Инновационные функции профессорско-преподавательского состава Еще в конце XX века в работе Тихонова А. Н. «Управление современным образованием»





Скачать 75.52 Kb.
НазваниеИнновационные функции профессорско-преподавательского состава Еще в конце XX века в работе Тихонова А. Н. «Управление современным образованием»
Дата публикации20.06.2013
Размер75.52 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Инновационные функции профессорско-преподавательского состава
Еще в конце XX века в работе Тихонова А.Н. «Управление современным образованием»1 отмечалось, что массовое внедрение в образовательный процесс информационных технологий, а также смена парадигмы обучения – переход от научения (teaching, преподаватель учит) к изучению (learning, обучаемый изучает) – привели к кардинальным изменениям в самой сущности работы профессорско-преподавательского состава (ППС).

В традиционной кампусной технологии обучения, даже когда студенту предоставлялась относительная свобода выбора изучаемых куров (из набора обязательных и элективных), чтение лекций, проведение семинарских и лабораторных занятий велось безальтернативным преподавателем по его сценарию. При этом студент вынужден адаптироваться как к особенностям изложения материала конкретным преподавателем, так и к ограниченному набору учебных материалов, в лучшем случае включающим отдельные мультимедийные компьютерные обучающие программы. В такой технологии преподаватель в процессе подготовки к проведению соответствующих занятий разрабатывал лекции, готовил сценарии и задания для семинаров/лабораторных работ, задания для письменных контрольных работ/коллоквиумов, вопросы для экзаменационных/зачетных сессий, писал учебники и учебно-методические пособия. Основное взаимодействие с обучаемыми шло «лицом к лицу». Такое взаимодействие невольно «навязывало» обучаемому восприятие учебного материала в модели знаний, формулируемой конкретным преподавателем, и определенным образом ограничивало взгляд обучаемого на осваиваемый материал. Отдельно следует остановиться на контроле знаний. При проведении контрольных процедур в кампусной технологии серьезно страдает объективность оценивания, поскольку при устном общении субъективный фактор взаимного восприятия друг друга преподавателем и обучаемым оказывает сильное влияние как на взаимное понимание, так и итоговую оценку. Даже при проверке письменных работ студентов субъективный фактор так же может исказить результаты оценивания.

Консультации не являются в кампусной системе обучения особо важной составляющей учебного процесса, хотя с внедрением Интернет во многих кампусных вузах, особенно в США, стала распространяться практика асинхронных индивидуальных Интернет-консультаций посредством переписки через электронную почту.

Таким образом, в условиях кампусного обучения возможность преподавателя в полной мере выполнять свою функцию в новой парадигме обучения (learning’е) объективно ограничена. Он не может в полной мере выполнять функции наставника, посредника (mediator) между организационно-технологической средой обучения и учащимся, осуществлять педагогику сотрудничества, в которой обучаемый становится соменеджером учебного процесса, а преподаватель – помощником обучаемого (facilitator – способствующий, помогающий в учебе).

В условиях информационно-телекоммуникационных дистанционных образовательных технологий, в которые естественным образом встраиваются LMS и PLE, кардинально меняется роль преподавателя – его общение со студентами становится в основном опосредованным, а в непосредственном акте получения/передачи знаний учащимся постепенно возрастает доля интеллектуального робота-преподавателя. Созданный в СГА персональный интеллектуальный робот кроме учебного администрирования уже взял на себя такие функции, как обучение с адаптацией к индивидуальному темпу усвоения знаний, контроль знаний и т.д.

Важнейшей функцией преподавателя в таких условиях становится разработка контента – функция посредника между актуальными научными результатами и студентом. Подчеркнем, разработка не учебных или учебно-методических продуктов, а именно их содержания. Причем, во всех случаях, содержание по одной и той же тематике разрабатывается в мультивариантных режимах различными преподавателями, излагающими различные подходы и модели знаний, в соответствии с требованиями к различным видам занятий, созданных разработчиками в рамках развития Instructional Design с учетом различных стилей усвоения знаний учащимися. Разработанный преподавателями вариативный учебный контент преобразуется специалистами-разработчиками в учебные продукты в соответствии со стандартами LOM для подключения к LMS или в PLE. При этом резко возрастает ответственность преподавателя. В условиях традиционного вуза его неточность и/или ошибка вела к дезинформации весьма ограниченного круга людей – лекция читалась на максимум 100–150 человек, а другие виды занятий вовлекали 1–3 десятка человек, и ошибка могла быть легко исправлена на следующем занятии. Но в условиях информационно-телекоммуникационной дистанционной образовательной технологии аудитория, использующая контент, – это десятки тысяч учащихся, а исправление ошибок – длительный технологический процесс.

Следует отметить, что сколь ни будет широка у студента возможность выбора для изучения каждой порции учебного материала учебного продукта, в наибольшей степени соответствующего персональным предпочтениям учащегося, в обозримом будущем, пока не будут созданы полноценные системы искусственного интеллекта, никакой учебный продукт не даст ответа на все возникающие у студента вопросы. Для этого студенту нужен посредник между ним и виртуальной средой обучения, который обеспечит синхронное (онлайн) и асинхронное (оффлайн) консультирование студентов по учебным вопросам. И эта функция консультирования в вузах будущего станет одной из важнейших для ППС. Синхронное консультирование может быть организовано как система массового обслуживания дежурными бригадами преподавателей непрерывно по принципу «горячая линия». Но для мегауниверситетов, с числом студентов в несколько десятков или сотен тысяч, онлайн консультации даже по такому принципу организовать не удастся, поскольку потребует слишком большого количества преподавателей. Для распределенных информационных сред гораздо более подходящими являются асинхронные консультации. Так, например, в СГА создана и успешно функционирует система асинхронного консультирования, получившая название «IP-хелпинг». Работа в этой системе занимает существенное место в деятельности ППС СГА. Следует отметить, что вопросы учащихся существенно повторяются, что и позволяет справиться с потоком вопросов в оффлайновом режиме. Более того, база данных вопросов и ответов постоянно пополняется, становясь сама по себе значимым учебным продуктом. Она доступна студентам, многие из которых даже без обращения с вопросом к преподавателю находят в этой базе нужный ответ. В данной системе, кроме того, студент может получить ответы от администрации по организационным вопросам.

Все это – функции посредника между информационной образовательной средой и студентом. В этом плане в информационных средах будущего ППС выполняет еще одну важную функцию – помощника в построении персональной траектории обучения. Как отмечалось в монографии «Когномика», в условиях нарастающей индивидуализации обучения, когда само понятие «профессия», как что-то относящееся к группе людей, постепенно теряет смысл, а при получении образования в когнитивном обществе мы придем к тому, что каждый получает персональную, только ему присущую квалификацию. При этом перед студентом стоит задача выбрать последовательность изучения курсов. Это – очень непростая задача образовательной логистики. Она осложняется, с одной стороны, тем, что студент в начале пути еще достаточно слабо разбирается в содержании будущего обучения, а с другой стороны – не имеет целостного представления о том, какие курсы/модули должны быть изучены перед тем, как приступить к изучению выбираемых им курсов/модулей. Для этого, естественно, необходимо соответствующее программное обеспечение, позволяющее автоматизировать построение персональной траектории. Но этого недостаточно, и здесь преподаватель путем консультирования студента начинает выполнять также очень важную функцию – наставника учащегося на пути создания и продвижения по персональной траектории обучения. При этом, как в процессе первичного обучения, так и в последующей работе/обучении учащийся/работник в когнитивном обществе сталкивается с еще одной проблемой, которая проявляет себя и в настоящее время. Эта проблема, как отмечается в монографии «Когномика», заключается в том, что если в период индустриального общества у студента, изучающего некоторую образовательную программу, еще была возможность по всем изучаемым дисциплинам каждый раз «докопаться до основ», то уже в обществе знаний и, тем более, в когнитивном обществе это становится невозможным. Тому две причины. Во-первых, даже при самой лучшей логистической проработке персональной образовательной траектории не исключается возможность того, что учащемуся временно придется в каком-то курсе принять на веру сведения из курса, который будет освоен им позже. Преподаватель-наставник должен отметить этот факт в персональном плане обучения. Во-вторых, объем профессиональной информации возрастает до таких размеров, что все освоить невозможно. Поэтому, получая знания в процессе решения производственных задач, работник также вынужден принимать часть сведений «на веру». И здесь в информационных средах возникает принципиально новая функция преподавателя, а возможно, и новая специальность – наставник-консультант при работе/обучении в информационных средах. Его задачей будет подсказать, где найти наилучший материал по проблеме, а также ответить на вопросы работника/учащегося по тематике, которую он не имеет времени глубоко освоить, но в силу производственной необходимости по этой тематике ему требуются неотложные ответы.

Функции консультанта-наставника преподаватель выполняет также при выборе тем курсовых и дипломных работ, определении тематики творческих научных работ обучаемого, определении оптимального стиля обучения, выборе учебных продуктов, изучаемой научной и учебной литературы, а также формировании PLE в целом. По мере развития систем искусственного интеллекта будет расширяться и роботизация указанных функций консультирования.

В информационной среде персональный интеллектуальный робот посредством различных видов тестирования в значительной степени снимает проблему объективности оценивания в процессе контроля знаний. Кроме того, интеллектуальные роботы уже могут брать на себя функции оценивания письменных работ обучаемых. Это функция эксперта-наставника, который в виртуальной образовательной среде должен не только давать формальную оценку письменной работе, а подсказать студенту, где он достаточно хорошо продвинулся в освоении знаний, а в чем ему предстоит еще поработать, чтобы улучшить свои результаты. Так, например, в статье Б. Старикова «Писатель – я тебя знаю»2 указано, что в № 11 журнала New Jornal of Phisics за 2009 г. опубликованы результаты исследований, позволяющих идентифицировать персональный стиль человека, написавшего тексты. Появились также разработки программ, позволяющих выявлять плагиат, даже если учащийся скомпилирует свою работу из некоторых источников, сменит падежи и порядок слов.

В настоящее время в СГА создан и успешно работает интеллектуальный робот КОП (контроль оригинальности и профессионализма), обеспечивающий автоматизацию анализа текстов работ студентов с выставлением оценки и подготовки индивидуальной рецензии.

Ну и наконец, еще одной важной функцией преподавателя явится проведение массовых онлайновых лекций и других видов занятий посредством телекоммуникаций. Отметим, что не все занятия будут сопровождаться передачей знаний от преподавателя к учащимся. Во многих видах занятий, таких как, например, тренинговые занятия различных типов, в которых участвует несколько обучаемых, преподаватель выполняет функции организатора проведения занятий, зачастую обеспечивая координацию взаимодействия обучаемых в процессе самостоятельного освоения ими учебного материала во взаимодействии между собой.
По материалам монографии
«Образовательная геодемография России» (гл.5).


1 Тихонов А.Н. и др. Управление современным образованием. М.: Вита-Пресс, 1998. С. 122.

2 Стариков Б. Писатель – я тебя знаю // Знание-сила. 2010. № 8. С. 106–108.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Инновационные функции профессорско-преподавательского состава Еще в конце XX века в работе Тихонова А. Н. «Управление современным образованием» iconПоложение о расчете штатного расписания профессорско-преподавательского...
Методика расчета штатного расписания профессорско-преподавательского состава кафедр университета
Инновационные функции профессорско-преподавательского состава Еще в конце XX века в работе Тихонова А. Н. «Управление современным образованием» iconОтчет о работе кафедры оперативной хирургии
Характеристика профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала представлена в таблице
Инновационные функции профессорско-преподавательского состава Еще в конце XX века в работе Тихонова А. Н. «Управление современным образованием» iconСводный отчет о научной работе профессорско-преподавательского состава
За 2013 год сотрудниками факультета были выполнены следующие виды научной работы
Инновационные функции профессорско-преподавательского состава Еще в конце XX века в работе Тихонова А. Н. «Управление современным образованием» iconШтат профессорско-преподавательского состава кафедры

Инновационные функции профессорско-преподавательского состава Еще в конце XX века в работе Тихонова А. Н. «Управление современным образованием» iconКафедра отечественной истории
Результаты интеллектуальной деятельности профессорско-преподавательского состава
Инновационные функции профессорско-преподавательского состава Еще в конце XX века в работе Тихонова А. Н. «Управление современным образованием» iconНормы времени для расчета учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава ПетрГУ

Инновационные функции профессорско-преподавательского состава Еще в конце XX века в работе Тихонова А. Н. «Управление современным образованием» iconПрофессиональные требования к представителям профессорско-преподавательского состава
Санкт-петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики
Инновационные функции профессорско-преподавательского состава Еще в конце XX века в работе Тихонова А. Н. «Управление современным образованием» iconМинприроды России?
Пересчитаны должностные оклады профессорско-преподавательского состава и научных работников системы мвд россии
Инновационные функции профессорско-преподавательского состава Еще в конце XX века в работе Тихонова А. Н. «Управление современным образованием» iconПрограмма повышения квалификации профессорско-преподавательского...
Энергообеспечение сельскохозяйственных потребителей с использованием возобновляемых источников энергии
Инновационные функции профессорско-преподавательского состава Еще в конце XX века в работе Тихонова А. Н. «Управление современным образованием» iconПрограмма повышения квалификации профессорско-преподавательского...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Инновационные функции профессорско-преподавательского состава Еще в конце XX века в работе Тихонова А. Н. «Управление современным образованием» iconКонкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава...
Т. А., Баронене С. Г., Васильева Ю. С., Веретенник Е. В., Виленчик В. И., Гордин В. Э., Горбачева Н. Г., Заиченко Н. А., Кайсаров...
Инновационные функции профессорско-преподавательского состава Еще в конце XX века в работе Тихонова А. Н. «Управление современным образованием» iconКурсы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по программе
«Реализация и оценка качества освоения основных образовательных программ в соответствии с требованиями фгос с использованием информационных...
Инновационные функции профессорско-преподавательского состава Еще в конце XX века в работе Тихонова А. Н. «Управление современным образованием» iconПрограмма повышения квалификации профессорско-преподавательского...
Педагогическое знание и мастерство играет основополагающую роль в воспитании и развитии обучаемых
Инновационные функции профессорско-преподавательского состава Еще в конце XX века в работе Тихонова А. Н. «Управление современным образованием» iconУчебно-методический комплекс по научно-исследовательской работе (далее...
Экономика по магистерской программе «Комплексное развитие городов» всех форм обучения (очной, очно-заочной, заочной и заочной с применением...
Инновационные функции профессорско-преподавательского состава Еще в конце XX века в работе Тихонова А. Н. «Управление современным образованием» iconСк о пвд 1- 17 -2011 основные положения
Работа профессорско-преподавательского состава в пределах установленного трудовым законодательством рабочего времени (не более 36...
Инновационные функции профессорско-преподавательского состава Еще в конце XX века в работе Тихонова А. Н. «Управление современным образованием» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью конкурса является повышение качества издаваемых учебников и учебных пособий и стимулирование деятельности профессорско-преподавательского...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск