Чтение в современном мире: проблемы, суждения





Скачать 61.14 Kb.
НазваниеЧтение в современном мире: проблемы, суждения
Дата публикации02.05.2015
Размер61.14 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
ЧТЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ПРОБЛЕМЫ, СУЖДЕНИЯ
Кобрусева Наталья Геннадьевна

преподаватель

ОБОУ СПО «Железногорский ПК»
Согласно всем известной статистике, наша страна была самой читающей страной мира. Несмотря на отсутствие книг в широкой продаже, люди приобретали подписные издания, собирали многотомные сочинения классиков; большой популярностью пользовались новинки в "Роман-газете". И как бы это странно ни звучало, но книга была лучшим подарком.

Теперь ситуация коренным образом изменилась. «Мода на чтение ушла, говорит писатель Юрий Поляков, треть население России не читает книги. С центральных каналов телевиденья совсем исчезли программы, связанные с чтением, зато процветают многочисленные развлекательные шоу».

И действительно, в интерьере сегодняшнего времени портрет нашего современника проще представить за монитором компьютера или с ноутбуком, чем с книгой в руках.

Снижение интереса к чтению сегодня фиксирует большое количество социологических исследований. Так, в проекте "Потерянный читатель", который проводился Международным сообществом исследователей детского и юношеского чтения, отмечено, что не читают 37%, количество библиотек за последние 15 лет сократилось на 20%, так как 79% их не посещают, совсем не покупают книги 52%, около 50% учащихся не читают книги вне школьной программы.

Исследования среди студентов нашего колледжа показали следующие результаты (рис.1): только 20% опрошенных любят читать; наличие домашней библиотеки оказалось лишь у 13% студентов; периодические издания читают 30%. Только 17% обучающихся используют книгу для написания рефератов и других внеаудиторных работ, остальные берут информацию из Интернета.

Г
Рисунок 1.
ородская библиотека на наш запрос дала такие сведения: количество поступления новых изданий снизилось в 2,5 раза; посещаемость и читаемость упала почти в 3 раза. Основная категория читателей – пожилые люди, учащиеся начальных классов и студенты вузов.

Отчего же произошли столь пугающие изменения в нашей стране? Существует множество причин, повлиявших на снижение интереса к чтению.

Эти причины указали участники "круглого стола", организованного "Учительской газетой". Многие из выступавших считают, что это, прежде всего, технический прогресс, не обошедший своим вниманием ни одну семью, ни один дом, и поэтому, слишком много отвлекающих моментов – телевидение, Интернет. Все это поглощает их внимание и не хватает времени на чтение.

Кроме того отмечалось, что литература стала предметом бизнеса. Коммерческие установки большинства издательств предопределили выпуск шпаргалочной по существу продукции типа "золотых сочинений" и прочих рецептурных рекомендаций для учащихся и абитуриентов.

Речь не о том, что никакие справочные издания не нужны. Пагубна замена ими чтения самих произведений.

Среди участников "круглого стола" были учителя литературы, которые сетуют на то, что сокращены уроки по литературе и русскому языку: «Конечно, нельзя умалять значимости информатики, иностранных языков или ОБЖ, но утраченные ныне понятия о чести, достоинстве, милосердии, патриотизме..., надо признать, закладываются классической литературой».

И еще участники "круглого стола" отметили, что чтение – это труд и творчество. Но в настоящее время, надо сказать, многие не хотят себя утруждать. Это подтвердил ещё один опрос наших студентов. На вопрос «Чем вы обычно занимаетесь в свободное время?» получены следующие результаты (рис.2). Обратите внимание, что чтение занимает последнее место в ответах студентов.

К
Рисунок 2.
ак видим, причин, влияющих на снижение интереса к чтению, немало. Но, как говорил А.С. Пушкин, «Чтение – лучшее учение»; да и к словам Александра Герцена надо прислушаться: "Без чтения нет настоящего образования; нет и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания".

О значимости чтения, о его влиянии на успехи в профессиональной деятельности говорят и пишут люди, у которых многое состоялось в жизни именно благодаря чтению, которое способствовало развитию интеллекта, воли, характера, психики.

Мы просмотрели газеты "Комсомольская правда", "АИФ", "Собеседник", "ЭХО недели", журнал "Наша молодёжь" и сделали подборку откликов.

«Без информации человек не может существовать в современном обществе, где знания играют важную роль. А книга – главная база самообразования. В мире еще очень много интересного, необычного, помимо телевизора и компьютера», пишет студентка отделения журналистики Курского государственного университета Фурман.

Её мысль продолжает студентка этого же отделения Анна Газазян: "Обидно, когда людям дана возможность самопознания и развития, а они, приходя домой, поужинав, не берут в руки книгу, чтобы получить какие-то новые знания и навыки, хватают пульт и начинают переключать каналы…».

Так же считает и Анна Мальцева, главный специалист отдела образования Рыльского района. «Цивилизация много меняет в нашей жизни, но никакие её достижения не заменят нам книгу, говорит она. Мудрость по крупинке человек постигает всю свою жизнь, и книга это кладезь премудрости».

Интересно было узнать и мнение учащихся. Так школьники младших и средних классов отметили, что те, кто много читает, лучше отвечают и учатся, свободнее общается со сверстниками, быстрее находят общий язык со взрослыми. Молодежь в возрасте 18-20 лет считает, что недостаточные знания мешают не только успешно учиться, общаться, но и служат препятствием при устройстве на работу.

Но надо сказать, что наличие практически у всех школьников и студентов домашнего компьютера не является гарантией качественной подготовки к активному участию в образовательном процессе.

Компьютер в основном даёт уже готовую информацию, а чтение требует времени, внимания, воображения, самостоятельного осмысления. При работе с книгой развиваются аналитические способности, которые тесно связанны с процессами познания, усвоения и накопления знаний. Но если компьютер использовать только для развлечения, то мелькание "картинок" не развивает память и мышление. И это впоследствии скажется и на обучении, и на социальном становлении личности.

После знакомства с данными исследования, естественно, возникает вопрос: "Как вернуть те времена, когда книгу читали?" Конечно, нельзя опустить руки и покорно ждать, когда новые племена сотрут с лица земли литературное наследие, надо действовать.

Нельзя сказать, что ничего не делается, организуются различные мероприятия, создаются проекты. Так, ещё 7 сентября 2001 года состоялся Всероссийский конгресс в поддержку чтения – Чтения с большой буквы. Было принято обращение. Вот цитата из этого обращения:

«Только читающая нация создаёт художественные ценности мирового уровня, только читающая нация дарит миру нобелевских лауреатов. Ни телевидение, ни Интернет не способны заменить книгу в духовной жизни нации».

23 ноября 2011 года в Российском агентстве международной информации "РИА Новости" прошла пресс-конференция, посвященная старту 1 Всероссийского конкурса чтецов " Живая классика".

Хорошее, нужное дело организовали сотрудники нашей местной газеты "ЭХО недели", открыв страничку "Читай-город". Она начинается вступлением: «Всем известно, что книга – не только источник знаний, но и неисчерпаемый родник новых впечатлений и эмоций. А ещё чтение – это отличный способ скоротать время и расширить кругозор». На этой страничке читатели делятся впечатлением о прочитанной книге. Редакция надеется, что это, возможно, подтолкнёт кого-то к чтению книг.

Я считаю, что повернуться лицом к чтению, поможет следующие:

  • Приучать читать с детства.

  • Читающие дети, как правило, встречаются у читающих родителей.

  • На телевидении нужна программа по чтению, хотя бы час в день.

  • Желательно, чтобы молодёжь окружала не только реклама пива и глянцевых журналов, но и книг.

  • Можно объявить Год чтения – мы в большой степени продвинемся вперед.

  • Проводить конкурсы не только "Песня года", но и "Книга года"

  • По улицам города мог бы курсировать "Читающий автобус, разрисованный лозунгами и призывами читать.

Если мы хотим, чтобы традиционные духовные ценности не угасли сегодня, а стали объединяющей силой стран, нам не уйти от использования огромной силы чтения и книг.

И, наверно, следует вдуматься в афоризм: «Кто учится без книг, тот черпает воду решетом»

Литература

  1. Зырянов, П. Духовно-нравственное воспитание молодежи [Текст] / П. Зырянов. // Наша молодёжь. – 2010. №3. – С.22-23.

  2. Черных, А. Дети читают [Текст] / А. Черных // Наша молодёжь. – 2010. №5. – С.22-23.

  3. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся [Текст] : (читательская грамотность учащихся 15-летнего возраста) // Завуч. – 2011. №2 – С.116-119.

  4. Соколов, А. Как пройти в XXI век? [Текст] /А. Соколов // Российская газета. – 2007. – № 252. – С.10.

  5. Читай-город [Текст] // Эхо недели. – 2009. – № 65. – С.26

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Чтение в современном мире: проблемы, суждения icon«Теория и практика педагогической науки в современном мире: традиции, проблемы, инновации»

Чтение в современном мире: проблемы, суждения iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...
Настоящий курс «Философия духовного в современном мире» включен в программу подготовки в рамках вузовского компонента магистрантов...
Чтение в современном мире: проблемы, суждения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Русский язык как государственный язык РФ. Русский язык – средство межнационального общения народов России и стран СНГ. Русский язык...
Чтение в современном мире: проблемы, суждения iconКнига духов (the magus)
Глобализация является доминирующей мировой тенденцией в современном цивилизованном мире. В условиях глобального общества языковые...
Чтение в современном мире: проблемы, суждения iconА. А. Деревянченко, В. В. Горохов, А. Ю. Климочкина, А. А. Назаров
Глобализация является доминирующей мировой тенденцией в современном цивилизованном мире. В условиях глобального общества языковые...
Чтение в современном мире: проблемы, суждения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Перед Вами очередной выпуск информационно-библиографического бюллетеня «Культура и искусство в современном мире: события, достижения,...
Чтение в современном мире: проблемы, суждения icon«Современные глобальные проблемы»
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с изучением современных теорий глобализации и регионализации, типологии...
Чтение в современном мире: проблемы, суждения iconПерспективы применения наноструктурированного титана в деревообрабатывающем инструменте
Глобализация является доминирующей мировой тенденцией в современном цивилизованном мире. В условиях глобального общества языковые...
Чтение в современном мире: проблемы, суждения iconРабочая учебная программа по дисциплине «Информатика в современном...
Информатика в современном мире [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то («тгамэуп»). 2011. 12 с
Чтение в современном мире: проблемы, суждения iconПлан Образование сложных суждений. Установление логического значения...
Сложные суждения – суждения, состоящие из нескольких простых суждений, связанных между собой логическими союзами. Именно по ним определяют...
Чтение в современном мире: проблемы, суждения icon«Общественная позиция и роль гуманитария в современном мире»
Может ли гуманитарий претендовать на роль духовного лидера в современном обществе?
Чтение в современном мире: проблемы, суждения iconВосемь смертных грехов цивилизации о книге: Лоренц К. Так называемое зло
Глобализация является доминирующей мировой тенденцией в современном цивилизованном мире. В условиях глобального общества языковые...
Чтение в современном мире: проблемы, суждения iconПрограмма дисциплины демократия и авторитаризм в современном мире...
Проблемы демократического строительства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы
Чтение в современном мире: проблемы, суждения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В современном, многообразном и динамичном мире проблемы окружающей среды приобрели глобальный масштаб. Они затрагивают всех и каждого...
Чтение в современном мире: проблемы, суждения iconПрограмма курса “ основы религиоведения”
Введение в религиоведение. Религиоведение как отрасль историко-философского знания. Теоретическое религиоведение: философские, социологические,...
Чтение в современном мире: проблемы, суждения iconН. В. Масловым Схиархимандрит Иоанн (Маслов). «Глинская пустынь....
Глобализация является доминирующей мировой тенденцией в современном цивилизованном мире. В условиях глобального общества языковые...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск