Скачать 217.82 Kb.
|
Володина Т.Ю. Информатика и база данных. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 031900.62 – Международные отношения, форма обучения очная. Тюмень, 2011, - 17 стр.Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Информатика и база данных [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой математики и информатики. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Мальцева Т.В. д.ф.-м.н., доцент© Тюменский государственный университет, 2011. © Володина Т.Ю., 2011. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:
Целью дисциплины является формирование у студентов основ информационной культуры, являющейся непременным атрибутом современного специалиста. Создать необходимую базу, которая бы позволила широко, а главное грамотно, использовать средства вычислительной техники и пакеты прикладных программ как в течение всего периода их обучения, так и в будущей профессиональной деятельности. Задача дисциплины - подготовить специалистов, сочетающих знание своей специальности с навыками использования современных компьютерных систем для решения разнообразных прикладных задач.
Дисциплина относится к естественнонаучному циклу. Для освоения дисциплины «Информатика» студенты должны обладать базовыми знаниями, умениями и навыками, приобретенными при изучении дисциплины «Информатика и ИКТ» в общеобразовательной школе. Освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее при изучении таких дисциплин как «Управление информационными ресурсами».
В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - фундаментальные понятия информатики; - назначение, принцип действия и основные устройства современных персональных компьютеров (ПК); - принципы и технические средства хранения, обработки и передачи информации в ПК; - назначение и состав программного обеспечения ПК; - возможности и правила использования, наиболее распространенных пакетов прикладных программ общего назначения (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных); - основы построения алгоритмов. Уметь: - создавать и редактировать текстовые документы с помощью одного из текстовых редакторов; - пользоваться электронными таблицами или системами управления базами данных; - правильно выбирать методы и средства работы с информацией; - самостоятельно применять компьютеры для решения предлагаемых им учебных задач, в том числе и из других учебных курсов. Иметь навыки: - обобщения и анализа информации; - обработки и передачи информации с помощью средств вычислительной техники. Иметь представление: - о предмете, его основных понятиях и задачах; - о месте и роли информатики в современно мире.
Семестр: 3. Форма промежуточной аттестации: зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часов, в том числе: лекции – 18 часов, практические занятия – 18 часов, самостоятельная работа – 36 часа.
Таблица 1. Тематический план
*- если предусмотрены учебным планом ООП. Таблица 2. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 3. Планирование самостоятельной работы студентов
Таблица 4.
Т.1. Введение. Понятие информации и информатики. Устройство компьютерной системы. Аппаратное и программное обеспечение. Предмет, метод, содержание курса и взаимосвязь с другими дисциплинами. История развития информатики и основные понятия, которыми оперирует дисциплина. Понятие информации и ее свойства. Принципы представления, обработки и накопление информации по средствам вычислительной техники. Единицы представления, измерения и хранения информации. Понятие компьютерной системы. Основные устройства компьютера, их функции, характеристики и взаимосвязь. Накопители информации. Устройства ввода информации. Видео и аудиосистемы. Периферийные устройства. Программное обеспечение компьютера - понятие и виды. Системное и прикладное программное обеспечение. Операционная система: назначение и основные функции. Классификация операционных систем. Основы защиты информации: компьютерные вирусы и антивирусное программное обеспечение. Т.2. Операционная система семейства Windows. Интерфейс пользователя (Рабочий стол, кнопка Пуск, панель задач, Главное меню), работа с окнами, справочная система. Работа с файлами и папками (создание, переименование, перемещение, копирование, удаление и восстановление). Программы Проводник и Мой компьютер. Работа со стандартными приложениями: графическим редактором Paint, текстовым редактором Блокнот, Калькулятором. Поиск файлов и папок, в том числе и с использованием «маски поиска». Понятие архивирования информации и его принципы. Архивирование файлов и папок с помощью архиватора WinRAR. Самораспаковывающиеся архивы. Т.3. Текстовый процессор MS Word. Интерфейс пользователя (строка заголовка, панели инструментов, текстовое поле, линейки и полосы прокрутки, строка состояния). Настройка окна приложения и режимы работы с электронным документом. Сохранение и загрузка документов, настройка параметров. Редактирование текста документов (выделение, копирование, перемещение, удаление). Форматирование текста (шрифт, параметры абзаца, границы и заливка, буквица). Работа с табуляцией. Оформление абзацев текста в виде списков (маркированных, нумерованных, многоуровневых). Многоколончатый текст. Работа со стилями. Вставка символов. Работа с таблицами. Создание, редактирование и форматирование таблиц. Преобразование текста в таблицу. Вычисления в таблицах. Использование графики. Вставка рисунков: из коллекции MS Office, автофигур, объектов WordArt, организационных диаграмм. Форматирование рисунков, обтекание их текстом, повороты и отображение рисунков, их группировка. Оформление документов. Сноски и примечания. Вставка названий к рисункам, таблицам и формулам. Работа с колонтитулами страниц. Создание перекрестных ссылок, электронного оглавления, списков иллюстраций и предметного указателя. Использование шаблонов документов. Слияние документов. Сервисные средства редактирования документа: поиск и замена текста, проверка грамматики и орфографии, использование автозамены, защита документа. Т.4. Табличный процессор MS Excel. Интерфейс программы. Файл Excel. Структура электронной таблицы. Адресация ячеек. Ввод, копирование и перемещение данных. Автозаполнение. Работа с ячейками, строками, столбцами и листами рабочей книги (выделение, вставка, удаление, форматирование). Типы данных. Работа с формулами. Относительные и абсолютные ссылки. Использование функций в расчетах (математических, статистических, дата и время, логических, текстовых). Графическое представление числовой информации. Диаграммы - создание редактирование и форматирование. Работа с данными: сортировка, фильтрация, подведение итогов, построение сводных таблиц и диаграмм. Т.5. Создание электронных презентаций средствами MS PowerPoint. Интерфейс программы PowerPoint. Режимы отображения документа PowerPoint. Разметка (макет слайда) и оформление (цветовая схема, анимация) слайда. Форматирование текста. Вставка и редактирование объектов (графика, звук и др.). Настройка параметров демонстрации презентации: переход между слайдами, настройка анимации для объектов на слайде. Управление показом. Использование готовых шаблонов презентаций. Т.6. Системы счисления и алгоритмы. Кодирование информации. Понятие системы счисления. Позиционные и непозиционные системы. Двоичная, десятичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод из одной системы в другую. Операции сложения, вычитания, умножения и деления в различных системах. Понятие алгоритма. Требования к алгоритмам. Способы представления алгоритмов. Блок-схемы.
Модуль 1 Т.1. Введение. Понятие информации и информатики. Устройство компьютерной системы. Аппаратное и программное обеспечение. Практическое занятие №1: Защита рефератов по основным понятиям компьютерной системы. Т.2. Операционная система семейства Windows: Практическое занятие №1: Контрольная работа по теме «Работа в операционной системе Windows». Операции с файлами и папками. Стандартные приложения. Архивация. Проверка на вирусы. Поиск файлов. Т.3. Текстовый процессор MS Word: Практическое занятие №2: MS Word. Настройка окна программы и режима работы с электронным документом. Работа со справкой. Форматирование текста. Работа со списками и табуляцией. Работа с таблицами. Практическое занятие №3: MS Word. Работа с иллюстрациями. Оформление документов. Колонтитулы. Сноски, названия, перекрестные ссылки. Создание электронного оглавления, списков иллюстраций и предметного указателя. Модуль 2 Т.3. Текстовый процессор MS Word: Практическое занятие №1: MS Word. Шаблоны. Слияние документов. Практическое занятие №2: MS Word. Итоговое. Т.4. Табличный процессор MS Excel: Практическое занятие №3: MS Excel. Форматирование и редактирование электронных таблиц. Адресация ячеек. Типы данных. Работа с формулами. Функции. Построение диаграмм. Модуль 3 Т.4. Табличный процессор MS Excel: Практическое занятие №1: MS Excel. Работа с данными (сортировка, фильтрация, итоги, сводные таблицы и диаграммы). Практическое занятие №2: MS Excel. Итоговое. Т.5. Создание электронных презентаций средствами MS PowerPoint: Практическое занятие №2: MS PowerPoint. Проверка домашнего задания. Т.6. Системы счисления и алгоритмы: Практическое занятие №3: Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другую. Операции с числами. Построение алгоритмов. Представление алгоритмов с помощью блок-схем.
При чтении лекций применяются технологии объяснительно-иллюстративного и проблемного обучения в сочетании с современными информационными технологиями обучения (различные демонстрации с использованием проекционного мультимедийного оборудования). При проведении практических занятий, лабораторных работ и организации самостоятельной работы применяются технологии проблемного обучения, дифференцированного обучения, репродуктивного обучения, а также современные информационные технологии обучения (использование компьютерной техники для выполнения практических заданий, самостоятельное изучение студентами учебных материалов в электронной форме, различные демонстрации с использованием проекционного мультимедийного оборудования). В процессе проведения аудиторных занятий используются следующие активные и интерактивные методы и формы обучения: проблемная лекция, самостоятельная работа с учебными материалами, представленными в электронной форме.
|
Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:... ... | Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:... ... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:... ... | Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:... ... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:... «Экономика», профиль «Экономика предприятий и организаций», очной и заочной форм обучения | Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:... Рассмотрено на заседании кафедры экологии и генетики (25. 03. 2011 протокол №12) Соответствует требованиям к содержанию, структуре... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:... «Физическая культура» профиля подготовки «Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии»... | Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:... Рассмотрено на заседании кафедры управления физической культурой и спортом, 05. 2011го, № Соответствует требованиям к содержанию,... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:... «Картография и геоинформатика», очная форма обучения (профиль подготовки: картография, геоинформатика) | Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:... «Психология», профиля подготовки «Социально-организационная психология», «Клиническая психология, очной формы обучения | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:... «Психология», профиля подготовки «Социальн0-организационная психология», «Клиническая психология, очной формы обучения | Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:... ... | ||
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Логоритмика... Специальное (дефектологическое) образование, профиль – Логопедия, форма обучения – очная, заочная | Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Основы... Специальное (дефектологическое) образование, профиль – Логопедия, форма обучения – очная | ||
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Специальная... Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия, форма обучения – очная, заочная | Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Цитология... «Биология», профили ботаника, зоология, физиология, генетика, биоэкология; форма обучения – очная |