Скачать 318.71 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российский государственный торгово-экономический университет «УТВЕРЖДАЮ» Ректор РГТЭУ Бабурин С.Н. « » _____________ 2011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Наименование дисциплины ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ ________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Рекомендуется для направления подготовки (специальности) 100700 -ТОРГОВОЕ ДЕЛО Квалификации (степени) выпускника ___МАГИСТР_______________ 1. Цели и задачи дисциплины: Цель изучения дисциплины – овладение основами деловой коммуникации, что включает формирование навыков и развитие умений эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами, реализуя комфортно-психологическое общение и разнообразные стратегии и тактики, ориентированные на достижение компромисса и сотрудничества. Преподавание дисциплины призвано решить следующие задачи: – создать у обучающихся целостное представление о деловой коммуникации как разновидности специализированной коммуникации; формировать умения выявлять психолого-коммуникативный потенциал деловых партнеров; – развивать коммуникативную компетентность будущего специалиста; – сформировать коммуникативно-речевые умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности; – развивать умения целесообразно выбирать формы деловой коммуникации, способствуя личностной потребности в совершенствовании их ведения; -формировать осознанное отношение к выбору стратегий деловых коммуникаций. 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Деловые коммуникации» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1) балакавриата по направлению 100700 Торговое дело и преподается в 1 семестре. Дисциплина «Деловые коммуникации» базируется на знаниях, полученных студентами по курсу «Русский язык» в объеме программы средней школы. Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую дисциплина «Деловые коммуникации» выполняет в системе высшего профессионального образования. 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: – владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); – умением логически верно, аргументировано и ясно выстраивать устную и письменную речь, способностью свободно владеть деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-2); – осознанием сущности и значением информации в развитии современного общества; владением основными методами и средствами получения, хранения, переработки информации; навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-8); В результате изучения дисциплины студент должен: знать: - сущность деловой коммуникации, ее составляющих и роль в деловой сфере общественных отношений; - формы деловых коммуникаций; уметь: - определять социально-психологические особенности деловых партнеров; - разрабатывать эффективные деловые коммуникации; владеть: - технологиями эффективного ведения разных форм коммуникаций; - навыками достижения коммуникативной цели; - навыками реализации принципов успешной самопрезентации. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Деловая коммуникация как разновидность специализированной коммуникации Тема 1. Специфика деловой коммуникации Цели, задачи и предмет дисциплины. Основные понятия: коммуникация, деловая коммуникация, коммуникативный акт, виды коммуникации, вербальные и невербальные коммуникации, язык, речь, типы речи, виды речевой деятельности, говорение, слушание, письмо, чтение. Коммуникация как двусторонний процесс во внутриличностном, межличностном и социальном контекстах. Коммуникации и их виды, основные виды вербальной коммуникации: тексты, коммуникативные акты. Структура коммуникативного акта. Понятие речевой коммуникации. Роль речевой коммуникации в «контактной зоне». Вербальные и невербальные коммуникации. Функции языка и речи (информационная, агитационная, эмотивная). Связь речи и мышления. Типы речи (внутренняя и внешняя). Основные этапы речевой деятельности: подготовка высказывания, структурирование высказывания, переход к внешней речи. Формы речевой коммуникации (устная письменная). Виды речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение). Раздел 2. Психолого-коммуниативные особенности деловых партнеров Тема 2. Социально-психологические особенности восприятия и понимания делового партнера Механизмы восприятия и понимания делового партнера (эмпатия, рефлексия, идентификация; стереотипизация, индивидуализация). Основные каналы восприятия (визуальный, аудиальный, кинетический). Барьеры восприятия и понимания. Тема 3. Типы коммуникативных личностей и их роль в коммуникации Коммуникативные типы деловых партнеров. Психогеометрические характеристики личности, теория «акцентуированной личности». Особенности темперамента делового партнера.Типология манипуляторов по Э. Шостром; категории Вирджинии Сатир. Манипулятивные роли по Э. Берну. Социально-психологические особенности конкретного социума и характер ситуации. Раздел 3. Коммуникативная компетентность специалиста Тема 4. Вербальные средства в деловой коммуникации Слушание. Виды слушания в деловой коммуникации - критическое (направленное), эмпатическое, рефлексивное (активное), нерефлексивное (пассивное). Ошибки слушания. Вопросы. Типы вопросов для эффективной деловой коммуникации. Корректные и некорректные вопросы. Способы корректной формулировки вопросов. Ответы на вопросы. Аргументация в деловой коммуникации. Способы аргументации. Тема 5. Коммуникативные барьеры Фонетический барьер - произношение в деловой коммуникации. Семантический барьер – непонимание, связанное с различиями в системах значений (тезаурусах) участников коммуникации. Стилистический барьер – непонимание, возникающее при несоответствии стиля коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния партнера по общению. Логический барьер («мужская» логика и «женская» логика). Эмоциональные барьеры. Тема 6. Невербальные средства в деловой коммуникации Мимика, жесты и позы, характерные для деловой коммуникации. Визуальный контакт в общении с деловыми партнерами. Оптимальная просодика, такесика в деловой коммуникации. Проксемические средства. Раздел 4. Формы деловой коммуникации Тема 7. Деловая беседа. Управление построенной деловой коммуникацией Структура деловой беседы. Основные этапы ведения беседы. Приемы начала беседы. Особенности телефонного разговора. Исходящие и входящие звонки. Правила ведения делового разговора. Тема 8. Деловые переговоры Типы переговоров. Основные стадии переговоров: подготовка, процесс ведения переговоров, анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей. Этапы ведения переговоров. Стратегии и тактики ведения переговоров. Позиционный торг. Стратегия «принципиальные переговоры» (учет взаимных интересов или гарвардский метод ведения переговоров). Стили ведения переговоров: мягкий, жесткий. Конфронтационный и партнерский подходы к переговорам. Тема 9. Инструментарий подготовки деловой коммуникации Методы стимулирования критического и творческого мышления для подготовки к деловой коммуникации: «мозговой штурм», кластер (генерирование идей), Т-схема (взвешенное принятие решения), таблица (работа с возражениями), диаграмма Венна (выявление общих идей и различных). Тема 10. Деловое собрание и деловое совещание Типы совещаний. Подготовка совещания. Правила поведения на совещании. Подготовка собрания. Особенности проведения собрания. Тема 11. Способы включения участников в деловую коммуникацию Использование способов включения в коммуникацию. Лобовая атака. Обход с фланга. Удар в тыл. Тема 12. Пресс-конференция Особенности подготовки пресс-конференции. Проведение пресс-конференции. Участники пресс-конференции. Пресс-релиз, пост-релиз. Тема 13. Презентация Цели презентации. Подготовка к презентации. Виды презентации и алгоритмы их проведения. Тема 14. Самопрезентация Создание положительного имиджа. Деловая одежда. Развитие уверенности в себе. Демонстрация уверенности. Тема 15. Конфликт в деловой коммуникации Виды взаимодействия: кооперация и конфронтация. Конфликт как разновидность конфронтации. Виды, структура и стадии протекания конфликтов. Предпосылки возникновения конфликта в процессе деловой коммуникации. Участники конфликта. Управление конфликтом. Стили поведения в конфликте. Правила поведения в условиях конфликта. 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
Дисциплина «Русский язык и культура речи» выполняет в системе высшего профессионального образования надпредметную функцию, поскольку знания, умения и навыки, приобретенные в рамках изучения данной дисциплины, активно используются во всем дальнейшем образовательном процессе. 5.3. Разделы дисциплины и виды занятий
6. Практические занятия
7. Примерная тематика курсовых проектов (работ) Не предусмотрена. 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Для материально-технического обеспечения дисциплины «Деловые коммуникации» используется оборудованная аудитория, ПК, интерактивные наглядные пособия, компьютерный проектор и библиотечный фонд РГТЭУ. 10.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения. Для более эффективного восприятия материала и использования времени рекомендуется проводить лекции с применением ПК и электронных аудио, видео средств. В качестве методики проведения практических занятий можно предложить такие инновационные технологии, как Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе-аргументации по предложенной тематике (пр. занятие по темам № 5, №11). Круглый стол – один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога (пр. занятие по темам №№ 9,10). Малая группа – способ обучения друг друга, а также совместного принятия решения, создания концепции и ее презентации (занятия № 3, №4, № 6, №7, № 8). Тестирование – контроль знаний с помощью тестов с закрытыми вопросами, которые состоят из условий (вопросов) и вариантов ответов для выбора, а также свободно-конструируемых ответов на тесты с открытыми вопросами (пр. занятия №1, №2, №12, №15). Подборка вопросов для тестирования осуществляется на основе изученного теоретического материала. Такой подход позволяет повысить мотивацию студентов при конспектировании лекционного материала. Для освоения навыков эффективной деловой коммуникации студент самостоятельно анализирует реальную ситуацию и представляет это в группе. Самостоятельное изучение дисциплины Вопросы для самоконтроля: 1. Специфика деловой коммуникации. 2. Социально-психологические особенности делового партнера. 3. Психогеометрические характеристики делового партнера. 4. Коммуникация как социально-психологический механизм взаимодействия в профессиональной деятельности. 5. Схема деловой коммуникации. 6. Коммуникация как феномен общественной жизни. Эмпатическое общение. 7. Ошибки восприятия и механизмы восприятия и понимания. 8. Роль культуры речи в коммуникации. Постулаты коммуникативной механики. 9. Механизмы коммуникации: идентификация, рефлексия, моделирование, обособление. 10. Критерии выбора модели поведения. Роль как корректирующий фактор поведения. Социумы общения. 11. Причины потери информации в деловой коммуникации. 12. Типы речевой культуры в деловой коммуникации. 13. Диалог и типы вопросов в деловой коммуникации. 14. Особенности слушания в деловой коммуникации. 15. Типичные ошибки слушания. 16. Классификации невербальных средств коммуникации. 17. Имидж делового человека. 18. Кинесические средства в деловой коммуникации. 19. Проксемические и такесические средства деловой кгоммуникации. 20. Просодические средства в деловой коммуникации. 21. Переговоры как разновидность деловой коммуникации. 22. Риторика в профессиональной коммуникации. Виды и формы устной речи. 23. Риторические "уловки": эффект первых фраз, квантовый выброс информации, минимизация депрессионных потерь, интонация и пауза. 24. Привязанность. Симпатия. Доверие. Уважение. Эффект эмоциональной идентификации. 25. Особенности проведения собраний и совещаний. 26. Стратегии и тактики деловой коммуникации. 27. Способы самопрезентации. |
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию | Федеральное агентство по образованию государственное образовательное... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»... | ||
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации Государственное... Помощник заместителя Министра экономического развития Российской Федерации Руководителя Росимущества | Министерство образования и науки российской федерации федеральное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Инистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... «Московский государственный институт электронной техники (технический университет)» | ||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... «Московский государственный институт электронной техники (технический университет)» | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... «Московский государственный институт электронной техники (технический университет)» | ||
Российской федерации федеральное агентство по образованию Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное агентство по образованию российской федерации государственное... Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии | ||
Федеральное агентство по образованию российской федерации государственное... Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее 2010» | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... Методика проведения контрольных мероприятий примерные вопросы к зачету по курсу «лингвострановедение и страноведение великобритании»... | ||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... Методика проведения контрольных мероприятий примерные вопросы к зачету по курсу «лингвострановедение и страноведение великобритании»... | Федеральное агентство по образованию российской федерации государственное... Базовый учебник: Перышкин А. В., физика 7кл.: учеб для общеобразоват учреждений. – 12-е изд.,– М.: Дрофа, 2010г | ||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... Методическая разработка по практическим занятиям по курсу «Гражданское право ч. 1». Таганрог: Изд-во трту. 2006. 47с | Методические указания разработаны кандидатом экономических наук,... Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение... |