77454/files/osnovy_nauchn_issled.pdf

  4. Антонец, И.В. История и методология научного исследования: учебное пособие / И.В. Антонец, А.В. Циркин. - Ульяновск: УлГТУ, 2010. - 90 с. http://window.edu.ru/resource/247/77247/files/ ulstu2012-73.pdf

  5. Черный А.А. Основы изобретательства и научных исследований: Учебное пособие. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2010. - 253 с. http://window.edu.ru/resource/646/72646/files/stup540.pdf

  6. Основы научных исследований: введение в экономический анализ : методические указания по выполнению контрольной работы / сост. : В.В. Дробышева, Е.В. Нижегородов. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 20 с. http://window.edu.ru/resource/287/ 68287/files/drobysheva-a.pdf


Дополнительная литература


  1. Махалов М. С. Методология научных исследований: учеб. пособие для студентов специальностей 151001 «Технология машиностроения», / М. С. Махалов, Е. И. Ширяев. – Электрон. дан. – Кемерово: Баскаков А. Я., Туленков Н. В. Методы научного исследования: учебное пособие // Изд-во МАУП, 2004. – 215 с.

  2. Папковская, П. Я. Методология научных исследований: курс лекций / П. Я. Папковская. – Минск: Информпресс, 2007. – 184 с.

  3. Завьялова М. П. Методы научного исследования: учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2007. – 160 с.

  4. Шкляр, М. Ф. Основы научных исследований: учеб. пособие. – М. : Дашков и К* , 2007. – 244 с.

  5. Сабитов Р.А.С121 Основы научных исследований: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002. 138 с. http://window.edu.ru/resource/772/73772/files/sabitov_nir.pdf

  6. Кокшарова Т.Е. Основы научных исследований: Учебно-методическое пособие. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2007. - 111 с. http://window.edu.ru/resource/565/48565/files/mtd_mlk62.pdf



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд пс рпуд
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 4
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 5
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 2
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 4
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 4
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) iconУчебной дисциплины пс рпуд / рабочая программа учебной дисциплины...
Целью дисциплины является получение знаний о правовом регулировании частноправовых отношений международного характера
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины (модуля) 3
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Целью дисциплины является формирование у студентов целостного представления о важнейшем разделе современной экономической теории...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины корпоративные...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины (модуля) 4
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд)
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 5 рабочая программа учебной дисциплины «Философия»
Дисциплина «Философия» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск