Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение в славянскую филологию Рекомендуется для направления подготовки





Скачать 88.22 Kb.
НазваниеУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение в славянскую филологию Рекомендуется для направления подготовки
Дата публикации17.03.2015
Размер88.22 Kb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > Информатика > Примерная программа
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Наименование дисциплины (модуля)

Введение в славянскую филологию

  1. Рекомендуется для направления подготовки


032700 - Филология

профили

«Отечественная филология (Русский язык и литература)»

«Зарубежная филология»

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Введение в славянскую филологию» являются:

  1. Дать студентам общее представление о славянской филологии, об объекте ее изучения, охарактеризовать основные проблемы, актуальные для этой области знаний;

  2. ознакомить студентов с основными проблемами науки через ее историю;

  3. показать многосторонность и историческую обусловленность интереса к славянскому миру на протяжении столетий;

  4. дать обзор современного состояния славянской филологии и ее достижений в России и других славянских странах; 5) ознакомить с основными организациями, занимающимися славянской филологией.


2. Место дисциплины в структуре ПООП

Б. 3. Профессиональный цикл. Базовая часть. Профили «Отечественная филология», «Зарубежная филология».

Курс «Введение в славянскую филологию» преподается студентам на первом курсе, является теоретическим и по сути своей пропедевтическим.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);

– владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

- осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8);

- способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

- владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

- способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6);

- владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7).
В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- что такое филология, палеография, текстология;

- место славянских языков в семье индоевропейских языков.

Уметь:

- читать, реферировать научную литературу;

Владеть:

- теоретическими знаниями в области славянской филологии.


4. Структура и содержание дисциплины.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа), из них 36 аудиторных.


Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работ и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Практические

занятия

С.Р.С.

Филология как совокупность гуманитарных наук

1

1

2




2

коллоквиум, рефераты

Проблема этногенеза славян. Прародина славян

1

2-3




2

2

Появление у славян письменности

1

4-5

2




2

Праславянский язык. Старославянский язык, его роль в истории славянских литературных языков

1

6-8




2

2

Политические, экономические и культурные связи славянских народов с другими народов

1

9

2




2




История славянской филологии

1

10-13




2

2

Промежуточная аттестация (10 неделя 1 семестра)

Славянская филология в русских университетах и в Академии Наук

1

14-15

2




2




Научные академические и университетские центры, направления исследований

1

16




2

2




Современное состояние славянских языков и их классификация

1

17

2




2




Новые задачи славистики

1

18




2

2





Содержание дисциплины

Филология как совокупность гуманитарных наук. Филологические науки и дисциплины: языкознание, литературоведение, фольклористика, археография, палеография, текстология и др.
Проблема этногенеза славян. Прародина славян. Сведения о славянах у античных и средневековых авторов. История древних славян по данным археологии. Язык как источник сведений по истории народа. Распространение христианства у славян.
Появление у славян письменности

Жизнь и творчество Константина-философа (Кирилла) и Мефодия. Древнеславянские азбуки: глаголица и кириллица, русская гражданская азбука и распространение у славян латинского алфавита.
Праславянский язык. Старославянский язык, его роль в истории славянских литературных языков

Генетическая общность современных славянских языков. Славянские языки в семье индоевропейских языков.
Политические, экономические и культурные связи славянских народов с другими народами

Этнографические и географические описания славянских стран, формирование научного интереса к славянству в Европе. Становление филологических изучений в Московской Руси
История славянской филологии

Развитие науки в период национального возрождения славянских народов. Филологи-слависты XVIII- первой половины XIX вв. Становление славянской филологии в России, деятельность Российской Академии наук, университетов, Румянцевского кружка, О.М. Бодянского, И.И. Срезневского, П.И. Прейса, В.И. Григоровича. Развитие славянсокго языкознания и других филологических наук во второй пол XIX в. – первой пол. ХХ вв.
Славянская филология в русских университетах и в Академии наук

Научная и организаторская деятельность А.А.Шахматова в изучении славянской филологии. Изучение славянской филологии в славянских странах и неславянских (Германия, Австро-Венгрия, Франция, Англия. Скандинавские страны и др. в конце XIX- нач. XXI вв.)

Научные академические и университетские центры, направления исследований

Фундаментальные исследования и основные периодические издания по славянской филологии в учебных и академических заведениях всех стран мира.

Современное состояние славянских языков

Современные славянские народы, их численность и географическое распространение, современные славянские государства, славяне в других странах мира.

Новые задачи славистики

Основные центры славистики в современной России, ведущие ученые-слависты в современном мире.
5. Рекомендуемые образовательные технологии

Лекции, практические занятия, коллоквиумы, самостоятельная работа студентов. При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий в сочетании с внеаудиторной работой.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Компьютерный класс, оргтехника, теле- и аудиоаппаратура (все – в стандартной комплектации для самостоятельной работы); доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки); методическая литература.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

а) основная литература:

Бернштейн С.Б. 1) Очерк сравнительной грамматики славянских языков. М., 1961; 2) Константин-философ и Мефодий. М., 1984.

Булахов М.Г. Восточнославянские языковеды: Библиографический словарь: В 3 т. Минск, 1976-1978.

Нидерле Л. Славянские древности. М. 1956.

Славянские языки/ Под ред. А.Г.Широкова и В.П.Гудкова. М., 1977.

Супрун А.Е. Введение в славянскую филологию. Минск, 1989.
б) дополнительная литература:

Булахов М.Г., Жовтобрюх М.А., Кодухов В.И. Восточнославянские языки. М., 1987.

История южных и западных славян: Курс лекций. М., 1979.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.

Сказание о начале славянской письменности. М., 1981.

Славяноведение в дореволюционной России. Изучение южных и западных славян. М., 1968.

Соколянский А.А. Введение в славянскую филологию. М., 2004.

Супрун А.Е., Калюта А.М. Введение в славянскую филологию. Минск. 1981

Токарев С.Я. Религия в истории народов мира. М., 1965.

Хабургаев Г.А. Становление русского языка. М., 1980.

Чекмонас В.М. Введение в славянскую филологию. Вильнюс, 1988.

Ягич И.В. История славянской филологии. СПб., 1910.
в) программное и коммуникационное обеспечение:

Учебная дисциплина должна быть обеспечена учебно-методической документацией и материалами. Ее содержание должно быть представлено в сети Интернет или в локальной сети вуза (факультета). Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Мультимедийное оборудование.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению подготовки 032700 - «Филология», профили «Отечественная филология (Русский язык и литература)» и «Зарубежная филология».

Разработчик:

доцент Санкт-Петербургского государственного университета И.С. Лутовинова

Рецензент:

профессор Пермского государственного университета Е.Н.Полякова

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение в славянскую филологию Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Инновационные...
«Преподавание филологических дисциплин (с указанием языка / языков и литературы/литератур)»
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение в славянскую филологию Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История...
Пооп подготовки бакалавра филологии, как «История», «Философия», «Культурология», «Введение в литературоведение», «История русской...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение в славянскую филологию Рекомендуется для направления подготовки iconПрограмма дисциплины «Введение в славянскую филологию»
Программа дисциплины «Введение в славянскую филологию» разработана доцентом кафедры исторического языкознания, кандидатом филологических...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение в славянскую филологию Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История...
Данная учебная дисциплина входит в раздел «б профессиональный цикл. Базовая часть» фгос-3 по направлению подготовки впо 032700 –...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение в славянскую филологию Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Современные...
Целями освоения дисциплины «Современные проблемы зарубежной литературы» являются
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение в славянскую филологию Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Теория...
Дэвид Карузо Ph. D., один из авторов наиболее авторитетной методики оценки эмоционального интеллекта msceit, коллега Питера Саловея...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение в славянскую филологию Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины Экономика Рекомендуется...
Основная цель изучения дисциплины Экономика формирование у студентов научного экономического мышления
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение в славянскую филологию Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины наименование дисциплины Устойчивое развитие Рекомендуется...
Б. 3) модуля основы природопользования (ОП), охватывающего разнообразные аспекты воздействия человека на окружающую среду, защиты...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение в славянскую филологию Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины (модуля) 4
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение в славянскую филологию Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение в славянскую филологию Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение в славянскую филологию Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение в славянскую филологию Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение в славянскую филологию Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение в славянскую филологию Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение в славянскую филологию Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск