 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Компьютерное проектирование в дизайне одежды» для направления 072500.62 «Дизайн» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Факультет дизайна
Программа дисциплины «Компьютерное проектирование
в дизайне одежды»
для направления 072500.62 «Дизайн», профиль «Дизайн костюма»,
подготовки бакалавра
Автор программы:
Московкин В.В., ассистент,
vmoskovkin@hse.ru Утверждена УС Факультета дизайна «5» сентября 2013 г.
Ученый секретарь ________________________
Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями
университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для направления 072500.62 "Дизайн" по профилю обучения «Дизайн костюма», изучающих дисциплину «Компьютерное проектирование в дизайне одежды».
Программа разработана в соответствии с:
072500.62 "Дизайн"
Образовательных программ для направления 072500.62 "Дизайн" «Дизайн костюма»
Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки для направления 072500.62 "Дизайн" профиль «Дизайн костюма», утвержденным в 2012 г.
1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Информационные технологии в дизайне» являются ознакомление студентов с графическим векторным редактором Adobe Illustrator и его ролью и местом в системе проектирования костюма. В этом процессе, представляющем собой последовательные этапы преобразования идеи из эстетического содержания образа объекта, эстетического содержания пластических форм в конечный продукт, компьютерной графике принадлежит значительное место в создании визуального образа с целью донести до зрителя творческую идею дизайнера.
2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать
- существующие типы компьютерной техники для работы в области дизайна;
- существующие программные решения для производства компьютерной графики;
- структуру программного продукта Adobe Illustrator, основные возможности;
- основные элементы интерфейса и базовые настройки Illustrator; - использовать и настраивать программный продукт Adobe Illustrator;
- создавать иллюстрации с помощью базовых объектов и инструментов рисования;
- грамотно использовать текстовые и текстурные элементы в своих работах;
- работать с заказными цветами, использовать цветовые профили;
- импортировать и обрабатывать фотографии в векторном графическом редакторе
Иметь навыки (приобрести опыт)
- работы с программным продуктом Adobe Illustrator;
- работы с помощью графического планшета (дигитайзера);
- использования и создания заготовок и шаблонов для оптимизации работы;
- использования графических и текстовых стилей;
В процессе освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
| ОК-1
| Дает определениям основным понятиям компьютерной графики и ее составляющих; распознает виды компьютерно-синтезированных изображений по методам их создания; способен выбрать наиболее оптимальные инструменты графического векторного редактора для получения результата исходя из конкретной производственной задачи
| Лекции, практические занятия
| владеет рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта; владеет принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка; навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи; элементарными профессиональными навыками скульптора; современной шрифтовой культурой; приемами работы в макетировании и моделировании; приемами работы с цветом и цветовыми композициями; методами и технологией классических техник станковой графики (гравюра, офорт, монотипия); основными правилами и принципами набора и верстки
| ПК-2
| Знает приемы рисования геометрических фигур; использует разнообразные приемы преобразования объектов; знает приемы создания орнаментальных композиций из базовых фигур; владеет навыками создания и редактирования кривых; использует приемы работы с цветом и текстом;
| Практические занятия, анализ работ из профессиональной области.
|
Место дисциплины в структуре образовательной программы Настоящая дисциплина относится к циклу х дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих специальную профессиональную подготовку. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Графические средства в дизайне
Проектная графика
Прикладная графика
Пропедевтика
Графические средства в дизайне
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
- знать основы работы на компьютере;
- уметь работать с научной и учебной литературой;
- знать принципы создания гармоничных композиционных решений;
- уметь вести проектно-поисковую и эскизную деятельность.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
Основы производственного мастерства.
Тематический план учебной дисциплины №
| Название раздела
| Всего часов
| Аудиторные часы
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Семинары
| Практические занятия
| 3 КУРС
| Раздел 1. Программы обработки и создания графических изображений. Adobe Illustrator
| 1
| Введение в компьютерную графику. Основы работы с программой.
| 4
| 1
|
| 1
| 2
| 2
| Использование слоев для работы со сложными изображениями. Инструменты свободного рисования.
| 4
| 1
|
| 1
| 2
| 3
| Рисование сложных объектов. Использование разметки для планирования изображения.
| 4
| 1
|
| 1
| 2
| 4
| Работа с цветом
| 4
| -
|
| 2
| 2
| 5
| Работа с текстом
| 4
| -
|
| 2
| 2
| 6
| Работа с прозрачными объектами
| 4
| 1
|
| 1
| 2
| 7
| Создание сложных объектов с помощью особых объектов программы
| 4
| 1
|
| 1
| 2
| 8
| Работа с растровыми изображениями
| 4
| 1
|
| 1
| 2
|
| Итого:
| 32
| 6
|
| 10
| 16
| 4 КУРС
| Раздел 2. Adobe Illustrator в дизайне костюма
| 1
| Специальные приемы создания и редактирования изображений
| 17
|
|
| 10
| 7
| 2
| Создание реалистических композиций при помощи градиентов и масок прозрачности
| 21
|
|
| 14
| 7
| 3
| Декорирование с использованием узоров
| 21
|
|
| 14
| 7
| 4
| Работа с трехмерными объектами
| 19
|
|
| 12
| 7
| 5
| Решения задач предпечатной подготовки
| 17
|
|
| 10
| 7
| 6
| Специальные возможности
| 17
|
|
| 10
| 7
|
| Итого:
| 112
|
|
| 70
| 42
|
Формы контроля знаний студентов Тип контроля
| Форма контроля
| 3 курс
| 4 курс
| Параметры **
| 1
| 2
| 1
| 2
| Текущий
(неделя)
| Контрольная
работа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Эссе
|
|
|
|
|
| Реферат
|
|
|
|
|
| Коллоквиум
|
|
|
|
|
| Домашнее задание
|
| 7
| 7
| 7
| Выполнение заданий по темам занятий.
| Промежуточный
| Зачет
|
|
|
|
|
| Экзамен
|
|
|
|
|
| Итоговый
| Экзамен
|
|
|
| *
| Просмотр выполненных работ по всем темам
|
5.1. Критерии оценки знаний, навыков При выполнении текущего контроля на 7-ой неделе семестра необходимо предоставить файл в программной среде Adobe Illustrator или набор экспортированных растровых изображений, демонстрирующие выполнение задания. Домашнее задание. При выполнении домашнего задания студент должен продемонстрировать знания и умения в использовании инструментов рисования, создания сложных объектов и орнаментов, использования шрифта и цвета в композициях. Формат представляемых работ: набор изображений, демонстрирующих абстрактную или предметную композицию на заданную тему.
Экзамен. На экзамене студент должен продемонстрировать теоретические знания о работе программного пакета Abode Illustrator, его места в системе программ Adobe Master Collection и значение данного программного пакета в работе современного дизайнера по профилю подготовки студента. Так же студент должен продемонстрировать знания и умения в использовании инструментов рисования, создания сложных объектов и орнаментов, использования шрифта и цвета в композициях, использования градиентов и масок, создания паттернов для своих работ. Формат представляемых работ: набор изображений, демонстрирующих абстрактную или предметную композицию на заданную тему
В процессе оценки рассматривается умение студента редактировать векторные изображения для получения результата предусматриваемого профессиональной задачей. Студент должен продемонстрировать навыки создания собственных изображений как с помощью векторных инструментов (объекты, кривые, градиенты и проч.) и с помощью грамотной трассировки и обработки растровых изображений. На уровень оценки влияют композиционные и колористичские качества изображений, общий уровень презентационных материалов.
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
5. Порядок формирования оценок по дисциплине
Итоговая оценка по дисциплине складывается из суммы оценок за промежуточный контроль и итоговый. Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:
Просмотр домашнего задания на 7-ой неделе семестра
Просмотр работ на зачете.
На промежуточный просмотр предоставляется домашнее задание по ранее изученным темам. На итоговый просмотр предоставляются работы по всем заданиям курса. На просмотрах оценивается: качество созданных объектов; наличие всех заданий и полнота их выполнения; грамотность настройки визуализатора. Итоговая оценка выводится по формуле средней взвешенной с учетом введенных весов.
В ведомость проставляется итоговая оценка.
Вес зачета в итоговой оценке – 0,6 (k); самостоятельная работа (промежуточный контроль по выполнению домашнего задания) - 0,4 (k1). Оценку за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным контролем – Онакопл.
Оценка за зачет выставляется в результате итогового просмотра - Оэкз/зач.
Таким образом, итоговая оценка рассчитывается по формуле
Орезульт = k1* Онакопл + k *·Оэкз/зач
Например, оценка за зачет - 8 баллов; за самостоятельную работу - 6, тогда итоговая оценка (ИО) складывается следующим образом:
ИО = 6*0,4 + 8*0,6 = 2,4+ 4,8 = 7,2 – округляем по правилам округления чисел и получаем итоговую оценку –7.
В ведомость проставляем итоговую оценку – 7.
На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.
Оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.
Содержание дисциплины
Раздел 1. Программы обработки и создания графических изображений.
Adobe Illustrator.
Тема 1. Введение в компьютерную графику. Основы работы с программой. Количество часов аудиторной работы – 2 часа
Самостоятельная работа – 2 часа Применение компьютерной графики, графические редакторы, векторная и растровая графика. Программный пакет Adobe Illustrator: состав, особенности, применение векторной графики в дизайне костюма. Настройка интерфейса программы, создание и редактирование рабочего пространства. Рисование стандартных объектов. Выделение и преобразование объектов. Перемещение объектов в стопке, перемещение, выравнивание и выделение. Практическое задание.
Серия графических композиций из объектов разной величины. Задание для самостоятельной работы:
серия графических композиций из объектов разной величины Форма отчетности: практическая работа. Файл Illustrator.
Тема 2. Использование слоев для работы со сложными изображениями.
Инструменты свободного рисования. Количество часов аудиторной работы – 2 часа
Самостоятельная работа – 2 часа Размещение объектов на слоях, настройка параметров слоя, блокирование слоев. Перемещение объектов между слоями, слияние слоев, шаблонные слои. Рисование и редактирование объектов произвольной формы. Кривые Безье. Редактирование формы объектов по точкам.
Практическое задание.
Серия графических композиций из объектов разной величины с комбинированием объектов стандартной формы и объектов созданных или отредактированных при помощи кривых Безье. Задание для самостоятельной работы: работы над композицией. Форма отчетности: Практическая работа. Файл Illustrator.
Тема 3. Рисование сложных объектов. Использование разметки для планирования изображения. Количество часов аудиторной работы – 2 часа
Самостоятельная работа – 2 часа Использование логических операций для рисования объектов сложной формы. Соединение и разъединение объектов, фигурная обрезка. Применение искажающих фильтров к элементам рисунка. Перспективные, свободные и пропорциональные искажения. Использование разметки документа, линейки, направляющие, сетка. Интеллектуальные направляющие, создание направляющих из объекта. Практическое задание.
Создание абстрактной композиции на заданную тему («Настроение» ,»Танец») Задание для самостоятельной работы: работы над композицией. Форма отчетности: Практическая работа. Файл Illustrator.
Тема 4. Работа с цветом. Количество часов аудиторной работы – 2 часа
Самостоятельная работа – 2 часа Цветовые модели. Способы окрашивания объектов, редактирование цвета. Создание, применение и редактирование градиентов и узоров. Копирование цвета, способы выделения объектов с одинаковыми атрибутами. Использование генератора узоров. Применение к объекту градиентной сетки. Практическое задание.
Выполнение композиций с активным использованием цвета – как доминанты, акцента и фона .
Задание для самостоятельной работы: выполнение композиций. Форма отчетности: Практическая работа. Файл Illustrator.
Тема 5. Работа с текстом Количество часов аудиторной работы – 2 часа
Самостоятельная работа – 2 часа Способы ввода текста, инструменты и палитры для работы с текстом. Управление параметрами единичной буквы. Ввод, редактирование и форматирование текста. Размещение текста вдоль кривой. Создание текстовых блоков, связанные блоки, настройка параметров обтекание объекта текстом. Импорт текста из других приложений, перевод текста в контуры. Практическое задание.
Шрифтовая композиция Задание для самостоятельной работы: завершить работу над шрифтовой композицией. Форма отчетности: Практическая работа. Файл Illustrator.
Тема 6. Работа с прозрачными объектами Количество часов аудиторной работы – 2 часа
Самостоятельная работа – 2 часа Присвоение объекту нескольких обводок и заливок. Эффекты и графические стили. настройка эффектов для рисования трехмерных объектов. Преобразование эффектов, параметры растрирования эффектов. Режимы наложения цветов, маска прозрачности. Проеобразование прозрачности, предварительный просмотр наложения прозрачности.
Практическое задание.
Композиция для закрепления пройденной темы с использованием эффектов, маски прозрачности и графических стилей. Задание для самостоятельной работы: завершить работу над композицией. Форма отчетности: Практическая работа. Файл Illustrator.
Тема 7. Создание сложных объектов с помощью особых объектов программы. Количество часов аудиторной работы – 2 часа
Самостоятельная работа – 2 часа
Использование кистей для создания сложных обводок. Создание собственной кисти, редактирование кистей. Использование растровой графики для создания кистей. Создание угловой плитки для паттерна. Использование графического планшета (дигитайзера). использование оболочек для деформации объекта. Перетекание объектов, перетекание группы по траектории, настройки перетекания. Применение масок для обрезки рисунка, настройка маски. Практическое задание.
Композиция для закрепления пройденной темы с использованием особых эффектов программы (собственных кистей, перетекания, деформации и масок обрезки). Задание для самостоятельной работы: завершить работу над композицией. Форма отчетности: Практическая работа. Файл Illustrator.
Тема 8. Работа с растровыми изображениями. Количество часов аудиторной работы – 2 часа
Самостоятельная работа – 2 часа
Одновременный импорт нескольких изображений. Трассировка растрового изображения. Маска обрезки.
Практическое задание.
Композиция для закрепления пройденной темы с использованием растровых изображений. Задание для самостоятельной работы: завершить работу над композицией. Форма отчетности: Практическая работа. Файл Illustrator.
Литература по разделу:
Базовый учебник
Устин В.Б. Учебник Дизайна: учебное пособие. – М.: Астрель , 2009 г.
Основная литература
1. Пташинский В. С. Adobe Illustrator CS4. – М.: «Эксмо» , 2009
2. Макклелланд Д. Adobe Illustrator CS5. Практическое руководство. – Питер, 2012.
Дополнительная литература
Симонович С.В.и др. Информатика: Базовый курс/– СПб.: Питер, 2008
Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. – М.: Изда-тельский центр «Академия», 2009.
Основные учебные технологии, используемые при изучении раздела: изучение теоретического материала, выполнение практических работ по заданным темам, решение и рассмотрение задач, разбор домашних заданий.
Раздел 2. Adobe Illustrator в дизайне костюма. Тема 1. Специальные приемы создания и редактирования изображений. Количество часов аудиторной работы – 10 часов
Самостоятельная работа – 7 часов Приемы работы с большим количеством объектов. Ускорение работы с помощью макрокоманд. Использование скриптов для автоматизации стандартных задач. Графика, управляемая данными, Использование переменных и динамических объектов для упрощения создания однотипных документов. Практическое задание.
Серия тематических композиций связанных с объектами проектирования. Задание для самостоятельной работы: завершить работу над композициями Форма отчетности: практическая работа. Файл Illustrator.
Тема 2. Создание реалистических композиций при помощи градиентов
и масок прозрачности. Количество часов аудиторной работы – 14 часов
Самостоятельная работа – 7 часов Приемы работы с сеткой градиента. Имитация объема объекта. Имитация сложной поверхности. Особенности работы со сложными градиентными сетками. Сопряжение сеток. Использование масок прозрачности для повышения качеств изображения. Практическое задание.
Серия тематических композиций связанных с объектами проектирования. Задание для самостоятельной работы: завершить работу над композициями Форма отчетности: практическая работа. Файл Illustrator.
Тема 3. Декорирование с использованием узоров. Количество часов аудиторной работы – 14 часов
Самостоятельная работа – 7 часов Виды узоров и их использование в графических композициях. Создание бесшовных геометрических узоров. Воспроизведение поверхности при помощи узоров. Применение множественных обводок. Практическое задание.
Серия тематических композиций связанных с объектами проектирования. Задание для самостоятельной работы: завершить работу над композициями Форма отчетности: практическая работа. Файл Illustrator.
Тема 4. Работа с трехмерными объектами. Количество часов аудиторной работы – 12 часов
Самостоятельная работа – 7 часов Виды аксонометрии – теория и практика. Типы искажений в Adobe Illustrator. Планирование трехмерной композиции, настройка сеток. Создание объектов с привязкой к объемной сетке. Работа с формой и заливкой объекта в трехмерном пространстве. Особенности совместного использования 3D-сеток и 3D-эффектов. Практическое задание.
Серия тематических композиций связанных с объектами проектирования. Задание для самостоятельной работы: завершить работу над композициями Форма отчетности: практическая работа. Файл Illustrator.
Тема 5. Решения задач предпечатной подготовки. Количество часов аудиторной работы – 10 часов
Самостоятельная работа – 7 часов Удаление белой заливки в пустотах. Контроль параметров объектов, уменьшение количества узлов. Удаление неиспользуемых элементов. Управление цветом, использование цветовых профилей. Контроль толщины линий объектов, контроль документов содержащих растровую графику. Практическое задание.
Серия тематических композиций связанных с объектами проектирования. Задание для самостоятельной работы: завершить работу над композициями Форма отчетности: практическая работа. Файл Illustrator.
Тема 6. Специальные возможности. Количество часов аудиторной работы – 10 часов
Самостоятельная работа – 7 часов Особенности настройки программы. Экспорт векторной графики. Подключение и использование дополнительных плагинов. Создание сложных деформаций и трансформаций. Использование фракталов для создания паттернов. Практическое задание.
Серия тематических композиций связанных с объектами проектирования. Задание для самостоятельной работы: завершить работу над композициями Форма отчетности: практическая работа. Файл Illustrator.
Литература по разделу:
Базовый учебник
1. Устин В.Б. Учебник Дизайна: учебное пособие. – М.: Астрель , 2009 г.
Основная литература
1. Пташинский В. С. Adobe Illustrator CS4. – М.: «Эксмо» , 2009
2. Макклелланд Д. Adobe Illustrator CS5. Практическое руководство. – Питер, 2012.
Дополнительная литература
Симонович С.В.и др. Информатика: Базовый курс/– СПб.: Питер, 2008
Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. – М.: Изда-тельский центр «Академия», 2009.
Основные учебные технологии, используемые при изучении раздела: изучение теоретического материала, выполнение практических работ по заданным темам, решение и рассмотрение задач, разбор домашних заданий.
Образовательные технологии При реализации учебной работы предусмотрены следующие формы проведения занятий: изучение теоретического материала по дисциплине (знакомство с основными терминами и понятиями); выполнение практических заданий по разделам дисциплины; разбор практических задач.
Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента 8.1 Тематика заданий текущего контроля Текущий контроль осуществляется в виде просмотров выполненных работ по темам дисциплины. В ходе данного контроля оценивается качество и количество работ, выполненных студентом.
Темы заданий соответствуют темам практических занятий:
Основные термины и понятия векторной графики
Рисующие инструменты и средства редактирования
Управление файлами Illustrator. Слои, свойства слоев
8.2 Вопросы для оценки качества освоения дисциплины Самопроверка студентов может быть осуществлена по следующим вопросам:
Перечислите основные форматы растровых файлов
Сформулируйте отличия векторных файлов от растровых.
Назовите необходимое разрешение файла для: представления на экране; печати на принтере; полиграфии.
Какие каналы имеет изображение в цветовой модели RGB?
Что такое альфа-канал?
Какие окна диалога используются для коррекции контрастности изображения?
Какие диалоговые окна используются для цветовой коррекции?
Как можно увеличить резкость?
Назовите основные форматы файлов программы (собственный формат и форматы импорта-экспорта).
Что понимается под битовой глубиной цвета?
Что означает аббревиатура RGB, CMYK, Lab, HSL? В каких случаях они применяются?
Что такое цветовой канал? Что содержит палитра Каналов?
Какие цветовые режимы существуют в Photoshop? Как перевести изображение в другой цветовой режим?
Для чего используется индексированная палитра, таблица цветов?
Как осуществить тонирование полутонового изображения?
Как перевести цветное изображение в монохромное? Какие виды растровой точки вы знаете?
Что такое гистограмма изображения?
Что такое тоновый диапазон? Для чего необходимо расширять, сужать тоновый диапазон?
Что такое черная, серая, белая точка изображения? Для чего необходимо их определять?
Что такое тоновая кривая? Для чего она используется?
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Базовый учебник
1. Устин В.Б. Учебник Дизайна: учебное пособие. – М.: Астрель , 2009 г.
Основная литература
1. Пташинский В. С. Adobe Illustrator CS4. – М.: «Эксмо» , 2009
2. Макклелланд Д. Adobe Illustrator CS5. Практическое руководство. – Питер, 2012.
Дополнительная литература
3. Симонович С.В.и др. Информатика: Базовый курс/– СПб.: Питер, 2008
4. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. – М.: Изда-тельский центр «Академия», 2009.
Материально-техническое обеспечение дисциплины Аудитория с IBM совместимыми компьютерами, с установленным программным обеспечением (Adobe Illustrator CS6).
Программные средства Adobe Master Collection Cs6 |