Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения лицея №3 г. Воронежа (2008 2013гг.)





Скачать 467.76 Kb.
НазваниеПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения лицея №3 г. Воронежа (2008 2013гг.)
страница1/2
Дата публикации18.11.2014
Размер467.76 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Информатика > Программа
  1   2
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения лицея №3 г.Воронежа (2008 - 2013гг.)
Оглавление Введение 2 1. Нормативно-правовая основа программы развития 4 2. Характеристика образовательного учреждения 5 3. Концепция развития лицея 15 4. Цели и задачи Программы развития 17 5. Основные направления и особенности организации образовательного процесса 18 6. Содержание инновационной деятельности по основным стратегическим направлениям 25 6.1. Подпрограмма «Эффективность и качество образования» 25 6.2. Подпрограмма «Профилизация» 26 6.3. Подпрограмма «Информатизация лицея» 28 6.4. Подпрограмма «Предшкольное образование» для детей 5-7 лет. 31 (2 года обучения) 31 6.5. Подпрограмма «Оптимизация системы билингвального обучения в средней школе» 32 6.6. Подпрограмма «Педагог» 33 6.7. Подпрограмма «Ресурсная база» 34 6.8. Подпрограмма «Общественное управление» 35 6.9.Подпрограмма «Здоровье школьника» 36 7. Планируемые результаты и контроль реализации Программы развития лицея 38 Введение В программе развития лицея № 3 дана характеристика основных направлений деятельности по повышению качества образования на период с 1.09.2008 по 1.09.2013 г.г. Эти направления логически продолжают развитие образовательного учреждения в предыдущие периоды. Их выбор обусловлен результатами анализа определяющих тенденций и противоречий развития лицея в контексте инновационных процессов, происходящих в современном отечественном образовании. Являясь нормативно-управленческим документом, программа развития определяет стратегию развития лицея и действия по ее реализации. Стратегия развития лицея определяется в рамках концепции модернизации российского образования, приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации и направлена на достижение современного качества образования, которое отвечает потребностям личности, государства и обеспечивает вхождение новых поколений в открытое информационное общество. В педагогическом плане – это ориентация образования на усвоение обучающимся не только определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, функциональной грамотности и наиболее полной самореализации. Важнейшим принципом работы и развития лицея является обеспечение свободного и максимально полного удовлетворения каждым учащимся запросов развития своих творческих и познавательных способностей. Этот принцип предполагает активное многостороннее взаимодействие школы и ученика, учитывающее индивидуальные особенности личности, наличие проблем и интересов учащегося, требующих как формирования, так и их удовлетворения. Некоторые итоги развития лицея к моменту принятия программы развития Анализ образовательной ситуации свидетельствует о поступательном развитии образовательного учреждения за последние годы, о произошедших в нем структурных и качественных изменениях, способствующих повышению качества обучения и воспитания. Об этом свидетельствуют следующие показатели: - рост качественных результатов обучения и воспитания ; - эффективное использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, в том числе ИКТ; - соответствие квалификации педагогических кадров реализуемым образовательным программам; - расширение образовательных программ лицея и видов дополнительных образовательных услуг. Достигнутые результаты в рамках реализации Программы развития соответствуют приоритетным направлениям образовательной системы РФ: доступность, качество, специализированная (профильная) подготовка в старших классах, ориентированная на дифференциацию и социализацию обучения. Основные направления деятельности лицея №3, по которым наблюдалась положительная динамика (2003-2008гг.) В системе управления выстраивание динамичной системы развития и саморазвития: - диагностика и контроль эффективности инноваций (авторских, экспериментальных программ); - разработка системы дополнительного образования, апробация профильных, элективных курсов; - разработка форм и методов организации проектной и исследовательской деятельности учащихся (обеспечение педагогической поддержки одарённых детей через научное общество учащихся); - увеличение численности преподавателей, использующих в учебном процессе ИКТ; - организация мероприятий областного и городского масштаба – курсы повышения квалификации (совместно с ВОИПКРО), семинары по обобщению опыта работы (совместно с УМЦ); В методическом обеспечении разработаны и внедрены - методика самообследования лицея; - методика оценки качества работы методического объединения учителей; - мониторинговая карта анализа деятельности учителя и учащихся на уроке; - мониторинговый лист успешности учителя. В образовательном процессе совершенствование модели многопрофильного учебного процесса; отработка системы взаимодействия базового и дополнительного образования; проверка эффективности используемого комплекта авторских программ. Разработана и введена гибкая система профильного обучения в старших классах совместно с ВГУ. Сотрудничество осуществляется с факультетами: биолого-почвенным, математическим, ПММ, химическим, экономическим, физическим, факультетом среднего профессионального образования (направления – информационные системы, реклама, финансы). В формировании материальной базы как важнейшего ресурса, обеспечивающего доступность и качество образования реализована финансовая смета инновационной деятельности за счёт бюджетных и внебюджетных средств (аренда, родительские и спонсорские средства). 1. Нормативно-правовая основа программы развития ФЗ «Об образовании» от 12 июля 1992 г. №3266-1 дейст¬вует в редакциях Федерального закона от 13 января 1996 г. №12-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями // Ведомости РФ. 1992. №30; СЗ РФ. 1996. №3; РГ. 26 января 1996; РГ. 25 июля 2000г. (в последней редакции от 26 июня 2002 года); Федеральная программа развития образования (1999) ФЗ «Об образовании» Воронежской области (15.12.2000) Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования ( 2002 г.) Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением правительства РФ от 15.01.1997 г. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 N 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации", Постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2003 N 334 " О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования" Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 N 2783 "Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования" Постановление Администрации Воронежской обл. от 10.04.2007 N 298 "О реализации комплексного проекта модернизации образования Воронежской области в рамках приоритетного национального проекта «Образование»; Устав муниципального общеобразовательного учреждения лицея № 3 г. Воронеж. 2. Характеристика образовательного учреждения 2.1. Характеристика учащихся лицея Лицей № 3 является муниципальным образовательным учреждением общего среднего (полного) образования. Статус лицея был получен в 1998 году. Устав лицея утвержден администрацией городского округа город Воронеж (постановление № 639 от 10.05.2006 г.). В лицее обучается 1215 учащийся, скомплектовано 49 классов: на I ступени обучения – 20 классов (460 учащихся); на II ступени обучения – 23 класса (598 учащихся); на III ступени обучения – 6 классов (157 учащихся), из них – профильных: экономико–математических – 2; физико-математических – 2; естественно-научных – 1 подгруппа; классы-техникумы при ВГУ – 2. На I и II ступенях обучения есть классы предпрофильной подготовки. I ступень II ступень III ступень Всего по ОУ Количество обучающихся 460 598 157 1215 Общее количество классов / средняя наполняемость наполняемость классов 20/23 23/26 6/26 49/25 в том числе: - общеобразовательные 7/22 15/24 1,5/27 23,5/24 - предпрофильные: 13/24 8/30 - 21/27 лингвистические физико-математические экономико-математические естественно-научные - 7/23 6/24 - 1/30 3/32 3/29 1/30 - - - - 1/30 10/27 9/26 1/30 - профильные: физико-математические - - 2/23 2/23 экономико-математические - - 2/28 2/28 естественно-научные - - 0,5/15 0,5/15 Доля учащихся 10-11кл., осваивающих программы по профилям: Профиль По годам 2005-2006(%) 2006-2007(%) 2007-2008(%) физико-математический 24,6 25 29 естественно - научный 20 7,2 9,6 экономико-математический 22 25 36 Количество учащихся, награжденных золотыми и серебряными медалями: Учебный год Золотая медаль Серебряная медаль Всего 2004-2005 5 8 13 2005-2006 2 - 2 2006- 2007 6 - 6 2007-2008 4 4 8 Социальный портрет семей учащихся лицея: Всего % Воспитывают опекуны 15 1,2 Дети из семей матерей-одиночек 37 3,1 Количество многодетных семей 27 2,2 Занятость родителей: а) интеллигенция 238 19,7 б) служащие 341 28,2 в) рабочие 210 17,3 г) безработные 27 2,2 д) сфера бизнеса 152 12,6 е) военнослужащие 60 5,1 Количество детей инвалидов 17 1,4 2.2. Характеристика педагогического коллектива Образовательное учреждение укомплектовано преподавателями согласно штатному расписанию полностью. Вакансий нет. В лицее работает 93 педагогических работника, из них: учителей ВКК – 39%; I кк – 40%; II кк – 6%. В лицее работают учителя, имеющие знаки отличия: «Заслуженный учитель РФ» – 3 человека, «Отличник народного просвещения» – 8 человек, «Почётный работник общего образования РФ» – 7 человек, обладатели гранта фонда Сороса – 6 человек, почётные грамоты министерства образования РФ и Главного управления образования Воронежской области – 32 человека Учителя – победители конкурса «Лучший учитель» в рамках НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»: Пинская Р.М., Голубь В.Т. (2006 г.), Маслова Т.А. (2007), Быкова Н.И. (2008); учителя Пинская Римма Моисеевна (физика) и Лемешко Валентина Михайловна (математика) - дипломанты всероссийского конкурса «Учитель, воспитавший творческого ученика» (медаль Я. Корчака). Педагоги лицея постоянно повышают уровень своей теоретической и практической подготовки путем обучения на различных курсах, участия в научно-практических конференциях и семинарах. Анализ качества профессиональной подготовки педагогов лицея показывает, что оно соответствует целям успешной реализации Программы развития лицея. 2.3. Характеристика условий, обеспечивающих качество образовательной деятельности лицея 2.3.1. Материально-техническое оснащение образовательного процесса Материально-техническое оснащение учебного процесса характеризуется следующими показателями: а) наличием в лицее всех необходимых специализированных кабинетов, в том числе: математики – 7; русского языка – 6; иностранного языка – 4; истории – 2; биологии – 2 (+ 1 лаборантская); химии – 1 (+ 1 лаборантская); информатики – 2; географии – 1; ИЗО – 1; ОБЖ – 1; музыки – 1; актовый зал – 1; спортивный зал – 2; медицинский кабинет – 2; стоматологический кабинет – 2; бассейн – 1; библиотека – 1; кабинет мультимедиа – 2; б) обеспеченностью техническими средствами обучения: компьютеров – 33; интерактивных досок – 4; мобильный компьютерный класс – 1 (15 ученических ноутбуков + 1 учительский); теле-видео аппаратура – 7; мультимедийный проектор – 4; микроскоп – 15; акустическая система – 2; видеокамера – 1. 2.3.2. Информационное и научно-методическое обеспечение Организационная структура научно-методического обеспечения включает: педагогический совет. школьный методический совет; 8 школьных методических объединений: начальной школы, русского языка и литературы, математики, физики и информатики, естественных дисциплин, иностранных языков, истории и обществознания, физической культуры, предметов эстетического цикла; творческие группы, создаваемые для подготовки значительных мероприятий и решения некоторых проблем (анализа деятельности методических объединений, подготовки к педагогическим советам, проведения тематических контролей и т.п.); проектные команды. Для информационного обслуживания педагогов и учащихся созданы локальная компьютерная сеть и автоматизированное управление образовательным процессом и обменом информации; есть выход в Интернет. В библиотеке имеется научный отдел по педагогике, психологии, предметным областям; создан кабинет ШМС, где имеется научная литература. 2.3.3. Медико-социально-психолого-логопедическое сопровождение Обучение в лицее сопровождается медико-психолого – логопедической службами и наблюдениями социального педагога. Цель психологического сопровождения - развитие и формирование самоактуализирующейся личности школьника. Для этого на протяжении всего периода обучения проводится анализ психологического состояния учащихся, осуществляются их обучение конструктивному разрешению конфликтов, ранняя профилактика и терапия отклонений в развитии и поведении и др. Деятельность социально – педагогической службы ориентирована на решение проблем социального развития каждого ребёнка, его социализацию и реализуется по следующим направлениям: выявление проблемных детей и детей « группы риска»; педагогическое сопровождение детей из социально-проблемных семей. Социально-педагогическая служба помогает проблемному ребёнку в выборе индивидуального образовательного маршрута, профориентации, для чего организует совместную работу с медицинскими, правоохранительными учреждениями, с учреждениями дополнительного образования детей. Логопедическая служба выявляет школьников с речевыми патологиями и организует их устранение. Медицинская служба осуществляет мониторинг состояния здоровья учащихся, их профилактическое обследование (с привлечением специалистов), готовит рекомендации для педагогов в работе с детьми, страдающими хроническими заболеваниями. 2.3.4. Организационно-педагогическое обеспечение учебного процесса Учебный год начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года для учащихся 1-х классов – 32 недели, 2-8, 10 кл, - 34 недели, 9, 11 классов – 33 недели. Продолжительность каникул: в течение учебного года – 30 календарных дней; летом – не менее 8 недель. Для учащихся 1-х классов установлены дополнительные недельные каникулы в 3 четверти (февраль). Учебный годовой календарный график работы состоит: для 1-9 классов – из 4х учебных четвертей; для 10-11 классов – из 2-х полугодий. Предусмотрена пятидневная учебная неделя для учащихся 1-х классов и шестидневная учебная неделя для учащихся 2-11 классов. Учебная нагрузка не превышает максимально допустимой Примерным учебным планом Воронежской области; соответствует санитарным нормам и валеологическим требованиям. Учебные занятия проводятся в 2 смены: Продолжительность урока – 45 минут. Наполняемость классов – до 25 человек. Деление класса на группы осуществляется на уроках иностранного языка, информатики, физической культуры, технологии (в соответствии с Уставом лицея). 2. 4. Характеристика этапов обучения в лицее Курс обучения в лицее условно поделен на четыре этапа: первый - начальная школа (1-4 классы), срок обучения четыре года, возраст учащихся - от 6,5 до 10 лет; второй - основная школа (5-7 классы), срок обучения три года, возраст учащихся - от 10 до 13 лет (на этом этапе начинается курс предпрофильного обучения); третий - основная школа (8-9 классы), срок обучения два года (на этом этапе продолжается курс предпрофильного обучения), возраст учащихся - от 14 до 15 лет; четвертый - средняя школа (10-11 класс), срок обучения два года (на этом этапе начинается курс профильного обучения), возраст учащихся - от 16 до 17 лет. Первый этап. Начальная школа 1. Основные цели обучения Создание прочной базы знаний учащихся по изучаемым предметам на уровне государственного стандарта образования. Формирование положительного отношения к учению (мотивационная готовность к продолжению образования в основной школе). Формирование достаточно высокого уровня познавательных процессов (когнитивное развитие), первичных навыков творчества. Овладение учащимися начальной школы доступными им способами и навыками учебной деятельности. Создание развивающей (творческой) образовательной среды для самореализации личности, т. е. создание для каждого ребенка условий, в которых он мог бы максимально проявить и развить свои склонности, способности, задатки при постоянном стимули¬ровании творческой активности. Высокий уровень воспитанности учащихся. 2. Ожидаемый результат Достижение уровня базовой грамотности в соответст¬вии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Овладение универсальными методами и способами учебно-познавательной деятельности (чтение, письмо, счет, рисунок, уме¬ние активизировать память, волю, внимание). Умение действовать и решать проблемы в классном коллективе. Овладение элементарными навыками самооценки и само-контроля. Развитие познавательного интереса и творческих способно-стей. Овладение начальными знаниями в области экологии, экономики, ино¬странного языка и информатики. Наличие базы знаний и интересов, устремлений обучаемого для продолжения обучения в основной школе. 3. Предполагаемые личностные достижения Участие в классных и школьных праздниках, смотрах, выставках, конкурсах, соревнованиях, в предмет¬ных олимпиадах (класс - школа - район), дидактических школьных играх. Наличие творческих работ. Второй этап. Основная школа (5-7 классы) 1. Основные цели обучения. Обеспечение условий для освоения базового и предпрофильного содержания образования в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Создание условий для разностороннего развития ребенка. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, активности в учебно-познавательной деятельности. Формирование навыков самоконтроля и самооценки, куль¬туры умственного труда, коммуникативных навыков поведения в социуме. Подготовка учащихся к продолжению обучения по профи¬лям. Диагностика развития интеллектуальных и личностных осо-бенностей. 2. Ожидаемый результат Освоение образовательного стандарта, предусмотренного учебным планом. Овладение знаниями, умениями, навыками, необходимыми для продолжения обучения в профильных классах. Сформированность положительной мотивации к обучению и активность во внеурочной деятельности. Овладение основными навыками самообразования. Проявление творческих способностей и готовность к выпол-нению творческих заданий. Проявление навыков самоконтроля и самооценки. Сформированность коммуникативных навыков, этическая грамотность. 3. Предполагаемые личностные достижения Участие в классных и школьных праздниках, КВНах, смотрах, выставках, конкурсах, соревнованиях, в интеллектуальном марафоне. Третий этап. Основная школа (8-9 классы) 1. Основные цели обучения Освоение базового и предпрофильного образовательного стандарта. Развитие положительной мотивации к профилирующей об¬ласти знаний. Развитие умений по организации собственной деятельности и реализации своих возможностей. Формирование умений творческого применения полученных знаний. Формирование потребностей в саморазвитии и личностном самопознании. Помощь учащимся в жизненном самоопределении. Развитие коммуникативных навыков, культуры общения и поведения в социуме. 2. Ожидаемый результат Освоение образовательного стандарта на предпрофильном уровне, предусмотренного учебным планом. Овладение универсальными методами решения познава¬тельных и практических проблем. Выбор эффективных методов решения задач на основе мно-гокритериальных оценок. Способность решать стандартные жизненные задачи в раз-личных сферах деятельности. Положительная мотивация к профилирующей области зна¬ний, направленность на дальнейшее обучение. Активное участие во внеурочной творческой деятельности. Этическая и правовая грамотность. 3. Предполагаемые личностные достижения Участие в школьных праздниках; смотрах, выставках, конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, интеллектуальных марафонах, в работе научного общества учащихся, в научно-практических конференциях. Написание и защита рефератов, творческих работ, проектных исследований. 4. Поощрения за успехи в учебе Аттестат об основном общем образовании особого образца. Четвертый этап. Средняя школа (10-11 классы) 1. Отбор учащихся Принимаются учащиеся, окончившие 9 класс, имеющие соответствующие документы, проживающие в микрорайоне лицея. На вакантные места на конкурсной основе принимаются дети из других микрорайонов. Требования к уровню подготовки учащихся: успешное освоение программ расширенного изучения пред¬метов по профилю; достижения уровня функциональной грамотности; устойчивая мотивация к обучению в специализированных классах; широкий спектр познавательных интересов; наличие жизненных планов, готовность к их реализации. Диагностика при зачислении в 10 класс осуществляется по результатам конкурсных испытаний в соответствии с Положением о конкурсном наборе в профильные классы. 2. Основные цели обучения Овладение учебными предметами в соответствии с Государ-ственными образовательными стандартами (базовыми и профильными). Создание оптимальных условий для развития личности обу¬чаемого. Помощь в профессиональном самоопределении. Формирование стремлений к саморазвитию, самосовершен-ствованию и непрерывному образованию. Развитие культуры мысли, деятельности и общения. 3. Ожидаемый результат Достижение учащимися уровня общекультурной, допрофессиональной и методологической компетентности (последнее - в пределах учебных предметов). Овладение познавательной базой решения учебных проблем (сведениями, правилами, формулами, терминами, символами, на-учными понятиями, теориями). Способность выбирать источники информации в соответст-вии с целями и условиями познавательной деятельности. Сформированность навыка проведения самоанализа и самооценки учебных достижений. Сформированность навыков учебно-исследовательской деятельности и потребности к интеллектуальной деятельности. Наличие мотивации к непрерывному образованию. Ориентация в ценностях культуры. Сформированность коммуникативных навыков. Уважение к закону и правопорядку. Сознательное отношение к правам и обязанностям. 4. Формы контроля учебной деятельности Разнообразные формы учета текущей успеваемости: устный и письменный опрос; тесты; самостоятельные, практические, лабораторные работы. Иные формы: творческие работы; мониторинг знаний, умений и навыков; сообщения, доклады, рефераты; собеседования; олимпиадные работы; зачеты; Экзаменационная сессия . Итоговая аттестация за курс средней школы. 5. Предполагаемые личностные достижения Участие в школьных праздниках, КВНах, смотрах, выставках, конкурсах, соревнованиях, олимпиадах; в написании и защите рефератов и творческих работ работе НОУ, научно-практических конференциях. 6. Поощрение за успехи в учебе Награждение серебряной и золотой медалью. 2.5. Модель управления развития лицея Управление учреждением осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Уставом лицея, строится на принципах единоначалия и самоуправления. Общее руководство осуществляет Совет учреждения, который функционирует на основании Положения о совете МОУ лицея №3, утверждённого на общешкольной конференции 5 сентября 2003 года. Совет состоит из представителей педагогического коллектива (5 человек), представителей родительской общественности (6 человек), представителей от учащихся (4 человека). Основные направления деятельности Совета вносит предложения, касающиеся перспективных планов развития учреждения; рассматривает вопросы, связанные с организацией образовательного процесса и режимом работы Учреждения, его Учебных подразделений; заслушивает отчёты директора Учреждения по различным направлениям деятельности; содействует укреплению материальной базы, оснащению учебного проесса современными наглядными техническими средствами обучения, взаимодействию Учреждения с населением микрорайона, государственными и общественными институтами в целях создания необходимых условий творческой деятельности педагогов и всестороннего развития учащихся; по представлению педагогического совета определяет профили обучения, трудовой подготовки и профессиональной ориентации учащихся, переводные и выпускные экзамены и др.; оказывает помощь педагогическому коллективу в организации и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий с учащимися и организации их досуга; заслушивает отчёты и информации директора лицея, его заместителей, учителей и учащихся, ответственных за различные участки учебно-воспитательной работы школы; по предложению директора лицея представляет педагогических и других работников школы к награждению и различным видам поощрения; решает вопросы поощрения учащихся за активную общественно-полезную работу, учебный и производственный труд; рассматривает вопросы питания школьников, охраны лицея, подготовки здания лицея к новому учебному году. Важную роль в развитии демократизации управления играют органы самоуправления педагогов: педсоветы, методсоветы, методические объединения. Органы самоуправления педагогов обсуждают и утверждают программы опытно-экспериментальной работы, вопросы обновления содержания и качества образования, методики и технологии обучения. Самоуправление учащихся осуществляется через Совет старшеклассников, который занимается коллективными творческими делами, дежурством, отдыхом и спортом. Общественное самоуправление в лицее осуществляется на основании имеющихся нормативных документов Устав лицея; Положение о Совете лицея; Положение об общешкольном и классном родительском комитете; Положение о педагогическом совете; Положение о методическом совете; Положение о Совете старшеклассников. Протоколы органов общественного самоуправления подтверждают поддержку администрацией лицея инициатив, исходящих от всех участников образовательного процесса: по обновлению содержания образования; по открытию профилей обучения; по открытию классов среднего профессионального образования при ВГУ по направлениям: реклама, информационные системы, финансы; охрана лицея; по организации питания школьников; по проведению совместных мероприятий (спортивных, экологических, художественно- эстетических, мероприятий антинаркотического характера, по основам безопасности жизнедеятельности, по профилактике правонарушений и др.) Административное управление осуществляют директор и его заместители. Основной функцией директора является координация усилий всех участников образовательного процесса через школьный методический совет, педагогический совет, Совет лицея, общешкольное родительское собрание. Заместители директора реализуют оперативное и проектное управление образовательным процессом и осуществляют функции: - мотивационно – целевую, - информационно – аналитическую, - планово – прогностическую, - организационно – исполнительскую, - контрольно – регулировочную, - мониторинг. 3. Концепция развития лицея 3.1. Характеристика требований социума к образовательным услугам лицея № 3 В современных условиях мы должны говорить о наличии множества запросов, на которые лицей должен отвечать. Реальными заказчиками становятся ученик, его семья, работодатели, общество. Учитывая социальный заказ общества, потребности города и области в кадрах, возможные линии жизни и карьеры учащихся требования родителей и общественности можно сформулировать так: к содержанию образования: качественно новое содержание образования, предоставляющее возможность становления свободной и ответственной личности; содержание образования должно быть избавлено от второстепенного и ненужного материала для формирования успешной и культурной личности. к результатам образования: обеспечение получения среднего (полного) образования на профильном уровне (экономико-математическом, физико-математическом, естественно-научном); воспитание творческой личности, способной использовать систему знаний, умений, навыков для собственного совершенствования умеющей устанавливать деловые и межличностные отношения с людьми, обладающей высокими духовно-нравственными началами, толерантностью и эмпатией; к технологиям обучения и воспитания: использование обучающих технологий, направленных на развитие личности: личностно-ориентированных, новых технологий оценивания, знаний здоровьесберегающих технологий; к работающим педагогам: более высокая, чем в традиционных школах, образованность, стремление к поддержке и развитию обучающихся, к конструктивному взаимодействию с их родителями (лицами, их заменяющими), к удовлетворению запросов на получение современного образования с углубленной подготовкой. умение создавать на уроках и внеклассной работе психологически комфортную среду; необходимая и достаточная для участия в опытно-экспериментальной работе лицея профессиональная подготовка Анализ отношения родителей и учащихся к лицею, проводимый неоднократно, показывает, что существует несколько ключевых характеристик хорошего общеобразовательного учреждения. Учащиеся и их родители ожидают: - предоставление возможности качественного современного образования; - создание всех условий для продолжения ребенком образования; - создание условий для организации интересного досуга детей; - соблюдение прав и свобод ребенка; - создание всех условий для сохранения психического и физического здоровья ребенка. Этот социальный заказ учащихся и родителей к образовательному учреждению выявляет то, что называется новым качеством образования сегодня. Именно поэтому поиск нового качества образования является содержанием, материалом, вокруг которого выстроен эффективный инновационный образовательный процесс в лицее. 3.2. Миссия лицея Формирование высоконравственной интеллектуальной творческой личности, обладающей ключевыми компетенциями, обеспечивающими ее успешную социализацию в динамично развивающемся обществе; развитие в ребенке способностей к самообразованию, саморазвитию, самоактуализации. 3.3. Образ выпускника как главный целевой ориентир перспективной программы развития лицея Описание модели выпускника дает ясное представление о том, к какому результату следует стремиться педагогическому коллективу. Модель образованности выпускника лицея нами интегрирована из теории В.П. Панасюка, т.к. он является научным руководителем областной экспериментальной площадки по отработке модели мониторинга качества образования в Воронежской области (лицей № 3 включен в эксперимент). Основным проектируемым результатом лицейского образования является формирование всесторонне образованной, социально зрелой, саморазвивающейся личности, которой присущи: наличие компетенций по широкому кругу областей и явлений; высокий интеллектуальный уровень; сформированность современной картины мира, усвоенность базовых понятий, теорий, концепций, принципов и законов; общая культура, широкий кругозор, нравственная устойчивость; патриотизм; системность познания сложных явлений и процессов в природе, обществе, культуре, экономике; потребность в самообразовании и самосовершенствовании; владение умениями и навыками самообразования и самовоспитания; физическая выносливость и здоровье, достаточные для преодоления больших умственных и нервных нагрузок в условиях конкуренции на рынке труда; профессиональная ориентированность, осознанность выбора для последующего освоения образовательных программ профессионального образования; готовность к жизненному самоопределению; уважение к труду; сформированность базовых ценностей культурного, цивилизованного человека, отражающим отношение к себе, окружающим, способам жизнедеятельности и самоутверждения. 4. Цели и задачи Программы развития 4.1. Цель Программы развития лицея № 3 - обеспечение позитивной динамики развития лицея как открытой инновационной образовательной системы, обладающей высокой конкурентоспособностью, и ориентированной на подготовку школьника, адаптированного к требованиям современного общества. 4.2. Задачи Программы развития лицея обеспечение качества образования, соответствующего современным стандартам образования и превосходящего их; достижение учащимися уровня функциональной грамотности как в рамках традиционных областей социальных взаимодействий, так и в условиях информационной эры; дальнейшее развитие предпрофильного и профильного обучения; интенсификация использования в учебно-воспитательном процессе современных педагогических технологий, оригинальных учебных планов и программ; расширение процесса информатизации образовательного процесса, активизация использования информационных технологий; системное повышение квалификации преподавательского состава лицея, развитие инновационной и научно-исследовательской деятельности учителей; создание условий для развития разноуровневой системы непрерывного дополнительного образования и воспитания детей; создание единой системы медико-социально-психолого-логопедического сопровождения образовательного процесса в соотнесении с разработкой единой системы психолого-педагогического мониторинга; создание условий, благоприятствующих укреплению физического, нравственного и психологического здоровья школьников при опоре на здоровьесберегающие технологии, включая мониторинг здоровья, оптимизацию нагрузки учащихся, культуру здоровья и сознательный выбор здорового образа жизни; содействие осуществлению прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением и в организации образовательного процесса, создание системы работы с родителями; улучшение ресурсообеспечения и управления лицея. 4.3. Принципы реализации программы Реализация программы строится на следующих принципах: - программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение корректив в планы; - преемственности данной программы развития и программы развития образовательного учреждения, реализованной ранее (2003-2008 г.г.); - информационной компетентности участников образовательного процесса о происходящем в лицее; - вариативности, которая предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития лицея; - включения в решение задач программы развития всех субъектов образовательного пространства. 4.4. Этапы и сроки реализации Программы развития Программа рассчитана на 5 лет (с 1.09.2008 г. по 1.09.2013 г.) и реализуется поэтапно. Первый этап (сентябрь-2008-2009 г.): разработка программы развития школы; диагностика профессиональной подготовленности преподавателей к инновационной работе; комплектование творческих групп педагогов; составление учебного плана и программы учебных дисциплин, ориентированных на концепцию развития лицея; психолого-педагогическая диагностика ученических коллективов и отдельных учащихся; начало внедрения программы развития. Второй этап (сентябрь 2009-сентябрь 2012): реализация программы развития. Третий этап (сентябрь 2012-август 2013 г.): подведение итогов реализации программы развития; обобщение положительного опыта работы по реализации программы; выявление проблемных зон и подготовка новой программы развития лицея. 4.5. Финансовое обеспечение программы Выполнение программы обеспечивается за счет различных источников финансирования: местный бюджет и дополнительные привлеченные средства (спонсорские средства, доходы от дополнительных образовательных услуг, добровольные пожертвования). 4.6.Управление программой Управление реализацией программы развития осуществляет Совет лицея и ШМС. 5. Основные направления и особенности организации образовательного процесса 5.1. Содержание образовательного процесса Стратегия модернизации образования, одобренная Правительством РФ, ставит для общего образования новые ориентиры в образовательных целях школы. Эта стратегия модернизации задает новые требования ко всем ступеням школьного образования в целом. 5.1.1. Характеристика образовательного процесса в школе I ступени Приоритетные направления развития начального образования: реализация программы развивающего обучения по системе Л.В.Занкова; создание условий для развития инициативности, самостоятельности и ответственности учащихся, формирования коллективистских отношений в классе, готовности к взаимопомощи и сотрудничеству учеников в классе; развитие творческого воображения детей, применение информационных технологий в образовании; создание здоровьесохраняющей среды, формирование у учеников и педагогов ценностей здорового образа жизни; Ожидаемые результаты Сфера учебной деятельности: наличие устойчивого познавательного интереса, знаний и способностей, необходимых для успешного продолжения обучения в основной школе; сформированность учебной деятельности в её начальной стадии; развитая способность находить нестандартные, творческие способы решения учебных и практических задач, развитие эмоционально – волевой регуляции, необходимой для успешной учебной деятельности в классе и самостоятельно дома. Сфера жизни в школьном коллективе: интерес к участию в жизни классного коллектива, к взаимодействию со сверстниками; наличие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми; Сфера жизни в обществе: развитие нравственной и духовной культуры личности, уважение к своей Родине, знание её истории; развитие экологической культуры; осознание ценности здоровья, ответственности субъекта за свое здоровье, развитие потребности в здоровом образе жизни, знание норм и правил поведения в школе и в обществе, правил общения со сверстниками и взрослыми, готовность следовать им на практике. 5.1.2. Характеристика образовательного процесса в школе II ступени Приоритетные направления развития основного общего образования создание комфортной образовательной среды, способствующей укреплению психического и физического здоровья, формирование у школьников и педагогов ценностей здорового образа жизни; ведение предпрофильной подготовки, создание условий для развития способности к самоопределению в различных сферах деятельности и образовании, успешной реализации интересов и способностей каждого ребенка, развития ключевых компетентностей через включение детей в разнообразные виды учебной и внеучебной деятельности; Ожидаемые результаты Реализация этих направлений формирует у ученика качества личности, обеспечивающие его успешную социализацию в условиях школьной и внешкольной жизни, адаптацию в коллективе сверстников и способность противостоять отрицательному влиянию значимого окружения: готовность к продолжению образования, выбору формы и содержания дальнейшего образования и отношение к будущей трудовой деятельности как ценности; способность к жизни в первичной социальной группе, наличие интереса в жизни школьного и классного коллективов и потребность участия в ней; коммуникативная и социальная компетентность, обеспечивающие самостоятельное решение встающих перед ребенком жизненных проблем, способность устанавливать хорошие межличностные отношения в классном коллективе и решать межличностные конфликты; развитие морально-нравственных и гражданских качеств, любовь к Родине, умение соотносить свой выбор с общесоциальными ценностями. 5.1.3. Характеристика образовательного процесса в III ступени Приоритетные направления развития системы образования в старшем звене: создание условий для осуществления личностного и профессионального самоопределения учащихся через реализацию профильного обучения, индивидуальных образовательных траекторий, включение в различные виды образовательной, культурно-досуговой и социальной деятельности, переход на вариативность программ, учебников, учебных курсов и профилей получения образования; развитие научно-исследовательской деятельности учащихся, укрепление связи с высшей школой в целях развития непрерывного образования школьников; развитие системы дополнительного образования через творческое сотрудничество с вузами, дифференциацию форм получения образования; включение учащихся в разнообразные виды учебной и внеучебной деятельности с целью развития у них ключевых компетентностей, необходимых для жизни в современном динамичном обществе; развитие ученического самоуправления, создание правового пространства школы на основе взаимного уважения и ответственности всех участников образовательного процесса. Ожидаемые результаты: высокое качество результатов обучения и воспитания по результатам ЕГЭ, высокий процент учащихся, продолжающих образование в различных учреждениях профессионального образования; эффективное владение выпускниками современными информационно-коммуникационными технологиями; эффективное включение учащихся в управление лицеем, развитие системы самоуправления, становление лицейского правового пространства; высокие места в различных муниципальных, региональных и федеральных фестивалях, конкурсах, смотрах, научных конференциях учащихся. 5.2. Использование современных образовательных технологий Достижение новых образовательных результатов возможно только при условии внедрения и разработки современных образовательных технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся и требованиям современной социокультурной ситуации. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными с нашей точки зрения являются: индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению; информационно-коммуникационные технологии; проблемно –поисковое обучение; игровые технологии; здоровьесберегающие технологии; развивающие технологии. Общая цель внедрения современных образовательных технологий – создание в лицее благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, формирования способностей к саморазвитию и самосовершенствованию, индивидуализация и дифференциация обучения через создание индивидуальных образовательных программ, обеспечивающих приобретение ключевых компетентностей и успешную социализацию в изменяющемся обществе. 5.3. Организация образовательного процесса Реализация идеи вариативного образования направлена на расширение возможности выбора каждым школьником индивидуальной образовательной программы и осуществляется через создание широкого многообразия образовательных программ. Организация образовательного процесса в лицее остается во многом традиционна, что обусловлено статусом школы как общеобразовательного учебного заведения. Вместе с тем, применяется: расширение уровневой дифференциации; разработка и реализация преемственной системы предпрофильного и профильного обучения в лицее; создание для школьников, имеющих повышенную мотивацию к учебному труду и соответствующие способности, условий, гарантирующих изучение ряда предметов на достаточно высоком уровне. 5.4. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса Для реализации Программы развития лицея № 3 необходимо ее ресурсное обеспечение, и, в первую очередь, подготовка педагогического коллектива к нововведениям, включение педагогов в процесс ценностно-смыслового организационного самоопределения. Методическая работа коллектива лицея направлена на решение задач не только внедрения новых достижений и рекомендаций педагогической науки и передового опыта обучения и воспитания в лицее, сплочения педагогического коллектива и обогащения знаниями педагогов, но и на вовлечение их непосредственно в научно-исследовательскую деятельность, получение её реальных продуктов. На ближайший период педагогический коллектив лицея сформулировал научно-методическую тему «Новые информационные технологии как средство достижения современного качества образования». Мы планируем внедрить новые информационные технологии во все элементы образовательного процесса с целью формирования информационной компетентности учащихся, необходимой им для успешной жизни в информационном обществе, что является сутью современного качества образования (см. подпрограмму «Информатизация лицея»). Приоритетными направлениями работы лицея на период 2008-2013 г.г. являются следующие: Ориентация на высокое качество образования в его современном понимании на всех образовательных ступенях; Совершенствование системы предпрофильной и профильной подготовки учащихся; Развитие системы учета достижений всех участников образовательного процесса; Дальнейшее освоение современных образовательных технологий, проектирование образовательных технологий надпредметного характера; Ориентация на творческое взаимодействие всех участников образовательного процесса при решении задач различного характера; развитие разнообразных форм самоуправления; Развитие лицея как открытой образовательной системы с разветвленной структурой информирования; ориентация на широкое сотрудничество с различными учреждениями и организациями; Создание комфортной культурно-воспитательной среды лицея, способствующей сохранению и развитию здоровья всех участников образовательного процесса. 5.5. Воспитание и дополнительное образование Работа лицея направлена на реализацию стратегии развития воспитания подрастающих поколений, определенной в Конституции Российской Федерации, Законе РФ «Об образовании», Федеральной программе развития образования на период до 2010года, Национальной доктрине образования. Стратегической целью воспитательной работы педагогического коллектива лицея на ближайшие годы является: создание благоприятных условий для становления духовно-нравственной, творческой, деятельной, развивающейся, здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Прогнозируемый результат нашей деятельности – это выпускник как целостная, здоровая личность, с его духовностью, универсальностью, творческим началом. Это человек гуманистического взгляда на мир. В нем должны быть соединены интеллект с чувством, знание с верой, умение логически мыслить со способностью понимать прекрасное. Чтобы школа не утратила суть духовности и радости, чтобы основы наук проходили через душу и сердце ребенка необходимо построение воспитательной и учебной работы на иной, отличной от традиционной, основе. Мы считаем, что в наших условиях такой основой является принцип толерантности образования: обучение детей конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия; развитие социальной восприимчивости учащихся, социального воображения, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию; развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи; обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях. В лицее разработана подпрограмма «Воспитание основ толерантного поведения в школе». Подпрограмма «Воспитание основ толерантного поведения в школе» Цель программы: Создание в лицее воспитательной среды, способствующей формированию толерантной личности, способной к саморазвитию. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: 1. Выяснить исходное состояние и актуальные проблемы воспитательной среды, формирующей толерантную личность. 2. Разработать технологию формирования представлений о толерантной личности. 3. Обосновать формы активной воспитательной работы, направленные на формирование толерантного поведения. 4. Апробировать предлагаемые активные формы в работе воспитательной системы лицея. ( Системы больших психологических игр, создающих условия для “погружения” и создания соответствующего личностного опыта и минитренингов конструктивного общения). Основным планируемым результатом является наличие у учащихся следующих поведенческих навыков: В области обучения: сотрудничество, дух партнерства; признание многообразия; признание равенства других. В области воспитания: уважение человеческого достоинства; уважение прав других; терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению. В области психического развития: способность поставить себя на место другого; уважение права быть иным. В области социализации: готовность мириться с чужим мнением; принятие другого таким, какой он есть; отказ от доминирования, причинения. Дополнительное образование учащихся - неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Полноценное развитие дополнительного образования детей в лицее решает следующие задачи: определение содержания дополнительного образования, его форм и методов работы с обучающимися на разных возрастных ступенях общеобразовательного учреждения с учетом вида учреждения, особенностей его социокультурного окружения; формирование условий для создания единого образовательного пространства; расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей школьников в объединениях различной направленности; создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования большего числа учащихся среднего и старшего школьного возраста; обращение к личностным проблемам школьников, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности; создание максимальных условий для освоения детьми духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов; изучение интересов и потребностей детей в дополнительном образовании, организуемом в стенах общеобразовательного учреждения. 5.6. Материально-техническое и финансовое обеспечение Программы развития Для эффективного развития образовательной системы в лицее, совершенствования качества образования необходимо укрепление и развитие материальной базы, методического и учебно-дидактического обеспечения образовательных стандартов, использования современных технологий. Это требует привлечения бюджетных и внебюджетных средств, направленных на: обновление учебной и учебно-методической литературы; обеспечение поставки комплектов компьютерных средств обучения; оснащение кабинетов наглядными, раздаточными, дидактическими материалами, пособиями и другими интерактивными средствами; текущий ремонт в школе. 6. Содержание инновационной деятельности по основным стратегическим направлениям Исходя из анализа системы функционирования лицея, в качестве основных стратегических направлений на период до 2013 года выделены: повышение качества образования, усиление фундаментальной подготовки учащихся; развитие системы профильного обучения и предпрофильной подготовки; реализация и внедрение современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий обучения; повышение квалификации и профессиональной подготовки педагогических кадров лицея в области новых информационных и коммуникационных технологий; создание современной учебной базы в лицее; развитие системы общественно-государственного управления лицеем, реализация идеи открытости лицея местному сообществу; развитие системы воспитания, сохранения здоровья и организации внеурочной деятельности обучающихся; усиление безопасности образовательного учреждения. В соответствии с указанными направлениями развития в программе выделены основные взаимосвязанные подпрограммы: «Эффективность и качество образования» «Профилизация» «Информатизация лицея» «Педагог» «Ресурсная база» «Общественное управление» «Здоровье школьника» «Предшкольное образование» «Оптимизация системы билингвального обучения в средней школе» Цели, задачи и ожидаемые результаты будут рассмотрены в описании соответствующих подпрограмм. 6.1. Подпрограмма «Эффективность и качество образования» Актуальной для лицея остается проблема повышения качества образования, поэтому одним из основных направлений подпрограммы является продолжение деятельности по формированию и реализации комплекса систематизированных современных образовательных ресурсов с необходимым методическим, технологическим и техническим сопровождением. Эта деятельность позволит создать условия для организации, проведения и управления образовательным процессом, повысить его качество, а, следовательно, и качество образования в целом. Цели: 1. повышение эффективности образовательного процесса; 2. формирование и апробация критериев эффективности образовательного процесса и работы учителя в соответствии с современными нормами оценки качества. Задачи: 1. структурирование содержания образования в направлении создания возможности построения индивидуальных образовательных маршрутов; 2. расширение перечня педагогических технологий, регулярно применяемых в образовательном процессе; 3. создание организационных возможностей для полного охвата учащихся лицея системой дополнительного образования и, как следствие, распределение элементов содержания образования между системами основного и дополнительного образования; 4. расширение системы предпрофильного обучения, а также введение экспериментального обучения по лицейской образовательной программе школьников 6 – 7 классов; 5. апробация и внедрение новых курсов по выбору, в том числе и с использованием ИКТ. Ожидаемые результаты: Повышение качества и уровня преподавания, адекватного требованиям нового образовательного стандарта, в том числе: 1. внедрение новых технологий, способствующих улучшению динамики учебных достижений учащихся. Количественный результат: повышение качества образования учащихся при сохранении высокого уровня преподавания предметов; 2. составление и апробация новых учебных программ, создание и выбор учебных пособий, способствующих успешному усвоению обновленного содержания образования, соответствующего общественному запросу в этой области. Критерий: соответствие содержания образования не только требованиям стандартов, но и общепринятым в высокопрофессиональной среде представлениям о нем; 3. улучшение общеучебных результатов и результатов выступлений учащихся на олимпиадах, фестивалях, конкурсах, соревнованиях и иных мероприятиях, стимулирование исследовательской деятельности учащихся; 4. расширение сети подготовительных курсов и кружков более младшего возраста на базе общественного спроса на соответствующую образовательную услугу; 5. использование ИКТ в повседневном учебном процессе, а также в управлении лицеем. 6.2. Подпрограмма «Профилизация» Значимость подпрограммы определяется статусом образовательного учреждения. В лицее с 1998 г. обучение ведется по нескольким профилям, разработана нормативно-правовая база по организации профильного обучения (Положения о профильных классах, о приеме учащихся в 10-е профильные классы, об элективных курсах, о предпрофильной подготовке учащихся, о портфолио, об учителе, работающем в классах профильного обучения). Имеющаяся в лицее материальная база совершенствуется и позволяет вести обучение на высоком научном уровне, что способствует развитию мотивации школьников на изучение профильных дисциплин. Настоящая подпрограмма определяет действия по решению следующих проблем: выбора оптимального и достаточного количества профилей обучения в лицее; помощи обучающимся в осознании выбора своего профиля обучения; отбора и внедрения в образовательный процесс эффективных технологий, обеспечивающих высокий образовательный уровень лицеистов; формирования исследовательских умений и навыков обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности с целью предоставления им оптимальных возможностей для получения образования, реализации индивидуальных творческих запросов. Поиск условий предпрофильной и профильной подготовки – одно из развивающихся стратегических направлений модернизации образования. В рамках этого направления иначе, чем это было принято прежде, ставится проблема организации условий выбора профиля учащимися и собственно профильного обучения на старшей ступени школы. Это предполагает осмысление имеющегося в лицее опыта под новым углом зрения. Цели: 1. совершенствование системы предпрофильного и профильного обучения учащихся; 2. усиление фундаментальной подготовки учащихся на основе профильного обучения по индивидуальным учебным планам (ИУП) в школе третьей ступени. Задачи: 1. продолжение обучения по существующим профилям (физико-математический, социально-экономический, лингвистический, экономико-математический, естественно-научный); 2. оснащение лицея современным лабораторным оборудованием, программным и методическим обеспечением, позволяющим вести обучение на высоком научном уровне, развивать индивидуальную исследовательскую деятельность учащихся; 3. предоставление учащимся (по желанию) возможности обучения по ИУП, обеспечение индивидуального сопровождения учащихся и мониторинга эффективности обучения по ИУП с целью совершенствования нормативной базы и отработки технологии обучения по ИУП; 4. осуществление предпрофильной подготовки учащихся в 9 классах на основе использования инновационных образовательных технологий (метод проектов, психологическое сопровождение, профессиональные пробы, учебно-исследовательская работа, и т.д.); 5. разработка педагогических технологий, обеспечивающих более эффективную подготовку выпускников профильных классов к освоению программ высшего профессионального образования. Ожидаемые результаты: развитие способности учащихся к разработке индивидуальных учебных планов, обеспечение дифференциации содержания обучения в соответствии с интересами учащихся и обучение по индивидуальным учебным планам не менее 30% старшеклассников; получение учащимися базового образования по непрофильным предметам; разработка и апробация элективных курсов на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся, реализация учебно-исследовательских проектов в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения; обеспечение более глубокого изучения учащимися профильных предметов; создание лабораторной базы, позволяющей вести обучение школьников на высоком научном уровне, обеспечивающей возможность продолжения образования в высшей профессиональной школе. Критерии оценки: количество и качество программ элективных курсов, разнообразие и эффективность используемых методик профильного обучения и предпрофильной подготовки; эффективность использования оборудования школьных лабораторий; количество реализуемых индивидуальных образовательных программ, научных работ учащихся, успешность выступлений на различных олимпиадах, конкурсах, конференциях; уровень квалификации педагогических кадров, осуществляющих профильное обучение и предпрофильную подготовку; показатели Государственной аттестации учащихся (ЕГЭ, выпускные экзамены на курс основной и старшей школы, поступление выпускников в ВУЗы и успешное продолжение профессионального образования). 6.3. Подпрограмма «Информатизация лицея» Цели: 1. создание основы единой образовательной информационной среды, обеспечивающей; 2. повышение качества и эффективности образования на всех ступенях обучения; 3. доступность образовательных ресурсов путём интегрирования ИКТ в образовательный процесс; 4. развитие и эффективное использование потенциала педагогического и ученического коллективов; 5. создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий (в том числе элементов дистанционной формы обучения). Задачи: 1. подготовка административных и педагогических кадров лицея, способных эффективно использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии; 2. автоматизация работы лицейского информационно-библиотечного комплекса, создание электронного каталога информационных источников; 3. оптимизация электронного документооборота в лицее, создание системы управления на основе ИКТ – технологий; 4. создание и использование в учебном процессе современных электронных материалов наряду с традиционными учебными материалами; 5. развитие интерактивного сайта лицея, отражающего проблемы и жизнь школы, с возможностью доступа к нему родителей школьников. Перечень проектов, обеспечивающих подпрограмму: 1. «Информационный стенд» Разработка различных форм информирования всех участников образовательного процесса; поэтапное создание сайта лицея. 2. «Рекламный буклет» Разработка единой формы ежегодного рекламного буклета лицея. Корректировка визитной карточки лицея для представления на различных уровнях. Реклама на сайте. Обновление презентации лицея. 3. «Портфолио» Поиск различных вариантов реализации технологии портфолио: а) портфолио учащихся (разработка преемственных структур для каждой образовательной ступени); б) целесообразная структура портфолио учителя (прежде всего для аттестации) в) портфолио различных рабочих групп (методических объединений, творческих групп, всего лицея) 4. «Издательская деятельность» Создание условий для публикации имеющихся наработок (как учителей, так и учащихся). Различные формы поддержки и развития достижений учителей и учащихся (разработка наградной документации; презентация индивидуальных достижений на школьном сайте) 5. «Учительский лекторий и практикум Компьютер для учителя» Проведение постоянно действующего семинара для учителей, ориентированного на: удовлетворение потребности учителей в информации, знаниях и т.п.; информирование и обучение учителей; индивидуальные консультации учителей по проблемам использования в их работе компьютера и ИКТ 6. «Дистанционные формы обучения» Поэтапно внедрять элементы дистанционного обучения через разработку электронных ресурсов по различным курсам учебной программы; формирование электронных журналов успеваемости. На текущий момент для повышения качества учебного процесса в лицее проводятся следующие мероприятия: лицей подключен к сети Интернет; преподавание информатики осуществляется в двух кабинетах на единой программной базе; использование электронных учебников успешно применяется в преподавании ряда предметов; разработан тест оценки успеваемости учащихся, который является универсальным и может быть использован преподавателем любого предмета; в системе проводятся уроки с использованием мультимедийной техники. Планируемые результаты: 1. Создание основ единой образовательной информационной среды, которая обеспечит: - доступ управленческой структуры лицея, всех заинтересованных в проблеме учителей лицея, учащихся III ступени к педагогическим, методическим и информационным ресурсам сети, к системе современных электронных учебных материалов по основным предметам общеобразовательной школы - возможность проведения компьютерного тестирования (итогового и тематического) и оценки качества образования с использованием специализированного программного обеспечения - методическую поддержку и возможность непрерывного повышения квалификации учителей лицея. 2. Повышение качества обучения в лицее. 3. Педагогическая ИКТ-компетентность сотрудников, всеобщая компьютерная грамотность и современная информационная культура. 4. Применение ИКТ-поддержанных методов и организационных форм учебной работы, в том числе элементов дистанционного обучения. 5. Оптимизация процесса управления лицеем. 6. Формирование у школьников навыков, необходимых в современном информационном обществе. 7. Создание медиатеки на базе библиотеки лицея. 8. Изменения во взаимодействии с ближайшим окружением лицея (родители, общественность, общественные организации, муниципальные органы власти и др.) в результате представления работы лицея на информационном сайте. 6.4. Подпрограмма «Предшкольное образование» для детей 5-7 лет. (2 года обучения) Цели: 1. обеспечение возможности единого старта школьного обучения для всех детей; 2. создание личностно-ориентированной развивающей среды сопровождения каждого ребенка; 3. сохранение и укрепление здоровья детей. Задачи: 1. формирование у ребёнка необходимых для начала обучения в школе знаний, умений и навыков; 2. выявление и развитие у детей творческих способностей; 3. пробуждение у ребёнка любознательности, исследовательских интересов и формирование на этой основе умения учиться; 4. развитие у будущих школьников инициативности и самостоятельности; 5. развитие у детей коммуникативных способностей и социальных навыков; 6. психологическая подготовка ребёнка к последующему школьному обучению. Ожидаемые результаты Дети, прошедшие обучение по программе «Предшкольное образование», к концу второго года обучения должны соответствовать модели будущего первоклассника. Модель будущего первоклассника ребенок хорошо физически развит: параметры его физического развития не имеют отрицательных отклонений от нормы и даже несколько опережают ее; сложились интеллектуальные предпосылки для начала систематического школьного обучения. Это проявляется в возросших возможностях умственной деятельности. Ребенок хорошо ориентируется в окружающем мире. Он достаточно уверенно выделяет объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира. Ему доступно осознание ряда наглядно выраженных связей: временных, пространственных, функциональных, причинно-следственных; ребенок приобрел ряд познавательных умений. Это умения дифференцированного восприятия и целенаправленного наблюдения, использования сенсорных эталонов для оценки свойств и качеств предметов, их группировки и классификации. Старший дошкольник научился сравнивать объекты, выделять главные и второстепенные признаки, отвечать на разнообразные вопросы, рассуждать, самостоятельно формулировать вопросы, пользоваться наглядными моделями, схемами при решении задач; у ребенка возросли познавательная активность, интерес к миру, желание узнать новое. Он умеет принять от взрослого и выдвинуть самостоятельно познавательную задачу, разрешить ее при помощи взрослого или самостоятельно, используя известные способы (сравнение, анализ, измерение и т.д.), понятно выразить в речи итог познания. Ребенок освоил умение целенаправленно осуществлять элементарную интеллектуальную и практическую деятельность, принимать задачи и правила, добиваться получения адекватного цели результата; ребенок проявляет интерес к творчеству, у него развито воображение, выражено стремление к самостоятельности. Ребенок нацелен на достижение положительных результатов в новой социальной роли – ученика; сложились предпосылки вхождения ребенка в более широкий социум. Он научился общаться со взрослыми и сверстниками, освоил основы культуры поведения. Ребенок использует разные формы общения: деловое, познавательное, личностное. Его речевые умения разнообразны. Он умеет выслушать и понять речь собеседника, достаточно ясно и понятно для слушателя вы
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения лицея №3 г. Воронежа (2008 2013гг.) iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения...
Программа развития современного общеобразовательного учреждения – стратегический документ, отражающий системные, целостные изменения...
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения лицея №3 г. Воронежа (2008 2013гг.) iconПрограмма развития и образовательная программа Муниципального бюджетного...
Программа развития и образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицея №40 г. Орла на 2010-2015...
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения лицея №3 г. Воронежа (2008 2013гг.) iconОбразовательная программа Муниципального образовательного учреждения...
Муниципального образовательного учреждения Ишеевского общеобразовательного многопрофильного лицея имени Н. К. Джорджадзе
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения лицея №3 г. Воронежа (2008 2013гг.) iconОбразования ростовской области
Публичный отчет об итогах деятельности муниципального общеобразовательного учреждения лицея №11 за 2013-2014 учебный год представлен...
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения лицея №3 г. Воронежа (2008 2013гг.) iconДоклад муниципального общеобразовательного учреждения лицея №1 Красноармейского...
Юридический и фактический адрес: 400096, Россия, город Волгоград, Красноармейский район, улица Брестская 15
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения лицея №3 г. Воронежа (2008 2013гг.) iconПоложение о порядке выставления текущих, четвертных, полугодовых,...
Каждый обучающийся 3-11 классов мбоу лицея №1 имеет право на максимально объективную и справедливую оценку своих знаний, выраженную...
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения лицея №3 г. Воронежа (2008 2013гг.) iconПриказ Министерства образования и науки кбр от 15. 06. 2010г. №416...
Общая характеристика Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с п п. Звездный
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения лицея №3 г. Воронежа (2008 2013гг.) iconУстав муниципального автономного
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения – лицея №88 (новая редакция)
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения лицея №3 г. Воронежа (2008 2013гг.) iconДоклад о деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного...
Финансовое обеспечение функционирования и развития общеобразовательного учреждения
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения лицея №3 г. Воронежа (2008 2013гг.) iconСогласовано согласовано
Настоящее Положение об оплате труда работников муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования...
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения лицея №3 г. Воронежа (2008 2013гг.) iconПубличный отчет муниципального общеобразовательного учреждения лицея «Синтон»
«Газовичок», и «Белый парус», открытый спортивный корт. Руководство лицея сотрудничает с Советом микрорайона «Азинский», с Советом...
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения лицея №3 г. Воронежа (2008 2013гг.) iconПубличный отчет муниципального общеобразовательного учреждения Лицея №2
Условия осуществления образовательного процесса, в т ч материально-техническая база, кадры
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения лицея №3 г. Воронежа (2008 2013гг.) iconПрограмма развития Информационного центра Муниципального общеобразовательного...
«Типовым положением об общеобразовательном учреждении», действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми...
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения лицея №3 г. Воронежа (2008 2013гг.) icon««2011 г. 2011 г. Рабочая программа учителя муниципального общеобразовательного учреждения
Андрей Платонов родился на окраине Воронежа в Ямской слободе. Любил поля, деревни, в 12 лет писал стихи. «А когда подрос, полюбил...
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения лицея №3 г. Воронежа (2008 2013гг.) iconНаименование Программы Образовательная программа среднего общего...
А образования учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения лицея №3 г. Воронежа (2008 2013гг.) iconПрограмма развития Муниципального общеобразовательного учреждения...
Общая характеристика образовательного учреждения­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск