Скачать 163.33 Kb.
|
кОМПЬЮТЕРНАЯ АНИМАЦИЯ Капитонова Т.А., каф.математики и методики преподавания СГУ им. Н.Г. Чернышевского, Пуйшо Н.В., учитель информатики МОУ «СОШ № 52» г. Саратова Пояснительная записка. Данный элективный курс является предметным (по информатике) и предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательных школ. Курс рассчитан на 12 часов. Элективный курс имеет своей целью знакомство учащихся с основами компьютерной анимации с использованием технологии Macromedia Flash. В ходе изучения элективного курса будут решаться следующие задачи:
Использование информационных технологий в учебном процессе является эффективным средством активизации самостоятельной деятельности учеников. Современные программные средства позволяют представлять информацию, включая учебную, на экране дисплея, как в статическом виде, так и в виде анимаций. Для анимированных изображений можно найти разнообразные применения: их можно использовать в презентации; анимированные изображения «оживят» теоретический материал, украсят страницу в Интернете. Практически в любую работу можно вставить собственную анимацию, что сделает ее динамичной и визуально привлекательной - ведь «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В последние годы возрос интерес со стороны пользователей к специальным инструментальным программам машинной графики: графическим редакторам, издательским системам и т.п. В них предоставляется удобный интерфейс для пользователей, автоматизируется большое число разнообразных действий с графической информацией – от построения простейших рисунков до создания анимационных роликов. Программа Macromedia Flash создана сравнительно недавно, но с каждым годом и с каждой новой версией завоевывает все большую популярность. Появление версии Flash MX ознаменовало для пользователей наступление веб-эпохи. Если для размещения в сети фильмов, созданных во Flash версий 4 и 5, требовались большие творческие способности, то Flash MX сделал этот процесс удобным, объединив превосходные возможности дизайна и программистскую основу. Технология Flash основана на использовании векторной графики в формате Shockwave Flash (SWF). Создателям SWF удалось найти удачное сочетание между изобразительными возможностями графики, инструментальными средствами для работы с ней и механизмом включения результата в Web-страницы. Созданные на его основе изображения не только могут быть анимированы, но также дополнены интерактивными элементами и звуковым сопровождением. Приобретенные знания и навыки по созданию компьютерных анимаций могут быть использованы при изучении других дисциплин. Материал элективного курса предполагает наличие у учащихся элементарных навыков работы в среде ОС Windows и графическом редакторе (Paint). При изучении курса применяются различные формы организации занятий, ориентированные на личностные запросы и возможности школьников, способствующие развитию познавательной активности и стремлению к самообразованию и самосовершенствованию. Элективный курс завершается созданием учащимися собственной анимации (автоматической или покадровой) и защитой предоставленного проекта. Содержательная часть. Занятие 1. Введение в векторную графику. Интерфейс программы Macromedia Flash. Панель инструментов. Общий вид интерфейса. Панель инструментов. Рисование в программе Macromedia Flash. Цветовая палитра. Инструмент Линия (Line). Сохранение созданного рисунка. Инструмент Овал (Oval Tool). Инструмент Pencil (Карандаш). Инструмент Brush (Кисть). Редактирование нарисованной линии и фигуры Инструмент Eraser (Ластик). Выделение линий и фигур. Перемещение и копирование выделенных объектов. Изменение формы линий и фигур. Изменение размеров и вращение.Занятие 2. Градиентная техника. Работа с текстом. Линейный градиент. Пример создания. Создание нового градиента. Добавление новых цветов в градиент. Добавление созданного градиента в палитру. Модификация линейной градиентной заливки. Направление линейного градиента. Работа с радиальными градиентами. Модификация радиального градиента. Применение программы Flash для обработки текстов. Панели форматирования текста Character и Paragraph. Занятие 3. Покадровая анимация. Анимация во Flash. Покадровая анимация. Шкала времени - Time Line. Основные понятия. Работа с кадрами. Задание временных параметров фильма. Задание размеров рабочей области. Формирование оптимальной сцены анимации. Занятие 4. Работа со слоями. Работа со слоями. Управление режимом редактирования фильма. Занятие 5. Анимация движения. Задание скорости воспроизведения фильма. Твининг - анимация движения (Motion Tweening). Переименование слоя. Создание объекта в сцене. Направляющие слои. Преобразование анимации в символ типа movie clip.Занятие 6. Анимация изменения формы и цвета объекта. Анимация - трансформация (Шейпинг, морфинг)(Shape tweening). Контрольные точки Удаление контрольных точек. Цветовые эффекты в Shape tweening (Анимация формы). Учебно-тематический план.
Перечень знаний и умений учащихся по элективному курсу «Компьютерная анимация» представлен следующей таблицей
При оценивании творческой работы учащихся учитывается:
Литература, используемая при подготовке программы. 1. Т.Н. Боровская, Т.А. Капитонова. Интеграция математики и информатики при подготовке учителя в период педагогической практики. / Содержание и конструирование дисциплин в педвузе. Материалы научно-методической конференции. – Саратов: изд-во Саратовского педагогического института. 1998. - С. 167. 2. Информатика в школе: Приложение к журналу «Инфоматика и образование». № 3 - 2006. – М.: Образование и информатика. 2006. 3. А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер. Информатика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Изд. Центр «Академия». 2001. 4. Дж. МакДональд, К. Петерс, Т. Ярд и др. Flash MX Studio: Практ. пособие / Пер. с англ. - М.: Издательство «СП ЭКОМ». 2003. 5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия». 2003. 6. ActionScript. Подробное руководство. – СПб.: Символ – Плюс. 2002. 7. «Основы создания анимации в программе Macromedia Flash». Дистанционный курс. Кафедра информатики ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 8. Л.М. Фридман. Наглядность и моделирование в обучении.- М.: Знание. 1984. Литература, рекомендуемая для учащихся.
Образовательные диски.
Терминологический словарь. Flash-фильм - изменение в течение некоторого интервала времени тех или иные свойства экземпляра (например, координаты, цвет, размер и т.д.), то есть изменяется состояние экземпляра (отдельный кадр – Frame). Анимация - последовательное воспроизведение ряда статических картинок. Клип (Clip, или Movie clip) - это специальный тип символа. Он представляет собой как бы мини-фильм, для которого создается собственная временная диаграмма, и устанавливаются собственные параметры (например, частота смены кадров). Ключевой кадр (Keyframe) - кадр, соответствующий изменению состояния экземпляра. Символ (Symbol) - своеобразный шаблон объекта с определенным набором свойств. Слой (Layer) - компьютерный аналог прозрачных пленок, которые применяются в традиционной мультипликации. Сцена (Scene) - определенное сочетание слоев. Экземпляр символа (Instance) - каждая новая копия символа, помещенная в фильм. Примерный список творческих работ.
Примерный список тем рефератов.
Методический материал. Занятие 1. Векторная графика. Интерфейс программы Macromedia Flash. Панель инструментов. Цель занятия: познакомить учащихся с векторной графикой, а также с возможностями и особенностями программы Macromedia Flash. Задачи урока.
Ход занятия. 1. Векторная графика. Векторная графика - это способ представления изображения с помощью совокупности кривых, положение которых на рисунке описывается посредством математических формул. Благодаря этому векторная графика имеет по сравнению с растровой графикой целый ряд преимуществ:
У векторных изображений имеются и недостатки. Например, очень сложно представить компактно в векторном формате фотореалистичное изображение. В связи с этим уместно вспомнить, что самые удачные решения - компромиссные. Именно такое решение использовали и авторы Flash: при разработке Web-страниц с помощью этого инструмента можно импортировать и использовать не только векторные, но и растровые изображения. 2. Интерфейс программы Macromedia Flash MX. Инструменты рисования. Общий вид интерфейса программы Macromedia Flash MX представлен на рисунке: В состав интерфейса входят:
Программа Macromedia Flash допускает работу сразу с несколькими файлами. Каждому открытому файлу (Flash - фильму) соответствует свой рабочий стол. Если фильм развернут на весь экран, то переход к другому фильму осуществляется через пункт главного меню Window, если не развернут - можно перемещать графические объекты из одного фильма в другой перетаскиванием между окнами. Панель инструментов редактирования расположена вдоль левой границы окна. Она обеспечивает доступ к инструментам, которые применяются для создания и редактирования графических объектов. Для удобства работы панель инструментов разделена на четыре части: Tools (Инструменты), в которой собраны кнопки выбора конкретного инструмента. Эти инструменты делятся на два вида: инструменты выбора и инструменты рисования; View (Вид) - содержит средства управления просмотром изображения, имеющегося на столе. В этом поле расположены две кнопки: Hand Tool (Рука) - щелчок на кнопке включает режим, при котором рабочую область можно перемещать в любом направлении с помощью мыши, не пользуясь полосами прокрутки; Zoom Tool (Масштаб) - щелчок на кнопке включает режим быстрого масштабирования изображения в рабочей области. При включении этого режима в поле Options появляются две дополнительные кнопки, позволяющие выбирать направление масштабирования (увеличение или уменьшение); Colors (Цвета) – кнопки, которые обеспечивают раздельный выбор цвета контура и заливки объектов; подробнее их предназначение рассмотрено в разделе «Работа с цветом»; Options (Параметры) - на которой представлены элементы установки дополнительных параметров выбранного инструмента; для инструментов, не имеющих дополнительных параметров, поле Options остается пустым. Любой рисунок, созданный с помощью Flash состоит из трех основных элементов: контура, обводки контура и заливки контура. Программа обводит созданный с помощью инструментов рисования контур линией, а после того, как контур будет замкнут, заполняет его внутреннюю область цветом заливки. Пользователь имеет возможность изменять форму линий и контуры фигур, созданных с помощью инструментов Pen, Pencil, Brush, Line, Oval или Rectangle. Редактирование может выполняться инструментами Arrow, Free Transform и Subselection, либо средствами оптимизации кривых. Чтобы изменить форму линии или контур фигуры, можно перетащить на новую позицию любую точку линии, «зацепив» ее инструментом Arrow. При этом указатель служит индикатором того, как будет изменяться линия и ограниченная ею заливка. Упражнение. Нарисуйте с помощью основных инструментов следующие композиции:
Занятие 2. Градиентная техника. Работа с текстом. Цель занятия: знакомство учащихся с понятием «Градиент», приобретение навыков работы с текстом. Задачи урока.
Градиентом называется плавный переход одного цвета в другой. Сложные градиенты могут содержать несколько таких переходов. В Macromedia Flash градиенты могут содержать до восьми цветов и быть: - линейными (Linear); - радиальными (Radial), или круговыми. Цвета в градиентах могут быть непрозрачными, частично прозрачными и прозрачными. В линейном градиенте полосы разных цветов параллельны друг другу а в круговом или радиальном - располагаются вокруг центра заливки в виде концентрических окружностей или овалов . После создания контуров любым из способов, их можно залить градиентом, используя палитру Fill (Заливка), инструмент заливки Paint Bucket (Заливка, Ведро) и его модификаторы. Работа с текстом. Если необходимо сделать текст частью анимации, например, чтобы буквы были движущимися объектами, или во Flash-ролике нужно вывести на экран пояснительные надписи, можно использовать возможности программы Flash по обработке текстов. Текст вводится, размещается и обрабатывается в текстовом блоке. Блоки бывают трех типов. Первый, Static Text, используется как для создания объектов анимации, так и для вывода на экран текстового сопровождения. Второй, Input Text, предназначен для взаимодействия с пользователем, просматривающим анимацию: в этот блок можно вписывать ответы на задаваемые вопросы, различные анкетные данные. При этом введенный текст можно программно анализировать, чтобы, например, направить анимацию по тому или другому пути. Третий, Dynamic Text предназначен для отображения на экране результатов работы скриптовой программы, предусмотренной в Flash-анимации. Мы остановимся только на блоке типа Static Text. Панели форматирования текста Character и ParagraphДля выбора параметров текста предназначены перемещаемые панели Character (Знак) и Paragraph (Абзац), которые можно открыть из главного меню, выбрав последовательно команды Window (Окно) - Panels (Панели) - Character (Знак). Инструмент Text (Текст). Ввод текста.
Пример. Создание эффекта тени.
Упражнение.
Практические задания к элективному курсу. К занятиям 4-6. Покадровая анимация. Работа со слоями. 1. Нарисовать неподвижно сидящую лягушку и летающего вокруг нее комара (глаза лягушки поворачиваются за комаром). 2. Нарисовать «летающую тарелку» с мигающим прожектором. 3. Изобразить одно из созвездий северного полушария с мигающим названием. К занятиям 7-11. Автоматическая анимация. 1. Изобразить движение яблока, падающего с дерева (на голову И. Ньютона). 2. Изобразить момент приземления НЛО. 3. Изобразить падающий снег. 4. Изобразить движение букв, появляющихся с разных сторон и образующих слово «Россия». 5. Создать анимацию превращения красного круга в синий куб. |
Согласовано зам директора по увр Программа Macromedia Flash mx 2004, Macromedia Flash mx 2004 Pro (желательно), Macromedia Flash 8 или Adobe Flash cs3 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Факультативный курс “Основы Flash-анимации” предназначен для учащихся, владеющих начальными навыками работы на персональном компьютере... | ||
Утверждено Программа предназначена для учащихся 9-11 классов, стремящихся освоить возможности современных анимационных систем. Приложение, включенное... | Элективный курс по биологии Загадки и тайны генов Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и имеет целью вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней... | ||
Рабочая программа факультативного курса в 8 классе «Технологии компьютерной анимации» Рабочая программа факультативного курса «Технологии компьютерной анимации» составлена на основе авторской программы В. Л. Кудрявцева,... | Инструкция пользователя 10 заключение 13 Практически в программе... Это промышленный стандарт для работы с интерактивным контентом. Это наиболее передовая среда для создания насыщенных диалоговых веб-сайтов,... | ||
Отчёт по итогам городского конкурса компьютерной графики и анимации... В период с 22 декабря 2003 г по 1 марта 2004 г информационно-техническим медиацентром уо совместно с му цдод "Поиск" среди учащихся... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема учебного занятия: Создание анимации в программе Adobe Flash cs3 с использованием маски | ||
Цель: Интересно и понятно объяснить новую тему. Задачи О. Ефимова, В. Морозов, Н. Угринович Курс компьютерной технологии с основами информатики | Пояснительная записка 5 стр. Тематическое планирование 7 стр Цель обучения: Овладение технологиями создания изображений, анимации, трансформаций, навигаций, различных flash-представлений, презентаций,... | ||
Курсовая работа " Использование технологии Macromedia Flash для создания... Информатизация образования это процесс интеллектуализации деятельности обучающегося. Она развивается на основе реализации возможностей... | Гоу «Коми республиканский лицей при Сыктывкарском государственном университете» Предлагаемый курс рассчитан на учащихся 10 классов (объём 70 часов) и имеет своей целью углубить знания учащихся в области исследовательской... | ||
Тема: Программа Macromedia Flash mx. Кадры, слои, сохранение и опубликование файла | Курс имеет целью познакомить студентов с основами межкультурной коммуникации. Задачи курса Курс «Межкультурная коммуникация» является дополнительной дисциплиной в профессиональной подготовке студентов и связан с такими курсами,... | ||
Курс имеет целью познакомить студентов с основами межкультурной коммуникации. Задачи курса Курс «Межкультурная коммуникация» является дополнительной дисциплиной в профессиональной подготовке студентов и связан с такими курсами,... | Элективный курс по английскому языку «The Hotel Business» для учащихся... Данный элективный курс призван создать у учащихся дополнительную мотивацию к изучению английского языка и стимулировать их речевую... |