Конспект лекций по курсу "Микропроцессоры и микро-эвм в Персональной электронике" для студентов специальности 2008 Москва 2001





НазваниеКонспект лекций по курсу "Микропроцессоры и микро-эвм в Персональной электронике" для студентов специальности 2008 Москва 2001
страница1/23
Дата публикации10.03.2015
Размер1.9 Mb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Информатика > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


МИНИСТРЕРСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ


КАФЕДРА "ПЕРСОНАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОНИКА"

Конспект лекций по курсу "Микропроцессоры и микро-ЭВМ в Персональной электронике" для студентов специальности 2008

Москва 2001

ВВЕДЕНИЕ. ПОНЯТИЕ О МИКРОПРОЦЕССОРАХ


В последнее десятилетие наметилась четкая тенденция повышения роли вычислительной техники во всей жизни современного человека. Недаром в наших школах введено преподавание нового предмета "Основы информатики и вычислительной техники".

Наряду с бурным развитием вычислительной техники еще наблюдается две глобальные тенденции в современной радиоэлектронике. Во-первых, усложняются функции любого электронного аппарата. При этом с точки зрения эксплуатации его, наблюдается упрощение работы с ним даже необученного пользователя. Во-вторых, радиоэлектроника расширяет свое влияние на все большие сферы человеческой деятельности. Теперь ее применение наблюдается даже в тех областях, в которых ранее ее использование казалось немыслимым. Эти два аспекта можно назвать усилением "интеллектуализации" техники.

Из этого вытекает еще одна реалия современного развития электроники - крен в сторону техники, направленной на удовлетворение "бытовых" потребностей человека. Поэтому в самое последнее время получил развитие термин "Персональная электроника", который имеет в виду не только электронику для "домашнего использования", а и офисную, автомобильную и другие виды устройств, которые направлены на удовлетворение персональных потребностей пользователя.

Все указанные выше тенденции и особенности применения электроники были бы невозможны без поистине взрывоподобного развития микропроцессорной техники. Начало ее использования было весьма скромным, а сейчас ни один мало-мальски сложный аппарат не может без нее обойтись. Благодаря своим преимуществам микропроцессорная техника начинает вытеснять традиционную радиоэлектронику из такого понятия, как элементная база.

Естественно, теперь при обучении проектированию персональной электроники нельзя не давать студентам хотя бы основ применения микропроцессорной техники. Поэтому не вызывает сомнения актуальность преподавания курса "Применение микропроцессоров и микро-ЭВМ в Персональной электронике" студентам специальности "Персональная электроника" (2008).

Целью настоящего курса является дать понятие о микропроцессорах и однокристальных микро-ЭВМ, области их применения, дать основы функционирования микропроцессорных систем, научить основам программирования микропроцессоров и микро-ЭВМ, построения простейших систем управления объектами.

Курс состоит из лекционных и практических занятий и лабораторного практикума. Он построен таким образом, чтобы на лекциях дать слушателям наиболее широкое представление о предмете, а на практических и лабораторных занятиях познакомить их с конкретными микропроцессорными системами, научить основам построения и функционирования определенных систем управления на основе одного - двух наиболее популярных микропроцессорных наборов.

После окончания обучения слушатель должен свободно ориентироваться в многочисленной литературе по микропроцессорам и микро-ЭВМ, уметь выбрать тот или иной микропроцессорный комплект для использования в конкретной системе, уметь программировать один из самых распространенных микропроцессорных систем, составлять структурную и принципиальную схемы микропроцессорной системы для ее использования в конкретной области техники. В дальнейшем слушатель, основываясь на литературе и материалах о микропроцессорных системах, сможет сам проектировать и, главным образом, уметь применять микропроцессоры в своей повседневной работе, свободно ориентироваться в обслуживании и ремонте такого рода аппаратуры.

История появления микропроцессоров


Появление микропроцессоров обязано слиянию двух ранее независимых отраслей техники. Первая из них - создание систем управления промышленными объектами. В начале 60-х годов функции многих промышленных систем настолько усложнились, что потребовалось создавать сложные автоматические системы управления этими объектами. Эпоха НТР потребовала создания высокоавтоматизированных, быстро переналаживаемых производств, так называемых "гибких автоматизированных производств". Но если применять старую методику переналадки всего машинного парка производства, то это потребовало бы слишком больших затрат на переход с одного вида продукции на другой. Поэтому встала потребность создания таких управляющих устройств-производств, которые бы переналаживались на выпуск другой продукции самыми простыми средствами.

С другой стороны параллельно этим отраслям развивалась мощная база вычислительной техники. На заре своего развития она мало что умела, имела очень большие габариты и главное - низкую надежность из-за использования электронных ламп. Но по мере совершенствования вычислительная техника становилась все более мощной, все менее громоздкой, все более удобной для эксплуатации. Но развитие этой техники шло в основном по пути наращивания мощности и возможности больших ЭВМ, установленных в отдельных, специально приспособленных помещениях, обслуживаемых специально обученным персоналом высокой квалификации. Использование средств вычислительной техники в таком виде для нужд производства имело ограниченный характер.

В это же время в радиоэлектронике (и, в частности, в вычислительной технике) шло естественное развитие элементной базы. На смену лампам пришли транзисторы. Габариты и потребляемая мощность сразу снизились в десятки раз. Но подлинный переворот в радиоэлектронике был совершен, когда появились первые интегральные микросхемы, т.е. тогда, когда внутри пластины полупроводника стали изготовлять готовые схемы, а не отдельные активные приборы. Это позволило существенно снизить габариты, потребляемую мощность, повысить надежность аппаратуры.

Совершенствование технологии изготовления интегральных схем (ИС) привело к появлению ИС средней степени интеграции, (когда на одном кристалле размещалось несколько десятков транзисторов), ИС большой степени интеграции или БИС (когда на кристалле тысячи и десятки тысяч элементов), и наконец, ИС сверхбольшой степени интеграции или СБИС (на кристалле - миллионы элементов). Однако по мере развития элементной базы стало все более очевидным противоречие: если на транзисторах или на ИС малой интеграции можно было построить различную аппаратуру (по своим функциональным возможностям), то по мере роста степени интеграции ИС становились все более специализированными. Действительно, в одной БИС размещалось порой целое устройство, и эту БИС нельзя было применить для построения другого аппарата. Кроме того, хотя и изготовление такой ВИС было достаточно дешевым, но проектирование таких специализированных БИС требовало все больших затрат, а сфера их применения все суживалась. Таким образом, развитие элементной базы вело в тупик.

Подлинной революцией, которая позволила выйти из этого тупика, стало появление микропроцессоров. В 1971 г. фирма Intel (США) выпустило БИС под кодом 4004 и назвала ее микропроцессором. На микроэлектронный уровень была перенесена идеология средств вычислительной техники. Впервые БИС стала именно универсальной системой благодаря сочетанию аппаратных и программных средств. Т.е. структура БИС была неизменной, а универсальность ей придавалось возможностью программирования ее функций. Таким образом, для различных применений требовалось только написать другую программу работы, без изменения структуры микропроцессорной системы.

Но основное применение микропроцессоров сразу открылось именно в построении управляющих систем промышленности. Проектировщики сразу поняли все преимущества новой элементной базы. Теперь требовалось изменять только программу работы оборудования, а все оборудование остается неизменным. И что самое важное, стало возможным встраивать микропроцессоры непосредственно в оборудование, что придало ему еще большую гибкость.

Микропроцессорная техника стала бурно развиваться. Появились микропроцессорные комплекты для построения самых различных систем, и в том числе вычислительных. В настоящее время промышленность выпускает большую номенклатуру микропроцессоров, которые можно применять для построения различных управляющих промышленных систем, для создания достаточно мощных вычислительных систем, и для встраивания в бытовую технику.

Следующим этапом развития элементной базы стало применение однокристальных микро-ЭВМ (ОЭВМ). Действительно, для включения микропроцессора в систему было необходимо предусмотреть "навешивание" на него еще по крайней мере нескольких микросхем - памяти, генераторов, интерфейсных схем и т.д. Все это выливалось в увеличение габаритов, потребляемой мощности, снижение надежности. Поэтому на определенном этапе очевидным решением стало интеграция всех этих устройств на одном кристалле. При этом основные преимущества МП техники сохранились и даже развились дальше. Можно сказать, что в настоящее время "чистые" микропроцессоры применяются только в вычислительной технике, а в персональной электронике подавляющее большинство управляющих систем построено на ОЭВМ.

Сейчас уже можно сказать, что ни одна сторона техники и быта не может обойтись без применения микропроцессоров и ОЭВМ в той или иной мере.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект лекций по курсу \"Микропроцессоры и микро-эвм в Персональной электронике\" для студентов специальности 2008 Москва 2001 iconКонспект лекций по курсу «Организация ЭВМ и систем» для студентов...

Конспект лекций по курсу \"Микропроцессоры и микро-эвм в Персональной электронике\" для студентов специальности 2008 Москва 2001 iconКонспект лекций по курсу «Организация ЭВМ и систем» для студентов...

Конспект лекций по курсу \"Микропроцессоры и микро-эвм в Персональной электронике\" для студентов специальности 2008 Москва 2001 iconКонспект лекций по курсу “Технология лекаственных форм и галеновых...
Конспект лекций по курсу “Технология лекаственных форм и галеновых препаратов” для студентов специальности «Технология фармацевтических...
Конспект лекций по курсу \"Микропроцессоры и микро-эвм в Персональной электронике\" для студентов специальности 2008 Москва 2001 iconТеория организации Конспект лекций для студентов специальности «Менеджмент организации»
Макарова н. Н. Теория организации. Конспект лекций с практическими заданиями для студентов специальности "Менеджмент организации....
Конспект лекций по курсу \"Микропроцессоры и микро-эвм в Персональной электронике\" для студентов специальности 2008 Москва 2001 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект лекций по курсу «Делопроизводство» составлен на основе базовой программы «Делопроизводство и документационное обеспечение...
Конспект лекций по курсу \"Микропроцессоры и микро-эвм в Персональной электронике\" для студентов специальности 2008 Москва 2001 iconПрограмма дисциплины «Физические основы микро- и наноэлектроники»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 210100...
Конспект лекций по курсу \"Микропроцессоры и микро-эвм в Персональной электронике\" для студентов специальности 2008 Москва 2001 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические указания по курсу «Микропроцессоры и микропроцессорные системы» для студентов по специальности асои и у / Составители...
Конспект лекций по курсу \"Микропроцессоры и микро-эвм в Персональной электронике\" для студентов специальности 2008 Москва 2001 iconСоциальная психология конспект лекций
Предназначен для студентов дистанционного обучения по специальности 030301 Психология труда и организационная психология. Цель данного...
Конспект лекций по курсу \"Микропроцессоры и микро-эвм в Персональной электронике\" для студентов специальности 2008 Москва 2001 iconКонспект лекций по курсу сд. Ф корпоративные информационные системы
Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев «Биология. Человек», Изд-во «Дрофа», Москва, 2010
Конспект лекций по курсу \"Микропроцессоры и микро-эвм в Персональной электронике\" для студентов специальности 2008 Москва 2001 iconКонспект лекций по курсу хозяйственного права тема Понятие хозяйственного права
Кафедра Истории, социологии и права Назаров Андрей Александрович конспект лекций по курсу хозяйственного права
Конспект лекций по курсу \"Микропроцессоры и микро-эвм в Персональной электронике\" для студентов специальности 2008 Москва 2001 iconТеория и методика решения задачи
На основе разработанной физико-математической модели (фмм) с помощью персональной ЭВМ получают
Конспект лекций по курсу \"Микропроцессоры и микро-эвм в Персональной электронике\" для студентов специальности 2008 Москва 2001 iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос во...
...
Конспект лекций по курсу \"Микропроцессоры и микро-эвм в Персональной электронике\" для студентов специальности 2008 Москва 2001 iconПлан-конспект лекций по курсу: " Проектирование механосборочных цехов...
Цели и задачи изучения темы
Конспект лекций по курсу \"Микропроцессоры и микро-эвм в Персональной электронике\" для студентов специальности 2008 Москва 2001 iconКонспект лекций по курсу «эконометрика» для студентов III курса дневного...
Печатается по решению кафедры прогнозирования и статистики: протокол №6 от 07. 03. 2003 г
Конспект лекций по курсу \"Микропроцессоры и микро-эвм в Персональной электронике\" для студентов специальности 2008 Москва 2001 iconКонспект лекций по дисциплине Эксплуатация ЭВМ и систем
Широта охвата этого поля деятельности огромна. В неё включаются как проведение пуско-наладочных, ремонтных и профилактических работ,...
Конспект лекций по курсу \"Микропроцессоры и микро-эвм в Персональной электронике\" для студентов специальности 2008 Москва 2001 iconКонспект лекций по дисциплине: «Операционные системы и среды»
«Системы баз данных», «Инструментальные средства разработки аппаратно-программных систем», «Микропроцессоры и микропроцессорные системы»,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск