Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса при реализации ООП ВПО.
Основная образовательная программа по специальности «Педиатрия» 060103.65 обеспечена учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям).
Реализация основной образовательной программы обеспечивается доступом
каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам университета исходя из полного перечня учебных дисциплин (модулей).
Каждый обучающийся по основной образовательной программе 060103.65
Педиатрия обеспечен не менее чем одним учебным и одним учебно-методическим печатным и /или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла, входящей в образовательную программу (включая электронные базы периодических изданий)
На основании Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 5 сентября 2011 г. N 1953 "Об утверждении лицензионных нормативов к наличию у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности образовательным программам высшего профессионального образования",
тематика комплектования фонда библиотеки ОГУ определяется профилем научной и учебной и научной деятельности кафедр университета. Отбор документов для библиотечного фонда осуществляется в соответствии направлений подготовки специалистов в университете. Документы по непрофильным дисциплинам не приобретаются.
Используемый библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет, а для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние 5 лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
В соответствии с Приказом Министерства образования Российской Федерации от 11.04.2001 г. № 1623 «Об утверждении минимальных нормативов обеспеченности высших учебных заведений учебной базой в части, касающейся библиотечно-информационных ресурсов». Объем фонда основной учебной литературы составляет 60% от всего библиотечного фонда.
Фонд дополнительной литературы, помимо учебной и учебно-методической,
включает официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете один-два экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Библиотека ОГУ обеспечивает широкий доступ обучающихся к отечественным и зарубежным периодическим изданиям. 5.2. Кадровое обеспечение реализации ООП ВПО
Реализация ООП ВПО подготовки специалиста обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
(Приложение) 5.3. Основные материально-технические условия для реализации
образовательного процесса в вузе в соответствии с ООП ВПО.
Университет располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Материально-техническая база Университета соответствует минимально необходимому для реализации ООП ВПО подготовки специалистов перечню и включает в себя:
- аудитории на 80 и 40 человек;
- учебные классы на 20 человек;
- лаборатории по физике, математике, общей химии, биоорганической химии, биологии, биологической химии, анатомии человека, гистологии, эмбриологии, цитологии, нормальной физиологии, микробиологии, вирусологии и иммунологии, фармакологии, патологической анатомии, патофизиологии, гигиене, эпидемиологии, военной эпидемиологии;
- секционный зал, анатомический музей, трупохранилище;
- специально оборудованные кабинеты и аудитории для изучения гуманитарных и социально-экономических дисциплин, гигиены,
общественного здоровья и здравоохранения:
- спортивные залы, спортивные площадки;
- кабинеты, оборудованные для приема и показа больных;
- врачебные кабинеты, оснащенные необходимым оборудованием, для проведения работы с детьми и подростками, получающими профилактическую, диагностическую, лечебную (терапевтического и хирургического профиля) и реабилитационную помощь.
Университет располагает значительным количеством самого разнообразного современного оборудования (компьютеры, оргтехника, технические средства обучения, медицинские муляжи-имитаторы и фантомы, медицинский инструментарий и расходные материалы, медицинские, физические и химические приборы, реактивы и химическая посуда, анатомические и биологические коллекции, микроскопы и микропрепараты и т.д.).
(Приложение).
НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ
ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ООП ВПО В соответствии с ФГОС ВПО и Типовым положением о вузе оценка качества
освоения обучающимися основных образовательных программ включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся. Нормативно-методическое обеспечение текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и итоговой аттестации обучающихся по ООП осуществляется в соответствии с Типовым положением о вузе в соответствии с принятыми нормативными
документами. (Приложение)
7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации. (Приложение)
Разработана матрица соответствия компетенций, составных частей ООП и оценочных средств.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП ВПО кафедры создают фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
Фонды оценочных средств/контрольно-измерительных материалов включают: контрольные вопросы, типовые задания, ситуационные задачи для:
- практических занятий,
- лабораторных работ,
- контрольных работ,
- коллоквиумов, зачетов,
- экзаменов;
- тесты и компьютерные тестирующие программы;
- примерную тематику рефератов,
и иные формы контроля, позволяющие оценить степень сформированности компетенций обучающихся.
По всем дисциплинам ООП разработаны: контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, и контрольных работ, коллоквиумов, зачётов и экзаменов; базы заданий в тестовой форме и компьютерные тестирующие программы, темы рефератов и т.п., а также иные формы контроля, позволяющие оценить степень сформированности компетенций обучающихся.
Виды и формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
В процессе обучения используются следующие виды контроля:
− устный опрос;
− письменные работы, контроль с помощью технических средств и информационных систем.
Каждый из видов текущего контроля успеваемости выделяется по способу выявления формируемых компетенций:
- в процессе беседы преподавателя и студента;
- в процессе создания и проверки письменных материалов;
- путем использования компьютерных программ, приборов, установок.
Устный опрос позволяет оценить знания и кругозор студента, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки. Письменные работы позволяют экономить время преподавателя, проверить обоснованность оценки и уменьшить степень субъективного подхода к оценке подготовки студента, обусловленного его индивидуальными особенностями.
Использование информационных технологий и систем обеспечивает:
- быстрое и оперативное получение объективной информации о фактическом усвоении студентами контролируемого материала, в том числе непосредственно в процессе занятий;
возможность детально и персонифицированно представить эту информацию преподавателю для оценки учебных достижений и оперативной корректировки процесса обучения;
- формирование и накопление интегральных (рейтинговых) оценок достижений студентов по всем дисциплинам и модулям образовательной программы;
- привитие практических умений и навыков работы с информационными ресурсам и средствами;
- возможность самоконтроля и мотивации студентов в процессе самостоятельной работы.
Каждый из видов контроля осуществляется с помощью определенных форм, которые могут быть как одинаковыми для нескольких видов контроля (например, устный и письменный экзамен), так и специфическими. Соответственно, и в рамках некоторых форм контроля могут сочетаться несколько его видов (например, экзамен по дисциплине может включать как устные, так и письменные испытания).
Формы контроля:
- собеседование;
- коллоквиум;
- тест;
- контрольная работа;
- зачёт;
- экзамен (по дисциплине, модулю, а также ИГА);
- лабораторная, работа;
- реферат.
Определенные компетенции приобретаются в процессе написания реферата, прохождения практики и т.п., а контроль над их формированием осуществляется в ходе проверки преподавателем результатов данных работ и выставления соответствующей оценки.
Формы письменного контроля.
Письменные работы могут включать: тесты, контрольные работы, рефераты. Итоговая государственная аттестация выпускников.
Итоговая аттестация выпускника высшего учебного заведения является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме.
Итоговая государственная аттестация включает итоговый междисциплинарный экзамен по специальности 060103.65 Педиатрия.
Требования к итоговому междисциплинарному экзамену утверждены Положением об итоговой государственной аттестации выпускников и порядком проведения итоговой государственной аттестации выпускников ОГУ.
ДРУГИЕ НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ И
МАТЕРИАЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ. Механизмы обеспечения качества подготовки выпускников в ОГУ
Система мониторинга процессов в вузе организована в соответствии с
разработанным и утвержденным в университете локальными нормативно-правовыми документами (Приложение).
В соответствии с принятыми положениями мониторинг, измерения, анализ и
контроль процессов в вузе осуществляется по следующим основным направлениям:
качество образовательных программ и учебного процесса;
качество теоретической и практической подготовки студентов и др.
С целью совершенствования качества образовательных программ и учебного процесса в университете сформирована интеллектуальная система обучения, включающая:
- постоянную работу по совершенствованию учебно-методических материалов в соответствии с меняющейся моделью подготовки современного специалиста, новейшими достижениями медицинской науки и практического здравоохранения;
- построение логических структур учебного материала с целью обеспечения
доступности его изложения и информационной валидности;
- оптимизацию информационных показателей учебного материала с учетом
прироста семантической информации при переходе от одного раздела дисциплины к другому, а также выявления избыточности терминов учебного текста;
- разработку и внедрение в учебный процесс методов объективной оценки знаний студентов;
- разработку проблемного подхода к чтению лекционных курсов и проведению практических занятий;
- внедрение инновационных форм и методов обучения с использованием интерактивных и деятельностно-ориентированых образовательных технологий:
компьютерные методы обучения; видеофильмы; деловые имитационные игры; рейтинговый контроль знаний студентов; разнообразные формы самостоятельной работы студентов; дистанционное обучение; созданы банки компьютерных тестов (обучающих, контролирующих, тематических, рубежных, дисциплинарных), подготовлены и используются обучающие мультимедийные программы, видеоальбомы по дисциплинам и нозологиям, созданы кафедральные видеотеки учебных фильмов, выполняются на кафедрах курсовые и многолетние дипломные работы.
Оценка качества образовательных программ осуществляется на заседаниях кафедр, цикловых методических комиссий и научно-методических советов специальностей. Утверждение основных образовательных программ осуществляется решением научно-методического совета факультета, ученого совета вуза.
С целью улучшения качества учебного процесса по итогам сравнительной оценки итогов сессии с утвержденными критериями на кафедрах университета разрабатываются планы корректирующих и предупреждающих
мероприятий. Контроль выполнения планов осуществляется в ходе внутренних и внешних аудитов.
Целью внедрения системы контроля и совершенствования качества практической подготовки студентов ОГУ является постоянный мониторинг уровня организации практической подготовки в университете, анализ степени освоения студентами практических навыков, умений, компетенций, выработка рекомендаций и предложений по улучшению данного раздела работы. Система контроля качества практической подготовки студентов включает организацию и проведение: текущей, контрольной, текущей комиссионной, итоговой, предэкзаменационной (курсовые экзамены) проверки практических навыков; проверки практических навыков после прохождения учебной и производственной практик; проверки практических навыков у студентов-выпускников. По результатам анализа недостатков в освоении практических навыков студентами, кафедры и факультеты разрабатывают перечень корректирующих мероприятий.
Мониторинг практических навыков студентов направлен на получение обратной связи и объединение нескольких этапов образовательного процесса: реализация образовательной услуги (обучение студентов), измерение полученных практических навыков, анализ уровня практической подготовки, разработка и контроль выполнения корректирующих действий. Результаты контроля качества практической подготовки студентов регулярно докладываются на заседаниях ученого совета института.
Для совершенствования профессиональной подготовки специалистов в вузе создан центр практических умений. Основное направление деятельности центра - это формирование материально-технической и учебно-методической базы для освоения и совершенствования практической составляющей подготовки обучающихся по основным направлениям подготовки.
Одним из эффективных механизмов гарантии качества профессионального образования в вузе является система менеджмента качества (СМК). |