В жизни каждого молодого человека рано или поздно возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Ещё не повзрослев и не став самостоятельными, не





НазваниеВ жизни каждого молодого человека рано или поздно возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Ещё не повзрослев и не став самостоятельными, не
страница1/13
Дата публикации15.12.2014
Размер1.57 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В жизни каждого молодого человека рано или поздно возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Ещё не повзрослев и не став самостоятельными, не имея ни достаточного жизненного опыта, ни опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в столь важном вопросе.

Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь дальнейший жизненный путь человека. Поскольку в жизни всё взаимосвязано, правильно выбранная профессия оказывает влияние на все остальные сферы жизни. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и всё общество. По данным американских учёных, правильный выбор профессии в 2 – 2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10 – 15% увеличивает производительность труда и в 1,5 – 2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.

Как выбрать профессию по душе и не ошибиться с главным делом жизни?

Учёные – социологи подсчитали, что примерно 40% молодёжи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности выбирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям. Это влечёт за собой разочарования и даже психические расстройства.

Эта проблема стояла перед молодёжью всегда, а в настоящее время становится особенно актуальной, так как в связи с новыми социально-экономическими условиями в России и быстро изменяющимся рынком труда большинство выпускников школы не имеют ясной жизненной перспективы, более трети выпускников школ поступают учиться и работать по специальностям, не соответствующим их индивидуальным запросам и потребностям общества.

Экономическая ситуация в нашей стране способствует более интенсивному перераспределению специалистов из одной области труда в другую. О множестве новых профессий учащиеся практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают изменения, что требует от современного человека умения быстро перестроится, быть мобильным, если надо – поменять специальность, предприятие, должность. Если раньше считалось хорошим тоном по 30-40 лет проработать на одном предприятии, то есть профессию выбирали один раз и на всю жизнь, действуя в соответствии с русской пословицей: «жену и профессию выбирают один раз», то теперь молодёжи надо быть готовой к творческому подходу в выборе профессии, постоянному обновлению своих профессиональных знаний, возможной профессиональной переподготовке. Но при этом у неё должна быть такая база основных знаний, такой багаж, которые помогут безболезненно совершать разные повороты в жизни.

Что означает правильный выбор профессии?

Выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: человека с его индивидуальными особенностями, которые выражены в его физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе это должно быть совпадение индивидуальных особенностей человека с требованиями профессии.

Следовательно, чтобы овладеть профессией, открывающей простор для развития личности и самореализации, необходимо, во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые она предъявляет к человеку, и, во-вторых, знать себя, а именно свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности.

Профессиональное самоопределение – это не разовое действие, а сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни человека, который включает в себя:

  • Самопознание своих индивидуальных особенностей, интересов, сильных и слабых сторон;

  • Сопоставление знаний о себе и предпочитаемой профессии;

  • Выбор профессии и образа жизни.

Оно происходит всю жизнь человека, так как в мире всё меняется: профессии, ценности, условия труда, экономическая система и сам человек. Оно может быть у кого-то ранним, у кого-то поздним. Например, великий учёный-врач Сеченов после гимназии готовился в сапёры, а Генри Форду было 40 лет, когда он нашёл своё призвание – автомобилестроение.

При проведении профориентационной работы очень важно учитывать возрастные особенности личности. Период выбора профессии и профессионального становления у человека приходиться на старший подростковый возраст и раннее юношество (14-17 лет). А это нелёгкий переходный этап в жизни любого человека. Он связан, прежде всего с трудностями возраста – с поиском своего места в жизни, реализацией интеллектуального, личностного, творческого потенциала. У школьников этот период отличается ростом самопознания, возрастающим интересом к собственному «я», которое тесно связано со способностью человека к осознанному и уверенному выбору профессии.

Программа по профориентации «Мои профессиональные намерения» призвана помочь школьникам в нелёгкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфику возраста.

Цели:

  • оказание эффективной психолого-педагогической поддержки учащимся;

  • открыть перед ними перспективу в дальнейшем личностном развитии;

  • помочь учащимся определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий.

Задачи:

  • формирование актуального для подростков «информационного поля»;

  • обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию;

  • формирование мотивов саморазвития, личностного роста.

Занятия предполагают 3 этапа.

  1. Ознакомительно – ориентировочный (1-2 занятия);

  2. Проективный, коррекционный (3-6 занятия)

  3. Основной, развивающий (7-8 занятие).

Эти занятия могут проводить педагоги не имеющие специального психологического образования, так как работа осуществляется с помощью игровых методов, методов моделирования, использования диагностических методик, методов групповой работы.

Проводить эти занятия целесообразнее во второй четверти, так как во-первых, развитие рыночных отношений в нашей стране предполагает жёсткую конкуренцию на рынке рабочей силы. Выигрывает самый знающий и способный (умеющий), одним словом лучший. Чем быстрее учащийся разрешит проблемную ситуацию с выбором профессии, тем больше у него будет времени и возможностей для целенаправленного саморазвития, подготовки.

Во-вторых, специфика сегодняшнего полного среднего образования заключается в том, что практически повсеместно в 10-11 классах введено профильное обучение, то есть обучение старшеклассников ориентировано на конкретную профессиональную сферу.

В-третьих, на рынке труда появляется всё больше новых профессий со своей системой требований к личности кандидата. Информацию об этих профессиях учащиеся либо не имеют вообще, либо имеют в ограниченном, чаще искажённом виде.

Данные занятия являются частью той работы, которая организуется в школе в целях профориентации.

ЗАНЯТИЕ 1.
ОРИЕНТИРОВОЧНОЕ.
ЦЕЛИ: - получение необходимой информации о профессиональных

намерениях учащихся;

- формирование установки саморазвитие в рамках занятий по

профориентации.


  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

- Приветствие;

- Проверка наличия учащихся;

- Проверка наличия тетрадей и школьных принадлежностей.


  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Вводное слово:

Цель наших занятий состоит в том, что чтобы каждый из вас определился, куда он пойдёт учиться после окончания 9 класса. Если кто-то из вас уже сделал свой выбор, то мы ему постараемся помочь утвердиться в правильности выбора.

На занятиях вам будут предложены различные тесты, которые помогут в профессиональном определении. Вы познакомитесь с новыми профессиями, такими как промоутер, имиджмейкер и другими. Вы также узнаете о том, что влияет на выбор вами профессии, каковы типичные ошибки при профессиональном определении.

В общем, будем работать на этих занятиях в режиме сотрудничества: я постараюсь обеспечить вас диагностическим и информационным материалом, а вы анализируете и делаете выводы.

Цели сегодняшнего занятия – сформировать у каждого установку на творческую, осознанную работу. Мне бы хотелось, чтобы вы вели записи в тетради. Там же будут результаты вашей работы над тестами.
Упражнение «Оригинальное знакомство».

Участники образуют круг. В круге каждый по очереди называет своё имя и показывает какое-либо движение. Игра проводится по принципу «снежного кома». Каждый последующий должен сначала повторить имена и движения предыдущих участников, а потом назвать своё имя и показать своё движение.

Участники выполняют упражнение.

У: Теперь предлагаю вам занять свои места и сделать три глубоких вдоха. Хорошо. Молодцы.
Упражнение «Представление».

Сейчас в тетрадях каждый из вас ответит на следующие вопросы.

Ваш знак зодиака?

Ваше любимое время года?

Ваше любимое животное?

Какое качество вам в себе нравится?

Какое у вас хобби (увлечение)?

Определились ли вы в том, куда пойдёте учиться после окончания 9 класса?

Чего вы ждёте от занятий?

Условие: каждый работает самостоятельно, не советуется и не советует, так как после этого, я соберу работы и буду их зачитывать, а вы будете угадывать, кому принадлежит та или иная запись.

Время выполнения – 10 минут.

Работы собираются и зачитываются ведущим, а учащиеся отгадывают.


  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Подводится итог занятия и участников благодарят за работу.


  1. РИТУАЛ ПРОЩАНИЯ.

Аплодисменты.


  1. КОММЕНТАРИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

На первом занятии делается акцент на особенностях подобной формы организации и проведения занятий. Учащиеся ориентируются на творческую работу с постоянным самоанализом. Уже на первом занятии прививаются навыки рефлексии. Не случайно в упражнение «Представление» включены вопросы о профессиональных намерениях и об ожиданиях относительно работы.

Так как занятия проводятся на профессиональной волне, учитель должен следить за временем выполнения упражнений.

Проанализировав ответы учащихся на вопрос о профессиональных намерениях, у нас на руках будет фактический материал о количестве «определившихся». Он нужен для того, чтобы по окончании курса сделать выводы об эффективности занятий.

ЗАНЯТИЕ 2.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ.
ЦЕЛИ: - формирование творческих представлений и понятий, связанных

с миром профессий;

- Активизация умственной активности.


  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Упражнение «Сантики-фантики»

Мы начинаем сегодняшнее занятие с выполнения упражнения. Для этого образуем круг. Сейчас мы выберем водящего и ведущего. Но сначала послушайте, каковы условия выполнения этого упражнения: водящему необходимо угадать, кто показывает движение в круге; движение же показывает ведущий, и все в круге должны повторять его движения. На время, пока группа выбирает ведущего, водящий выходит за дверь.

Выбор сделан. Водящий угадывает, кто же ведёт участников, за кем же повторяют движения.

У нас сменилось несколько ведущих и водящих – пора за работу!


  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Займите свои места, приготовьтесь слушать и записывать. Записывать необходимо, так как эта информация поможет каждому в профессиональном самоопределении.

Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни. На сегодняшний день существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них со своей системой требований к человеку, можно назвать профессией. Специальность – это вид занятий в рамках одной профессии. Например, профессия – учитель, а специальность – учитель музыки, профессия – водитель, а специальность - ………. (водитель троллейбуса).
Классификация профессий:

  1. По предмету труда (типы) – на что направлен труд.

  2. По целям труда (классы) – какова конечная цель труда.

  3. По орудиям труда (отделы) – что использует, какой инструмент.

  4. По условиям труда (группы) – где работает.


Начнём с характеристики типов профессий.

Типы профессий:

    1. Предмет труда – техника, а система «человек-техника» (Ч-Т)

Это профессии, связанные с производством и техническим обслуживанием. Это, как правило, рабочие специальности: водитель, слесарь, токарь и так далее.

    1. Предмет труда – животный и растительный мир, а система «человек – природа» (Ч - П).

Это профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией, геодезией и так далее.

    1. Предмет труда – схемы, знаки, устная и письменная речь, цифры, ноты, химические и физические символы, а система «человек – знак» (Ч – Зн.).

Этот вид деятельности относится к умственному труду.

Пример: бухгалтер, оператор ПК, физик, кассир, верстальщик и так далее.

    1. Предмет труда – изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актёрская деятельность, а система «человек – художественный образ» (Ч – Х).

Пример: дизайнер, декоратор, визажист, журналист, вокалист и так далее.

    1. Предмет труда – человек. Это профессии, представители которых в процессе своей деятельности постоянно и непосредственно общаются с другими людьми, а система «человек – человек» (Ч-Ч).

Пример: учитель, врач, психолог и так далее.

Скажите, пожалуйста, а профессию инженера, к какому типу профессий можно отнести? Правильно. К системе Ч-Т и Ч-Зн. Этот пример, мы выбрали не случайно. На нём мы с вами ознакомимся с классами профессий, но вначале теоретическая информация.
Классы профессий.

Внутри типа профессии делятся на классы в соответствии с целями труда (конечная цель).

      1. Гностические («гнозис» - знание) (Гн). Цель узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, проверить по заранее известному признаку.

      2. Преобразующие (пр). Цель – изготовить по образцу.

      3. Изыскательские (из). Цель – придумать, изобрести, вывести новую формулу или схему.

Вывод: чтобы отнести профессию к определённому классу необходимо разобраться в конечной цели трудового процесса.

Вернёмся к профессии «инженер». К какому классу она относится? Правильно, можно отнести ко всем трём. Надо учитывать специализацию.

Инженер-конструктор придумывает схему новой машины, выполняя рабочие чертежи. Цель – изобрести. Это изыскательская профессия.

Инженер-технолог контролирует процесс по созданным схемам, выдаёт рекомендации по улучшению работы. Цель – преобразовать. Это преобразующая профессия.

Инженер-испытатель проводит проверку опытного образца с тем, чтобы в серийное производство попала машина с наименьшим числом дефектов. Цель проверить. Это гностическая профессия.

Теперь перейдём к характеристике отделов профессий.
Отделы профессий.

Классы подразделяются на отделы, в зависимости от орудий труда.

  1. С использованием ручных орудий труда (р); это в основном рабочие специальности, например каменщик – мастерок, маляр – кисть и так далее.

  2. С использованием машин с ручным и ножным управлением (м); пример: машинист, водитель.

  3. С использованием автоматизированного оборудования (а); пример: оператор персонального компьютера.

  4. С использованием функциональных возможностей (средств) организма (ф); пример: профессиональные спортсмены, актёры, дикторы и так далее.

Попробуйте привести свои примеры.

Молодцы!
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В жизни каждого молодого человека рано или поздно возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Ещё не повзрослев и не став самостоятельными, не iconЛекция из цикла “Общественная мысль XX века
Все периоды реакции рано или поздно заканчиваются, и (если жизни хватит, конечно) вы рано или поздно дождетесь времени активного...
В жизни каждого молодого человека рано или поздно возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Ещё не повзрослев и не став самостоятельными, не iconВ каждой семье, где есть дети, рано или поздно встает вопрос о том,...
Существует две точки зрения. Одни считают, что эти вопросы не должны обсуждаться, дети и так сами все узнают. Другие же считают наоборот,...
В жизни каждого молодого человека рано или поздно возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Ещё не повзрослев и не став самостоятельными, не iconНовомосковск, 2011 Через несколько лет я заканчиваю школу. Мои родители...
Через несколько лет я заканчиваю школу. Мои родители и я начинаем усиленно думать : куда пойти учиться? Как не ошибиться в выборе...
В жизни каждого молодого человека рано или поздно возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Ещё не повзрослев и не став самостоятельными, не iconБыть или не быть учителем?
Этот вопрос рано или поздно встает перед каждым, кто выбрал эту специальность
В жизни каждого молодого человека рано или поздно возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Ещё не повзрослев и не став самостоятельными, не iconРеферат «А. П. Бородин и опера «Князь Игорь»»
Во второй половине 19 века В. Ф. Одоевский писал: «Рано или поздно в мир общей музыки, этого достояния всего человечества, вольется...
В жизни каждого молодого человека рано или поздно возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Ещё не повзрослев и не став самостоятельными, не iconРеферат ученицы 9 класса «А»
Каждый из нас рано или поздно, так или иначе, сталкивается с детьми. Всем известно, что детская речь сильно отличается от взрослой....
В жизни каждого молодого человека рано или поздно возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Ещё не повзрослев и не став самостоятельными, не iconДля здоровья очень актуальная для всех времен и народов, а в XXI...
Здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше....
В жизни каждого молодого человека рано или поздно возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Ещё не повзрослев и не став самостоятельными, не iconЧто состояние окружающей нас природы могло бы быть совершенно иное, если бы…
Делать и многие делают. В этом нет ничего плохого, даже наоборот: если эти рассуждения не будут голословными, то совершенно естественно,...
В жизни каждого молодого человека рано или поздно возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Ещё не повзрослев и не став самостоятельными, не iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Первый раз я прочитал эту книгу осенью 2009-го. Но… тогда у меня еще не было блога, и я не делал конспекты книг. Наряду с книгой...
В жизни каждого молодого человека рано или поздно возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Ещё не повзрослев и не став самостоятельными, не iconОглавление
Перед каждым человеком рано или поздно встают вопросы, которые можно было бы назвать мировоззренческими. Что такое мир? Что он собой...
В жизни каждого молодого человека рано или поздно возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Ещё не повзрослев и не став самостоятельными, не iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подвести к выводу о том, почему экосистема озера рано или поздно прекращает свое существование
В жизни каждого молодого человека рано или поздно возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Ещё не повзрослев и не став самостоятельными, не iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Окружающий нас живой мир состоит из организмов. Любой организм смертен и рано или поздно погибает, а жизнь продолжается и процветает,...
В жизни каждого молодого человека рано или поздно возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Ещё не повзрослев и не став самостоятельными, не iconИгра доктор «Давай, поиграем!»
«Давай поиграем, ну давай, давай'» — «Да некогда мне, не видишь разве, что я занята!» (Не могу, устала, тороплюсь, и так не успеваю,...
В жизни каждого молодого человека рано или поздно возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Ещё не повзрослев и не став самостоятельными, не iconУрок по окружающему миру в 3-м классе на тему "Экосистема озера"
Подвести к выводу о том, почему экосистема озера рано или поздно прекращает свое существование
В жизни каждого молодого человека рано или поздно возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Ещё не повзрослев и не став самостоятельными, не iconЗдоровьесберегающие технологии на уроках информатики
Ученые убедительно доказали: часы проведенные перед экраном монитора, рано или поздно, отзовутся расстройством нервной системы, снизят...
В жизни каждого молодого человека рано или поздно возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Ещё не повзрослев и не став самостоятельными, не iconИнтеллектуальный капитал: приказано сохранить Любой кризис рано или...
Любой кризис рано или поздно заканчивается. Оптимизируя расходы, надо постараться сохранить один из ключевых ресурсов бизнеса – интеллектуальный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск