Пояснительная записка цель преподавания дисциплины





Скачать 93.06 Kb.
НазваниеПояснительная записка цель преподавания дисциплины
Дата публикации19.12.2014
Размер93.06 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Информатика > Пояснительная записка
z:\imo\ибк\бухучет08.jpg

z:\imo\ибк\бухучет08_2.jpg

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


    1. Цель преподавания дисциплины:


формирование знаний, навыков и приемов, формирующих способность эффективно использовать информационно-библиотечные ресурсы во всем их объеме.


    1. Задачи изучения дисциплины:


- знакомство со структурой информационных ресурсов;

- знакомство с библиотекой как информационной системой;

- знакомство с информационно-библиографическим аппаратом библиотеки;

-знакомство со справочно-правовыми системами «Гарант» и «Консультант», полнотекстовыми базами данных;

- освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации и систематизации данных в соответствии с задачами учебного и научного процесса в вузе;

- изучение и практическое применение технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности (подготовка курсовых и дипломных работ, рефератов, докладов и т.п.).


    1. Содержание дисциплины



Тема 1. Общие сведения по научной информации



Роль научной информации в современном обществе. Информационная культура.
Понятие информационного общества. Особенности развития информационного общества в России. Критерии оценки уровня развития информационного общества. Место библиотек в информационном обществе.

Понятие информации. Информация и ее свойства. Виды и формы существования информации. Разнообразие документных форм информации. Понятие документа. Первичные и вторичные документные источники информации. Неопубликованные материалы как источник информации.

Произведения печати.

Типы и виды изданий, их классификация:

- по целевому назначению: официальные, научные, научно-популярные, учебные, массово-политические, справочные;

- по степени аналитико-синтетической переработки информации: информационные, библиографические, реферативные, обзорные;

- по знаковой природе информации: текстовые, нотные, картографические, изоиздания;

- по материальной конструкции: книжные, журнальные, газетные, листовые;

- по объему: книга, брошюра, листовка;

- по составу основного текста: моноиздание, сборник;

- по периодичности: непериодические, сериальные, периодические, продолжающиеся;

- по структуре: серия, однотомные, многотомные, собрания сочинений, избранные сочинения;

- непериодические издания по характеру информации: монографии, авторефераты диссертации, препринты, тезисы докладов, материалы конференций (съезда, симпозиума), сборники научных трудов, пособия, учебники, хрестоматии, учебно-методические пособия, словари, энциклопедии, справочники;

- периодические издания по видам: газеты, журналы, бюллетени, календари, реферативные сборники.

Информационное обслуживание. Виды и формы информационных продуктов и услуг. Формы и методы хранения научной информации. Роль библиотек и библиографии в сборе, переработке, хранении, поиске и распространении информации.
Тема 2. Библиотека как информационно-поисковая система
Библиотека как старейший общественный институт.

Система библиотек России: национальные (РГБ, РНБ), универсальные (областные научные, ОУНБ Тюменской области), специальные (ИНИОН, ВГБИЛ, ГПИБ, БАН, БЕН РАН, ГПНТБ, ГЦНМБ, ЦНСХБ, ГПНТБ СО РАН), учебные. Вузовские библиотеки: особенности, структура, значение в подготовке специалистов.
Библиотека Тюменского госуниверситета, ее история, информационные ресурсы и услуги. Правила пользования библиотекой.

Библиография как область научно-практической деятельности. Общее представление о библиографии в контексте истории. Организация системы библиографии в России.

Библиографическая продукция. Типы и виды библиографических пособий: государственные, научно-вспомогательные, рекомендательные; ретроспективные, текущие, перспективные.

Справочно-библиографический аппарат (СБА) библиотеки; назначение и состав СБА. Система библиотечных каталогов.

Алфавитный каталог. Его назначение и принципы организации. Описание произведений печати.

Систематический каталог. Его назначение и структура, принципы организации. Библиотечные классификации, применяемые в РФ: универсальная десятичная классификация (УДК), библиотечно-библиографическая классификация (ББК). Классификация, используемая в библиотеке ТюмГУ. Алфавитно-предметный указатель (АПУ) к систематическому каталогу.

Электронный каталог как поисковая система.
Справочно-информационный фонд (СИФ) вузовской библиотеки.

Организация справочно- информационного обслуживания в библиотеке ТюмГУ. Его основные виды и формы.

Виды и разновидности информационного поиска: библиографический, фактографический, отраслевой, тематический, полнотекстовый и т.д.;

Алгоритм поведения пользователя: осознание конкретной цели обращения в библиотеку; максимально четкая формулировка информационного запроса, выявления необходимых источников информации с помощью справочно-библиографического аппарата (СБА); определение структурного подразделения библиотеки, в котором можно получить необходимую информацию.

Особенности информационных запросов студентов. Связь между типом запроса и источником разыскания.

Технология поиска информации в справочно-библиографическом аппарате библиотеки в режиме информационного самообслуживания. Алгоритмы поиска отдельных классов документов: книг, статей, законодательных материалов, периодических и продолжающихся изданий, авторефератов диссертаций, изданий на иностранных языках, карт, рецензий, аудиовизуальных документов и др.
Тема 3. Новые информационные технологии в библиотеках
Информационные технологии в библиотеке. Программно-аппаратное обеспечение. Автоматизированные информационно- библиотечные системы (АИБС). АИБС «ИРБИС» в библиотеке ТюмГУ.

Электронный каталог. Стратегия поиска: составление запроса; поиск и отбор документов; оформление результатов поиска. Особенности представления электронной информации: полнотекстовые, гипертекстовые, мультимедийные издания.

Справочно-поисковые системы и базы данных. Основные характеристики справочных правовых систем. СПС «Гарант», «Консультант +». Особенности работы СПС. Виды и технология поиска: тематический, по реквизитам, по ключевым слова, контекстный; справка о документе.

Интернет как информационная система. Локальные и глобальные компьютерные сети. Гипертекстовые системы Интернет.

Информационный поиск в сети. Этапы информационного поиска: формирование задачи, ее реализация, сохранение и обработка данных, оформление результатов.
Поисковые системы Интернет. Обзор русскоязычных поисковых систем: Yandex, Rambler, Апорт, Русская машина поиска, Букинист.

Электронные библиотеки. Электронные каталоги и базы данных. WEB- каталог и электронные ресурсы библиотеки ТюмГУ.

Полнотекстовые БД. Энциклопедии и справочники в Интернет. Портал «Рубрикон». Научные журналы в сети. Поиск и заказ электронных копий.


    1. Междисципинарные связи:


раскрытие в курсе информационно-библиотечной культуры ее взаимодействий с библиотечно-библиографическими дисциплинами, а также и информатики, вычислительной техники, документоведения, экономики, психологии, социологии, с проблемами авторского права.


2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ


    1. Распределение часов курса дисциплины по темам и видам работ.

Заочная форма обучения

Название тем и разделов

Всего часов

Аудиторные занятия (час), в том числе:

Кол-во часов на самостоя-тельную работу

Лекции


Семинары

Общие сведения по научной информации

2

2







Библиотека как информационно-поисковая система

Новые информационные технологии в библиотеках

Поиск информации по библиографическим и информационным изданиям, каталогам, справочно-информационным системам

2







2

Работа с полнотекстовыми электронными изданиями

2







2

Итого:

6

2




4



  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    1. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА




  1. Брежнева, Валентина Владимировна. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий : учеб.-практ. пособие / В. В. Брежнева, В. А. Минкина ; С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. - СПб. : Профессия, 2004. - 304 с. ; 21 см. - (Библиотека).

  2. Информатика : учеб. для студ. эконом. спец. вузов / ред. Н. В. Макарова. - 3-е изд., перераб. - Москва : Финансы и статистика, 2007. - 768 с.

  3. Новые и традиционные технологии в вузовской библиотеке : производственно-практическое издание / Тюм. гос. ун-т, Инф.-библ. Центр ; сост. Е. Ф. Фролова, М. Г. Карымова. – Тюмень : Изд-во ТюмГУ, 2005. – 236 с.

  4. Шлыкова, Ольга Владимировна. Культура мультимедиа : учеб. пособие для студ. вузов / О. В. Шлыкова. - М. : ФАИР-Пресс, 2004. - 416 с. : ил. ; 21 см. - (Специальный издательский проект для библиотек).


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Брежнева, В. В. Информационная культура и социальная защита личности / В. В. Брежнева // Открытое образование. - 2007. - № 1. - С. 79-84.

  2. Буринская, Е. Н. Общетеоретические основы библиографоведения в начале XXI в. / Е. Н. Буринская, А. В. Соколов // Библиография. - 2005. - № 4. - С. 34 – 43.

  3. Дворкина, Маргарита Яковлевна. Информационное обслуживание : Социокультурный подход / М. Я. Дворкина. - М. : Профиздат, 2003. - 112 с. - (Современная библиотека; Вып.11.).

  4. Информационные ресурсы научных библиотек Сибири и Дальнего Востока : базы данных : справочник пользователя / Гос. публ. науч.-тех. б-ка СО РАН, Регион. объединение науч. и спец. б-к Сибири и Д. Востока ; сост. В. Г. Свирюкова, отв. ред. Е. Б. Соболева. - 3-е изд., испр. и доп. - Новосибирск : [б. и.], 2004. - 140 с.

  5. Каптерев, Андрей Игоревич. Информатизация социокультурного пространства / А. И. Каптерев. - М. : ФАИР-Пресс, 2004. - 512 с. : ил. - (Специальный издательский проект для библиотек).

  6. Отле, Поль. Библиотека, библиография, документация : избр. тр. пионера информатики : пер. с фр. / П. Отле. - М. : ФАИР-Пресс : Пашков Дом, 2004. - 350 с. - (Специальный издательский проект для библиотек).

  7. Панферова, В. В. Информационная политика в современной России / В. В. Панферова // Социально-гуманитарные знания. - 2005. - № 5. - С.53-68. - (Общество вчера, сегодня, завтра).

  8. Романенко, Владимир Николаевич. Сетевой информационный поиск : практ. пособие / В. Н. Романенко, Г. В. Никитина ; Рос. академия естест. наук, Сев.-Зап. отд. образования и развития науки. - СПб. : Профессия, 2005. - 288 с. - (Специалист).

  9. Сухотина, Е. А. Библиотека как центр экологической культуры и информации [Текст] / Е. А. Сухотина // Образование и общество. - 2004. - № 1. - С. 104-105.

  10. Трофимов, А. В. Аппарат издания как метаинформация и инструмент информационного воздействия / А. В. Трофимов // Библиография. - 2005. - № 5. - С. 10 – 14.


3.2. Перечень методических рекомендаций, указаний по проведению конкретных видов учебных работ (лекции, семинарские занятия, лабораторные работы, контрольные и курсовые работы, все виды практик, выпускная квалификационная работа, итоговая аттестация выпускников)

  1. ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

  2. ГОСТ 7.12-93 Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила.


3.3 Использование информационных технологий в изучении дисциплины (конференц-связь, мультимедийные технологии, интернет-технологии и др.)

Виды аудиторных занятий

Лекции

Самостоятельная работа

Тема лекции

Вид информационных технологий

Темы для самостоятельной работы

Вид информационных технологий

1. Общие сведения по научной информации

Мультимедиа

1. Поиск информации по библиографическим и информационным изданиям

АИБС «ИРБИС»

2. Библиотека как информационно-поисковая система

Мультимедиа

Поиск информации в каталогах, справочно-информационных системах

АИБС «ИРБИС»

3. Новые информационные технологии в библиотеке

Мультимедиа

Работа с полнотекстовыми электронными изданиями

АИБС «ИРБИС»



  1. ОЦЕНКА РАБОТЫ СТУДЕНТА


4.1. Распределение видов успеваемости, применяемых для оценки самостоятельной работы




п/п

Тема для самостоятельной работы

(4 часа)

Виды контроля успеваемости, применяемые для оценки самостоятельной работы


1.

Поиск информации по библиографическим и информационным изданиям, в каталогах, справочно-информационных системах

Письменно оформленная работа студента

2.

Работа с полнотекстовыми электронными изданиями

Работа с БД

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка цель преподавания дисциплины iconПояснительная записка 1 Цель преподавания дисциплины Целью преподавания...
Составила Мясникова О. В., старший преподаватель кафедры "Экономика и управление производством"
Пояснительная записка цель преподавания дисциплины iconПояснительная записка Цель дисциплины
Цель дисциплины – формирование знаний, умений и навыков по фитнесу для детей и подростков, готовности к применению их в практической...
Пояснительная записка цель преподавания дисциплины iconПояснительная записка. Цель курса
Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи
Пояснительная записка цель преподавания дисциплины iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины Основной целью преподавания...
...
Пояснительная записка цель преподавания дисциплины iconПояснительная записка Цель освоения дисциплины
Цель: Создание модели социального партнёрства педагога доу с родителями детей раннего возраста
Пояснительная записка цель преподавания дисциплины iconПояснительная записка 1 Цель и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины «Геодезия»
Новохатин В. В. Геодезия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальность 250203. 65 «Садово-парковое...
Пояснительная записка цель преподавания дисциплины iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины Основной целью преподавания...
...
Пояснительная записка цель преподавания дисциплины iconПояснительная записка к рабочей программе по русскому языку
Это специальные цели его преподавания. Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной...
Пояснительная записка цель преподавания дисциплины iconПояснительная записка (аннотация): 3 предмет учебной дисциплины 3 цель освоения дисциплины
Хвз вопт – хронические воспалительные заболевания верхнего отдела пищеварительного тракта
Пояснительная записка цель преподавания дисциплины iconПояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины...
Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б
Пояснительная записка цель преподавания дисциплины iconПояснительная записка, которая содержит: Цели и задачи дисциплины (модуля) Цель дисциплины
Логика и риторика относится к циклу Б. 1 (Гуманитарный, социальный и экономический цикл), вариативная часть
Пояснительная записка цель преподавания дисциплины iconПояснительная записка Цели и задачи освоения дисциплины Обязательный...
Цель дисциплины – углубленное изучение правовых основ предпринимательской деятельности, предметного соотношения экономики и права,...
Пояснительная записка цель преподавания дисциплины iconПояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний...
Пояснительная записка цель преподавания дисциплины iconПояснительная записка, которая содержит: Цели и задачи дисциплины...
Философия", профиль подготовки "социально-аксиологический", форма обучения – очная
Пояснительная записка цель преподавания дисциплины iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Пояснительная записка цель преподавания дисциплины iconПояснительная записка Цель учебной дисциплины «нот студента»
Цель учебной дисциплины «нот студента»: ввести студентов первокурсников в журналистскую профессию через освоение особенностей форм...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск