Опыта





Скачать 212.55 Kb.
НазваниеОпыта
Дата публикации22.04.2015
Размер212.55 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Областное государственное автономное образовательное

учреждение среднего профессионального образования

«Борисовский агромеханический техникум»

ТЕМА ОПЫТА:
«Формирование информационно-коммуникационных компетенций обучающихся через применение ИКТ в учебно-воспитательном процессе»

Усенко Ольга Александровна,

преподаватель математики

ОГАОУ СПО «Борисовский

агромеханический техникум»

2012-2013

«ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ

В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»
Автор: преподаватель математики

ОГАОУ СПО «Борисовский агромеханический техникум»

Усенко Ольга Александровна
Модернизация  российского образования состоит  в его содержательном и структурном обновлении. Основной задачей обучения на современном этапе является формирование информационно-коммуникационных компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека. В своей деятельности каждый современный преподаватель стремится к тому, чтобы учащиеся умели вступать в диалог и были понятыми, свободно владели информационными технологиями, были способны к самоопределению и самообразованию.

Информационно-коммуникационные компетенции рассматриваются, как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом. Одной из значимых составляющих Приоритетного национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства образовательных учреждений, которая включает в себя их оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационно-коммуникационные технологии обучения. Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом.

Применение ИКТ на уроках математики способствует:

  • Активизации познавательной деятельности учащихся.

  • Развитию вариативности мышления, математической логики.

  • Направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование.

По данным исследований, в памяти человека остается 25% услышанного материала, 33% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 75% материала, если учащийся вовлечен в активные действия в процессе обучения.

Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на использовании возможностей компьютера для создания условий доступности и наглядности изложения материала; деятельности преподавателя, управляющего этими средствами, повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для учащегося он выполняет различные функции: преподавателя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога учащегося с компьютером, разнообразием и красочностью информации  (текст, звук, видео, цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к учащемуся.

Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий.

Возможности компьютера могут использоваться в предметном обучении в следующих вариантах:

  • фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;

  • использование диагностических и контролирующих материалов;

  • использование презентаций на уроках;

  • выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;

  • использование компьютера для вычислений, построения графиков, сечений многогранников.

  • формирование информационной компетентности учащихся, т.е. умения получать информацию из различных источников.

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным.

Поскольку электронные носители содержат в себе учебную, наглядную информацию, тренажеры, средства диагностики и контроля, то они служат для формирования образного представления об изучаемом объекте и для индивидуальной работы с учащимися.

Применение презентаций на уроке позволяет:

  • более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении,

  • эффективнее использовать время на уроке.

  • создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность учащихся.

Такие уроки проводятся по темам «Функции и их графики», «Правильные многогранники», «Применение производной для исследования функций», «Сечения многогранников» и др.

Например, в 2011-2012 учебном году при проведении урока «Функции и их графики» в группе №2 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» количество студентов, получивших оценку «5» составило 10 человек, «4» - 11человек, «3» - 3 человека.

Так же использование презентаций стало неотъемлемой частью проведения внеклассных мероприятий. Такие мероприятия вызывают особый интерес у учащихся, позволяют активизировать их внимание и активность.

Классные часы с использованием ИКТ были проведены по темам «Терроризм», «Борисовка-мой край родной», «Я выбираю жизнь!», «Семья и семейные ценности» и др.

Для поддержания у учащихся интереса и развития познавательной активности при изучении математики проводятся предметные недели, на которой учащиеся смогут выставить на конкурс и защитить свои творческие и исследовательские работы, выполненные с использованием ИКТ, узнать  дополнительные сведения из истории математики и т. д. В рамках предметной недели были проведены такие мероприятия викторина «Своя игра», математическая игра «Поле чудес», защита творческих работ по темам: «Симметрия в природе и технике», «Пирамиды» и др.

Тестирование. Обучающие тесты использую с целью тренировки и отработки знаний и умений учащихся по изучаемой теме. Данные тесты предназначены для выработки навыка применения полученных знаний при выполнении определенных заданий, ученик сразу видит свои ошибки и имеет возможность их исправить с другой попыткой. Контролирующие тесты предназначены для проверки знаний учащихся по теме. Тестирование позволяет организовать самоаттестацию учащихся (проверить свои знания без участия преподавателя.) Каждый учащийся имеет полную и объективную информацию о ходе процесса усвоения знаний по теме.    Учащиеся знают шкалу оценок и ориентируются на неё. Такая форма работы позволяет  иметь оперативную информацию о контроле знаний учащихся, о состоянии процесса усвоения знаний каждым учеником по любой теме, видеть анализ работ учащихся с целью ликвидации пробелов знаний у учащихся. При применении ИКТ, для отработки навыков учащихся по теме и контроле, проведенном с помощью данной технологии качество знаний учащихся выше, чем при традиционных методах. Организованная на уроке и во внеурочное время работа с тестами (в электронном виде)  формирует у учащихся основные «информационные» компетенции, а для многих именно они сегодня наиболее актуальны и будут необходимы в будущем.

Компьютерные тесты проводятся по темам: «Тетраэдр и параллелепипед», «Конус. Усеченный конус», «Логарифмическая функция», «Тела вращения» и др.

Среди технических новинок особое место занимают интерактивные доски. Интерактивная доска – уникальное учебное оборудование, представляющее собой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов. А кроме этого, сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным. Так на уроках математики на интерактивной доске выполняются построение сечений многогранников, сечений тел вращения и т.д.

Работа с интерактивными досками предусматривает творческое использование материалов. Подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические CD-ROMы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам сэкономят время на написание текста на обычной доске или переход от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал. Все это помогает планировать урок и благоприятствует течению занятия. При подготовке к обычному уроку, преподаватель математики часто сталкивается с проблемой построения геометрических фигур и различных функций, работой с координатной плоскостью на обычной доске. Здесь же эти вопросы легко можно решить с помощью встроенных шаблонов. Использование интерактивной доски позволяет сохранить в памяти индивидуальную работу учащихся для последующей проверки или анализа. При введении новых понятий с использованием презентаций и чертежей на интерактивной доске задействуются различные виды памяти (слуховая, зрительная, ассоциативная), эффективно отрабатываются новые понятия путем выделения важнейших свойств (за счет наглядности). Это ведет к лучшему пониманию и запоминанию нового материала. При решении существует возможность экспериментировать с условием, причем чертеж на доске изменяется нажатием одной кнопки.

Применяя информационные технологии, мне удалось:

  • Индивидуализировать учебный процесс, за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения.

  • Создать условия для развития самостоятельности учащихся. Учащийся решает те или иные задачи самостоятельно (не копируя решения с доски или у товарища), при этом повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет.

  • Повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, построение сечений многогранников, построение сложных графиков т.д.)

  • Использовать компьютер для освобождения учащихся от рутинных вычислений.

  • Снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования.

Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.

Итогом внедрения ИКТ в образовательный процесс является позитивная динамика изменения успеваемости учащихся. Успеваемость учащихся при использовании ИКТ на уроке составляет в группах СПО 96%, в группах НПО 93%, без использования ИКТ 87% и 79% соответственно.

Результатом работы является участие во Всероссийских конкурсах и олимпиадах: Мхитарян Артем – диплом 3-й степени IVВсероссийской дистанционной олимпиады по математике, Онуфриенко Юлия - диплом 3-й степени IVВсероссийской дистанционной олимпиады по математике, публикации на Всероссийских сайтах «Педагогический мир»: методическая разработка и презентация классного часа «Есть такая профессия Родину защищать!» и «Педагогическая газета»: «Роль информационных технологий в повышении качества образования», «Использование компьютерных тестов на уроке математики» методическая разработка урока и презентация по темам: «Комплексные числа», «Производная и ее применение», публикация в сборнике из опыта работы педагогов Белгородской области «Учитель-Учителю»: «компьютерное тестирование на уроках математики».

 


Список использованной литературы


  1. Селевко Г.К. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

  2. Старцева Н.А.Информационные технологии на уроках математики.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы


  1. http://pedsovet.org

  2. http://portfolio.1september.ru

  3. http://www.moskids.ru

  4. http://allbest.ru

  5. http://www.openclass.ru


Приложение № 1
Методическая разработка урока по алгебре

по теме: «Комплексные числа»
Цели урока:

образовательные:

  • повторение и систематизация теоретического материала по теме;

  • проверка сформированности действий с комплексными числами в алгебраической и тригонометрической формах;

  • отработка навыка в преобразовании выражений, содержащих комплексные числа;

развивающие:

  • развивать умственную и познавательную активность;

воспитывающие:

  • воспитание усердия, трудолюбия в работе;

  • воспитание потребности работать с дополнительной литературой.

Оборудование:

  • раздаточный материал: тестовые задания, карточки для индивидуальной работы;

  • компьютер, мультимедийный проектор.

Подготовительный этап:

Два учащихся получают задания подготовить сообщения по темам:

1) История возникновения комплексных чисел;

2) Применение комплексных чисел при решении физических и геометрических задач.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Преподаватель: На прошлых уроках мы познакомились с понятием комплексных чисел, действиями над ними, с разными формами записи комплексных чисел. Сегодня на уроке мы обобщим эти знания, углубим их и проверим, как вы применяете теоретические знания по этой теме на практике.

Запишем в тетрадях тему урока «Комплексные числа».

Обратимся истории: Эпиграфом нашего урока будут слова великого ученого математика Г.Лейбница: « Мнимые числа - это прекрасное и чудесное убежище божественного духа, почти что амфибии бытия с небытием».

Как же появилось понятие комплексного числа? Чтобы это узнать прослушаем сообщение «История возникновения комплексных чисел»

(сообщение делает учащийся)

  1. Проверка усвоения раннее изученного материала.

Преподаватель: Проверим знания теоретического материала по данной теме. Дайте ответы на следующие вопросы (при ответах делаются соответствующие записи на доске и в тетрадях):

  1. Определение комплексного числа.

Отв.: Число вида z=a+bi называется комплексным. a, b – действительные числа, i – мнимая единица. a= Re z - действительная часть числа z. b= Jm z – мнимая часть числа z. z=a+bi – алгебраическая форма комплексного числа.

  1. Что такое сопряженные комплексные числа и каковы их свойства?

Отв.: z=a+bi, z = a-bi – сопряженные числа. Свойства: сумма и произведение двух сопряженных чисел есть действительные числа.

  1. Изображение комплексных чисел на плоскости.






  1. Модуль и аргумент комплексного числа.

Отв.: r =|z|=√a2+b2 – радиус-вектор OZ – модуль комплексного числа Z

угол ZOX – аргумент комплексного числа

φ = arg z

cos φ= a/r sin φ= b/r

  1. Арифметические операции над комплексными числами:

Отв.: z1=a1+b1i, z2=a2+b2i

1. z1=z2 если a1=a2, b1=b2

2. z1+z2= (a1+a2) +(b1+b2)i

3. z1-z2= (a1-a2) +(b1-b2)i

4. z1*z2=(a1*a2 - b1*b2) + (a2*b1 + b2*a1)i

5. z1/z2= (a1*a2 +b1*b2)/ (a22+ b22) + (a2*b1 + b2*a1)i / (a22+ b22)
3. Работа с тестом.

Преподаватель: Сейчас вы будите работать с тестом, ответы записывайте в тетрадь.

Учащиеся работают с тестом. По завершению показываются правильные ответы для самопроверки.

  1. Работа по карточкам.

Преподаватель раздает карточки для индивидуальной работы учащимся, по окончании работы собирает тетради для проверки.

Преподаватель: Сейчас предлагаю прослушать сообщение «Применение комплексных чисел при решении физических и геометрических задач», которое познакомит вас с еще некоторыми областями применения комплексных чисел. (сообщение делает учащийся)

  1. Итоги урока. Выставление оценок.

  2. Домашнее задание: №32.11, №33.13, №34.10


Тест

1 Сколько форм записи имеет комплексное число (к. ч.)?

а) 1

6)2

в) 3

г) 4
2 Что представляет собой число i?

а) число, квадратный корень из которого равен -1

б) число, квадрат которого равен -1

в) число, квадратный корень из которого равен 1

г) число, квадрат которого равен 1
3 Формулу Муавра можно применять, если к. ч. записано:

а) в показательной форме

б) наглядной форме

в) тригонометрической форме

г) алгебраической форме
4 Формулу Эйлера можно применять, если к. ч. записано:

а) в показательной форме

б) наглядной форме

в) тригонометрической форме

г) алгебраической форме
5 Как на координатной плоскости изображается к. ч.?

а) в виде отрезка

б) точкой или радиус-вектором

в) плоской геометрической фигурой

г) в виде круга
6 Выберите из предложенных чисел чисто мнимое:

a) z = 5 - 3i

б) z = 75i

в) z = 32

r)z = 0
7 Вычислите сумму чисел z1 = 7 + 2i и z2 = 3 + 7i:

a) 10 + 9i

б) 4- 5i

в) 10 — 5i

r)4 + 5i


8 Как выглядит тригонометрическая форма числа z = 3 + 4i?

а) это радиус-вектор

б) z = 5(0,6 + 0,8i)

B)z = 3-4i

г) это точка на координатной плоскости
9 В какое множество входят числа 5; 3 - 6i; 2, 7; 2i?

а) действительные числа

б) рациональные числа

в) комплексные числа

г) иррациональные числа
10 Кто ввёл название «мнимые числа»?

а) Декарт

б) Арган

в) Эйлер

г) Кардано
Ответы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Г б в а б б а б в а
Карточка№1

1 задание. Выполнить действия:

а) (5-12i)(3+4i) (ответ: 63-16i)

б) (4+3i)2 (ответ 7+24i)
Карточка №2

Выполнить действия:

а) (2+3i)(1+i) (ответ : -1+5i)

б) (2-i√3)2 (ответ: 1-i4√3)
Карточка№3

Записать в тригонометрической и показательной формах комплексные числа:

z=-2+2i; z=6+6i (ответ: z=2√2(cos¾π+isin¾π); z=6√2(cos¼π+isin¼π);

z=2√2е¾πi ;z=6√2е¼πi)
Карточка №4

Изобразить на плоскости числа:

а) z=-2i+4 б) z=1.5i+1

в) z=-3 г) z=-2i-3

История возникновения комплексных чисел
1. Развитие понятия о числе

Древнегреческие математики считали “настоящими” только натуральные числа. Постепенно складывалось представление о бесконечности множества натуральных чисел.

 В III веке Архимед разработал систему обозначения вплоть до такого громадного какописание: http://www.referat.ru/cache/referats/12808/image006.gif           

 Следующим важным этапом в развитии понятия о числе было введение отрицательных чисел - это было сделано китайскими математиками за два века до н. э. Отрицательные числа применяли в III веке древнегреческий математик Диофант, знавший уже правила действия над ними, а в VII веке эти числа уже подробно изучили индийские ученые, которые сравнивали такие числа с долгом. С помощью отрицательных чисел можно было единым образом описывать изменения величин. Уже в VIII веке было установлено, что квадратный корень из положительного числа имеет два значения - положительное и отрицательное, а из отрицательных чисел квадратный корень извлекать нельзя: нет такого числаописание: http://www.referat.ru/cache/referats/12808/image008.gif, чтобыописание: http://www.referat.ru/cache/referats/12808/image010.gif.

 

2. На пути к комплексным числам

В XVI веке в связи с изучением кубических уравнений оказалось необходимым извлекать квадратные корни из отрицательных чисел. В формуле для решения кубических уравнений видаописание: http://www.referat.ru/cache/referats/12808/image012.gif кубические и квадратные корни:описание: http://www.referat.ru/cache/referats/12808/image014.gifописание: http://www.referat.ru/cache/referats/12808/image016.gif.описание: http://www.referat.ru/cache/referats/12808/image018.gif

 Эта формула безотказно действует в случае, когда уравнение имеет один действительный корень (описание: http://www.referat.ru/cache/referats/12808/image020.gif x=1), а если оно имеет  три действительных корня (описание: http://www.referat.ru/cache/referats/12808/image022.gif x1=1 x2,3 =описание: http://www.referat.ru/cache/referats/12808/image024.gifXVIII и XIX веков доказал, что буквенное уравнение пятой степениописание: http://www.referat.ru/cache/referats/12808/image026.gif нельзя решить алгебраически; точнее: нельзя выразить его корень через буквенные величины a, b, c, d, e с помощью шести алгебраических действий (сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень,  извлечение корня).

 В 1830 году Галуа (Франция) доказал, что никакое общее уравнение, степень которого больше чем 4, нельзя решить алгебраически.  Тем не менее, всякое уравнение n-й степени имеет (если рассматривать и комплексные числа) n корней (среди которых могут быть и равные). В этом математики были убеждены еще в XVII веке (основываясь на разборе многочисленных частных случаев), но лишь на рубеже XVIII и XIX веков упомянутая теорема была доказана Гауссом.

Итальянский алгебраист Дж. Кардано в 1545 г. предложил ввести числа новой природы. Он показал, что система уравненийописание: http://www.referat.ru/cache/referats/12808/image028.gif, не имеющая решений во множестве действительных чисел, имеет решения видаописание: http://www.referat.ru/cache/referats/12808/image030.gif,описание: http://www.referat.ru/cache/referats/12808/image032.gifописание: http://www.referat.ru/cache/referats/12808/image034.gif

3. Утверждение комплексных чисел в математике

Кардано называл такие величины “чисто отрицательными” и даже “софистически отрицательными”, считал их бесполезными и старался их не употреблять. В самом деле, с помощью таких чисел нельзя выразить ни результат измерения какой-нибудь величины, ни изменение какой-нибудь величины. Но уже в 1572 году вышла книга итальянского алгебраиста Р. Бомбелли, в которой были установлены первые правила арифметических операций над такими числами, вплоть до извлечения из них кубических корней. Название “мнимые числа” ввел в 1637 году французский математик и философ Р. Декарт, а в 1777 году один из крупнейших математиков XVIII века - Л. Эйлер предложил использовать первую букву французского слова imaginaire (мнимый) для обозначения числаописание: http://www.referat.ru/cache/referats/12808/image036.gif (мнимой единицы). Этот символ вошел во всеобщее употребление благодаря К. Гауссу .  Термин “комплексные числа”  так же был введен Гауссом в 1831 году. Слово комплекс (от латинского complexus) означает связь, сочетание, совокупность понятий, предметов, явлений и т. д. Образующих единое целое.

 В течение XVII века продолжалось обсуждение арифметической природы мнимых чисел, возможности дать им геометрическое обоснование. 

 Постепенно развивалась техника операций над мнимыми числами. На рубеже XVII и XVIII веков была построена общая теория корней n-ых степеней сначала из отрицательных, а за тем из любых комплексных чисел, основанная на следующей формуле английского математика А. Муавра (1707):описание: http://www.referat.ru/cache/referats/12808/image038.gifописание: http://www.referat.ru/cache/referats/12808/image018.gif(подробнее смотри приложение). С помощью этой формулы можно было так же вывести формулы для косинусов и синусов кратных дуг. Л. Эйлер вывел в 1748 году замечательную формулу :описание: http://www.referat.ru/cache/referats/12808/image040.gif  которая связывала воедино показательную функцию с тригонометрической. С помощью формулы Л. Эйлера можно было возводить число e в любую комплексную степень. Любопытно, например, чтоописание: http://www.referat.ru/cache/referats/12808/image042.gif. Можно находить sin и cos от комплексных чисел, вычислять логарифмы таких чисел, то есть строить теорию функций комплексного переменного.

 

В конце XVIII века французский математик Ж. Лагранж смог сказать, что математический анализ уже не затрудняют мнимые величины. С помощью мнимых чисел научились выражать решения линейных дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами. Такие уравнения встречаются, например,  в теории колебаний материальной точки в сопротивляющейся среде. Еще раньше швейцарский математик Я. Бернулли применял комплексные числа для решения интегралов.

 Хотя в течение XVIII века с помощью комплексных чисел были решены многие вопросы, в том числе и прикладные задачи, связанные с картографией, гидродинамикой и т. д., однако еще не было строго логического обоснования теории этих чисел. Поэтому французский ученый П. Лаплас считал, что результаты, полученные с помощью мнимых чисел, - только наведение, приобретающее характер настоящих истин лишь после подтверждения прямыми доказательствами.

 “Никто ведь не сомневается в точности результатов, получаемых при вычислениях с мнимыми количествами, хотя они представляют собой только алгебраические формы иероглифы нелепых количеств” Л. Карно.

  После создания теории комплексных чисел возник вопрос о существовании “гиперкомплексных” чисел - чисел с несколькими “мнимыми” единицами. Такую систему видаописание: http://www.referat.ru/cache/referats/12808/image044.gifописание: http://www.referat.ru/cache/referats/12808/image046.gif  (переместительности): например,описание: http://www.referat.ru/cache/referats/12808/image048.gifописание: http://www.referat.ru/cache/referats/12808/image050.gif

 Большой вклад в развитие теории функций комплексного переменного внесли русские и советские ученые Н. И. Мусхелишвили занимался ее применениями к упругости, М. В. Келдыш и М. А. Лаврентьев - к аэро- и гидродинамике, Н. Н. Богомолов и В. С. Владимиров - к проблемам квантовой теории поля.
Применение комплексных чисел при решении физических и геометрических задач.


  1. Применение комплексных чисел при решении физических задач

1). Найти равнодействующую двух сил в 30 Н и 40 Н, действующих на точку тела под углом 300 друг другу.

Решение

описание: img10

Будем считать, что точка приложения сил совпадает с началом координат, а сила описание: imgfсонаправлена с действительной осью. Тогда силе описание: imgf1соответствует действительное число 30, а силе описание: imgf2комплексное число описание: img38Откуда модуль равнодействующей будет равен описание: img39


  1. Применение комплексных чисел в геометрии.

2) В результате поворота на 90° вокруг точки O отрезок AB перешел в отрезок A1B1. Доказать, что медиана OM треугольника OAB1 перпендикулярна прямой A1B.

Пусть координаты O, A, B равны, соответственно, 0, 1, b. Тогда точки A1 и B1 будут иметь координаты a1=i и b1=bi, а середина M отрезка AB1–координату m=(1+bi). Находим:



Это число чисто мнимое. На основании критерия перпендикулярности прямые OM и A1B перпендикулярны.

B1111

A1

B

M

O

A

3) Точки М и N — середины диагоналей АС и BD четырехугольника ABCD. (Рис.1) Доказать, что |AB|2+|BC|2+|CD|2+|DA|2 = |AC|2+|BD|2+4|MN|2.

Решение. Пусть точкам A, В, С, D, М, N соответствуют комплексные числа а, b, с, d, т, п.описание: 1



Так как m = описание: image078 и n = описание: image080, то 

|AB|2+|BC|2+|CD|2+|DA|2 описание: image082          

описание: image084

|AC|2+|BD|2+4|MN|2 описание: image086

описание: image088описание: image090.

Равенство доказано.

4) Доказать, что если в плоскости параллелограмма ABCD существует такая точка М, что |MA|2+|MC|2=|MB|2+|MD|2, тo  ABCD - прямоугольник.

Решение. Если за начальную точку принять центр параллелограмма ABCD, то при принятых ранее обозначениях с= -a, d= -b, и поэтому данное в условии равенство будет эквивалентно равенству описание: image092, которое означает, что диагонали параллелограмма равны, т. е. он прямоугольник.

13) Доказать, что сумма квадратов диагоналей AC, BD четырехугольника ABCD равна удвоенной сумме квадратов отрезков MN, PQ, соединяющих середины противоположных сторон .описание: 2

Решение. Требуется доказать:

описание: image124

Запишем левую часть равенства в комплексной форме
Находим комплексное равенство правой части и непосредственным подсчетом убеждаемся, что она равна левой.

Список использованной литературы
1. Мордкович А.Г., Семенов П.В. Алгебра и начала анализа. 10 класс. Ч.1.- М.: Мнемозина, 2010.

2. Мордкович А.Г., Семенов П.В. Алгебра и начала анализа. 10 класс. Ч.2.- М.: Мнемозина, 2009.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. http://www.referat.ru/

  2. http://www.twirpx.com/grant/407048/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Опыта iconЛатинские пословицы и крылатые выражения для студентов филологических...
«Из последующего»; исходя из опыта, на основании опыта. В логике – умозаключение, делаемое на основании опыта
Опыта iconКонкурс «Презентация опыта» в рамках четвертого Всероссийского слета...
Мероприятия по обобщению и распространению опыта педагогов школы в I полугодие 2013-2014 учебного года
Опыта iconОпыта
Автор опыта: Безумова Ольга Борисовна, учитель начальных классов мбоу «сош №3 г. Нарьян-Мара»
Опыта iconТема опыта
Автор опыта: Страуме Елена Юрьевна, учитель физики моу сош с уиоп №3 г. Алексеевки
Опыта iconОпыта
Автор опыта: Артеева Ирина Владимировна, воспитатель мб доу «Детский сад №62г. Нарьян-Мара»
Опыта iconТема опыта
Автор опыта: Прилуцкая Людмила Александровна, учитель информатики и икт мбоу «сош №1 г. Нарьян-Мара»
Опыта iconОпыта
Автор опыта: Тайбарей Людмила Валентиновна, воспитатель мб доу "Детский сад комбинированного вида №3 г. Нарьян-Мара"
Опыта iconОпыта
Автор опыта: Давыдова Татьяна Юрьевна, учитель родного языка мбоу «средняя общеобразовательная школа п. Индига»
Опыта iconТема опыта
Автор опыта: Дудкина Людмила Григорьевна, учитель географии моу сош с уиоп №3 г. Алексеевки Белгородской области
Опыта iconОпыта
Автор опыта: Дуркина Светлана Евгеньевна, учитель географии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная...
Опыта iconИнновационного педагогического опыта (ипо)
Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование»
Опыта iconТема педагогического опыта
История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении
Опыта iconМодульная анкета обобщения передового опыта Блок №1 Общие сведения
Объект передового опыта: Образовательный процесс по физике в 7-11 классах общеобразовательной школы
Опыта iconОпыта: «Воспитание и развитие коммуникативно ориентированной личности...
Обобщение и распространение опыта работы учителя немецкого языка Гамаюновой Л. В
Опыта iconИнформация об опыте Условия возникновения, становления опыта
Тема опыта: Повышение мотивации обучающихся II и III ступеней обучения посредством использования интерактивных компьютерных моделей...
Опыта icon1. Вводная часть. Актуальность опыта, условия возникновения проблемы, становления опыта
Сегодня мы открыто говорим о катастрофическом падении интереса к русскому языку как учебному предмету и сетуем на безграмотность


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск