231000. 62 Программная инженерия (указывается код направления/специальности, наименование, название программы) профиль подготовки [специализация]





Скачать 256.24 Kb.
Название231000. 62 Программная инженерия (указывается код направления/специальности, наименование, название программы) профиль подготовки [специализация]
страница1/2
Дата публикации06.04.2015
Размер256.24 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2


ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ







УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета
Техники и технологии________ (название факультета)
___________С. П. Максимов

(подпись)

___ ____________ 201_ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к ООП от _____________ № _______


дисциплина Б.3.01 Введение в программную инженерию

(указывается индекс дисциплины и наименование в соответствии с учебным планом)

для направления 231000.62 Программная инженерия

(указывается код направления/специальности, наименование, название программы)

профиль подготовки [специализация]

(указывается профиль подготовки/специализация, если имеется в соответствии с учебным планом)

форма обучения очная

(указывается форма обучения, для которой предназначена программа)

кафедра-разработчик Математика и вычислительная техника

(указывается наименование кафедры, разработавшей программу)

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 231000.62 Программная инженерия, утвержденным приказом Минобрнауки от  09.11.2009 542 .

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры Математика и вычислительная техника (протокол № 1 от 02.09.2013)
Зав. кафедрой разработчика,
к.ф-м.н., доцент _________________ О.Ю. Тарасова

(ученая степень, ученое звание) (подпись)
Уч. секретарь кафедры,
ст.преподаватель _________________ Н.А. Игизьянова

(ученая степень, должность) (подпись)
Разработчик программы,
ассистент _________________ О.Р. Винькова

(ученая степень, должность) (подпись)
СОГЛАСОВАНО

Зав. выпускающей кафедрой Математика и вычислительная техника

(название кафедры)

к.ф-м.н., доцент _________________ О.Ю. Тарасова

(ученая степень, должность) (подпись)
Златоуст 2013

1. Цели и задачи дисциплины:

Формирование у студента осознания социальной значимости будущей профессии, мотивации к получению профессиональных знаний, понимания и освоения основных концепций и содержания программной инженерии как методологии индустриального проектирования прикладных программных продуктов.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится к профессиональному циклу (базовая часть) Б3.Б.1. Для изучения дисциплины необходима средняя общая подготовка в области математики, информатики и основ программирования

Знания и навыки, получаемые студентами в результате изучения дисциплины, необходимы для правильного и глубокого освоения дисциплин профессионального цикла: управление программными проектами, конструирование программного обеспечения, тестирование программного обеспечения, разработка и анализ требований, экономика программной инженерии, объектно-ориентированное программирование

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  1. владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

  2. стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

  3. осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

  4. демонстрировать: понимание основных концепций, принципов, теорий и фактов, связанных с информатикой (ПК-1);

  5. умение готовить презентации, оформлять научно-технические отчеты по результатам выполненной работы, публиковать результаты исследований в виде статей и докладов на научно-технических конференциях (ПК-5);

  6. понимание концепций и атрибутов качества программного обеспечения (надежности, безопасности, удобства использования), в том числе, роли людей, процессов, методов, инструментов и технологий обеспечения качества (ПК-18);

  7. понимание стандартов и моделей жизненного цикла (ПК-19).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  1. историю становления и современное состояние кибернетики и информатики как базовых областей знаний программной инженерии;

  2. основные концепции, принципы и направления развития программной инженерии;

  3. основные этапы жизненного цикла промышленной разработки и области применения прикладных программных продуктов;

  4. основные технологии и принципы разработки программного обеспечения.

Уметь:

  1. ясно и конкретно излагать материал, связанный с будущей профессиональной деятельностью;

  2. самостоятельно анализировать новые тенденции и концепции программной инженерии.

Владеть:

  1. навыками написания отчетов и подготовки презентаций.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы.


Вид учебной работы

Всего часов

Семестр 2

Аудиторные занятия (всего)

36

36

В том числе:







Лекции

18

18

Практические занятия (ПЗ)

18

18

Семинары (С)





Лабораторные работы (ЛР)





Самостоятельная работа (всего)

36

36

В том числе:







Курсовой проект (работа)





Расчетно-графические работы





Контрольные работы (реферат, эссе и др.)





Другие виды самостоятельной работы





Контроль самостоятельной работы

4

4

Вид промежуточной аттестации

зачет

зачет

Общая трудоемкость час

зач.ед.

72

72

2

2


5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины

Содержание раздела

1

Программная инженерия: назначение, основные принципы и понятия

1. Причины появления и основные этапы становления программной инженерии. Ее роль как инженерной дисциплины. Отличия от других инженерных дисциплин. Понятия программного процесса, модели программного процесса и метода программной инженерии. Характеристики «хорошей» программы. Профессиональные и этические требования.

2. Стандартизация и стандарты Технология, стандарты и их роль в организации промышленного производства. Сертификация на соответствие стандартам. Типы стандартов. Основные разработчики стандартов программной инженерии (ISO, ACM, SEI, PMI, IEEE). Краткая характеристика основных стандартов программной инженерии (ISO/IEC 12207, SEI CMM, ISO/IEC 15504, PMBOK, SWEBOK).

2

Жизненный цикл программного продукта

  1. Понятие жизненного цикла программного продукта. Жизненный цикл ПП и его роль в организации разработки ПП. Проблемы спецификации жизненного цикла ПП. Причины проблем.

  2. Определение жизненного цикла программного продукта. Стандарт ISO 12207 и его роль в определении жизненного цикла ПП. Определение ПП и ЖЦ ПП. Структура ЖЦ ПП (процессы, действия и задачи). Классификация процессов ЖЦ ПП (ISO 12207, ISO 15504).

  3. Типы моделей ЖЦ ПП. Каскадная и спиральная модели. Преимущества, недостатки и условия применимости каскадной и спиральной моделей. Другие типы моделей ЖЦ ПП (итерационная, инкрементная, V-образная, …). Особенности моделей ЖЦ в технологиях RUP, MSF, XP

3

Управление программным проектом

  1. Что такое управление? Что такое проект? Примеры непроектов. Управление проектами. История управления проектами. Категории управления проектами. Треугольник ограничений проекта.

  2. PMBOK: 9 областей управленческих знаний. SQI: 34 компетенции IT менеджера

  3. Управление командой проекта. Ролевая модель команды. Модели организации команд. Peopleware – человеческий фактор. Модели управления командой: административная модель, модель хаоса и модель открытой архитектуры. Общение в команде. Коммуникации. Принятие решений – компромисс и консенсус. Как добиться консенсуса? Корпоративная политика.

  4. Планирование и контроль. Задачи планирования. Как проверять и оценивать? Метрики проекта. Как надо планировать? Когда начинать планировать? СДР - структурная декомпозиция работ. Создание СДР. Критерии СДР. Стандарты планирования

  5. Средства управления проектом. Функции систем управления проектами. Обзор систем управления проектами.

4

Управление качеством ИТ проекта

  1. Качество и управление качеством (экскурс в историю).Что такое качество? Теория иерархии потребностей. Мера качества: ценность и стоимость. Эволюция методов обеспечения качества. Фазы отбраковки, управления качеством и прогнозирования качества.

  2. ISO9000: система управления качеством. Фундаментальные требования (TQM). Структура документов ISO9000. Как работает система управления качеством. Версии стандарта.

  3. ISO12207: процесс управления качеством ПО. Процесс обеспечения качества. Процесс верификации. Процесс аттестации. Процесс усовершенствования.

  4. CMM: уровни зрелости процессов. Причины и история создания. Модель технологической зрелости. Пять уровней зрелости. Определение модели зрелости. Критерии оценки уровня зрелости.

  5. ISO15504: аттестация, определение зрелости и усовершенствование процессов. Причины и история создания стандарта. Назначение и структура стандарта. Структура эталонной модели. Измерения «Процесс» и «Зрелость». Рейтинги атрибутов. Процесс аттестации.

5

Тестирование программного продукта

  1. Правильность программ. Математическое доказательство правильности программ (верификация).

  2. Тестирование. Стратегия тестирования. Имена переменных. Константы. Входные данные. Списки параметров. Проверка спецификаций. Разработка заглушек. Данные для тестирования. Формализация тестирования программ. Психология и экономика тестирования программ. Инспекции, сквозные просмотры и обзоры программ. Проектирование теста. Тестирование путем покрытия логики программы. Эквивалентное разбиение. Анализ граничных значений. Применение функциональных диаграмм. Предположение об ошибке

6

Управление требованиями, изменениями и конфигурацией

Основные цели процесса управления требованиями. Задачи управления конфигурациями

7

Управление рисками

Основные сведения о рисках. Планирование управления рисками.

Процесс управления рисками: выявление, анализ и приоритезация, планирование, мониторинг, корректирование, извлечение уроков. Управление рисками как составная часть жизненного цикла проекта.

8

Практика написания хорошего кода

Стили программирования. Программная архитектура. Среда программирования. Критерии «хороших» программ. Методы оптимизации программ. Методы увеличения «читаемости» программ. Часто встречаемые ошибки. Методы поиска ошибок и отладки программ. Защита исходного кода. Спецификации

9

Средства программной инженерии

Обзор современных языковых средств и спецификации интерфейсов объектов программирования. Средства разработки MSF фирмы Microsoft.



5.2. Матрица соотнесения тем/разделов учебной дисциплины/модуля и формируемых в них профессиональных и общекультурных компетенций.


Разделы
дисциплины

Количество
часов

Компетенции

ОК-1

ОК-6

ОК-8

ПК-1

ПК-18

ПК-19

Σ

общее количество

компетенций

Раздел 1

2

+

+

+

+







4

Раздел 2

2

+

+







+

+

4

Раздел 3

2

+

+







+




3

Раздел 4

2

+

+







+




3

Раздел 5

2

+

+













2

Раздел 6

2

+

+













2

Раздел 7

2

+

+













2

Раздел 8

2

+

+




+







3

Раздел 9

2

+

+




+




+

4

Итого

18

9

9

1

3

3

2

27

5.3 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование

обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Компетенции дисциплин

№№ разделов данной дисциплины, необходимых

для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Управление программными проектами




+

+

+

+




+

+




+

2

Конструирование программного обеспечения




+

+




+







+

+

+

3

Тестирование программного обеспечения




+

+

+




+







+




4

Разработка и анализ требований




+

+

+

+
















5

Экономика программной инженерии




+

+

+










+







5.4. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семи-нары

СРС

КСР

Все-го

час.

Формы текущего контроля

1

Программная инженерия: назначение, основные принципы и понятия

2

0

0

4

4

0

10

реферат, выступление на семинаре

2

Жизненный цикл программного продукта

2

0

0

4

4

0

10

реферат, выступление на семинаре

3

Управление программным проектом

2

0

0

0

4

0

6

реферат, выступление на семинаре

4

Управление качеством ИТ проекта

2

0

0

4

4

0

10

реферат, выступление на семинаре

5

Тестирование программного продукта

2

0

0

0

4

0

6

реферат, выступление на семинаре

6

Управление требованиями, изменениями и конфигурацией

2

0

0

1

4

0

7

реферат, выступление на семинаре

7

Управление рисками

2

0

0

1

4

0

7

реферат, выступление на семинаре

8

Практика написания хорошего кода

2

4

0

0

0

0

6

отчет, текст программы

9

Средства программной инженерии

2

0

0

0

4

0

6

реферат

6. Лекции

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лекционного занятия

Трудо-емкость

(час.)

1

1

Программная инженерия: назначение, основные принципы и понятия

2

2

1

Жизненный цикл программного продукта

2

3

1

Управление программным проектом

2

4

1

Управление качеством ИТ проекта

2

5

1

Тестирование программного продукта

2

6

1

Управление требованиями, изменениями и конфигурацией

2

7

1

Управление рисками

2

8

1

Практика написания хорошего кода

2

9

1

Средства программной инженерии

2


7. Практические занятия (семинары)


№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)

1

1

Программная инженерия: назначение, основные принципы и понятия

4

2

2

Жизненный цикл программного продукта

4

3

4

Управление качеством ИТ проекта

4

4

6,7

Управление требованиями, изменениями и конфигурацией. Управление рисками

2

5

8

Практика написания хорошего кода

4



8. Лабораторный практикум

Не предусмотрен учебным планом.
9. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

Не предусмотрены учебным планом.
10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература


    1. В.В. Липаев. Программная инженерия. Методологические основы. Учебник. М.: ТЕИС, 2006.

    2. Мацяшек, Лешек А. Заглавие Практическая программная инженерия на основе учебного примера [Текст] / Л. А. Мацяшек, Б. Л. Лионг ; пер. с англ. А. М. Епанешникова и В. А. Епанешникова Выходные данные М. : Бином. Лаб. знаний , 2009

    3. Милошевич Д. Набор инструментов для управления проектами / Драган З. Милошевич; Пер. с англ. Мамонтова Е.В.; Под ред. Неизвестного С.И. — М.: Компания АйТи; ДМК Пресс, 2008.

    4. Гудлиф П. Ремесло программиста. Практика написания хорошего кода. – Пер. с англ. – СПб.: Символ Плюс, 2009.


б) дополнительная литература


    1. Буч Г., Рамбо Дж., Джекобсон А. Язык UML. Руководство пользователя. – С-П.: Издательство «Питер», 2003

    2. Гецци К., Джазайери М, Мандртоли Д. Основы инженерии программного обеспечения, 2-е издание, СПб.: БХВ-Петербург, 2005.

    3. Соммервилл И. Инженерия программного обеспечения, 6-е издание, М.: Издательский дом “Вильямс”, 2002.

    4. Фатрелл Р.Т., Шафер Д.Ф., Шафер Л.И.. Управление программными проектами. Достижение оптимального качества при минимуме затрат. М.: Издательский дом “Вильямс”, 2004


11. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Аудитории, оснащенные мультимедийными комплексами, а также компьютерные классы, которые используются в ходе проведения занятий.
12. Кадровое обеспечение дисциплины:

Лекции и практики проводят преподаватели кафедры «Прикладная математика»:

1. Оленчикова Т.Ю., доцент, к.т.н.;
13. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
13.1. Применяемые образовательные технологии
При изучении дисциплины применяются образовательные технологии, адекватные целям изучения, содержанию учебного материала и уровню начальной подготовки студентов.

Организационные формы изучения дисциплины (все разделы): лекция, практическое занятие, самостоятельная работа.

Применяемые методы обучения: объяснительно-иллюстративные, проблемные.
Часть лекций (10–40%) проводятся в интерактивной форме: студенты самостоятельно или с помощью преподавателя делают выводы из сообщённого преподавателем материала, возможно, с использованием ранее изученного; студенты самостоятельно решают несложные задачи, в которых необходимо применить новый учебный материал.

Часть практических занятий (60–100%) проводятся в интерактивной форме: студенты самостоятельно или с частичной помощью преподавателя решают задачи, в которых необходимо применить новый и изученный ранее учебный материал.

13.2. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Примерные темы рефератов

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

231000. 62 Программная инженерия (указывается код направления/специальности, наименование, название программы) профиль подготовки [специализация] icon231000. 62 Программная инженерия (указывается код направления/специальности,...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 231000. 62 Программная инженерия, утвержденным приказом...
231000. 62 Программная инженерия (указывается код направления/специальности, наименование, название программы) профиль подготовки [специализация] icon231000. 62 Программная инженерия (указывается код направления/специальности,...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 231000. 62 Программная инженерия, утвержденным приказом...
231000. 62 Программная инженерия (указывается код направления/специальности, наименование, название программы) профиль подготовки [специализация] iconПрограмма дисциплины «Основы информатики и программирования» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 231000....
231000. 62 Программная инженерия (указывается код направления/специальности, наименование, название программы) профиль подготовки [специализация] iconРабочая программа Дисциплины (модуля) Математическое модел ирование...
«Программная инженерия» на кафедре «Информационные системы» факультета Информационных систем и технологий
231000. 62 Программная инженерия (указывается код направления/специальности, наименование, название программы) профиль подготовки [специализация] iconПрограмма дисциплины «Информатика, математическая логика и теория...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 231000....
231000. 62 Программная инженерия (указывается код направления/специальности, наименование, название программы) профиль подготовки [специализация] iconПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 231000....
231000. 62 Программная инженерия (указывается код направления/специальности, наименование, название программы) профиль подготовки [специализация] iconПрограмма дисциплины «Психология» для направления 231000. 62 «Программная...
Охватывает все основное содержание программного материала
231000. 62 Программная инженерия (указывается код направления/специальности, наименование, название программы) профиль подготовки [специализация] iconНазвание высшего учебного заведения
Основная образовательная программа высшего профессионального образования, реализуемая вузом по направлению подготовки 231000 Программная...
231000. 62 Программная инженерия (указывается код направления/специальности, наименование, название программы) профиль подготовки [специализация] iconРеферат Объем работы
Выпускная квалификационная работа по направлению 231000. 62 Программная инженерия подготовки бакалавра
231000. 62 Программная инженерия (указывается код направления/специальности, наименование, название программы) профиль подготовки [специализация] iconПрограмма дисциплины «Система управления качеством» для направления...
Повышение достоверности оценки качества подготовки водителей общественного транспорта
231000. 62 Программная инженерия (указывается код направления/специальности, наименование, название программы) профиль подготовки [специализация] iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 231000....
231000. 62 Программная инженерия (указывается код направления/специальности, наименование, название программы) профиль подготовки [специализация] iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 231000. 62 Программная...
231000. 62 Программная инженерия (указывается код направления/специальности, наименование, название программы) профиль подготовки [специализация] iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для студентов направления 231000. 62 «Программная инженерия», изучающих дисциплину «Информационно-библиотечная...
231000. 62 Программная инженерия (указывается код направления/специальности, наименование, название программы) профиль подготовки [специализация] iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 231000....
231000. 62 Программная инженерия (указывается код направления/специальности, наименование, название программы) профиль подготовки [специализация] iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности,...
231000. 62 Программная инженерия (указывается код направления/специальности, наименование, название программы) профиль подготовки [специализация] iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск