Скачать 97.93 Kb.
|
Глава 1. «Знаки и системы знаков»
Так что же такое знак? Знак – это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого др. предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний).1 Определение знака основывается на следующей формуле: X понимает и использует Y в качестве представителя Z. В этой формуле X – это тот, кто использует знак (пользователь знака) и участвует в процессе коммуникации. В качестве Y и Z может выступать что угодно, однако Y должен быть воспринимаем, т.е. фактически должен являться материальным объектом. Знаки окружают нас повсюду: дома, на работе, на улице, в школе - практически везде. Ведь знаки неизменно возникают при ситуации общения, а человек просто не может жить без общения. Любое общение, как правило – это обмен информацией или сообщениями. У любого сообщения есть, как минимум, отправитель и получатель. Общение с помощью знаков состоит в том, что отправитель демонстрирует какой-либо материальный объект или явление для восприятия получателя. Таким образом, можно разделить знак на две части: материальную и информационную. Первая часть знака является его формой, а вторая – содержанием или смыслом знака. Содержанием знака могут быть различные чувства, мысли, идеи и даже предметы. Формой знака может быть что угодно, но она должна быть удобной как для «передачи», так и для восприятия. Знак может существовать только тогда, когда он состоит из обеих частей, т.е. когда он имеет и форму и содержание. Рассмотрим такой пример. Один мальчик захотел пригласить своего друга погулять, но неожиданно вспомнил, что не сделал уроки. Этот мальчик так и не пригласил друга, он не дал мысли форму. А мысль, не облеченная в форму знаком не является, т.е мысль осталась мыслей. Наиболее часто используемые знаки – это слова. Само слово, его звучание и произношение являются формой знака, а та информация, что несет данное слово, является содержанием. Словами можно выразить практически любое чувство, действие, свойство и т.п. и именно поэтому слово – главный знак, а естественный язык – основной способ общения и коммуникации людей. Кроме слов, конечно же, есть и другие знаки, способные выражать определенные чувства, мысли или действия. Например, девушке на день рождения дарят букет цветов. В такой ситуации, букет цветов – это знак, формой которого является сам букет, а содержанием – чувство, выражаемое этим подарком. Существует значительное число классификаций знаков, основанных на различиях формы, содержания, связи формы с содержанием и других параметров. До настоящего времени сохраняет свое значение классическое (введенное Ч.С.Пирсом) разбиение знаков на три группы: иконы, индексы и символы. Эта классификация основана на соотношения формы и содержания. Так, иконами (или иконическими знаками) называются знаки, чьи форма и содержание сходны. Например, батальное полотно или план сражения являются знаками-иконами, если считать их содержанием само сражение. Индексами называются знаки, чьи форма и содержание предполагают о наличии между ними определенных причинно-следственных связей. Например, дым, предполагающий наличие огня, симптомы болезни, предполагающие саму болезнь. Наконец, символами (или символическими знаками) называются знаки, для которых связь между формой и содержанием устанавливается произвольно касающемуся именно данного знака. Например, знак сложения «+» никак не связан с самой этой арифметической операцией: ни сходством, ни смежностью, ни причинно-следственными связями. Их связь произвольна в том смысле, что определяется особым соглашением, или конвенцией, обусловливающей использование соответствующего значка для передачи данного смысла. В соответствии со способом восприятия означающего знаки делятся на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. В человеческой коммуникации используются в основном первые три типа. Так, языковые знаки относятся к первому или ко второму типу (письменная и устная формы). К зрительным знакам относятся также сигналы светофора, регулировщика, дорожные знаки, мимика, жесты, позы и т.д. Среди слуховых знаков можно отметить гудки и сирены, звонки (телефонные, школьные и др.), выстрел стартового пистолета и т.п. К разряду осязательных знаков принадлежат, например, жесты-касания: похлопывания, пожатия, поглаживания и др. Для слепых и глухих людей этот вид знаков становится основным. В коммуникации многих видов животных особую роль играют обонятельные знаки. Например, медведи и другие дикие животные помечают место обитания клочьями шерсти, сохраняющей запах, чтобы отпугнуть чужака и показать, что данная территория уже занята. По длительности существования означающего знаки делятся на моментальные и длительные (стабильные). К моментальным, т.е. исчезающим сразу после использования, относятся, например, звучащие слова, в то время как написанные слова являются длительными знаками.
Как правило, при коммуникации используются не отдельные знаки, а знаковые системы. Знаковая система — это система единообразно интерпретируемых и трактуемых сообщений/сигналов, которыми можно обмениваться в процессе общения Объединить знаки в одну систему позволяют три свойства:
Любая система имеет свою структуру, иначе говоря, строение. Структурой системы можно назвать элементы, из которых эта система состоит и взаимоотношения этих элементов в системе. Структура является одним из основных и важнейших составляющих любой знаковой системы. Система – это структура в действии. Иными словами, любая система должна основываться на структурных свойствах. Использование любой системы, не основанное на структурных свойствах, нельзя считать системным. Например, компьютер имеет свое прямое назначение. Использование компьютера по прямому назначению можно назвать системным. А вот если забивать компьютером гвозди, т.е. использовать по прямому назначению молотка, а не компьютера, компьютер нельзя считать системой. Структура - не единственная часть всякой системы. Важнейшим элементом системы являются правила функционирования этой системы. Оно описывают структурные свойства и правила, по котором эта система функционирует. Они позволяют использовать систему по прямому назначению. Знаковая система – это частный случай системы вообще. Она имеет структуру и правила функционирования, которые называются правилами употребления системы. В сложных знаковых системах имеют место правила построения сложных знаков из более простых., которые позволяет пополнять ту или иную систему новыми знаками. Чтобы описать функционирование знаковой системы необходимо выделить следующие признаки:
Знаковая система, как мы уже установили, состоит из трех элементов: знаков, отношений между ними и правил функционирования знаковой системы. О знаке мы уже говорили в первом параграфе. Сейчас речь пойдет об отношениях этих знаков в знаковой системе. Знаковые отношения чрезвычайно разнообразны, но несмотря на это существует классификация отношений знаков в системе. Знаковые отношения делятся на парадигматические и синтагматические. Парадигматические отношения описывают отношения, связывающие знаки в систему. Знаки, которые связаны такими отношениями имеют какое-либо общее свойство, позволяющее объединять их в систему. Такие знаки могут незначительно различаться между собой, что позволяет сравнивать их между собой и объединять их. (примеры) Парадигматические отношения бывают нескольких типов: синонимия, омонимия, частное-общее. Синонимия – это сходство знаков по содержанию, но различие по форме. Например, в русском языке имеются слова-синонимы, которые имеют одинаковое лексическое значение, но различаются по написанию. Словами-синонимами можно назвать слова «восхитительный - великолепный», «бегемот - гиппопотам». Омонимия – это сходство знаков по форме, но различие по содержанию. В русском языке есть слова-омонимы, которые имеют сходное написание, но различаются по лексическому значению, например слова «ключ-ключ» (в первом значении как инструмент, во втором – как родник, ручей) Третье отношение – отношение частного к общему является отношением между содержанием знаков. Общее – есть объяснение частного, но частное – не есть объяснение общего. Частное и общее существует для взаимного объяснения или дополнения тех или иных знаков в системе. В русском языке можно привести огромное количество различных примеров на частное и общее. Например, «мебель-стул». Стул – есть мебель, но мебель – не есть стул. В данном случае мебель – это общее, а стул – частное. Примеры на различные парадигматические отношения между знаками можно привести и в жестовой системе. Например, синонимами являются такие жесты, как воздушный поцелуй и махание рукой. Они сходны по содержанию, т.е. употребляются в одной той же ситуации общения – прощании, но различны по форме. Махание рукой также является омонимом, так как может употребляться и в ситуации прощания и в ситуации встречи, то есть имеет одинаковую форму, но различное содержание. Синтагматические отношения определенно возникают при объединении двух знаков. Сравнение при таких отношениях невозможно, т.к. синтагматические отношения позволяют лишь употреблять вместе какие-либо конкретные знаки в конкретной ситуации, но не сравнивать их. Как и парадигматические отношения, синтагматические отношения бывают нескольких типов: отношения совместной встречаемости и значимого отношения порядка. Отношения совместной встречаемости являются наиболее распространенным типом синтагматических отношений (все остальные отношения являются частными случаями отношений совместной встречаемости), так как такие отношения изначально предполагают возможность совместного использования нескольких знаков. Но есть ситуации, когда отношения предполагают использование лишь одного знака. Например, в Риме раньше проводились бои гладиаторов, на которых всегда присутствовал император. В конце сражения он либо поднимал большой палец вверх, либо опускал вниз. От этого жеста зависела судьба бойца и, очевидно, в такой ситуации невозможно одновременное использование жестов или знаков в данной системе. Отношения значимого порядка возникают в ситуации, где необходим строгий порядок знаков в системе, изменения которого меняет смысл системы и зачастую обращает её в бессмыслицу. Можно привести различные примеры. Знаковая система подразумевает наличие определенного количества знаков и, как правило, набор этих знаков невелик. Чтобы знаковая система могла широко функционировать необходимо, чтобы она выражала большое количество ситуаций, а когда набор знаков невелик, появляется необходимость комбинирования знаков. Комбинирование происходит по правилам, бывают правила-запреты и правила-разрешения. Первые исключают возможность комбинирования того или иного знака с другим знаком, а вторая, соответственно, позволяет это сделать. Практически каждый знак можно расчленить на составляющие. Эти составляющие сами по себе тоже являются знаками. Они способны сочетаться и образовывать новые знаки. Например, в русской языке слово состоит из корня, приставки, суффикса и окончания. Выделив из одного слова корень и прибавив какую-либо приставку можно получить однокоренное слово с другим лексическим значением. Например в слове «ход» корень «ход». Если взять этот корень, присоединить приставку пере- и суффикс глагола –ить можно получить глагол «переходить» Сходные примеры можно привести и из языков жестов. Знаковые системы имеют огромное значение при различных коммуникациях и других жизненных ситуациях. Конкретное их значение мы рассмотрим в следующем параграфе
Издавна знаки и знаковые системы играли большую роль в жизни и культуре людей. Мы ежедневно пользуемся естественным языком, как устным, так и письменным, при коммуникации жестикулируем, используя язык жестов. Мы пользуемся числами, задумываемся о значении своего знака Зодиака, и даже когда мы танцуем, мы пользуемся языком танца, который также является знаковой системой. Суеверия тоже являются знаковой системой. Но возникла она, основываясь на случайностях и совпадениях. Человек, в стремление понять мир, пытается найти смысл во всех предметах окружающего мира. «Значение, связанное с судьбой человека, приписывают природным явлениям, расположениям планет и даже совсем случайным событиям, например, черной кошке, переходящей дорогу. Так появляются предрассудки и суеверия, а порой и целые мистические теории и науки, такие, как алхимия, астрология и другие, хотя науками их можно назвать лишь условно» Числа, как и слова, относятся к наиболее важным знакам, используемым человеком. Причем для многих число – это не просто количество. Число – это нечто очень важное. У каждого, например, есть любимое число, с которым человек связывает счастливые совпадения. Есть и числа, которые, по мнению людей, приносят беду, например, всем известное число 13 или «число-антихрист», «число-зверь» 666. Есть также магические числа, например, число 3 или число 777. Числовую теорию породил знаменитый философ, математик Пифагор. Он был уверен, что число – есть душа человека, и от этого числа зависит его судьба. «Все в природе измеряется, все подчиняется числу, … не материя, а число – начало и основа вещей» - это было основой учений Пифагора. На Востоке первые три числа 1, 2, 3 имели своё определенное значение, как, например, 1 – это мать всех чисел. Оно порождает и четные, и нечетные числа. Число 3 любят все народы. В русских сказках оно является магическим числом. Число 3 используется и в колдовских обрядах и заклинаниях. Как правило, все заклинания произносят трижды, это породило в русском языке слово «треклятый» Это число не раз можно встретить в Библии. В искусстве число 3 совмещает «идеи изменения и целостности». Другими наиболее значимыми для человека знаками считают руки. С помощью рук можно подавать различные знаки и сигналы, которые видны издалека. В древнем мире различные положения руки считались важнейшими знаками, например, вытянутая вперед рука – символ божественного покровительства, рука с сжатым кулаком – символизировала (и символизирует) угрозу. У некоторых народов рука символизирует власть, у некоторых – мудрость. Египтяне издавна принимали руку как символ труда. Линии на ладонях породили такую науку, как хиромантию. Изначально зависимость судьбы человека не была научно доказана, но в наши дни ученые установили зависимость линий на ладонях от генетических особенностей человека, и, соответственно, от его творческих и иных способностях. В современном мире руки также играет огромную роль. При коммуникации, помимо естественного языка мы активно пользуемся жестикуляцией. А жестовые системы основываются на движениях рук. Подробнее о жестах и жестовых системах мы поговорим в последующих главах. 1 Определение взято с сайта wikiredia.ru |
Урока русского языка во 2 классе на тему: «Мягкий знак показатель... Дать знания о том, что мягкий знак –это показатель мягкости согласных, что показывает разделительный ь знак, и перед какими буквами... | Урок по окружающему миру 4 класс Тема: Славные символы России Сегодня на уроке мы поговорим о символах России. Но сначала надо выяснить, что же такое символ? (Условный знак, обозначение) | ||
Тема урока Основные понятия Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют | Так ли важен завтрак? Выяснить, что такое завтрак и почему горячий завтрак так важен в рационе каждого школьника | ||
Календарно-тематическое планирование модуля «Светская этика» Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Что такое периодическое колебание? Каковы его характеристики? Что такое основная частота сложного колебания? | ||
Что такое мировоззрение? ... | Что такое хорошее образование, что такое качественное образование? Но преобладающей формой организации обучения в школе остается традиционный урок. Это определило тему статьи | ||
Ты и твоя семья Оборудование: материалы для интерактивной доски: «Зарядка для глаз», «Иллюстрированные страницы»; мультфильм «Что такое хорошо и... | Конспект урока по теме: «Алгоритмы» На прошлом уроке мы изучили, что такое алгоритм, исполнитель, ски, его свойства. Теперь напомните мне, что такое алгоритм… | ||
Конспект урока по теме: «Алгоритмы» На прошлом уроке мы изучили, что такое алгоритм, исполнитель, ски, его свойства. Теперь напомните мне, что такое алгоритм… | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Познакомиться с буквой ь-знак как знаком разделяющим согласные от гласных на письме и в произношении слов; учить различать ь-знак... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Что такое философия?: Х. Ортега-и-Гассет Что такое философия? (лек. 1—8) или как альтернатива | Ученик 9 ”Б” класса, Шандалов Дмитрий Научный В этой главе вы узнаете что такое импульс,удельный импульс, закон сохранения импульса,принцип реактивного движения, а также, что... | ||
Что такое болото? Что такое болото? В зависимости от состава растительного покрова ботаники делят болото на лесные, кустарниковые, кустарничковые,... | Темы вашего учебного проекта В данном проекте рассматривается что такое загрязнённые воды, какова роль и влияние загрязнений, какие существуют источники загрязнений,... |