Скачать 61.14 Kb.
|
ЧТЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ПРОБЛЕМЫ, СУЖДЕНИЯ Кобрусева Наталья Геннадьевна преподаватель ОБОУ СПО «Железногорский ПК» Согласно всем известной статистике, наша страна была самой читающей страной мира. Несмотря на отсутствие книг в широкой продаже, люди приобретали подписные издания, собирали многотомные сочинения классиков; большой популярностью пользовались новинки в "Роман-газете". И как бы это странно ни звучало, но книга была лучшим подарком. Теперь ситуация коренным образом изменилась. «Мода на чтение ушла, – говорит писатель Юрий Поляков, – треть население России не читает книги. С центральных каналов телевиденья совсем исчезли программы, связанные с чтением, зато процветают многочисленные развлекательные шоу». И действительно, в интерьере сегодняшнего времени портрет нашего современника проще представить за монитором компьютера или с ноутбуком, чем с книгой в руках. Снижение интереса к чтению сегодня фиксирует большое количество социологических исследований. Так, в проекте "Потерянный читатель", который проводился Международным сообществом исследователей детского и юношеского чтения, отмечено, что не читают 37%, количество библиотек за последние 15 лет сократилось на 20%, так как 79% их не посещают, совсем не покупают книги 52%, около 50% учащихся не читают книги вне школьной программы. Исследования среди студентов нашего колледжа показали следующие результаты (рис.1): только 20% опрошенных любят читать; наличие домашней библиотеки оказалось лишь у 13% студентов; периодические издания читают 30%. Только 17% обучающихся используют книгу для написания рефератов и других внеаудиторных работ, остальные берут информацию из Интернета. Г Рисунок 1. ородская библиотека на наш запрос дала такие сведения: количество поступления новых изданий снизилось в 2,5 раза; посещаемость и читаемость упала почти в 3 раза. Основная категория читателей – пожилые люди, учащиеся начальных классов и студенты вузов. Отчего же произошли столь пугающие изменения в нашей стране? Существует множество причин, повлиявших на снижение интереса к чтению. Эти причины указали участники "круглого стола", организованного "Учительской газетой". Многие из выступавших считают, что это, прежде всего, технический прогресс, не обошедший своим вниманием ни одну семью, ни один дом, и поэтому, слишком много отвлекающих моментов – телевидение, Интернет. Все это поглощает их внимание и не хватает времени на чтение. Кроме того отмечалось, что литература стала предметом бизнеса. Коммерческие установки большинства издательств предопределили выпуск шпаргалочной по существу продукции типа "золотых сочинений" и прочих рецептурных рекомендаций для учащихся и абитуриентов. Речь не о том, что никакие справочные издания не нужны. Пагубна замена ими чтения самих произведений. Среди участников "круглого стола" были учителя литературы, которые сетуют на то, что сокращены уроки по литературе и русскому языку: «Конечно, нельзя умалять значимости информатики, иностранных языков или ОБЖ, но утраченные ныне понятия о чести, достоинстве, милосердии, патриотизме..., надо признать, закладываются классической литературой». И еще участники "круглого стола" отметили, что чтение – это труд и творчество. Но в настоящее время, надо сказать, многие не хотят себя утруждать. Это подтвердил ещё один опрос наших студентов. На вопрос «Чем вы обычно занимаетесь в свободное время?» получены следующие результаты (рис.2). Обратите внимание, что чтение занимает последнее место в ответах студентов. К Рисунок 2. ак видим, причин, влияющих на снижение интереса к чтению, немало. Но, как говорил А.С. Пушкин, «Чтение – лучшее учение»; да и к словам Александра Герцена надо прислушаться: "Без чтения нет настоящего образования; нет и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания". О значимости чтения, о его влиянии на успехи в профессиональной деятельности говорят и пишут люди, у которых многое состоялось в жизни именно благодаря чтению, которое способствовало развитию интеллекта, воли, характера, психики. Мы просмотрели газеты "Комсомольская правда", "АИФ", "Собеседник", "ЭХО недели", журнал "Наша молодёжь" и сделали подборку откликов. «Без информации человек не может существовать в современном обществе, где знания играют важную роль. А книга – главная база самообразования. В мире еще очень много интересного, необычного, помимо телевизора и компьютера», – пишет студентка отделения журналистики Курского государственного университета Фурман. Её мысль продолжает студентка этого же отделения Анна Газазян: "Обидно, когда людям дана возможность самопознания и развития, а они, приходя домой, поужинав, не берут в руки книгу, чтобы получить какие-то новые знания и навыки, хватают пульт и начинают переключать каналы…». Так же считает и Анна Мальцева, главный специалист отдела образования Рыльского района. «Цивилизация много меняет в нашей жизни, но никакие её достижения не заменят нам книгу, – говорит она. Мудрость по крупинке человек постигает всю свою жизнь, и книга – это кладезь премудрости». Интересно было узнать и мнение учащихся. Так школьники младших и средних классов отметили, что те, кто много читает, лучше отвечают и учатся, свободнее общается со сверстниками, быстрее находят общий язык со взрослыми. Молодежь в возрасте 18-20 лет считает, что недостаточные знания мешают не только успешно учиться, общаться, но и служат препятствием при устройстве на работу. Но надо сказать, что наличие практически у всех школьников и студентов домашнего компьютера не является гарантией качественной подготовки к активному участию в образовательном процессе. Компьютер в основном даёт уже готовую информацию, а чтение требует времени, внимания, воображения, самостоятельного осмысления. При работе с книгой развиваются аналитические способности, которые тесно связанны с процессами познания, усвоения и накопления знаний. Но если компьютер использовать только для развлечения, то мелькание "картинок" не развивает память и мышление. И это впоследствии скажется и на обучении, и на социальном становлении личности. После знакомства с данными исследования, естественно, возникает вопрос: "Как вернуть те времена, когда книгу читали?" Конечно, нельзя опустить руки и покорно ждать, когда новые племена сотрут с лица земли литературное наследие, надо действовать. Нельзя сказать, что ничего не делается, организуются различные мероприятия, создаются проекты. Так, ещё 7 сентября 2001 года состоялся Всероссийский конгресс в поддержку чтения – Чтения с большой буквы. Было принято обращение. Вот цитата из этого обращения: «Только читающая нация создаёт художественные ценности мирового уровня, только читающая нация дарит миру нобелевских лауреатов. Ни телевидение, ни Интернет не способны заменить книгу в духовной жизни нации». 23 ноября 2011 года в Российском агентстве международной информации "РИА Новости" прошла пресс-конференция, посвященная старту 1 Всероссийского конкурса чтецов " Живая классика". Хорошее, нужное дело организовали сотрудники нашей местной газеты "ЭХО недели", открыв страничку "Читай-город". Она начинается вступлением: «Всем известно, что книга – не только источник знаний, но и неисчерпаемый родник новых впечатлений и эмоций. А ещё чтение – это отличный способ скоротать время и расширить кругозор». На этой страничке читатели делятся впечатлением о прочитанной книге. Редакция надеется, что это, возможно, подтолкнёт кого-то к чтению книг. Я считаю, что повернуться лицом к чтению, поможет следующие:
Если мы хотим, чтобы традиционные духовные ценности не угасли сегодня, а стали объединяющей силой стран, нам не уйти от использования огромной силы чтения и книг. И, наверно, следует вдуматься в афоризм: «Кто учится без книг, тот черпает воду решетом» Литература
|
«Теория и практика педагогической науки в современном мире: традиции, проблемы, инновации» | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... Настоящий курс «Философия духовного в современном мире» включен в программу подготовки в рамках вузовского компонента магистрантов... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русский язык как государственный язык РФ. Русский язык – средство межнационального общения народов России и стран СНГ. Русский язык... | Книга духов (the magus) Глобализация является доминирующей мировой тенденцией в современном цивилизованном мире. В условиях глобального общества языковые... | ||
А. А. Деревянченко, В. В. Горохов, А. Ю. Климочкина, А. А. Назаров Глобализация является доминирующей мировой тенденцией в современном цивилизованном мире. В условиях глобального общества языковые... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Перед Вами очередной выпуск информационно-библиографического бюллетеня «Культура и искусство в современном мире: события, достижения,... | ||
«Современные глобальные проблемы» Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с изучением современных теорий глобализации и регионализации, типологии... | Перспективы применения наноструктурированного титана в деревообрабатывающем инструменте Глобализация является доминирующей мировой тенденцией в современном цивилизованном мире. В условиях глобального общества языковые... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Информатика в современном... Информатика в современном мире [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то («тгамэуп»). 2011. 12 с | План Образование сложных суждений. Установление логического значения... Сложные суждения – суждения, состоящие из нескольких простых суждений, связанных между собой логическими союзами. Именно по ним определяют... | ||
«Общественная позиция и роль гуманитария в современном мире» Может ли гуманитарий претендовать на роль духовного лидера в современном обществе? | Восемь смертных грехов цивилизации о книге: Лоренц К. Так называемое зло Глобализация является доминирующей мировой тенденцией в современном цивилизованном мире. В условиях глобального общества языковые... | ||
Программа дисциплины демократия и авторитаризм в современном мире... Проблемы демократического строительства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В современном, многообразном и динамичном мире проблемы окружающей среды приобрели глобальный масштаб. Они затрагивают всех и каждого... | ||
Программа курса “ основы религиоведения” Введение в религиоведение. Религиоведение как отрасль историко-философского знания. Теоретическое религиоведение: философские, социологические,... | Н. В. Масловым Схиархимандрит Иоанн (Маслов). «Глинская пустынь.... Глобализация является доминирующей мировой тенденцией в современном цивилизованном мире. В условиях глобального общества языковые... |