Скачать 136.26 Kb.
|
![]() Никитина Полина Александровна Учитель русского языка и литературы МОУ Второвская ООШ Камешковского района, Владимирской области * * * «ИКТ на уроках русского языка и литературы как эффективное средство повышения качества преподавания предметов» Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим навсегда… (народная мудрость)
В настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании.
Владение необходимой информацией становится важнейшим инструментом в любой сфере человеческой деятельности, одна из важных задач учителя – научить подрастающее поколение жить в информационном мире, уметь находить и использовать необходимые знания. Считаю, что качество и успех обучения определяется уровнем учебной мотивации учащихся, поэтому задача педагога, опираясь на диагностические исследования, интересы учащихся, особенности возрастного развития, применить такие педагогические технологии, техники и приемы, которые позволяют повысить качество преподавания предметов, мотивацию обучения и активизировать познавательную активность учащихся. Бесспорными помощником в решении этих задач является информационно-коммуникационные технологии. Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным. Формирование нового мышления неразрывно связано с информационным пространством, в котором ученик проживает, познает окружающую действительность, и активно действует. Эффективным средством повышения качества преподавания предмета, активизации познавательной деятельности учащихся является использование информационных технологий в образовательном и самообразовательном процессе.
Теоретическую основу опыта представляют труды отечественных и зарубежных психологов и педагогов. В основу использования информационных компьютерных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д. Б. Эькониным и др. Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в учебном процессе убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, речи и личности ребенка.
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы способствует реализации всех потенциалов личности – познавательного, морально-нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического. Считаю, что внедрение информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс является самой актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня любой учитель должен уметь провести урок с использованием информационно - коммуникационных технологий, так как это красочно, наглядно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет каждому ребёнку работать в своем темпе. Время требует творческой активности и от учителя, и от ученика. Исходя из всего сказанного, поставила перед собой следующие цели и задачи педагогической деятельности:
Основной целью использования информационных компьютерных технологий является повышение качества преподавания предмета и эффективности урока. Достижение данной цели осуществляется через реализацию следующих задач:
В нашей школе недостаточное количество компьютеров, поэтому невозможно максимально индивидуализировать процесс обучения. Компьютер не подключен к сети Интернет, что затрудняет получение информации на уроке, поэтому ребята работают в локальной сети, находясь в домашних условиях. Не у всех учащихся есть дома компьютер, и это отрицательно влияет на самостоятельную работу детей. Составление презентации занимает много свободного времени учителя, а готовые (найденные в Интернете) не всегда соответствуют возможностям класса, а также целям и задачам определённого урока. Презентация не всегда «открывается» на школьном компьютере. 6. Технология опыта Нынешний век - информационный. Одна из основных задач учителя: дать ученикам качественные знания, а также научить воспитанников добывать и осваивать их самостоятельно, потому что умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является главным, приоритетным достоянием человека. А это невозможно без знания и умения владения компьютером и различными интерактивными технологиями. Считаю, что внедрение в педагогический процесс новых информационных компьютерных технологий меняет взгляд на образование, помогает преодолеть противоречие между активным использованием различных педагогических технологий и недостаточным ростом эффективности обучения. ИКТ направлены на интенсификацию образования, реализацию идей развивающего обучения, совершенствования форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать их. С первых дней работы в школе использую информационные технологии в своей педагогической деятельности для:
Кроме перечисленных выше вариантов использования информационных технологий, использую в своей работе:
Считаю, что использование интерактивной доски помогает сочетать традиционные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. Использование проекционной техники в сочетании с аудиосредствами дает возможность привлекать на занятиях при объяснении нового материала тезисы, таблицы, видео - и справочные материалы, схемы. Это позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала. Для своих уроков печатаю тестовые задания, карточки — задания, вопросы к олимпиаде. Эффективность урока в случае использования печатных материалов, розданных ученикам, повышается вдвое: за урок можно не только изучить новый материал, но также закрепить его, отработать практические навыки. Самое элементарное применение компьютера ребятами – редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, своих произведений (сказок, рассказов), составление сборников, создание компьютерных рисунков. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал. Использование на занятии презентации Power Point позволяют оживить урок, внести игровые моменты и в объяснение нового материала, и даже в опрос. Особенно актуально, на мой взгляд, использование презентаций при подготовке докладов или конференции, а также при изучении биографии писателя. Иногда эти сообщения готовят сами ученики. (Солдатова Анастасия «Серебряный век русской поэзии», Дудина Елизавета «Великий певец природы» (о творчестве А. Фета и «Ваше величество Имя прилагательное» и др.). Это способствует эффективному усвоению материала, активизирует самостоятельность учащихся, создаёт предпосылки к индивидуализации обучения и создаёт новые формы взаимодействия учителя и ученика в учебном процессе. Компьютер влияет на формирование положительного отношения учащихся к уроку, раскрывает значимость изучаемого материала, предоставляет возможность испробовать свои силы и проявить оригинальность, - всё это способствует формированию качества преподаваемого предмета. Особенно активно внедряю просмотр видеофильмов по изученным произведениям. Создана небольшая видеотека. Программа Коровиной, по которой ведётся обучение, оснащена дисками, что повышает качество обучения и восприятия изучаемого материала. Невозможно обойтись сегодня и без компьютерной поддержки при организации и проведении внеклассной работы по русскому языку и литературе. При работе над проектом «Поэты нашего края» совместно с учениками было создано несколько разработок, сопровождающихся презентациями. («Дорогой наш человек», посвященное поэту-песеннику Камешковского края Л.В. Ушаковой; «Поэзия и музыка» (вечер встречи с поэтом – песенником Н.Н. Некрасовой; «Уголочек России»). Эффективной формой оценки качества знаний учащихся считаю электронный компьютерный журнал. Информация журнала доступна ученику и построена таким образом, чтобы он видел результаты своей работы и мог определить итоги деятельности в удобное для него время. Являюсь пользователем Интернет-сайтов, членом сообщества учителей русского языка и литературы таких сайтов как: "Учительский портал", "Современный учительский портал", "Социальная сеть работников образования". Принимаю участие в различных Интернет-конкурсах, создала мини-сайт, размещаю свои работы на разных сайтах. Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников. В своей педагогической деятельности пришла к выводу, что можно использовать ИКТ как эффективное средство повышения качества преподавания русского языка и литературы. Это помогает осуществить переход с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности учителя и учащихся. 7. Итоги использования компьютерных технологий таковы:
8. Результативность опыта. Результаты работы по данной проблеме прослеживаются в диаграммах, которые подтверждают эффективность данного опыта ![]() Учащиеся принимают активное участие в районных, областных, Всероссийских и международных конкурсах и олимпиадах. 2012-2013 учебный год
11. Адресная направленность опыта. Опыт использования ИКТ на уроках русского языка и литературы как эффективное средство повышения качества преподавания предметов можно применять в основной и старшей школе всех уровней при изучении различных учебных предметов, а также во внеурочной работе. Считаю, что он будет интересен учителям разных специальностей и квалификационных категорий. 14. Заключение. Убеждена, что возможности использования ИКТ на уроке неограниченны и все зависит от тех целей и задач, которые пытается решить учитель в соответствии с темой урока или программными требованиями. Нужно помнить, что компьютер на уроке литературы не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения. Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для повышения качества преподавания предметов. Меняется роль учителя в образовательном процессе, он перестает быть источником информации, а становится соучастником, помощником. Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. При этом следует твердо усвоить, что информационно–образовательные ресурсы не должны заменять педагогических технологий. Они призваны оптимизировать затраты педагога, помочь сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе – отвечать на непростые вопросы любознательных учеников и, наоборот, пытаться расшевелить пассивных. И, конечно, учить ребят видеть красоту слова, красоту окружающего мира, воспитывать гражданина, востребованную личность. Использованная литература и интернет ресурсы 1.Баскаков В.Ю., Бахтеров В.Е, Резниченко И.Л. Некоторые проблемы использования компьютера в обучении русскому языку. // Русский язык в школе. 1988. №2 2.Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы.// Пособие для учителя. 3.Информационные технологии - шаг в будущее.- «Учитель», 2002.-№4.-с.53 4.Львов В.В. Компьютеры на уроках русского языка. // Русский язык в школе. 1986. №3, с.3-7. 5.Мухина И.А, Еремина Т.Я.. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя.- СПБ., 2002. 6.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под. редакцией Е.С. Полат. — М.: Академия, 1999. 7.«Новые информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Москва. 2000.. 8.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М., 1996. http://festival.1september.ru/articles/601471/ http://olga-sol-ileck.narod.ru/lessons_rus_1.htm http://collegy.ucoz.ru/publ/21-1-0-5158 http://school13m.ucoz.ru/index/ispolzovanie_ikt_tekhnologij_na_urokakh_russkogo_jazyka_i_literatury/0-28 http://www.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=8880&hry=./110235/119659/119684 http://worldofteacher.com/2392-912.html http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4622/Itemid,0/ http://shafornat.ucoz.ru/publ/ispolzovanie_ikt_na_urokakh_russkogo_jazyka_i_literatury/1-1-0-18 http://150pr-erino-school.edusite.ru/p107aa1.html |
![]() | Урок русского языка 7 класс Тема: «Одна буква н в суффиксах кратких страдательных причастий» ... | ![]() | Рабочая программа по литературе 9 класс (5-ый год обучения) Учитель... Самохина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы моу решемская средняя школа Кинешемского района Ивановской области |
![]() | 3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные... Некоторые аспекты работы с текстом на уроках русского языка и литературы в свете подготовки к выполнению задания части С.(Левахина... | ![]() | Урок русского языка по теме: «Имя прилагательное» Автор-составитель: Реш Ольга Вильгельмовна, учитель русского языка и литературы моу «Большегривская сош» Нововаршавского муниципального... |
![]() | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор : Махорина Марина Александровна, учитель русского языка и литературы моу сош №8 Советского района г. Волгограда | ![]() | Конспект урока по литературе «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов» Разработала Литашова Людмила Валентиновна, учитель русского языка и литературы моу зареченская оош г. Калязина Тверской области |
![]() | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Разработала Литашова Людмила Валентиновна, учитель русского языка и литературы моу зареченская оош г. Калязина Тверской области | ![]() | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Пинаева Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы мбоу оош 10 г. Мыски |
![]() | Методика проведения интегрированного урока Кечкина В. П., учитель русского языка и литературы моу сош с. Александровка Советского района Саратовской области | ![]() | «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского... Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района... |
![]() | Конспект урока русского языка в 7-м классе: "Обобщение изученного... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кировский лицей» (моу «Кировский лицей») | ![]() | Г. В. Зотова, учитель английского языка моу «Штанашская оош» Красночетайского... Г. В. Зотова, учитель английского языка моу «Штанашская оош» Красночетайского района чр |
![]() | Рассмотрен и рекомендован к утверждению Самохина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы моу решемская средняя школа Кинешемского района Ивановской области | ![]() | Тема урока: Особенности письма как эпистолярного жанра И. Волошко, учитель русского языка и литературы моу «Красненская сош» Алексеевского района Белгородской области |
![]() | Программа дисциплины Брендинг и бренд-менеджмент Самохина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы моу решемская средняя школа Кинешемского района Ивановской области | ![]() | Визитная карточка Место работы (название образовательного учреждения, занимаемая должность) учитель русского языка и литературы моу «сош с. Кочетное... |