Использование икт на уроках истории и обществознания, внеурочной деятельности как средство формирования информационной компетентности учащихся





НазваниеИспользование икт на уроках истории и обществознания, внеурочной деятельности как средство формирования информационной компетентности учащихся
страница1/6
Дата публикации28.03.2015
Размер1.13 Mb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
  1   2   3   4   5   6
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания, внеурочной деятельности как средство формирования информационной компетентности учащихся

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества – информатизация образования.

Информационная компетентность относится к числу основных целей образования, сформулированных в документах Правительства РФ. В понятие информационной компетентности вкладывается комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности.

Актуальность опыта

Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. На уроках с использованием ИКТ учащиеся не только получают информацию в «чистом виде» от учителя, а учатся ее добывать, анализировать, осуществлять отбор, что и является составляющими частями информационной компетентности. Формирование ИКТ-компетентности не просто требование времени, а необходимость для любого человека, живущего в условиях информационного общества.

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания способствует формированию информационной компетентности учащихся, повышению познавательной активности и учебной мотивации.

Как известно, в процессе обучения имеет место использование следующих видов стимуляции познавательного интереса:

1. Стимуляция при помощи содержания учебного материала: новизна содержания, обновление уже усвоенных знаний, исторический аспект школьных знаний, насущная практическая необходимость в знаниях для жизни, показ учащимся современных научных достижений. Применение компьютерных технологий в данном аспекте, несомненно, имеет много преимуществ. Использование ИКТ создает возможности доступа к современной, свежей информации. А сочетание цвета, музыки, звуковой речи, динамических моделей расширяет возможности представления учебной информации, позволяет воздействовать на эмоциональное настроение учащихся, вызывает познавательный интерес и помогает усвоению материала.

2.Стимуляция познавательных процессов, связанная с организацией и характером протекания познавательной деятельности учащихся: многообразие форм самостоятельных работ; проблемный подход; исследовательский подход; творческие работы учащихся; практические работы.

Использование ИКТ позволяет по-новому организовать самостоятельную учебную деятельность школьников. Например, с помощью мультимедиа-учебников учащиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида (обучающие, тренировочные, игровые) и тестовых заданий, вести учет результатов. Большинство практических заданий носят игровой характер, что позволяет в интересной форме закрепить знания и умения учащихся. При этом школьник может дополнительно использовать информацию из учебника, исторических карт и других средств обучения.

Мультимедиа-технологии позволяют не только выстраивать материал в виде последовательного изложения, но и создают возможность нелинейного перемещения между различными частями курса. Благодаря этому школьники могут изучать материал в необходимой для них последовательности, устанавливать индивидуальный темп усвоения материала. Все эти возможности способствуют развитию желания и умения учиться, развивают интерес к предмету. Наблюдения за процессом обучения показали, что на уроках с использованием мультимедиа-учебников даже «слабые» учащиеся работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания.

При использовании ИКТ резко возрастает мотивация учеников при подготовке докладов и сообщений. Они привыкают работать с лучшими источниками, зачастую самостоятельно сканируя из них прекрасные иллюстрации. Дети учатся слушать и быть услышанными – это первые шаги к формированию планетарного мышления, так необходимого современному человеку.

3.Зависимость познавательных интересов от отношений между участниками учебного процесса: эмоциональный тонус деятельности учащихся; эмоциональность учителя; педагогический оптимизм; взаимная поддержка в процессе обучения учителя и учащихся, поощрения учащихся.

Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностноориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и т.д. На уроках с использованием компьютера учитель выступает в роли консультанта, помощника в процессе овладения знаний учеником.

Применение ИКТ помогает формированию мотивации успеха у учащихся. Развитые навыки работы на компьютере вызывают уважение у школьников, помогают самоутвердиться среди сверстников. Многие учащиеся имеют еще и профессиональную мотивацию, понимая, что на современном рынке труда профессиональные навыки работы на компьютере востребованы.

Самое главное, что учащиеся привыкают самостоятельно работать с информацией: искать, анализировать, сравнивать, обобщать, перерабатывать, трансформировать, создавать свои проекты в разных формах. Учитель в этом случае - координатор деятельности, а не поставщик готовой информации. Таким образом, преимущества использования ИКТ

1. индивидуализация обучения;

2. интенсификация самостоятельной работы учащихся;

3.  рост объема выполненных на уроке заданий;

4. расширение информационных потоков при использовании Internet.

5. повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером.

6. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент.

7.  Этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера.

8.  Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика

9.  Для  ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.

10.  Освоение учащимися современных информационных технологий.
В своей деятельности я выделяю три основных формы работы с ИКТ:

Во-первых, это непосредственно применение информационных технологий на уроках истории. Во-вторых, это применение информационных технологий для организации самостоятельной работы учащихся по истории внешкольных занятий;

в-третьих, это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий и т.д.).
На протяжении нескольких лет, работая как в среднем, так и в старшем звене, я проводила уроки с использованием ИКТ разных типов. Использование ИКТ на уроках отражено в календарно-тематическом планировании составленных мною для всех классов (Приложение №1). В результате пришла к выводу, что такие уроки можно разделить на несколько групп:

1)Уроки с использованием презентаций, подготовленных учителем

Учитель в программе Power Point создает презентацию своего урока. Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса, что дает возможность учащимся в течение лекции учителя сконцентрировать на них внимание. Лекция учителя сопровождается видеорядом, который может быть представлен анимацией, рисунками, видеоматериалами, фотографиями, необходимыми картами и схемами.

Преимущество представления информации в виде презентации над информацией в виде речи состоит в том, что при необходимости в процессе обучения учащийся может самостоятельно вернуться к той части информации, которую не усвоил, не отвлекая при этом учителя. И напротив, комментируя материал, который находится на слайдах, учитель может более подробно остановиться на определённых моментах. Кроме этого, активнее работает первая сигнальная система. Наиболее важную информацию на слайде можно анимировать. Движение отдельных частей слайда привлечёт внимание учащегося. Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала.
         Создание презентаций с помощью компьютерной программы Microsoft Power Point не требует специальной подготовки и больших затрат. При этом учащиеся работают индивидуально или учитель использует компьютер, соединенный с демонстрационным экраном.

Презентация позволяет иллюстрировать рассказ, сделать урок более организованным, наглядным, интересным, мобильным (Приложение № 2, 3).

На данных уроках используется презентации, созданные учителем в соответствии с поставленными целями и ходом урока. Презентация не только ориентирует уч-ся на основные этапы урока и делает урок более наглядным и информативным, но и помогает в выполнении заданий в ходе урока. Кроме презентации, на этом уроке используется историческая карта, учебник, исторические документы.

2)Уроки, на которых уч-ся представляют свои проекты в форме презентаций (это могут быть уроки изучения нового материала, семинары, практикумы, обобщающие уроки)

Очень интересна форма подготовки домашнего задания (в том числе и опережающего) в виде выполнения презентации. При подготовке презентации ученик должен провести огромную работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. При этом, с помощью учителя в ходе подготовки презентации ученик перерабатывает огромное количество материала, преобразуя имеющуюся информацию в совершенно новый продукт.

Ученик при создании каждого слайда превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение к излагаемому вопросу).

Кроме того, что данный вид учебной деятельности формирует общеучебные умения и навыки, он позволяет развивать у ученика логическое мышление. Однообразные, порой неподкрепляемые даже иллюстрациями выступления, превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Часто такую работу предлагается выполнять группам, поэтому уч-ся учатся работать вместе, организовывать совместную деятельность, распределять время, учебные задания, наконец, постигают азы культуры общения в совместной работе.

Итак, при создании учащимися компьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных условиях навыки:

- критическое осмысление информации,

- выделение главного в информационном сообщении,

- систематизирование и обобщение материала,

- грамотное представление имеющейся информации (Приложение № 4)

Этот урок требует предварительной подготовки. Класс делится на творческие группы, каждая из которых готовит презентацию, где отражает информацию о путешественнике, цели и итоги его путешествия, значение открытия. Учитель рекомендует необходимую для работы литературу. Также ему целесообразно контролировать и ход подготовительной работы. Ценность созданных уч-ся презентаций и в том, что они являются продуктом совестного творчества, и в том, что в ходе урока они помогают воспринимать материал более активно. Некоторые презентации, созданные школьниками, настолько интересны, грамотны, информативны, что могут использоваться учителем в его дальнейшей работе, на уроках, внеклассных мероприятиях, классных часах (Приложение № 5)

3)Уроки с использованием учебных фильмов и мультимедийных пособий. На таких уроках очень высока степень наглядности, они содержательны и динамичны.

В наше время школа обеспечена большим количеством таких пособий, например, мультимедийное учебное пособие «История для 5-9 классов» электронная библиотека «Просвещение»; энциклопедия «Вехи истории», учебный фильм «От Кремля до Рейхстага», учебное электронное издание по всеобщей истории для 5-9 классов, учебное электронное издание по обществознанию для 8-9 классов и другие.

Многие из них отвечают требованиям к современному уроку, содержат интересный, разнообразный материал, задания для закрепления, исторические документы, тестовые задания (Приложение № 6).

Это урок изучения нового материала с использованием учебного электронного пособия «Всеобщая история 5-6 класс. История древнего мира».

Новая тема разделена на 4 блока: местоположение Египта и климатические условия, занятия населения, роль Нила в жизни египтян, особенности земледелия в древнем Египте. Учащиеся слушают материал видеолекции, затем отвечают на вопросы в рабочих конспектах, работают с исторической картой и терминами, часть которых представлены в учебном фильме, другие учащиеся должны сформулировать самостоятельно.

У учащихся 5 класса только начинает формироваться интерес к истории, к новому для них предмету, поэтому очень важно, насколько интересно и познавательно проходят уроки. Вместе с этим, можно говорить и о формировании информационной компетентности у уч-ся 5 классов на таких занятиях (уч-ся учатся воспринимать информацию, грамотно ее преобразовывать, работая с конспектом урока).

Благодаря видеолекции повышается интерес к изучаемому материалу, достигается высокая степень наглядности, уч-ся ведут отбор информации, отвечая на вопросы в рабочих конспектах.

Серия уроков по теме «Великая Отечественная война» в 9 классе проводится с использованием учебного фильма «От Кремля до Рейхстага» («Начало Великой Отечественной войны», «Курская битва», «Сталинградская битва», «Блокада Ленинграда», «Все для фронта, все для победы!»).

Этот учебный фильм помогает придать урокам эмоциональную окраску, восприятие информации по теме меняется, уч-ся более внимательно и подробно стремятся изучить тему, возрастает патриотическая направленность уроков. Множество фактов, отраженных в фильме, позволяют учителю ставить проблемные вопросы, а учащимся находить ответы (например, на 1-м уроке – было ли нападение на СССР неожиданным?). В ходе просмотра фильма и анализа эпизодов происходит активизация познавательной деятельности, уч-ся стараются узнать о том или ином этапе войны что-то новое, как результат – презентации, доклады, дискуссии.
4) Интегрированные уроки (история-информатика, обществознание-информатика и др)

Это уроки, где работают совместно два учителя, это уроки прикладного

характера, в ходе которых, в буквальном смысле, ученики генерируют и обрабатывают информацию. Уроки продуктивные, т.к. результатом часто являются мини-проекты, а порой из таких мини-проектов создаются впоследствии научно-исследовательские работы. На таких занятиях с помощью учителя информатики более широко используются ИКТ-технологии, идет работа с разными приложениями (Microsoft Word, Power Point, Exel).

Такой тип урока, по моим наблюдениям, очень интересен всем учащимся. Учащиеся с удовольствием идут на подобные уроки, т.к. знают, что их ждет смена видов деятельности, совместное творчество, создание проектов. Зачастую, учащиеся уходят с таких уроков только с оценками 4 и 5, хорошим запасом знаний.

Структура интегрированных уроков отличается четкостью, компактностью, сжатостью, большой информативной емкостью материала.

Закономерности интегрированного урока заключаются в следующем:

- урок подчинен авторскому замыслу;

- этапы и компоненты урока находятся в логико-структурной зависимости;

- связанность структуры урока достигается последовательностью, но не исключена и параллельная связь (в первом случае достигается очередность действий, во втором – выполняются сопутствующие задания, отвечающие логически выстроенной цели) (Приложение №7 ,8)
5)Уроки с использованием Интернет-ресурсов

Интернет можно рассматривать как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Учитель истории может использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др. На уроках права и обществознания можно организовать работу с источниками (например, с кодексами, постановлениями, текущими федеральными законами). Можно организовать работу с сайтами образовательных материалов (например, www.school-collection.ru )

Созданы и удобны для использования уникальные ресурсы по истории древних цивилизаций: cайт по истории Древней Месопотамии http://members.tripod.com/~sesna/oldeast/ , сайт о Древнеримской цивилизации http://rome.webzone.ru/ и Древнеегипетской цивилизации http://www.kemet.ru/

На этих сайтах можно найти не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в средних и старших классах.

При изучении истории XX века можно использовать материалы

сайта «Из архивов русской революции» http://www.magister.msk.ru/library/revolt/revolt.htm, на котором открыты для доступа произведения руководителей революционного и «белого» движений.

Это лишь малая доля того, что можно использовать. Эти ресурсы могут быть рекомендованы уч-ся и для подготовки докладов, рефератов, презентаций (Приложение № 9 )

На этом уроке рассматривается понятие «семейные правоотношения», вопросы заключения и расторжения брака с помощью сайта www.consultant.ru. ведется анализ Семейного кодекса в режиме он-лайн.

Подобные уроки требуют распечатки большого количества материалов, т.к не у всех уч-ся есть сборники законов. В случае работы в Internet эта необходимость отпадает, при этом уч-ся ведут поиск информации непосредственно в самом документе, параллельно изучая его структуру и особенности. В ходе занятия они работают в группах, обрабатывают полученную информацию, строят схемы, работают в конспектах. Именно в ходе такой работы и идет формирование информационной компетентности (Приложение № 10)

6)Уроки компьютерного тестирования

Такие занятия позволяют быстро и эффективно проверить уровень усвоения материала по теме.

Задания могут быть различных типов: вопросы с несколькими вариантами ответов; вопросы, ответы на которые должны вводиться тестируемым с клавиатуры; вопросы, для ответа на которые нужно установить соответствие между элементами двух или трех списков; вопросы, где в качестве ответа нужно указать правильную последовательность элементов в предлагаемом списке.

Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер позволяет проверить все ответы, а во многих случаях он не только фиксирует ошибку, но довольно точно определяет ее характер, что помогает вовремя устранить причину, обуславливающую ее появление.

Часто тестовые задания включают разработчики электронных учебников и пособий (например, тестовые задания хорошего качества присутствуют в учебном электронном пособии «Всеобщая история 5-6 класс. История древнего мира»). Кроме этого, можно найти тестовые задания по разным предметам, в том числе по истории и обществознанию, на сайтах образовательных материалов (например, www.school-collection.ru) На уроках использую и компьютерную программу для самостоятельного составления тестов (Приложение №11)

В ходе уроков с использованием ИКТ разных типов и форм проведения учащиеся овладевают следующими навыками: 1) сбор и хранение информации; 2) поиск информации; 3) восприятие, понимание, отбор и анализ информации; 4) организация и представление информации; 5) создание информационного объекта на основе внутреннего представления человека; 6) планирование информации, коммуникация; 7) моделирование; 8) проектирование. Владение всем перечисленным составляет основу информационной компетентности учащегося.

Кроме этого, применение компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно, происходит активизация мыслительных процессов, повышается уровень учебной мотивации школьников. (Приложение № 12)

7) Применение ИКТ во внеурочной деятельности

Применение ИКТ во внеурочной деятельности даёт возможность обеспечить каждому ученику собственную траекторию развития, организовать его познавательную деятельность, использовать компьютер и его возможности, системы дистанционного обучения различного уровня для развития коммуникативности учащихся. Главными направлениями внеклассной работы по истории являются:

·                    развитие исследовательской деятельности учащихся;

·                    закрепление и развитие знаний об исторической науке;

·                    развитие исторического мышления;

·                    выработка умения пополнять знания из разнообразных источников информации;

·                    связь с региональным компонентом;

·                    распространение опыта творческой деятельности учащихся;

·                    приобретение учащимися опыта публичных выступлений.

Особое место во внеурочной деятельности школьников по истории я отвожу краеведению, так эта работа имеет прямое отношение к воспитанию патриотизма у подрастающего поколения.  Приобщение к славной истории родного края   является важной составляющей частью всего комплекса формирования и воспитания гражданина России, т.к. призвана развивать нравственные качества, способствовать приобретению военно-патриотических знаний, укреплять верность боевым и трудовым традициям народов России и Вооружённых Сил.

Цели  краеведческой работы во внеурочное время:

  • активизация познавательного интереса школьников к истории;

  • формирование уважительного отношения к творениям минувшей эпохи, культуры;

  • привитие любви к малой Родине, родному краю, улице, селу, району, области ;

Считаю, что изучение прошлого нашего села, района подведет учащихся к осознанию своего места в обществе. В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации об истории родного края. Изучение материалов краеведения на уроках основного курса отечественной истории не может в полном объеме охватить богатейший материал по родному краю и применить поисково-исследовательскую методику (провести поисково-исследовательскую работу). Поэтому основная работа проводится во внеурочное время. Результат деятельности учащихся

« Виртуальный краеведческий музей села»

Приложение № 13 Статья « Рекомендации по созданию виртуального краеведческого музея» Это приложение не связано с текстом .Укажи здесь что писала статью в таком то сборнике и после приложение Приложение 14

Творческие работы, поисково-исследовательские и презентационные проекты выполняются учениками как индивидуально, так и в творческих группах. Результат работы представляется на уроках истории, тематических классных часах, на научно-практических конференциях и конкурсах в школе,  районе, размещаются на школьном и личном сайте. (Приложение №15,16) Благодаря этой работе у школьников формируется компетенция в сфере социальной деятельности и преемственности поколений: понимание необходимости заботы о сохранении и приумножении общественных информационных ресурсов; готовность и способность нести личную ответственность за достоверность распространяемой информации; уважение прав других и умение отстаивать свои права в вопросах информационной безопасности личности.

Особое место в моей внеурочной деятельности занимает работа над личным сайтом учителя истории (mamakerova.ucoz.ru) (Приложение № 17). Данный вид деятельности позволяет мне:

 

  • Осуществлять интерактивную связь с учащимися, их родителями, а также коллегами, которая является мобильной и продуктивной в плане оценивания деятельности учителя;

  • сайт позволяет мне не только представить свои наработки для всеобщего обсуждения, но и посредством систем анкетирования, опросов узнать мнение пользователей Internet о современных проблемах школы;

  • отслеживание на сайте таких параметров, как количество просмотров и скачиваний материалов помогает понять, в какой мере продуктивен тот или иной материал, разработанный мною;

  • материал, выложенный на сайте всегда «под рукой», т.е. готов к использованию на уроке, достаточно подключиться к сети Internet;

  • сайт открыт для всех пользователей Internet, а значит, что педагогическое сообщество не только моей школы, района , но и всего мира имеет доступ к моим наработкам (об этом говорит статистика посетителей сайта).

Таким образом, мой персональный сайт является «живым» инструментом не только для создания моего имиджа, но и для накопления материала, рефлексии, корректировки моей деятельности. 

Показателями результативности моей работы по данной теме можно считать следующее:

  1. Проведенное среди учащихся анкетирование показало, что

а) необходимость проведения уроков с использованием ИКТ признают 100% опрошенных учащихся;

б) 90% опрошенных считают, что уроки с использованием ИКТ заинтересовывают в теме урока, привлекают сменой видов деятельности и наглядностью;

в) 67% опрошенных признали, что именно уроки с использованием ИКТ подтолкнули их к началу проектной деятельности и работе в научном обществе учащихся;

г) 85% опрошенных считают, что именно уроки с использованием ИКТ помогли им овладеть навыками грамотного поиска информации, ее переработки, отбора, анализа и представления готового продукта, созданного в результате (будь то презентация, доклад и т.д.).
Эти цифры наглядно показывают, что использование компьютерных технологий на уроках помогает формировать ЗУНы учащихся, делает для них урок более привлекательным и, что немаловажно, учит их ориентироваться в огромном количестве информации, перерабатывать ее, анализировать, что и является основой формирования ИКТ-компетентности.


  1. Уровень знаний:


  1. Немаловажным результатом можно считать тот факт, что учащиеся свои проекты, подготовленные к урокам и внеклассным мероприятиям, стали представлять на конкурсах разного уровня и не раз занимали призовые места:

а) районный конкурс краеведов Согласова Настя, Буркова Т. « Детство, опаленное войной» II место

б) Юрина Катя, участник областного конкурса « Отечество». «Воспитание крестьянских детей в Зауралье». II место в школьной научно- практической конференции.

в) Паршукова Катя школьный конкурс « Лидер» II место;

4) Всего мною за период с 2008 года по сегодняшний день проведено 140 уроков с использование ИКТ. Из них 87 уроков, где презентацию готовил учитель, 10 уроков, презентации готовили дети, 9 уроков с использованием ресурсов Интернет, 12 уроков компьютерного тестирования, 14 уроков с использованием электронных учебников, 6 внеклассных мероприятий.

5)Я принимаю активное участие в методической работе школы. Постоянно делюсь опытом работы перед педагогами школы, Новопетропавловского ТШО и района – даю открытые уроки, мастер-классы. В ноябре 2011 выступила на интернет - конференции «Актуальные проблемы школьного исторического и обществоведческого образования». Кроме того, мною была подготовлена статья по теме для сборника ИРОСТ.(Приложение № 18 ) Я принимала участие в фестивале медиа-уроков в 2010, 2011 учебном году. В 2011 году участвовала в конкурсе электронных портфолио с общественной экспертизой, где заняла третье место.
Вывод.

Следует отметить, что компьютер, как педагогическое средство, используется в школе, как правило, эпизодически. Это объясняется тем, что при разработке современного курса истории или обществознания не стоял вопрос о привязке к нему информационной технологии. Применение компьютера, поэтому, оказывается целесообразным лишь при изучении отдельных тем, где имеется очевидная возможность вариативности. Несмотря на это, с целью формирования информационной компетентности, а также учебной мотивации, увеличения познавательной активности, расширения кругозора учащихся нужно увеличивать количество уроков с использованием ИКТ. При этом, как было показано выше, с использованием ИКТ можно проводить уроки разных типов.

Наличие обратной связи с возможностью компьютерной диагностики ошибок, допускаемых учащимися в процессе работы, позволяет проводить урок с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Контроль одного и того же материала может осуществляться с различной степенью глубины и полноты, в оптимальном темпе, для каждого конкретного человека. Таким образом, можно предположить, что информационную технологию наиболее целесообразно применять для осуществления предварительного контроля знаний, где требуется быстрая и точная информация об освоении знаний учащимися, при необходимости создания информационного потока учебного материала или для моделирования различных исторических событий. Вместе с тем, мне бы хотелось отметить некоторые существующие недостатки и проблемы применения ИКТ:

1.      Нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся.

2.       Недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры.

3.      Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.

4.      Не хватает компьютерного времени на всех.

5.      При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.

6.  Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.
Литература


  1. Белиловская М.Е. Информационные технологии в образовании. -«Информатика ПС» 1999г, № 47 с.29




  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика . - Питер 2004 с.183-201.



  1. Женина Л.В., Маткин А.А. Подготовка учителей истории к использованию ИКТ в профессиональной деятельности.- «ИКТ в образовании», Вестник ПГПУ, выпуск 1.

4. Иванов Д.А., Митрофанова К.Г., Соколова О.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. –М.: 2003.

5. Информационные технологии в образовании – шаг в будущее. - « Учитель». 2002. - № 4. – С.53.

6. Киреева Е.Д. Анализ перспективного развития существующих форм образовательных Интернет-проектов . «Инновации в образовании». 2002. № 4. с.38-39.

7. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. «Школьные технологии» 1999 №2 с. 10-21, №3 с.3-19.

Интернет-ресурсы

История

http://festival.1september.ru/subjects/7/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". Разработки уроков по истории

http://pedsovet.org/ - Педсовет.org. Живое пространство образования. Интернет-ресурс содержит теоретические и практические материалы для проведения уроков, внеклассных мероприятий

http://www.uroki.net/ - UROKI.NET. На страницах этого сайта Вы найдете поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, сценарии школьных праздников классные часы, методические разработки, конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы и множество других материалов

http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000189 - Сетевое объединение методистов – это сайт, предназначенный для методической поддержки учителей-предметников. В нем размещаются различные материалы по истории: методические разработки уроков, тесты, олимпиады, игры, викторины, Интернет-учебники, презентации к урокам, таблицы и схемы, вопросы и задания и многое дркгое необходимое учителю истории при подготовке и проведении урока

http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. На портале размещены образовательные ресурсы по предметам. Имеется система поиска и фильтров

http://www.pish.ru/ - Преподавание истории в школе. Электронная версия научно-методического и теоретического журнала (статьи и методические разработки уроков и внеклассных мероприятий по истории, обществознанию и основам права

http://his.1september.ru/index.php - Электронная версия газеты "История", приложение к "1 сентября"

http://schools.perm.ru/ - Пермский городской школьный портал. Педагоги на портале смогут найти разработки уроков и различных мероприятий, а так же последние новости в сфере образования Пермского края

http://lesson-history.narod.ru/ - Компьютер на уроках истории, обществознания и права. Персональный сайт учителя истории и информатики школе №46 Юго-Западного округа г. Москвы Алексей Иванович Чернов. На свайте презентации к урокам истории с 3 по 11 класс

http://softforfree.com/all-programs/981_0.html - Romanovs 1.0.  Программа содержит информацию о наиболее ярких представителях династии Романовых, разработана в Ульяновском техническом университете. Распространяется бесплатно, объем 3,07 КБ

http://liberte.newmail.ru/ - Великая французская революция. Сайт представляет собой сборник справочных материалов по Великой французской революции: статьи из энциклопедий, карты, биографии политических деятелей...

http://hist1.narod.ru/index.html - Всемирная история. Сайт Сергея Нефедова рассказывает об истории с древнейших времен до Нового времени

http://www.world-history.ru/ - Всемирная история - Этот день в истории.  Сайт Дмитрия Гришина задумывался как средство по упорядочению информации, почерпутой из разнообразной исторической литературы. В силу этого, проект не претендует, несмотря на свое название, на действительно полный охват истории человечества. Материалы сайта представляют собой статьи из разнообразных книг по истории
http://www.istorya.ru/ - ИСТОРИЯ. РУ. История России. Всемирная, мировая история - Об истории. Сайт представляет собой статьи биографий великих людей, которые оставили свой след в истории человечества. Так же представлены карты, династии, хронологии, статьи, аудиолекции, рефераты, экзамены...

http://www.ancientrome.ru/ - История Древнего Рима. Сайт посвящен истории Рима, мифология, искусство, государство, основание Рима и многое другое...

http://www.hrono.ru/index.sema - ХРОНОС - всемирная история в Интернете.  Историческая энциклопедия

http://byzantion.ru/ - Византийская держава. Сайт посвящен истории Византии.

http://afganistan4.narod.ru/ - Все об Афганской войне. История конфликта, хронология, статьи, тексты песен

http://duat.egyptclub.ru/ - Древний Египет - Изучение и познание. Сайт по истории Древнего Египта

http://www.istorik.ru/ - Историк. Ру. Рефераты по истории, карты, коллекция исторических источников, каталог сайтов по истории

http://www.shm.ru/ - Государственный Исторический Музей

http://www.museum.ru/museum/1812/index.html - Интернет - проект "1812 год". На сайте представлены следующие разделы: Библиотека - более 100 полнотекстовых электронных книг, Художники-баталисты - произведения живописи посвященные войне 1812 года; Личности - иллюстрированный биографический справочник

    1. http://oldru.narod.ru/ - Образование Киевской Руси. Персональный сайт Егорова Константина. На сайте найдете тексты статей, карты, ссылки на другие



Приложение.

Приложение №1Календарно-тематическое планирование

Приложение №2: Разработка урока по теме « Столетняя война» (6 класс).

Приложение №3: Разработка урока по теме « Просвещенный абсолютизм Екатерины II» (7 класс)

Приложение № 4: Разработка урока «Великие географические открытия» (новая история, 7 класс)

Приложение № 5: Разработка урока « У роковой черты» (обществознание 8 класс)

Приложение № 6: Разработка урока по теме «Древний Египет».(5 класс).

Приложение №7: Разработка интегрированного урока по теме «Накануне отмены крепостного права» (8 класс)

Приложение №8:Разработка интегрированного урока по теме « Кризис государства и общества. Смутное время» (10 класс)

Приложение № 9: Разработка урока по теме «Семейное право» (9 класс)

Приложение № 10:Разработка урока по теме « Возникновение средневековых городов» (6 класс).

Приложение № 11. Компьютерная программа для самостоятельного составления тестов

Приложение № 12.Компьютерный тест по теме « Гражданская война»

Приложение № 13 Статья « Рекомендации по созданию виртуального краеведческого музея»

Приложение № 14 Презентация « Рекомендации по созданию виртуального краеведческого музея»

Приложение № 15 Разработка внеклассного краеведческого праздника « Никольщина»

Приложение № 16 Классный час « Солдат войны не выбирает»( о Афганистане).

Приложение № 17 Скриншоты личного сайта.

Приложение № 18 Статья Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории средствами ИКТ

Приложение.

Приложение №1: Календарно-тематическое планирование

Приложение №2: Разработка урока по теме « Столетняя война» (6 класс).

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование икт на уроках истории и обществознания, внеурочной деятельности как средство формирования информационной компетентности учащихся iconДоклад по теме: «Использование икт на уроках истории и обществознания»
Основная идея: повышение мотивации и качества знаний учащихся через использование икт на уроках истории и обществознания
Использование икт на уроках истории и обществознания, внеурочной деятельности как средство формирования информационной компетентности учащихся iconИспользование икт на уроках английского языка как средство формирования...
Использование икт на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности учащихся
Использование икт на уроках истории и обществознания, внеурочной деятельности как средство формирования информационной компетентности учащихся iconНаучно-исследовательская работа На тему: письменные творческие работы...
...
Использование икт на уроках истории и обществознания, внеурочной деятельности как средство формирования информационной компетентности учащихся icon«Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания»
Ивановна, учитель истории и обществознания высшей категории мбоу сош№3 городского округа Стрежевой Томской области. Проект реализуется...
Использование икт на уроках истории и обществознания, внеурочной деятельности как средство формирования информационной компетентности учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Использование икт на уроках истории и обществознания, внеурочной деятельности как средство формирования информационной компетентности учащихся iconИспользование икт на уроках истории и обществознания
Чтобы школа смогла выиграть в этом соревновании и сохранить свою привлекательность для учащихся, необходимо строить преподавание...
Использование икт на уроках истории и обществознания, внеурочной деятельности как средство формирования информационной компетентности учащихся iconКонспект урока по литературе для учащихся 10 класса
Тема: Использование икт на уроках и во внеурочной деятельности для развития ключевых компетенций у обучающихся
Использование икт на уроках истории и обществознания, внеурочной деятельности как средство формирования информационной компетентности учащихся iconДоклад тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий...
...
Использование икт на уроках истории и обществознания, внеурочной деятельности как средство формирования информационной компетентности учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование частично-поисковых методов проблемного обучения как средства формирования логического мышления и творческих способностей...
Использование икт на уроках истории и обществознания, внеурочной деятельности как средство формирования информационной компетентности учащихся iconИспользование икт в урочной и внеурочной деятельности учащихся. Учитель...
Компьютер занимает все более прочное и видное место в образовательном процессе. Почему же все большее количество учителей используют...
Использование икт на уроках истории и обществознания, внеурочной деятельности как средство формирования информационной компетентности учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Использование икт в обучении истории и обществознанию. Индивидуализация обучения как средство активизации мыслительной и познавательной...
Использование икт на уроках истории и обществознания, внеурочной деятельности как средство формирования информационной компетентности учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Использование икт на уроках истории и обществознания, внеурочной деятельности как средство формирования информационной компетентности учащихся iconИкт на уроках истории и обществознания
Учитель истории и обществознания моу «Вечерняя сменная общеобразовательная школа №1» г о. Электросталь- островская Л. Т
Использование икт на уроках истории и обществознания, внеурочной деятельности как средство формирования информационной компетентности учащихся iconПрограмма внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности младших школьников»
Большими возможностями для ее реализации располагают образовательные учреждения, в том числе библиотека. Именно в условиях библиотечно-информационной...
Использование икт на уроках истории и обществознания, внеурочной деятельности как средство формирования информационной компетентности учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Моя методическая тема: Применение икт технологий на уроках географии как средство формирования ключевых компетенций учащихся
Использование икт на уроках истории и обществознания, внеурочной деятельности как средство формирования информационной компетентности учащихся iconДоклад Новые профессиональные компетенции педагогов в условиях информатизации образования
Ак составляющая современной информационной культуры охватывает собой непрерывное обучение школьников информатике, регулярное использование...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск