Скачать 93.06 Kb.
|
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
формирование знаний, навыков и приемов, формирующих способность эффективно использовать информационно-библиотечные ресурсы во всем их объеме.
- знакомство со структурой информационных ресурсов; - знакомство с библиотекой как информационной системой; - знакомство с информационно-библиографическим аппаратом библиотеки; -знакомство со справочно-правовыми системами «Гарант» и «Консультант», полнотекстовыми базами данных; - освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации и систематизации данных в соответствии с задачами учебного и научного процесса в вузе; - изучение и практическое применение технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности (подготовка курсовых и дипломных работ, рефератов, докладов и т.п.).
Тема 1. Общие сведения по научной информации Роль научной информации в современном обществе. Информационная культура. Понятие информационного общества. Особенности развития информационного общества в России. Критерии оценки уровня развития информационного общества. Место библиотек в информационном обществе. Понятие информации. Информация и ее свойства. Виды и формы существования информации. Разнообразие документных форм информации. Понятие документа. Первичные и вторичные документные источники информации. Неопубликованные материалы как источник информации. Произведения печати. Типы и виды изданий, их классификация: - по целевому назначению: официальные, научные, научно-популярные, учебные, массово-политические, справочные; - по степени аналитико-синтетической переработки информации: информационные, библиографические, реферативные, обзорные; - по знаковой природе информации: текстовые, нотные, картографические, изоиздания; - по материальной конструкции: книжные, журнальные, газетные, листовые; - по объему: книга, брошюра, листовка; - по составу основного текста: моноиздание, сборник; - по периодичности: непериодические, сериальные, периодические, продолжающиеся; - по структуре: серия, однотомные, многотомные, собрания сочинений, избранные сочинения; - непериодические издания по характеру информации: монографии, авторефераты диссертации, препринты, тезисы докладов, материалы конференций (съезда, симпозиума), сборники научных трудов, пособия, учебники, хрестоматии, учебно-методические пособия, словари, энциклопедии, справочники; - периодические издания по видам: газеты, журналы, бюллетени, календари, реферативные сборники. Информационное обслуживание. Виды и формы информационных продуктов и услуг. Формы и методы хранения научной информации. Роль библиотек и библиографии в сборе, переработке, хранении, поиске и распространении информации. Тема 2. Библиотека как информационно-поисковая система Библиотека как старейший общественный институт. Система библиотек России: национальные (РГБ, РНБ), универсальные (областные научные, ОУНБ Тюменской области), специальные (ИНИОН, ВГБИЛ, ГПИБ, БАН, БЕН РАН, ГПНТБ, ГЦНМБ, ЦНСХБ, ГПНТБ СО РАН), учебные. Вузовские библиотеки: особенности, структура, значение в подготовке специалистов. Библиотека Тюменского госуниверситета, ее история, информационные ресурсы и услуги. Правила пользования библиотекой. Библиография как область научно-практической деятельности. Общее представление о библиографии в контексте истории. Организация системы библиографии в России. Библиографическая продукция. Типы и виды библиографических пособий: государственные, научно-вспомогательные, рекомендательные; ретроспективные, текущие, перспективные. Справочно-библиографический аппарат (СБА) библиотеки; назначение и состав СБА. Система библиотечных каталогов. Алфавитный каталог. Его назначение и принципы организации. Описание произведений печати. Систематический каталог. Его назначение и структура, принципы организации. Библиотечные классификации, применяемые в РФ: универсальная десятичная классификация (УДК), библиотечно-библиографическая классификация (ББК). Классификация, используемая в библиотеке ТюмГУ. Алфавитно-предметный указатель (АПУ) к систематическому каталогу. Электронный каталог как поисковая система. Справочно-информационный фонд (СИФ) вузовской библиотеки. Организация справочно- информационного обслуживания в библиотеке ТюмГУ. Его основные виды и формы. Виды и разновидности информационного поиска: библиографический, фактографический, отраслевой, тематический, полнотекстовый и т.д.; Алгоритм поведения пользователя: осознание конкретной цели обращения в библиотеку; максимально четкая формулировка информационного запроса, выявления необходимых источников информации с помощью справочно-библиографического аппарата (СБА); определение структурного подразделения библиотеки, в котором можно получить необходимую информацию. Особенности информационных запросов студентов. Связь между типом запроса и источником разыскания. Технология поиска информации в справочно-библиографическом аппарате библиотеки в режиме информационного самообслуживания. Алгоритмы поиска отдельных классов документов: книг, статей, законодательных материалов, периодических и продолжающихся изданий, авторефератов диссертаций, изданий на иностранных языках, карт, рецензий, аудиовизуальных документов и др. Тема 3. Новые информационные технологии в библиотеках Информационные технологии в библиотеке. Программно-аппаратное обеспечение. Автоматизированные информационно- библиотечные системы (АИБС). АИБС «ИРБИС» в библиотеке ТюмГУ. Электронный каталог. Стратегия поиска: составление запроса; поиск и отбор документов; оформление результатов поиска. Особенности представления электронной информации: полнотекстовые, гипертекстовые, мультимедийные издания. Справочно-поисковые системы и базы данных. Основные характеристики справочных правовых систем. СПС «Гарант», «Консультант +». Особенности работы СПС. Виды и технология поиска: тематический, по реквизитам, по ключевым слова, контекстный; справка о документе. Интернет как информационная система. Локальные и глобальные компьютерные сети. Гипертекстовые системы Интернет. Информационный поиск в сети. Этапы информационного поиска: формирование задачи, ее реализация, сохранение и обработка данных, оформление результатов. Поисковые системы Интернет. Обзор русскоязычных поисковых систем: Yandex, Rambler, Апорт, Русская машина поиска, Букинист. Электронные библиотеки. Электронные каталоги и базы данных. WEB- каталог и электронные ресурсы библиотеки ТюмГУ. Полнотекстовые БД. Энциклопедии и справочники в Интернет. Портал «Рубрикон». Научные журналы в сети. Поиск и заказ электронных копий.
раскрытие в курсе информационно-библиотечной культуры ее взаимодействий с библиотечно-библиографическими дисциплинами, а также и информатики, вычислительной техники, документоведения, экономики, психологии, социологии, с проблемами авторского права. 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
Заочная форма обучения
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
3.2. Перечень методических рекомендаций, указаний по проведению конкретных видов учебных работ (лекции, семинарские занятия, лабораторные работы, контрольные и курсовые работы, все виды практик, выпускная квалификационная работа, итоговая аттестация выпускников)
3.3 Использование информационных технологий в изучении дисциплины (конференц-связь, мультимедийные технологии, интернет-технологии и др.)
4.1. Распределение видов успеваемости, применяемых для оценки самостоятельной работы
|
Пояснительная записка 1 Цель преподавания дисциплины Целью преподавания... Составила Мясникова О. В., старший преподаватель кафедры "Экономика и управление производством" | Пояснительная записка Цель дисциплины Цель дисциплины – формирование знаний, умений и навыков по фитнесу для детей и подростков, готовности к применению их в практической... | ||
Пояснительная записка. Цель курса Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи | Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Основной целью преподавания... ... | ||
Пояснительная записка Цель освоения дисциплины Цель: Создание модели социального партнёрства педагога доу с родителями детей раннего возраста | Пояснительная записка 1 Цель и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины «Геодезия» Новохатин В. В. Геодезия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальность 250203. 65 «Садово-парковое... | ||
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Основной целью преподавания... ... | Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку Это специальные цели его преподавания. Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной... | ||
Пояснительная записка (аннотация): 3 предмет учебной дисциплины 3 цель освоения дисциплины Хвз вопт – хронические воспалительные заболевания верхнего отдела пищеварительного тракта | Пояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины... Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б | ||
Пояснительная записка, которая содержит: Цели и задачи дисциплины (модуля) Цель дисциплины Логика и риторика относится к циклу Б. 1 (Гуманитарный, социальный и экономический цикл), вариативная часть | Пояснительная записка Цели и задачи освоения дисциплины Обязательный... Цель дисциплины – углубленное изучение правовых основ предпринимательской деятельности, предметного соотношения экономики и права,... | ||
Пояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины... Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний... | Пояснительная записка, которая содержит: Цели и задачи дисциплины... Философия", профиль подготовки "социально-аксиологический", форма обучения – очная | ||
Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Пояснительная записка Цель учебной дисциплины «нот студента» Цель учебной дисциплины «нот студента»: ввести студентов первокурсников в журналистскую профессию через освоение особенностей форм... |