«Использование икт в процессе преподавания биологии и во внеурочной деятельности»





Скачать 94.54 Kb.
Название«Использование икт в процессе преподавания биологии и во внеурочной деятельности»
Дата публикации14.04.2015
Размер94.54 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов»

«Использование ИКТ в процессе преподавания биологии и во внеурочной деятельности».

Новикова Татьяна Анатольевна,

учитель первой квалификационной категории.

Старый Оскол 2012

Учитель, будь солнцем, излучающим

человеческое тепло, будь благодатной почвой

для развития человеческих чувств и сей

знания не только в памяти и сознании твоих

учеников, но, в первую очередь, в их душах

и сердцах. Только в этом случае знания на

твоих уроках могут стать ступеньками нрав-

ственного становления для каждого из твое-

го воспитанника.

Ш.А.Амонашвили.

Применение информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) на уроке становится очень распространенным явлением. И правильное использование в учебном процессе компьютера, который является наивысшим техническим средством обучения, позволяет осуществлять учебный процесс в новых условиях, когда учитель перестает быть единственным источником информации для учащихся. Но прежде чем говорить о том, какую важную роль играют ИКТ в том, чтобы методически грамотно подготовить и провести современный урок, необходимо сказать о том, что информационные технологии – это инструмент, который обретает силу лишь при условии правильного подхода к нему и последнее слово всегда останется за личностью, его творческим мышлением.

Работа учителя основывается на развитии и совершенствовании своих профессиональных способностей. Он должен не только обладать хорошими знаниями по своему предмету, но и уметь доступно передавать их учащимся. Значит, профессионализм учителя заключается в способности сложное научное превращать в понятное и доступное, а также интересное и ценное для детей. Для этого используются различные технологии и средства обучения.

Сформировать у обучающихся умения и навыки работы с различными источниками информации, высокий уровень позитивной коммуникативной компетенции, развивать и поддерживать у обучающихся их интеллектуальные, творческие способности, познавательную активность и умение самостоятельно приобретать новые знания - основная цель моей педагогической деятельности.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изменить традиционное преподавание, активизируя все потенциальные возможности ученика посредством смены видов деятельности;

  • обеспечить деятельность по информированию учащихся;

  • создать условия для овладения информационными и телекоммуникационными технологиями для формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией;

  • показать учащимся возможности ИКТ.

Актуальной задачей является устранение трудностей и недостатков, связанных с наиболее эффективным применением ИКТ при обучении. В соответствии с приоритетным проектом развития образования в школах стали появляться интерактивные доски, мультимедийные проекторы и т.д. Таким образом, применение их на уроке не является сегодня экзотикой, и, наверное, впервые техническое оборудование школ в целом и кабинета биологии в частности осуществляется быстрее, чем дидактическое сопровождение этого процесса. Речь идет не о нехватке готовых дисков в магазинах, а о готовности учителя применить все имеющиеся возможности для обучения на уроке.

Ученики сегодня готовы к урокам разных дисциплин с использованием ИКТ. Для них не является новым и неизвестным ни работа с различными редакторами и процессорами, ни использование ресурсов Интернета, ни компьютерное тестирование. Со всем этим ученики знакомятся на уроках информатики, где они получают как представление о возможностях тех или иных ИКТ, так и конкретные практические умения.
Однако в большинстве своем лишь немногие ребята используют компьютер в учебных целях. В основном лишь затем, чтобы поиграть в различные виртуальные игры, чтобы “скачать” реферат или другую текстовую работу или используют его как печатное средство.

Основной задачей внедрения информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения биологии является овладение обучающимися компьютером в качестве средства познания процессов и явлений, происходящих в природе и используемых в практической деятельности.

За многие годы работы учителя накопили богатый материал использования технических и дидактических средств в обучении школьников. Например: кодоскоп, доска, видеомагнитофон, таблицы, схемы, модели, портреты ученых, слайды. Насколько они устарели сегодня, и есть ли смысл их заменить на более современные. Создание и применение на уроке электронных средств информации на сегодняшний день весьма актуально, как и разработка общих методических принципов для них, но никто не будет спорить, что применение любой визуальной информации на занятии имеет положительный эффект.

Из сказанного выше можно сделать вывод – любые средства обучения важны не сами по себе, а только как средства, помогающие усвоить содержание урока. Это значит, что урок с использованием таких средств должен быть привычным и удобным и для учащихся и для учителя. Таким образом, применение на школьном уроке ИКТ целесообразно с целым рядом оговорок, и не на каждом уроке.

ИКТ дают: экономию времени на уроке, глубину погружения в материал, повышенную мотивацию в обучении; интегрированный подход в обучении, возможность в формировании коммуникативной компетенции на учащихся, т.к. ученики становится активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке.

В своей работе я использую следующие общеобразовательные технологии:

- традиционные (учебник, лабораторные работы, наглядный материал);

- компьютерные (учебные электронные пособия, получение дополнительной информации посредством сети Интернет, демонстрация презентаций, мультимедийных пособий);
Создание мультимедийных презентаций.
К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации - формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Кроме того, при наличии принтера они легко превращается в твердую копию.

Использование мультимедийных презентаций целесообразно на следующих этапах урока биологии:
· при объяснении нового материала в качестве наглядного материала, демонстрируемого с помощью мультимедийного проектора на экран;
· при самостоятельном изучении учебного материала учащимися в качестве опорного конспекта;
· при повторении, закреплении и контроле знаний на уровнях узнавания, понимания и применения;
· при выполнении домашнего задания в качестве дополнительной информации или отчёта о проделанной работе.

Использование электронных учебников.

Использую электронные пособия на разных этапах: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, контроля знаний, получение дополнительной информации. На уроках и факультативах по биологии и во внеурочное время использую такие электронные учебники, как «Биология.1С Репетитор», «Школьный курс биологии», «Анатомия», энциклопедия «Кирилла и Мефодия», учебные электронные издания образовательной коллекции 1С, учебные электронное издание « Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс».

Проектная деятельность.

Метод проектов является педагогической технологией, имеющей богатый творческий потенциал. Он позволяет создать условия для развития познавательного интереса школьников; позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к обучению.
Преимущество этого метода в том, что он хорош как для ученика с высокой мотивацией к предмету, так и для повышения мотивации слабоуспевающих учащихся. Именно этот метод ярко демонстрирует, взаимодействие “учитель -ученик”.

Работа над проектами осуществляется следующим образом.
Прежде всего, учащимися определяется актуальная для них проблема, над которой в течение определенного времени, индивидуально или в группе, ребята будут работать. На этом этапе учащиеся формируют умения выявлять проблемы в различных областях знания.


Постановка задачи и составление плана работы развивает умение искать возможные пути решения выбранной проблемы, определять объекты исследования. На этапе выполнения проекта в соответствии с поставленными задачами у учащихся развиваются умения выдвигать гипотезы, ставить эксперименты с природными объектами, систематизировать и обобщать полученные данные, анализировать информацию, полученную из разных источников, исследовать биологические процессы. При подведении итогов работы у ребят формируются умения делать аргументированные выводы, обрабатывать данные экспериментальной и опытной работы, оформлять полученные результаты, работать в сотрудничестве. Ребята самостоятельно готовят презентацию проекта с использованием компьютера, мультимедийного оборудования, выстраивают систему доказательств.
При презентации проекта учащимся предоставляется возможность представить результат своей деятельности, довести до общественности проблему, способы ее решения, доказать правильность решений.

Контроль знаний.

Важным этапом в работе учителя является организация контроля знаний учащихся. И здесь использование ИКТ играет важную роль. Мною используются готовые контролирующие вышеуказанные программы – например: для фронтального контроля знаний после изучение какого-либо раздела, или для индивидуального контроля знаний учащихся, или для подготовки к ЕГЭ и т.д. Однако в классах различных профилей тестовые задания должны различаться, в связи с этим я использую самостоятельно составленные тесты в программах PowerPoint, Exsel.

Использование Интернет – ресурсов.

Использование Интернета на уроке при изучении нового материала делает урок интереснее, повышается мотивация ученика к получению знаний. В Интернете можно найти тематические сайты по всем предметам школьного курса, задачники с подробными решениями, тесты, рефераты, модели различных опытов, сложных химических производств.
Чтобы непосредственно на уроке учащиеся не тратили время на поиск той или иной темы, я заранее готовлю для них карточки-инструкции, в которых указаны соответствующие электронные адреса, которыми необходимо воспользоваться; здесь же указаны вопросы-задания, ответы на которые необходимо подготовить. Инструкции могут быть для всех одинаковые или индивидуальные для каждой группы (в основном, это зависит от объёма информации, которую нужно освоить за небольшое количество времени).

Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках, можно сделать вывод, что использование ИКТ на уроках биологии позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы. Можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;

  • обеспечить положительную мотивацию обучения с помощью интерактивного диалогового гипертекста;

  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

  • повысить объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;

  • усовершенствовать контроль знаний;

  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

  • формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

На лицо положительные результаты, которых достигают обучающиеся, применяя ИКТ. Презентация реалий проводится в необычной форме, а это привлекает внимание учащихся, стимулирует их познавательные интересы, создает положительную мотивацию.

Применение современных информационно-коммуникативных технологий способствуют накоплению опыта построения зрительных логических опор, создает предпосылки для развития абстрактного мышления, а также навыков самостоятельной работы учащихся.

Эффект от применения компьютерных технологий в большей степени зависит от желания учителя постигать новое и умения использовать эти новые возможности.

Список литературы:

Андреева Н.Д., Азизова И.Ю., Степанова Н. А. Электронное пособие как интерактивное средство обучения // Биология в школе. – 2008. - №1.

Суматохин С.В. Новые информационные технологии в общем биологическом образовании. // Биология в школе. – 2008. - №4..

Зенкина С.В., Борис С.И. Интерактивные объекты в электронных образовательных ресурсах по биологии. // Биология в школе. – 2010. - №2

Бартенева Т.П., Ремонтов А.П. Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии. Международный конгресс «Информационные технологии в образовании».– г. Москва.-2003.

Булычева М.Б. Использование информационных и коммуникативных технологий на уроках биологии //Биология в школе.- 2008.- №16.

Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения //Школьные технологии.-2004.-№3.

Тимофеева А.В. Информационные технологии – друзья или враги? //Биология в школе.-2007.-№ 13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Использование икт в процессе преподавания биологии и во внеурочной деятельности» iconПрограмма внеурочной деятельности по информатике и икт «Путешествие в Компьютерную Долину»
Целью программы внеурочной деятельности по информатике и икт «Путешествие в Компьютерную Долину» является информационная поддержка...
«Использование икт в процессе преподавания биологии и во внеурочной деятельности» iconИспользование икт в учебном процессе
Возможность ее формирования напрямую связана с активной деятельностью школьника в информационной компьютерной среде. Использование...
«Использование икт в процессе преподавания биологии и во внеурочной деятельности» iconИспользование икт на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности
В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные...
«Использование икт в процессе преподавания биологии и во внеурочной деятельности» iconИспользование икт в урочной и внеурочной деятельности учащихся. Учитель...
Компьютер занимает все более прочное и видное место в образовательном процессе. Почему же все большее количество учителей используют...
«Использование икт в процессе преподавания биологии и во внеурочной деятельности» iconI. Теоретические аспекты организации внеурочной деятельности по истории...
Проблемы внеурочной деятельности в современной педагогической и методической литературе
«Использование икт в процессе преподавания биологии и во внеурочной деятельности» iconКонспект урока по литературе для учащихся 10 класса
Тема: Использование икт на уроках и во внеурочной деятельности для развития ключевых компетенций у обучающихся
«Использование икт в процессе преподавания биологии и во внеурочной деятельности» iconПрограмм а по внеурочной деятельности пояснительная записка
В связи с введением фгос второго поколения внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание в образовательном процессе,...
«Использование икт в процессе преподавания биологии и во внеурочной деятельности» iconУчебный процесс в информационной образовательной среде. Использование...
Ния современная школа требует квалифицированных, инициативных, информационно грамотных специалистов, способных эффективно применять...
«Использование икт в процессе преподавания биологии и во внеурочной деятельности» iconИспользование икт в образовательной деятельности доу для детей с овз. Ягодина Л. А
В настоящее время в России одной из распространенных форм воспитания и обучения детей дошкольного возраста является использование...
«Использование икт в процессе преподавания биологии и во внеурочной деятельности» iconИспользование икт на уроках биологии
Беляева Ирина Ивановна, мкоу «Мамоновская оош» Верхнемамонский район Воронежская область, учитель биологии и химии I квалификационной...
«Использование икт в процессе преподавания биологии и во внеурочной деятельности» iconПрограмма курса по внеурочной деятельности Азбука содержания животных...
Главной целью научно-познавательного направления внеурочной деятельности обучающихся является удовлетворение познавательных потребностей...
«Использование икт в процессе преподавания биологии и во внеурочной деятельности» iconДоклад «использование метода проектов в развитии творческого мышления...
...
«Использование икт в процессе преподавания биологии и во внеурочной деятельности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование частично-поисковых методов проблемного обучения как средства формирования логического мышления и творческих способностей...
«Использование икт в процессе преподавания биологии и во внеурочной деятельности» iconИспользование икт на уроках истории и обществознания, внеурочной...
Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При...
«Использование икт в процессе преподавания биологии и во внеурочной деятельности» icon«Обмен опытом. Использование икт – приоритетная задача современного образования»
В условиях модернизации российского образования проблема эффективного использования икт в учебно-воспитательном процессе представляется...
«Использование икт в процессе преподавания биологии и во внеурочной деятельности» iconИспользование икт на уроках биологии в целях формирования ключевых компетенций обучающихся



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск