Программа дисциплины Информационная безопасность для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации





Скачать 246.3 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Информационная безопасность для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации
Дата публикации06.04.2015
Размер246.3 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Информатика > Программа дисциплины



НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Программа дисциплины Информационная безопасность для направления 010400.62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра





Правительство Российской Федерации
Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет бизнес-информатики и прикладной математики

Программа дисциплины «Информационная безопасность»



для направления 010400.62 – Прикладная математика и информатика

подготовки бакалавра

Автор программы: старший преподаватель: Приблудова О.М.

e-mail: pribolga@mera.ru

Одобрена на заседании кафедры «Базовая кафедра МЕРА» «___»____________ 2012 г

Зав. кафедрой Н.И. Кащеев
Рекомендована секцией УМС «Прикладная математика» «___»____________ 2012г.

Председатель В.А. Калягин
Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2012г.

Председатель Н.С. Петрухин

Нижний Новгород, 2012 г.

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400.62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Информационная безопасность».

Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом федерального государственного образовательного автономного учреждения высшего профессионального образования Высшей школы экономики, рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 010400.62 «Прикладная математика и информатика», утвержденным в 2012г.


Цели освоения дисциплины


Дисциплина “Информационная безопасность” рассматривает такие важнейшие вопросы профессиональной деятельности информатика как безопасность информации. Студенты, завершившие обучение по данной дисциплине должны свободно владеть методами защиты информации, обладать соответствующими умениями и навыками.

Целью изучения дисциплины является подготовка студентов к освоению новых компьютерных технологий.

Полученные студентами знания и практические навыки существенно помогут будущим специалистам в организации основ защиты информации, в разработке средств, используемых для решения задач защиты информации в информационных системах.

Целями изучения дисциплины являются изучение основных сведений об информационной безопасности.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • основные понятия информационной безопасности;

  • принципы организации защиты информационных систем;

  • уметь создавать системы защиты информации и применять их для решения поставленных задач

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования при работе в какой-либо предметной области.

ОНК-4

Студент демонстрирует знакомство с основными законами естественно научных дисциплин и способность их применения к решению задач профессиональной деятельности

Лекции и практические работы

Способность приобретать новые знания с использованием научной методологии и современных образовательных и информационных технологий.

ОНК-6

Использует опыт решения задач

Лекции, практические работы, рефераты

Умение работать на компьютере, навыки использования основных классов прикладного программного обеспечения, работы в компьютерных сетях, составления баз данных.

ИК-2

Студент использует современные компьютерные технологии при выполнении заданий учебной дисциплины

Практические работы, домашнее задание

Способность аналитически работать с информацией из различных источников, включая глобальных компьютерных сетях.

ИК-4

Может находить, обрабатывать информацию и проводить исследование по заданной теме

Рефераты

Способность использовать в научной и познавательной деятельности, а также в социальной сфере профессиональные навыки работы с информационными и компьютерными технологиями.

СЛК-10

Использует опыт решения задач

Лекции и практические работы

Способность к целеполаганию, интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию, стремление к повышению своей квалификации и мастерства.

СЛК-11

Использует опыт решения задач

Лекции и практические работы

Способность осуществлять целенаправленный многокритериальный поиск информации о новейших научных и технологических достижениях в сети Интернет и из других источников.

ПК-5

Может находить, обрабатывать информацию и проводить исследование по заданной теме

Рефераты, домашнее задание

Способность решать задачи производственной и технологической деятельности на профессиональном уровне, включая разработку математических моделей, алгоритмических и программных решений.

ПК-8

Использует опыт решения задач

Лекции и практические работы

Способность применять в профессиональной деятельности современные языки программирования и языки баз данных, операционные системы, электронные библиотеки и пакеты программ, сетевые технологии и т.п.

ПК-9

Студент демонстрирует умение работать с современными средствами разработки программного обеспечения, знает основы работы с СУБД, умеет работать в локальной сети

Лекции и практические работы

Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин профиля подготовки бакалавра (вариативная часть).

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

Студент должен знать основы информатики и алгоритмизации, владеть компьютером на уровне уверенного пользователя.

Исходный уровень – школьный курс информатики.

Изучение дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Основы информатики и программирования», «Линейная алгебра»)

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при прохождении производственной практики, написании ВКР.

Тематический план учебной дисциплины





Наименование тем

Всего

часов

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

1.1

Введение в дисциплину.

12

1

0

12

1.2

Методы криптографии

12

1

0

12

1.3

Информационная безопасность в условиях функционирования в России глобальных сетей

24

5

0

19

1.4

Международные стандарты информационного обмена

24


3

9

12

1.5

Модели безопасности и их применение

22

7




15

1.6

Анализ способов нарушений информационной безопасности. Три вида возможных нарушений информационной системы.

26

5

6

15

1.7

Понятие угрозы. Виды противников или "нарушителей". Понятия о видах вирусов.

30

5

10

15

2.8

Использование защищенных компьютерных систем.


16

5

0

11

2.9

Основные технологии построения защищенных АИС.

24

5

5

14

2.10

Политика информационной безопасности.

24

5

10

9

Итого

216

42

40

134



Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

Текущий

(неделя)

Контрольная работа

*







Письменная работа 60 минут

Реферат




*




Письменная работа объемом не менее 15 печатных страниц.

Домашнее задание







*

80 минут на одно задание.

Итоговый

Экзамен







*

Письменный экзамен 4 часа: 1 теоретический вопрос и 1 задача в билете.


1.1Критерии оценки знаний, навыков


Текущий контроль осуществляется в виде еженедельного домашнего задания и оценки работы студентов на практических занятиях. Для выяснения уровня усвоения теоретического материала после каждого пройденного раздела проводится тестирование. Текущий контроль для каждого студента подразумевает подготовку реферата по заранее выбранной и согласованной с преподавателем теме. Работа над рефератом ведется на протяжении 4 недель в течение 3 модуля.

Контрольная работа содержат несколько задач. Для каждой из задач студент должен представить решение в электронном виде, включая исходный код и исполняемый файл программы.
Итоговый контроль: экзамен на последней неделе 3 модуля. Учитываются результаты домашней работы и реферата. Оценка определяется в соответствии с п. 10.

Содержание дисциплины


Раздел 1. Виды и технологии тестирования ПО (Программного обеспечения)
Тема 1. Введение в дисциплину.
Место информационной безопасности экономических систем в национальной безопасности страны. Концепция информационной безопасности.

Основная литература

Галицкий А. В., Рябко С.Д., Шаньгин В.Ф. Защита информации в сети — анализ технологий и синтез решений. М.: ДМК Пресс, 2004.

Бармен Скотт. Разработка правил информационной безопасности. М.: Вильямс, 2008
Тема 2. Методы криптографии
Шифр Цезаря. Квадрат Полибия (тюремная азбука). Квадрат Кардано. Таблица Виженера. Шифрование по книге. Цифровая криптография. Лента Вернама. Сложение по модулю 2. Абсолютная стойкость шифра. Практическая стойкость шифра. Атака на основе шифротекста. Атака на основе известного открытого текста. Надежность шифр. Симметричное шифрование. Поточные шифры. Стойкость шифров гаммирования. Линейные регистры сдвига. Блочные шифры. Схема блочных шифров – сеть. SP-сеть. Асимметричное шифрование. Открытый ключ. Схема RSA. Электронная цифровая подпись. Хэш-функция.

Основная литература

Галицкий А. В., Рябко С.Д., Шаньгин В.Ф. Защита информации в сети — анализ технологий и синтез решений. М.: ДМК Пресс, 2004.

Бармен Скотт. Разработка правил информационной безопасности. М.: Вильямс, 2008

Тема 3. Информационная безопасность в условиях функционирования в России глобальных сетей

Основные нормативные руководящие документы, касающиеся государственной тайны, нормативно-справочные документы. Назначение и задачи в сфере обеспечения информационной безопасности на уровне государства.
Основная литература

Галицкий А. В., Рябко С.Д., Шаньгин В.Ф. Защита информации в сети — анализ технологий и синтез решений. М.: ДМК Пресс, 2004.

Бармен Скотт. Разработка правил информационной безопасности. М.: Вильямс, 2008
Тема 4. Международные стандарты информационного обмена

Основные понятия информационной безопасности.
Основная литература

Запечников С. В., Милославская Н. Г., Толстой А. И., Ушаков Д. В. Информационная безопасность открытых систем. В 2-х тт. М.: ДМК Пресс, 2004.
Тема 5. Модели безопасности и их применение

Модели доступа. Решетчатая модель. Модель Белл-ЛаПадула. Модель Биба. Модель Гогена-Мезигера. Модель Сазерленда. Модель Кларка-Вильсона Основная теорема безопасности. Обязательное управление доступом и переназначаемое управление доступом. Доступ по правилам и доступ по ролям

Основная литература

Запечников С. В., Милославская Н. Г., Толстой А. И., Ушаков Д. В. Информационная безопасность открытых систем. В 2-х тт. М.: ДМК Пресс, 2004.
Тема 6. Анализ способов нарушений информационной безопасности. Три вида возможных нарушений информационной системы.

Нарушения конфиденциальности. Изменения в системе (нарушение целостности). Утрата работоспособности или производительности. Источники и мотивы нарушений. Непреднамеренные ошибки пользователей. Преднамеренные действия сотрудников. Действия сторонних лиц криминального характера.

Основная литература

Галицкий А. В., Рябко С.Д., Шаньгин В.Ф. Защита информации в сети — анализ технологий и синтез решений. М.: ДМК Пресс, 2004.

Бармен Скотт. Разработка правил информационной безопасности. М.: Вильямс, 2008


Тема 7. Понятие угрозы. Виды противников или "нарушителей". Понятия о видах вирусов.

Классификация угроз информационной безопасности. Атаки. Классификация атак. Локальные атаки. Типовая атака на систему. Закладки в аппаратном обеспечении. Преодоление ограничений доступа на уровне firmware. Получение доступа на этапе загрузки ОС. Атаки на средства аутентификации. Биометрические средства аутентификации.

Основная литература

Галицкий А. В., Рябко С.Д., Шаньгин В.Ф. Защита информации в сети — анализ технологий и синтез решений. М.: ДМК Пресс, 2004.

Бармен Скотт. Разработка правил информационной безопасности. М.: Вильямс, 2008
Тема 8. Использование защищенных компьютерных систем.

Нормативно-правовые, морально-этические, организационные и физические (технические) механизмы защиты. Аппаратно-программные средства защиты информации: идентификация и аутентификация пользователей, шифрование дисковых данных, шифрование данных, передаваемых по сетям, аутентификация электронных данных

Основная литература

Галицкий А. В., Рябко С.Д., Шаньгин В.Ф. Защита информации в сети — анализ технологий и синтез решений. М.: ДМК Пресс, 2004.

Бармен Скотт. Разработка правил информационной безопасности. М.: Вильямс, 2008
Тема 9. Основные технологии построения защищенных АИС.

Контроль жизненного цикла программного обеспечения. Сертификация.
Галицкий А. В., Рябко С.Д., Шаньгин В.Ф. Защита информации в сети — анализ технологий и синтез решений. М.: ДМК Пресс, 2004.

Бармен Скотт. Разработка правил информационной безопасности. М.: Вильямс, 2008

Запечников С. В., Милославская Н. Г., Толстой А. И., Ушаков Д. В. Информационная безопасность открытых систем. В 2-х тт.
Тема 10. Политика информационной безопасности.

Концепция информационной безопасности. Управление рисками Политика информационной безопасности.

Галицкий А. В., Рябко С.Д., Шаньгин В.Ф. Защита информации в сети — анализ технологий и синтез решений. М.: ДМК Пресс, 2004.

Бармен Скотт. Разработка правил информационной безопасности. М.: Вильямс, 2008

Запечников С. В., Милославская Н. Г., Толстой А. И., Ушаков Д. В. Информационная безопасность открытых систем. В 2-х тт.


Образовательные технологии


Традиционное чтение лекций. Разбор практических задач. Демонстрация иллюстративных материалов.

Методические рекомендации преподавателю


Темы индивидуальных заданий для проведения практических занятий, вопросов для тестирования теоретических знаний и экзаменационных вопросов и задач должны являться уникальными для каждого нового учебного года.

Методические указания студентам


Для более глубокого усвоения курса предполагается использование студентами дополнительной литературы, работа в библиотеке, поиск информации в сети Интернет.

Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

1.2Тематика заданий текущего контроля


Примеры тем рефератов.

1.Место информационной безопасности экономических систем в национальной безопасности страны. Информационная безопасность в условиях функционирования в России глобальных сетей. Основные нормативные руководящие документы, касающиеся государственной тайны, нормативно-справочные документы. Назначение и задачи в сфере обеспечения информационной безопасности на уровне государства. Международные стандарты информационного обмена.

2.Основные положения теории информационной безопасности информационных систем. Конфиденциальность. Целостность. Доступность.

3.Основные положения теории информационной безопасности информационных систем. Объект и субъект доступа. Средство работы с информацией. Несанкционированный доступ к информации.

4.Основные положения теории информационной безопасности информационных систем. Идентификация. Аутентификация.

5.Основные положения теории информационной безопасности информационных систем. Принципы распределения прав и ответственности.

6.Модели безопасности и их применение. Модели доступа. Решетчатая модель. Модель Белл-ЛаПадула. Модель безопасности.

7.Модели безопасности и их применение. Модели доступа. Модель Биба. Модель Гогена-Мезигера. Модель безопасности.

8.Модели безопасности и их применение. Модели доступа. Модель Сазерленда. Модель Кларка-Вильсона. Модель безопасности.

9.Модели безопасности и их применение. Модели доступа. Обязательное управление доступом и переназначаемое управление доступом Доступ по правилам и доступ по ролям. Модель безопасности.

10.Таксономия (классификация) нарушений информационной безопасности вычислительной системы и причины, обуславливающие их существование. Три вида возможных нарушений информационной системы. Нарушения конфиденциальности.

11.Таксономия (классификация) нарушений информационной безопасности вычислительной системы и причины, обуславливающие их существование. Три вида возможных нарушений информационной системы. Изменения в системе.

12.Таксономия (классификация) нарушений информационной безопасности вычислительной системы и причины, обуславливающие их существование. Три вида возможных нарушений информационной системы. Утрата работоспособности или производительности.

13.Анализ способов нарушений информационной безопасности. Виды противников или "нарушителей". Источники и мотивы нарушений. Непреднамеренные действия сотрудников.

14.Анализ способов нарушений информационной безопасности. Виды противников или "нарушителей". Источники и мотивы нарушений. Преднамеренные действия сотрудников.

15.Анализ способов нарушений информационной безопасности. Виды противников или "нарушителей". Источники и мотивы нарушений. Действия сторонних лиц криминального характера.
Тема реферата для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке.

1.3Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу или к каждому промежуточному и итоговому контролю для самопроверки студентов:
1.Понятие угрозы. Классификация угроз информационной безопасности. Угрозы, не зависящие от человека.

2.Понятие угрозы. Классификация угроз информационной безопасности. Искусственные угрозы.

3.Понятие угрозы. Классификация угроз информационной безопасности. Угрозы информационной безопасности от использования специальных средств.

4.Атака. Локальная и удаленная атака. Хакер. Кракер. Фрикер.

5.Типовая атака на систему.

6.Локальные атаки. Социальная инженерия.

7.Закладки в аппаратном обеспечении.

8.Преодоление ограничений доступа на уровне firmware.

9.Получение доступа на этапе загрузки ОС.

10.Атаки на средства аутентификации. Биометрические средства аутентификации.

11.Атаки на средства аутентификации. Токены.

12.Атаки на средства аутентификации. Пароли. Способы хранения паролей Системной политики паролей

13.Атаки на средства аутентификации. Пароли. Имитация системного приглашения Атака на слабость паролей.

14.Атаки класса "повышение привилегий".

30.Постороннее программное обеспечение.

15.Удаленные атаки. Зловредные программы.

16.Понятия о видах вирусов.

17.Удаленные атаки. Атаки на отказ в обслуживании. Маскировка.

18.Удаленные атаки. Атаки на маршрутизацию. Переполнение буфера.

19.Удаленные атаки. Атаки на севрверы: CGI и HTTP. Атаки на клиентов: АсtiveX, Java.

20.Удаленные атаки. Атаки на поток данных. Активные атаки. Атака повтором.

21.Атака "злоумышленник-посредник". Атаки на основе сетевой маршрутизации. Перехват сессии.

22.Защита. Использование защищенных компьютерных систем. Механизмы защиты. Нормативно-правовые, морально-этические, организационные и физические (технические) средства защиты.

23.Основные технологии построения защищенных АИС. Контроль жизненного цикла программного обеспечения с точки зрения информационной безопасности. Мероприятия, осуществляемые при создании ИС. Сертификация программного обеспечения.

24.Основные технологии построения защищенных АИС.

Порядок формирования оценок по дисциплине


Контроль знаний студентов включает формы текущего и итогового контроля. Текущий контроль осуществляется в течение трех модулей. В рамках учебного курса предусмотрены различные формы текущего контроля знаний и работы студентов на практических занятиях: домашние задания (после каждого практического занятия, каждое по 80 минут), реферат во втором модуле, контрольная работа. Каждая форма текущего контроля оценивается по 10-балльной шкале, оценка выставляется в рабочую ведомость преподавателя. Формы итогового контроля – экзамен по окончании четвертого модуля. Каждая форма итогового контроля оценивается так же по 10-балльной шкале.
Контрольная работа (Ок/р)

высшая оценка в 9 баллов (10 баллов только в исключительных случаях) проставляется при полностью правильных ответах на вопросы и отличном выполнении заданий (правильном решении задачи, четком и исчерпывающем ее представлении);

почти отличная оценка в 8 баллов проставляется при полностью правильных ответах на вопросы и отличном выполнении заданий, но при отсутствии четкого и исчерпывающего представления решаемой задачи;

оценка в 7 баллов проставляется при правильных ответах на вопросы и правильном решении задачи, но при наличии отдельных неточностей в ответах на вопросы;

оценка в 6 баллов проставляется при наличии отдельных неточностей в ответах на вопросы (включая грамматические ошибки) или неточностях в решении задачи непринципиального характера (описки и случайные ошибки);

оценка в 5 баллов проставляется в случаях, когда в ответах на вопросы и в решении задачи имеются неточности и ошибки, свидетельствующие о недостаточном понимании изучаемой дисциплины и требующие дополнительного обращения к учебным материалам;

оценка в 4 балла проставляется при наличии серьезных ошибок в ответах на вопросы и в решении задачи, что свидетельствует о наличии пробелов в знании изучаемой дисциплины;

оценка в 3 балла проставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в ответах на вопросы и в решении задач, говорящих лишь о потенциальной возможности в последующем более успешного выполнения заданий; оценка в 3 балла, как правило, ведет к повторному решению дополнительной задачи;

оценка в 2 балла проставляется при полном отсутствии положительных моментов в ответах на вопросы и в решении задачи и, как правило, ведет к повторному написанию контрольной работы в целом;

оценка в 1 балл проставляется в тех случаях, когда наряду с неправильными ответами на вопросы и решением задачи имеют место какие-либо демонстративные проявления безграмотности или неэтичное отношение к изучаемой дисциплине.

Домашнее задание (Одз):

оценка в 10 баллов проставляется в исключительных случаях самостоятельно проведенной работы, результаты которой могут в дальнейшем использоваться в учебном процессе или в исследовательской работе студента;

оценка в 8-9 баллов проставляется при самостоятельно разработанном или удачно адаптированном и отлично представленном исследовании по выбранной тематике;

оценка в 6-7 баллов проставляется при своевременно выполненном и самостоятельно представленном исследовании по выбранной тематике;

оценка в 4-5 баллов проставляется при частичном, несамостоятельном участии в выполнении работ над заданием;

оценка в 2-3 балла проставляется, когда студент не может самостоятельно представить работу или когда работа носит явные признаки заимствований (работу предлагается переделать);

оценка в 1 балл проставляется при наличии каких-либо демонстративных проявлений безграмотности и неэтичного отношения к работе.

Реферат (Ореферат):

высшая оценка в 9 баллов (10 баллов только в исключительных случаях) проставляется если реферат написан по уникальной теме, не охватываемой данным курсом. Содержит материал, интересный для предоставления другим студентам в рамках курса. Проведено изучение как минимум 6 литературных источников (за исключением интернет-ресурсов). Реферат содержит обширное исследование темы, собственные выводы и размышления;

почти отличная оценка в 8 баллов проставляется если реферат описан по интересной теме, проведено исследование как минимум 5 литературных источников (за исключением интернет-ресурсов). Реферат имеет достаточный объем, тема полностью раскрыта и подкреплена собсвенными выводами.

оценка в 6-7 баллов выставляется если для написания реферата проведено исследование как минимум 3 литературных источников (за исключением интернет-ресурсов). Тема раскрыта в достаточном объеме.

оценка в 4-5 баллов проставляется в случаях, когда реферат написан только по одному литературному источнику (за исключением интернет-ресурсов). Реферат содержит только факты и информацию, доступную в источнике и ресурсах сети интернет, не содержит собсвенных исследований и выводов по теме. Объем реферата не достаточный для полного раскрытия темы.

оценка в 2-3 балла проставляется, когда реферат написан исключительно из источников, доступных в сети интернет, не содержит информации, доступной в специализированной литературе что свидетельствует о том, что студент не изучил предложенную тему в полной мере. Реферат имеет чрезвычайно краткий объем и не содержит полезной информации.

оценка в 1 балл проставляется в тех случаях, когда наряду с нераскрытой темой реферата и отсутствием достаточного объема выполненной работы, имеют место какие-либо демонстративные проявления безграмотности или неэтичное отношение к изучаемой дисциплине.

Экзамен (Оэкз):

На экзамене, представляющем собой письменные ответы на вопросы и решение задачи с последующим собеседованием, оценка проставляется следующим образом:

высшая оценка в 9 баллов (10 баллов только в исключительных случаях) проставляется при отличном выполнении заданий (полных, с примерами и возможными обобщениями ответах на вопросы, при правильном решении задачи и детальном ее представлении);

почти отличная оценка в 8 баллов проставляется при полностью правильных ответах на вопросы и решении задачи, но при отсутствии примеров и обобщений, а также детального представления решаемой задачи;

оценка в 7 баллов проставляется при правильных ответах на вопросы и правильном решении задачи, но при отсутствии пояснений и обобщений, а также детального представления решаемой задачи;

оценка в 6 баллов проставляется при наличии отдельных неточностей в ответах на вопросы или неточностях в решении задачи непринципиального характера (описки и случайные ошибки);

оценка в 4-5 баллов проставляется в случаях, когда в ответах на вопросы и в решении задачи имеются существенные неточности и ошибки, свидетельствующие о недостаточном понимании изучаемой дисциплины;

оценка в 2-3 балла проставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в ответах на вопросы и в решении задачи;

оценка в 1 балл проставляется в тех случаях, когда наряду с неправильными ответами на вопросы и решением задачи имеют место какие-либо демонстративные проявления безграмотности или неэтичное отношение к изучаемой дисциплине.

По результатам устного собеседования с преподавателем возможны корректировки оценки в ту или иную сторону.
Аудиторная работа (Оауд):
Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: активность на уроке, правильное решение задач. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед итоговым контролем - (Оауд).
Результирующая оценка за дисциплину (Орезульт):
Результирующая оценка за дисциплину по 10-бальной шкале рассчитывается следующим образом:

Орезульт = 0,5* Онакопл + 0,5 *Оэкз
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 0,6* Отекущий + 0,4* Оауд

где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП:

Отекущий = 0,3·Ореферат + 0,3·Ок/р + 0,4·Одз

Оценки, полученные после арифметического округления этих величин до целого значения, выставляются как результирующие оценки по 10-балльной шкале по учебной дисциплине «Промышленное программирование и управление жизненным циклом» в экзаменационную ведомость.

Оценка за итоговый контроль (Оэкз) - блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей (Орезульт). На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

1.4Основная литература


Галицкий А. В., Рябко С.Д., Шаньгин В.Ф. Защита информации в сети — анализ технологий и синтез решений. М.: ДМК Пресс, 2004.

Бармен Скотт. Разработка правил информационной безопасности. М.: Вильямс, 2008

Запечников С. В., Милославская Н. Г., Толстой А. И., Ушаков Д. В. Информационная безопасность открытых систем. В 2-х тт. 2010г.

1.5Дополнительная литература


Петренко С.А., Смирнов С.В. Управление информационными рисками. Экономически оправданная безопасность. М.: Компания АйТи: К Пресс 2005 – 384 с.
Журнал «Мир ПК»2008г.

Журнал «Открытые системы. СУБД – Инфокоммуникационные технологии»

Журнал «Безопасность в техносфере»

Материально-техническое обеспечение дисциплины


Мультимедийное оборудование – ноутбук, экран, проектор.

Используется ПО в компьютерном классе НИИТ. В НИУ ВШЭ – Нижний Новгород студентам предоставляется возможность самостоятельной работы с электронными ресурсами информации, периодической литературой.

Автор программы О.М. Приблудова


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины Информационная безопасность для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины Безопасность информационных сетей для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400....
Программа дисциплины Информационная безопасность для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины и управление жизненным циклом для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400....
Программа дисциплины Информационная безопасность для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины для направления 010400. 62 «Прикладная математика...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления...
Программа дисциплины Информационная безопасность для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины “Философия науки“ для направления 010400. 62...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400. 62 «Прикладная...
Программа дисциплины Информационная безопасность для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины «Герменевтика» для направления 010400. 68 «Прикладная...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 010400. 68 "Прикладная...
Программа дисциплины Информационная безопасность для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины Современные методы принятия решений  для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 010400....
Программа дисциплины Информационная безопасность для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины Английский язык для направления 080400. 62 Прикладная...
Программа дисциплины Английский язык для направления 080400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра
Программа дисциплины Информационная безопасность для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины «Модели корпусной лингвистики» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400. 68 "Прикладная...
Программа дисциплины Информационная безопасность для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины Архитектура ЭВМ для направления 010400. 68 «Прикладная...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400....
Программа дисциплины Информационная безопасность для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данный нис, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400. 62...
Программа дисциплины Информационная безопасность для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconСценарий познавательно-развлекательного марафона «информатика наш друг»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления...
Программа дисциплины Информационная безопасность для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления 010400. 62 «Прикладная математика...
Программа дисциплины Информационная безопасность для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины Промышленное программирование и управление жизненным...
«Убегающая кнопка» развивает у учеников первоначальные навыки работы с мышью
Программа дисциплины Информационная безопасность для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации icon1 Нормативные документы для разработки ооп впо по направлению подготовки...
Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки...
Программа дисциплины Информационная безопасность для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации icon1. Понятие о науке
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления...
Программа дисциплины Информационная безопасность для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины Английский язык для направления 010400. 62 «Прикладная...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск