Скачать 1.07 Mb.
|
ИВЭСЭП Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по специальности: 030602.65 – – Связи с общественностью Санкт-Петербург 2011 ББК 60.56 Т 33 Теория и практика массовой информации: учебно-методический комплекс/ авт.-сост. В.И. Кузин, Е.В. Кокшина. А.Н. Тепляшина, О.В. Волкова. – СПб.: ИВЭСЭП, 2011. – 101 c. Утвержден на заседании кафедры Связи с общественностью, протокол № 12 от 20.06.2011. Утвержден и рекомендован к печати Научно-методическим Советом, протокол № 1 от 07.09.2011 г. Авторы-составителизаслуженный деятель культуры РФ В.И. Кузин; кандидат экономических наук Е.В. Кокшина; доктор филологических наук, профессор А.Н. Тепляшина; О.В. Волкова Рецензенткандидат биологических наук, доцент М.М. Козлова Ответственная за выпуск Н. А. Фролова Компьютерные работы Л.Д. Крымской © В.И. Кузин, Е.В. Кокшина. А.Н. Тепляшина, О.В. Волкова, 2011 © СПбИВЭСЭП, 2011 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основные цели преподавания курса «Теория и практика массовой информации» состоят в глубоком изучении студентами специальности «связи с общественностью» (PR) отечественных и зарубежных концепций информации, позволяющих сформировать у них научные представления о естественной и социальной природе и функциях массовой информации, средств массовой коммуникации (СМК), средств массовой информации (СМИ), которые играют все возрастающую роль в создании информационного общества, медиакоммуникаций, усиления процессов глобализации и постмодернизма в современном обществе. Прямым следствием «Информационного взрыва» ХХ в. стало возникновение нового способа развития человечества – «информационализма» (термин И. Кастельса), без осознания которого студентам трудно понять свое место и идентифицировать себя и избранную профессию в бурно изменяющемся мире. Целью курса является также дать студентам необходимое системное представление о современной структуре PR-текстов, развить навыки подготовки и распространения PR-материалов, разъяснить принципы работы с представителями средств массовой информации и специфику взаимодействия с внешней и внутренней средой организации посредством письменной коммуникации. Курс также предусматривает повторение наиболее распространенных в практике пресс-служб стилей речи, изучение системы жанров PR-текстов и форм их подачи в средства массовой информации. Кроме того, дисциплина содержит практические рекомендации по работе с источниками информации, подбору фактического и статистического материалов и их использованию при написании различных видов PR-текстов. Особое внимание уделяется практической стороне занятий, а именно выполнению упражнений на определение принадлежности различных PR-текстов к определенному жанру, написанию таких видов PR-материалов, как пресс-релиз, бэкграундер, интервью, комментарий, статья, опровержение, заявление для СМИ, поздравление, факт-лист и другие. Также курс предусматривает обучение навыкам мониторинга информационных материалов СМИ, составления спецдайджестов, разъяснение принципов результативной работы с журналистами, внутренней и внешней аудиторией организации, содержит рекомендации по оценке эффективности работы пресс-службы и подбору фотоматериалов. Таким образом, задачами курса являются:
Для достижения поставленных целей и выполнения учебных задач студент должен:
В результате изучения данного курса студент должен:
Виды занятий и методики обучения Курс предполагает сочетание лекционной, семинарской и самостоятельной форм обучения. Объектом теории информации служит сама информация во всех ее аспектах, понимания в широком смысле как процессы взаимодействия в природе и обществе, так и социально-коммуникативных контекстов, семиотической и информационно-технологической парадигмах. Практическим объектом изучения служит деятельность журналистов и специалистов по связям с общественностью. Предметом курса служат фундаментальные теории в области информационных знаний, социологии, психологии и коммуникативистики, раскрывающих общие закономерности функционирования массовой информации в обществе. Это позволяет студентам научиться видеть неразрывную связь теоретических программ с повседневной практикой журналистов и специалистов по связям с общественностью. Изучение материалов курса ведется по комплексу тем с соблюдением их хронологической последовательности. Аудиторные занятия по курсу проводятся в форме обзорных и тематических лекций, а также в виде практических занятий. Тематика лекций и практических занятий совпадает. В лекциях излагаются теоретические, методологические и исторические подходы к изучаемым проблемам. Самостоятельная работа нацелена на знакомство и изучение источников. Семинарские занятия строятся в форме сообщений и дискуссий по обсуждаемым темам. В центре внимания как лекций, так и семинарских занятий находятся главные фигуры информационного общения: коммуникатор (журналист, специалист по связям с общественностью) – аудитория – каналы (СМИ, ТВ, информ-агентства и др.) – тексты. Темы практических занятий связаны с темами лекций, а именно повторением теоретического материала, проверкой знаний по технологии подготовки текстов, написанием PR-текстов различных жанров и уровня сложности. Особое внимание в курсе уделяется закреплению полученных навыков по подготовке интервью, пресс-релизов, статей, биографий, поздравлений, опровержений, комментариев и других видов текстов посредством письменных заданий и упражнений. Кроме того, данный курс предполагает самостоятельное, активное изучение текстов периодических изданий Санкт-Петербурга и федеральных СМИ по выбору студента, результатом которых становится анализ структуры текстов, принципы отбора материала для информационного сообщения и построения смысловых частей. Методологическую основу составляют принципы и методы отечественных школ информатики, коммуникации и журналистики с использованием зарубежных методик, в частности «американской коммуникативистики» и «универсального журнализма». Теоретические занятия (лекции) Теоретические занятия организуются по отдельным группам. Общий объем лекционного курса составляет 150 часов. Практические занятия Практические занятия (семинары) проводятся в группе. Общий объем семинарских занятий 50 часов. Используются следующие виды занятий: сообщения, дискуссии, работа с текстами, упражнения на закрепление правил построения PR-текстов, написание текстов различных жанров. Занятия иллюстрируются оригиналами или копиями периодических изданий, используются аудиозаписи, приводятся примеры стилистического и технического оформления PR-текстов. Самостоятельная работа Самостоятельная деятельность студентов в рамках курса связана с задачей расширения и углубления знаний. Преподаватель рекомендует списки дополнительной литературы, обращает внимание аудитории на оформление текстов и их написание, подбор информационных материалов, на методику сбора необходимых сведений, чтение новостных лент, интервью, комментариев и статей СМИ. Важное место уделяется отработке навыков по подготовке и редактированию PR-текстов и разбору типовых ошибок, допущенных студентов при написании текстов. Нормативный объем самостоятельной работы студентов для дисциплины установлен в 200 часов. Формы контроля: Дисциплина относится к разделу обще-профессиональных дисциплин (ОПД.Ф) и читается в течение 6 семестров на 1-3 курсах, с выполнением курсовой работы. 1 семестр – экзамен; 2 семестр – зачет; 3 семестр – экзамен; 4 семестр – зачет; 5 семестр – экзамен; 6 семестр – экзамен, курсовая работа. Оперативный контроль Проводится в форме устного опроса прочитанного лекционного материала. Результаты письменных заданий и упражнений оперативно анализируются в аудитории и обсуждаются со студентами. Особое внимание при этом уделяется теоретическим проблемам изучения дисциплины, конкретизации понятий, определению жанров PR-текстов на примерах аудиовизуальных, периодических и Интернет-изданий. Рубежный контроль В течение учебного года студенты, на основе лекционного материала и консультаций преподавателя, пишут PR-тексты различных жанров, используя как специальную литературу, так и примеры информационных материалов СМИ. Выполнение данных заданий является обязательным для всех обучающихся. Студенты, не выполнившие в полном объеме письменные задания, не допускаются к аттестации, а затем и экзамену. Итоговый контроль по курсу Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен и зачет, которые проводятся в традиционной форме или методом тестирования (по желанию студентов). Оценка на экзамене является итоговой и проставляется в приложении к диплому. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ Каждый, кто когда-либо работал со СМИ, знает, насколько динамичен, изменчив и конкурентен новостной мир. Ежедневно десятки и сотни тысяч новостей, информационных материалов сталкиваются друг с другом в борьбе за интерес журналистов и аудиторий. При этом только тысячи найдут свое место в новостных колонках электронных и печатных СМИ, лишь десятки, может быть сотни, обратят на себя внимание и считанные единицы оставят яркий след в памяти людей. Одним из самых важных условий успеха для каждого, кто хочет, чтобы его новость действительно «прозвучала», является создание ярких и грамотных текстов. За емким словосочетанием «PR-тексты» скрывается, прежде всего, тексты, целью которых является формирование определенного имиджа предприятия или человека в глазах заинтересованных лиц. Важную роль в написании PR-текстов играет верный выбор формы для подачи материала, жанр. Наиболее эффективным представляется такой текст, который прост и понятен для восприятия аудитории. Именно такие тексты делают его сильным оружием имиджевой тактики любой компании. Грамотно составленный PR-текст сосредоточивает аудиторию на наиболее важных и актуальных аспектах освещаемого события, а форма диалога вовлекает слушателя в процесс общения. При самостоятельном изучении курса необходимо внимательно отнестись к выбору основных учебников и учебных пособий. Основой дисциплины может стать программа, предлагаемая учебно-методическим комплексом. При описании того или иного типа текста основное внимание нужно уделить его структуре, принципам написания и оформления и тем приемам, которые помогут ему быть востребованным у СМИ. Для подготовки к зачету или экзамену необходимо усвоить основную литературу. Тестовая система курса, как и экзаменационные вопросы, основана на ее содержании. Тест для контроля остаточных знаний предполагает выбор единственно правильного ответа из нескольких вариантов. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Учебно-тематический план составлен для дневной и заочной форм обучения. Для заочной форм обучения сохраняется предложенная структура курса с увеличением доли самостоятельной работы.
|
Памятка редколлегии для работы над выпуском. Положение о школьных... Выдержка из Закона «О средствах массовой информации». Права и обязанности журналиста | План проведения Всероссийской информационной кампании против насилия... В средствах массовой информации и других средствах массовой коммуникации на территории | ||
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс по дисциплине... Целью курса является формирование у студентов понимание основ массовой информации, функционирования конкретных средств ее распространения... | Теория и практика массовой информации Политическая история российских сми. Структурно-функциональные особенности средств массовой информации в советский период. Роль сми... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело», по профилю «Журналистика» разработана профессорско-преподавательским... | Приказ от 21. 05. 2010 №366-од Об итогах XIII городского конкурса... Об итогах XIII городского конкурса детских и юношеских средств массовой информации | ||
Мой коммунальный стандарт обзор средств массовой информации 10-14 ноября, 2011 год Приуральский район и Регламента предоставления информации на официальный сайт Администрации муниципального образования Приуральский... | При центральной избирательной комиссии российской федерации электронный дайджест Электронный дайджест публикаций средств массовой информации по выборной тематике подготовлен на основании открытой информации, размещенной... | ||
Доклад правоприменения Федерального закона РФ от 27. 12. 1991года... Федерального закона РФ от 27. 12. 1991года №2124-1 "О средствах массовой информации" (апрель 2012 год) | База данных по проблеме правового регулирования отношений в области... Средства массовой информации в Интернете. Ежедневная подборка актуальных статей, систематизированная по рубрикам. Каталог сми: „бумажные“,... | ||
Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными,... О коллегии Министерства Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными, религиозными объединениями... | Рабочая программа Теория и практика массовой информации Сеть является важнейшим источником информации. И в то же время размещение в Интернете материалов может оказаться доступным способом... | ||
О ходе реализации программы развития конкуренции в Ейском районе... Организация сбора, анализа и публикации информации (в средствах массовой информации, сети "Интернет") о региональных рынках, потребностях... | Мой коммунальный стандарт обзор средств массовой информации 3 февраля 2012 год «Философия». Преподавание философии ведется по специальностям 030501. 65 «Юриспруденция», 030502. 65 «Судебная экспертиза», 080109.... | ||
Заседания Воспитание и социализация средствами массовой информации и коммуникации в условиях Башкирской гимназии интернат | С. А. Рыбаковой Управление образования администрации Павловского... Мероприятий по проведению информационной кампании против насилия и жестокости в средствах массовой информации и других средствах... |