Применение информационных технологий в решении профессиональных задач (электив)





Скачать 155.54 Kb.
НазваниеПрименение информационных технологий в решении профессиональных задач (электив)
Дата публикации18.12.2014
Размер155.54 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Информатика > Рабочая учебная программа




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации


«СОГЛАСОВАНО»

Зав. кафедрой, доцент _____________________С.Е. Ефимовский

«___»_______________2012 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета ____________________

______________________

«___»_______________2012 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине Применение информационных технологий в решении профессиональных задач (электив)

По направлению подготовки 060101 – «Лечебное дело»

060103 – «Педиатрия»

Курс 1

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) – зачет

Кафедра Медицинской и биологической физики

Трудоемкость дисциплины 36 (час.)/1 (зач.ед.)

Архангельск, 2012

1. Цель и задачи освоения дисциплины

Курс дисциплины вводится в цикл для того, чтобы студенты владели всеми новшествами в развитии технического обеспечения рабочих мест специалистов, имели представление о программном обеспечении, использующихся для облегчения расчетов и вывода информации, умели самостоятельно выполнять различные проекты и документы на персональном компьютере. Дать студентам сведения о современных компьютерных технологиях в приложении к медицине и здравоохранению, дать знания о методах информатизации врачебной деятельности, автоматизации клинических исследований, компьютеризации управления в системе здравоохранения; научить пользоваться компьютерными приложениями для решения задач медицины и здравоохранения, средствами информационной поддержки врачебных решений, автоматизированными медико-технологическими системами.

Основная задача дисциплины - выработка у студентов системного подхода к решению медицинских задач с применением информационных технологий, способности ориентироваться во всем многообразии специализированных медицинских информационных систем и их классификации с целью выбора наименее трудоемкой и, вместе с тем, адекватной применению в своей профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины - формирование у студентов умений и навыков по следующим направлениям деятельности:

  1. выработать целостное научное мировоззрение и представление о роли информатизации и формирования информационного общества как закономерной стадии развития цивилизации;

  2. углубить и систематизировать знания об аппаратном и программном обеспечении ПК;

  3. овладеть навыками работы в часто встречаемых операционных системах и программных оболочках;

  4. умение создавать, редактировать, распечатывать документы, создавать и записывать базы данных.

  5. решать профессиональные задачи с использованием программ общего назначения.

  6. ведение медицинской документации;

  7. самостоятельная работа с информацией (учебной, научной, нормативной справочной литературой и другими источниками);

  8. вести учетно-отчетную медицинскую документацию;

  9. решать с использованием математических методов профессиональные задачи и работать с ЭВМ.



2.Место дисциплины в структуре ООП

Программа электива составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 06011 – «Лечебное дело», 060103 – «Педиатрия».

В связи с быстрой информатизацией современного общества, а также увеличением объема доступной для человека информации каждый специалист, получивший высшее профессиональное образование должен уметь пользоваться всеми средствами и методами работы на вычислительной технике.

Программа и тематический план курса ориентируют студентов на всестороннее и системное изучение основных направлений данной дисциплины.
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

Коды формируемых компетенций

Компетенции

ОК-№

Общекультурные компетенции

ОК-1

способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

ПК -№

Профессиональные компетенции

ПК-3

способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности

ПК-9

способность и готовность к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач

ПК-27

способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы РФ, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций

ПК-31

способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:

  • современные компьютерные технологии в приложении к решению задач медицины и здравоохранения;

  • методические подходы к формализации и структуризации различных типов медицинских данных, используемых для формирования решений в ходе лечебно-диагностического процесса;

  • основные методы распознавания образов, применяемые для анализа клинических данных, области их применения и ограничения;

  • принципы автоматизации управления учреждениями здравоохранения с использованием современных компьютерных технологий.

уметь:

  • провести текстовою и графическую обработку документов с использованием стандартных программных средств ЭВМ;

  • пользоваться набором средств общения в сети Интернет;

  • разрабатывать структуры и формировать базы данных и знаний для систем поддержки врачебных решений;

  • использовать компьютерные медико-технологические системы в процессе профессиональной деятельности.

владеть:

  • программами общего назначения, для решения профессиональных задач.


Полученные после изучения дисциплины умения и навыки используются в дальнейшем при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин, предусмотренных учебным планом.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет _1_ зачетных единиц.


Вид учебной работы

Всего часов


Семестр


Аудиторные занятия (всего)

24

1

В том числе:







Лекции (Л)







Практические занятия (ПЗ)

24

1

Семинары (С)







Лабораторные практикумы (ЛП)







Клинические практические занятия (КПЗ)







Самостоятельная работа (всего)

12

1

Экзамен







Общая трудоемкость (час.)

36

36


5. Содержание дисциплины:

5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

1

Программы общего назначения для решения медицинских задач.

Программное обеспечение ПК.

Операционная система Windows. Файловая структура Windows. Основы работы с Windows. Текстовый процессор Microsoft Word. Основные принципы практической работы в MS-Word. Электронные таблицы Microsoft Excel. Основные понятия, принципы работы в электронных таблицах. Подсчет данных по формулам, обработка статистических данных. Построение диаграмм и графиков. База данных MS Access, основные понятия. Создание баз данных в структурированном виде. Создание запросов, форм, отчетов.

2

Использование компьютерных коммуникаций в медицине

Компьютерные сети.

Приводятся основные понятия и определения компьютерных сетей, такие как: сетевой адаптер, каналы связи, мост, маршрутизатор, шлюзы, протоколы.

Глобальная информационная сеть INTERNET.

Работа в глобальных сетях. Адресация в Интернете. Службы Интернет. WWW технология. Медицинские ресурсы Интернета. Поиск медицинской информации в Интернете.

5.2. Разделы дисциплин и виды занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

С

ЛП


КПЗ

СРС

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Программы общего назначения для решения медицинских задач.




20













20

2

Использование компьютерных коммуникаций в медицине




4













4



6. Интерактивные формы проведения занятий
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги). В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять определенный процент аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП).




п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1

Использование компьютерных коммуникаций в медицине

Дискуссия

2

Итого (час.)

2

Итого (% от аудиторных занятий)

8,33


7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов




п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

Формы контроля



Теория информации. Количество информации Информатика как наука.

Конспектирование

1.Собеседование

2. Конспекты



Компьютеры. Устройство ПК. Дополнительные устройства ПК. Программное обеспечение ПК.

Конспектирование

1.Собеседование

2. Конспекты



Компьютерные сети. Локальные, распределенные сети. Телемедицина.

Конспектирование

1.Собеседование

2. Конспекты



Глобальная компьютерная сеть INTERNET. WWW технология. Электронная почта.

Практическая работа

1.Собеседование

2. Конспекты



Основы работы в WINDOWS. Главные элементы и основные понятия WINDOWS. Файловая структура.

Практическая работа

1.Собеседование

2. Конспекты



Изучение текстового редактора MS WORD. Создание и форматирование документов.

Практическая работа

1.Собеседование

2. Конспекты



Электронные таблицы MS Excel.

Практическая работа

1.Собеседование

2. Конспекты



Расчет по ручным и автоматическим формулам. Построение диаграмм.

Практическая работа

1.Собеседование

2. Конспекты


8. Формы контроля
8.1. Формы текущего контроля

- письменный (контрольные вопросы, реферат, контрольные задания по теме практического занятия).

Перечень тем рефератов и контрольных работ, приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса электива.
8.2. Формы промежуточной аттестации (зачет)

Этапы проведения зачета
1. Этап - _____тестовый контроль___________

(название этапа)

2. Этап - _____практическая работа на ПК__

(название этапа)
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Список учебной литературы к изучению курса состоит из двух частей: основной и дополнительной.

9.1. Основная литература

  1. Информатика: Базовый курс/ Симонович С.В.и др. – СПб.: Питер, 2008

  2. Каймин В.А. Информатика: учебник/ В.А. Каймин. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 272с.

  3. А.Кузнецова Microsoft Access 2003. Русская версия. Учебный курс. – СПб.: Питер; Киев: Издательский дом BHV, 2006. – 365 с.: ил.

  4. Медицинская информатика: Учебное пособие / В.И.Чернов, О.В.Родионов, И.Э.Есауленко и др. – Воронеж, 2004. – 282 с.: ил.

  5. Лабораторный практикум по информатике: учеб. пособие для студентов вузов/ Под ред. В.А. Острейковского, 2003. – 375 с.


9.2. Дополнительная литература

  1. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика: учеб. пособие для вузов/ К.К. Колин. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

  2. Могилев А.В. Информатика/А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер. – М.: «Academia», 1999.

  3. Омельченко В.П., Демидова А.А. Практикум по медицинской информатике./В.П.Омельченко, А.А.Демидова. – Ростов-на-Дону, 2001. – 304 с.

  4. Гасников В.К. Основы научного управления и информатизации в здравоохранении: Учебное пособие / Под ред. В.Н.Савельева, В.Ф.Мартыненко. – Ижевск, 1997.-169 с.


9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы

  1. http://dvoika.net/education/informat/

  2. http://www.nlm.nih.gov – Национальная медицинская библиотека

  3. http://www.VirtualHospital.htmlд – Виртуальный госпиталь

  4. http://schools.keldysh.ru/- Виртуальный музей информатики

  5. http:/www.studmedlib.ru/doc/ISBN9785970412053A011.html?SSr=020133029e125f5d7e9e55c – Информационные технологии в управлении здравоохранением РФ.


10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

10.1. Занятия проводятся в учебных аудиториях ГБОУВПО СГМУ.

10.2. Аудиовизуальные, технические и компьютерные средства обучения:

  • аудитории, оборудованные стационарными компьютерами, объединенными в локальную сеть и подключены к сети Internet;

  • программное обеспечение: операционная система Windows XP, MS Office’07;

  • методические пособия для студентов.


11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине
Анкета-отзыв на дисциплину «Применение информационных технологий в решении профессиональных задач (электив)» (анонимная)
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «Применение информационных технологий в решении профессиональных задач (электив)». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________
2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________
3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________
4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________
5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!
Автор (ы):


Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

Ст.преподаватель

Ушакова Л.В.
























Рецензент (ы):


Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись





































Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Применение информационных технологий в решении профессиональных задач (электив) iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий» на тему «Применение...
Реферат «Применение информационных технологий в решении нелинейных уравнений методом последовательных приближений.» 3
Применение информационных технологий в решении профессиональных задач (электив) iconРабочая программа учебной дисциплины «Информационные системы в экономике»
Сформировать у студентов знаний и навыков в области использования информационных технологий и информационных систем для решения экономических...
Применение информационных технологий в решении профессиональных задач (электив) iconПрименение информационных технологий в системе образования
Понятие информационных технологий. Роль средств новых информационных технологий в образовании 10
Применение информационных технологий в решении профессиональных задач (электив) iconРоссийской федерации
Ознакомить студентов с теоретическими основами и методами изучения современной генетики, применение полученных знаний и навыков в...
Применение информационных технологий в решении профессиональных задач (электив) iconПрименение информационных технологий в исследованиях поэтических...
Применение информационных технологий в исследованиях поэтических особенностей стиля Ю. Левитанского 12
Применение информационных технологий в решении профессиональных задач (электив) iconПрименение информационных технологий в изучении истории древнего...
Применение информационных технологий в изучении истории древнего мира в 5-ых классах
Применение информационных технологий в решении профессиональных задач (электив) iconПрименение информационных технологий на уроках английского языка...
Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении английскому языку 17
Применение информационных технологий в решении профессиональных задач (электив) iconПрограмма профессионального модуля пм. 07 «Применение информационных...
ПМ. 07 "Применение информационных технологий в профессиональной деятельности" разработана на основе Федерального государственного...
Применение информационных технологий в решении профессиональных задач (электив) iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий»
Реферат: «Применение информационных технологий в исследовании и описании безэквивалентной лексики» 6
Применение информационных технологий в решении профессиональных задач (электив) iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий»
«Применение информационных технологий в географии на примере оценки недвижимости» 5
Применение информационных технологий в решении профессиональных задач (электив) iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий»
Реферат по ит в предметной области: «Применение информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранному языку» 4
Применение информационных технологий в решении профессиональных задач (электив) iconПрименение информационных технологий на уроках истории и обществоведения...
Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении истории 17
Применение информационных технологий в решении профессиональных задач (электив) iconКурсовая работа на тему: Применение информационных технологий на рабочем месте пользователя
Тема курсовой работы: «Применение информационных технологий на рабочем месте пользователя»
Применение информационных технологий в решении профессиональных задач (электив) iconПрименение информационных технологий для эконометрического анализа...
Гоу впо «башкирская академия государственной службы и управления при президенте республики башкортостан»
Применение информационных технологий в решении профессиональных задач (электив) iconПрименение информационных технологий в производственной деятельности
Реферат на тему «применение информационных технологий в производственной деятельности» Введение 4
Применение информационных технологий в решении профессиональных задач (электив) iconПрименение информационных технологий в педагогической деятельности
Для подготовки к урокам и классным часам с использованием информационных технологий приходилось затрачивать много времени и, одновременно...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск