Приходько Юлия Алексеевна Приложение №2 Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Особенности использования информационных технологий на уроках математики. (реферат)





Скачать 304.71 Kb.
НазваниеПриходько Юлия Алексеевна Приложение №2 Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Особенности использования информационных технологий на уроках математики. (реферат)
страница1/2
Дата публикации12.12.2014
Размер304.71 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
  1   2

Приходько Юлия Алексеевна Приложение №2


Белгородский региональный институт повышения квалификации и

профессиональной переподготовки специалистов

Особенности использования информационных

технологий на уроках математики.

(реферат)

Выполнила:

Приходько Юлия Алексеевна,

учитель математики и физики

МОУ «СОШ № 1 с углубленным

изучением отдельных предметов»,

г. Губкина

Белгород

2010


Оглавление.


  1. Введение………………………………………………………………….3

  2. Глава 1. Необходимость внедрения новых информационных технологий в процесс обучения математики…………………………………………..6

  3. Глава 2.Типы уроков математики с использованием информационных технологий……………………………………………………………….11

  4. Глава 3. Обучающие программы как элемент формирования системы знаний и умений учащихся …………………………………………….15

  5. Глава 4. Использование интерактивной доски

на уроках математики ..............................................................................24

  1. Заключение………………………………………………………………27

  2. Библиографический список…………………………………………….29

  3. Приложение ……………………………………………………………..30


ВВЕДЕНИЕ.
Процесс информатизации общества требует скорейшего разрешения многих задач, связанных, прежде всего, с информатизацией образования, с использованием в образовании новых информационных технологий обучения, с внедрением компьютера в процесс обучения конкретным дисциплинам. Теоретические и практические аспекты проблемы компьютеризации образования, в основу которых положены идеи и принципы технологического подхода в обучении, исследовались и продолжают исследоваться многими видными учеными и методистами: И.Н. Аптиповым, В.П. Беспалько, М.М. Буняевым, Я.А. Ваграменко, Я.И. Груденовым, O.A. Козловым, Э.И. Кузнецовым, В.Ф. Любичевой, A.B. и др.
Анализ исследований, связанных с вопросами эффективности и особенности использования средств информационных технологий в обучении математике, позволяет говорить о том, что применение компьютера создает благоприятные условия для индивидуализации обучения, повышает мотивацию учащихся, открывает новые возможности для управления учебным процессом, для достижения общих дидактических целей и решения конкретных задач в обучении и воспитании учащихся. Методологические, дидактические, психологические и социальные аспекты этой проблемы отражены в работах Б.С. Гершунского, А.П. Ершова, A.A. Кузнецова, В.Я. и другие.
Ученые достаточно часто обращаются к вопросам классификации дидактических принципов, к построению педагогических программных средств и к осуществлению контроля знаний учащихся по математике с помощью компьютера. «Не вызывает сомнения, что средства информационных технологий обладают большими возможностями в реализации принципа наглядности в процессе обучения математике. В современном мире необходимо обрабатывать большой поток информации в короткие сроки. Поэтому сама информация должна быть представлена определенным образом, в частности, необходимо увеличение темпа подачи информации, изменение её вида, использование унифицированных символических записей. Отсюда вытекает, что использования компьютера и соответствующего учебного обеспечения должно начинаться как можно раньше. Особенно это важно при изучении математики. Компьютер позволяет предъявлять информацию в статичном и динамичном режиме, давать представление о процессе решения алгебраических заданий, получения математических объектов, последовательность вычислений и построений. К наглядным образам на экране компьютера могут быть предложены определенные задания для выполнения их учащимися, что дает возможность отойти от обычной созерцательности и вовлечь учащихся в активную работу по изучению алгебраического материала. Средства информационных технологий вызывают неизменный интерес у учащихся и способствуют рождению интегрированных знаний». [1]

Сказанное выше определяет актуальность выбранной темы реферата, состоящую в поиске особых методических подходов к использованию средств информационных технологий с целью совершенствования математической подготовки учащихся.

Цель реферата заключается в теоретическом обосновании необходимости использования средств информационных технологий на уроках математики, рассмотрении особенностей этого использования, опираясь на собственный опыт работы учителем математики.

Цель реферата определила необходимость решения следующих задач:
1. Выявить возможности, особенности и целесообразность использования средств информационных технологий при изучении математического материала на уроках;

2. Выделить основные направления использования средств информационных технологий при изучении математики в школе;

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы педагогического исследования:

-теоретические: анализ педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования, специальных разделов математики и информатики;

-общенаучные: педагогическое наблюдение, беседы со школьниками, опросы учителей математики, тестирование, анализ результатов деятельности учащихся, изучение компьютерных программных продуктов, предназначенных для обучения математике в школе, изучение и анализ опыта использования средств информационных технологий в обучении школьников;
- статистические: обработка результатов педагогического опыта.

Реферат состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка и приложения, в котором приведены разработки уроков с применением информационных технологий, мультимидийные презентации и компьютерные программы к урокам математики.

ГЛАВА 1. НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ.

Высокоточные наукоёмкие технологии во всех областях человеческой деятельности предъявляет новые требования к знаниям, технической культуре, общему и прикладному характеру образования. Это ставит перед современной школой новые задачи совершенствования образования и подготовки школьников к практической деятельности.

Сегодня наблюдается возрастающий интерес учителей-предметников к использованию информационных технологий в обучении. В современной школе компьютер все шире используется не только на уроках информатики, но и на уроках математики, химии, биологии, русского языка, литературы, изобразительного искусства, иностранного языка1. [7]

Математика, являясь языком науки и техники, в наше время всё шире проникает в повседневную жизнь и обиходный язык, всё более внедряется в традиционно далёкие от неё области. Математика на протяжении всей истории человеческой культуры всегда была ее неотъемлемой частью; она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности.

Учитель, располагающий компьютером, имеет уникальную возможность интенсифицировать процесс обучения, сделать его более наглядным и динамичным. Использование информационных технологий на уроках способствует повышению качества знаний, расширяет горизонты школьной математики, повышает познавательную активность школьников.

В настоящее время существует множество программ, позволяющих рисовать графики функций, выполнять построения, проводить доказательства и др. Они позволяют давать иллюстрацию важнейших понятий, причем сделать это наглядно и быстро, что повышает и активизирует познавательную активность учащихся. Появляется возможность оптимально сочетать практические и аналитические виды деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ученика.[7]

Современное общество формулирует и диктует социальный заказ системе образования: в век информационных технологий выпускник школы, как будущий житель информационного общества, должен уметь реализовать свои способности и успешно организовать свою деятельность. Воспитание информационной культуры школьников - задача не только учителя информатики, но и учителя-предметника, так как информационная культура сегодня становится составляющей общей культуры человека. Одна из основных задач учителя - заинтересовать учащегося в предмете, стимулировать его познавательную и творческую активность. В решении этих задач огромную помощь оказывает освоение информационных технологий.

Одна из основных целей внедрения информационных технологий является формирование достаточно полных, глубоких и прочных знаний по изучаемому предмету.

Основные задачи внедрения информационных технологий на уроках заключаются в следующем:

- научить учащихся аргументировать, находить и выделять главное, рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения задания;

- повысить интерес учащихся к изучаемому предмету;

- повысить самостоятельность и активность учащихся при изучении материала;

- развивать коммуникативные умения (как в непосредственном общении, так и в сети Интернет);

- развивать у школьников такие мыслительные операции, как анализ, сравнение и сопоставление фактов и явлений;

- воспитывать у учащихся чувство коллективизма и взаимопомощи;

развивать межпредметные связи.

Применение информационных технологий в современном образовательном процессе – вполне закономерное явление. Однако эффективность их использования в обучении зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе взаимодействия «преподаватель – обучающийся. Использование компьютера на уроках учитель должен вводить не вместо, а наряду с другими современными технологиями и методиками.

В результате информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

Вместе с тем использование информационных технологий в классе во время урока является наиболее сложным и ответственным делом. Это связано с уже существующей, оформившейся технологией проведения урока, высокими требованиями к эффективному использованию учебного времени на уроке, к надежности работы оборудования и программного обеспечения.

Сознание детей уже подготовлено к восприятию информационного мира, они с легкостью осваивают информационные и коммуникационные технологии, многие из них способны самостоятельно обучаться. Учителя, чтобы идти наравне с теми, кого они обучают, то есть со школьниками, тоже должны войти в информационный мир, найти новую точку опоры, как-то преобразовать свою деятельность.

Анализируя целесообразность использования компьютера в учебном процессе, можно выделить следующие дидактические возможности компьютера:

- расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;

- привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления  собственных ошибок;

- развитие познавательных способностей учащихся;

- интегрированное обучение предмету;

- развитие мотивации у учащихся.

При этом  компьютер может представлять: источник учебной информации; наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); тренажер; средство диагностики и контроля.

На сегодня имеется ряд отработанных моделей такого использования на уроках:

  • демонстрация компьютерной программы подготовленной учителем или учеником, что обеспечивает высокий уровень наглядности;

  • тестирование – с вводом или выбором ответа, при этом обеспечивается быстрая, безошибочная аттестация учащихся по темам;

  • отработка общеучебных навыков с помощью компьютерного тренажера.

Использование информационных технологий в обучении математике позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет:

    • прекрасной наглядности, создаваемой компьютером;

    • реализации методики проблемного обучения с использованием ученических программ;

    • автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе (т.е. о его достижениях в ходе занятия);

    • технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения;

    • развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации.

Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в школьном образовании обсуждается на страницах всех методических журналов и газет. При этом каждому учителю, безусловно, очевидна целесообразность применения компьютеров для обучения в среднем и старшем звеньях школы. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования; выполнение любого задания, упражнения с помощью компьютера создает возможность для повышения интенсивности урока; использование вариативного материала и различных режимов работы способствует индивидуализации обучения. Т.о. информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения. [5]

При анализе целесообразности использования компьютера в учебном процессе нужно учитывать следующие дидактические возможности компьютера:

  • расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;

  • привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления  собственных ошибок;

  • развитие познавательных способностей учащихся;

  • интегрированное обучение предмету;

  • развитие мотивации у учащихся.

При этом компьютер может представлять: источник учебной информации; наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); тренажер; средство диагностики и контроля. [8]

Всё выше изложенное предлагает сделать вывод, что использование информационных технологий в образовательном процессе делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучаемого, существенно повышает уровень индивидуализации обучения. Данные технологии позволяют ребенку работать в своем собственном режиме, не создавая дискомфорта: не успел, не услышал и т.д. Ученикам, обладающим высокими учебными возможностями, они создают условия за то же самое время получить углубленные или расширенные знания, что значительно экономит время ребенка и учителя. Причем ребенок сам выбирает и уровень учебного материала, который может (а главное хочет) усвоить. Полностью решается проблема пропущенного материала. Необходимо также отметить интерес ребенка к использованию компьютера на уроках математики.

ГЛАВА 2. ТИПЫ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Информационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения обработки и распространения информации.

Среди разнообразных определений понятия «информационные технологии» более приемлемой, по-видимому, является трактовка этого термина, данная М. И.  Желдаковым2: «Под информационными технологиями понимается совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющие знания людей и развивающая их возможности по управлению техническими и социальными процессами».

Часто информационные технологии называют компьютерными технологиями или прикладной математикой. Фундаментальные обучающие программы реализуют одно из наиболее перспективных применений новых информационных технологий в преподавании и изучении предмета «Математика», позволяют давать такие наиважнейшие понятия куpca математики на более высоком уровне, обеспечивающем качественные преимущества по сравнению с традиционными методами

Компьютер на уроке математики может применяться в демонстрационном режиме, в индивидуальном режиме и в дистанционном, индивидуальном режиме.

Рассмотрим некоторые типы уроков с использованием информационных технологий.

1. Использование компьютера в демонстрационном режиме:

~ при устном счете, когда в начале урока через мультимедиа-проектор проводится решение различных заданий (приложение №1);

~ при объяснении нового материала, когда учителем демонстрируется через мультимедиа-проектор новый материал;

~ при проверке домашнего задания, через мультимедиа-проектор;

~ при работе над ошибками и т.д.

2. Использование компьютера в индивидуальном режиме:

~ при устном, индивидуальном счете;

~ при закреплении;

~ при тренировке;

~ при отработке 3УН;

,~ при повторении;

~ при контроле и Т.д.

3. Использование компьютера в дистанционном, индивидуальном режиме:

~ в исследовательской деятельности;

~ в проектной деятельности учащихся;

~ при проверке домашней работы;

~ при проверке контрольной работы и т.д.

Приведу в качестве примеров виды деятельности на различных этапах обучения:

Этап усвоения новых знаний

Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.

Практикую в своей работе для оптимизации образовательного процесса объяснение нового материала с использованием компьютерной презентации (приложение №2) как источника учебной информации и наглядного пособия. Визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений.

Этап проверки понимания и закрепления учащимися новых знаний и способов действий

В настоящее время  разработана компьютерная поддержка курса любого предмета,  в том числе и  математики. Не подменяя собой учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Они не привязаны жестко к какому-либо конкретному учебнику, в них представлены наиболее значимые вопросы содержания образования для основной и старшей школы. Основную роль играет задачный материал, использование которого варьируется учителем. Программное обеспечение включает в себя обучающие и контролирующие программы, электронные учебники по планиметрии, стереометрии, алгебре, алгебре и началам анализа. При помощи этих программ ученик самостоятельно может проверить свой уровень знаний по теории, выполнить теоретико-практические задания. Здесь имеются теоретические вопросы, образцы выполнения заданий, задания для самопроверки. Программы удобны своей универсальностью. Они могут быть использованы и для самоконтроля, и для контроля со стороны учителя (приложение №3). 

Этап всесторонней проверки ЗУН

При организации контроля знаний, умений и навыков учащихся использую тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

Практически по любому разделу математики составлены тесты, которые входят в обучающие программы (приложение №3).

Проектная деятельность учащихся

Общество становится все более зависимым от информационных технологий, поэтому учащиеся могут применять возможности компьютера в исследовательской деятельности, использовать  многогранные возможности Интернета в образовательных целях.

К урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности предлагаю учащимся выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации или веб-странички об истории развития этой темы, о применении изучаемого материала в других областях знаний. Выполнение творческих заданий предполагает  использование учащимися информационно-коммуникационных технологий, освоение проектно-исследовательской деятельности: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций и веб-страниц как представления результатов самостоятельной исследовательской деятельности. Затем эти работы представляются и защищаются перед учащимися класса, коллективно  анализируются и рецензируются  результаты выполнения (приложение №2).

Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует  приобретению навыков, которые могут оказаться весьма полезными в жизни. Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: плоды  их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах или индивидуально.

Таким образом, использование компьютера на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Приходько Юлия Алексеевна Приложение №2 Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Особенности использования информационных технологий на уроках математики. (реферат) iconО гаоу дпо (повышение квалификации) специалистов «Белгородский институт...
Особенности использование информационных технологий на уроках математики 14
Приходько Юлия Алексеевна Приложение №2 Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Особенности использования информационных технологий на уроках математики. (реферат) iconГосударственное образовательное учреждение дополнительного образования...
«Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов»
Приходько Юлия Алексеевна Приложение №2 Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Особенности использования информационных технологий на уроках математики. (реферат) iconГосударственное образовательное учреждение дополнительного образования...
«Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов»
Приходько Юлия Алексеевна Приложение №2 Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Особенности использования информационных технологий на уроках математики. (реферат) iconБелгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки...
Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Приходько Юлия Алексеевна Приложение №2 Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Особенности использования информационных технологий на уроках математики. (реферат) iconБелгородской области. Белгородский институт повышения квалификации...
Проблемы разработки и использования электронных средств обучения актуальны на протяжении всего периода внедрения информационных технологий...
Приходько Юлия Алексеевна Приложение №2 Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Особенности использования информационных технологий на уроках математики. (реферат) iconПриложение №1 положение о проведении Регионального конкурса педагогического...
Гоу дпо белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Приходько Юлия Алексеевна Приложение №2 Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Особенности использования информационных технологий на уроках математики. (реферат) iconИ. М. Резниченко кандидат педагогических наук, доцент
Белгородский Региональный Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Приходько Юлия Алексеевна Приложение №2 Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Особенности использования информационных технологий на уроках математики. (реферат) iconМетодические рекомендации по проведению декады (недели) молодого потребителя
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Приходько Юлия Алексеевна Приложение №2 Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Особенности использования информационных технологий на уроках математики. (реферат) iconОрганизационно методическая поддержка введения профильного обучения учащихся
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Приходько Юлия Алексеевна Приложение №2 Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Особенности использования информационных технологий на уроках математики. (реферат) iconРоссийская Федерация Белгородская область департамент образования,...
«Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов»
Приходько Юлия Алексеевна Приложение №2 Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Особенности использования информационных технологий на уроках математики. (реферат) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Приходько Юлия Алексеевна Приложение №2 Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Особенности использования информационных технологий на уроках математики. (реферат) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов»
Приходько Юлия Алексеевна Приложение №2 Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Особенности использования информационных технологий на уроках математики. (реферат) iconӨ н ді р і ст і к окыту сабагыныц жоспары План открытого урока производственного...
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Приходько Юлия Алексеевна Приложение №2 Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Особенности использования информационных технологий на уроках математики. (реферат) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Приходько Юлия Алексеевна Приложение №2 Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Особенности использования информационных технологий на уроках математики. (реферат) iconОсобенности образовательного процесса по иностранному языку в начальной школе
Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Приходько Юлия Алексеевна Приложение №2 Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Особенности использования информационных технологий на уроках математики. (реферат) iconПримерное тематическое планирование уроков музыка в параллельных...
Гоу дпо белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск