Массовой информации





НазваниеМассовой информации
страница1/7
Дата публикации07.12.2014
Размер1.07 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Информатика > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7


ИВЭСЭП

Санкт-Петербургский институт

внешнеэкономических связей, экономики и права

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по специальности: 030602.65 –

– Связи с общественностью

Санкт-Петербург

2011

ББК 60.56

Т 33
Теория и практика массовой информации: учебно-методический комплекс/ авт.-сост. В.И. Кузин, Е.В. Кокшина. А.Н. Тепляшина, О.В. Волкова. – СПб.: ИВЭСЭП, 2011. – 101 c.


Утвержден на заседании кафедры Связи с общественностью,
протокол № 12 от 20.06.2011.
Утвержден и рекомендован к печати Научно-методическим Советом,

протокол № 1 от 07.09.2011 г.

Авторы-составители



заслуженный деятель культуры РФ

В.И. Кузин;

кандидат экономических наук

Е.В. Кокшина;

доктор филологических наук, профессор

А.Н. Тепляшина;

О.В. Волкова

Рецензент


кандидат биологических наук, доцент

М.М. Козлова


Ответственная за выпуск
Н. А. Фролова
Компьютерные работы
Л.Д. Крымской

© В.И. Кузин, Е.В. Кокшина.
А.Н. Тепляшина, О.В. Волкова, 2011

© СПбИВЭСЭП, 2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основные цели преподавания курса «Теория и практика массовой информации» состоят в глубоком изучении студентами специальности «связи с общественностью» (PR) отечественных и зарубежных концепций информации, позволяющих сформировать у них научные представления о естественной и социальной природе и функциях массовой информации, средств массовой коммуникации (СМК), средств массовой информации (СМИ), которые играют все возрастающую роль в создании информационного общества, медиакоммуникаций, усиления процессов глобализации и постмодернизма в современном обществе. Прямым следствием «Информационного взрыва» ХХ в. стало возникновение нового способа развития человечества – «информационализма» (термин И. Кастельса), без осознания которого студентам трудно понять свое место и идентифицировать себя и избранную профессию в бурно изменяющемся мире.

Целью курса является также дать студентам необходимое системное представление о современной структуре PR-текстов, развить навыки подготовки и распространения PR-материалов, разъяснить принципы работы с представителями средств массовой информации и специфику взаимодействия с внешней и внутренней средой организации посредством письменной коммуникации. Курс также предусматривает повторение наиболее распространенных в практике пресс-служб стилей речи, изучение системы жанров PR-текстов и форм их подачи в средства массовой информации. Кроме того, дисциплина содержит практические рекомендации по работе с источниками информации, подбору фактического и статистического материалов и их использованию при написании различных видов PR-текстов.

Особое внимание уделяется практической стороне занятий, а именно выполнению упражнений на определение принадлежности различных PR-текстов к определенному жанру, написанию таких видов PR-материалов, как пресс-релиз, бэкграундер, интервью, комментарий, статья, опровержение, заявление для СМИ, поздравление, факт-лист и другие. Также курс предусматривает обучение навыкам мониторинга информационных материалов СМИ, составления спецдайджестов, разъяснение принципов результативной работы с журналистами, внутренней и внешней аудиторией организации, содержит рекомендации по оценке эффективности работы пресс-службы и подбору фотоматериалов.

Таким образом, задачами курса являются:

  • расширение представления студентов об информационных источниках, процедуре и методике сбора информации;

  • изучение основных жанров PR-текстов, выявление структурной и стилистической специфики каждого вида текста, выработка практических навыков по их написанию согласно современным требованиям;

  • обобщение и расширение представлений студентов о современной системе PR-текстов, основных каналах их распространения, освещение основных тенденций использования PR-материалов различными типами СМИ;

  • формирование представления об организации и проведении публичных мероприятий с участием представителей средств массовой информации, а также информационном сопровождении событий различного типа.

Для достижения поставленных целей и выполнения учебных задач студент должен:

  • знать научные основы и методологию познания информации в природе, обществе и кибернетических системах;

  • уметь системно анализировать сложные явления, протекающие в массовой информации, общении и коммуникации, в СМК и СМИ;

  • понимать информационную сущность своей будущей профессии, обрести коммуникативную компетентность в области информационизма, коммуникатизма, общения и журналистики.

В результате изучения данного курса студент должен:

        • иметь представление о жанровом разнообразии и современных сущностных характеристиках PR-текстов;

        • знать правила подготовки и распространения различных PR-материалов, предназначенных для внутренней и внешней среды организации; принципы сотрудничества с представителями средств массовой информации, специфики проведения и организации PR-мероприятий;

  • уметь обрабатывать информацию, использовать полученные сведения для подготовки PR-материалов; писать и распространять PR-тексты, ориентированные на различные группы СМИ;

  • получить навыки сегментирования рынка СМИ и определения целевой аудитории при подготовке PR-текстов; анализа тенденций развития и проблем функционирования современного общероссийского и регионального рынка СМИ.

Виды занятий и методики обучения

Курс предполагает сочетание лекционной, семинарской и самостоятельной форм обучения. Объектом теории информации служит сама информация во всех ее аспектах, понимания в широком смысле как процессы взаимодействия в природе и обществе, так и социально-коммуникативных контекстов, семиотической и информационно-технологической парадигмах. Практическим объектом изучения служит деятельность журналистов и специалистов по связям с общественностью.

Предметом курса служат фундаментальные теории в области информационных знаний, социологии, психологии и коммуникативистики, раскрывающих общие закономерности функционирования массовой информации в обществе. Это позволяет студентам научиться видеть неразрывную связь теоретических программ с повседневной практикой журналистов и специалистов по связям с общественностью.

Изучение материалов курса ведется по комплексу тем с соблюдением их хронологической последовательности. Аудиторные занятия по курсу проводятся в форме обзорных и тематических лекций, а также в виде практических занятий. Тематика лекций и практических занятий совпадает.

В лекциях излагаются теоретические, методологические и исторические подходы к изучаемым проблемам. Самостоятельная работа нацелена на знакомство и изучение источников. Семинарские занятия строятся в форме сообщений и дискуссий по обсуждаемым темам. В центре внимания как лекций, так и семинарских занятий находятся главные фигуры информационного общения: коммуникатор (журналист, специалист по связям с общественностью) – аудитория – каналы (СМИ, ТВ, информ-агентства и др.) – тексты.

Темы практических занятий связаны с темами лекций, а именно повторением теоретического материала, проверкой знаний по технологии подготовки текстов, написанием PR-текстов различных жанров и уровня сложности. Особое внимание в курсе уделяется закреплению полученных навыков по подготовке интервью, пресс-релизов, статей, биографий, поздравлений, опровержений, комментариев и других видов текстов посредством письменных заданий и упражнений. Кроме того, данный курс предполагает самостоятельное, активное изучение текстов периодических изданий Санкт-Петербурга и федеральных СМИ по выбору студента, результатом которых становится анализ структуры текстов, принципы отбора материала для информационного сообщения и построения смысловых частей.

Методологическую основу составляют принципы и методы отечественных школ информатики, коммуникации и журналистики с использованием зарубежных методик, в частности «американской коммуникативистики» и «универсального журнализма».

Теоретические занятия (лекции)

Теоретические занятия организуются по отдельным группам. Общий объем лекционного курса составляет 150 часов.

Практические занятия

Практические занятия (семинары) проводятся в группе. Общий объем семинарских занятий 50 часов. Используются следующие виды занятий: сообщения, дискуссии, работа с текстами, упражнения на закрепление правил построения PR-текстов, написание текстов различных жанров. Занятия иллюстрируются оригиналами или копиями периодических изданий, используются аудиозаписи, приводятся примеры стилистического и технического оформления PR-текстов.

Самостоятельная работа

Самостоятельная деятельность студентов в рамках курса связана с задачей расширения и углубления знаний. Преподаватель рекомендует списки дополнительной литературы, обращает внимание аудитории на оформление текстов и их написание, подбор информационных материалов, на методику сбора необходимых сведений, чтение новостных лент, интервью, комментариев и статей СМИ. Важное место уделяется отработке навыков по подготовке и редактированию PR-текстов и разбору типовых ошибок, допущенных студентов при написании текстов. Нормативный объем самостоятельной работы студентов для дисциплины установлен в 200 часов.

Формы контроля:

Дисциплина относится к разделу обще-профессиональных дисциплин (ОПД.Ф) и читается в течение 6 семестров на 1-3 курсах, с выполнением курсовой работы.

1 семестр – экзамен;

2 семестр – зачет;

3 семестр – экзамен;

4 семестр – зачет;

5 семестр – экзамен;

6 семестр – экзамен, курсовая работа.

Оперативный контроль

Проводится в форме устного опроса прочитанного лекционного материала. Результаты письменных заданий и упражнений оперативно анализируются в аудитории и обсуждаются со студентами. Особое внимание при этом уделяется теоретическим проблемам изучения дисциплины, конкретизации понятий, определению жанров PR-текстов на примерах аудиовизуальных, периодических и Интернет-изданий.

Рубежный контроль

В течение учебного года студенты, на основе лекционного материала и консультаций преподавателя, пишут PR-тексты различных жанров, используя как специальную литературу, так и примеры информационных материалов СМИ. Выполнение данных заданий является обязательным для всех обучающихся. Студенты, не выполнившие в полном объеме письменные задания, не допускаются к аттестации, а затем и экзамену.

Итоговый контроль по курсу

Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен и зачет, которые проводятся в традиционной форме или методом тестирования (по желанию студентов). Оценка на экзамене является итоговой и проставляется в приложении к диплому.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Каждый, кто когда-либо работал со СМИ, знает, насколько динамичен, изменчив и конкурентен новостной мир. Ежедневно десятки и сотни тысяч новостей, информационных материалов сталкиваются друг с другом в борьбе за интерес журналистов и аудиторий. При этом только тысячи найдут свое место в новостных колонках электронных и печатных СМИ, лишь десятки, может быть сотни, обратят на себя внимание и считанные единицы оставят яркий след в памяти людей.

Одним из самых важных условий успеха для каждого, кто хочет, чтобы его новость действительно «прозвучала», является создание ярких и грамотных текстов.

За емким словосочетанием «PR-тексты» скрывается, прежде всего, тексты, целью которых является формирование определенного имиджа предприятия или человека в глазах заинтересованных лиц.

Важную роль в написании PR-текстов играет верный выбор формы для подачи материала, жанр. Наиболее эффективным представляется такой текст, который прост и понятен для восприятия аудитории. Именно такие тексты делают его сильным оружием имиджевой тактики любой компании.

Грамотно составленный PR-текст сосредоточивает аудиторию на наиболее важных и актуальных аспектах освещаемого события, а форма диалога вовлекает слушателя в процесс общения.

При самостоятельном изучении курса необходимо внимательно отнестись к выбору основных учебников и учебных пособий. Основой дисциплины может стать программа, предлагаемая учебно-методическим комплексом. При описании того или иного типа текста основное внимание нужно уделить его структуре, принципам написания и оформления и тем приемам, которые помогут ему быть востребованным у СМИ. Для подготовки к зачету или экзамену необходимо усвоить основную литературу. Тестовая система курса, как и экзаменационные вопросы, основана на ее содержании. Тест для контроля остаточных знаний предполагает выбор единственно правильного ответа из нескольких вариантов.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебно-тематический план составлен для дневной и заочной форм обучения. Для заочной форм обучения сохраняется предложенная структура курса с увеличением доли самостоятельной работы.


№ п/п

Название темы

Количество аудиторных часов


лекции

семинары

всего




Раздел 1












Введение в дисциплину

2




2



Возникновение и развитие информации

2




2



Общая теория информации

4




4



Социальная и массовая информация

2

2

4



Информационный взрыв. Новое «осевое время» - информационная цивилизация

2




2



Журналистика как средство информации. Социальное функционирование журналистики

2




2



Журналист и его аудитория. Социально-ролевые функции журналистики

2

2

4



Гласность и парадигма свободы печати (теоретические и практические аспекты)

2

2

4



Обратная связь в журналистике. Аудитория, ее типология и идеология

4

2

6



Основы медиавоздействия СМИ на общество и индивида

4




4




ИТОГО

26

8

34




Раздел 2












Психологический компонент в массовой информации и СМИ. Цели, задачи. Объект, предмет

2




2



Психология общения. Анатомия формы. Структура языка

2




2



Психология личности. Четыре ипостаси человека (по Ананьеву). Обзор теорий

2




2



Психологические особенности личности специалиста по связям с общественностью. Влияние профессии

2

2

4

  1. 2

Специалист по связям с общественностью в гражданском и информационном обществе. Проблема самоидентификации

2




2



Социализация в «массовом обществе». Социальные роли. Референтные группы

2




2



Психологические функции общения. Массовые коммуникации (МК) и СМИ

2




2



Массовая информация и психология больших социальных общностей

2




2



Аудитория массовой информации и МК. Новое понимание аудитории

2

2

4



Способы психологического воздействия на массовую аудиторию

2




2



Информационно-психологические войны. Использование МК

2

2

4



Кризис идентичности в РФ. Причины. Характер

2




2



Психологическая защита в массовой коммуникации

2

2

4




ИТОГО

26

8

34




Раздел 3










24.

Источники и методика сбора информации

4

2

6

25.

Принципы жанровой классификации PR-текстов

4

2

6

26.

Понятие пресс-релиза и его основные задачи

4

2

6

27.

Виды и принципы построения бэкграундера

2




2

28.

Технология написания интервью. Классификация интервью

2




2

29.

Статья как жанр PR-текста

4




4

30.

Комментарий: понятие, приемы, структурные элементы

2




2

31.

Понятие и виды биографии

2




2

32.

Тематика факт-листов, специфика построения и содержания. Мониторинг информационных материалов СМИ и его виды

2

2

4




ИТОГО

26

8

34




Раздел 4










33.

Приветствия, тосты, речи: структура, особенности использования лексики и синтаксических конструкций

4

2

6

34.

Подготовка поздравлений и памятных адресов

4




4

35.

Рекламные тексты. Типы форматов печатной рекламы

2

2

4

36.

Деловая переписка как элемент PR-деятельности

2

2

4

37.

Подготовка заявлений для СМИ, опровержения

4

2

6

38.

PR-материалы для внешней и внутренней аудитории

2




2

39.

Организация стационарных и выездных мероприятий с участием представителей СМИ

2




2

40.

Основные направления деятельности пресс-службы организации. Оценка эффективности работы пресс-службы

2




2

41.

Рынок и структура современных СМИ

2




2




ИТОГО

24

8

32




Раздел 5










42.

История Интернет до наших дней

2




2

43.

Возможности Интернет и его перспективы

2

2

4

44.

Формы организации материалов в Сети

12

4

16

45.

Особенности восприятия материалов из Сети

6

2

8

46.

Социальные и правовые стороны Интернет - журналистики

4




4




ИТОГО

26

8

34




Раздел 6










47.

Функции пресс-службы и PR-подразделения

2

2

6

48.

Контроль и управление информационной политикой субъекта

4

2

6

49.

Капитализация нематериальных активов субъектов: роль PR-подразделения

4




4

50.

Информационная среда организации. Инновации

4




4

51.

Законодательство РФ в сфере «связей с общественностью». Международные нормы и правила работы РR-подразделений и пресс-служб

2




2

52.

Работа с пулом журналистов. Работа с PR-агентством

2

2

4

53.

Информационные жанры. Коммуникационные мероприятия

4

4

8




ИТОГО

22

10

32




ИТОГО по курсу

150

50

200
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Массовой информации iconПамятка редколлегии для работы над выпуском. Положение о школьных...
Выдержка из Закона «О средствах массовой информации». Права и обязанности журналиста
Массовой информации iconПлан проведения Всероссийской информационной кампании против насилия...
В средствах массовой информации и других средствах массовой коммуникации на территории
Массовой информации iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс по дисциплине...
Целью курса является формирование у студентов понимание основ массовой информации, функционирования конкретных средств ее распространения...
Массовой информации iconТеория и практика массовой информации
Политическая история российских сми. Структурно-функциональные особенности средств массовой информации в советский период. Роль сми...
Массовой информации iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело», по профилю «Журналистика» разработана профессорско-преподавательским...
Массовой информации iconПриказ от 21. 05. 2010 №366-од­­ Об итогах XIII городского конкурса...
Об итогах XIII городского конкурса детских и юношеских средств массовой информации
Массовой информации iconМой коммунальный стандарт обзор средств массовой информации 10-14 ноября, 2011 год
Приуральский район и Регламента предоставления информации на официальный сайт Администрации муниципального образования Приуральский...
Массовой информации iconПри центральной избирательной комиссии российской федерации электронный дайджест
Электронный дайджест публикаций средств массовой информации по выборной тематике подготовлен на основании открытой информации, размещенной...
Массовой информации iconДоклад правоприменения Федерального закона РФ от 27. 12. 1991года...
Федерального закона РФ от 27. 12. 1991года №2124-1 "О средствах массовой информации" (апрель 2012 год)
Массовой информации iconБаза данных по проблеме правового регулирования отношений в области...
Средства массовой информации в Интернете. Ежедневная подборка актуальных статей, систематизированная по рубрикам. Каталог сми: „бумажные“,...
Массовой информации iconРеспублики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными,...
О коллегии Министерства Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными, религиозными объединениями...
Массовой информации iconРабочая программа Теория и практика массовой информации
Сеть является важнейшим источником информации. И в то же время размещение в Интернете материалов может оказаться доступным способом...
Массовой информации iconО ходе реализации программы развития конкуренции в Ейском районе...
Организация сбора, анализа и публикации информации (в средствах массовой информации, сети "Интернет") о региональных рынках, потребностях...
Массовой информации iconМой коммунальный стандарт обзор средств массовой информации 3 февраля 2012 год
«Философия». Преподавание философии ведется по специальностям 030501. 65 «Юриспруденция», 030502. 65 «Судебная экспертиза», 080109....
Массовой информации iconЗаседания
Воспитание и социализация средствами массовой информации и коммуникации в условиях Башкирской гимназии интернат
Массовой информации iconС. А. Рыбаковой Управление образования администрации Павловского...
Мероприятий по проведению информационной кампании против насилия и жестокости в средствах массовой информации и других средствах...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск