Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «базы данных»





Скачать 379.42 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «базы данных»
страница1/8
Дата публикации07.04.2015
Размер379.42 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Информатика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8


Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»
Институт математики и информатики

Кафедра прикладной информатики в управлении

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


учебной дисциплины

«БАЗЫ ДАННЫХ»
По направлению 080500 «Бизнес-информатика»

Профиль подготовки «Технологическое предпринимательство».

Квалификация (степень) – «Бакалавр бизнес-информатики».

Форма обучения - очная.

Курс 2.

Семестр 3.

Москва

2011

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 080500 «Бизнес-информатика», профиль подготовки - «Технологическое предпринимательство».


Автор: доцент кафедры прикладной информатики в управлении Института математики и информатики к.т.н., доцент Ткачев О.А.

Рецензенты:

д.т.н., профессор Дикарев В.А.

к.т.н., доцент Офицеров В.П.


Программа одобрена на заседании ___________________________________

от ______________ 2011 г., протокол № ___.


Заведующий кафедрой

прикладной информатики в управлении В.П. Офицеров


ЧАСТЬ I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины – изучение и практическое освоение методов создания баз данных и их последующей эксплуатации. Рассматриваются теоретические и прикладные вопросы применения современных систем управления базами данных.

Задачи дисциплины:

  • Ознакомление с архитектурой баз данных и этапами их проектирования.

  • Изучение возможностей современных систем управления базами данных (СУБД) для создания баз данных и управления ими.

  • Изучение методов построения модели предметной области и ее анализа.

  • Ознакомление с формальными методами логического проектирования баз данных.

  • Изучение языков SQL и Transact SQL для манипулирования данными.

  • Изучение средств разработки приложений баз данных.

  • Ознакомление с тенденциями и перспективами развития баз данных.


2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Место дисциплины в учебном процессе: 2 курс 3 семестр по очной форме обучения. Изучение предусмотрено в базовой части профессионального цикла.

Общая трудоемкость по дисциплине в соответствии с ФГОС: 4 зачетные единицы (140 часов).

Количество аудиторных часов: 76, из них 40 часов – лекционные занятия, 36 часов – лабораторные работы.

Отчетность по дисциплине: – экзамен.
3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Для успешного изучения данной дисциплины студенты должны обладать следующими знаниями и компетенциями:

«Информатика и программирование» (1 семестр), «Информационные системы и технологии» (1,2 семестр).
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:: ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-13, ПК-16, ПК-17, ПК-19
Профессиональные компетенции (ПК):


  • способен ставить и решать прикладные задачи с использованием современных информационных технологий (ПК-4);

  • способен осуществлять и обосновывать выбор проектных решений по видам обеспечения информационных систем (ПК-5);

  • способен проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе, участвовать в реинжиниринге прикладных и информационных процессов (ПК-8);

  • способен моделировать и проектировать структуры данных и знаний, прикладные и информационные процессы (ПК-9);

  • способен применять методы анализа прикладной области на концептуальном, логическом, математическом и алгоритмическом уровнях (ПК-17);

  • способен анализировать рынок программно-технических средств, информационных продуктов и услуг для решения прикладных задач и создания информационных систем (ПК-19).


В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: особенности реляционной модели и их влияние проектирование БД, изобразительные средства, используемые в ER-моделировании; языки описания и манипулирования данными разных классов (QBE, SQL, элементы 4GL), технологии организации БД;
Уметь: определить предметную область, спроектировать реляционную базу данных (определить состав каждой таблицы, типы полей, ключ для каждой таблицы), определить ограничения целостности, получать результатные данные в виде различном виде (ответов на запросы, экранных форм, отчетов);
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

(в часах и зачетных единицах)


Виды учебной работы

В часах (зач.ед)

Трудоемкость по ФГОС (зачетные единицы), в том числе:

140 (4з.е.)

самостоятельная работа

64

в аудитории, из них:

76

лекции;

40

практические занятия;




лабораторные работы.

36

индивид. занятия




курсовые экзамены




5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ЕЕ РАЗДЕЛОВ
Тема 1. Архитектура БД. Функции СУБД.

Определение понятия База данных. Особенности обработки данных с использование СУБД. Функции СУБД. Архитектура БД: внешний уровень, концептуальный уровень, физический уровень. Физическая и логическая независимость.
Тема 2. Реляционная модель данных. Операции над отношениями.

Определение понятия отношения. Свойства отношений. Операции объединения, разности, декартова произведения, проекции, селекции, пересечения, соединения, естественного соединения, деления.
Тема 3. Проектирование базы данных

Предметная область. Модель предметной области. Логическая модель данных. Логическое проектирование реляционных БД. Физическая модель данных. Этапы проектирования БД.
Тема 4.. Нормализация отношений.

Проектирование реляционных баз данных с использованием принципов нормализации. Функциональные зависимости. Ключи отношений. Первая и вторая нормальная формы. Третья нормальная форма. Нормальная форма Бойса-Кодда. Многозначные зависимости. Четвертая нормальная форма.
Тема 5. Построение и анализ диаграмм сущность – связь.

Определение понятия сущность. Атрибуты, описывающие свойства сущности. Типы и свойства связей между сущностями. Правила перехода от диаграммы сущность – связь к логической модели базы данных.
Тема 6. Язык SQL. Назначение языка SQL и формирование запросов.

Основные понятия SQL. Характеристики SQL. Терминология и типы данных SQL. Операторы определения объектов базы данных. Операторы защиты и управления данными. Операторы манипулирования данными: выборка данных, добавление данных, изменение данных, удаление данных. Создание и использование представлений.
Тема 7. Transact SQL (T-SQL).

Переменные, операторы управления, функции T-SQL. Хранимые процедуры и функции. Триггеры. Модели транзакций. Журнал транзакций. Проблемы параллельного выполнения транзакций. Блокировки, виды блокировок.
Тема 8. Сравнение архитектур распределенной обработки данных

Распределенная обработка данных. Функции приложения. Модели взаимодействия приложений с базой данных. Сравнение архитектур файл-сервер и клиент-сервер. Архитектура и основные возможности СУБД MS SQL Server.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
а) основная литература:

  1. Диго С.М. Базы данных: проектирование и использование: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2005. -592с.

  2. Кузин А.В. Базы данных : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А.В. Кузин, С.В. Левонисова. - 3-е изд., стер.(2008). - М. : Academia, 2005, 2008. - 316с.

  3. Кузнецов С.Д. Основы баз данных. БИНОМ 2010.

  4. Роб П., Корнел К. Системы баз данных: проектирование реализация и управление. БХВ-Петербург. 2004

  5. Кренке Д. Теория и практика построения баз данных. Питер-2003.

  6. Тернстрем Т., Вебер Э., Хотек М. Мicrosoft SQL Server 2008. Разработка баз данных. Учебный курс Мicrosoft. М.: Издательство «Русская Редакция». 2010.

  7. Петкович Д. Мicrosoft SQL Server 2008. Руководство для начинающих. БХВ-Петербург, 2009.

  8. Фленов М. Transact-SQL. БХВ-Петербург. 2006.

б) дополнительная литература:

  1. Мартин Грабер. SQL. Лори-2003.

  2. Дьюсон Р. Мicrosoft SQL Server 2008 для начинающихразработчиков.
    БХВ-Петербург, 2009.

  3. http://www.intuit.ru

  4. http://citforum.ru

г) программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий:

  1. СУБД MS Access 2003 и MS SQL Server 2005/2008.

7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ
Для проведения лекционных занятий требуется аудитория на курс, оборудованная меловой или интерактивной доской, мультимедийным проектором с экраном.

Для проведения лабораторных работ и практических занятий требуется специализированный компьютерный класс с установленными СУБД MS Access 2003 и MS SQL Server 2005/2008.

ЧАСТЬ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАН

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ



Тема

Общая трудоемкость

Самостоятельная работа

Лекции

Практ. занятия

Лаборат. работы

Всего аудиторных

Курсовые экз.



Тема 1. Архитектура БД. Функции СУБД. Этапы проектирования БД.

8

6

2

-

-

2






Тема 2. Реляционная модель данных. Основные понятия : домен, атрибут, отношение, кортеж. Операции над отношениями.

8

6

2

-

-

2






Тема 3. Проектирование базы данных. Предметная область. Модель предметной области. Логическая модель данных. Логическое проектирование реляционных БД.

20

10

4

-

6

10






Тема 4. Нормализация отношений. Правила приведения отношений к 1-й, 2-й, 3-й, 4-й нормальной форме.

20

8

6

-

6

12






Тема 5. Построение и анализ диаграмм сущность – связь. Типы и свойства связей. Правила перехода от диаграммы сущность – связь к логической модели базы данных

20

8

6

-

6

12






Тема 6. Язык SQL. Формирование запросов. Назначение языка SQL. Операторы определения объектов базы данных. Операторы манипулирования данными.

30

12

10

-

8

18






Тема 7. Transact SQL (T-SQL). Переменные, операторы управления, функции T-SQL. Хранимые процедуры и функции. Триггеры. Модели транзакций. Журнал транзакций. Проблемы параллельного выполнения транзакций.

34

14

10

-

10

20






Форма отчетности:

зачет






















Всего по курсу:

140 (4 з.е.)

64

40

-

36

76






1.1. ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. Архитектура БД. Функции СУБД. Этапы проектирования БД. (2 часа)
Определение понятия База данных. Особенности обработки данных с использование СУБД. Функции СУБД. Архитектура БД: внешний уровень, концептуальный уровень, физический уровень. Физическая и логическая независимость.

Изучив данную тему, студент должен:
знать:


  • принципы организации и архитектуры банков данных;

  • назначение и функции СУБД

уметь:

  • применять современную методологию на стадии технического проектирования - обследование, выбор и системное обоснование проектных решений по структуре информационных моделей и базам данных, по архитектуре банка данных и его компонентам.


Литература [1, 2, 3,4].
Тема 2. Реляционная модель данных. Основные понятия : домен, атрибут, отношение, кортеж. Операции над отношениями (2 часа).
Определение понятия отношения. Свойства отношений. Операции объединения, разности, декартова произведения, проекции, селекции, пересечения, соединения, естественного соединения, деления.
Изучив данную тему, студент должен:
знать:


  • основные понятия реляционной модели данных;

  • свойства отношений.

уметь:

  • выполнять операции реляционной алгебры.

Литература [1, 2, 3,4].

Тема 3. Проектирование базы данных (4 часа)
Предметная область. Модель предметной области. Логическая модель данных. Логическое проектирование реляционных БД. Физическая модель данных. Этапы проектирования БД.
Изучив данную тему, студент должен:
знать:


  • современные методы и средства разработки и синтеза моделей предметных областей базы данных;

  • последовательность и этапы проектирования баз данных;

-уметь:

  • применять современную методологию для исследования и синтеза информационных моделей предметных областей БД.

Литература [1, 2, 3,4].
Тема 4.. Нормализация отношений (6 часов).
Проектирование реляционных баз данных с использованием принципов нормализации. Функциональные зависимости. Ключи отношений. Первая и вторая нормальная формы. Третья нормальная форма. Нормальная форма Бойса-Кодда. Многозначные зависимости. Четвертая нормальная форма.

Изучив данную тему, студент должен:
знать:


  • различные виды функциональных зависимостей между атрибутами;

  • методику нормализации отношений;

уметь:

  • применять методику нормализации отношений при проектировании логической структуры БД.

Литература [1, 2, 3,4].
Тема 5. Построение и анализ диаграмм сущность – связь (6 часов).
Определение понятия сущность. Атрибуты, описывающие свойства сущности. Типы и свойства связей между сущностями. Правила перехода от диаграммы сущность – связь к логической модели базы данных.
Изучив данную тему, студент должен:
знать:


  • основные элементы и правила построения; ER-диаграмм;

  • типы связей между сущностями и их свойства;

уметь:

  • создавать ER-диаграммы для заданных предметных областей БД;

  • осуществлять переход от ER-диаграммы к логической модели БД.

Литература [1, 2, 3,4].
Тема 6. Язык SQL. Назначение языка SQL и формирование запросов
(10 часов).


Основные понятия SQL. Характеристики SQL. Терминология и типы данных SQL. Операторы определения объектов базы данных. Операторы защиты и управления данными. Операторы манипулирования данными: выборка данных, добавление данных, изменение данных, удаление данных. Создание и использование представлений.

Изучив данную тему, студент должен:
знать:


  • различные типы операторов языка SQL;

  • правила применения операторов языка SQL для манипулирования данными.

уметь:

  • применять операторы языка SQL.

Литература [6,7,8].
Тема 7. Transact SQL (T-SQL) (10 часов).

Переменные, операторы управления, функции T-SQL. Хранимые процедуры и функции. Триггеры. Модели транзакций. Журнал транзакций. Проблемы параллельного выполнения транзакций. Блокировки, виды блокировок.

Изучив данную тему, студент должен:
знать:


  • структуру и основные операторы процедур Transact SQL;

  • типы процедур Transact SQL и особенности их использования.

уметь:

  • создавать различные типы процедур Transact SQL.

Литература [6,7,8].

1.2. ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

Лабораторная работа №1. Формирование структуры базы данных в среде СУБД MS ACCESS 2003. Ввод и редактирование данных (4 часа).

Цель работы: формирование структуры базы данных.

Задачи работы: изучить средства СУБД MS ACCESS 2003, предназначенные для формирования структуры БД.

Программно-аппаратное обеспечение: СУБД MS ACCESS 2003.
Лабораторная работа №2. Создание запросов для поиска и изменения данных (4 часа).

Цель работы: создание запросов.

Задачи работы: изучение правил формирования запросов на выборку данных и их изменения.

Программно-аппаратное обеспечение: СУБД MS ACCESS 2003.
Лабораторная работа №3. Разработка экранных форм (4 часа).

Цель работы: разработка экранных форм.

Задачи работы: изучить средства СУБД MS ACCESS 2003, позволяющие создавать интерфейс пользователя.

Программно-аппаратное обеспечение: СУБД MS ACCESS 2003.
Лабораторная работа № 4. Создание и редактирование отчетов (4 часа).

Цель работы: Создание и редактирование отчетов.

Задачи работы: изучить средства СУБД MS ACCESS 2003 формирования отчетов для вывода данных на печать.

Программно-аппаратное обеспечение: СУБД MS ACCESS 2003.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «базы данных» iconУчебно-методический комплекс дисциплины базы данных в социальной...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта 2-го поколения...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «базы данных» iconУрок по информатике по теме "Системы управления базами данных. Создание...
Повторить понятие “База данных”, “поле базы данных”, “запись базы данных”, “субд”
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «базы данных» iconБазы данных
Для признания исключительного права на базы данных не требуется специальной регистрации (однако предпочтительно осуществлять государственную...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «базы данных» iconРабочая программа учебной дисциплины базы данных
Целью дисциплины является изучение основ информационного обеспечения автоматизированных информационных систем в виде баз и банков...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «базы данных» iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «базы данных» iconПредисловие учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс (умк) совокупность материалов, регламентирующих содержание учебной и методической работы по организации...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «базы данных» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине: Технический перевод для специальности
Учебно-методический комплекс (умк) совокупность материалов, регламентирующих содержание учебной и методической работы по организации...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «базы данных» iconКурсовая работа Тема: «Создание базы данных ’’Поставщики’’»
Базы данных обеспечивают надежное хранение информации, структурированном виде и своевременный доступ к ней. Практически любая современная...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «базы данных» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «социология»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «базы данных» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «культурология»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «базы данных» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «политология»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «базы данных» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «иностранный язык»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе Государственного образовательного стандарта (далее гос) по специальности...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «базы данных» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «криминалистика»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «базы данных» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «жилищное право»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе государственного образовательного стандарта (далее гос) по специальности...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «базы данных» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «иностранный язык»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе Государственного образовательного стандарта (далее гос) по специальности...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «базы данных» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «профессиональная этика»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск