Областное образовательное автономное учреждение
среднего профессионального образования
«Липецкий медицинский колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ПРОФЕССИНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальности
060501 Сестринское дело
2011 год
ОДОБРЕНА
Цикловой методической комиссией
и утверждена на заседании ЦМК ОПД и МОЕНД
№___ «___» ____________20___г
Председатель ЦМК
_______ Тюменцева Л.В. Автор: Орлова М.Н.
преподаватель информатики высшей квалификационной категории ООАУ СПО «ЛМК» Рецензенты:
- Королева Е.Н.;
преподаватель информатики высшей квалификационной категории ООАУ СПО «ЛМК» - Москалева И.Ю.
преподаватель информатики высшей квалификационной категории ФГОУ СПО Липецкий металлургический колледж, председатель ОМО
|
| Составлена в соответствии с ФГОС к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 060501 Сестринское дело Заместитель директора
по учебной работе
__________ Корнаухова Т.А.
|
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4
| СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 6
| условия реализации программы учебной дисциплины
| 11
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 12
|
1. паспорт ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Информационные технологии в профессиональной деятельности 1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060501 Сестринское дело.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по программе повышения квалификации по направлению использования информационных технологий в деятельности медицинской сестры. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина является частью математического и общего естественнонаучного цикла. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
Классифицировать программное обеспечение, внедрять современные прикладные программные средства. Работать в операционной системе Windows. Производить операции с файловой структурой. Осуществлять настройку Windows.
Осуществлять настройку пользовательского интерфейса Microsoft Word . Создавать, сохранять и редактировать документ. Форматировать текст. Осуществлять поиск, замену фрагментов текста, проверку правописания. Создавать и форматировать таблицы. Делать настройку гиперссылок. Использовать встроенный редактор формул. Вставлять графические изображения, WordArt. Производить оформление страницы документа и вывод на печать.
Создавать таблицы в Microsoft Excel. Осуществлять ввод и редактирование данных. Производить форматирование таблицы. Использовать формулы и функции. Построить диаграмму с помощью Мастера диаграмм. Редактировать диаграмму. Осуществлять сортировку и поиск данных в таблице. Установить параметры страницы. Произвести печать документа.
Создавать презентации в Microsoft Power Point. Настраивать анимационные эффекты. Запускать презентацию на выполнение.
Осуществлять поиск медицинской информации в сети Интернет, использовать электронную почту. Создавать учетную запись пользователя. Отправлять и принимать сообщения электронной почты. Осуществлять поиск, сбор и обработку информации с помощью информационно-справочных систем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
Методы и средства сбора, обработки, хранения и передачи информации. Устройство персонального компьютера. Программные средства.
Назначение, основные возможности и интерфейс Microsoft Word. Действия с документами. Правила ввода текста. Приёмы форматирования текста. Работу со списками. Способы создания таблиц, операции со столбцами и строками таблицы, приёмы форматирования таблиц. Понятия: гиперссылка, стиль документа. Основные приемы работы с графическими объектами, с WordArt. Оформление страниц и печать документа.
Назначение, основные возможности и интерфейс программы Microsoft Excel. Правила ввода и редактирования данных. Средства обработки данных. Приёмы работы с формулами и функциями. Этапы построения и приемы редактирования диаграмм. Оформление страниц и печать документа.
Назначение, основные возможности и интерфейс программы Microsoft Power Point. Способы разметки слайдов и оформления презентаций. Способы настройки анимации.
Принципы работы и назначение локальных и глобальных компьютерных сетей в информационном обмене. Тенденции развития компьютерных коммуникаций в медицине. Понятие медицинских информационных систем. Классификацию, области применения. Назначение и особенности поисковых WWW-серверов. Алгоритм поиска медицинской информации в Интернете. Электронную почту. Автоматизированное рабочее место медицинского персонала. Использование компьютерных технологий в приборах и аппаратуре медицинского назначения
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: 060501 Сестринское дело:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 120 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;
самостоятельной работы обучающегося 40 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и виды учебной работы
-
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 120
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 80
| в том числе:
|
| лекции
| 32
| практические занятия
| 44
| контрольные работы
| 4
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 40
| в том числе:
|
| оформление мультимедийных презентаций по учебным разделам и темам
| 4
| работа с учебником
| 6
| подготовка рефератов
| 4
| работа с учебным проектом
| 16
| поиск информации в Интернет
| 10
| Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Информационные технологии в профессиональной деятельности
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
| Объем
часов
| Уровень освоения
|
1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 1.
| Техническая и программная база информационных технологий
| 18
|
| Тема 1.1.
Аппаратное
и программное обеспечение современного ПК.
| Содержание учебного материала:
| 12
|
| 1.
| Назначение, принцип работы, основные пользовательские характеристики устройств ПК: ввода-вывода, отображения, хранения и передачи информации. Магистрально-модульного принцип архитектуры ЭВМ.
| 2
| 2.
| Принцип программного управления компьютером. Классификация ПО.
|
| 3.
| Особенности использования программного обеспечения компьютера. Системное ПО. Операционные системы. Организация файловой структуры.
|
| 4.
| Выполнение основных алгоритмов работы в операционной системе.
|
| Практические занятия:
Вводное занятие. Охрана труда и противопожарная безопасность при работе с ПК.
Организация работы в среде ОС Windows
Знакомство с антивирусными программами
| 6
|
| Самостоятельная работа при изучении темы:
1. Подготовка сообщения по теме «Информационное моделирование как метод познания».
2. Работа с учебником по теме «Аппаратное и программное обеспечение современного ПК», составление конспекта дополнительного материала.
3. Подготовка реферата по теме «Основные методы и средства компьютерных технологий», «Средства защиты информации».
| 6
|
| Раздел 2.
| Организация профессиональной деятельности с помощью средств
Microsoft Office
| 72
|
| Тема 2.1.
Обработка
информации средствами
Microsoft Word
| Содержание учебного материала:
| 26
|
| 1.
| Настройка пользовательского интерфейса.
| 2
| 2.
| Создание и редактирование текстового документа.
|
| 3.
| Настройка интервалов. Абзацные.
|
| 4.
| Работа со списками.
|
| 5.
| Создание и форматирование таблиц.
|
| 6.
| Выполнение вычислений по табличным данным в MS Word.
|
| 7.
8.
| Стили в документе. Использование гиперссылок.
Рисование в документе. Объекты WordArt
|
|
|
|
|
| Практические занятия:
Изучение программного интерфейса Microsoft Word. Выполнение редактирования и форматирования документов.
Изучение средств и алгоритмов создания таблиц Microsoft Word.
Изучение способов создания стилей и гиперссылок.
Изучение способов автоматизации редактирования и создание сложных текстовых документов.
| 16
|
|
Контрольные работы
-Комплексное использование MS Word для создания документов
|
2
|
| Самостоятельная работа при изучении темы:
Подготовка сообщения по теме «Средства и технологии обработки текстовой информации. Текстовые редакторы, текстовые процессоры».
Работа с учебником по теме «Обработка информации средствами Microsoft Word», составление конспекта дополнительного материала.
| 10
|
| Тема 2.2.
Обработка
информации средствами
Microsoft Excel
| Содержание учебного материала:
| 18
|
| 1.
| Назначение и интерфейс.
| 2
| 2.
| Ввод данных в ячейки. Выделение областей в таблице.
|
| 3.
| Создание и редактирование табличного документа.
|
| 4. 5.
| Выполнение операции перемещения, копирования и заполнения ячеек. Автозаполнение.
Способы создания диаграмм на основе введенных в таблицу данных. Редактирование диаграмм. Форматирование. Типы и оформление.
|
| 6.
| Встроенные функции. Статистические функции.
|
| 7.
| Выполнение математических расчетов.
|
| 8.
| Сортировка данных.
|
|
|
|
| Практические занятия:
Изучение программного интерфейса Microsoft Excel.
Ввод, редактирование и форматирование табличных данных в Microsoft Excel
Создание отчётности средствами Microsoft Excel. Построение диаграмм.
Создание отчётности средствами Microsoft Excel. Выполнение автоматических расчётов с помощью мастера функций.
Сортировка и фильтрация данных.
| 10
|
|
Контрольные работы
- Обработки табличных данных средствами табличного процессора MS Excel
|
2
|
| Самостоятельная работа при изучении темы:
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.
Работа с учебником по теме «Обработка информации средствами Microsoft Excel», составление конспекта дополнительного материала.
Подготовка реферата по теме «Обработка табличных данных», «Использование программы Microsoft Excel в профессиональной деятельности»
| 8
|
| Тема 2.3.
Технология создания презентаций
средствами
Microsoft Power Point
| Содержание учебного материала:
Назначение и интерфейс.
Создание слайдов.
Разметка слайдов.
Оформление слайдов
Настройка анимации
Показ слайдов
| 6
| 2
| Практические занятия:
Изучение программного интерфейса Microsoft Power Point
Создание презентаций средствами Microsoft Power Point
| 4
|
| Самостоятельная работа при изучении темы:
1. Работа с учебником по теме «Программа для создания компьютерных презентаций», составление конспекта дополнительного материала.
2. Работа над учебным проектом
3. Оформление мультимедийной презентации «Организация профессиональной деятельности с помощью средств Microsoft Office»
| 4
|
| Раздел 3.
| Информационные коммуникационные технологии в медицине.
| 27
|
| Тема 3.1.
Интернет.
Информационно-поисковые
и автоматизированные системы обработки данных.
| Содержание учебного материала:
| 18
|
| 1.
| Поисковые службы Интернет. Поисковые серверы WWW.
| 2
| 2.
| Работа с поисковыми серверами. Язык запросов поискового сервера. Технология поиска.
|
| 3.
| Назначение ИС, их виды.
|
| 4.
| Обзор программ по профилю специальности
|
| Практические занятия:
Изучение поисковых служб и серверов.
Изучение автоматизированных информационных систем.
Организация обмена информацией средствами почтовой службы Интернет.
Организация поиска профессиональной информации
| 8
|
| Самостоятельная работа при изучении темы:
Работа с учебником по теме «Интернет. Поисковые и автоматизированные информационные системы», составление конспекта дополнительного материала.
Подготовка сообщения по теме «Информационно – поисковые системы».
Подготовка сообщения по теме «Компьютерные коммуникационные системы ЛПУ Липецка и Липецкой области»
Работа над учебным проектом
| 9
|
|
| Всего:
| 117
|
|
3. условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» требует наличия учебного кабинета «Информационных технологий в профессиональной деятельности» с возможностью выхода в Интернет. Оборудование учебного кабинета:
- 10 рабочих мест для студентов
- 1 рабочее место преподавателя; Технические средства обучения:
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор, экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники:
Симонович С.В., Евсеев Г.А., Мураховский В.И. Информатика. Базовый курс: Учебное пособие. – СПб: Питер, 2009. – 640 с.
Глушаков С.В., Сурядный А.С., Смирнова О.В. Новейшая энциклопедия пользователя ПК. – М.: АСТ: АСТ Москва, 2008. – 752 с.
Дополнительные источники:
Гельман В.Я., Медицинская информатика. Практикум. – СПб: Питер, 2008. – 468 с.
Омельченко В.П. Практикум по медицинской информатике. – Ростов-на-Дону, 2006. – 234 с. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности - М.:ACADEMIA, ИЦ «Академия», 2008. – 255 с.
Интернет-ресурсы:
Научно-образовательный интернет-ресурс по тематике ИКТ "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (http://window.edu.ru). Разделы: "Общее образование: Информатика и ИКТ", "Профессиональное образование: Информатика и информационные технологии".
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания):
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| Умения:
|
| Классифицировать программное обеспечение, внедрять современные прикладные программные средства. Работать с элементами Windows. Осуществлять запуск программ, работать с окном программы и справочной системой Windows. Создавать объекты. Осуществлять их копирование, перемещение, удаление, восстановление.
| Оценка выполнения алгоритмов работы в операционной системе MS Windows.
| Осуществлять выбор параметров для создания документа в Microsoft Word. Получать справочную информацию по интересующей теме. Создавать, сохранять и открывать документ. Редактировать и форматировать документ. Осуществлять поиск, замену фрагментов текста, проверку правописания. Создавать таблицы в Microsoft Word. Форматировать таблицу. Связывать текст гиперссылками. Использовать формулы. Вставлять графические объекты. Производить оформление страницы документа и вывод на печать.
| Оценка выполнения алгоритмов работы в текстовом редакторе Microsoft Word и контрольной работы.
| Получать справочную информацию по интересующей теме и выполнять первоначальные настройки параметров программы Microsoft Excel . Выполнять операции по автозаполнению отдельных ячеек и диапазонов. Строить и редактировать диаграммы. Производить вычисления при помощи формул. Пользоваться средствами мастера функций. Осуществлять сортировку и поиск данных. Выполнять автоматизированные расчеты.
| Оценка выполнения алгоритмов работы с электронными таблицами Microsoft Excel и контрольной работы.
| Создавать презентации в Microsoft Power Point. Осуществлять оформление презентации. Настраивать анимационные эффекты .
| Оценка выполнения алгоритмов работы с программой Microsoft Power Point.
| Осуществлять поиск медицинской информации в сети Интернет, использовать электронную почту. Осуществлять поиск, сбор и обработку информации в автоматизированных системах медицинского назначения. Работать в информационно-справочных системах.
| Оценка выполнения алгоритмов работы в сети Интернет и электронной почте.
| Знания:
|
| Основные задачи и направления информатизации общества. Понятия информации. Методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации. Устройство персонального компьютера. Программные средства.
| Машинный (программированный) контроль в форме тестирования.
| Алгоритмы запуска программ Microsoft Word. Назначение строки меню, панелей инструментов, рабочей области, строки состояния. Понятия форматирования, редактирования документа. Способы получения справочной информации и выполнения первоначальной настройки параметров редактора. Способы создания, сохранения и открытия документа. Правила набора текста. Приемы удаления, перемещения и копирования фрагментов документа, поиска и замены фрагментов текста, проверки правописания и переноса слов, форматирования текста. Способы создания таблиц, преобразования в таблицу существующего текста и форматирования таблиц. Понятие гиперссылка. Алгоритмы создания математических формул. Основные приемы работы с рисунками, WordArt, графическими объектами. Настройку оформления страницы документа и вывода на печать.
| Машинный (программированный) контроль в форме тестирования.
| Интерфейс программы Microsoft Excel. Способы получения справочной информации и выполнения первоначальной настройки параметров программы. Понятия: ячейка, диапазон, строка, столбец электронной таблицы, относительная и абсолютная ссылка. Этапы построения и приемы редактирования диаграмм. Правила написания формул, работы с мастером функций. Основные приемы сортировки, фильтрации и поиска информации. Установку параметров страницы и вывода на печать.
| Машинный (программированный) контроль в форме тестирования.
| Интерфейс программы Microsoft Power Point. Приёмы создания презентаций. Возможности оформления слайдов. Способы настройки анимации.
| Машинный (программированный) контроль в форме тестирования.
| Принципы работы и назначение локальных и глобальных компьютерных сетей в информационном обмене. Тенденции развития компьютерных коммуникаций в медицине. Понятие медицинских информационных систем. Назначение и особенности поисковых WWW-серверов. Алгоритм поиска медицинской информации в Интернете. Понятие и классификация автоматизированных информационных систем. Разновидности автоматизированных рабочих мест медицинского персонала.
| Машинный (программированный) контроль в форме тестирования.
| |