Памятка юному исследователю





Скачать 316.55 Kb.
НазваниеПамятка юному исследователю
страница1/3
Дата публикации01.01.2015
Размер316.55 Kb.
ТипПамятка
100-bal.ru > Информатика > Памятка
  1   2   3
Научно-исследовательская деятельность в школе:

выбор темы и проведение исследования
Информационные материалы для школьника и

руководителя ученическим исследованием






Введение




1.1

Выбор темы и проведение исследований

2

1.2

Структурная схема работы

6

1.3

Определение методов исследования

8

1.4

Представление результатов исследований

10

1.5

Оценка исследовательской работы

12




Приложение 1. Список конкурсов и НПК для учащихся

13




Приложение 2. Памятка юному исследователю

Приложение 3. Примерные темы исследовательских работ по математике

Приложение 4. Примерные темы исследовательских работ по физике

Приложение 5. Примерные темы исследовательских работ по информатике и ИКТ

15

17
18
18




Список литературы

19



Введение

Обращение к школьникам
Вы, наверное, задумывались над тем, кем быть, как ориентироваться в постоянно меняющемся мире, как успевать осваивать все расширяющееся информационное пространство. В последние десятилетия в развитых странах мира общество предъявляет профессиональные требования к молодым людям все в более раннем возрасте, и, значит, в 14-16 лет надо определяться в профессиональном выборе. Помощь в самоопределении оказывает исследовательская работа.

Сколько удивительного содержится вокруг нас? Мимо скольких интересных событий и явлений мы проходим ежедневно, не заметив, не поняв их? Мир полон чудес, надо только уметь их открывать. Главным инструментом в этом деле является наша способность исследовать окружающий нас мир. Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причем знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило, они прочнее и глубже, чем сведения, которые получены путем выучивания.

Научные исследования являются определенной школой жизни. Вам предстоит постигнуть приемы рационального интеллектуального труда, развить свои творческие умения. Чтобы достичь намеченной цели, необходимо обладать всей полнотой информации о той деятельности, которой вы собираетесь заниматься.

Представленные информационные материалы призваны помочь вам в организации и осуществлении научного исследования. Это необычные материалы. Они для тех, кто хочет научиться добывать знания самостоятельно, содержат советы и рекомендации по выбору темы научной работы, описание общей структуры работы, а также рекомендации для правильного краткого изложения ее сути в письменном виде и устном докладе.

Вы узнаете о конференциях школьников, где можно представить результаты своего исследования, найти единомышленников, познакомиться с учеными, работающими в данной области, получить их рекомендации, советы и оценку.

1.1 Выбор темы и проведение исследований

Проведение научных исследований – это процесс создания человеком новых знаний о самом себе и о мире, в котором он живет, с целью получения ответа на какой-либо вопрос или решения какой-либо задачи.

Выбирая тему исследовательской работы, следует хорошо подумать, каким образом проведенные исследования смогут изменить мир и его обитателей к лучшему. Источником для идеи может быть хобби или проблема, которая, по вашему мнению, нуждается в решении. Проблема может быть стара, как мир, но способы и пути ее решения и осмысления могут быть самыми разнообразными.

Помочь при выборе темы может школьный учитель, вузовский преподаватель, научный сотрудник или просто интересный интеллектуально развитый человек. Стоит заметить, что выбор темы работы существенно зависит от уровня вашей подготовки и технических возможностей, которыми вы обладаете. Как правило, школьники, занимающиеся исследовательской деятельностью, имеют научного руководителя. Чаще это бывает тот человек, который помог вам при выборе темы. Может быть и наоборот, вы выбрали тему, а затем нашли научного руководителя, проявив при этом необходимую инициативу. Научный руководитель поможет вам составить план исследования, критически оценить полученные результаты, подсказать альтернативные подходы в случае неудачи.

Этапы проведения исследования в различных областях знаний отличаются друг от друга. Наиболее общий план проведения исследования представлен ниже:

1. Проявление интереса, выбор конкретной темы, задание вопроса; определение или создание /формулировка проблемы.

2. Изучение публикаций, относящихся к данной проблеме / вопросу.

3. Рассмотрение и оценка возможных решений, формулировка научной догадки (гипотезы).

4. Проверка гипотезы при проведении экспериментов (сборе данных) и анализе результатов.

5. Оценка результатов экспериментов и выводы, основанные на полученных данных.

6. Оформление проделанной работы (статья, реферат, материалы для стенда, монография и т. п.); подготовка научного доклада.

Интерес для специалистов, оценивающих работу, будет представлять собой исследование, в котором указана актуальность решаемой проблемы (задачи), раскрыта новизна полученных результатов (например: новое решение известной научной задачи, использование новых методов решения и сравнение их с ранее использованными методами для решения данной проблемы и т. п.), содержатся предложения по практическому использованию результатов вашей работы.

Итак, очевидно, что исследователь должен уметь:

  • находить объект и предмет исследования;

  • формулировать цели исследования и выдвигать гипотезу;

  • планировать эксперимент;

  • проводить эксперимент;

  • осуществлять качественный и количественный анализ полученных данных;

  • определять границы применения экспериментальных данных;

  • анализировать полученные результаты.


Научно-исследовательская работа по физике, химии, биологии и экологии носит в основном экспериментальный характер и часто проводится на базе соответствующих специальных лабораторий. При выполнении исследований по экологии рекомендуется рассматривать проблемы окружающей среды своего населенного пункта, района, города.

По истории и краеведению чаще проводят исследования, связанные с изучением истории своего населенного пункта, предприятия, школы, семьи и т. д. Такие работы проводятся на базе библиотек и архивов.

По математике исследовательские работы разбиваются на две группы:

1. Изучение материала, не входящего в школьную программу, и решение на его основе ряда задач.

2. Практическое применение математических методов в других областях знаний (физике, технике, биологии, экологии и т.д.).

Исследовательские работы по информатике можно разделить на три группы:

1. Поиск необходимого материала и представление его в виде Web-сайта, который можно было бы разместить в Интернет.

2. Изучение и обзор новых программных средств.

3. Программирование сложных алгоритмов решения математических задач. Результатом является отлаженная программа.
Совет 1. С чего начать работу?

1. Выбрать объектную область исследования – ту или иную предметную дисциплину (математика, биология, литература и т.д.).

2. Выбрать объект (определенный процесс или явление, своеобразный носитель проблемы) и предмет исследования (конкретная часть объекта, внутри которого ведется поиск). Например, объект исследования – творческие связи русской и французской литератур, предмет изучения – особенности межкультурных заимствований. Но, границы между объектом и предметом условны.

3. Определить тему исследования. Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т.е. процесс развития научного познания. Необходимо выделить вопросы, рассмотрение которых позволит достаточно полно раскрыть исследуемую проблему.

4. Обосновать актуальность темы – объяснить необходимость изучения данной темы. Например, актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т.п.

5. Изучить научную литературу. Можно делать выписки в виде конспектов (интересные мысли, факты, цифры, различные точки зрения), фиксировать исключительно цитаты, составлять тезисы, аннотации, рецензии и т.д. Не нужно пытаться включить в исследование весь имеющийся материал, как бы звучны не были имена и цитаты. Не следует стремиться к заимствованию материала. Ведь основой для получения нового знания должны служить не чьи-то, а собственные мысли, пусть и возникшие в ходе знакомства с чужими работами как отклик на них.

6. Определить гипотезу – предположение, которое в процессе работы либо подтверждается, либо опровергается (оно должно быть подкреплено научными данными, логическими соображениями). При формулировке гипотезы обычно используют словесные конструкции типа: «если…, то…»; «так…, как…»; «при условии, что…», т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установления причинно-следственных связей.

7. Определить цель и задачи исследования.

Наиболее типичные цели: определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих закономерностей; создание классификаций. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели.
Совет 2. Основные особенности методов исследования.

1. Подумать самостоятельно. Наверное, с этого лучше всего начинать любую исследовательскую работу. Можно задать себе вопросы:

• Что я знаю об этом?

• Какие суждения могу высказать по этому поводу?

• Какие выводы и умозаключения я могу сделать из того, что мне уже известно?

Запишите все это.

2. Прочитать книги о том, что вы исследуете. Если предмет исследования подробно описан в доступных для вас книгах, их надо обязательно посмотреть. Ведь совсем не обязательно открывать то, что до вас уже открыто. Изучив уже известное, можно двигаться дальше. Открывать новое! Начать можно со справочников и энциклопедий. В наше время издается много различных энциклопедий и справочников для детей и взрослых. Они обычно хорошо иллюстрированы, их тексты, как правило, содержат очень много интересной информации. Если ее оказывается недостаточно, то следует прочитать книги с подробным описанием изучаемого вами объекта или явления. Запишите все, что вы узнали из книг.

3. Познакомиться с кино- и телефильмами. Много новой информации содержится не только в книгах, но и в различных научных, научно-популярных и художественных фильмах. Это настоящий клад для исследователя. Не забудьте об этом источнике! Запишите все, что вы узнали нового из фильмов.

4. Найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет. Компьютер - верный помощник современного исследователя. Ни один ученый уже не может работать без него. Компьютер помогает решать самые разные исследовательские задачи: строить математические модели, проводить эксперименты с компьютерными (виртуальными) копиями объектов, готовить тексты, чертежи, схемы, рисунки. В глобальных компьютерных сетях содержится много информации практически обо всем, что вас может заинтересовать. Запишите все, что вам помог узнать компьютер.

5. Спросить у других людей. Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты. К специалистам мы отнесем всех, кто профессионально занимается тем, что вы исследуете. Это могут быть ученые, например, профессор из университета или работник научно-исследовательского института. Им можно позвонить или написать письмо, отправив его по обычной или электронной почте. Специалистом может быть и учитель. Например, учитель физики или астрономии может рассказать о космосе много нового, того, что не входит в обычные школьные программы. Специалистами могут оказаться и папа, и мама, и дедушка, и бабушка. Например, исследуя характер вооружения войск специального назначения, вы вспоминаете, что ваш дедушка был офицером. Это значит, что он вполне может быть экспертом. Неспециалистами для вас будут остальные люди. Их тоже целесообразно расспросить. Вполне может быть, что кто-то из них знает что-то очень важное о том, что вы изучаете. Например, вы разрабатываете проект новой технологии посадки картофеля и спрашиваете об этом у своей бабушки, которая работает учителем математики в школе. А она рассказывает, как читала об эксперименте педагога А. Иванова. В 80-е годы прошлого века в Санкт-Петербурге его ученик изобрел способ посадки картофеля в капроновую сетку, который используют сейчас во многих странах. Вот вам и неспециалист! Запишите информацию, полученную от других людей.

6. Понаблюдать. Интересный и доступный способ добычи новых знаний - наблюдение. Надо понимать и помнить, что смотреть и слушать может каждый, а вот видеть и слышать способны не все. Смотрим мы глазами, слушаем ушами, а видим и слышим умом. Например, каждый может увидеть, как ведут себя дети на перемене в школе; посмотреть, как они двигаются; послушать, какие они издают звуки. Но только умный, наблюдательный исследователь, глядя на поведение своих одноклассников в школе, может сделать много интересных выводов, суждений и умозаключений. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны. Об этом надо помнить и все это также можно использовать в ваших исследованиях. Запишите информацию, полученную с помощью наблюдений.

7. Провести эксперимент. Слово «эксперимент» происходит от латинского «experimentum» и переводится на русский как «проба, опыт». Это ведущий метод познания в большинстве наук. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые разные явления. Эксперимент предполагает, что вы активно воздействуете на то, что исследуете. Так, например, вы можете экспериментально определить, при какой температуре замерзают разные жидкости (вода, молоко, солярка и др.); как быстро способен обучиться ваш щенок или котенок новым командам; как относится к различной музыке ваш попугай; какие овощи и фрукты больше всего любит ваша черепаха. Опишите сначала планы, а затем результаты своих экспериментов.

1.2. Структурная схема работы

Результаты исследовательской деятельности оформляются в виде отчетов (доклад, реферат, учебный проект, статья, книга и т. п.) и оглашаются на различных конференциях, представляются на конкурсы.

Работа начинается с титульного листа. Титульный лист содержит следующие атрибуты:

  • название конференции и работы, страны и населённого пункта;

  • сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс);

  • сведения о научных руководителях (фамилия, имя, отчество, учёная степень и звание, должность, место работы);

  • дата написания работы.

За титульным листом помещают оглавление с перечнем разделов работы и указанием номеров страниц, с которых начинается каждый раздел. Затем идет введение.

Введение содержит обзор работы, позволяющий получить общее представление об исследуемой проблеме, ее современном состоянии. Здесь должна быть четко сформулирована цель работы, чтобы читатель мог ясно представить себе, в чем суть проблемы (задачи), а также указаны трудности технического характера и иные препятствия к достижению цели работы. Дается краткий обзор литературных источников по теме вашего исследования. Обосновывается актуальность проблемы. Выдвигаются гипотезы для разрешения проблемы, и ставятся задачи для подтверждения либо опровержения выдвинутых гипотез. Объем введения не должен превышать 1 – 2 страницы машинописного текста. Во введение иллюстрации не помещают.

Далее следует основная часть – раздел, который может состоять из нескольких частей. Каждая его часть должна иметь заглавие, выражающее ее основное содержание. В первой части следует поместить подробное описание поставленной проблемы. Указать материалы и методы исследования. Затем описываются полученные результаты работы, а также раскрывается ее новизна (анализ известных научных фактов, новая постановка эксперимента и т. п.).

Четвертым разделом работы является заключение. Заключение содержит кратко и точно сформулированные основные результаты работы в виде утверждения. Выводы, как правило, состоят из одного – трех пунктов. Это ваши убеждения, как автора работы, которые вы готовы отстаивать.

Работа завершается списком литературы, в котором указываются научные публикации (книги, журнальные статьи, справочники), а также другие источники, в том

числе электронные документы, которые были использованы в научно-исследовательской работе. В тех местах работы, где используются перечисленные в списке литературы источники, должны быть соответствующие ссылки (номер источника в квадратных скобках). Отсутствие ссылки на результат, полученный кем-либо ранее, рассматривается как плагиат. Литературные источники принято перечислять в алфавитном порядке. Иногда их перечисляют в порядке упоминания в тексте работы. Другие варианты недопустимы.

Хорошо выглядит работа, проиллюстрированная фотографиями, рисунками, чертежами, таблицами или графиками. Однако они должны носить не самостоятельный характер, а только дополнять или объяснять изложенный материал. При этом в тексте работы обязательно должна быть ссылка на них. Для этого все приведенные таблицы, рисунки, чертежи и графики должны иметь название и номер. Если количество фотографий, таблиц, графиков или рисунков слишком большое и затрудняет восприятие материала, то часть из них нужно отнести в приложение.

Приложение может содержать исходные (первичные) данные, на основании которых проводилось исследование, листинги компьютерных программ и некоторую другую информацию, поясняющую проделанную работу.

Работа представляется на любые конкурсы и конференции в печатном варианте и электронном варианте на CD-R/CD-RW или DVD дисках. Материалы должны быть оформлены в соответствии с техническими требованиями конкурса/конференции на которую вы отправляете работу. Электронные носители должны быть подписаны (название конкурса, автор работы, секция на которую Вы предоставляете материал, название работы).

В тексте работы не допускаются сокращения, кроме общепринятых. Работа выполняется на листах белой бумаги формата А4. Чаще всего для печати выбирается яркий шрифт «Times New Roman» (в качестве основного шрифта) или (при необходимости) «Arial» размером в 12 или 14 кегль. Расстояние между строками выбирается так, чтобы текст хорошо читался, как правило, это 1,5 или 2 интервала. Химические и алгебраические формулы набираются с помощью редактора формул «Math Type». Нумерация страниц (чаще всего) производится внизу по центру страницы арабскими цифрами (1, 2 и т. д.).

Обычно работы, присланные на конкурс или конференцию, не возвращаются автору. Поэтому в них следует включать копии оригинальных фотографий и уникальных рисунков.

Иногда для участия в конференции необходимо написать аннотацию, которая должна содержать наиболее важные сведения о работе, а именно: цель работы, использованные в ней приемы и методы, а также выводы. Аннотация должна располагаться не более чем на одной странице печатного текста. Сначала печатается заголовок, затем посередине слово «Аннотация», ниже - текст аннотации.

Хорошо если Ваше исследование кроме научного руководителя оценит заинтересованный в этом человек (преподаватель техникума или ВУЗа, ученый и т.д.) и напишет рецензию на Вашу работу.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Памятка юному исследователю iconПравила оформления списка литературы и ссылок на источники в исследовательской...
Памятка № оформление списка использованных источников и литературы. Оформление внутритекстовых сносок
Памятка юному исследователю iconПамятка юному исследователю Учимся писать реферат реферат
Реферат – краткое изложение сути исследуемой проблемы, где автор приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на...
Памятка юному исследователю iconВ помощь юному исследователю примерный план написания исследовательской работы
Муниципальное общеобразовательное учреждение «начальная общеобразовательная школа»
Памятка юному исследователю iconПамятка «Противоречия педагогической практики» Памятка «Принципы работы педагога»
Памятка «Рекомендуемая форма отчета о работе школьного музея; характеристика музея»
Памятка юному исследователю iconПамятка «Остеопороз», Памятка «Остеоартроз»
Памятка готовится творческий, так, чтобы она была понятна больному, в ней должен быть крупный шрифт, простой и понятный язык, дельные...
Памятка юному исследователю iconПамятка первокурснику петропавловск-Камчатский 2010 в издании «Памятка первокурсника»
В издании «Памятка первокурсника» представлены краткие сведения о Камчатгту, его истории, организации учебного процесса в университете,...
Памятка юному исследователю iconПамятка для преподавателей. Идо нгту
Памятка преподавателю по соблюдению законодательства в области авторских прав в электронном обучении
Памятка юному исследователю iconПамятка по подготовке и проведению творческого отчёта кружка Памятка...
Творческий отчёт комплексное мероприятие, отражающее целостную систему работы педагога по решению педагогических, психологических,...
Памятка юному исследователю iconПамятка для лифтера по обслуживанию лифтов и оператора диспетчерского...
...
Памятка юному исследователю iconПамятка для дипломного проектирования Памятка студенту-дипломнику...
Междисциплинарный экзамен по специальности сдается в период с 27 февраля по 6 марта 2011 г. Государственной экзаменационной комиссии....
Памятка юному исследователю iconПамятка соискателю ученой степени кандидата наук
Памятка предназначена для аспирантов и соискателей, готовящих диссертацию к защите на соискание ученой степени кандидата наук, а...
Памятка юному исследователю iconЛ. Е. Удалых памятка аспирантам государственного университета управления
Памятка (методические указания) по выполнению исследовательского реферата и подготовке к экзамену по политической экономии для аспирантов...
Памятка юному исследователю iconПамятка туриста по турам в грецию
Вас за выбор туристского продукта компании coral travel, предоставляющей качественные туристские услуги. Постараемся Вас не разочаровать....
Памятка юному исследователю iconЛ. Е. Удалых памятка аспирантам государственного университета управления
Памятка (методические указания) по выполнению исследовательского реферата и подготовке к экзамену по политической экономии для аспирантов...
Памятка юному исследователю iconВысшего профессионального образования «владимирский институт бизнеса»...
Памятка предназначена для аспирантов и соискателей, готовящих диссертацию к защите на соискание ученой степени кандидата наук
Памятка юному исследователю iconПамятка первокурсника 2011 Братск 2011 Памятка первокурсника 2011:...
От всей души поздравляю вас с началом нового, яркого и важного этапа вашей жизни. Искренне рад, что пройдет он в стенах Братского...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск