Рабочая программа учебной дисциплины «защита интеллектуальной собственности и патентоведение»





Скачать 133.84 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «защита интеллектуальной собственности и патентоведение»
Дата публикации22.03.2015
Размер133.84 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Информатика > Рабочая программа



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
Институт Энергомашиностроения и механики (ЭнМИ)


Направление подготовки: 221000 – Мехатроника и робототехника

Профили подготовки: Компьютерные технологии управления в робототехнике и мехатронике

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И

ПАТЕНТОВЕДЕНИЕ»


Цикл:

математический и естественнонаучный




Часть цикла:

вариативная




дисциплины по учебному плану:

Б 3.16




Часов (всего) по учебному плану:

72




Трудоёмкость в зачётных единицах:

2

6 семестр – 2

Лекции

16 час

6 семестр – 16

Практические занятия

14 час

6 семестр – 14

Лабораторные работы

нет

нет

Расчётные задания, рефераты

32 час самостоят. работы

6 семестр – 32

Объём самостоятельной работы по учебному плану (всего)

42 час

6 семестр – 40

Экзамены

нет

нет

Курсовые проекты (работы)

нет

нет



Москва - 2010
1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью дисциплины является приобретение знаний, умений и навыков для осуществления деятельности в области защиты интеллектуальной собственности и патентоведения, а также создания новых объектов интеллектуальной собственности. Основными задачами дисциплины является теоретическое и практическое освоение на базе общих гуманитарных и социально-экономических, математических и общепрофессиональных дисциплин основных понятий и методов работы по определению патентной чистоты, патентоспособности новых объектов интеллектуальной промышленной собственности (материалов, технологических процессов, технических объектов).

Освоение данной дисциплины вносит существенный вклад в формирование у студента следующих компетенций:

Общекультурные компетенции из ФГОС ВПО:

–способности владеть культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

–способности иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-5);

–способности использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-9);

Дополнительные общекультурные компетенции:

–владения математической и естественнонаучной культурой (в том числе – в области теоретической механики) как частью профессиональной и общечеловеческой культуры (ОК-12);

–готовности к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию решений в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-13);

–способности аргументированно – в плане логики и содержания – обосновывать свои рассуждения, логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, целенаправленно выявлять причинно-следственные связи между явлениями, отличать научный подход к изучению окружающего мира от антинаучного (ОК-14);

–способности и готовности к практическому анализу логики различного рода рассуждений, к публичным выступлениям, аргументации, ведению дискуссии и полемики (ОК-15);

–способности приобретать новые знания (в частности – в области теоретической механики), используя как традиционные, так и современные образовательные и информационные технологии (ОК-16);

–настойчивости в достижении цели, терпения и выносливости, способности критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности (ОК-17);

Профессиональные компетенции из ФГОС ВПО:

–определение соответствия заявочных материалов требуемым критериям для получения охранных грамот на новые объекты интеллектуальной промышленной собственности; (ПК-3);

- использование патентной документации при создании и освоении новых материалов, технологических процессов и технических объектов (ПК-4);

Дополнительные профессиональные компетенции:

–способности использовать знания о механической компоненте современной естественнонаучной картины мира для понимания процессов и явлений, происходящих в природе и техносфере при создании объектов интеллектуальной собственности (ПК-6);

–способности применять знания о механических явлениях на практике, в том числе выдвигать гипотезы, составлять теоретические и информационные модели, проводить анализ границ их применимости, выбирать подходящие методы для научного анализа данных проблем (ПК-7);

–способности выполнять численные и экспериментальные исследования, проводить обработку и анализ результатов (ПК-8);

–владения идеологией моделирования природных объектов и технических систем, алгоритмами и практическими навыками моделирования динамических процессов и явлений (ПК-11);

–способности формировать законченное представление о принятых решениях и полученных результатах в виде отчёта с его публикацией (публичной защитой) (ПК-17).

Задачами дисциплины являются:

–выработка навыков составления технико-экономического обоснования и определения патентной чистоты, патентоспособности новых объектов интеллектуальной промышленной собственности (материалов, технологических процессов, технических объектов);

- умение определить соответствие заявочных материалов требуемым критериям для получения охранных грамот на новые объекты интеллектуальной промышленной собственности;

- знание и использование патентной документации при создании и освоении новых материалов, технологических процессов и технических объектов

2.МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла Б.3 основной образовательной программы подготовки бакалавров по профилю подготовки “Компьютерные технологии управления в робототехнике и мехатронике” направления 221000 “Мехатроника и робототехника”.

Дисциплина базируется на соответствующих раздела гуманитарного и естественнонаучного циклов: «Философия», «Экономика», «Информатика», «Физика», «Теоретическая механика».

Знания, полученные по освоению дисциплины, необходимы при прохождении учебно-производственной практики, выполнении НИРС и подготовке бакалаврской выпускной квалификационной работы.
3.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования:

Знать:

–законы об охране объектов интеллектуальной промышленной собственности, об ответственности за нарушение прав владельцев охранных грамот на объекты интеллектуальной промышленной собственности (ОК-9, ПК-14);

- положения об охранных грамотах (патентах и свидетельствах), выдаваемых на объекты интеллектуальной промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки) (ПК-6);

Уметь:

- вести наиболее рациональным способом поиск научно-технической и патентной литературы по любому направлению науки и техники (ОК-9,14, ПК-6);

- проводить правовой и экономический анализ отобранных научно-технических и патентных документов (ПК-14);

- составлять отчет о научно-технических и патентных исследованиях с выводами и рекомендациями о патентной чистоте и патентной способности объектов интеллектуальной собственности (ПК-6);

- оформлять заявочные материалы на новые объекты интеллектуальной промышленной собственности (ОК-5, ПК-8,12).

Владеть:

- методиками проведения научно-исследовательских и патентных исследований, правового и экономического анализа отобранных научно-технических и патентных, документов (ОК-9, ПК-6,7,13),

- навыками составления отчетов о научно-технических и патентных исследованиях, составления заявочных материалов на новые объекты интеллектуальной промышленной собственности (ОК-9, ПК-10,11).

4.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1.Структура дисциплины

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётных единиц, 72 часа.




п/п

Раздел дисциплины.

Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)

Всего часов на раздел

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоёмкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по разделам)


лк

пр

лаб

сам.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Основные понятия об авторском праве и формы его защиты

41

6

4

2



4

Тест на знание терминологии

2.

Объекты патентного права

9

6

6

6



18

Выполнение расчетного задания

3.

Оформление и защита патентных прав

14

6

6

6



18

Выполнение расчетного задания




Зачёт

2

6







2

Защита расчетного задания




Итого:

72




16

14



42





4.2.Содержание лекционно-практических форм обучения

4.2.1.Лекции и лекционные консультации по курсовой работе

6 семестр

1. Основные понятия об авторском праве и формы его защиты

Основы законодательства об интеллектуальной собственности. Виды объектов интеллектуальных прав. Международные договоры. История развития российского законодательства об охране интеллектуальной собственности. Система источников правового регулирования отношений, связанных с защитой интеллектуальной собственности. Международная патентная система. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Международные конвенции по вопросам интеллектуальной собственности.

2. Объекты патентного права

Понятие и признаки изобретения. Объекты изобретений. Объекты, не признаваемые изобретением. Новизна изобретения. Понятие изобретательского уровня. Правила определения приоритета изобретения. Льгота по новизне. Промышленная применимость. Понятие и признаки полезной модели. Особенности понятия полезной модели. Новизна полезной модели. Промышленная применимость. Понятие и признаки промышленного образца. Особенности понятия промышленного образца. Новизна промышленного образца. Оригинальность промышленного образца. Промышленная применимость. Возникновение патентных прав. Субъекты патентного права. Авторы изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Патентообладатели. Наследники прав авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Патентное ведомство. Высшая патентная палата РФ. Федеральный фонд изобретений РФ. Патентные поверенные. ВОИР. Средства индивидуализации: товарные знаки, фирменные наименования, места нахождения товаров и др. Товарный знак: международная классификация товаров и услуг; составление заявки на товарный знак; принципы экспертизы заявки на ТЗ. Патентная информация и патентные исследования. Патентные базы данных. Поисковые запросы. Виды патентных исследований.

3. Оформление и защита патентных прав

Составление и подача заявки. Составление формулы изобретения и полезной модели. Составление заявки на изобретение, полезную модель и промышленный образец. Экспертиза заявки. Выдача патента или свидетельства. Действие патентов и авторских свидетельств, выданных до введения в действие современного патентного законодательства. Права авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Патентные права и их охрана. Содержание патентных прав. Обязанности патентообладателя. Прекращение действия патента. Способы защиты прав авторов и патентообладателей. Охрана российских изобретений, полезных моделей и промышленных образцов за границей. Международная торговля лицензиями на объекты интеллектуальной собственности. Предлицензионные договоры. Договор об оценке технологии. Договор о сотрудничестве. Договор о патентной чистоте. Виды лицензионных соглашений. Франшиза. Договор коммерческой концессии. Исключительная лицензия.

4.2.2.Практические занятия

6 семестр

Структура заявки на изобретение. Оформление патентных прав на изобретение, полезную модель, промышленный образец. Оформление права на рационализаторское предложение. Осуществление патентного поиска и работа с фондами Патентной библиотеки. Формы, средства и способы защиты нарушенных патентных прав.
4.3.Лабораторные работы

Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены.


4.4.Расчётные задания

Второй семестр

По результатам работы с фондами Патентной библиотеки производится усовершенствование выбранного объекта и составляется заявка на изобретение.

5.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Лекционные занятия проводятся в традиционной форме с обязательным обсуждением трудных для понимания мест курса.

Практические занятия проводятся в традиционной форме и включают обсуждение вопросов касающихся создания и защиты интеллектуальной собственности.

Самостоятельная работа включает: повторение студентом изложенного на лекциях и практических занятиях учебного материала, проведение патентного поиска, выполнение расчётного задания, подготовку к зачёту.
6.ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Для текущего контроля используются устный опрос, защита расчетного задания.

Аттестация по дисциплине – зачёт.

Оценка за освоение дисциплины определяется как оценка на зачете.

В приложение к диплому выносятся оценки зачета.

7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1.Литература:

а)основная литература:

1. Казаков Ю.В. Защита интеллектуальной собственности.: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Мастерство, 2002. – 176 с.

2. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации.: Учебник. Изд. 2-е перераб. и доп. – М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2001. – 752 с.

3. Бромберг Г.В. Основы патентного дела: Учеб. пособие.- 2-ое изд., испр. и доп. – М.: Экзамен. 2002. – 224 с.

б)дополнительная литература:

4. Дикарев В.И. Справочник изобретателя. - СПб.: Лань, 2001.-352с. - Учебник для вузов. Спец. лит.

5. Болтон У. Карманный справочник инженера-метролога. – М.: Издательский дом «Додэка-ХХI», 2002.-384с.

7.2.Электронные образовательные ресурсы:

а)лицензионное программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Сайты в Интернете: www.fips.ru, www.patent-rus.ru (размещены материалы по патентному законодательству).

б)другие:

Во время самостоятельной работы студенты посещают Патентное ведомство для работы с фондами патентной библиотеки.

8.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения освоения дисциплины необходимо наличие учебных аудиторий, а для выполнения заданий курсовой работы – компьютерных классов с выходом в интернет.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учётом рекомендаций Примерной основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 221000 «Мехатроника и робототехника» и профилю подготовки «Компьютерные технологии управления в робототехнике и мехатронике».


ПРОГРАММУ СОСТАВИЛ:

к.т.н., доцент Орлов И.В.

УТВЕРЖДАЮ:

Зав. кафедрой теоретической механики и мехатроники

д.т.н., доцент Меркурьев И.В.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «защита интеллектуальной собственности и патентоведение» iconРабочая программа учебной дисциплины «защита интеллектуальной собственности и патентоведение»
Задачи дисциплины – получение теоретических знаний в области патентоведения и приобретение практических навыков применения Патентного...
Рабочая программа учебной дисциплины «защита интеллектуальной собственности и патентоведение» iconМетодические указания по выполнению рефератов по дисциплине «Защита...
Методические указания предназначены в помощь студентам при выполнении рефератов по дисциплине «Защита интеллектуальной собственности...
Рабочая программа учебной дисциплины «защита интеллектуальной собственности и патентоведение» iconМетодические указания к организации контролируемой самостоятельной...
Методические указания к организации контролируемой самостоятельной работы по дисциплине «Защита интеллектуальной собственности и...
Рабочая программа учебной дисциплины «защита интеллектуальной собственности и патентоведение» iconЗащита интеллектуальной собственности и патентоведение
Интеллектуальная собственность результат творческой деятельности. Существуют методы получения интеллектуальной собственности и методы...
Рабочая программа учебной дисциплины «защита интеллектуальной собственности и патентоведение» iconКалендарно-тематическое планирование к рабочей программе раздела...
Защита интеллектуальной собственности, Введение в психологию творческой деятельности, 10класс
Рабочая программа учебной дисциплины «защита интеллектуальной собственности и патентоведение» iconИнститут
Рабочая программа учебной дисциплины «Право интеллектуальной собственности». – Нф мгэи, 2013. – 25 с
Рабочая программа учебной дисциплины «защита интеллектуальной собственности и патентоведение» iconОсновы управления интеллектуальной собственностью
Ния и коммерческого использования объектов интеллектуальной собственности в предпринимательской деятельности, даётся общее представление...
Рабочая программа учебной дисциплины «защита интеллектуальной собственности и патентоведение» iconРабочая программа право интеллектуальной собственности направление...
Право интеллектуальной собственности. [Электронный ресурс]: рабочая программа/авт сост. Н. А. Жукова.– Спб: ивэсэп, 2012
Рабочая программа учебной дисциплины «защита интеллектуальной собственности и патентоведение» icon«Обеспечение охраны интеллектуальной собственности в рамках вто»
Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение трипс)
Рабочая программа учебной дисциплины «защита интеллектуальной собственности и патентоведение» iconЕ. А. Свиридова основные Проблемы права интеллектуальной собственности
Рабочая программа предназначена для преподавания обязательной дисциплины «Основные проблемы права интеллектуальной собственности»...
Рабочая программа учебной дисциплины «защита интеллектуальной собственности и патентоведение» iconПеречень вопросов для подготовки к экзамену по дисциплине "Патентоведение...
Сергеев, А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учебник / А. П. Сергеев. М.: Проспект, 2007 – 370 с
Рабочая программа учебной дисциплины «защита интеллектуальной собственности и патентоведение» iconИнтеллектуальной собственности
Ключевые слова: Таможенный союз, Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, интеллектуальная собственность,...
Рабочая программа учебной дисциплины «защита интеллектуальной собственности и патентоведение» iconПорядок регистрации объектов интеллектуальной собственности, включая...
Справка о законодательстве в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности в Швейцарии
Рабочая программа учебной дисциплины «защита интеллектуальной собственности и патентоведение» iconПраво интеллектуальной собственности в цифровую эпоху
Вывод о потребности в системном преобразовании права интеллектуальной собственности опирается на результаты анализа обширного фактического...
Рабочая программа учебной дисциплины «защита интеллектуальной собственности и патентоведение» iconРеферата Тема: «Особенности страхования интеллектуальной собственности...
Законодательные предпосылки и возможности создания механизма страхования интеллектуальной собственности
Рабочая программа учебной дисциплины «защита интеллектуальной собственности и патентоведение» iconРеферата по дисциплине «Защита интеллектуальной собственности»
Реферат должен состоять из введения, основной части, заключения и списка литературных источников


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск