Поисково-исследовательская работа в школьном музее (методические рекомендации)





Скачать 152.02 Kb.
НазваниеПоисково-исследовательская работа в школьном музее (методические рекомендации)
Дата публикации21.11.2014
Размер152.02 Kb.
ТипИсследовательская работа
100-bal.ru > Информатика > Исследовательская работа
Поисково-исследовательская работа в школьном музее

(методические рекомендации).

Поисково-исследовательская работа – важнейшее направление деятельности школьного музея, которое способствует его развитию, обеспечивает формирование и пополнение фондов, разработку и обновление экспозиции, расширение тематики экскурсий.
Поисково-исследовательскую работу проводят активисты школьного музея с помощью руководителя музея или педагога-куратора. Успех этой деятельности во многом зависит от того, насколько продуманно организована работа, как ее участники владеют техникой исследовательского поиска, основами информационной и коммуникативной культуры.
При этом вопросам методики поисково-исследовательской деятельности уделяется недостаточное внимание. Практически отсутствуют материалы, рассчитанные непосредственно на учащихся, а также отражающие специфику исследовательской работы в музее.

Настоящие материалы рассчитаны на учащихся 5-9 классов и их педагогов, их цель – оказать помощь в проведении самостоятельной поисково-исследовательской работы на базе школьного музея.
Основные задачи:

– приобретение знаний по методике исследовательской работы;

– формирование умения организации индивидуальной или групповой работы на всех этапах исследования (планирование, поиск, сбор и обработка информации, анализ и обобщение полученных материалов, подготовка и защита отчета);

– воспитание коммуникативной и информационной культуры.
Пособие носит практический характер. Здесь даются практические рекомендации, как организовать поисковую и исследовательскую работу, составить план, распределить обязанности, где искать информацию, как вести переговоры, какую форму зачетной работы выбрать и как ее защитить.


  1. Введение.


Музеи называют грандиозной памятной книгой человечества. Но это не застывшая коллекция. Школьный музей должен непрерывно развиваться, обновляться, пополняться новыми экспонатами. Все это благодаря поисково-исследовательской деятельности, которую, как правило, ведут члены актива музея или учащиеся разных классов.

Поисковая и исследовательская работа в школьном музее тесно связаны между собой. Практически исследование является продолжением поиска. В работе могут быть использованы различные формы: индивидуальная, групповая (3-5 человек), массовая (например, поисковое задание для класса «Моя родословная»).


  1. Поисково-исследовательская деятельность.


Успех поисково-исследовательской деятельности во многом зависит от того, насколько продуманно организована работа. Можно выделить следующие этапы поисково-исследовательской работы:

1. Выбор и формулирование темы.

2. Определение цели и задач исследования.

3. Составление плана (определение источников поиска информации, распределение обязанностей и уточнение сроков, формы выполнения итоговой работы).

4. Проведение исследовательской работы: сбор, уточнение, накопление информации, ее изучение и анализ, выводы.

5. Подготовка и защита итоговой работы: реферат, доклад, экскурсия, стендовый доклад, разработка экспозиций, выставок, оформление альбомов, макетов и моделей, компьютерные презентации, видеофильмы и пр.
1. Выбор и формулировка темы поисково-исследовательского задания.
В музейной практике исследования чаще всего проводятся по следующим направлениям:

– поиск и анализ документов и предметов по определенному вопросу;

– изучение и описание музейных экспонатов;

– разработка тематико-экспозиционных планов, структуры выставок, текстов экскурсий, сценариев мероприятий.

Тема исследования может быть предложена учителем, руководителем музея или выбрана самостоятельно. Формулировка темы должна четко отражать ее содержание. Возможно образное название, но с обязательным пояснением. Важно «войти» в тему, понять ее сущность, определить ее актуальность и важность в музейной работе. В этом поможет предварительный анализ имеющихся материалов.
2. Определение цели и задач исследования.
Этот этап работы проводится одновременно с выбором и изучением темы. Определить цель исследования – значит ответить на вопросы: зачем мы его проводим, что хотим получить в конечном итоге.

Задачи уточняют цель, описывают основные шаги исследователя. Обычно планируется 2-3 задачи. Требования к ним: иерархичность (последовательность), достижимость (чтобы было под силу сделать), фиксирование по срокам.
3. Составление плана поисково-исследовательской работы.
Перед началом исследования необходимо составить его предварительный план. В ходе работы этот план может изменяться, дополняться, совершенствоваться. Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?» Для этого необходимо определить, какие методы можно использовать, а затем выстроить их по порядку.
Например, познакомиться с материалами музея, прочитать книги или статьи по теме, спросить у других знающих людей, найти информацию в Интернете и пр.
Если поисковая работа проводится группой (2-4 человека), необходимо продумать распределение обязанностей между участниками исследования. Возможно, организовать распределение функций по тематическому принципу, когда каждый участник выбирает узкий вопрос общей темы или фамилии отдельных лиц и проводит поисково-исследовательскую работу от начала и до конца. Второй вариант – это выполнение каждым определенного вида работы (один отвечает за интервью или переписку, второй работает в библиотеке и т.д.). Эти обязанности уточняются на разных этапах работы.
Результатом поисково-исследовательской работы в музее должны стать не только найденные документы и предметы, но и их анализ, итоговый отчет. Формы отчета могут быть письменными, устными, наглядными. Среди них есть типичные для подведения итогов исследовательской работы (рефераты, доклады, стендовые доклады, и пр.) и характерные, в основном, для музейных исследований (альбомы, макеты, исследования музейных предметов, разработки экспозиций и выставок и пр.).
Исследование – процесс творческий и в ходе его проведения этот план зачастую приходится изменять, что-то дополнять, от чего-то отказываться. Но вместе с тем он дает возможность четкой организации работы, отслеживание результатов ее по срокам, их уточнение.


  1. Методика исследовательской работы.




  1. Первый этап – сбор, уточнение и накопление информации.


На основании разработанного плана начинается непосредственно поисково-исследовательская работа.

Для этого используются все намеченные источники информации (просмотр каталогов и подбор литературы в библиотеках; подбор документов в архивах и музеях; Интернет; интервью, опросы и переписка с выпускниками, учителями, ветеранами).
Следует знать, что информацию по краеведению, по истории средней школы № 3 и Видновского художественно-технического лицея можно найти в Историко-культурном центре Ленинского района, Районном государственном архиве, школьном архиве, библиотеках города и района, а также в изданиях периодической печати: газете «Видновские вести», «Ветеран», в школьной газете «Лицейский вестник».
Одновременно со сбором информации необходимо создавать базу данных, в которой накапливаются все найденные материалы: копии статей и фрагменты текстов книг, интернет-подборки, документы, фотографии, записи воспоминаний ветеранов и выпускников, различные учебные предметы и пр.


  1. Второй этап поисково-исследовательской работы

- изучение и анализ информации, ее достоверности и исторической ценности;

- отбор материала;

- формулировка выводов.
Иногда в источниках встречаются различные трактовки одного и того же события, несовпадение цифр, понятий, фамилий и т.д. При обнаружении неточности и в поиске истины приоритетными источниками информации следует считать официальные документы (приказы, постановления), справочные издания.
В зависимости от темы и цели поискового исследования изучение информации может проводиться в разных формах. Например, составление литературного обзора. Литературный обзор – это краткая характеристика того, что известно по исследуемой теме из разных источников. Он обычно содержит наиболее существенную информацию из текста основного источника, сравнение и сопоставление этой информации с другими документами, критическую оценку прочитанного. Обычно литературный обзор составляется как часть реферата или при подготовке доклада и помогает исследователю овладеть материалом, обоснованно отвечая на вопросы.


  1. Подготовка и защита итоговой работы – заключительный этап поисково-исследовательской деятельности.


Итоги исследовательской работы в школьном музее можно представить в различных формах. Наиболее распространены текстовые работы (реферат, доклад, экскурсия, сценарий, описание музейных предметов и пр.), наглядные формы (стендовый доклад, разработки экспозиций и выставок, альбомы, макеты и модели). Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением.

 

  1. Текстовые работы.


1). Реферат часто является итоговой формой поисково-исследовательской работы по определенной теме. Жанр этой работы требует от автора анализа используемой информации, самостоятельных выводов. Некоторые темы разрабатываются как зачетные по различным учебным предметам. Например, учащийся М. Берилло собрал интересные документы о трудовом обучении в десятой школе, в том числе из личного архива руководителя производственных мастерских В.С. Ковылина. На основании этих материалов он подготовил реферат и выступил с докладом на областной научно-практической конференции. Его реферат представлен в экспозиции Музея истории развития образования в г. Новосибирске и Новосибирской области.

Традиционно реферат имеет следующую структуру:

– введение (1-2 стр.), где формулируется проблема, описывается ее актуальность, определяются цели и задачи реферата;

– основная часть организуется по главам или разделам в соответствии с планом работы. Каждый раздел завершается логическим выводом, вытекающим из содержания реферируемых источников, и собственной оценкой материала;

– заключение, где подводятся итоги работы, формулируются выводы;

– список источников следует оформлять в соответствии с ГОСТом (см. Приложение 2). Он может содержать не только литературные источники (книги, статьи из периодических изданий и сборников), но и интернет-подборки, кино-, фото-, аудио- документы, записи бесед.
2). Доклад – это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности. Чаще он готовится для устного выступления (на конференциях, семинарах), может быть опубликован в печати. В докладе должна быть отражена новизна и практическая значимость темы, раскрыто ее основное содержание, обоснованы выводы и предложения.
3). Экскурсия – наиболее распространенная форма подведения итогов исследовательской работы в школьном музее. Она может быть тематической («Начало школьного пути»), об отдельном лице («Памяти Николая Галкина») и даже по отдельному экспонату.
Главная цель экскурсий – раскрыть содержание экспозиции, фондов музея. Методика подготовки экскурсии такая же, что и при подготовке других устных выступлений (докладов, лекций): выбор темы и определение цели, изучение литературы, подбор экспонатов, составление текста.
Возможны два варианта разработки содержания экскурсии.

Первый - в начале проводится беседа по теме, а затем даются ссылки на экспонаты. Второй вариант – проведение экскурсии в форме обзора экспонатов. Видео, музыка, стихи используются для иллюстрации содержания и усиления эмоционального воздействия на аудиторию.
Экскурсия по одному экспонату (фотография, открытка с фронта, старинный учебник или предмет быта) может раскрывать разные аспекты исследовательской работы.
Тематическое исследование, когда изучается эпоха, биографии людей и пр. Такая экскурсия отвечает на вопрос: «О чем поведал музейный предмет».
Второй вид исследования – это анализ самих предметов и документов: установление их происхождения, место и время возникновения, авторство, назначение и применение, признаки предметов (надписи, украшения, стилистические особенности, материал), обстоятельства появления в музее.

Возможно объединение этих двух видов исследования.
Наглядные формы
4). Стендовый доклад. Данная форма принята в современной практике как наиболее удачная, обеспечивающая наглядность и концентрированность восприятия содержания.
Требования к стендовому докладу:

– соотношение иллюстративного и текстового материала устанавливается примерно 1:1. При этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50 см.;

– оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1-2 мин.;

– популярность. Информация должна быть представлена в доступной форме.
Структура стендового доклада включает: цели и задачи работы, описание сделанного, методы, используемые в ходе исследовательской деятельности, основные результаты и выводы. Методы и результаты исследования целесообразно представлять в графическом или иллюстративном виде.



  1. Разработки экспозиций, выставок, оформление альбомов.


В музейной практике распространенными наглядными формами итоговых работ являются
В их подготовке можно выделить следующие этапы: выбор темы, подбор материала, разработка структуры, оформление.
Зачастую в отчете по исследовательской работе используется несколько форм итоговых работ. Например, по теме «Они служили Отечеству» (об учителях школы – ветеранах войны и тружениках тыла) была подготовлена экспозиция и экскурсия по данной теме, составлена краеведческая работа «Встреча с ветераном. Юрцев А.И.», организована встреча с женой ветерана войны Мартынова В.И., оформлена презентация «Ветеран школы – Кокина Мария Ивановна».


  1. Защита проекта.


При любой форме итоговой работы необходимо подготовить краткое устное сообщение – защиту проекта.

Обычно оно имеет следующую схему:

– актуальность избранной темы;

– постановка цели и задачи исследования;

– составление плана исследования;

– используемые методы и средства исследования;

– представление результатов;

– выводы и предложения, что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.

Таким образом, успех поисково-исследовательской работы в музее зависит не только от желания и интереса ее участников, но и от умения самостоятельно организовать и вести эту работу. Помочь в этом – цель педагогов и настоящих методических рекомендаций.

______________________________________________________________________________


Приложение 1


Основы коммуникативной культуры

(памятка учащемуся)



В ходе поисково-исследовательской работы в музее вам приходится вступать в контакт со многими людьми, зачастую старше вас по возрасту, имеющими большие заслуги, очень занятыми по работе (ветераны войны и труда, педагоги, ученые, специалисты, родители выпускников и др.).

Умение общаться, знание правил делового этикета, такт – необходимые качества исследователя.

Наиболее типичные формы общения в процессе поисковой работы – это разговор по телефону, интервью, переписка.

Разговор по телефону

  1. Прежде всего, надо быть вежливым и, по возможности, кратким. По телефону лучше переговорить, а поговорить можно при встрече.

  2. Начиная разговор, поздоровайтесь и представьтесь.

  3. Телефонный разговор – это, в некотором роде, непрошенный визит. Поинтересуйтесь, не помешал ли этот звонок, и могут ли сейчас с вами разговаривать. Никогда не звоните рано утром или поздно вечером.

  4. Если приходится звонить незнакомым людям домой, необходимо объяснить, кто из общих знакомых дал вам номер телефона и порекомендовал это сделать.

  5. Четко изложите причину, по которой звоните, какую информацию хотите получить.

  6. Имейте под рукой ручку и блокнот, чтобы быстро записать необходимые сведения.

  7. Если договариваетесь о визите, уточните адрес встречи, дату и время. Сообщите свои контактные телефоны, адрес электронной почты.

  8. Не забудьте поблагодарить и попрощаться.

_______________________________________________________________________________

Приложение 2
Библиографическое описание документов.

Составление списка литературы
Составление списка использованной литературы – обязательная часть итоговой исследовательской работы (реферата, доклада, статьи и пр.). Описание каждого документа дается по единым правилам согласно ГОСТу 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Знания этих правил необходимы для будущей учебы и работы, так как они едины при составлении списков к курсовым, дипломным работам, к диссертациям, при любой ссылке на документы. Они составлены в соответствии с международными требованиями.
Библиографическое описание – совокупность сведений о документе, приведенных по установленным правилам и предназначенных для его идентификации и общей характеристики.

Описание книги

Основные элементы описания и обязательные знаки препинания между ними можно представить в следующей схеме:

Сведения об авторе. Основное заглавие: Пояснения к заглавию/ Сведения об авторах; о редакторах; о художниках – О повторности издания. – Место издания: Издательство, Год издания. – Количество страниц. – (Название серии).

Книги одного, двух или трех авторов описываются под фамилией первого автора, фамилии остальных указываются в сведениях об ответственности после косой черты. Например:

Бахметьев А. Оч. умелые ручки / А.Бахметьев, Т. Кизяков; худож. Д.Б Бурусов. – М.: РОСМЭН, 2002. – 94 с.: ил.

Гетманов А.Д. Логика. 10-11 кл.: учеб. пособие / А.Д.Гетманов, А.Л. Никифоров, М.И. Панов. – М.: Дрофа, 1995. – 253 с.: ил.

Книги четырех, пяти и более авторов, а также сборники произведений и статей разных авторов описывают под заглавием. В сведениях об ответственности указывается фамилия первого автора со словами «и др.».

Например:

Мировая художественная культура. 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.И. Данилова и др. – 2-е изд., перераб. – М.: Интербук, 2000.- 253 с.: ил. – (Московский учебник).

Волшебные краски : сказки рос. писателей / сост. И. Полякова ; худож.В. Бритвин. – М.: Оникс, 2001. – 250 с.: ил. – (Золотая библиотека).
Аналитическое описание составной части документа – описание статей из периодических изданий и сборников.

Аналитическое описание состоит из двух частей. В первой части указывается автор и название статьи, во второй – источник публикации. Они разделяются двумя косыми чертами.

Описание статьи из журнала:

Садкович Н.П. Практические рекомендации по созданию текста истории школы // Преподавание истории в школе. – 2003. - №2. – С. 67-70.

Описание статьи из газеты:

Полторецкая Е. Духовное лекарство: « круглый стол» на тему «Русский язык в общеобразовательной школе: программы и учебники» // Учительская газ. – 2002. - №3 (15 янв.). – С. 4.

Описание статьи из сборника:

Сухова Л.А. Чтение детей в семье // Читали, читаем и будем читать. – Новосибирск, 2006. – С. 36-42.

Описание документов на небумажных носителях.

При описании документов на небумажных носителях (аудио-, видео-издания, электронные ресурсы, CD) после автора и заглавия дается общее обозначение материала (звукозапись, видеозапись и пр.), что позволяет сразу получить представление о документе. А в области количественной характеристики приводится сообщение о физическом носителе документа (аудиокассета, микрофильм, CD).

Например:

От Кремля до Рейхстага. (Электронный ресурс). – Электрон., текстовые, граф., зв. дан. – М., Респ. мультимедиа центр, 2001. – 1 электрон. опт. диск ( CD-ROM). – (Познавательная коллекция).

Библиографический список – это упорядоченное множество библиографических записей. К исследовательским работам чаще всего составляются списки использованных и просмотренных документов. Искусство составления библиографических списков состоит не только в отборе и правильном описании документов, но и в продуманном расположении (группировке) материала. Это значительно облегчает использование этой информации. Существуют различные виды группировки: от общего к частному, от менее сложного к более сложному, в алфавите авторов и названий документов, в обратной хронологии изданий, по видам документов и др. Выбор способа группировки материала зависит от вида, темы и цели работы. Иногда, чтобы раскрыть логику представленного материала, используют несколько видов группировки. Например, к докладу, посвященному жизни и деятельности А.А. Католикова, список литературы состоял из двух разделов. В первом – книги и статьи самого А.А. Католикова (в обратной хронологии создания), а во второй – публикации о нем в алфавитном порядке.

________________________________________________________________________

Литература

1) Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. – С. 61-66 .

2) Ивочкина Т. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. – 2000. - №3. – С.136-138.

3) Голодаева В.С. Рекомендации по подготовке и оформлению рефератов, курсовых и дипломных работ. – М.: Издательский Дом «Дашков и К*», 2000. – 20 с.

4) Кудрявцева Т.С. Деловое общение: Пособие для старшеклассников / Т.С. Кудрявцева, Л.С. Пухаева. – СПб.: «Специальная Литература», 1997. – 208 с.

5) Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы. Риторика. Этикет. – М.: Экономика, 2000. – 271 с.

6) Библиографическое описание для каталогов и картотек: примеры и комментарии / сост. О.П. Монахов. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Библиотека в школе»; вып. 5.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Поисково-исследовательская работа в школьном музее (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации по созданию и организации деятельности школьных музеев
Мо россии №28-61-181/16 от 12 марта 2003 г. «О деятельности музеев образовательных учреждений» и Примерное Положение о музее образовательного...
Поисково-исследовательская работа в школьном музее (методические рекомендации) iconИсследовательская работа Ученицы 10 класса
В нашем школьном музее «Археологические памятники Евразии» находятся коллекции Хорезмской археолого-этнической экспедиции. Среди...
Поисково-исследовательская работа в школьном музее (методические рекомендации) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Место – Яковлева Л. Д., руководитель краеведческого музея «К истокам города» мбоу сош №132 Ленинского района г. Новосибирска, «Исследовательская...
Поисково-исследовательская работа в школьном музее (методические рекомендации) icon1 Конференция проводится в форме (конкурсных) презентаций ученических...
Школьном этапе традиционной краевой межкадетской научно-практической конференции «Дети в мире науки»
Поисково-исследовательская работа в школьном музее (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации по изучению дисциплин в процессе внеаудиторной...
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа...
Поисково-исследовательская работа в школьном музее (методические рекомендации) iconНаучно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская...
Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский...
Поисково-исследовательская работа в школьном музее (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных...
Выпускная квалификационная работа — это итоговая исследовательская и, главное, самостоятельно выполненная работа студента дневной,...
Поисково-исследовательская работа в школьном музее (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Научно-исследовательская...

Поисково-исследовательская работа в школьном музее (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации по подготовке выпускной квалификационной работы Введение
Выпускная квалификационная работа – это итоговая аттестационная, самостоятельная учебно-исследовательская работа студента, выполненная...
Поисково-исследовательская работа в школьном музее (методические рекомендации) iconИсследовательская работа на тему: «Жемчужина народной мудрости»
Методические рекомендации по формированию прогноза объемов продукции (товаров, работ, услуг) закупаемых для государственных
Поисково-исследовательская работа в школьном музее (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Научно-исследовательская...
Автор: Жигунова Г. В., кандидат философских наук, доцент кафедры «социальных наук»
Поисково-исследовательская работа в школьном музее (методические рекомендации) iconИсследовательская работа «Тайна имени». Выполнила ученица 6 класса...
Научно-исследовательская деятельность в Мокрушинской школе Канского района Красноярского края
Поисково-исследовательская работа в школьном музее (методические рекомендации) iconИсследовательская работа школьников. 2007 №3 «Ученику необходимо...
Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги научно-практической конференции....
Поисково-исследовательская работа в школьном музее (методические рекомендации) iconПоисково-исследовательская деятельность младших школьников (на примере...
Поисково–исследовательская деятельность младших школьников (на примере решения задач в начальном курсе математики)
Поисково-исследовательская работа в школьном музее (методические рекомендации) iconПрил. 14 На школьном уровне
...
Поисково-исследовательская работа в школьном музее (методические рекомендации) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Юные экскурсоводы» (исследования в школьном музее Военно-морской школы радистов)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск