Скачать 213.2 Kb.
|
ИКТ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ Учитель истории и обществознания МОУ «Вечерняя сменная общеобразовательная школа №1» г.о.Электросталь- Островская Л.Т. Время стремительно… Особенно замечаешь его бег по тем переменам, которые происходят в жизни. Перемены эти связаны, прежде всего, с внедрением в повседневную жизнь достижений науки и техники. Совершим небольшой экскурс в историю развития информационных технологий и средств коммуникации. Каких-то сто пятьдесят – двести лет назад основу информационных технологий составляли перо и чернильница. Коммуникация осуществлялась путем отправления писем. На смену им в конце XIX века пришла пишущая машинка, телефон. В 40-60-х годах ХХ века появляются электрические технологии, основанные на использовании электрических пишущих машинок, копировальных машин. Повысилась эффективность и скорость обработки информации. Появление во второй половине 60-х годов прошлого столетия ЭВМ позволило трансформировать не только форму, но и содержание информации. Это было началом формирования электронной или компьютерной технологии. Современную жизнь мы уже не представляем без ИКТ. И если цель нашей педагогической деятельности формирование личности, способной адаптироваться в современном мире, то без использования ИКТ в образовательном процессе нам не обойтись. ^ Цели использования информационных технологий на уроке: Сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств) Приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств Установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником Помочь учителю в:
найти достойные внимания исторические сайты в Интернет и дать им оценку. Первым шагом в этом направлении было использование ресурсов ИНТЕРНЕТ в процессе подготовки лекций. Затем мы перешли к созданию презентаций по отдельным темам, так, например, презентация по теме курса «История России в художественных образах». К сожалению, темам по культуре отводится очень мало времени, а материал объемный и, как раз уроки-презентации, позволяют показать детям за короткий 45-минутный промежуток времени все, что хочет показать учитель. Между тем, излагая материал, преподаватель оказывается в крайне жестких временных рамках: необходимо за учебный час усвоить большое количество информации. Для активизации познавательных способностей и выстраивания логической последовательности, систематизации материала используется презентация, составленная в программе Power Point. Сейчас мы с учащимися разрабатываем темы по обществознанию и оформляем их в виде проектов, используя ИКТ. Учащиеся самостоятельно ищут материал, анализируют его, осмысливают. Это способствует как росту общей информационной культуры ученика, так и углублению знаний по обществознанию. Один из таких проектов мы предоставили на городскую научно-практическую конференцию школьников. Благодаря использованию ИКТ произошло глубокое погружение в проблему с одной стороны и серьезная экономия учебного времени - с другой. Это совершенно особая форма работы – организация совместной исследовательской деятельности. Не углубляясь в теорию вопроса, хотелось лишь отметить специфику этой формы деятельности с использованием информационных технологий. Информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть и реализовать потенциальные возможности иных инновационных технологий и методов, благодаря чему, в частности: . прививать навыки научно-исследовательской работы посредством организации исследовательской деятельности с использованием многообразия методов и форм самостоятельной познавательной и практической деятельности; развивать умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий; формировать умение кратко и четко формулировать свою точку зрения; способствовать гуманитарному развитию учащихся на основе приобщения к информации культурного, гуманистического плана. Итак, подведем итоги: ИКТ позволяют:
Сегодня российское образование является динамичной и быстроразвивающейся системой. Множество новшеств вошло в повседневный обиход педагога в настоящее время. Одно из них – ИКТ-технологии. Приоритетной задачей в модернизации российской школы в контексте национального проекта «Образование» представляется информатизацияпроцесса обучения. С одной стороны, это требует повышения квалификации педагогов, с другой стороны, развитие у школьников навыков иумений в информационной сфере. Педагоги должны транслировать свои знания на учащихся, тем самым, приобщая их к ИКТ-технологиям. На мой взгляд, ИКТ-ресурсы могут быть использованы в процессе преподавания истории и обществознания в следующих формах. Во-первых, применение компьютерной презентации в качестве сопровождения рассказа учителя. Этот метод позволяет решить проблему наглядности приводимого материала, так как многие кабинеты истории не имеют богатой коллекции карт, репродукций, обучающих схем и т.д. Существует множество мультимедийных обучающих дисков. Используя их можно подобрать необходимую информацию. Данный приём способствует наилучшему запоминанию материала. Во-вторых, использование технологий ИКТ как средства контроля знаний учащихся. Тест, запущенный через локальную компьютерную сеть, поможет сэкономить время урока и исключить субъективность в оценке знаний учащихся. В-третьих, использование ИКТ-технологий как средства развития навыков самостоятельного поиска и обработки исторических иобществоведческих учебных материалов. Данным средством может быть мультимедийный диск, информация с которого установлена на рабочихместах в классе информатики, или использование ресурсов Internet. Роль учителя сводиться к объяснению задания и определению направленияпоиска информации. В данном случае ученики самостоятельно работают с компьютером. На мой взгляд, при такой форме обучения формируетсясамостоятельность учащихся в получении необходимых знаний. Урок делится на две части: первая - проверка домашнего задания (10 минут), вторая - объяснение новой темы с использованием компьютерной презентации (30 минут). Использование ИКТ-технологий открывает новые возможности в преподавании истории и обществознания. Но следует помнить, что данные науки являются гуманитарными и требуют развития навыков устной речи, формирования своего собственного отношения к описываемым событиям и приобщения к книжной культуре. Поэтому в процессе обучения они должны разумно чередоваться с другими методами работы. Согласно моему мнению, даже самый лучший компьютер не сможет заменить живого учителя. Самое главное, чтобы современный педагог смог рационально использовать нововведения, входящие в школьную жизнь.
Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. Информационно – коммуникативные технологии становятся необходимым компонентом урока истории в современной школе. Реальность такова, что всё в большей степени учителя становятся исследователями, строя свою работу с детьми на основе последних достижений педагогической и психологической наук. Приходится также осваивать возможности компьютерной техники и технологий для учебного процесса, которые стали совершенной потребностью для создания необходимого образовательного пространства каждому ребёнку, чтобы раскрыть его личностный потенциал через учебную познавательную творческую деятельность на уроках и во внеклассных занятиях. Психология предмета История требует от учащихся овладения как общими, так и специфическими методами исторического познания. Наряду с традиционными методами можно ввести и методы познания, связанные с информационно-коммуникативными технологиями, что значительно активизирует познавательную деятельность учащихся и разнообразит индивидуальную траекторию личностного и интеллектуального развития каждого ребенка Главной задачей использования компьютерных технологий является расширение интеллектуальных возможностей ученика. Компьютер используется как самое совершенное информационное средство, на уроках гуманитарного цикла, наряду с использованием книги, телевизора, видеомагнитофона. Компьютер-средство связи ученика с учителем, лаборантом, другими учениками. Особо актуален вопрос использования информационных технологий на уроках истории, т.к. историческая наука, включая описание прошлого и настоящего, оперирует точными понятиями, датами, цифрами. Анализ исторического процесса указывает на наличие устойчивых взаимосвязей многих явлений. Применение компьютерных программ в преподавании истории позволяет организовать индивидуальную работу, используя дифференцированный подход в обучении, работу в группах, самостоятельную работу учащихся. А также, использовать педагогические методы: репродуктивный, объяснительно – иллюстративный, проблемно-поисковый Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Напомним известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь. Различное восприятие информации у учащихся на уроках с использованием мультимедийного оборудования позволяет сочетать различного типа информацию: голосовую, графическую, видео и аудио информацию через технические средства. Если позволяет содержание учебного материала трактовать в виде текста и в виде схем, то это может способствовать расширению способов подачи материала. Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя) – наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока, как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана. Использование на уроке презентаций имеет следующие преимущества перед традиционным ведением урока: • возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации; • обеспечивает последовательность рассмотрения темы; • иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения; • применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей. Следует затронуть и другой аспект: проведение самого мультимедийного урока. Как бы ни был разработан урок, многое зависит от того, как учитель подготовится к нему. Учитель должен не только и не столько уверенно владеть компьютером, знать содержание урока, но вести его в хорошем темпе, непринужденно, постоянно вовлекая в познавательный процесс учеников. Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон урока. Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно и все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием. Снимается и другая проблема. Когда учитель отворачивается к доске, он невольно теряет контакт с классом. Иногда он даже слышит шум за спиной. В режиме мультимедийного сопровождения учитель имеет возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, репродукции картин изучаемых художников, видеоэкскурсии, видеофрагменты), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами. Преимущества использования ИКТ: • возможность получения различного рода материалов через сеть Интернет и использование специальных дисков. Мультимедиа-система электронного учебника позволяет продублировать текст голосом диктора, создать необходимый музыкальный фон для работы, включить любой видеофрагмент, что обеспечивает большую наглядность и интерес учащихся; • интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, дат, названий картин и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран); • этот метод обучения помогает учителю лучше оценить способности и знания ребенка, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера; • освоение учащимися современных информационных технологий. На уроках ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов один из наиболее мощных современных универсальных инструментов - компьютер, с его помощью готовят тексты, презентации для своих работ. Это - возможность для учащихся проявить свои творческие способности; Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам изобразительного искусства и приводит к целому ряду положительных следствий: • обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности; • психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками; • возбуждает живой интерес к предмету познания; • расширяет общий кругозор детей; • возрастает уровень использования наглядности на уроке; • повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке. Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. |
Доклад по теме: «Использование икт на уроках истории и обществознания» Основная идея: повышение мотивации и качества знаний учащихся через использование икт на уроках истории и обществознания | «Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания» Ивановна, учитель истории и обществознания высшей категории мбоу сош№3 городского округа Стрежевой Томской области. Проект реализуется... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Школьное методическое объединение учителей истории, обществознания, права и истории, культуры Башкортостана работает над темой «Личностно-ориентированный... | Реализация деятельностного подхода на уроках истории и обществознания Комаровских Элла Евгеньевна, Почетный работник общего образования рф, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Использование икт на уроках истории и обществознания в специальном (коррекционном) образовательном учреждении I и II вида | Моу «Целинная №2 средняя (полная) общеобразовательная школа» икт... ... | ||
«Формирование толерантности на уроках истории, обществознания и во... Ознакомительная характеристика мастер-класса по формированию толерантности учителем истории и обществознания мкоу сош №15 п. Прикалаусский... | Использование икт на уроках истории и обществознания Чтобы школа смогла выиграть в этом соревновании и сохранить свою привлекательность для учащихся, необходимо строить преподавание... | ||
Научно-исследовательская работа На тему: письменные творческие работы... ... | Использование икт на уроках истории и обществознания, внеурочной... Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При... | ||
Из опыта работы учительницы истории и обществознания головинской... Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории и во внеклассной работе | Методическая разработка На тему: «Использование игровых технологий... На тему: «Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания: ролевые и деловые игры» | ||
Учебника истории», «Клуб любителей истории и обществознания (клио)», предметные недели Борщева Наталья Александровна, учитель истории и обществознания моу «Средняя общеобразовательная школа №67» г. Кургана | План проведения районного семинара учителей истории и обществознания... Цель: формирование готовности учителей к использованию цифровых образовательных ресурсов, обеспечение нового качества образования,... | ||
Проектная деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания Одним из основных направлений работы с учащимися является проектная деятельность на уроках и во внеурочное время | Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках истории Автор:... Автор: Осипова Анна Игоревна, учитель истории и обществознания мбоу «Десятовская оош» |