Использование информационных технологий на уроках английского языка как один из способов повышения успешности учащихся





Скачать 153.69 Kb.
НазваниеИспользование информационных технологий на уроках английского языка как один из способов повышения успешности учащихся
Дата публикации15.02.2015
Размер153.69 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Управление образования администрации

Старооскольского городского округа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Старооскольский городской институт усовершенствования учителей»
Использование информационных технологий на уроках английского языка как один из способов повышения успешности учащихся

(муниципальные педагогические чтения)

Груздова Инна Ивановна,

учитель английского языка,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 30»

Старый Оскол,

2014

Использование информационных технологий на уроках английского языка как один из способов повышения успешности учащихся

Проблема повышения эффективности обучения иностранному языку является одной из центральных в современной методике преподавания. Значение этой проблемы возрастает в связи с тем, что в настоящее время увеличилась потребность общества в специалистах, для которых знание иностранного языка является необходимым: успешность деловых контактов с зарубежными партнерами зависит от уровня владения иностранным языком в различных сферах деятельности. Несмотря на появившуюся в настоящее время возможность посещения зарубежных стран и применения на практике своих коммуникативных способностей, для современных школьников по-прежнему остается трудным и «виртуальным» овладение иностранным языком. Проанализировав уроки английского языка, проведенные в традиционной форме, была выявлена проблема мотивационного «застоя», т.е. приобретения учащимися каких-либо знаний по инерции, только потому, что нужна оценка. Анкетирование учеников помогло найти выход из сложившейся ситуации. Проведенное исследование показало, что изменив традиционную форму урока можно добиться роста коммуникативной активности учащихся и повысить мотивацию к изучению английского языка. В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в процессе обучения.

Актуальность опыта

Противоречия заключаются в следующем:

- учащиеся в неполной мере обладают такими личностными качествами, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, в том числе в процессе межкультурного общения; недостаточно развиты их способности и готовность к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания; приобретенный опыт их творческой деятельности, как и опыт проектно-исследовательской работы с использованием изучаемого языка требует совершенствования;

- традиционный подход к содержанию и организации урока стал мене продуктивен, появилась потребность введения новых педагогических технологий в обучение иностранным языкам как наиболее адекватных социальному заказу общества и современным целям образования;

- учащиеся относятся с большим интересом и желанием к внедрению нововведений в учебный процесс, некоторые уже более, чем учитель, компетентны в отдельных областях знаний, особенно в информационно-коммуникационных технологиях, поэтому перед учителем задача изучения и применения новых педагогических технологий стала особенно актуальной.

Исходя из этих противоречий, я пришла к выводу о необходимости совершенствования практики преподавания, так как это обусловлено социальными переменами, происходящими в обществе, а основной целью обучения иностранному языку на современном этапе развития образования является развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной). Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого ученика, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому проявить свою активность, свое творчество, испытать чувство успешности. Необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения иностранному языку. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей учащихся , их уровня обученности, склонностей и т.д. В результате применения данных форм обучения удалось повысить заинтересованность учеников в изучении иностранного языка, усовершенствовать навыки устной монологической и диалогической речи. Сложная задача стоит перед учителем иностранного языка: научить своих учеников на современном этапе развития общества не только говорить, но и мыслить на чужом языке. А они попадают в иноязычную среду только на уроке, да и среда эта, к сожалению, является искусственной.

Считаю, что необходимо применять на уроках информационные технологии, так как они дают возможность оказаться в той современной среде, к которой они уже привыкли, используя свои персональные компьютеры ежедневно. Эти технологии настолько интересны для учащихся, что процесс обучения не только не в тягость для них, но и перестает быть рутинным, вялым и неинтересным. Хочется отметить, что все это не заменяет стандартные традиционные педагогические технологии, а просто дополняет их, вносит оживление в занятия, способствует активизации познавательной деятельности студентов.

Повышение эффективности урока – важнейшая проблема, которая волнует всех учителей. В настоящее время, время компьютеризации общества, я не вижу других перспектив, как непременная интеграция информационных технологий в свою педагогическую практику. Более того, уже не представляю свои уроки без применения таких технологий. Опыт отражает систему совершенствования практики преподавания иностранных языков исходя из требований к современному уроку.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий для развития иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского зыка.

Теоретическая база опыта

Если мы обратимся к “Словарю методических терминов” (авторы Э.Г.Азимов, А.Н.Щукин), то мы найдем следующее определение: информационные технологии – это «система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи». [1]

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)».[2] Информационные технологии обучения – это все технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). [3] Когда компьютеры стали широко использоваться в процессе образования, появился термин «новая информационная технология обучения». [4]

Разработкой и внедрением в учебный процесс ИКТ активно занимаются такие исследователи, как Е. С. Полат, Е. И. Дмитриева, С. В. Новиков, Т. А. Полилова, Л. И. Цветкова и др.

Новизна опыта: в интерактивном взаимодействии "преподаватель- студент - компьютер"; в создании и использовании презентаций Power Point, Prezi и материалов Интернет; в разработке системы учебных занятий с использованием современных педагогических технологий, накоплении дидактического, наглядного и справочного материала к учебным темам.

Характеристика условий

Данный опыт универсален и может быть использован в системе работы учителя иностранного языка с обучающимися II и III ступеней общеобразовательного учреждения при организации классно-урочных и факультативных занятий, независимо от используемого педагогом учебно-методического комплекса в 5-11 классах.

Технология опыта

Внедрение в жизнь современных компьютерных технологий вызвало у пользователей потребность постоянно пополнять и обновлять свои знания в данной области, так как нет иной сферы, которая бы развивалась так стремительно, как компьютерные технологии. Педагоги давно оценили эффективность компьютера в образовательных целях, освоив программы Microsoft Office: Word, Power Point, Excel, Publisher и другие, с помощью которых учителя позволили себе и своим ученикам выйти за строгие рамки учебника, так как с помощью компьютера можно создавать авторские учебно-дидактические ресурсы: дополнительные материалы к урокам, тесты, презентации, снабдив их иллюстрациями. Но в условиях сегодняшних реалий вышеперечисленные инструменты стали обыденным явлением, которыми уже никого не удивишь и их возможности все-таки ограничены. Необходимостью учителя XXI века является поиск новых, более эффективных инструментов для интенсификации учебного процесса.

В связи с этим целью данного опыта является сокращение количества детей с низкой образовательной результативностью за счет повышения эффективности урока через применение информационных технологий на уроке английского языка.

Задачи, решаемые в опыте:

- Внедрение новых информационных технологий в процесс обучения английского языка.

- Улучшение качества обучения посредством более полного использования доступной информации.

- Повышение эффективности учебного процесса на основе его индивидуализации и интенсификации.

- Достижение необходимого уровня в овладении английским языком.

- Подготовка участников образовательного процесса к жизнедеятельности в условиях информационного общества.

- Создание ситуации успеха для каждого обучающегося.

Средства достижения цели

Я активно применяют ИКТ в обучении английскому языку. Компьютерная технология мною осуществляются в трех вариантах:

1) - как "проникающая" технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач);

2) - "основная", определяющая наиболее значимые из используемых в данной технологии частей;

3)- "монотехнология" (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

При работе с компьютерными технологиями меняется роль учителя, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера

Итак, применение компьютера на уроках английского языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При обучении с помощью ИКТ усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за одно и то же время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал при использовании компьютера усваивается прочнее. Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Более того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием материала или проблема в знаниях. Именно этот аспект и предусмотрен авторами многих компьютерных обучающих программ. Учащемуся предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари, которые можно вызвать на экран при помощи одного лишь щелчка по мышке. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.

Компьютер обеспечивает и всесторонний (текущий, рубежный, итоговый) контроль учебного процесса. Контроль, как известно, является неотъемлемой частью учебного процесса и выполняет функцию обратной связи между учащимся и учителем. При использовании компьютера для контроля качества знаний учащихся достигается и большая объективность оценки. Кроме того, компьютерный контроль позволяет значительно сэкономить учебное время, так как осуществляется одновременная проверка знаний всех учащихся. Это даёт возможность учителю уделить больше внимания творческим аспектам работы с учащимися.

Области применения компьютерных технологий широка: это и работа с электронными учебниками и программами для тестирования на электронных носителях («Bridge to English», «Профессор Хиггинс», «Английский для общения», «Учим английские слова», «Практическая грамматика английского языка»), интегрирование Интернет-ресурсов в материал уроков: он-лайн энциклопедии, он-лайн тестирование, медиа-ресурсы. Интернет как дополнительный информационный ресурс для учащихся – это приобретение реального опыта межкультурного общения на иностранном языке, обогащение гуманитарных знаний (в частности, об истории и культуре родной страны и стран изучаемого языка); развитие умений ориентироваться в современной иноязычной информационной среде, возможность использования мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для осуществления поиска, обработки, передачи, систематизации и обобщения информации на иностранном языке, создания баз данных и презентации результатов познавательной и практической деятельности, что развивает языковую, социокультурную, учебно-познавательную компетенции.

Остановимся подробнее на возможностях формирования универсальных способов действий учащихся через использование Интернет – технологий на уроке английского языка.

Чтобы разнообразить приёмы введения новых лексических единиц, можно познакомить учащихся с сайтом www.thinkmap.com, представляющим собой пространственную трёхмерную карту лингвистических ассоциаций, которая позволяет наглядно продемонстрировать взаимоотношения и связи между парами слов, частями речи или контрасты в их использовании. Выбрав мышкой нужное слово, учащиеся смогут узнать всё многообразие его значений и оттенков и проследить нить его сочетаемости с другими словами и даже словосочетаниями. Конечно, для каждодневной поурочной работы с лексикой этот способ не подходит, но для разнообразия и в качестве рекомендации для самостоятельной работы учащихся он представляется весьма эффективным. Возможно, любознательные дети откроют для себя новые формы организации обычного словарика, активно используемого в младшем и среднем звене.

Интернет не менее хорош и для закрепления лексики по изучаемой теме. Задача учителя – подобрать добротный и информативный сайт (благо англоязычных сайтов в мировой паутине великое множество), связанный с нужной темой: например, тема урока - “Путешествие. В гостинице”. Находим сайт www.adnams.co.uk/hotels , фактически дающий информацию для туристов, но интересный нам своим лексическим богатством и иллюстрациями описываемых гостиниц. По ходу урока вы можете дать учащимся задание найти для себя отель и рассказать о нём одноклассникам: таким образом, помимо активизации лексики, они будут заняты поисковым чтением, в плане устной речи повторят навыки описания жилища, а главное будут поставлены в условия необходимости решения задач реальной жизни: отбор подходящего места отдыха.

Поисковые системы помогают найти Интернет-версии викторин и игр из известных телешоу или предлагают нам ссылки на интересующие нас игры. При наличии локальной сети, есть возможность поиграть всей группой, где учащиеся могут помогать друг другу, а то и найти партнёров по игре где-нибудь за рубежом. Опять-таки – это не вариант для каждого урока, но завершение, таким образом, учебной четверти или изучения большого раздела учебника кажется вполне приемлемым для повышения познавательной активности современных школьников (полезная ссылка: www.station.sony.com (Регистрация на сайте обязательна, предлагаемые варианты известных телевизионных викторин Jeopardy (в русской версии “Своя игра”), Weel Of Fortune (русское “Поле Чудес”), Bookworm, Super Text Twist, Word Slinger).

Интернет удобен для поиска и закрепления определённых речевых конструкций, так как многие сайты посвящены той или иной категории или функции языка. Кроме того, здесь есть возможность персонального обращения к человеку, чего, конечно, лишены учебники, ведь очень часто эти страницы затрагивают актуальные для подростков вопросы общения, страхов, одиночества и т.п., на которые каждый из обратившихся, например, в Интернет-форум может получить ответ или совет. Так, например, сайт www.teenadvice.org хорош для работы в группах по теме “Проблемы молодёжи” или “Что формирует личность и характер” тем, что не выглядит слишком уж менторским и поучительным, так как авторами его являются именно подростки, и в то же время позволяет вызвать учеников на откровенный и результативный диалог, активизировать важный блок лексики по темам “Характер”, “Общение”, “Чувства” и т.д. И это всего лишь один пример. В сети много сайтов, посвящённых подобным видам деятельности и основанных на принципе Интернет-форумов.

Замечательный сайт для подростков www.teenadvice.org - кладезь тем для обсуждения, поскольку посвящён проблемам молодёжи, пополняется за счёт писем и вопросов самих подростков со всего мира и способен ненавязчиво вывести класс на дискуссию о том, что волнует, радует, беспокоит самих учеников без лишнего менторского тона и навязчивости взрослых.

Обучение устной речи кажется наиболее органичной и неотъемлемой частью работы с Интернет. Главное – поощрять использование английского, а не родного языка. Глобальная сеть может предложить массу тем для обсуждения с красочным и постоянно изменяющимся иллюстративным материалом, то есть от самого учителя, целей и задач урока будет зависеть выбор темы для каждого нового занятия. Например, интерактивный музей Сан-Франциско предлагает нам обсудить вопросы и проблемы человеческого интеллекта, памяти, мышления и многое другое – стоит только заглянуть на www.exploratorium.edu. На сайте NASA www.nasa.gov мы можем вместе с учащимися попасть в тайные уголки далёкой Красной планеты и организовать дискуссию о темпах развития современной науки, её плюсах и минусах.

Одной из тем школьной программы всегда было и будет искусство. Хорошо, если у учителя есть возможность не на пустом месте рассказывать о живописи и скульптуре, а посетить вместе с учащимися музей, галерею, выставку, но не везде есть такая возможность – здесь снова на помощь приходит Интернет. Легко можно организовать работу в парах или группах, отправив учеников на сайт, посвящённый какому-либо виду искусства. Конечно, никакая электронная версия картины не сравнится с оригиналом, но зато в Интернете порой можно найти целые картинные галереи всемирно известных мастеров – попросите детей описать наиболее понравившуюся картину, объяснить, какие эмоции и почему она вызывает, что они узнали о жизни и творчестве художника с помощью компьютера, задать вопросы соседней группе учащихся - простор для воображения и творчества не ограничен рамками одного лишь альбома с репродукциями. На заключительном уроке можно устроить презентацию, посвящённую скульптору или художнику, который наиболее их заинтересовал – то есть делать всё то, что делалось на уроках иностранного языка в течение многих лет, но внести в свои занятия новую изюминку, обеспечить общекультурное, личностное и образовательное развитие учащихся.

Обучение письму выглядит не менее органичным элементом работы с Интернет прежде всего из-за возможностей работы с электронной почтой.

Можно предложить детям поработать и над какой-либо проектной работой – все этапы работы над ней будут в точности соблюдены: и поиск материала, и его редактирование, и выбор иллюстративных частей и т.п. Главное – поощрять и мотивировать самостоятельную работу учащихся, чтобы им удавалось избежать соблазна найти в Сети готовый реферат на заданную тему и выдать его за свой.

Обучение аудированию: объём мультимедийных материалов, хранящихся в глубинах Интернет, поражает даже самое богатое воображение – на языке оригинала можно прослушать и концерт интересующего исполнителя, и интервью с известным человеком, и трансляцию популярного радиоканала и даже посмотреть новинки кино (www.hollywood.com или www.oscar.com,), скачать и посмотреть фильм в оригинале www.tfile.ru.

На сайте www.veclasses/ru размещены главы книги «Дочь профессора Раппачини» Натаниель Хауторн. Распечатав все главы и составив к ним задания по аудированию получилось прекрасное решение проблемы аудирования художественных произведений. Учащиеся настолько оказались заинтересованы содержанием первой главы, предложенной на уроке учителем, что получив в качестве домашнего задания адрес сайта для прослушивания второй главы, изучили произведение до конца. Это демонстрирует интерес учащихся к предмету, желание использовать интегрированные знания языка и Интернет – технологий для самостоятельного усвоения новых знаний.

Результативность опыта

Вышеперечисленные возможности для работы на уроке иностранного (в частности, английского) языка не могут быть ограничены рамками данного опыта, однако, здесь сделана попытка указать направления для работы современного учителя – того, кто не желает отставать от своих же учеников и сам постоянно готов учиться и совершенствовать свои умения и навыки. Ведь все мы знаем, что в наше время недостаточно отлично владеть языком и знать свой предмет без интеграции с другими дисциплинами, особенно с компьютерной грамотой.

Применение информационно технологий в процессе обучения позволяет добиваться стабильного качества знаний по предмету активного участия школьников в различных олимпиадах, творческих конкурсах. Все это активизирует познавательные и творческие способности учащихся, развивают коммуникативную компетенцию, формируют целеустремлённую, творческую, ценностно-ориентированную, духовно-нравственную, а потому успешную личность, обладающую высоким уровнем знаний и способной к самореализации.

Библиографический список:

1.Иванова Н.В. Эффективное использование новых информационных технологий в преподавании английского языка в средней школе. В сборнике материалов I региональной конференции: Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы. Красноярск, 2004. с.109-112

2. Кирко И.Н., Пак Н.И. Педагогическая система открытого обучения предметам в условиях информационно-образовательной среды. В сборнике материалов I региональной конференции: Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы. Красноярск, 2004. с.10-11

3. Мильшина А.М. Использование ресурсов глобальной сети Интернет при подготовке к урокам страноведения. В сборнике материалов I региональной конференции: Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы. Красноярск, 2004. с.21

4. Моисеева М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Нежурина М.И. Интернет обучение: технологии педагогического дизайна. Камерон, Москва, 2004 (http://iatp.projectharmony.ru)

5. Овсишер Г.М., Овсишер М.В.Интернет и образование: первые шаги. В сборнике: Стратегии обучения английскому языку: теория и практика. Самара, 1998. с. 88

6. Тимченко М.Н., Ермолович Е.В. Использование интегрированных проектов в обучении информатике и английскому языку. В сборнике материалов I региональной конференции: Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы. Красноярск, 2004. с.146

7. Ферапонтов Г.А. Социокультурное и кросскультурное образование в школе XXI века. В сборнике материалов межрегиональной Урало-сибирской конференции выпускников программ Американских Советов: School in theXXI century: Skillful Teaching – Successful Learning. Новосибирск, 2003. с. 105

8. Черных И. Мультимедийные программы как средство формирования навыка аудирования при обучении иностранному языку. В сборнике материалов I региональной конференции: Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы. Красноярск, 2004. с.151

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование информационных технологий на уроках английского языка как один из способов повышения успешности учащихся icon«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках...
Теоретические предпосылки использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языка
Использование информационных технологий на уроках английского языка как один из способов повышения успешности учащихся iconЭкспериментальная группа по внедрению Информационных технологий в...
Формирование коммуникативной деятельности на уроках английского языка с помощью Интернет технологий
Использование информационных технологий на уроках английского языка как один из способов повышения успешности учащихся iconИспользование смарт-доски на уроках английского языка
Как показывает практика, использование и внедрение современных технологий, мультимедийного оборудования обогащает содержание образовательного...
Использование информационных технологий на уроках английского языка как один из способов повышения успешности учащихся iconВек активного использование информационных технологий
Все чаще и чаще учителя стараются внедрять на своих уроках мультимедийное сопровождение. Так в нашей школе активный интерес к использованию...
Использование информационных технологий на уроках английского языка как один из способов повышения успешности учащихся iconИспользование икт на уроках английского языка как средство формирования...
Использование икт на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности учащихся
Использование информационных технологий на уроках английского языка как один из способов повышения успешности учащихся iconПрименение информационных технологий на уроках английского языка...
Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении английскому языку 17
Использование информационных технологий на уроках английского языка как один из способов повышения успешности учащихся iconПрограмма краткосрочного повышения квалификации «Использование информационно-коммуникационных...
Икт для совершенствования навыков и умений студентов в освоении английского языка
Использование информационных технологий на уроках английского языка как один из способов повышения успешности учащихся iconО гаоу дпо (повышение квалификации) специалистов «Белгородский институт...
Особенности использование информационных технологий на уроках математики 14
Использование информационных технологий на уроках английского языка как один из способов повышения успешности учащихся icon«Использование проектных технологий на уроках английского языка «Портфолио ученика»
Обобщение опыта работы Топчиевой Валентины Васильевны, учителя английского языка моу сош №2 ст. Григорополисской Новоалександровского...
Использование информационных технологий на уроках английского языка как один из способов повышения успешности учащихся iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий»
Использование информационных технологий в преподавании русского языка как иностранного
Использование информационных технологий на уроках английского языка как один из способов повышения успешности учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «Использование информационных технологий на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета»
Использование информационных технологий на уроках английского языка как один из способов повышения успешности учащихся iconСамоутверждение учащихся на уроках английского языка при помощи информационных...
Развивать системное мышление, учиться анализировать, сопоставлять и обобщать факты
Использование информационных технологий на уроках английского языка как один из способов повышения успешности учащихся iconСовременные образовательные технологии: использование игровых технологий...
В последнее время все больше и больше возрастает интерес к изучению английского языка, который признан языком профессионального общения...
Использование информационных технологий на уроках английского языка как один из способов повышения успешности учащихся iconИспользование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка

Использование информационных технологий на уроках английского языка как один из способов повышения успешности учащихся iconУроках английского языка Тема Современная школа. Девочки и мальчики
Развитие коммуникативных и информационных компетенций на уроках английского языка
Использование информационных технологий на уроках английского языка как один из способов повышения успешности учащихся iconИспользование информационных технологий на уроках химии
На этом возрастном этапе учащиеся могут рассуждать, анализировать, высказывать собственное суждение, но не все. Возможность работы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск