Скачать 1.57 Mb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. В жизни каждого молодого человека рано или поздно возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Ещё не повзрослев и не став самостоятельными, не имея ни достаточного жизненного опыта, ни опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в столь важном вопросе. Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь дальнейший жизненный путь человека. Поскольку в жизни всё взаимосвязано, правильно выбранная профессия оказывает влияние на все остальные сферы жизни. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и всё общество. По данным американских учёных, правильный выбор профессии в 2 – 2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10 – 15% увеличивает производительность труда и в 1,5 – 2 раза уменьшает стоимость обучения кадров. Как выбрать профессию по душе и не ошибиться с главным делом жизни? Учёные – социологи подсчитали, что примерно 40% молодёжи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности выбирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям. Это влечёт за собой разочарования и даже психические расстройства. Эта проблема стояла перед молодёжью всегда, а в настоящее время становится особенно актуальной, так как в связи с новыми социально-экономическими условиями в России и быстро изменяющимся рынком труда большинство выпускников школы не имеют ясной жизненной перспективы, более трети выпускников школ поступают учиться и работать по специальностям, не соответствующим их индивидуальным запросам и потребностям общества. Экономическая ситуация в нашей стране способствует более интенсивному перераспределению специалистов из одной области труда в другую. О множестве новых профессий учащиеся практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают изменения, что требует от современного человека умения быстро перестроится, быть мобильным, если надо – поменять специальность, предприятие, должность. Если раньше считалось хорошим тоном по 30-40 лет проработать на одном предприятии, то есть профессию выбирали один раз и на всю жизнь, действуя в соответствии с русской пословицей: «жену и профессию выбирают один раз», то теперь молодёжи надо быть готовой к творческому подходу в выборе профессии, постоянному обновлению своих профессиональных знаний, возможной профессиональной переподготовке. Но при этом у неё должна быть такая база основных знаний, такой багаж, которые помогут безболезненно совершать разные повороты в жизни. Что означает правильный выбор профессии? Выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: человека с его индивидуальными особенностями, которые выражены в его физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе это должно быть совпадение индивидуальных особенностей человека с требованиями профессии. Следовательно, чтобы овладеть профессией, открывающей простор для развития личности и самореализации, необходимо, во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые она предъявляет к человеку, и, во-вторых, знать себя, а именно свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности. Профессиональное самоопределение – это не разовое действие, а сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни человека, который включает в себя:
Оно происходит всю жизнь человека, так как в мире всё меняется: профессии, ценности, условия труда, экономическая система и сам человек. Оно может быть у кого-то ранним, у кого-то поздним. Например, великий учёный-врач Сеченов после гимназии готовился в сапёры, а Генри Форду было 40 лет, когда он нашёл своё призвание – автомобилестроение. При проведении профориентационной работы очень важно учитывать возрастные особенности личности. Период выбора профессии и профессионального становления у человека приходиться на старший подростковый возраст и раннее юношество (14-17 лет). А это нелёгкий переходный этап в жизни любого человека. Он связан, прежде всего с трудностями возраста – с поиском своего места в жизни, реализацией интеллектуального, личностного, творческого потенциала. У школьников этот период отличается ростом самопознания, возрастающим интересом к собственному «я», которое тесно связано со способностью человека к осознанному и уверенному выбору профессии. Программа по профориентации «Мои профессиональные намерения» призвана помочь школьникам в нелёгкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфику возраста. Цели:
Задачи:
Занятия предполагают 3 этапа.
Эти занятия могут проводить педагоги не имеющие специального психологического образования, так как работа осуществляется с помощью игровых методов, методов моделирования, использования диагностических методик, методов групповой работы. Проводить эти занятия целесообразнее во второй четверти, так как во-первых, развитие рыночных отношений в нашей стране предполагает жёсткую конкуренцию на рынке рабочей силы. Выигрывает самый знающий и способный (умеющий), одним словом лучший. Чем быстрее учащийся разрешит проблемную ситуацию с выбором профессии, тем больше у него будет времени и возможностей для целенаправленного саморазвития, подготовки. Во-вторых, специфика сегодняшнего полного среднего образования заключается в том, что практически повсеместно в 10-11 классах введено профильное обучение, то есть обучение старшеклассников ориентировано на конкретную профессиональную сферу. В-третьих, на рынке труда появляется всё больше новых профессий со своей системой требований к личности кандидата. Информацию об этих профессиях учащиеся либо не имеют вообще, либо имеют в ограниченном, чаще искажённом виде. Данные занятия являются частью той работы, которая организуется в школе в целях профориентации. ЗАНЯТИЕ 1. ОРИЕНТИРОВОЧНОЕ. ЦЕЛИ: - получение необходимой информации о профессиональных намерениях учащихся; - формирование установки саморазвитие в рамках занятий по профориентации.
- Приветствие; - Проверка наличия учащихся; - Проверка наличия тетрадей и школьных принадлежностей.
Вводное слово: Цель наших занятий состоит в том, что чтобы каждый из вас определился, куда он пойдёт учиться после окончания 9 класса. Если кто-то из вас уже сделал свой выбор, то мы ему постараемся помочь утвердиться в правильности выбора. На занятиях вам будут предложены различные тесты, которые помогут в профессиональном определении. Вы познакомитесь с новыми профессиями, такими как промоутер, имиджмейкер и другими. Вы также узнаете о том, что влияет на выбор вами профессии, каковы типичные ошибки при профессиональном определении. В общем, будем работать на этих занятиях в режиме сотрудничества: я постараюсь обеспечить вас диагностическим и информационным материалом, а вы анализируете и делаете выводы. Цели сегодняшнего занятия – сформировать у каждого установку на творческую, осознанную работу. Мне бы хотелось, чтобы вы вели записи в тетради. Там же будут результаты вашей работы над тестами. Упражнение «Оригинальное знакомство». Участники образуют круг. В круге каждый по очереди называет своё имя и показывает какое-либо движение. Игра проводится по принципу «снежного кома». Каждый последующий должен сначала повторить имена и движения предыдущих участников, а потом назвать своё имя и показать своё движение. Участники выполняют упражнение. У: Теперь предлагаю вам занять свои места и сделать три глубоких вдоха. Хорошо. Молодцы. Упражнение «Представление». Сейчас в тетрадях каждый из вас ответит на следующие вопросы. Ваш знак зодиака? Ваше любимое время года? Ваше любимое животное? Какое качество вам в себе нравится? Какое у вас хобби (увлечение)? Определились ли вы в том, куда пойдёте учиться после окончания 9 класса? Чего вы ждёте от занятий? Условие: каждый работает самостоятельно, не советуется и не советует, так как после этого, я соберу работы и буду их зачитывать, а вы будете угадывать, кому принадлежит та или иная запись. Время выполнения – 10 минут. Работы собираются и зачитываются ведущим, а учащиеся отгадывают.
Подводится итог занятия и участников благодарят за работу.
Аплодисменты.
На первом занятии делается акцент на особенностях подобной формы организации и проведения занятий. Учащиеся ориентируются на творческую работу с постоянным самоанализом. Уже на первом занятии прививаются навыки рефлексии. Не случайно в упражнение «Представление» включены вопросы о профессиональных намерениях и об ожиданиях относительно работы. Так как занятия проводятся на профессиональной волне, учитель должен следить за временем выполнения упражнений. Проанализировав ответы учащихся на вопрос о профессиональных намерениях, у нас на руках будет фактический материал о количестве «определившихся». Он нужен для того, чтобы по окончании курса сделать выводы об эффективности занятий. ЗАНЯТИЕ 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ. ЦЕЛИ: - формирование творческих представлений и понятий, связанных с миром профессий; - Активизация умственной активности.
Упражнение «Сантики-фантики» Мы начинаем сегодняшнее занятие с выполнения упражнения. Для этого образуем круг. Сейчас мы выберем водящего и ведущего. Но сначала послушайте, каковы условия выполнения этого упражнения: водящему необходимо угадать, кто показывает движение в круге; движение же показывает ведущий, и все в круге должны повторять его движения. На время, пока группа выбирает ведущего, водящий выходит за дверь. Выбор сделан. Водящий угадывает, кто же ведёт участников, за кем же повторяют движения. У нас сменилось несколько ведущих и водящих – пора за работу!
Займите свои места, приготовьтесь слушать и записывать. Записывать необходимо, так как эта информация поможет каждому в профессиональном самоопределении. Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни. На сегодняшний день существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них со своей системой требований к человеку, можно назвать профессией. Специальность – это вид занятий в рамках одной профессии. Например, профессия – учитель, а специальность – учитель музыки, профессия – водитель, а специальность - ………. (водитель троллейбуса). Классификация профессий:
Начнём с характеристики типов профессий. Типы профессий:
Это профессии, связанные с производством и техническим обслуживанием. Это, как правило, рабочие специальности: водитель, слесарь, токарь и так далее.
Это профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией, геодезией и так далее.
Этот вид деятельности относится к умственному труду. Пример: бухгалтер, оператор ПК, физик, кассир, верстальщик и так далее.
Пример: дизайнер, декоратор, визажист, журналист, вокалист и так далее.
Пример: учитель, врач, психолог и так далее. Скажите, пожалуйста, а профессию инженера, к какому типу профессий можно отнести? Правильно. К системе Ч-Т и Ч-Зн. Этот пример, мы выбрали не случайно. На нём мы с вами ознакомимся с классами профессий, но вначале теоретическая информация. Классы профессий. Внутри типа профессии делятся на классы в соответствии с целями труда (конечная цель).
Вывод: чтобы отнести профессию к определённому классу необходимо разобраться в конечной цели трудового процесса. Вернёмся к профессии «инженер». К какому классу она относится? Правильно, можно отнести ко всем трём. Надо учитывать специализацию. Инженер-конструктор придумывает схему новой машины, выполняя рабочие чертежи. Цель – изобрести. Это изыскательская профессия. Инженер-технолог контролирует процесс по созданным схемам, выдаёт рекомендации по улучшению работы. Цель – преобразовать. Это преобразующая профессия. Инженер-испытатель проводит проверку опытного образца с тем, чтобы в серийное производство попала машина с наименьшим числом дефектов. Цель проверить. Это гностическая профессия. Теперь перейдём к характеристике отделов профессий. Отделы профессий. Классы подразделяются на отделы, в зависимости от орудий труда.
Попробуйте привести свои примеры. Молодцы! |
Лекция из цикла “Общественная мысль XX века Все периоды реакции рано или поздно заканчиваются, и (если жизни хватит, конечно) вы рано или поздно дождетесь времени активного... | В каждой семье, где есть дети, рано или поздно встает вопрос о том,... Существует две точки зрения. Одни считают, что эти вопросы не должны обсуждаться, дети и так сами все узнают. Другие же считают наоборот,... | ||
Новомосковск, 2011 Через несколько лет я заканчиваю школу. Мои родители... Через несколько лет я заканчиваю школу. Мои родители и я начинаем усиленно думать : куда пойти учиться? Как не ошибиться в выборе... | Быть или не быть учителем? Этот вопрос рано или поздно встает перед каждым, кто выбрал эту специальность | ||
Реферат «А. П. Бородин и опера «Князь Игорь»» Во второй половине 19 века В. Ф. Одоевский писал: «Рано или поздно в мир общей музыки, этого достояния всего человечества, вольется... | Реферат ученицы 9 класса «А» Каждый из нас рано или поздно, так или иначе, сталкивается с детьми. Всем известно, что детская речь сильно отличается от взрослой.... | ||
Для здоровья очень актуальная для всех времен и народов, а в XXI... Здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше.... | Что состояние окружающей нас природы могло бы быть совершенно иное, если бы… Делать и многие делают. В этом нет ничего плохого, даже наоборот: если эти рассуждения не будут голословными, то совершенно естественно,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Первый раз я прочитал эту книгу осенью 2009-го. Но… тогда у меня еще не было блога, и я не делал конспекты книг. Наряду с книгой... | Оглавление Перед каждым человеком рано или поздно встают вопросы, которые можно было бы назвать мировоззренческими. Что такое мир? Что он собой... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Подвести к выводу о том, почему экосистема озера рано или поздно прекращает свое существование | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Окружающий нас живой мир состоит из организмов. Любой организм смертен и рано или поздно погибает, а жизнь продолжается и процветает,... | ||
Игра доктор «Давай, поиграем!» «Давай поиграем, ну давай, давай'» — «Да некогда мне, не видишь разве, что я занята!» (Не могу, устала, тороплюсь, и так не успеваю,... | Урок по окружающему миру в 3-м классе на тему "Экосистема озера" Подвести к выводу о том, почему экосистема озера рано или поздно прекращает свое существование | ||
Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики Ученые убедительно доказали: часы проведенные перед экраном монитора, рано или поздно, отзовутся расстройством нервной системы, снизят... | Интеллектуальный капитал: приказано сохранить Любой кризис рано или... Любой кризис рано или поздно заканчивается. Оптимизируя расходы, надо постараться сохранить один из ключевых ресурсов бизнеса – интеллектуальный... |