Никитина Полина Александровна Учитель русского языка и литературы моу второвская оош камешковского района, Владимирской области





Скачать 136.26 Kb.
НазваниеНикитина Полина Александровна Учитель русского языка и литературы моу второвская оош камешковского района, Владимирской области
Дата публикации06.03.2015
Размер136.26 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы


Никитина Полина Александровна
Учитель русского языка и литературы
МОУ Второвская ООШ Камешковского района, Владимирской области

* * *

«ИКТ на уроках русского языка и литературы как эффективное средство повышения качества преподавания предметов»

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, - я смогу запомнить.

Позволь мне  это сделать самому,

И это станет моим навсегда…

(народная мудрость)

  1. Введение.

В настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании.

  1. Условия возникновения опыта

Владение необходимой информацией становится важнейшим инструментом в любой сфере человеческой деятельности, одна из важных задач учителя – научить подрастающее поколение жить в информационном мире, уметь находить и использовать необходимые знания.

Считаю, что качество и успех обучения определяется уровнем учебной мотивации учащихся, поэтому задача педагога, опираясь на диагностические исследования, интересы учащихся, особенности возрастного развития, применить такие педагогические технологии, техники и приемы, которые позволяют повысить качество преподавания предметов, мотивацию обучения и активизировать познавательную активность учащихся. Бесспорными помощником в решении этих задач является информационно-коммуникационные технологии.

Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным. Формирование нового мышления неразрывно связано с информационным пространством, в котором ученик проживает, познает окружающую действительность, и активно действует. Эффективным средством повышения качества преподавания предмета, активизации познавательной деятельности учащихся является использование информационных технологий в образовательном и самообразовательном процессе.

  1. Теоретическая база опыта.

Теоретическую основу опыта представляют труды отечественных и зарубежных психологов и педагогов.

В основу использования информационных компьютерных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д. Б. Эькониным и др. Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в учебном процессе убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, речи и личности ребенка.

  1. Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества образовательного процесса.

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы способствует реализации всех потенциалов личности – познавательного, морально-нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического. Считаю, что внедрение информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс является самой актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня любой учитель должен уметь провести урок с использованием информационно - коммуникационных технологий, так как это красочно, наглядно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет каждому ребёнку работать в своем темпе. Время требует творческой активности и от учителя, и от ученика.

Исходя из всего сказанного, поставила перед собой следующие цели и задачи педагогической деятельности:

  1. Цели и задачи.

Основной целью использования информационных компьютерных технологий является повышение качества преподавания предмета и эффективности урока. Достижение данной цели осуществляется через реализацию следующих задач:

  •  повышение мотивации обучения,

  •  развитие познавательной активности учащихся,

  •  стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам;

  •  совершенствование форм и методов организации учебного процесса.

  1. Трудоёмкость опыта.

В нашей школе недостаточное количество компьютеров, поэтому невозможно максимально индивидуализировать процесс обучения.

Компьютер не подключен к сети Интернет, что затрудняет получение информации на уроке, поэтому ребята работают в локальной сети, находясь в домашних условиях.

Не у всех учащихся есть дома компьютер, и это отрицательно влияет на самостоятельную работу детей.

Составление презентации занимает много свободного времени учителя, а готовые (найденные в Интернете) не всегда соответствуют возможностям класса, а также целям и задачам определённого урока.

Презентация не всегда «открывается» на школьном компьютере.

6. Технология опыта

Нынешний век - информационный. Одна из основных задач учителя: дать ученикам качественные знания, а также научить воспитанников добывать и осваивать их самостоятельно, потому что умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является главным, приоритетным достоянием человека. А это невозможно без знания и умения владения компьютером и различными интерактивными технологиями.

Считаю, что внедрение в педагогический процесс новых информационных компьютерных технологий меняет взгляд на образование, помогает преодолеть противоречие между активным использованием различных педагогических технологий и недостаточным ростом эффективности обучения. ИКТ направлены на интенсификацию образования, реализацию идей развивающего обучения, совершенствования форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать их.

С первых дней работы в школе использую информационные технологии в своей педагогической деятельности для:

  • планирования учебного материала и учебных занятий;

  • подготовки печатных материалов к урокам (использовалось приложение Microsoft Word);

  • обработки результатов проверочных и контрольных работ (использовалось приложение Microsoft Word, в частности диаграмма Microsoft Graph 97, а также электронные таблицы Microsoft Exce.

Кроме перечисленных выше вариантов использования информационных технологий,  использую в  своей работе:

  • стандартные программные модули, входящие в состав программно-методического комплекса серии «Школьный наставник. Русский язык. Средняя школа. Часть1, 2», при проведении уроков в 5-7 классах;

  • компьютер, мультимедийный проектор для подготовки фрагментов уроков и учебных презентаций по русскому языку и литературе (5 – 7 класс);

  • интерактивную приставку к классной доске;

  • справочные ресурсы Интернета: сайты библиотек, сайты энциклопедических изданий по русскому языку, литературе, культуре, сайты филологических факультетов высших учебных заведений РФ;

  • проектную деятельность учащихся, создание ими компьютерных презентаций.

Считаю, что использование интерактивной доски помогает сочетать традиционные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. Использование проекционной техники в сочетании с аудиосредствами дает возможность привлекать на занятиях при объяснении нового материала тезисы, таблицы, видео - и справочные материалы, схемы. Это позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала.

Для своих уроков печатаю тестовые задания, карточки — задания, вопросы к олимпиаде. Эффективность урока в случае использования печатных материалов, розданных ученикам, повышается вдвое: за урок можно не только изучить новый материал, но также закрепить его, отработать практические навыки.

Самое элементарное применение компьютера ребятами – редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, своих произведений (сказок, рассказов), составление сборников, создание компьютерных рисунков. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал.

Использование на занятии презентации Power Point позволяют оживить урок, внести игровые моменты и в объяснение нового материала, и даже в опрос. Особенно актуально, на мой взгляд, использование презентаций при подготовке докладов или конференции, а также при изучении биографии писателя. Иногда эти сообщения готовят сами ученики. (Солдатова Анастасия «Серебряный век русской поэзии», Дудина Елизавета «Великий певец природы» (о творчестве А. Фета и «Ваше величество Имя прилагательное» и др.). Это способствует эффективному усвоению материала, активизирует самостоятельность учащихся, создаёт предпосылки к индивидуализации обучения и создаёт новые формы взаимодействия учителя и ученика в учебном процессе. Компьютер влияет на формирование положительного отношения учащихся к уроку, раскрывает значимость изучаемого материала, предоставляет возможность испробовать свои силы и проявить оригинальность, - всё это способствует формированию качества преподаваемого предмета.

Особенно активно внедряю просмотр видеофильмов по изученным произведениям. Создана небольшая видеотека. Программа Коровиной, по которой ведётся обучение, оснащена дисками, что повышает качество обучения и восприятия изучаемого материала.

Невозможно обойтись сегодня и без компьютерной поддержки при организации и проведении внеклассной работы по русскому языку и литературе. При работе над проектом «Поэты нашего края» совместно с учениками было создано несколько разработок, сопровождающихся презентациями. («Дорогой наш человек», посвященное поэту-песеннику Камешковского края Л.В. Ушаковой; «Поэзия и музыка» (вечер встречи с поэтом – песенником Н.Н. Некрасовой; «Уголочек России»).

Эффективной формой оценки качества знаний учащихся считаю электронный компьютерный журнал. Информация журнала доступна ученику и построена таким образом, чтобы он видел результаты своей работы и мог определить итоги деятельности в удобное для него время.

Являюсь пользователем Интернет-сайтов, членом сообщества учителей русского языка и литературы таких сайтов как: "Учительский портал", "Современный учительский портал", "Социальная сеть работников образования". Принимаю участие в различных Интернет-конкурсах, создала мини-сайт, размещаю свои работы на разных сайтах.

Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

В своей педагогической деятельности пришла к выводу, что можно использовать ИКТ как эффективное средство повышения качества преподавания русского языка и литературы. Это помогает осуществить переход с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности учителя и учащихся.

7. Итоги использования компьютерных технологий таковы:

  • повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке);

  • осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);

  • расширение объема предъявляемой учебной информации;

  • улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);

  • повышение качества контроля знаний учеников и разнообразие его формы;

  • включение детей в коллективную деятельность в парах, в группах;

  • повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя;

  • включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.

8. Результативность опыта.

Результаты работы по данной проблеме прослеживаются в диаграммах, которые подтверждают эффективность данного опыта



Учащиеся принимают активное участие в районных, областных, Всероссийских и международных конкурсах и олимпиадах.

2012-2013 учебный год

№ п\п

Фамилия, имя

учащегося

Класс

Название конкурса

Результат

1.

Карпухина Алёна


5

Всероссийский детский творческий конкурс «Святые заступники Руси».

Грамота «Русской православной церкви»

2.

Дудина Елизавета

6

Районный конкурс «Моя малая Родина».

Диплом участника

3.

Дудина Елизавета


6

III Всероссийская игра-викторина «Путешествие в страну Языкознанию».

2 место

4.

Дудина

Елизавета

6

Международный конкурс «Недаром помнит вся Россия про день Бородина» (номинация сочинение).

Диплом участника

5

Карпухина Алёна

5

III Всероссийские предметные олимпиады по русскому языку (Центр поддержки талантливой молодёжи).

1 место в регионе

6

Морозова Татьяна


5

III Всероссийские предметные олимпиады по русскому языку (Центр поддержки талантливой молодёжи).

3 место в регионе

7

Дудина Елизавета


6

III Всероссийские предметные олимпиады по русскому языку (Центр поддержки талантливой молодёжи).

1 место в регионе

2013-2014 учебный год

1

Дудина Елизавета


7

Всероссийский литературный конкурс «День енота»

Диплом участника

2.

Морозова Татьяна


6

Предметные олимпиады по русскому языку «Олимпус».

3 место в регионе


3

Дудина Елизавета

7

Предметные олимпиады по литературе «Олимпус».

1 место в регионе

4

Карпухина Алёна

6

Международный дистанционный конкурс по русскому языку (проект «Новый урок»)

1 место

5

Морозова Татьяна

6

Всероссийский конкурс «Лисёнок 2014» (русский язык)

2 место

6

Карпухина Алёна

6

Всероссийский конкурс «Лисёнок 2014» (русский язык)

1 место

7

Карпухина Алёна

6

Международный литературный конкурс «Новая сказка»

Диплом лауреата

8

Чекстер Валерия

6

Районный конкурс чтецов «Пою моё отечество»

2 место


11. Адресная направленность опыта.

Опыт использования ИКТ на уроках русского языка и литературы как эффективное средство повышения качества преподавания предметов можно применять в основной и старшей школе всех уровней при изучении различных учебных предметов, а также во внеурочной работе. Считаю, что он будет интересен учителям разных специальностей и квалификационных категорий.

14. Заключение.

Убеждена, что возможности использования ИКТ на уроке неограниченны и все зависит от тех целей и задач, которые пытается решить учитель в соответствии с темой урока или программными требованиями. Нужно помнить, что компьютер на уроке литературы не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения.

Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для повышения качества преподавания предметов.
Меняется роль учителя в образовательном процессе, он перестает быть источником информации, а становится соучастником, помощником.

Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. При этом следует твердо усвоить, что информационно–образовательные ресурсы не должны заменять педагогических технологий. Они призваны оптимизировать затраты педагога, помочь сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе – отвечать на непростые вопросы любознательных учеников и, наоборот, пытаться расшевелить пассивных. И, конечно, учить ребят видеть красоту слова, красоту окружающего мира, воспитывать гражданина, востребованную личность.
Использованная литература и интернет ресурсы

1.Баскаков В.Ю., Бахтеров В.Е, Резниченко И.Л. Некоторые проблемы использования компьютера в обучении русскому языку. // Русский язык в школе. 1988. №2

2.Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы.// Пособие для учителя. 3.Информационные технологии - шаг в будущее.- «Учитель», 2002.-№4.-с.53

4.Львов В.В. Компьютеры на уроках русского языка. // Русский язык в школе. 1986. №3, с.3-7.

5.Мухина И.А, Еремина Т.Я.. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя.- СПБ., 2002.

6.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под. редакцией Е.С. Полат. — М.: Академия, 1999.

7.«Новые информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Москва. 2000..

8.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М., 1996.
http://festival.1september.ru/articles/601471/

http://olga-sol-ileck.narod.ru/lessons_rus_1.htm

http://collegy.ucoz.ru/publ/21-1-0-5158

http://school13m.ucoz.ru/index/ispolzovanie_ikt_tekhnologij_na_urokakh_russkogo_jazyka_i_literatury/0-28

http://www.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=8880&hry=./110235/119659/119684

http://worldofteacher.com/2392-912.html

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4622/Itemid,0/

http://shafornat.ucoz.ru/publ/ispolzovanie_ikt_na_urokakh_russkogo_jazyka_i_literatury/1-1-0-18

http://150pr-erino-school.edusite.ru/p107aa1.html

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Никитина Полина Александровна Учитель русского языка и литературы моу второвская оош камешковского района, Владимирской области iconУрок русского языка 7 класс Тема: «Одна буква н в суффиксах кратких страдательных причастий»
...
Никитина Полина Александровна Учитель русского языка и литературы моу второвская оош камешковского района, Владимирской области iconРабочая программа по литературе 9 класс (5-ый год обучения) Учитель...
Самохина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы моу решемская средняя школа Кинешемского района Ивановской области
Никитина Полина Александровна Учитель русского языка и литературы моу второвская оош камешковского района, Владимирской области icon3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные...
Некоторые аспекты работы с текстом на уроках русского языка и литературы в свете подготовки к выполнению задания части С.(Левахина...
Никитина Полина Александровна Учитель русского языка и литературы моу второвская оош камешковского района, Владимирской области iconУрок русского языка по теме: «Имя прилагательное»
Автор-составитель: Реш Ольга Вильгельмовна, учитель русского языка и литературы моу «Большегривская сош» Нововаршавского муниципального...
Никитина Полина Александровна Учитель русского языка и литературы моу второвская оош камешковского района, Владимирской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор : Махорина Марина Александровна, учитель русского языка и литературы моу сош №8 Советского района г. Волгограда
Никитина Полина Александровна Учитель русского языка и литературы моу второвская оош камешковского района, Владимирской области iconКонспект урока по литературе «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов»
Разработала Литашова Людмила Валентиновна, учитель русского языка и литературы моу зареченская оош г. Калязина Тверской области
Никитина Полина Александровна Учитель русского языка и литературы моу второвская оош камешковского района, Владимирской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Разработала Литашова Людмила Валентиновна, учитель русского языка и литературы моу зареченская оош г. Калязина Тверской области
Никитина Полина Александровна Учитель русского языка и литературы моу второвская оош камешковского района, Владимирской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пинаева Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы мбоу оош 10 г. Мыски
Никитина Полина Александровна Учитель русского языка и литературы моу второвская оош камешковского района, Владимирской области iconМетодика проведения интегрированного урока
Кечкина В. П., учитель русского языка и литературы моу сош с. Александровка Советского района Саратовской области
Никитина Полина Александровна Учитель русского языка и литературы моу второвская оош камешковского района, Владимирской области icon«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского...
Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района...
Никитина Полина Александровна Учитель русского языка и литературы моу второвская оош камешковского района, Владимирской области iconКонспект урока русского языка в 7-м классе: "Обобщение изученного...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кировский лицей» (моу «Кировский лицей»)
Никитина Полина Александровна Учитель русского языка и литературы моу второвская оош камешковского района, Владимирской области iconГ. В. Зотова, учитель английского языка моу «Штанашская оош» Красночетайского...
Г. В. Зотова, учитель английского языка моу «Штанашская оош» Красночетайского района чр
Никитина Полина Александровна Учитель русского языка и литературы моу второвская оош камешковского района, Владимирской области iconРассмотрен и рекомендован к утверждению
Самохина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы моу решемская средняя школа Кинешемского района Ивановской области
Никитина Полина Александровна Учитель русского языка и литературы моу второвская оош камешковского района, Владимирской области iconТема урока: Особенности письма как эпистолярного жанра
И. Волошко, учитель русского языка и литературы моу «Красненская сош» Алексеевского района Белгородской области
Никитина Полина Александровна Учитель русского языка и литературы моу второвская оош камешковского района, Владимирской области iconПрограмма дисциплины Брендинг и бренд-менеджмент
Самохина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы моу решемская средняя школа Кинешемского района Ивановской области
Никитина Полина Александровна Учитель русского языка и литературы моу второвская оош камешковского района, Владимирской области iconВизитная карточка
Место работы (название образовательного учреждения, занимаемая должность) учитель русского языка и литературы моу «сош с. Кочетное...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск