Библиотека как развивающая среда нового поколения





НазваниеБиблиотека как развивающая среда нового поколения
страница1/8
Дата публикации05.04.2015
Размер0.93 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8


Министерство культуры Республики Коми

Коми республиканская юношеская библиотека

БИБЛИОТЕКА КАК РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
IV Межрегиональные библиотечные юниор чтения
25-27 ноября 2008 г.

Сыктывкар 2009

Составитель: О. С. Мищенко

Художник: И. И. Касилова


Ответственный за выпуск: О. А. Винниченко
Библиотека как развивающая среда нового поколения: материалы IV межрегиональных библиотечных юниор чтений, Сыктывкар, 25-27 ноября 2008 г. / отв. за вып. О.А. Винниченко; Коми республиканская юношеская библиотека. – Сыктывкар, 2009. – 100 с.

Содержание
Винниченко О. А.

Муниципальные библиотеки РК в свете

реализации Концепции информационного

обслуживания молодежи 7

Комышева Н. И.

Информационные технологии и расширение

возможностей информационного обслуживания

и библиотечной работы с молодежью 17

Завгородняя Л. Г.

Читательская аудитория современной

вузовской библиотеки 20

Некрасова Н. А.

«Ключ к взаимопониманию»: обслуживание

пользователя в век информационных технологий

(об итогах социологического исследования) 28

Киселева Т. В.

Развитие читательских интересов, приобщение

подростков к книжной культуре 35

Бицадзе В. А.

Проблемы чтения молодежи сельской глубинки 42

Безносикова И. В.

Проект Центральной библиотеки г. Печора

«Читаю я! Читаем мы! Читают все!» 48

Панкратова Т. Г.

PR-сопровождение и реклама проекта

«Читаю я! Читаем мы! Читают все!» 53

Митягина Л. Н.

Ценностные ориентации молодежи

в современном информационном пространстве 57

Ризик Н. В.

Библиотека как необходимый элемент в

воспитании молодежи 63

Березюк Е. А.

Место и роль библиотеки в формировании

мировоззрения учащихся 68

Касаткина Ю. А.

Библиотека и формирование нравственных

основ молодой личности

(гражданственность, патриотизм, семейные

ценности) 79

Терентьева Л. С.

Роль библиотеки учебного заведения в воспитании

нравственных основ молодой личности 88

Гачко Е. П.

Информационно-издательская деятельность

Койгородской Центральной библиотеки

в содействии профессиональной ориентации учащихся 92

Потапова С. Ю.

Новые русские племена 96

Резолюция IV Межрегиональных библиотечных

юниор чтений «Библиотека как развивающая

среда нового поколения» 100

Муниципальные библиотеки

Республики Коми в свете реализации

«Концепции развития библиотечного обслуживания молодёжи до 2010 года»
Винниченко Ольга Аркадьевна,

директор ГУ «Коми республиканская

юношеская библиотека»
«Концепция развития библиотечного обслуживания молодёжи РК» разрабатывалась в 2005 – 2006 гг., утверждена приказом Министерства культуры РК от 11.01.2007г. № 16/од и стала логическим продолжением ряда концептуальных документов в области библиотечного дела Республики Коми:

  • «Концепция сохранности библиотечных фондов 2004-2010г.г.» (2004 г.);

  • «Концепция развития публичных библиотек Республики Коми как информационных центров для населения РК до 2010 г.» (2005 г.);

  • «Концепция библиотечного обслуживания детей в Республике Коми на 2004-2010г.г.» (2004 г.).


Цели разработки данного документа

  • Обратить внимание специалистов муниципальных библиотек на молодёжную аудиторию, как приоритетную группу пользователей;

  • Упорядочить структуру библиотечного обслуживания молодёжи в республике, закрепить её документально;

  • Определить основные стратегические направления библиотечного обслуживания молодёжи;

  • Обозначить позиции Коми республиканской юношеской библиотеки, как республиканского методического и ресурсного центра по обслуживанию молодёжи.

Концепция реализуется 2 года, и можно определить некоторые тенденции библиотечного обслуживания молодёжи Республики Коми.

Устойчивой тенденцией остаётся уменьшение числа пользователей библиотек в возрасте от 14 до 24 лет:

  • 2004г.-2005г. – 123 тыс.;

  • 2006г. – 114,4 тыс.;

  • 2007г. – 110 тыс.

В городах, где имеются средние специальные и высшие учебные заведения, их число составляет 25-30% от общего числа пользователей. В сельской местности 15-11%. В то же время в 2007г. возросло число читающей молодёжи в сельской местности, что говорит о бесспорном значении библиотеки на селе.

Анализируя статистические данные по муниципальным библиотекам Республики Коми, следует отметить общее снижение количества читателей в т.ч. молодых в 50% ЦБС республики. Тем не менее, в ряде ЦБС (Прилузская, Эжвинская, Усть-Вымская, Ухтинская, Удорская) отмечается рост числа молодых пользователей. В Усть-Вымской ЦБС в 2007г. количество читающей молодёжи на селе увеличилось вдвое.

Причины:

  • Изменение демографической ситуации. В настоящее время в состав молодёжной аудитории пользователей библиотек входят люди, родившиеся в начале 90-х годов («демографическая яма»). В целом по Республике Коми численность подростков 14-17 лет за последние три года снизилась на четверть.

  • Миграционные процессы (программа переселения северян, ликвидация рабочих посёлков, отток сельской молодёжи в города и т.д.)

  • Расширение информационных возможностей пользователей вне библиотек (Интернет, CD-ромы, E-mail – книги и т.д.);

  • Проблемы в формировании фондов библиотек, в т.ч. литературой, необходимой молодёжи;

  • Сложная кадровая ситуация в библиотеках республики, отсутствие притока специалистов с высшим библиотечным образованием.


Пути решения проблемы

  • Привлечение в состав пользователей нечитающей молодёжи (ПТУ, старшеклассники, рабочая молодёжь). Удачными можно назвать: проект «Виртуальная экскурсия по библиотекам Эжвы»; работу со школьниками в Печорской ЦБС; проект Княжпогостской ЦБ «Библиотека, информация, читатель» - выездные экскурсии в школы района.

  • Расширение внестационарной сети обслуживания;

  • Расширение спектра информационных услуг;

  • Возрождение престижа чтения, через реализацию комплексных проектов и программ;

  • Качественное формирование документальных фондов.

Прошли проверку временем, и вряд ли будут серьёзно изменяться модели библиотечного обслуживания в республике, обозначенные в концепции.

На сегодняшний день мы имеем:

  • Три специализированные юношеские и детско-юношеские библиотеки.

  • Восемь специализированных структурных подразделений (отделы, сектора, кафедры, абонементы).

  • Приоритетное обслуживание запросов молодёжной аудитории без создания специализированных структурных подразделений (5 ЦБС).

Муниципальные библиотеки самостоятельно определяют оптимальные для себя модели библиотечно-информационного обслуживания молодёжи и делают это достаточно успешно.

Положительной тенденцией становится разработка муниципальными библиотеками проектов и программ, направленных на молодёжь.

Получили грантовую поддержку из республиканского бюджета 4 проекта муниципальных библиотек, направленные на продвижение чтения в молодёжную среду:

  • «Читаю я! Читаем мы! Читают все!» (ЦБС г.Печора);

  • «Чтение как способ самовыражения» (ЦБС г. Сыктывкара);

  • «Поколение NEXT: Книга или NET? (ЦБС г. Воркуты);

  • «Удивительный возраст - отрочество» (Троицко-Печорская ЦБС).

В 2007 г. муниципальными библиотеками были реализованы проекты:

  • Слайдовая презентация «Виртуальная экскурсия по библиотекам Эжвинской ЦБС». Ее цель – популяризация деятельности библиотек Эжвы среди юношества района. Работа по проекту позволила расширить молодёжную аудиторию за счёт привлечения к книге «молодёжи улиц».

  • «Молодёжь читающая» (Корткерос). Цель – формирование литературной культуры среди молодёжи.

  • «Юный краевед» (Пезмог). Цель – организация досуга подростков села через приобщение к исследовательской работе по истории малой родины.

  • «Литературная карта села» (Сыктывдин). Цель – поисковая и исследовательская работа в области национальной и краеведческой литературы» (Княжпогост).

  • «Библиотека. Информация. Читатель». (Княжпогост). Цель – популяризация книги и чтения путём выездных экскурсий в школы района.

  • «Клуб молодого избирателя» (Троицко-Печорск). Цель – повышение избирательной активности молодёжи.

  • «КВЭСТ – ориентирование» (Печора). Цель – профориентационная работа с экскурсиями на предприятия города.

  • «10 книг для молодёжи» (Печора). Цель – развитие интереса к чтению путём пропаганды книг сверстниками – волонтёрами. Выявление активной молодёжи, обладающей организаторскими и ораторскими способностями для продвижения чтения.

  • «Лицеист – Основы информационной культуры» (Ухта). Цель – обучение информационной грамотности. Привитие навыков научного труда.

Для нас в данной ситуации важно то, что даже небольшие муниципальные библиотеки имеют навыки создания и реализации проектов, а не разовых мероприятий для молодёжной аудитории.

В 2008 году 12 творческих коллективов молодых библиотекарей РК приняли участие в конкурсе «Лучшее в библиотеках России». Организаторы - Министерство культуры Российской Федерации и Всероссийская партия «Единая Россия». Цель конкурса: стимулирование деятельности библиотек и поддержка молодых специалистов, в них работающих».

Прислано 435 работ из 67 регионов России в т.ч.

  • Республика Коми-12

  • Удмуртия-36

  • Татарстан-19

  • Чувашия-13

В Республике Коми дипломантами конкурса стали проекты:

    • «Книга. Молодёжь. Даешь встречное движение!» - КРЮБ;

    • Гражданско-правовой клуб для молодёжи «ПатриотЪ» - библиотека-филиал №2 МУ Межпоселенческая ЦБС (г. Печора);

    • Создание центра делового общения «Начинающий предприниматель» - МУ Усть-Вымская межпоселенческая централизованная библиотечная система (с. Айкино).

Помощь по внедрению проектов осуществляется региональными отделениями политической партии «Единая Россия» в рамках партийного проекта «Библиотеки России».

Важным фактором реализации концепции являются библиотечные исследования, которые позволяют лучше узнать молодёжную аудиторию и её ожидания от библиотеки.

Целью анкетирования «Ты и библиотека», проведённого в библиотеке-филиале № 5 Сыктывкарской ЦБС, стало исследование читательских предпочтений юношества. Его результаты дали возможность определить дальнейшие действия библиотеки – корректировка репертуара комплектуемой литературы, организация работы в помощь семейному чтению. Целью анкетирования старшеклассников, проведённого Койгородской центральной библиотекой, было выяснение роли и места чтения в их жизни, проверка расхожей гипотезы «Читающие родители – читающие дети». В Койгородской ЦДБ прошло анкетирование «Библиотека в твоей жизни», целью которого было выяснение роли библиотеки в жизни подростков и отношение их к работе Койгородской детской библиотеки. В Койдинском филиале прошло исследование «Читательская активность школьников».

Эти исследования подтвердили сложившуюся ситуацию с чтением в районе: подростки, уходя из детской библиотеки, не приходят во взрослую.

В течение нескольких лет проводятся в Прилузской ЦБС библиотечные исследования «Библиотека и чтение в вашей жизни». По итогам исследований для работников ЦБС издан информационный сборник «Молодой читатель в библиотечных исследованиях».

Целью анкетирования «Библиотека и видеотека – плюсы и минусы», проведенного в Прилузской ЦБС (Лоемская библиотека-филиал), стало изучение содержания свободного времени учащейся и рабочей молодежи. Исследование позволило выяснить значимость библиотеки и библиотечного обслуживания, книги и чтения для молодежи села.

Итоги анкетирования: чтение для молодых людей села в ряду досуговых форм занимает приоритетное место, читатели ждут от библиотеки новой литературы и оперативного предоставления услуг.

Опрос «Наше будущее в наших руках. Если бы я был депутатом», проведенный в Усинской ЦБС (библиотека- филиал №14), был рассчитан на молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет. Опрос выявил наболевшие проблемы города и определил позиции, по которым следовало произвести изменения (благоустройство города, открытие учреждений культуры и спорта, принятие благоприятных социальных программ).

Вопросы комплектования фонда для молодежи Сыктывдинского района рассматривались в ходе опросов «Роль платного абонемента в разрешении книжного дефицита» (Зеленецкая библиотека-филиал) и «Периодика. Что ты любишь читать?» (Лозымская, Мандачская, Кемъярская, Усть-Пожегодская, Слудская библиотеки- филиалы). Был определен репертуар изданий для докомплектования в помощь учебному процессу, наиболее востребованная молодежью периодика.

Концепция сыграла свою положительную роль при организации республиканской Недели молодёжной книги. В 2003г. мы впервые провели её в конце апреля, отделившись от Недели детской и юношеской книги. В 2005г. Неделя получила статус республиканской, её проведение поддержали ряд городов и районов республики, была сформирована общая афиша мероприятий. В 2007г. об участии в Неделе молодёжной книги заявили большинство ЦБС республики. Множество интересных и социально-значимых мероприятий прошли в ЦБС Воркуты, Сыктывкара, Прилузья, Корткероса, Ижмы, Эжвы, Усинска, Троицко-Печорска, Усть-Кулома. В 2008г. проведение Недели получило финансовую поддержку министерства национальной политики РК.

В связи с реализацией концепции хочется сказать о системе повышения квалификации библиотечных специалистов, работающих с подростками и молодёжью. Наиболее распространённой формой повышения квалификации по-прежнему является библиотечный семинар. Вопросы библиотечного обслуживания подрастающего поколения рассматривались на районном семинаре «Современные формы и методы библиотечной работы с детьми и подростками», проведенном Усть-Куломской ЦБС. Основной целью семинара стало расширение представления библиотекарей о путях продвижения книги и чтения в среду детей и подростков. В рамках реализации программы непрерывного образования библиотечных работников Корткеросской ЦБС «Постижение мастерства» состоялся тренинг-семинар для библиотекарей района «Использование психологических методов в помощь пропаганде чтения среди подростков и юношества». В основу предлагаемых упражнений положены игровые приемы и технологии, используемые психологами в проведении тренинговых занятий. На базе кадетской школы г. Сосногорска проведен межведомственный семинар «Роль библиотеки в формировании патриотического самосознания детей и подростков».

Библиотечные специалисты Прилузской центральной библиотеки организовали для библиотекарей филиалов ЦБС практикум «Работа с юношеством и читателями - детьми в библиотеке». В помощь освоению информации по данному вопросу Прилузской центральной библиотекой был подготовлен бюллетень «Возможности библиотек в решении социальных проблем молодежи». Основным итогом вышеуказанных мероприятий повышения квалификации стало внедрение библиотекарями в короткие сроки новоприобретенных знаний, а также адаптация инновационного опыта работы других библиотек.

Наблюдается повышение престижа Межрегио-нальной профессиональной конференции «Библиотечные юниор чтения. Библиотека как развивающая среда нового поколения».

Мы пришли к осознанию необходимости этого профессионального форума в момент работы над концепцией, когда искали способы повышения престижа библиотеки как методического центра. Была очевидна профессиональная разобщённость библиотек, обслуживающих молодёжь. Библиотекари ВУЗов, ССУЗов, УНПО, муниципальных публичных библиотек очень мало знали о деятельности друг друга. Библиотечные юниор чтения способствовали созданию системы профессиональных коммуникаций между специалистами, объединёнными поиском решений вопросов оперативного, полного и качественного предоставления молодым пользователям необходимой информации. Мы благодарны коллегам из г.Кирова, г.Вологды, г.Казани, г.Волгограда, Архангельской обл., которые откликнулись на приглашения и поделились своими инновационными наработками.

Картина библиотечного обслуживания юношества и молодёжи в Республике Коми в целом оптимистична, но требует ещё большей консолидации усилий библиотечных специалистов сообщества.

Библиотека востребована молодыми в качестве информационного, образовательного и культурно-досугового учреждения.

Потенциал библиотек и библиотечных специалистов не исчерпан, есть все основания полагать, что работа с юношеством и молодёжью получит новое творческое развитие в 2009 году, объявленном Годом молодёжи в Российской Федерации.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Библиотека как развивающая среда нового поколения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Библиотека как развивающая среда нового поколения: материалы V межрегиональных библиотечных юниор чтений, Сыктывкар, 19-20 ноября...
Библиотека как развивающая среда нового поколения iconПриказ 15. 06. 12 г. № «О создании и полномочиях координационного...
В целях обеспечения эффективного введения обучения в соответствии с фгос нового поколения на основании приказа моин РФ «Об утверждении...
Библиотека как развивающая среда нового поколения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Аналитическая справка о реализации Программы развития школы "Информационно-развивающая среда столичной школы как фактор формирования...
Библиотека как развивающая среда нового поколения iconВыступления
«Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения с учетом современных требований» (Аджавенко Т. А., Шевцова Е....
Библиотека как развивающая среда нового поколения iconМетодическое сопровождение деятельности преподавателя в среднем профессиональном...
Ки и переходу на стандарты нового поколения. Содержательные приоритеты стандарта нового поколения обозначены в национальной инициативе...
Библиотека как развивающая среда нового поколения iconИнформационно-образовательная среда в аспекте требований фгос
Образовательная среда является здесь не только посредником, но и активным участником их реализации. Поскольку образовательное взаимодействие...
Библиотека как развивающая среда нового поколения iconПрограмма развития школьной библиотеки
В связке «Образовательная система – Школа – Школьная библиотека» не должна и не может оставаться в стороне от развития и саморазвития....
Библиотека как развивающая среда нового поколения iconДуховно-нравственное воспитание учащихся как основа реализации стандарта нового поколения
Пикин Геннадий Николаевич ассистент кафедры теоретических основ физической культуры 4
Библиотека как развивающая среда нового поколения iconОсновной образовательной программы начального общего образования Введение
Посредством него создается (формируется) и воспроизводится предметная, информационно-методическая, человеческая (кадровая) развивающая...
Библиотека как развивающая среда нового поколения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«системно-деятельностный подход как методологическая основа внедрения фгос нового поколения»
Библиотека как развивающая среда нового поколения icon«Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №22
Библиотека как развивающая среда нового поколения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Системно – деятельностный подход в обучении и воспитании как механизм реализации фгос нового поколения»
Библиотека как развивающая среда нового поколения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Продолжать учить работать с оборудованием «Развивающая среда. Начальная школа»: кораблики, магнитный плакат «Природное сообщество...
Библиотека как развивающая среда нового поколения icon1. Введение 3 Анализ эор нового поколения как средств, формирующих...
Конспект урока по теме: «Первый и второй признак равенства треугольников. Праздник задачи»
Библиотека как развивающая среда нового поколения iconДоклад Иваненко О. А., учитель русского языка и литературы мбоу «Чистогорская сош»
«Формирование универсальных учебных действий школьников как ресурс повышения качества образования в условиях перехода на фгос нового...
Библиотека как развивающая среда нового поколения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск