Головишников К. В





НазваниеГоловишников К. В
Дата публикации19.08.2013
Размер64.9 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Головишников К.В.

Барнаульский государственный педагогический университет

Компьютерная реализация информационно-педагогической модели тестирования в школе

Этап оценки качества знаний является одним из ключевых моментов учебного процесса. Как и в любой деятельности оценка результатов определяет насколько точно соответствует полученный результат поставленным ранее целям, каковы отклонения от поставленных целей, намечаются пути ликвидации отклонений и планируется дальнейшая деятельность. Именно на этапе оценивания вносится корректировка в тактику и стратегию педагогической деятельности.

При планировании учебного процесса, определении тактики и стратегии учебной деятельности исходят, обычно, из двух групп целей, направленных на получения ближайшего результата (зона ближайшего развития) и отдаленного результата (зона дальнего развития). Для верной оценки отдаленных результатов деятельности необходимо отслеживать динамику развития учебного процесса, всю цепочку достижения промежуточных целей, т.е. вести мониторинг учебной деятельности. Это позволит точнее определить степень достижения поставленной конечной цели, и при необходимости выделить этап, на котором произошло отклонение.

Данные мониторинга учебного процесса используются не только на этапе анализа достижения отдаленных целей (например, для анализа эффективности методики преподавания), но и для постановки и корректировки ближайших целей (т.е. для планирования текущей деятельности).

Мониторинг учебной деятельности требует адекватных инструментов и технологий для его ведения. Для мониторинга важно как получение результатов оценки деятельности, так и их накапливание и анализ. При этом, чем больше информационная база предварительных результатов оценки, тем точнее конечная оценка деятельности и полнее анализ результатов.

В качестве инструментов мониторинга учебного процесса можно использовать методики, основанные на технологии тестирования. Технология тестирования, в отличии от традиционных способов оценки качества образования, позволяет:

  • значительно сократить временные рамки, необходимые на обработку результатов контрольной проверки знаний;

  • автоматизировать процесс проверки ответов;

  • свести к минимуму субъективное влияние преподавателя на результат измерения.

Можно выделить два вида тестирования: компьютерное и бланочное. При компьютерном тестировании текст заданий, варианты ответов и поля для верных ответов располагаются на мониторе персонального компьютера, при бланочном тестировании — на специальных бумажных бланках.

Компьютерное тестирование дает возможность интегрировать в тестовых заданиях текстовую, графическую, звуковую и видео информацию, а также полностью автоматизировать процесс проверки результатов проведения контрольного измерения. Одно из наиболее интересных направлений развития компьютерного тестирования — это построение и проведение адаптивных тестов, сложность заданий в которых варьируется (повышается или понижается) в зависимости от ответов тестируемого.

Реализация компьютерного тестирования возможна при наличии:

  • информационно-педагогической модели тестирования;

  • соответствующего компьютерного обеспечения;

  • специально разработанного программного обеспечения, которое реализует информационно–педагогическую модель.

Компьютерное обеспечение существенно влияет как на содержание тестовых заданий (например, использование звукового сопровождения предполагает оборудование компьютера звуковой картой), так и на способ реализации информационно-педагогической модели тестирования (например, подключение компьютеров к сети Internet позволяет организовывать и проводить тестирование в режиме online).

Изучив опыт организации компьютерного тестирования, и ознакомившись с различным программным обеспечением для его проведения, мы сделали вывод, что для проведения компьютерного тестирования необходимо разработать, по крайней мере, три компонента программного обеспечения:

  • во-первых, структуру электронной базы данных тестовых заданий;

  • во-вторых, программное обеспечение для внесения тестовых заданий в электронную базу данных;

  • в-третьих, программное обеспечение для проведения контрольного среза и предварительной обработки ответов.

На наш взгляд, целесообразно выделить следующие модули компьютерной реализации информационно–педагогической модели тестирования:

  • электронную базу данных, в которой будут храниться тестовые задания и статистические данные по результатам произведенных педагогических измерений;

  • модуль для внесения тестовых заданий в электронную базу данных;

  • модуль формирования тест–билетов из заданий, хранящихся в базе данных;

  • модуль для проведения тестирования;

  • модуль аналитической обработки результатов тестирования;

  • модуль визуализации аналитической обработки результатов.

Масштабы применения компьютерного тестирования ограничены числом имеющихся в наличии компьютеров, а форма и, частично, содержание тестовых заданий ограничиваются техническими характеристиками компьютеров. Поэтому для проведения широкомасштабной проверки качества образования рациональнее использовать бланочное тестирование.

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что проводить тестирование бывает удобно на специально разработанных бланках. При этом, тестовые задания и поля, заполняемые при ответе, могут располагаться как на одном бланке, так и на разных. Во втором случае подготавливается бланк тест–билета и бланк ответов.

Разделение тестовых заданий и бланков ответов позволяет:

  • во-первых, сократить объемы передаваемых материалов, при проведении широкомасштабного централизованного тестирования;

  • во-вторых, разместить информацию, получаемую при ответах на тестовые задания, более компактно, что, в свою очередь, упрощает процесс автоматизации обработки ответов, а следовательно сокращает время, затрачиваемое на проверку результатов.

Работа по созданию и внедрению единой системы оценки знаний учащихся на основе тестовых технологий ведется Центром тестирования Минобразования РФ (ЦТ) уже несколько лет. Основной упор в работе Центра делается на бланочное тестирование, а параллельно внедряется и развивается компьютерное тестирование. ЦТ работает через свои региональные филиалы, организованные при вузах регионов. ЦТ занимается подготовкой и составлением тестов, а также обработкой выполненных заданий и интерпретацией результатов, при этом функции по предварительной обработке результатов тестирования Центр тестирования стремится возложить на свои филиалы. В данной работе немаловажную роль играет использование компьютерной техники, информационных технологий и электронных баз данных. Более того, процесс проверки бланков ответов можно полностью автоматизировать при наличии: компьютера; сканера; программного обеспечения для сканирования и распознавания печатных форм; программы обработки данных, полученных при сканировании, и сравнения их с эталоном, хранящемся в электронном виде. В качестве программного обеспечения можно использовать модули компьютерной реализации информационно–педагогической модели тестирования, описанные выше и дополненные модулем преобразования результатов бланочного тестирования в электронную форму.

Компьютерную реализацию информационно–педагогической модели тестирования можно изобразить следующим образом (Рис. 1):





Частично данная схема используется в работе Алтайского филиала ЦТ МО РФ при Барнаульском государственном педагогическом университете в течение последних трех лет. Примеры результатов работы модуля анализа результатов тестирования и модуля визуализации показаны на рисунках 2 и 3.

В феврале 2001 года была апробирована работа компьютерной реализации информационно–педагогической модели тестирования.

Модуль для внесения заданий в электронную базу данных разрабатывался в среде визуального программирования Borland Delphi 5, с использованием ресурсов сервера электронных баз данных InterBase. Данный модуль позволяет вносить тестовые задания (или готовые тест–билеты) в формате LaTeX в промежуточную базу данных, функционирующую на платформе операционной среды Windows NT. Проверенные тестовые задания переносятся на платформу Unix FreeBSD и размещаются в электронной базе данных MySQL. На этом этапе используются скрипт–программы языков–интерпретаторов Perl и PHP.

Модуль формирования тест билетов и модуль для проведения компьютерного тестирования имеют WWW–интерфейс, их работа основана на использовании php–скриптов. Доступ к модулям обеспечивает web-сервер Apache.

Модуль аналитической обработки в настоящий момент реализован в двух вариантов — для компьютерного и бланочного тестирования. В первом случае — это php–скрипт, который производит обработку результатов компьютерного тестирования и представляет пользователю оперативный отчет по решенному тесту. В случае бланочного тестирования данные об участниках и результатах теста вносятся базу данных, реализованную в среде MS Access из пакета MS Office 97. Поэтому модуль аналитической обработки реализован с использованием возможностей MS Access и языка программирования Visual Basic for Application.

Модуль преобразования результатов бланочного тестирования в электронную форму — это пакет программного обеспечения для сканирования и распознавания печатных форм ABBYY FineReader 4.0.

Для визуализации результатов тестирования используется несколько программных продуктов:

  • MS Exel из пакета MS Office 97, для построения гистограмм, диаграмм и графиков;

  • Геоинформационна система, для визуализации результатов на пространственных данных.

Исправленная и дополненная реализация информационно–педагогической модели тестирования будет использоваться для создания Регионального атласа качества образования.

Рис. 2.



Рис. 3.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Головишников К. В iconРоссийской Федерации Национальный фонд подготовки кадров Барнаульский...
Создание электронной библиотеки образовательного учреждения Сост.: Д. П. Тевс, В. А. Петров, М. В. Кузнецова, Н. И. Голубицких, Е....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск