БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Выпускная работа по
«Основам информационных технологий»
Магистрант
кафедры литературно-художественной критики
Солтанова Ксения Викторовна (2ПМЖ 322)
Руководители:
Доцент, кандидат филологических наук Кузьмич Наталья Васильевна,
старший преподаватель Кожич Павел Павлович
Минск – 2009 г.
Оглавление Оглавление………………………………………………………………………...2
Список обозначений ко всей выпускной работе………………………………..3
Реферат по теме «Перспективы применения ИТ в печатных СМИ»………………………………………………………………………………4
Введение…………………………………………………………………….4
Глава 1(обзор литературы)………………………………………………...7
Глава 2 (методика исследования)………………………………………..11
Глава 3 (основные результаты)…………………………………………..13
Заключение………………………………………………………………..16
Список использованных источников……………………………………18
Предметный указатель…………………………………………………………..19
Интернет ресурсы……………………..................................................................20
Действующий личный сайт……………………………………………………..21
Граф научных интересов………………………………………………………..22
Тестовые вопросы………………………………………………………..............23
Презентация магистерской работы……………………………………………..24
Список литературы к выпускной работе……………………………………….27
Список обозначений ИТ – информационные технологии.
СМИ – средства массовой информации.
реферат
Перспективы применения ИТ в печатных СМИ Введение Информационные технологии прочно закрепили свои позиции практически во всех сферах деятельности человека, в том числе и в журналистике, представители которой уже не мыслят своей профессиональной жизни без новейших средств связи и способов получения информации.
Динамичное развитие социальной, научно-технической и экономической сферы, появление новых знаний и инноваций наряду с увеличением потока информации накладывают новые требования к журналистике. С другой стороны, на ее инновационное развитие повлияла сама потребность общества. Сегодня огромный объем информации черпается через систему Интернет, а также активное влияние на жизнь оказывают зарубежные средства массовой информации.
В условиях развития оn-line журналистики, СМИ проводят собственные маркетинговые исследования, поскольку они всесторонне заинтересованы в увеличении зрительской аудитории и читателей. В борьбе за оперативность подачи качественной и дорогой, с точки зрения сенсационности, информации и контроль над информационным пространством, СМИ не имеют иного выхода, как своевременно внедрять инновационные технологии и проекты. Иначе на масс-медийном рынке они потеряют конкурентное преимущество. В связи с этим, явной становится тенденция ускорения взаимовыгодного сотрудничества между электронными и печатными СМИ, а также вовлечение целевой аудитории в процесс создания и наполнения проектов.
На рынке появляются принципиально новые инновационные проекты – телевизионные аукционы, мобильное телевидение, IPTV, телевизионные марафоны, ТВ мосты между городами и видео-встречи с участием СМИ. Численность таких проектов возрастает с появлением новых технических возможностей. Мобильная связь, жидкокристаллические мониторы, запись информации на диски, переход на новый формат вещания – всё это позволяет средствам массовой информации идти в ногу со временем, не теряя своих потребителей. Среди новых тенденций в журналистике – развитие виртуальной журналистики. В частности появилось виртуальное телевидение, которое представляет собой серию текстов с иллюстрациями, графиками, фотографиями и другими мультимедиа материалами. Увеличивается число электронных газет и агентств, которые на своих сайтах выкладывают видео сюжеты и ленты новостей. Сегодня каждое информационное агентство должно прорабатывать вопрос, связанный с увеличением каналов распространения информации. Сотрудничество с сотовыми операторами, работающими в стандарте 3G, например, позволит в ближайшее время пользователям мобильных телефонов загружать видео и телепроекты.
Появился также симбиоз электронных и печатных СМИ. Для увеличения аудитории редакции создают Интернет-версии. Количество посещений зависит от информационной насыщенности, количества иллюстраций и даже стиля. Поскольку молодежь до 30 лет газетную версию читает мало, каждая такая редакция может расширить свою аудиторию посредством использования новой технологии – через сообщество блогов и социальные каналы связи. В России, кстати, эти технологии давно уже применяются.
Тем не менее, в Беларуси опыт создания качественных Интернет версий, да и вообще, новейшие информационные технологии фактически не применяются. Связано ли это с отсутствием профессиональных кадров, разбирающихся в программировании, или с недостаточным финансированием изданий, пока неясно. Бесспорным остаётся одно: если и дальнейшее развитие отечественных СМИ пойдёт по-прежнему, им не достанется места в информационном пространстве будущего.
Изучение перспектив развития печатных изданий на современном этапе позволит выявить не только способы коррекции информационной политики некоторых СМИ, но и рассмотреть причины проблем, существующих на сегодняшний день в сфере применения информационных технологий в белорусской периодике.
Таким образом, тема нашего реферата – «Перспективы применения информационных технологий в печатных СМИ». Актуальность выбранной темы обуславливается широким распространением информационных технологий во всех сферах деятельности человека, в том числе и в журналистике. Однако, на наш взгляд, информационные технологии, хоть и рассматривались многими учёными в качестве предмета исследования, затрагивая вопросы журналистики, но в данных работах не достаточно уделялось внимания тем проблемам, с которыми сталкиваются редакции печатных СМИ, борясь за читателя, конкурируя с более продвинутыми зарубежными аналогами и электронными изданиями. А потому перспективы белорусских газет и журналов широкого профиля довольно неясны. Бесспорно, они нуждаются в конкретных преобразованиях, в глубокой и всесторонней модернизации.
Методологической базой реферата стали научные статьи, справочники и монографии по информационным технологиям и журналистике, а также работы известных учёных, среди которых можно выделить В.В. Ворошилова,
В.А. Михайлова, С.И. Галкина, В.П. Ситникова, занимающихся изучением техники и технологии СМИ, эффективности применения информационных технологий в журналистике. Широкий обзор и работа с научной литературой по выбранной теме позволили сформулировать следующую цель реферата: осуществить широкий анализ и обобщение перспектив развития печатных средств массовой информации, учитывая эффективность использования ими новейших информационных технологий.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
рассмотреть важнейшие проблемы, стоящие перед белорусскими изданиями на современном этапе развития;
проанализировать степень эффективности применения информационных технологий на базе печатных СМИ;
оценить перспективы развития белорусской периодики, учитывая качественный аспект применения ими в своей работе информационных технологий.
Предметом изучения является зарубежный опыт СМИ в сравнении с современным отечественным развитием информационных технологий, применяемых в журналистике.
Объектом исследования выбраны общие для всех видов белорусских печатных изданий тенденции развития.
Обзор литературы Перспективам применения ИТ в печатных СМИ до сих пор уделялось не много внимания в научной литературе. Различные исследователи, в основном, делали акцент на исторические этапы развития техники и технологии печати. Так, например, В.В. Ворошилов обращает наше внимание на саму технологию печати, подробно описывая сам процесс создания газеты, не заостряя внимания на тех информационных технологиях, которые при этом применяются в редакции. Он, конечно, упоминает о всеобщей компьютеризации и пользе новейших информационных технологий, но не углубляется в суть проблемы. Многие его предположения относительно перспектив развития журналистики стали реальностью. Так, в «Технике и технологии СМИ» автор пишет: «Западные исследователи сулят газетам заманчивое будущее. Газеты будут печататься в локальных центрах, к примеру, в супермаркетах, в метро, на железнодорожных станциях, где установят цифровые печатные устройства, разработанные в Бельгии и Израиле…» [1, с. 27] На наш взгляд, здесь говориться о локальных печатных центрах, которые сейчас довольно распространены в средних и высших учебных заведениях Беларуси. Практически в каждом университете республики есть печатный центр, выпускающий печатную продукцию собственного производства – сборники статей, учебные пособия, газеты. Есть они и в некоторых крупных школах. Так, в одной из школ Осиповичского района (где учился автор реферата) такой печатный центр ежегодно выпускал коллективные сборники стихов учащихся «Та сторона…», а также ежемесячную общешкольную газету «Остров детства». Исходя из выше перечисленного, можно говорить о том, что, рассуждая о печатных центрах, как о перспективе развития отечественной периодики, В.В. Ворошилов был прав – они уже существуют.
Следующим направлением развития печатных СМИ исследователь называет «некое подобие цифрового печатного устройства, которое можно будет подключить в будущем к персональному компьютеру, что позволит читателю получить издание в виде электронной информации, и затем решать, прочесть её на экране или на бумаге, как обычную газету» [1, с. 27]. Неким аналогом описанного устройства можно считать сканер, благодаря которому каждый желающий может воспроизвести нужный текст (и не только номер газеты) в электронном виде.
В чём автор монографии был точен, так это в широких перспективах применения сети Интернет. «Используя Veb, или «Паутину», читатель видит на экране страницы заголовков и может перейти на заинтересовавшую его статью одним нажатием соответствующей клавиши. Электронные газеты, - продолжает В.В. Ворошилов, - будут в состоянии почти до бесконечности увеличивать объём освещения информации путём подключения библиотек компьютерных «вырезок» и открытия доступа к невероятному объёму дополнительного материала…» [1, с.28] Речь здесь идёт, на наш взгляд, об авторском видении печатных газет во Всемирной Сети в недалёком будущем. Следует учесть, что книга «Техника и технология СМИ» была напечатана в 2000 году, когда уровень развития Интернета в Беларуси оставлял желать лучшего.
Несмотря на давность написания работы, автору удалось правильно спрогнозировать тенденции развития информационных технологий в сфере печатной журналистики. Однако, он не обобщил, а потому не вынес полученные результаты в отдельную главу книги, заострив таким образом внимание на данной проблеме.
Достаточно широко рассмотрел интересующий нас вопрос другой исследователь техники и технологии СМИ – В.В. Тулупов. Особое внимание он обратил на электронное будущее газет, т.е. Интернет-версии и сетевые издания. Автор отдельно рассматривает эти две ниши web-журналистики, указывая их преимущества и недостатки, а также проводя параллели с традиционными печатными СМИ. «Внешний вид и структура Интернет-версии печатного СМИ – замечает Тулупов, - зависит от первоначальной задачи сайта: либо просто представление электронной копии издания, либо акцентирование на возможностях web-сервиса…»[9, с. 313] Кроме того, В.В. Тулупов указывает на отличия печатного текста от гипертекста, даёт определение понятия «web-дизайн», подробно останавливается на принципах web-дизайна.
Отдельно автор рассматривает особый метод подачи материала в электронных СМИ – ленту новостей. «Лента новостей на web-сайте – пишет исследователь – это список событий, представленных в хронологической последовательности. Обновление новостных лент информационных сайтов происходит в режиме реального времени. Работа в этом режиме – отличительная особенность электронных Интернет-СМИ от традиционных – даёт возможность выкладывать материалы по мере их поступления» [9, с. 315], что значительно оперативнее, а значит и эффективнее печатных версий.
Всё выше перечисленное позволило автору рассуждать о том, что культура оформления сетевых изданий уже сложилась, а значит можно выделить их как полноценное, самостоятельное СМИ.
Не отменяя многих преимуществ данной работы, посвящённой технике и технологии СМИ, следует отметить, что и она неполноценно охватывает спектр возможных перспектив применения ИТ в печатных СМИ. Так же, как и предыдущая работа (В.В. Ворошилова), описанная в начале обзора литературы, данная книга имеет свои недочёты. Так, В.В. Тулупов, на наш взгляд, довольно односторонне рассмотрел перспективы информационных технологий в журналистике, связывая их лишь с применением Интернета. Это, в свою очередь, позволяет нам ещё раз убедиться в правильности выбранного курса исследования, т.к. в реферате мы планируем не только обобщить научные знания в сфере ИТ, влияющих на развитие печатных СМИ, но и выделить иные формы развития эффективного применения ИТ в периодике.
Следующей книгой, обратившей на себя наше внимание, стала работа В.В. Кихтана «Информационные технологии в журналистике». Интересным нам показалась как сама тема исследования, так и форма её подачи читателю. Используя научную терминологию в сочетании с разговорной речью, исследователь будто ведёт диалог с самим собой: задаёт откровенные вопросы и не менее откровенно, понятно и логично на них отвечает.
Традиционная журналистика пыталась прийти в Интернет несколько раз, начиная с 1995 года, и не всегда понимая, зачем ей это надо. Есть штат авторов, редакция, есть поток информации, есть конечный информационный продукт – газета. Почему бы не сделать Интернет-версию: взять и выложить всё это в сеть? Обычно создание «электронной версии» происходило по следующей схеме: назначался человек, который на общественных началах брал текущую версию газеты, с помощью WYSIWYG-редактора переводил его в HTML-язык программирования web-страниц и выкладывал на сайт. При этом не задавался вопрос ни о целесообразности, ни об экономической модели, ни о целевой аудитории данного «Интернет-издания» [5, с. 53].
Далее В.В. Кихтан называет причины невостребованности таких электронных газет и описывает ту схему, по которой шло дальнейшее их развитие, когда на сайт выкладывалось несколько номеров печатного издания, ни архив, ни поиск не работали, а потому мало посещались и, как следствие, переставали обновляться. К сожалению, такая ситуация сохранилась и по сей день во многих редакциях специализированной (например, литературно-художественной) и районной прессы. В первую очередь это связано с недостатком квалифицированных кадров и отсутствием финансирования новых журналистских проектов. По мнению самой В.В. Кихтан, основным сдерживающим фактором виртуальной журналистики является «дефицит свежего взгляда у руководителей (главных редакторов) и менеджеров СМИ, стереотипность организационных подходов, слепое копирование технологических схем организации информационного пространства» [5, с. 55].
В книге автор также предлагает свою модель создания Интернет-ресурсов – «идеальную», когда на основе одного источника информации работают две редакции – «обычная» и специализированная (Интернет-редакция), адаптирующая полученную информацию для Сети. «По сути, - замечает В.В. Кихкан, - хорошо сделанная электронная версия – это отдельное издание со своей экономической стратегией и своим бюджетом. Не надо тратить деньги на создание информационного продукта – он уже есть, его нужно просто оптимизировать для представления в сети. Грамотно сделанная электронная версия предоставляет пользователю отличные способы оперирования информацией – отличные от печатной и зачастую более удобные» [5, с. 54].
Примером эффективного освоения Всемирной паутины можно считать модернизированный сайт «The New York Times», на который помимо бумажной версии выкладывается большой набор дополнительных предложений и сервисов, привлекательных для нового потребителя: видео, подкастинговое аудио, слайд-шоу и т.д. Также, контент стал генерироваться на сайт газеты 24 часа 7 дней в неделю, что позволяет следить за новостями в режиме нон-стоп. Для читателей веб-версии созданы популярные рубрики, персональные страницы, открыты форумы и разделы для комментариев и оценок. Кроме того, газета бесплатно для потребителей «рассекретила» свой архив, предоставив для многих рекламодателей дополнительные площади. Это позволило NYT стать одним из самых популярных и прибыльных Интернет-ресурсов в мире.
Говоря об отечественных СМИ, отметим, что опыт зарубежного аналога в нашей стране пока мало освоен, а потому и вопрос о перспективах применения ИТ в печатной периодике открыт.
Таким образом, изучив научную литературу в предметной области, мы пришли к выводу, что выбранный нами вектор исследования пока мало изучен, а точнее, частично. Нет работы, конкретно обобщающей перспективы использования информационных технологий в печатной отрасли журналистики, поэтому мы считаем озвученную тему, цель и объект исследований обоснованными.
|