Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 230700. 68 «Прикладная информатика»





Скачать 169.38 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 230700. 68 «Прикладная информатика»
Дата публикации28.04.2015
Размер169.38 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Информатика > Учебно-методический комплекс
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

_______________________ / Л.М. Волосникова /

________________ 2011г.



ИФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И

ПРОБЛЕМЫ ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 230700.68 «Прикладная информатика»

очной формы обучения магистерской программы

«Прикладная информатика в экономике»



«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»

Авторы работы ________________/В.А. Шапцев/______________/А.А. Заев/

«_17_ »_мая_2011г.
Рассмотрено на заседании кафедры Информационные систем

протокол № 10 от 12 апреля 2011г.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем __10__с.

Зав. кафедрой ______________________________/А.Г. Ивашко/

«_17_»_мая_ 2011г.
Рассмотрено на заседании УМК Института математики, естественных наук и информационных технологий, протокол № 1 от 21.04.2011г.

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/И.Н. Глухих/

«_27_»_мая__2011г.
«СОГЛАСОВАНО»

Зав. методическим отделом УМУ_____________/С.А. Федорова/

«______»_____________2011г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт математики, естественных наук и информационных технологий

Кафедра информационных систем


Валерий Алексеевич Шапцев,

Антон Александрович Заев



ИФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И

ПРОБЛЕМЫ ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ


УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 230700.68 «Прикладная информатика»

очной формы обучения магистерской программы

«Прикладная информатика в экономике»

для студентов магистерской подготовки направления 230700.62

«Прикладная информатика» очной формы обучения профиля подготовки

«Прикладная информатика в экономике»


Тюменский государственный университет

2011



Шапцев В.А., Заев А.А. Информационное общество и проблемы прикладной информатики: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 230700.68 «Прикладная информатика» очной формы обучения магистерской программы «Прикладная информатика в экономике». Тюмень, 2011. 10 стр.


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ  Информационное общество и проблемы прикладной информатики [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru, свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой информационных систем. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.


ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой ИС А.Г. Ивашко,

д.т.н., профессор



© Тюменский государственный университет, 2011.

© Шапцев В.А., Заев А.А., 2011.


  1. Пояснительная записка.




    1. Цели и задачи дисциплины.


Целью дисциплины является формирование у студентов осознания проблем теоретической и практической информатики в контексте противоречий информационного общества и тенденций его развития. Задачами дисциплины являются: ознакомление студентов с особенностями информационной социально-экономической формации, обоснование противоречий и формулирование долговременных тенденций развития информационного общества, выявление последствий глобализации информационного общества, формирование у студентов представления о проблемах прикладной информатики в этом контексте.


    1. Место дисциплины в структуре ООП.


Дисциплина входит в раздел М.2. Базовая часть ООП.

Приступая к освоению дисциплины, обучающийся должен

знать методы дискретной математики, системного анализа, теорию вероятностей, основы математической статистики, теорию управления, теоретические основы информационной технологии;

уметь строить графические модели сложных объектов, использовать для этого соответствующие инструментальные программные системы, работать с информационными системами разного класса;

быть компетентным в области научных исследований, инноватики и проектирования информационных систем.



    1. Требования к результатам освоения дисциплины.


Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, самостоятельно обучаться новым методам исследования (ОК-1);

  • способен свободно пользоваться русским языком и одним из иностранных языков, как средством делового общения (ОК-2);



  • способен исследовать современные проблемы и методы прикладной информатики и научно-технического развития информационно-коммуникационных технологий (ПК-1);

  • способен исследовать закономерности становления и развития информационного общества в конкретной прикладной области(ПК-2);

  • способен анализировать и оптимизировать прикладные и информационные процессы (ПК-13).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать противоречия информационного общества, соответствующую проблематику развития средств информатики;

уметь формулировать требования к средствам прикладной информатики, дикутаемым особенностями развития информационного общества;

владеть навыками аргументированного отстаивания в дискуссиях своей точки зрения на средства решения проблем прикладной информатики.
Трудоемкость дисциплины.

9 Семестр. Форма промежуточной аттестации  экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов. В том числе: лекции  36ч., практические занятия  18ч., самостоятельная работа  54ч.
Тематический план.

Таблица 1. Тематический план




Тема

Недели семестра

Виды учебной работы, в час.

В том числе в интерактивной форме



Формы контроля

Лекции

Семинарские (практические) занятия

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

7

8

9

1

Тема 1. Характерные черты и противоречия информационного общества.

3

6

6

10

5

Защита рефератов по темам, согласованным с преподавателем

2

Тема 2. Тенденции развития информационного общества.

8

10

4

12

6

3

Тема 3. Проблемы прикладной информатики в информационном обществе.

13

10

4

20

10

4

Тема 4. Подходы к разрешению противоречий информационного общества и проблем информатики

18

10

4

12

6




Итого:




36

18

54




108




В том числе в интерактивной форме







8

19

27





Таблица 2. Планирование самостоятельной работы студентов




Темы

(см. табл.1)

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Обязательные

Дополнительные

1

Тема 1

Реферат

Работа с источниками, подготовка защиты реферата

3

10

2

Тема 2

Реферат

8

12

3

Тема 3

Реферат

13

20

4

Тема 4

Реферат

18

12




ИТОГО:

54




  1. Содержание дисциплины.




Тема 1. Характерные черты и противоречия информационного общества (ИО). Основные этапы информационной эволюции человечества  информационные революции. Информационный взрыв XX века. Социально-технологическая революция XX века и ее последствия. Глобализация информационной среды мирового сообщества. Определения понятия ИО. Основные черты ИО. Информационные аспекты глобальных проблем современности. Противоречия ИО. Человек в ИО. Смысл существования человека в обществе. Информационный образ жизни и культура личности. Новые возможности для развития интеллекта и творческих способностей человека. Философские проблемы информационной реальности. Человек как фактор риска в ИО. Информационная преступность и кибертерроризм. Проблематика информационной экологии.

Тема 2. Тенденции развития ИО. Новые виды информационных коммуникаций и их социальное значение. Информационные технологии как катализатор процессов современного общества. Комплекс проблем информационной безопасности. Противостояние в информационной сфере и манипулирование информацией. ИО как новая стадия развития цивилизации. Перспективы ИО. Технологические аспекты ИО. Новые представления о качестве образования. Международное сотрудничество в построении глобального ИО. Становление информатики как фундаментальной науки. Методология науки в ИО. Сингулярность. Тенденции развития ИО.

Тема 3. Проблемы прикладной информатики. Задачи, которые ставит информатизация перед информатикой. Сферы приложения информатики. Классификация и ранжирование проблем прикладной информатики. Проектирования и управление бизнес-процессами. Классификация архитектур информационных систем (ИС). Проблемы разработки и эффективности ИС. проблемы безопасности в ИС.

Тема 4. Подходы к разрешению противоречий информационного общества и проблем информатики. Повышение живучести информационно-вычислительной инфраструктуры ИО. Стратегии ее развития. Интеллектуальные системы и технологии. Использование технологий искусственного интеллекта в ИС. Примеры действующих ИС, использующих технологии искусственного интеллекта. Перспективы развития технологий искусственного интеллекта. Интеллектуальные надстройки существующих ИС.


Планы семинарских занятий.

Практические занятия по дисциплине проводятся в виде семинаров по темам лекций и ознакомления/обсуждения в компьютерном классе фактов, доступных через Интернет и характеризующих состояние современного информационного общества, тенденции его развития, противоречия и актуальные проблемы теоретической и практической информатики. При этом приветствуются примеры использования современных ИТ в решении противоречий ИО и применения средств искусственного интеллекта в ИС.

Таблица 3. Типовой план проведения семинаров.




Мероприятие

Исполнитель

Время

1.

Постановка задачи семинара

Преподаватель

5 мин.

2.

Ответы на вопросы студентов

Преподаватель

5-10 мин.

3.

Доклад студента

Студент

20 мин.

4.

Ответы на вопросы присутствующих

Студент

10 мин.

5.

Обсуждение доклада

Студенты

20 мин.

6.

Доклад 2-го студента или работа с ресурсами Интернета







7.

Формулирование итога семинара

Преподаватель

5 мин.


Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
6.1. Реферат это письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Он отражает состояние вопроса и обобщение изложенных тезисов, мнений и утверждений. Формат: DOC, шрифт 12’, 2 межстрочного интервала, Times New Roman; имя файла содержит фамилию студента).

Примерные темы самостоятельных работ по дисциплине.


  1. Плюсы и минусы глобализации информационной среды мирового сообщества.

  2. Наблюдаемые студентом проявления противоречий информационного общества.

  3. Информационный образ жизни и культура личности.

  4. Информационная культура гражданина.

  5. Новые возможности для развития интеллекта и творческих способностей человека.

  6. Информационная преступность и кибертерроризм.

  7. Проблематика информационной экологии.

  8. Подходы к решению проблем информационной безопасности.

  9. Примеры противостояния в информационной сфере и манипулировании информацией.

  10. Технологические аспекты информационного общества.

  11. Новые представления о технологиях и качестве образования.

  12. Методология науки в информационном обществе.

  13. Факты, отражающие тенденции развития информационного общества.

  14. Проблематика прикладной информатики в экономике.

  15. Проблематика прикладной информатики в образовании.

6.2. Контроль исполнения самостоятельных работ осуществляется преподавателем с участием студентов. Возможно использование фрагментарного тестирования знаний в электронном тесте. Приветствуются инициативные работы в форме научного доклада.

6.3. Вопросы для подготовки к экзамену.


  1. Информационная эволюция человечества: основные этапы, состояние и прогнозы.

  2. Информатизация общества как социально-технологическая революция.

  3. Отличительные черты и особенности информационного общества.

  4. Информационные технологии как катализатор процессов развития современного общества.

  5. Противоречия информационного общества.

  6. Информационные аспекты экономического развития современного общества.

  7. Структура занятости в информационном обществе и новые профессии.

  8. Информационное неравенство как глобальная проблема современности.

  9. Инновационная экономика в информационном обществе.

  10. Информационный образ жизни.

  11. Информационная экология.

  12. Электронное правительство.

  13. Социальные противоречия информационного общества.

  14. Информационная культура личности.

  15. Структура проблем информационной безопасности.

  16. Качество образования в информационном обществе.

  17. Глобализация общества и национальная культура.

  18. Наука в информационном обществе.

  19. Информационные ресурсы общества и проблемы их использования.

  20. Урбанизация и миграция в информационном обществе.

  21. Общество, основанное на знаниях.

  22. Человек в информационном обществе: новые возможности и проблемы.

  23. Информационное развитие общества и национальная безопасность.

  24. Новая информационная реальность и проблемы образования.

  25. Электронная культура в современном обществе.

  26. Виртуализация общества.

  27. Информационная преступность и кибертерроризм.




  1. Образовательные технологии.

Лекции читаются в мультимедиа-аудиториях с использованием презентаций и Интернет-ресурсов.

На практических занятиях применяются интерактивные формы работы с Интернет-ресурсами и программными системами поддержки работы со знаниями. В частности, ведутся дискуссии на семинарах, оппонирование на презентациях рефератов и электронное тестирование знаний.


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.




    1. Основная литература.




  1. Стратегия развития информационного общества в России // Открытое образование. 2007. № 4. С. 4–10.

  2. Коли, К.К. Информатизация общества в условиях глобализации: современное состояние и актуальные проблемы: лекция для студентов, обучающихся по программам специалитета и магистратуры различных направлений / К.К. Колин. – Красноярск: ИПК СФУ, 2009. 42 с.

  3. Смирнов А.И. Информационная глобализация и Россия: вызовы и возможности / А.И. Смирнов. М.: Издат. дом «Парад», 2005. 392с.

  4. Соколов И.А. Развитие информационного общества в России и актуальные проблемы информационной безопасности / И.А. Соколов, К. К. Колин // Информационное общество. 2009. № 4-5. С. 98–106.

  5. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Рос. газета. 2000. 29 сент.




    1. Дополнительная литература.




  1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Изд-во НАУКА, СО, 1986. 209с.

  2. Дресвянников В.А. Построение системы управления знаниями на предприятии. М.: КНОРУС, 2006. 344с.




    1. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы.


1. Международная конференция “Современные проблемы прикладной информатики” - engec.ruscientificeffortproblemy-prikladnoy.

2. Теоретические проблемы информатики. Развитие представлений об измерении информации в фактографических, документальных и ... - edu.ruВысшее профессиональное…_zip/080800m_2005.html

3. Институт проблем информатики Российской Академии - ipiran.ru

4. Всероссийский студенческий форуме «Актуальные проблемы прикладной информатики и методики обучения информатике». - shgpi.edu.ruf11/novosti/2011/otchet-po-forumu-…





  1. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины.


Для лекций необходимо мультимедийное демонстрационное оборудование. Практические занятия проводятся в компьютерном классе с ЛВС, связанной Интернетом.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 230700. 68 «Прикладная информатика» iconРабочая программа для студентов направления 230700. 62 Прикладная...
Кузнецова Н. Л., Лукашенко С. Н. Математический анализ. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 230700. 68 «Прикладная информатика» iconРабочая программа для студентов направления 230700. 62 Прикладная...
Кузнецова Н. Л., Лукашенко С. Н. Математический анализ. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 230700. 68 «Прикладная информатика» iconРабочая программа для студентов очной формы обучения, направления...
Воробьева М. С. Структурное программирование. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения,...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 230700. 68 «Прикладная информатика» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
О. А. Столярова. Основы социальной информатики: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020500....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 230700. 68 «Прикладная информатика» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
В. В. Иванова. Кадастр и оценка объектов недвижимости: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов эколого-географического...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 230700. 68 «Прикладная информатика» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Государственный кадастр земель населенных пунктов: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов эколого-географического...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 230700. 68 «Прикладная информатика» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «вычислительные системы,...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 230700 «Прикладная информатика», профиль подготовки...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 230700. 68 «Прикладная информатика» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальностей 080801....
Учебно-методический комплекс составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 230700. 68 «Прикладная информатика» iconПрограмма дисциплины «История» для направления 231300. 62 и 230700....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 231300....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 230700. 68 «Прикладная информатика» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 080801....
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 80801. 65 «Прикладная информатика в географии»...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 230700. 68 «Прикладная информатика» iconРабочая учебная программа для студентов одо специальности «Прикладная информатика в географии»
В. В. Новохатин. Основы землеустройства: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов именит, обучающихся на одо...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 230700. 68 «Прикладная информатика» iconРабочая учебная программа для студентов одо специальности «Прикладная информатика в географии»
В. В. Новохатин Геоинформационные земельные кадастровые системы: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов именит,...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 230700. 68 «Прикладная информатика» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «математическое моделирование»
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 230700. 68 «Прикладная информатика»
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 230700. 68 «Прикладная информатика» iconРабочая учебная программа для студентов одо специальности «Прикладная информатика в географии»
В. В. Новохатин. Система государственного земельного кадастра: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов именит,...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 230700. 68 «Прикладная информатика» iconПрограмма государственного экзамена по информатике для направления...
Программа обсуждена на заседании Ученого совета Института физики, технологии и экономики
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 230700. 68 «Прикладная информатика» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Н. Г. Осипова. Информатика: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления «География и картография»....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск