Скачать 304.71 Kb.
|
Приходько Юлия Алексеевна Приложение №2 Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Особенности использования информационных технологий на уроках математики. (реферат) Выполнила: Приходько Юлия Алексеевна, учитель математики и физики МОУ «СОШ № 1 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Губкина Белгород 2010 Оглавление.
на уроках математики ..............................................................................24
ВВЕДЕНИЕ. Процесс информатизации общества требует скорейшего разрешения многих задач, связанных, прежде всего, с информатизацией образования, с использованием в образовании новых информационных технологий обучения, с внедрением компьютера в процесс обучения конкретным дисциплинам. Теоретические и практические аспекты проблемы компьютеризации образования, в основу которых положены идеи и принципы технологического подхода в обучении, исследовались и продолжают исследоваться многими видными учеными и методистами: И.Н. Аптиповым, В.П. Беспалько, М.М. Буняевым, Я.А. Ваграменко, Я.И. Груденовым, O.A. Козловым, Э.И. Кузнецовым, В.Ф. Любичевой, A.B. и др. Анализ исследований, связанных с вопросами эффективности и особенности использования средств информационных технологий в обучении математике, позволяет говорить о том, что применение компьютера создает благоприятные условия для индивидуализации обучения, повышает мотивацию учащихся, открывает новые возможности для управления учебным процессом, для достижения общих дидактических целей и решения конкретных задач в обучении и воспитании учащихся. Методологические, дидактические, психологические и социальные аспекты этой проблемы отражены в работах Б.С. Гершунского, А.П. Ершова, A.A. Кузнецова, В.Я. и другие. Ученые достаточно часто обращаются к вопросам классификации дидактических принципов, к построению педагогических программных средств и к осуществлению контроля знаний учащихся по математике с помощью компьютера. «Не вызывает сомнения, что средства информационных технологий обладают большими возможностями в реализации принципа наглядности в процессе обучения математике. В современном мире необходимо обрабатывать большой поток информации в короткие сроки. Поэтому сама информация должна быть представлена определенным образом, в частности, необходимо увеличение темпа подачи информации, изменение её вида, использование унифицированных символических записей. Отсюда вытекает, что использования компьютера и соответствующего учебного обеспечения должно начинаться как можно раньше. Особенно это важно при изучении математики. Компьютер позволяет предъявлять информацию в статичном и динамичном режиме, давать представление о процессе решения алгебраических заданий, получения математических объектов, последовательность вычислений и построений. К наглядным образам на экране компьютера могут быть предложены определенные задания для выполнения их учащимися, что дает возможность отойти от обычной созерцательности и вовлечь учащихся в активную работу по изучению алгебраического материала. Средства информационных технологий вызывают неизменный интерес у учащихся и способствуют рождению интегрированных знаний». [1] Сказанное выше определяет актуальность выбранной темы реферата, состоящую в поиске особых методических подходов к использованию средств информационных технологий с целью совершенствования математической подготовки учащихся. Цель реферата заключается в теоретическом обосновании необходимости использования средств информационных технологий на уроках математики, рассмотрении особенностей этого использования, опираясь на собственный опыт работы учителем математики. Цель реферата определила необходимость решения следующих задач: 1. Выявить возможности, особенности и целесообразность использования средств информационных технологий при изучении математического материала на уроках; 2. Выделить основные направления использования средств информационных технологий при изучении математики в школе; Для решения поставленных задач были использованы следующие методы педагогического исследования: -теоретические: анализ педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования, специальных разделов математики и информатики; -общенаучные: педагогическое наблюдение, беседы со школьниками, опросы учителей математики, тестирование, анализ результатов деятельности учащихся, изучение компьютерных программных продуктов, предназначенных для обучения математике в школе, изучение и анализ опыта использования средств информационных технологий в обучении школьников; - статистические: обработка результатов педагогического опыта. Реферат состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка и приложения, в котором приведены разработки уроков с применением информационных технологий, мультимидийные презентации и компьютерные программы к урокам математики. ГЛАВА 1. НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ. Высокоточные наукоёмкие технологии во всех областях человеческой деятельности предъявляет новые требования к знаниям, технической культуре, общему и прикладному характеру образования. Это ставит перед современной школой новые задачи совершенствования образования и подготовки школьников к практической деятельности. Сегодня наблюдается возрастающий интерес учителей-предметников к использованию информационных технологий в обучении. В современной школе компьютер все шире используется не только на уроках информатики, но и на уроках математики, химии, биологии, русского языка, литературы, изобразительного искусства, иностранного языка1. [7] Математика, являясь языком науки и техники, в наше время всё шире проникает в повседневную жизнь и обиходный язык, всё более внедряется в традиционно далёкие от неё области. Математика на протяжении всей истории человеческой культуры всегда была ее неотъемлемой частью; она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности. Учитель, располагающий компьютером, имеет уникальную возможность интенсифицировать процесс обучения, сделать его более наглядным и динамичным. Использование информационных технологий на уроках способствует повышению качества знаний, расширяет горизонты школьной математики, повышает познавательную активность школьников. В настоящее время существует множество программ, позволяющих рисовать графики функций, выполнять построения, проводить доказательства и др. Они позволяют давать иллюстрацию важнейших понятий, причем сделать это наглядно и быстро, что повышает и активизирует познавательную активность учащихся. Появляется возможность оптимально сочетать практические и аналитические виды деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ученика.[7] Современное общество формулирует и диктует социальный заказ системе образования: в век информационных технологий выпускник школы, как будущий житель информационного общества, должен уметь реализовать свои способности и успешно организовать свою деятельность. Воспитание информационной культуры школьников - задача не только учителя информатики, но и учителя-предметника, так как информационная культура сегодня становится составляющей общей культуры человека. Одна из основных задач учителя - заинтересовать учащегося в предмете, стимулировать его познавательную и творческую активность. В решении этих задач огромную помощь оказывает освоение информационных технологий. Одна из основных целей внедрения информационных технологий является формирование достаточно полных, глубоких и прочных знаний по изучаемому предмету. Основные задачи внедрения информационных технологий на уроках заключаются в следующем: - научить учащихся аргументировать, находить и выделять главное, рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения задания; - повысить интерес учащихся к изучаемому предмету; - повысить самостоятельность и активность учащихся при изучении материала; - развивать коммуникативные умения (как в непосредственном общении, так и в сети Интернет); - развивать у школьников такие мыслительные операции, как анализ, сравнение и сопоставление фактов и явлений; - воспитывать у учащихся чувство коллективизма и взаимопомощи; развивать межпредметные связи. Применение информационных технологий в современном образовательном процессе – вполне закономерное явление. Однако эффективность их использования в обучении зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе взаимодействия «преподаватель – обучающийся. Использование компьютера на уроках учитель должен вводить не вместо, а наряду с другими современными технологиями и методиками. В результате информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения. Вместе с тем использование информационных технологий в классе во время урока является наиболее сложным и ответственным делом. Это связано с уже существующей, оформившейся технологией проведения урока, высокими требованиями к эффективному использованию учебного времени на уроке, к надежности работы оборудования и программного обеспечения. Сознание детей уже подготовлено к восприятию информационного мира, они с легкостью осваивают информационные и коммуникационные технологии, многие из них способны самостоятельно обучаться. Учителя, чтобы идти наравне с теми, кого они обучают, то есть со школьниками, тоже должны войти в информационный мир, найти новую точку опоры, как-то преобразовать свою деятельность. Анализируя целесообразность использования компьютера в учебном процессе, можно выделить следующие дидактические возможности компьютера: - расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала; - привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок; - развитие познавательных способностей учащихся; - интегрированное обучение предмету; - развитие мотивации у учащихся. При этом компьютер может представлять: источник учебной информации; наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); тренажер; средство диагностики и контроля. На сегодня имеется ряд отработанных моделей такого использования на уроках:
Использование информационных технологий в обучении математике позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет:
Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в школьном образовании обсуждается на страницах всех методических журналов и газет. При этом каждому учителю, безусловно, очевидна целесообразность применения компьютеров для обучения в среднем и старшем звеньях школы. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования; выполнение любого задания, упражнения с помощью компьютера создает возможность для повышения интенсивности урока; использование вариативного материала и различных режимов работы способствует индивидуализации обучения. Т.о. информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения. [5] При анализе целесообразности использования компьютера в учебном процессе нужно учитывать следующие дидактические возможности компьютера:
При этом компьютер может представлять: источник учебной информации; наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); тренажер; средство диагностики и контроля. [8] Всё выше изложенное предлагает сделать вывод, что использование информационных технологий в образовательном процессе делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучаемого, существенно повышает уровень индивидуализации обучения. Данные технологии позволяют ребенку работать в своем собственном режиме, не создавая дискомфорта: не успел, не услышал и т.д. Ученикам, обладающим высокими учебными возможностями, они создают условия за то же самое время получить углубленные или расширенные знания, что значительно экономит время ребенка и учителя. Причем ребенок сам выбирает и уровень учебного материала, который может (а главное хочет) усвоить. Полностью решается проблема пропущенного материала. Необходимо также отметить интерес ребенка к использованию компьютера на уроках математики. ГЛАВА 2. ТИПЫ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Информационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения обработки и распространения информации. Среди разнообразных определений понятия «информационные технологии» более приемлемой, по-видимому, является трактовка этого термина, данная М. И. Желдаковым2: «Под информационными технологиями понимается совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющие знания людей и развивающая их возможности по управлению техническими и социальными процессами». Часто информационные технологии называют компьютерными технологиями или прикладной математикой. Фундаментальные обучающие программы реализуют одно из наиболее перспективных применений новых информационных технологий в преподавании и изучении предмета «Математика», позволяют давать такие наиважнейшие понятия куpca математики на более высоком уровне, обеспечивающем качественные преимущества по сравнению с традиционными методами Компьютер на уроке математики может применяться в демонстрационном режиме, в индивидуальном режиме и в дистанционном, индивидуальном режиме. Рассмотрим некоторые типы уроков с использованием информационных технологий. 1. Использование компьютера в демонстрационном режиме: ~ при устном счете, когда в начале урока через мультимедиа-проектор проводится решение различных заданий (приложение №1); ~ при объяснении нового материала, когда учителем демонстрируется через мультимедиа-проектор новый материал; ~ при проверке домашнего задания, через мультимедиа-проектор; ~ при работе над ошибками и т.д. 2. Использование компьютера в индивидуальном режиме: ~ при устном, индивидуальном счете; ~ при закреплении; ~ при тренировке; ~ при отработке 3УН; ,~ при повторении; ~ при контроле и Т.д. 3. Использование компьютера в дистанционном, индивидуальном режиме: ~ в исследовательской деятельности; ~ в проектной деятельности учащихся; ~ при проверке домашней работы; ~ при проверке контрольной работы и т.д. Приведу в качестве примеров виды деятельности на различных этапах обучения: Этап усвоения новых знаний Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Практикую в своей работе для оптимизации образовательного процесса объяснение нового материала с использованием компьютерной презентации (приложение №2) как источника учебной информации и наглядного пособия. Визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений. Этап проверки понимания и закрепления учащимися новых знаний и способов действий В настоящее время разработана компьютерная поддержка курса любого предмета, в том числе и математики. Не подменяя собой учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Они не привязаны жестко к какому-либо конкретному учебнику, в них представлены наиболее значимые вопросы содержания образования для основной и старшей школы. Основную роль играет задачный материал, использование которого варьируется учителем. Программное обеспечение включает в себя обучающие и контролирующие программы, электронные учебники по планиметрии, стереометрии, алгебре, алгебре и началам анализа. При помощи этих программ ученик самостоятельно может проверить свой уровень знаний по теории, выполнить теоретико-практические задания. Здесь имеются теоретические вопросы, образцы выполнения заданий, задания для самопроверки. Программы удобны своей универсальностью. Они могут быть использованы и для самоконтроля, и для контроля со стороны учителя (приложение №3). Этап всесторонней проверки ЗУН При организации контроля знаний, умений и навыков учащихся использую тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации. Практически по любому разделу математики составлены тесты, которые входят в обучающие программы (приложение №3). Проектная деятельность учащихся Общество становится все более зависимым от информационных технологий, поэтому учащиеся могут применять возможности компьютера в исследовательской деятельности, использовать многогранные возможности Интернета в образовательных целях. К урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности предлагаю учащимся выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации или веб-странички об истории развития этой темы, о применении изучаемого материала в других областях знаний. Выполнение творческих заданий предполагает использование учащимися информационно-коммуникационных технологий, освоение проектно-исследовательской деятельности: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций и веб-страниц как представления результатов самостоятельной исследовательской деятельности. Затем эти работы представляются и защищаются перед учащимися класса, коллективно анализируются и рецензируются результаты выполнения (приложение №2). Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует приобретению навыков, которые могут оказаться весьма полезными в жизни. Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: плоды их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах или индивидуально. Таким образом, использование компьютера на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока. |
О гаоу дпо (повышение квалификации) специалистов «Белгородский институт... Особенности использование информационных технологий на уроках математики 14 | Государственное образовательное учреждение дополнительного образования... «Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов» | ||
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования... «Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов» | Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки... Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов | ||
Белгородской области. Белгородский институт повышения квалификации... Проблемы разработки и использования электронных средств обучения актуальны на протяжении всего периода внедрения информационных технологий... | Приложение №1 положение о проведении Регионального конкурса педагогического... Гоу дпо белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов | ||
И. М. Резниченко кандидат педагогических наук, доцент Белгородский Региональный Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов | Методические рекомендации по проведению декады (недели) молодого потребителя Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов | ||
Организационно методическая поддержка введения профильного обучения учащихся Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов | Российская Федерация Белгородская область департамент образования,... «Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов» | ||
Ө н ді р і ст і к окыту сабагыныц жоспары План открытого урока производственного... Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов | ||
Особенности образовательного процесса по иностранному языку в начальной школе Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов | Примерное тематическое планирование уроков музыка в параллельных... Гоу дпо белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов |